Редакционная статья VESTNIK
_MGSU
МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ ФАЛЬСИФИКАЦИИ И КОНТРАФАКЦИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Проблема борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией сегодня одна из самых острых не только в России, но и во всем мире. По оборотам нелегального производства и использования кон-трафакт и фальсификат сравнимы с торговлей наркотиками и оружием, доходами от продажи алкоголя. Номенклатура подделок имеет широкий спектр: продукты питания, лекарственные препараты, косметические и синтетические моющие средства, видео-аудио продукция, товары народного потребления, а также продукция, необходимая для строительного производства. При этом от подделок могут страдать как крупные производители, так и представители малого и среднего бизнеса, а государственный бюджет Российской Федерации ежегодно недополучает миллиарды потенциальных налоговых поступлений.
Фальсификация оборудования для производственных объектов. Проблема фальсификации существенно влияет на безопасность объектов добычи, транспортировку и переработку нефти и газа. Подавляющее большинство таких объектов относится к категории опасных производственных объектов. Они представляют собой сложные технологические системы, изготовленные из широкой номенклатуры промышленных и строительных материалов, изделий и оборудования, работающих с огромными объемами взрыво- и пожароопасных веществ, находящихся под высоким давлением.
Яркий пример фальсификации межрайонных трубопроводных систем теплоснабжения — «трубное дело» в Санкт-Петербурге. Речь идет о бывших в употреблении, изношенных технических изделиях, которым был придан товарный вид для установки на объектах ЖКХ под видом новых и полностью исправных. Последствия их применения не только способны нанести ущерб конечным пользователям, но и представляют серьезную опасность для здоровья, а в ряде случаев и жизни населения. Проведенное правоохранительными органами расследование вскрыло коррупционную схему, в рамках которой ОАО «РУСТРУБПРОМ» поставляло бывшие в употреблении трубы под видом новых. качество этих труб подтверждалось поддельными заводскими сертификатами.
Фальсификация сертификатов. 4,5 % органов сертификации по оценке соответствия выдают до 80 % сертификатов, а остальные бездействуют. Возникает законный вопрос: почему эти органы до сих пор работают на рынке услуг? Параллельно с растущим стремлением изготовителей и поставщиков продукции сертифицировать ее для получения конкурентных преимуществ на рынке стремительно увеличивается количество псевдоцентров по сертификации.
По данным Россельхознадзора, с начала 2015 г. служба выявила 302 фальсифицированных сертификата, из них: 129 — турецких, 28 — тунисских, 22 — сербских, 32 — македонских, 78 — марокканских, 8 — Боснии и Герцеговины и 5 — бразильских. Сертификаты подделывались для ввоза в РФ продукции из стран, подпавших под российское продовольственное эмбарго. Число выявленных фальшивых сертификатов по сравнению с прошлым годом увеличилось в 3,5 раза.
Проблема фиктивных сертификатов волнует и бизнес-сообщество. Добросовестные производители не могут конкурировать с жуликами, выбрасывающими на рынок опасную продукцию, снабженную «сертификатами безопасности». некачественные опасные детали и оборудование, имеющие фальшивые сертификаты, устанавливаются на самолеты, поезда, автомобили, используются в энергетике, химической промышленности, строительстве, на предприятиях по добыче, транспортировке и переработке нефти и газа. Итог — аварии на промышленных объектах, авиа-и железнодорожные катастрофы.
Л.П. Моисеев
При строительстве для обеспечения безопасной эксплуатации объектов, безусловно, важным является качество кабельной продукции. По данным НП «Ассоциация "Электрокабель"», в последние несколько лет на российском рынке резко возросли объемы производства и оборота контрафактной и фальсифицированной кабельной продукции. Около 60 % пожаров по причине нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования происходит в результате некачественных кабельных изделий с поддельными сертификатами качества.
Доля контрафактного тарированного цемента в странах Таможенного союза в 2014 г. составила в России — 18 %, Казахстане — 23 %, Белоруссии — 14 %.
