Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ И ОЦЕНКИ УБЫТКОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ В ВОЕННОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ'

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ И ОЦЕНКИ УБЫТКОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ В ВОЕННОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1274
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
безопасность полетов / авиационное происшествие / убытки от авиационных происшествий / flight safety / aviation accident / losses from aviation accidents

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д В. Мешанков

В статье рассмотрены основные факторы безопасности полетов и предложены актуальные направления ее повышения. Автор анализирует различные интерпретации авиационной безопасности, изучает распространенные причины авиационных происшествий. Результатом проведенного научного исследования является обобщение опубликованных данных по аварийности военных и гражданских самолетов, а также проведение комплексной оценки полученных убытков в результате нарушения нормального функционирования авиационно-транспортной системы. Предложены четыре методики расчета показателя безопасности полетов в мировой авиации. Приводится классификация факторов, в основном, влияющих на безопасность полетов. Подробно разбираются всевозможные убытки, возникшие в результате авиапроисшествия. Выделяются три основные группы факторов неисправности авиационной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PROBLEMS OF ENSURING FLIGHT SAFETY AND ASSESSING LOSSESAS A RESULT OF AVIATION ACCIDENTS IN THE MILITARY AND CIVIL AVIATION OF RUSSIA

The article discusses the main factors of flight safety and offers topical directions for its improvement. The author analyzes various interpretations of aviation security, studies common causes of aviation accidents. The result of the scientific research is the generalization of published data on the accident rate of military and civil aircraft, as well as a comprehensive assessment of the losses incurred as a result of disruption of the normal functioning of the aviation transport system. Four methods of calculating the indicator of flight safety in world aviation are proposed. A classification of factors, mainly affecting flight safety, is given. All kinds of losses incurred as a result of an aircraft accident are analyzed in detail. There are three main groups of aviation equipment malfunction factors.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ И ОЦЕНКИ УБЫТКОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ В ВОЕННОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ»

5. Petrov I.V. Review of methods for assessing the investment attractiveness of regions // Young Scientist. 2017. no. 23.S. 57-61.

6. Safiyanov D.R. Investment attractiveness of the Altai Republic - the basis of the economic development of the Russian Federation // My professional career. 2019.Vol. 4.No. 5.S. 49-66.

7. Trachenko M.B., Dzhioev V.A. Express-analysis of investment attractiveness of regions // Finance and Credit. 2018.Vol. 24.No. 9 (777). Access mode: https://cyberleninka.rU/article/n/ekspress-analiz-investitsionnoy-privlekatelnosti-regionov. Date of access: 04.06.2021.

8. Uruzbaeva N.A. Problems and ways of improving the business climate in the regions // Economy of the region. 2016.Vol. 12.No. 1. Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-puti-uluchsheniya-delovogo-klimata-v-regionah. Date of access: 04.06.2021.

9. Shcherbakova D.V., Medved A.A. Factors of investment attractiveness of Russian regions // Management consulting. 2018. no. 11 (119). Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-investitsionnoy-privlekatelnosti-regionov-rossii. Date of access: 02.06.2021.

10. Yuzvovich L.I. etc. Investments. Yekaterinburg: Ural University Publishing House, 2018.610 p.

11. LLC "Rating Agency Expert" (LLC "RAEX"). Official site. Access mode: https://raex-a.ru. Date of access: 02.06.2021.

12. https: //www. economy. gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee.

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11231

Д.В. Мешанков - аспирант кафедры «Управление персоналом», Московский авиационный институт, cy623@yandex.ru,

D.V. Meshankov - postgraduate student of Department «Human Resource Management», Moscow Aviation Institute.

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ И ОЦЕНКИ УБЫТКОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ В ВОЕННОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ ANALYSIS OF THE PROBLEMS OF ENSURING FLIGHT SAFETY AND ASSESSING LOSSESAS A RESULT OF AVIATION ACCIDENTS IN THE MILITARY AND CIVIL AVIATION OF RUSSIA

Аннотация. В статье рассмотрены основные факторы безопасности полетов и предложены актуальные направления ее повышения. Автор анализирует различные интерпретации авиационной безопасности, изучает распространенные причины авиационных происшествий. Результатом проведенного научного исследования является обобщение опубликованных данных по аварийности военных и гражданских самолетов, а также проведение комплексной оценки полученных убытков в результате нарушения нормального функционирования авиационно-транспортной системы. Предложены четыре методики расчета показателя безопасности полетов в мировой авиации. Приводится классификация факторов, в основном, влияющих на безопасность полетов. Подробно разбираются всевозможные убытки, возникшие в результате авиапроисшествия. Выделяются три основные группы факторов неисправности авиационной техники.

