Научная статья на тему 'Организационно-психологический анализ эффективности расследования авиационных событий в коммерческой авиации России'

Организационно-психологический анализ эффективности расследования авиационных событий в коммерческой авиации России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
325
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
SAFETY / AVIATION EVENTS / INCIDENTS / INVESTIGATION / SHORTCOMINGS / CAUSES / MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гузий Анатолий Григорьевич, Майорова Юлия Анатольевна, Мишин Александр Владленович, Ширяев Дмитрий Артемьевич

Статья посвящена проблеме информационного обеспечения процесса управления безопасностью полётов гражданской авиации России. Цель разработка мер по повышению эффективности расследования авиационных событий с гражданскими воздушными судами. Информационная база официальная статистика и отчёты о расследовании авиационных событий в гражданской авиации России за 2009-2018 годы. Методическая база экспертный анализ состояний социотехнических систем повышенной аварийности, а также организационно-психологический анализ эффективности расследования самого многочисленного вида авиационных событий авиационных инцидентов, являющихся «предвестниками» авиационных происшествий или «не состоявшимися» авиационными происшествиями. Результаты . Выявлены причины низкого качества расследования и, как следствие, низкой эффективности рекомендаций по предупреждению авиационных событий, по исключению «ксерокопирования» опасных ситуаций в полётах. Выполнена экспертная оценка причин низкой эффективности расследования, при этом учтена эволюция в классификации и приоритетах причинных факторов авиационных событий в общемировой статистике событий последних 70 лет. Установлено влияние совокупности субъективных факторов на ход и результаты расследования авиационных инцидентов. Разработан комплекс целенаправленных мер по повышению эффективности расследования авиационных событий в рамках государственной и корпоративных систем управления безопасностью полётов. Практическая ценность. Результаты исследования могут быть использованы для реализации требований международных стандартов и рекомендуемой практики: при предстоящем переиздании Государственной Программы безопасности полётов, при формировании государственной системы управления безопасностью полётов, при разработке и развитии систем управления безопасностью полётов поставщиков авиационных услуг.The subject of the research is the organizational, social and psychological problems of aviation events with, Russian commercial aviation aircraft investigation. Purpose . The purpose of the study is to improve the aviation events investigation effectiveness in the safety management system of civil aviation. The article presents the results of organizational and psychological analysis of the most mass aviation events type with aircraft investigation effectiveness aviation incidents that are “harbingers” of severe aviation accidents. Methodology . The analysis is based on the official reports on the aviation events investigation in commercial aviation in Russia for 2009-2018. The investigation quality, depth and results of the implementation of the inquiry commission’s recommendations were assessed. Systemic shortcomings, that authors refer mainly to organizational ones are identified. The influence of a subjective factors set on the course and results of the aviation incidents investigation is shown. The reasons of low-quality investigation of aviation events in commercial aviation and, as a consequence, low efficiency of measures for flights safety level increase through an exception of “Photocopying” dangerous situations and decrease in aviation events frequency are revealed. Implications for practice . The article presents the organizational measures developed by the authors to improve the efficiency of the investigation within the framework of the developed state safety management system and developing safety management system of aviation service providers. Dependence of efficiency of aviation incidents investigation on level of organizational flights safety culture development is shown.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гузий Анатолий Григорьевич, Майорова Юлия Анатольевна, Мишин Александр Владленович, Ширяев Дмитрий Артемьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-психологический анализ эффективности расследования авиационных событий в коммерческой авиации России»

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

www.orgpsyjournal.hse.ru

Организационно-психологический анализ эффективности расследования авиационных событий в коммерческой авиации России