ОАО «Научно-исследовательский институт московского строительства "НИИМосстрой"» произвел испытания четырех проб импортного цемента, поставляемого в больших объемах на территорию РФ, согласно требованиям действующей нормативно-технической документации. Ни один исследованный образец не соответствовал требованиям ГОСТ 55224-2012 «Цементы для транспортного строительства. технические условия» по удельной поверхности для цементов, используемых в бетонах для дорожных и аэродромных покрытий, а также в бетонах для изготовления железобетонных изделий и мостовых конструкций.
Предлагаемые системные методы минимизации рисков поставки фальсификации и контрафакции продукции и услуг.
Во-первых, следует создать государственную систему (программу) по борьбе с фальсификацией и контрафакцией продукции. Любая корпоративная система даже глобальных компаний, таких как ПАО «газпром», не в состоянии обеспечить реализацию процессов по всем возможным параметрам. Действующие законодательные нормы, а их перечень достаточно существенен, не обладают целостностью подхода и единообразием оценки соответствия безопасности и жизнедеятельности.
Указом Президента России от 23 января 2015 г N° 31 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции» была создана Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При Государственной комиссии организованы межведомственные отраслевые рабочие группы для изучения вопросов, касающихся противодействия незаконному обороту промышленной продукции на территории субъектов Российской Федерации, а также для подготовки проектов решений комиссии.
На наш взгляд, в рамках деятельности Государственной комиссии необходимо создать дополнительно следующие рабочие группы:
• по строительной отрасли;
• обороне;
• связи;
• культуре.
Во-вторых, необходимо инициировать изменения законодательных норм в области фальсификации. Здесь работа должна идти как минимум в трех направлениях:
• актуализация существующих нормативных документов, стандартов и создание новых по лучшим мировым образцам с учетом отечественной специфики применения;
• создание условий для предотвращения возможностей фальсификации и контрафакции путем применения новых норм законодательства;
• ужесточение ответственности за содеянное как в административном, так и уголовном случае.
В-третьих, в рамках оптимизации деятельности контрольно-надзорных органов правительства необходимо создать мегарегулятор в потребительской сфере по аналогии с американским управлением FDA (Food and drug administration).
Одним из важных факторов для определения фальсификации и контрафакции является ее идентификация. термин «идентификация» определяется как «отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо». Идентификация — установление соответствия характеристик товара, указанных на маркировке и/или в сопроводительных документах и нормативных документах или иных средствах информации, предъявляемым к нему требованиям.
Идентификации присущи разнообразные функции:
• указующая — отождествляющая представленный образец товара с конкретными наименованием, сортом, маркой, типом, а также товарной партией;
• информационная — доводящая до субъектов рыночных отношений необходимую информацию;
6
ISSN 1997-0935. Vestnik MGSU. 2016. № 10
Редакционная статья
VESTNIK
JVIGSU
• подтверждающая соответствие ассортиментной характеристики товара информации, заявленной на маркировке и/или в товаросопроводительных документах, т.е. подлинность товара.
Виды идентификации: ассортиментная (видовая), качественная (квалиметрическая), товарно-партионная.
Оценка соответствия товара
В настоящее время идет обсуждение проекта национального стандарта ГОСТ Р «Система защиты от фальсификаций и контрафакта. Продукция высокотехнологичных отраслей промышленности. Промышленные данные. Уникальная идентификация и прослеживаемость продукции». Документ разрабатывается Федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации» на основе собственного аутентичного перевода стандарта ISO 21849-2006 «Авиационная и космическая техника. Промышленные данные. Идентификация и прослеживаемость продукции» («Aircraft and space. Industrial data. Product identification and traceability»). Инициировал разработку ГОСТ Р технический комитет по стандартизации ТК124 «Средства и методы противодействия фальсификациям и контрафакту».
При всей необходимости, важности и востребованности проекта стандарта необходимо отметить, что он должен применяться вместе со стандартом «Противодействие распространению контрафактной и фальсифицированной продукции. Методы и технологии защиты. Требования к процессам закупки, приемки и утилизации».