Abstract. The article discusses the main factors of flight safety and offers topical directions for its improvement. The author analyzes various interpretations of aviation security, studies common causes of aviation accidents. The result of the scientific research is the generalization of published data on the accident rate of military and civil aircraft, as well as a comprehensive assessment of the losses incurred as a result of disruption of the normal functioning of the aviation transport system. Four methods of calculating the indicator of flight safety in world aviation are proposed. A classification of factors, mainly affecting flight safety, is given. All kinds of losses incurred as a result of an aircraft accident are analyzed in detail. There are three main groups of aviation equipment malfunction factors.

Ключевые слова: безопасность полетов, авиационное происшествие, убытки от авиационных происшествий.

Keywords: flight safety, aviation accident, losses from aviation accidents.

На современном этапе развития военной и гражданской авиации, когда она оснащается новой сложной авиационной техникой (АТ) при наличии довольно большого парка воздушных судов (ВС) прошлых поколений, безопасность полетов приобретает особое значение как один из главных компонентов качества функционирования авиационной транспортной системы.

Безопасность полётов - это состояние авиационной системы или организации, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, относящейся к эксплуатации ВС или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются.

Это понятие не следует путать с авиационной безопасностью. В зависимости от контекста понятие безопасности полётов может иметь различные интерпретации, например:

• отсутствие авиационных происшествий;

• отсутствие или приемлемые уровни рисков, то есть факторов, которые могут привести к ущербу;

• отношение работников к небезопасным действиям и условиям, то есть корпоративная культура безопасности с сопутствующими процессами выявления источников опасности и управления рисками с целью предупреждения авиационных происшествий (человеческих жертв, ущерба имуществу и окружающей среде).

Одним из важных направлений деятельности по обеспечению безопасности полетов является анализ и изучение причин авиационных происшествий. С позиций теории управления такой анализ должен обеспечивать выполнение функции обратной связи, в части мер безопасности, принятых в процессе создания и эксплуатации ВС, а также выявления новых опасностей, которые ранее были известны недостаточно или вообще не были известны.

В настоящее время, когда эксплуатационные предприятия стали самостоятельными юридическими лицами и их функционирование, успешная деятельность целиком зависит от экономических показателей, важно правильно и строго вести учет потерь всякого вида неблагоприятных событий, встречающихся в эксплуатации. К таким событиям относятся авиационные происшествия, прерванные взлеты, вынужденные посадки и др.

Целью данной статьи является обобщение данных по аварийности военных и гражданских ВС с оценкой убытков в результате нарушения нормального функционирования авиационно -транспортной системы для обоснования путей повышения безопасности полетов.

В соответствии с поставленной целью в статье решаются следующие основные задачи: систематизация и анализ причин возникновения авиационных происшествий в военной и гражданской авиации Российской Федерации, определение основных факторов, влияющих на уровень безопасности полетов, и разработка предложений по повышению этого уровня, оценка убытков в результате авиационных происшествий (АП) и событий, нарушающих регулярность полетов, разработка предложений по совершенствованию методики оценки экономического ущерба эксплуатационных предприятий. Подробно разбираются всевозможные

Универсальной методики расчета показателя безопасности полетов в мире не существует. Используются следующие основные 4 показателя:

1) к1 = ~ 101 - количество катастроф на 100 ООО часов налета, где

2) = ~ 105— количество катастроф на 100 ООО взлет-посадок, где

3) к3 = ^10б - количество погибших на 1 000 000 перевезенных, где

4) /с4 = — — коэффициент выживаемости в полете, где

5 - количество погибших в одном полете,

Л - количество перевезенных в этом полете.

Также существуют и другие показатели: число катастроф на 100 млн. км налета, число погибших пассажиров на 100 млн. пасс-км, число авиационных происшествий на 100 000 полетов и др.

На безопасность полетов влияет большое количество факторов, от которых зависит качество функционирования авиационной транспортной системы (АТС).

Авиационная транспортная система (АТС) - это совокупность совместно действующих воздушных судов, комплекса наземных средств по подготовке и обеспечению полетов, личного состава, занятого эксплуатацией и ремонтом ВС и наземных средств, а также системы управления процессом эксплуатации.

