Организационно-экономические методы противодействия контрафакту авиационных изделий и запчастей Organizational and economic methods of countering anti-counterfeit aircraft products and
spare parts
Ь Л московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 374.4 DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10126 Мешанков Дмитрий Валерьевич,
аспирант кафедры «Управление персоналом», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт», Москва, E-mail: [email protected]
Meshankov Dmitry V., Graduate Student of Department «Human Resource Management», Moscow Aviation Institute Аннотация. В статье рассмотрены основные методы и меры противодействия контрафакту авиационных изделий и запчастей. Проводится анализ деятельности Российских производителей и эксплуатантов военной и гражданской авиационной техники. Отмечается особо важная роль Центра сертификации авиационно-технических средств Государственного НИИ гражданской авиации в процессе контроля качества производимой продукции.
Summary. The article discusses the main methods and measures to counter counterfeit aircraft products and spare parts. The analysis of the activities of Russian manufacturers and operators of military and civil aviation equipment is carried out. The particularly important role of the Certification Center for Aviation Technical Facilities of the State Research Institute of Civil Aviation in the process of quality control of manufactured products is noted. Ключевые слова: организационно-экономические методы управления, контрафактная продукция, авиационные происшествия, безопасность полетов, аутентичность, авиационные стандарты..
Key words: organizational and economic management methods, counterfeit products, aviation accidents, flight safety, authenticity, aviation standards.
Основные предпосылки к возникновению авиационных происшествий (АП) создает установка на отечественных воздушных судах (ВС) контрафактных запчастей.
Контрафактное изделие (counterfeit part): Изделие, при изготовлении, продаже, обмене, распространении, импорте или ином введении в оборот которого, и при внесении изменений в которое были нарушены исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.
К контрафактным изделиям относятся следующие изделия:
- изготовленные, измененные, введенные в оборот с нарушением законодательства об авторском праве или существенных условий договора о передаче исключительных прав либо содержащие наряду с правомерно используемыми объектами авторского права неправомерно используемые;
- содержащие изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, находящиеся в обороте (от производства до использования) с нарушением прав и законных интересов правообладателя, требований патентного законодательства либо существенных условий лицензионного договора;
- имеющие средства индивидуализации, находящиеся в обороте (от производства до использования) с нарушением прав и законных интересов правообладателя, требований законодательства либо существенных условий лицензионного договора;
- содержащие секреты производства (ноу-хау), полученные в результате неправомерного разглашения, завладения и использования с нарушением прав и законных интересов правообладателя, требований законодательства о коммерческой тайне.
Российские производители и эксплуатанты военной и гражданской авиационной техники (АТ) в течение многих лет пытаются защитить свой рынок от поставок некачественных и поддельных запчастей.
В отсутствие четких законодательных механизмов по борьбе с появлением нелицензированных деталей для самолетов и вертолетов в России пока только появляются программы, препятствующие продаже и использованию краденых, поддельных или просто некачественных авиационных комплектующих.
По данным Центра сертификации авиационно-технических средств Государственного НИИ гражданской авиации (ГосНИИГА), доля контрафактных изделий на рынке комплектующих АТ в среднем составляет 7 - 9 % (по состоянию на 01.01.2020 г.). Однако по некоторым типам агрегатов она достигает четверти. Особым успехом у нелегальных изготовителей пользуются, например, насосы для гидравлических систем ВС.
В проблеме противодействия контрафакту запчастей ВС вопрос мониторинга жизненного цикла компонентов ВС, на решение которого направлена работа Информационно-аналитического центра (ИАЦ) ГосНИИ ГА, занимает одно из ключевых мест.
Комплекс работ, проводимых специалистами ИАЦ ФГУП ГосНИИ ГА, ставит своей целью оказание помощи авиапредприятиям, организациям ГА и организациям-поставщикам авиационно-технического имущества (АТИ), в вопросах оценки аутентичности и установлении жизненного цикла используемых ими компонентов ВС.