В стандарте, по нашему мнению, должны быть определены:
• методы и технологии защиты от фальсификации и контрафакта;
• процессы закупки, приемки и утилизации продукции (в целях предупреждения и пресечения распространения контрафактной и фальсифицированной продукции);
• система информационного обмена.
Требования к идентификации и прослеживаемости продукции, определенными в проекте стандарта, являются:
• применение уникальной постоянной идентификации на протяжении всего жизненного цикла продукции;
• применение схемы идентификации, которая соответствует потребностям прослеживаемости изделий при разработке, эксплуатации и материально-техническом обеспечении продукции;
• использование машиносчитываемых носителей для получения достоверных и актуальных данных;
• использование схемы идентификации, не зависящей от технологий маркирования, применяемых символик и видов носителей данных;
• использование структуры данных, которая позволяет вести обмен данными без использования карт преобразования данных (таблиц перекрестных ссылок/таблиц преобразования) между частями одного предприятия и между участниками реализации жизненного цикла продукции с помощью сети Интернет.
Для достижения более высокой точности данных и эффективности при одновременном уменьшении затрат участниками реализации жизненного цикла продукции должно быть принято совместное решение об использовании процессов автоматической идентификации, обеспечивающей прослеживаемость продукции от начала производства до ее уничтожения и утилизации отходов.
В-четвертых, требуется создание государственного Единого центра обработки и хранения данных, который представляет собой совокупность аппаратных и программных средств, аккумулирующих информацию об объектах автоматизации, и отвечает на внешние запросы пользователей.
Единый центр обработки и хранения данных выполняет следующие функции:
• присвоение номеров идентификационных марок;
• аутентификация и авторизация пользователей;
• сбор и хранение информации о произведенной продукции;
• ответы на внешние запросы (верификация продукции);
• формирование отчетов;
• сигнализация о подозрительных случаях поставки или использовании контрафактной продукции;
• сигнализация об обнаружении контрафактной продукции.
В проекте стандарта предложенная система обеспечения прослеживаемости продукции для защиты от фальсификаций и контрафакта базируется на применении машиносчитываемой маркировки. В свою очередь, в составе машиносчитываемой маркировки первоочередную роль играют уникальные и групповые идентификаторы изделий, которые являются «ключами распознавания» изделий, т.е. они соответствуют только этим изделиям и не могут быть присвоены никаким иным изделиям на любом предприятии, в любой отрасли промышленности и в любой стране. Эти данные должны сохраняться в течение всего жизненного цикла изделия, включая идентификацию и период после капитального ремонта.
При проведении контроля соответствия изделия после считывания сведений, содержащихся в маркировке, необходима их проверка в режиме онлайн. Для проведения такой проверки возможны несколько вариантов построения системы баз данных (БД), куда обращается проверяющий, и которую создают и поддерживают следующие организации:
1) предприятие-производитель данной продукции;
2) группа предприятий, например, в рамках саморегулируемых организаций, отраслевого объединения и т.п.;
3) независимая негосударственная организация;
4) государственное учреждение.
Варианты 1 и 2 имеют существенные недостатки:
• в составе готового изделия возможно наличие составных частей от различных производителей разных отраслей. В связи с этим у проверяющего неизбежно возникнут трудности с определением, к какой базе обращаться, поскольку при такой архитектуре системы количество БД может составить десятки тысяч;
• затраты на создание и поддержание в рабочем состоянии БД, включая затраты на оборудование, техническое обслуживание, заработную плату персонала, могут быть весьма существенными, что может привести к заметному удорожанию конечного продукта;
• надежность таких БД полностью зависит от самих предприятий (объединений), что не избавляет от возникновения ситуации, когда БД будет просто недоступна вследствие каких-либо внутренних причин (нехватка финансирования, недостаточная квалификация персонала и т.п.).
Вариант 3 в настоящее время невозможен по той причине, что достаточно крупные независимые негосударственные предприятия, способные стабильно выполнять такую работу, просто отсутствуют, а привлечение иностранных компаний явно неприемлемо ввиду того, что в БД будет содержаться информация практически обо всех производимых в стране изделиях. Естественно, организация-держатель БД будет иметь к ней полный доступ.