Всего за период с 2015 по 2020 годы на территории РФ произошло 101 авиационное происшествие. Наиболее часто попадали в аварии летательные аппараты Ан-2 (всего 25 раз за исследуемый период), далее в рейтинге Ми-8Т и Ми-2 (17 и 16 раз соответственно).

Фактором считают определенное действие, случай, условие или обстоятельство, наличие либо отсутствие которого увеличивает или уменьшает вероятность благоприятного окончания полета.

Техническая и организационная сложность АТС, большая численность авиационного персонала служб, принимающих участие в организации, подготовке, выполнении и обеспечении полетов, а также эксплуатация ВС в широком диапазоне погодных и климатических условий порождают значительное количество составляющих, которые влияют на конечный результат полета. Учитывая сложность и разветвленность АТС, перечислить все факторы практически невозможно. Степень их детализации определяется конкретизацией условий функционирования системы и характером их влияния на возникновение потенциальной опасности для полетов.

Учитывая сложность и разветвленность АТС, перечислить все факторы практически невозможно.

Все факторы, влияющие на безопасность полетов, могут быть разделены на:

• системные;

• внесистемные.

Под системными понимаются такие факторы, которые определяются внутренними свойствами АТС. Подавляющая часть системных факторов обусловлена действиями экипажа (человеческий фактор), а также эф-

фективностью функционирования техники (технический фактор). Внесистемные факторы - это факторы внешней среды, не зависящие от внутренних свойств АТС.

Но такое деление носит условный характер. Так, к человеческому фактору можно отнести и некачественное техническое обслуживание, и ошибки экипажа, диспетчеров Управления воздушным движением (УВД), и несовершенство документации. Поскольку авиационная техника является продуктом человеческого разума и труда, то все недостатки проектирования и изготовления ВС можно отнести к человеческому фактору.

С другой стороны, на исход полета влияет окружающая среда. Однако она, за редким исключением, не может быть причиной неблагоприятных событий. В настоящее время ВС должно выполнять полеты в ожидаемых условиях эксплуатации.

Таким образом, выделим 3 основные группы факторов:

• факторы опасности техники;

• человеческий фактор;

• факторы опасности внешней среды.

Рассмотрим их влияние на безопасность полетов более подробно.

• Факторы опасности АТ

Проблема обеспечения безотказности в работе изделий авиационной промышленности стала особенно актуальной. Как показывает статистика Международной организации гражданской авиации (ИКАО), около 20-30 % всех АП происходит из-за отказов и неисправностей АТ. Этот показатель может отклоняться от указанных значений в зависимости от типа ВС, его налета и времени эксплуатации, уровня подготовки личного состава и т.д.

Низкая безотказность АТ, заложенная при проектировании и производстве, недостаточная проработка вопросов безопасности полетов при проектировании трудно компенсируется в эксплуатации высоким качеством технического обслуживания АТ, подготовки экипажей к действиям при возникновении отказов в полете, а также созданием самой совершенной системы организации и руководства полетами.

Обеспечение безотказной работы АТ на предприятиях авиационной промышленности возлагается на инженерно-технический состав авиационно-технической базы (АТБ), который обязан постоянно поддерживать летную годность эксплуатируемых ВС и предупреждать, а также устранять отказы и неисправности АТ. Обеспечение безотказной работы всех систем, устройств и аппаратуры ВС в полете - важное направление работы по повышению безопасности и регулярности полетов. Ниже представлены основные факторы, влияющие на надежность АТ (Рисунок 1).

Рисунок 1 - Основные факторы, влияющие на надежность АТ

Основными профилактическими мерами, предотвращающими возможность возникновения факторов опасности АТ, являются:

• Нормирование этих факторов по критериям надежности. Для этой цели разрабатываются стандарты - единые нормы летной годности.

• Разработка различных мероприятий по экспедиционному сопровождению единых норм летной годности.

• Человеческий фактор

Человеческий фактор (ЧФ) - одно из центральных понятий, используемых при рассмотрении проблемы обеспечения безопасности полетов. Это понятие чрезвычайно объемно и служит для характеристики всех явлений в авиационной практике, связанных с многократной деятельностью человека. Под человеческим фактором понимается совокупность идейно -нравственных, социальных, психологических, физических, профессиональных и других качеств человека, оказывающих влияние на результаты его деятельности.