ГУЗИЙ Анатолий Григорьевич,

ПАО «Авиакомпания «Ютэйр», Москва, Россия

МАЙОРОВА Юлия Анатольевна,

Московский психолого-социальный университет, Москва, Россия

МИШИН Александр Владленович, ШИРЯЕВ Дмитрий Артемьевич

ПАО «Авиакомпания «Ютэйр», Москва, Россия

Аннотация. Статья посвящена проблеме информационного обеспечения процесса управления безопасностью полётов гражданской авиации России. Цель — разработка мер по повышению эффективности расследования авиационных событий с гражданскими воздушными судами. Информационная база — официальная статистика и отчёты о расследовании авиационных событий в гражданской авиации России за 2009-2018 годы. Методическая база — экспертный анализ состояний социотехнических систем повышенной аварийности, а также организационно-психологический анализ эффективности расследования самого многочисленного вида авиационных событий — авиационных инцидентов, являющихся «предвестниками» авиационных происшествий или «не состоявшимися» авиационными происшествиями. Результаты. Выявлены причины низкого качества расследования и, как следствие, низкой эффективности рекомендаций по предупреждению авиационных событий, по исключению «ксерокопирования» опасных ситуаций в полётах. Выполнена экспертная оценка причин низкой эффективности расследования, при этом учтена эволюция в классификации и приоритетах причинных факторов авиационных событий в общемировой статистике событий последних 70 лет. Установлено влияние совокупности субъективных факторов на ход и результаты расследования авиационных инцидентов. Разработан комплекс целенаправленных мер по повышению эффективности расследования авиационных событий в рамках государственной и корпоративных систем управления безопасностью полётов. Практическая ценность. Результаты исследования могут быть использованы для реализации требований международных стандартов и рекомендуемой практики: при предстоящем переиздании Государственной Программы безопасности полётов, при формировании государственной системы управления безопасностью полётов, при разработке и развитии систем управления безопасностью полётов поставщиков авиационных услуг.

Ключевые слова: гражданский воздушный флот; безопасность авиаперелётов; авиационные события; авиационные инциденты; расследование в авиации.

Адрес: 119027, г. Москва, р-н Внуково, ул. Центральная, 8Б, БЦ «Ла-5» E-mail: anatoliyguziy@utair.

Введение

В результате эволюции подходов к обеспечению безопасности полётов коммерческой авиации Международные стандарты и рекомендуемая практика (Standards and Recommended Practices, SARPs) Международной организации гражданской авиации ИКАО (International Civil Aviation Organization, ICAO), стандарты операционной безопасности Международной Ассоциации Воздушного Транспорта (International Air Transport Association, IATA) и нормативно-правовая база гражданской авиации России предписывают всем авиапредприятиям — поставщикам авиационных услуг, в первую очередь, эксплуатантам воздушных судов (ВС), разрабатывать, внедрять и постоянно совершенствовать системы управления безопасностью полётов (СУБП), соответствующие уровню развития авиапредприятия и достигнутому в отрасли уровню безопасности полётов.

Согласно обновлённым в 2013 году стандартам, «Безопасность полётов воздушных судов — состояние авиационной транспортной системы (АТС), при котором риск снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом, либо более низком, уровне посредством непрерывного процесса выявления угроз, контроля факторов риска и управления состоянием системы» (ГОСТ 55585-2013, с. 5). АТС, как социотехническая система, обладает всеми признаками сложной динамической саморегулируемой системы открытого типа. Исходя из определения, управление безопасностью полётов сводится к управлению состоянием АТС. Согласно основному постулату менеджмента, управлять можно только тем, что измеримо. «Измерить» или оценить безопасность полётов как состояние эксплуатируемой АТС возможно лишь при наличии достоверных и насколько возможно наиболее полных данных не только обо всех авиационных событиях, имевших место за анализируемый период, но и о причинах этих событий. Необходима информация о факторах опасности (ФО), прямо или косвенно обусловливающих опасные ситуации и способствующих развитию событий, а также о выявленных в ходе расследования сопутствующих (потенциальных) ФО, даже если они не оказали влияния на развитие ситуации или на степень тяжести события (но могли оказать влияние при некоторых условиях).

Неоспоримую ценность представляет информация о факторах предотвращения (ФП) авиационных происшествий (АП), то есть информация о так называемых «барьерах», которые оказали или должны были оказать положительное влияние на уровень риска для безопасности полётов при возникновении конкретных опасных ситуаций (Гузий, Онуфриенко, 2005). Поэтому процедурам расследования и анализа причин авиационных событий отводится главенствующая роль во всей авиационной отрасли. Качество и глубина расследования авиационных событий с анализом ФО и ФП авиационных происшествий — необходимое условие формирования базы данных любой СУБП по результатам достоверного оценивания текущего и ожидаемого уровня безопасности полётов, как состояния АТС (объекта управления). Эффективность мер по профилактике авиационных событий в рамках СУБП в значительной степени определяется уровнем организации, глубиной и качеством расследования авиационных событий. Располагаемый уровень аварийности в гражданской авиации России и факты «ксерокопирования» авиационных происшествий по некоторым группам причинных факторов свидетельствуют о существенных недостатках в расследовании причин авиационных событий, а следовательно, о низкой эффективности принимаемых мер по предотвращению авиационных событий (Козлов, 2019).

Предметом нашего исследования являются организационные, социальные и психологические проблемы расследования авиационных событий. Цель исследования — разработка

мер по повышению эффективности расследования авиационных событий, происходящих с гражданскими воздушными судами, для обеспечения процедур системного управления уровнем безопасности коммерческих полётов.

Недостатки расследования авиационных событий: организационно-психологический анализ

Процесс расследования авиационных событий на международном уровне регламентирован стандартом Международной организации гражданской авиации ИКАО по расследованию авиационных происшествий и инцидентов (Приложение 13 к Конвенции о международной гражданской авиации. Расследование авиационных происшествий и инцидентов), на государственном или региональном уровне регламентируется Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации (ПРАПИ-98).