В соответствии с требованиями ИКАО DOC 9760-AN/967 «Руководство по летной годности», издание третье, 2014 г. Гл. 9. «Поддержание летной годности воздушного судна», п.9.10. «Подлинность и работоспособность составных частей воздушного судна», а также «Методикой оценки аутентичности компонентов ВС» (2-я редакция) № 24.10-966 ГА (далее — Методика), в настоящее время к неаутентичным (неутвержденным, контрафактным) компонентам ВС относятся компоненты ВС, не соответствующие требованиям государственной регистрации, а именно:
- компоненты ВС поставленные в эксплуатацию организацией не наделенной такими правами;
- компоненты ВС, прошедшие техническое обслуживание или ремонт и допущенные к дальнейшей эксплуатации, организацией, не наделенной такими правами;
- компоненты ВС, техническое обслуживание или ремонт которых проводились не в соответствии с требованиями распространяющейся на них документации;
- компоненты ВС, достигшие ограничения срока эксплуатации, включая, в необходимых случаях, срок хранения.
ФГУП ГосНИИ ГА — это единственная в Российской Федерации организация, занимающаяся на профессиональном уровне проведением работ по оценке аутентичности и мониторингу жизненного цикла компонентов ВС.
В целях исключения использования на воздушных судах контрафактных компонентов во ФГУП ГосНИИ ГА была разработана «Методика оценки аутентичности компонентов ВС № 24.10-966 ГА» (2-я редакция). Данная Методика введена в действие письмом ГСГА от 19.03.2004 г. № 24.10-35 ГА и утверждена 23.11.2005 г. Управлением авиационной промышленности Роспрома. Методика является инструментом государственного контроля качества выполняемых работ по оценке аутентичности компонентов ВС авиапредприятиями и используется при:
- проведении работ по сертификации экземпляра ВС;
- проведении работ по увеличению ресурсов и сроков службы ВС;
- проведении работ по техническому обслуживании (ТО) ВС. [1]
В Таблице 1 показаны основные критерии методики оценки аутентичности компонентов ВС.
Компания «РТ-Техприемка», входящая в Госкорпорацию Ростех, запускает в 2020 г. электронную систему прослеживаемости за металлопродукцией для борьбы с поставками контрафакта на предприятиях авиационной отрасли. [2]
Таблица 1
Основные критерии методики оценки аутентичности компонентов ВС.
Критерии в соответствии с "РУКОВОДСТВОМ ИКАО ПО ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ - DOC. 9760, VOL. Ш гл. 9 и «Метадней оценки аутентичности» J4!24.1fl-fl66TA Проводимые мероприятия
Составные части, поставленные непосредственно их пользователю субподрядчиком, не наделенным такнмн правами; В ралжах СДС ОГА проводятся работы по сертификации организаций-поставщиков авиацнсннс-технического имущества (АТИ).
Составные части, прошедшие ТО или ремонт н допущенные к дальнейшей эксплуатации лицом нли организацией, не наделенными такими правами; • Контроль по БД сертификатов на соответствие ФАП-255 и ,АП-14^; • Электронная выверка с ав напредпрнатнями: • Проведение работ по оценке аутентичности на АРЗ и предприятаях-изготовнтелях.
Составные части. ТОиР которых проводились не в соответствии с треоованиями распространяющейся на ник утвержденной документации; • Контроль документации с использованием БД Центральной нормативно-методической библиотеки ГА.
Составные части, достигшие ограничения срока их эксплуатации, включая, в необходимых случаях, срок храненвл. • Отслеживание и контроль жизненного цикла компонентов ВС с использованием програ.ммно-алпаратаых средств И АС МЛГ ЕС.