Роль ЧФ в обеспечении безопасности полетов огромна. Это обусловлено тем, что в авиации все процессы по организации, обеспечению и выполнению полетов осуществляются людьми - авиационными специалистами различного профиля. Они выполняют множество операций по технической эксплуатации, загрузке и заправке ВС, поддержанию аэродромов и их оборудования в эксплуатационной готовности, пилотированию ВС, управлению воздушным движением и др.

ЧФ может оказывать различное влияние на исход полета:

• позитивное, когда авиаспециалист успешно выполняет свои профессиональные функции и, используя опыт, профессиональное мастерство, парирует возникающие под воздействием неблагоприятных факторов опасные отклонения, обеспечивая тем самым необходимую безопасность воздушных перевозок. Активизация положительного влияния ЧФ во всех видах деятельности авиационных специалистов является мощным средством повышения уровня безопасности полетов. Главные средства активизации положительного влияния ЧФ -воспитание высокого чувства ответственности за безопасность полетов, повышение деловой профессиональной компетентности, совершенствование морального и экономического стимулирования.

• негативное, когда в процессе трудовой деятельности авиационный специалист случайно или в силу профессиональной некомпетентности сам совершает неправильные, ошибочные действия, создающие угрозу безопасности полетов.

Выполняя производственные функции, авиаспециалисты совершают множество ошибок.

Для летного состава типовыми ошибками являются:

• ошибочное восприятие параметров полета (высоты, скорости, расстояния),

• неправильная оценка навигационной и метеообстановки,

• ложное понимание команд,

• отвлечение внимания от управления ВС,

• ошибки в технике пилотирования,

• неправильная эксплуатация функциональных систем ВС и др.

Для диспетчерского состава УВД:

• ошибки в оценке и прогнозировании воздушной обстановки,

• выдача неправильных или противоречивых команд,

• нарушение интервалов между ВС,

• спрямление маршрутов без учета требований безопасности полета,

• нарушения правил применения радиотехнического и светотехнического оборудования, фразеологии радиообмена,

• оставление рабочего места без подмены при полетах и др.

Для инженерно-авиационной службы специфическими являются ошибки, связанные с:

• нарушением последовательности технологических операций при техническом обслуживании,

• неправильным замером параметров,

• использованием неправильного инструмента и посторонних предметов в ВС,

• обслуживанием ВС без соответствующего допуска,

• выпуском ВС с неисправностями,

• незакрытыми люками,

• неснятыми заглушками и др.

Ошибочные действия характерны и для специалистов, входящих в другие службы обеспечения полетов.

На возникновение и формирование ошибочных действий существенное влияние оказывают неблагоприятные факторы окружающей среды. Для авиационного персонала это повышение шумов, метеорологических воздействий (снег, мороз, дождь и т.д.), пары горюче-смазочных материалов, недостаточный уровень механизации физической работы, неравномерность нагрузки, чередование относительно спокойных периодов с весьма напряженными (подготовка к очередному вылету в заданное время), необходимость работы в дневные и ночные смены и др.

Также ЧФ способствуют социальные причины, провоцирующие ошибочные действия здоровых и профессионально подготовленных специалистов. К их числу относятся: неудовлетворительные бытовые условия,

мешающие полноценному отдыху; длительные выезды в служебные командировки; дополнительная работа по совместительству в часы отдыха и др.

Для предотвращения возникновения опасностей, обусловленных деятельностью человека, существует несколько способов уменьшения влияния человеческого фактора:

• пропаганда и воспитание,

• обучение и отработка навыков,

• профотбор и медицинское обследование (включает в себя медицинский, социально-психологический, образовательный и психофизиологический отбор).

• Факторы опасности внешней среды

Основными факторами опасности внешней среды являются терроризм и опасные метеорологические условия.