Расследование авиационных происшествий с человеческими жертвами (катастроф) и без человеческих жертв (аварий), согласно авиационному законодательству РФ, возлагается на Межгосударственный авиационный комитет (МАК), ответственность которого за результат расследования в государстве не определена (явное противоречие требованиям Приложения 13 к Конвенции о международной гражданской авиации, 2010). Расследование авиационных происшествий — довольно продолжительный процесс (до года и более), поэтому меры по предотвращению авиационных происшествий (по снижению риска), разрабатываемые комиссией по расследованию и отражаемые в Отчёте, зачастую успевают утратить актуальность.

Расследование авиационных инцидентов (АИ), серьёзных авиационных инцидентов (САИ) и повреждений воздушных судов возлагается на государственные регулирующие органы через территориальные управления Росавиации. Как правило, в состав комиссии по расследованию АИ включается представитель соответствующего (причастного к событию) поставщика авиационных услуг. Наиболее часто повторяющиеся из авиационных событий, подлежащих обязательному расследованию, — авиационные инциденты (как «предшественники» АП или как «не состоявшиеся» АП). Именно поэтому информация о них наиболее важна и значима для описания текущего состояния АТС и последующей реализации процедур оценивания состояния АТС и управления риском для безопасности полётов. Достоверность информации об АС и об обусловливающих их ФО во многом зависит от качества расследования, глубины системного и факторного анализа причин и причинно-следственных связей.

Постановление Правительства РФ от 18.11.2014 г. № 1215 «О порядке разработки и применения СУБП воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полётов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими», требует от всех поставщиков авиационных услуг (не от структур, выполняющих расследование авиационных событий), регулярно представлять информацию об идентифицируемых ФО, в первую очередь, о тех, которые проявляются в авиационных событиях. Однако, по состоянию на 01.01.2020, Минтранс не определил формат представления информации о ФО (то есть требование п. 7а, п. 13 Постановления Правительства РФ № 1215 который год не выполняется). Тем не менее, выполнение требований, касающихся эксплуатантов ВС, регулярно контролируется государственным регулирующим органом (Росавиацией и её территориальными управлениями) при проведении проверок, то есть

требования Постановления Правительства РФ № 1215 эксплуатантами ВС выполняются под контролем регулирующих органов.

Организационно(-психологические) системные недостатки

Экспертным анализом качества расследования инцидентов, выполненным по отчётам и результатам реализации рекомендаций комиссий по расследованию за период 2009—2019 годы, выявлены системные недостатки, относящиеся к организационным (Гузий, Мишин, Майорова, 2017).

1. Поверхностный анализ причин возникновения опасной ситуации и причинно-следственных связей в развитии авиационных событий. Пренебрежение возможностями, предоставляемыми бортовыми системами регистрации полётной информации и наземными средствами обработки, включая программное обеспечение обработки и анализа полётной информации.

2. Отказ от проведения необходимых исследований, от привлечения научно-исследовательских организаций и высококвалифицированных специалистов. Объясняется отказ «недофинансированием», недостатком или отсутствием у полномочного органа специалистов соответствующей квалификации, нежеланием или отсутствием заинтересованности руководства поставщиков авиационных услуг добраться до истины, следовательно, выделять ресурсы на поиск «нежелательной истины».

3. Ошибочное, научно необоснованное, оценивание уровня безопасности полётов и его динамики через абсолютное количество авиационных событий. Традиционно сравниваются временные периоды в деятельности авиаперевозчиков с обязательным оцениванием уровня безопасности полётов по динамике (увеличение/ уменьшение) абсолютного количества авиационных инцидентов. Это мотивирует руководителей авиакомпаний «принимать меры» по снижению абсолютного количества инцидентов, допуская все способы, в том числе и сокрытие информации о них.

4. Субъективность, некомпетентность и/или преднамеренные (мотивированные) «ошибки» при классификации происходящих авиационных событий: авария или серьёзный инцидент; серьёзный инцидент или инцидент; инцидент или несоответствие Стандартным Операционным Процедурам (СОП) (нарушение, ошибка); несоответствие СОП или отклонение от рекомендуемой практики; событие в полёте или ещё / уже на земле (то есть не авиационное событие вовсе)? Очевидна мотивация руководителей и подчинённого им персонала на занижение категории последствий (тяжести) авиационного события или вовсе на сокрытие события поставщиками авиационных услуг всех уровней (всеми авиационными структурами, причастными к авиационному событию) (Гузий, Майорова, 2018).