Компонент ВС. имеющий неутверж денную. т.е. оформленную с отклонениями от требований нормативно-технических документов, сопроводительную и полномерную документацию. • Проведение работ по оценке аутентичности при сертификации экземпляра ВС; • Организация процесса мониторинга летней годности ВС; • Обучение сотрудников авиапредпинятнн
В информационной системе на каждое изделие будет заведена своя страница с данными о том, когда и кем оно было изготовлено, кому было отгружено, а также иная информация, которая содержится в сопроводительных документах на продукцию. «Информационная система позволит отследить металлопродукцию от изготовителя до конечного потребителя».
Сам QR-код не защищен от подделки, но в сумме с электронной системой вероятность появления на рынке контрафактной продукции значительно снизится. Нанесение кодов практически не отразится на стоимости продукции.
В сентябре 2020 г. опытная эксплуатация системы уже запущена на одном из авиастроительной отрасли. К системе выразили готовность подключиться Объединенная двигателестроительная корпорация, Объединенная авиационная корпорация и холдинг «Вертолеты России».
Кроме того, Приказами Росстандарта в этом году утвержден целый ряд национальных стандартов системы защиты от фальсификаций и контрафакта.
[3] Среди них - документы, устанавливающие требования к прослеживаемости оборота продукции, методам обеспечения контроля аутентичности и критериям эффективности решений по аутентификации:
- ГОСТ Р 58636-2019 «Система защиты от фальсификаций и контрафакта. Прослеживаемость оборота продукции. Общие требования»;
- ГОСТ Р 58635-2019 «Система защиты от фальсификаций и контрафакта. Методы обеспечения контроля аутентичности продукции и документов. Общие положения»;
- ГОСТ Р 58637-2019 «Система защиты от фальсификаций и контрафакта. Критерии эффективности решений по аутентификации, применяемых для борьбы с контрафактной продукцией».
Оборот фальсифицированной и контрафактной продукции и незаконная торговля наносят существенный ущерб изготовителям, правообладателям, дистрибьюторам, поставщикам, потребителям продукции. Для достижения эффективной защиты необходима рациональная комбинация организационных и технических мер с учетом их взаимного влияния и особенностей для каждого вида продукции, организации и рынка.
Прослеживаемость продукции является одним из важнейших элементов обеспечения качества, безопасности применения, противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной продукции. На основе применения эффективной системы прослеживаемости определяются методы обеспечения и контроля аутентичности продукции и документов, а также оценки рисков, связанных с безопасностью, и мер противодействия обороту фальсификата и контрафакта.
Многие изготовители продукции сталкиваются с ростом числа подделок и других противоправных действий в отношении своей продукции. Для ее защиты компании все шире используют средства аутентификации, приспособленные к их собственным потребностям. При этом важно установить требования к эффективности средств аутентификации, предназначенных для противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной продукции на национальном и международном уровнях.
Новые стандарты позволят снизить риски изготовителей, поставщиков и правообладателей, обеспечить высокий уровень доверия потребителей к аутентичности выпускаемой изготовителем продукции и к достоверности связанных с ней документов и данных.
Положения стандартов согласованы с действующими и разрабатываемыми международными стандартами в рамках ИСО/ТК 292 «Обеспечение безопасности и ликвидация чрезвычайных ситуаций» (ISO/TC 292 «Security and resilience»). В его
работе от Российской Федерации принимают участие эксперты технического комитета по стандартизации №124 «Средства и методы противодействия фальсификациям и контрафакту» (ТК 124).
Новые стандарты разработаны Международной ассоциацией «Антиконтрафакт» совместно с ГосНИИАС и СТАНДАРТИНФОРМ в рамках ТК 124 и введены в действие с 1 марта 2020 года.
Вопросы технического регулирования и стандартизации в системе защиты от фальсификата и контрафакта уже несколько лет являются одной из центральных тем открытых сессий и круглых столов в рамках ежегодного Международного форума «Антиконтрафакт», посвященного проблемам противодействия незаконному обороту промышленной продукции.