Терроризм

Обострение политических и социально-экономических проблем, появление обширных зон конфликтных ситуаций, терроризм, захваты заложников, криминализация общества - всё это коснулось РФ после распада СССР. Непосредственным объектом актов террористического воздействия оказался воздушный транспорт, аккумулирующий гигантские денежные и материальные ресурсы, играющий особую роль в деле поддержания нормальной жизнедеятельности любого государства. Любой инцидент на воздушном транспорте вызывает огромный резонанс в обществе. Попытки захвата и захваты ВС, угрозы и взрывы в аэропортах, иные АНВ (акты незаконного вмешательства) в деятельность военной и гражданской авиации, серьёзно осложняют обстановку на воздушном транспорте, подрывают веру людей в безопасность, влекут тяжелые моральные, экономические и даже политические последствия, наносят ущерб национальным интересам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воздушный терроризм предполагает совершение преступлений, прежде всего, против гражданской авиации и на борту ВС, таких, как захват ВС, их угон, захват заложников, вывод из строя аэронавигационного оборудования и т. п.; он угрожает значительному числу людей и создает обстановку страха среди больших слоев населения. Со времени наибольшей активизации воздушного терроризма, то есть с 60 -х годов 20века, в его осуществлении зафиксировано участие террористических групп всех основных идейно -политических направлений.

Для исключения актов незаконного вмешательства на воздушном транспорте могут предприниматься следующие меры:

• постоянная, надежная охрана ВС на аэродромах;

• тщательный досмотр пассажиров, багажа и ручной клади, изъятие веществ, грузов и предметов, запрещенных к перевозу на ВС;

• запрет на перевозку багажа и ручной клади пассажиров, не явившихся на посадку.

Метеорологические условия

Одной из особенностей авиационного транспорта является высокая степень зависимости его функционирования от природных факторов. Большое влияние на характер движения авиационных транспортных средств оказывают метеорологические условия.

Неблагоприятные метеорологические условия могут значительно осложнить и даже приостановить работу авиационного транспорта. Метеорологические условия характеризуют состояние атмосферы и атмосферных процессов. К таким условиям относятся температура, давление, влажность воздуха, ветер, облачность и осадки, туманы, грозы, а также продолжительность солнечного сияния и др.

Метеоусловия могут быть длительно влияющими, как, например, отрицательная температура и снеговой покров в зимнее время, и кратковременно проявляющимися - осадки, туман, гололед.

Особую опасность для воздушного транспорта представляет туман. Сильный туман создает почти полное отсутствие видимости, в результате чего движение может быть полностью прекращено. При низкой облачности ухудшаются условия взлета и посадки самолетов, что иногда приводит к закрытию аэропортов.

Грозовые фронты в атмосфере также представляют собой источник опасности для самолетов и вертолетов. Гроза - атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом. Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и связана с ливневым дождем, градом и шквальным усилением ветра.

Характер полета нередко обусловливается наличием облачности, ее высотой, структурой и протяженностью. Облачность усложняет технику пилотирования и тактические действия. Полет в облаках сложен, и успешность его зависит от наличия на самолете соответствующего пилотажно-навигационного оборудования и от натренированности летного состава в технике пилотирования по приборам. В мощно-кучевых облаках полет (особенно на тяжелых самолетах) усложняется большой турбулентностью воздуха, в кучево-дождевых, кроме этого, наличием гроз.

Сложную комплексную проблему безопасности жизнедеятельности авиации представляет наземное обледенение ВС, которое оказывает влияние на летно-технические характеристики и может вызвать АП или предпосылки к ним. Причем полеты современных самолетов на дальних магистральных линиях связаны с пересечением различных климатических зон, что обусловливает возможность образования обледенения практически в любое время года, но наиболее часто на территории России оно возникает в весенний и осенний периоды. В целях обеспечения безопасности полетов взлет самолетов запрещается при образовании наземного обледене-

ния любого вида. Благополучный взлет обледеневшего самолета возможен, но степень риска настолько велика, что такие взлеты запрещаются не только при выполнении рейсов, но и в испытательных целях. Для защиты от наземного обледенения проводят распыление по поверхности самолета противообледенительной жидкости (с низкой температурой замерзания). Помимо этого, для удаления льда с поверхности самолета применяются тепловые обдувочные машины.

Наземное обледенение самолета более обширно и опасно в сравнении с обледенением его в полете, когда лед образуется, как правило, лишь на лобовых частях самолета. Обледенение возникает во время взлета, набора высоты, снижения и захода на посадку.

Обледенение является одним из наиболее сложных природных явлений, напрямую влияющих на безопасность и регулярность полетов в авиации.

Влияние осадков на полет сказывается в основном за счет явлений, им сопутствующих. Обложные осадки (особенно морось) занимают часто большие площади, сопровождаются низкой облачностью и сильно ухудшают видимость; при наличии переохлажденных капель в них происходит обледенение самолета. Поэтому в обложных осадках, особенно на малых высотах, полет затруднен. В ливневых осадках фронтального характера полет затруднен из-за резкого ухудшения видимости и усиления ветра.