Таким образом, наиболее целесообразным представляется создание государственного Единого центра обработки и хранения данных. Он сможет, с одной стороны, обеспечить надежную работу БД и сохранность информации, а с другой — позволит значительно упростить процедуру проверки, которая фактически превращается в проверку по принципу «одного окна», когда проверяющий во всех случаях обращается к одной единственной БД.
В-пятых, необходимо разработать требования в части обязательного применения в строительстве стандартов «Противодействие распространению контрафактной и фальсифицированной продукции». Эти обязательные требования могут быть закреплены дополнительно к
8
КБИ 1997-0935. Vestnik MGSU. 2016. № 10
Редакционная статья
VESTNIK
MGSU
Федеральному закону № 384-Ф3 от 30 декабря 2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (с изменениями на 29 сентября 2015 года) (редакция, действующая с 1 марта 2016 года)» и ст. 48.1 «Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты» Градостроительного кодекса РФ. Соблюдение этих дополнительных обязательных требований повлечет за собой серьезные обременения для производителей и заказчиков, в т.ч. и увеличение себестоимости продукции — по предварительной оценке на 0,5.. .1 %. Однако риски отказов в таких зданиях и сооружениях могут привести к значительным экономическим, социальным, политическим и геополитическим последствиям. Только заказчик несет полную ответственность по всем параметрам возводимых сооружений и определяет полный перечень продукции и услуг, подлежащих оценке на предмет фальсификации.
В строительстве необходимо иметь утверждаемый Правительством РФ перечень продукции для особо опасных, технически сложных и уникальных объектов: цемент, бетон, арматура и трубы высокого давления, металлоконструкции, кабельная продукция, контрольно-измерительные приборы и автоматизация, технологическое оборудование и т.д.
Обобщая вышеизложенное, отметим, что в вопросах борьбы с фальсифицированной и контрафактной продукцией нет универсального решения проблемы. Об этом свидетельствует и опыт развитых стран: Европейскому Союзу, например, потребовалось около 40 лет, прежде чем были созданы условия, существенно ограждающие рынок ЕС от фальсифицированной продукции. Однако даже имея отработанные механизмы защиты рынка от подделок, по данным Международной торговой палаты, объем выручки от продаж поддельной продукции составляет 5.7 % оборота мировой торговли.
Тем не менее в этом направлении нужно работать и уже сейчас принимать следующие системные меры:
• в рамках оптимизации контрольно-надзорных органов Правительства РФ создать мегаре-гулятор в потребительской сфере;
• создавать и поддерживать БД по идентификации продукции за счет бюджетного финансирования;
• создать межведомственную отраслевую рабочую группу по строительству;
• законодательно закрепить требование обязательного применения стандартов с целью обеспечения снижения рисков применения фальсифицированных и контрафактных продуктов и услуг;
• в сфере технического регулирования ввести понятие «эксперта-аудитора», а также предусмотреть административную ответственность в случае выявления правонарушений;
• в строительной отрасли определить утверждаемый Правительством РФ перечень материалов и оборудования для особо опасных, технически сложных и уникальных объектов;
• обеспечить бюджетное финансирование разрабатываемых стандартов по идентификации продукции.
Без усиления надзора за рынком невозможно обеспечить безопасность товаров и услуг. Применяя методы, снижающие риски фальсификации и контрафакции продукции и услуг, мы можем способствовать устойчивому экономическому развитию страны, что с учетом долгосрочных санкций носит для России стратегический характер.
Доктор технических наук, профессор, президент саморегулируемой организации «Ассоциация строителей газового и нефтяного комплексов»
Доктор технических наук,
генеральный директор саморегулируемой организации «Ассоциация строителей газового и нефтяного комплексов»
Кандидат экономических наук, профессор МААМ, начальник управления саморегулируемой организации «Ассоциация строителей газового и нефтяного комплексов»
Ведущий специалист саморегулируемой организации «Ассоциация строителей газового и нефтяного комплексов»