Один из новых утвержденных стандартов («Прослеживаемость оборота продукции», утв. 01.03.2020 г.) предписывает производителям для борьбы с подделками документировать события, которые происходят с товаром, по всей цепи посредников, вплоть до конечного продавца. Также продукции рекомендуется присваивать уникальный номер-идентификатор.
Стандарт также устанавливает строгие правила обращения с фальсификатом и контрафактом. В частности, он прямо запрещает возврат изделий поставщику или изготовителю, если подтвердился факт подделки.
«Заказчик или потребитель изделий, отнесенных к фальсифицированным, контрафактным, принимает меры к исключению их дальнейшего оборота, приведению в непригодное состояние и к утилизации», — говорится в документе.
Этот же стандарт предусматривает «быстрое и полное изъятие из обращения» такой продукции, а также не допускает ее повторную продажу.
Заключение
Новые ГОСТы могут стать обязательными, если они будут включены в федеральные нормативно-правовые акты. Предполагается, что стандарты станут юридической основой
для будущей цифровой системы прослеживаемости продукции авиастроения и приборостроения, включая сырье, материалы и комплектующие.
Контрафактная продукция угрожает безопасности полетов. Только совместные действия производителей комплектующих, ремонтных организаций, эксплуатантов и государственных органов позволит решить эту проблему и обеспечить защиту от некачественных комплектующих.
Список литературы
1. Официальный сайт ФГУП ГосНИИ ГА. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.mlgvs.ru/aut.html
2. Ростех будет бороться с контрафактом. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://rostec.ru/news/rostekh-budet-borotsya-s-kontrafaktnoy-produktsiey-v-aviastroenii/
3. Про все строгости стандарта. [Электронный ресурс] — Режим доступа: chitiat-ot-iz.ru/942262/aleksandr-volobuev/po-vsei-strogosti-standarta-kak-aviastroenie-zashkontrafakta
4. Пономаренко В.А. Страна авиация. Белое и черное. М.: Машиностроение, 1995.
5. Круглый стол «Экономика и информация против контрафакта». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http//uatm.com.ua/
6. Петров И.А. Охрана товарных знаков в Российской Федерации. М., 2012.- С.132 -138.
7. Барсукова С.Ю. Три составных части контрафакта: подделки, серый импорт и имитаторы: — М.: RusБренд, 2008. - 10 с.
8. Радаев В.В. Изменение масштабов и форм борьбы с контрафактной продукцией на российском рынке потребительских товаров: — М.: RusБренд, 2010.- 46 с.
9. Павлов, Д.Б. О правовом обеспечении экономической безопасности // Законы России: опыт, анализ, практика.- 2006.- Октябрь(№4).- С. 21-25.
10. Методика оценки аутентичности компонентов ВС № 24.10-966ГА. (2-ая редакция). г. Москва -2004 г. Введена в действие Указанием ГСГА Минтранса России от 19.03.04 № 24.10 -35ГА. [Электронный ресурс]. — URL: https://ncplg.ru
11. Массовый контрафакт авиакомпонентов обусловлен отсутствием надзора. [Электронный ресурс] — Режим доступа: elyami-so-storony-versia.ru/massovyj-kontrafakt-aviakomponentov-obuslovlen-otsutstviem-nadzora-za-aviacionnymi-proizvoditrosaviacii
12. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru
13. Тихонов А.И., Новиков С.В. Повышение конкурентоустойчивости российских авиакомпаний в условиях сложных внешних факторов // Московский экономический журнал. 2020. №1. С. 65.
14. Мешанков Д.В., Тихонов А.И. Проблемы обеспечения экономической безопасности на авиационном транспорте // Московский экономический журнал. 2019. №1. С. 35.
15. Мешанков Д.В., Тихонов А.И. Обеспечение национальной безопасности на авиационном транспорте за счет использования отечественных систем бронирования авиабилетов // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. №1-2. С. 103-107.