По данным ИКАО, неблагоприятные метеорологические условия были признаны причиной 20% авиационных происшествий, а нарушения расписания полетов из-за погоды в зависимости от сезона года и климата района происходят в среднем от 1 до 5 % случаев. Больше половины этих нарушений составляют отмены рейсов из-за условий погоды в аэропортах вылета и прилета. Совершенствование бортового и наземного оборудования систем посадки самолетов позволяет снизить количество случаев нарушения регулярности вылетов и посадок самолетов по метеорологическим условиям.

Метеорологическая информация является жизненно необходимой для планирования и в качестве постоянного фактора, обеспечивающего безопасность выполнения полетов.

Анализ убытков в результате авиационных происшествий, задержек вылета, прерванных взлетов и вынужденных посадок, которые существенно ухудшают экономическую стабильность эксплуатационных подразделений

1. Убытки от списания ВС, потерпевших АП.

В 2015-2018 годах только по гражданской авиации РФ в результате АП было списано 275 ВС. Списание происходило в результате того, что ВС или полностью разрушено или экономически нецелесообразно его восстанавливать.

2. Убытки, связанные с восстановлением АТ после авиационного происшествия.

В 2015 г. произошло 14 АП, завершившихся поломкой АТ с последующим восстановлением.

Объем летной работы, не выполненной в результате простоя АТ в восстановительном ремонте определяется, исходя из производственных полетов по типам ВС, среднего времени нахождения АТ на в ремонте и интенсивности использования АТ.

При определении убытков от данного вида АП также не учитывается тот факт, что внеплановые работы, связанные о восстановлением АТ, оказывают влияние и на сокращение объема летной работы эксплуатационного предприятия из-за простоя ВС при ожидании ремонта и выполнении восстановительных работ. Особенно это сказывается на финансовом положении предприятий, где высокий коэффициент использования парка АТ и невыполнение договорных обязательств приводит к штрафным санкциям или дополнительным затратам на аренду недостающего ВС.

3. Убытки от задержек рейсов ВС.

Уровень безопасности полетов оказывает существенное влияние на показатели хозяйственно-финансовой деятельности авиапредприятия. Большое влияние на выполнение показателей плана авиапредприятия и повышение культуры обслуживания пассажиров оказывает регулярность полетов. Показатели регулярности полетов является регулярность отправлений ВС из аэропортов и регулярность выполнения рейсов по воздушным линиям. Большое значение имеют установление и анализ причин задержек рейсов. При этом нарушения регулярности по причинам, зависящим от гражданской авиации, распределяются по подразделениям и службам авиапредприятия, с установлением служб, оказавших максимальное влияние на нарушение регулярности. Причины нарушения регулярности, не зависящие от гражданской авиации, это погода ниже минимума, конструктивно-производственные недостатки (КПН), позднее прибытие ВС и др.

Таким образом, в большинстве случаев размер материального ущерба, нанесенного эксплуатационному предприятию, оценивается не в полном объеме. Объясняется это следующими обстоятельствами:

- отсутствием единой методики по оценке нанесенного ущерба в результате АП,

- отсутствием правовых документов, устанавливающих порядок контроля за своевременным и полным учетом убытков, понесенных в результате АП,

Наиболее полно в структуре убытков от АП учитываются прямые убытки, которые складываются из:

- затрат на поисковые и спасательные работа,

- затрат на эвакуацию пострадавших лиц из числа пассажиров, экипажа и эвакуацию ВС с места АП,

- затрат на работы по ликвидации последствий происшествия,

- затрат на транспортные работы, отправку ВС и его агрегатов в ремонт или на исследование;

- исследовательские работы по определению работоспособности систем ВС, причин их отказа и летного эксперимента,

- затрат на восстановительные работы ВС и его агрегатов,

- затрат на облет ВС после ремонтно-восстановительных работ,

- затрат на работу комиссии по расследованию АП,

- трафных санкций за задержку или отмену рейсов,

- компенсаций пассажирам за нанесенный ущерб, выплат пособий и пенсий семьям погибших пассажиров и членов экипажа,

- затрат на ритуальные услуги при катастрофах.

Косвенные убытки за неотработанный ресурс или простой ВС на восстановительном ремонте как правило не определяется комиссией по расследованию АП. Заключение

Безопасность полетов ВС военной и гражданской авиации - один из главных показателей работы АТС. Повышение безопасности полетов является жизненной необходимостью, поскольку оно служит делу укрепления доверия общественности к авиации.

Обеспечение безопасности полетов является приоритетной задачей государства. При этом в условиях рыночной экономики роль государства должна заключаться во введении требований ко всем элементам АТС и организации контроля за их исполнением.

Пристальное изучение проблемы безопасности полетов показывает, что парк ВС, эксплуатируемых в РФ, стоит перед проблемой продления ресурса и замены АТ. В связи с этим необходимо проведение соответствующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по продлению эксплуатации ВС без угрозы для безопасности полетов, а также внедрение новой современной АТ.

Источники:

1. Авиационные правила. Часть 21. Процедуры сертификации авиационной техники. Том I. Разделы А, В, С, D, Е. Правила сертификации.

2. Положение о расследовании авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами (ПРАПИ-98) 199S г.

3. Безопасность полетов / Под ред. Р.В. Сакач - М: Транспорт, 1999.

4. Полтавец В. А. Безопасность полетов и методы ее обеспечения. М.: Изд-во МАИ, 1995.

5. Пономаренко В.А. Страна авиация. Белое и черное. М.: Машиностроение, 1995.

6. Соломонов П.А. Безотказность, аварийной техники и безопасность полетов. - М.: Транспорт, 1997.

7. Мешанков Д.В., Тихонов А.И. Проблемы обеспечения экономической безопасности на авиационном транспорте // Московский экономический журнал. 2019. №1. С. 35.

S. Мешанков Д.В., Тихонов А.И. Обеспечение национальной безопасности на авиационном транспорте за счет использования отечественных систем бронирования авиабилетов // Вестник Алтайской академии экономики и нрава. 2019. №1-2. С. 103-107.

9. Мешанков Д.В., Тихонов А.И. Организационно-экономические методы противодействия контрафакту авиационных изделий и запчастей // Московский экономический журнал. 2021. №2. С. 62.

10. Тихонов А.И. Повышение конкурентоустойчивости предприятий машиностроения за счет реализации программы импортозамещения //Вестник Академии знаний. 2020. № 3 (3S). С. 258-2б3.

11. Тихонов А.И. Организационно-экономические механизмы выбора стратегии развития предприятия авиационной промышленности // Вестник Академии знаний. 2020. № 2 (37). С. 325-330.

References:

1. Aviacionnye pravila. Chast' 21. Procedury sertifikacii aviacionnoj tekhniki. Tom I. Razdely А, В, С, D, E. Pravila sertifikacii.

2. Polozhenie o rassledovanii aviacionnyh proisshestvij i incidentov s grazhdanskimi vozdushnymi sudami (PRAPI-9S) 199S g.

3. Bezopasnost' poletov / Pod red. R.V. Sakach - M: Transport, 1999.

4. Poltavec V. A. Bezopasnost' poletov i metody ee obespecheniya. M.: Izd-vo MAI, 1995.

5. Ponomarenko V.A. Strana aviaciya. Beloe i chernoe. M.: Mashinostroenie, 1995.

6. Solomonov P.A. Bezotkaznost', avarijnoj tekhniki i bezopasnost' poletov. - M.: Transport, 1997.

7. Meshankov D.V., Tichonov A.I. Problemy obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti na aviacionnom transporte // Moskovskij ekonomicheskij zhumal. 2019. №1. S. 35.

S. Meshankov D.V., Tichonov A.I. Obespechenie nacional'noj bezopasnosti na aviacionnom transporte za schet ispol'zovaniya otechestvennyh sistem bronirovaniya aviabiletov // Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki i prava. 2019. №1-2. S. 103-107.

9. Meshankov D.V., Tichonov A.I. Organizacionno-ekonomicheskie metody protivodejstviya kontrafaktu aviacionnyh izdelij i zapchastej // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2021. №2. S. 62.

10. Tichonov A.I. Povyshenie konkurentoustojchivosti predpriyatij mashinostroeniya za schet realizacii programmy importo-zameshcheniya // Vestnik Akademii znanij. 2020. № 3 (38). S. 258-2б3.

11. Tichonov A.I. Organizacionno-ekonomicheskie mekhanizmy vybora strategii razvitiya predpriyatiya aviacionnoj promysh-lennosti // Vestnik Akademii znanij. 2020. № 2 (37). S. 325-330.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.