5. Необъективность определения причин, «назначение виновных» (как правило, пилотов), особенно при выявлении нарушений и несоответствий в работе поставщиков авиационных услуг, например, в содержании аэродромов. При расследовании авиационных событий на границе ответственности двух и более поставщиков авиационных услуг имеет место откровенное «перетягивание одеяла» между реальными и возможными «владельцами» ФО. У эксплуатантов ВС все стандарты, уровень документирования, внедрения и отработки аналитических процедур на порядок выше, нежели у других поставщиков авиационных услуг. Достаточно совершенные бортовые системы регистрации полётной информации, наземные средства обработки полётной информации и программное обеспечение делают выявление отклонений (нарушений) в действиях экипажа гораздо более доступным, нежели выявление нарушений в действиях персонала других поставщиков услуг, особенно

если эти действия персонала поставщиков услуг не чётко регламентированы и не подлежат текущему объективному контролю.

6. Низкая оперативность расследования. При задержках с началом расследования, в том числе умышленных задержках, некоторые ФО, скрытые, либо имеющие временный характер, в дальнейшем трудно идентифицируются («уходят»). Задержки в расследовании авиационных событий влекут за собой и задержки в разработке мер по регулированию уровня риска для безопасности полётов, снижают актуальность разрабатываемых мер, особенно по ФО временного, например сезонного, характера.

7. Формализм в разработке мер (рекомендаций) по предупреждению повторных авиационных событий, по предотвращению более тяжких авиационных происшествий. Как правило, в рекомендациях отчёта о расследовании вместо действий по снижению оцененного риска (по идентифицированным комиссией ФО) предписывается эксплуатанту воздушных судов «выполнить анализ риска», но не указывается, в чём, где, по каким ФО, по каким методикам?

8. Поверхностное информирование персонала поставщиков авиационных услуг о результатах расследования авиационных событий. Предусмотренный Правилами расследования (ПРАПИ-98) разбор обстоятельств, причин авиационного события и выявленных ФО председателем комиссии по расследованию, как правило, не проводится или проводится формально.

Председателями комиссий по расследованию, которым отводится главенствующая роль, назначаются опытные и высококвалифицированные сотрудники Росавиации, но, в подавляющем большинстве своём, не владеющие английским языком на требуемом уровне, не знающие правил и не имеющие опыта эксплуатации воздушных судов иностранного производства. Поэтому они вынуждены за консультациями обращаться к специалистам эксплу-атанта ВС, либо поручать им выполнение расследования и подготовку отчёта. Однако, случается такое не часто, вероятно, из-за опасения расследующего органа (председателя, членов комиссии) за личный авторитет, за признание некомпетентности.

В результате децентрализации организационных структур гражданской авиации России и происходящих изменений в авиационной отрасли эффективность расследования авиационных инцидентов оказывается на недопустимо низком уровне, поэтому статистический анализ факторов опасности и причинности авиационных событий не представляется возможным. Следствием низкого качества расследования авиационных событий является дефицит информационного обеспечения разработанных и разрабатываемых СУБП поставщиков авиационных услуг, для которых необходимым условием эффективности является достоверное описание текущего состояния эксплуатируемой АТС и действующих факторов опасности.

Организационные причины низкой эффективности расследования авиационных событий в коммерческой авиации

Системные недостатки, выявленные организационно-психологическим анализом эффективности расследования авиационных событий типа «инцидент», подлежат устранению в целях повышения эффективности системного управления безопасностью полётов как на государственном уровне, так и на уровне поставщиков услуг, начиная с эксплуатантов ВС, разработавших, внедряющих и развивающих корпоративные СУБП. Для синтеза целенаправленных мер по повышению эффективности расследования авиационных событий экспертным анализом выявлены организационные причины низкого качества расследования (Гузий, Майорова, 2018).

1. Авиационная транспортная система — сложная динамическая система открытого типа, поэтому её состояние подвержено изменениям как внутреннего, так и внешнего происхождения. Меняется парк воздушных судов, авиаперсонал (профессиональный уровень, мотивация, цели, потребности, амбиции...), культура безопасности, оборудование и состояние аэропортов, тренажёры, система профессиональной подготовки кадров, международные и государственные стандарты и рекомендуемая практика, технологии и методическое обеспечение процедур. В таких условиях особое значение имеет уровень развития государственной нормативно-правовой базы, которая должна соответствовать происходящим в авиационной отрасли изменениям, перспективам развития отрасли, текущим и прогнозируемым тенденциям. Вертикально-ориентированная система нормативных документов, сформированная в советский период, охватывала и регламентировала практически все виды деятельности гражданской авиации под единым руководством в рамках Министерства гражданской авиации. Принятая в начале девяностых годов концепция «горизонтального» документооборота, когда каждый эксплуатант ВС разрабатывал и принимал к исполнению свои документы при отсутствии федеральных стандартов и требований, привела к тому, что за 25 лет в Руководствах по производству полётов (РПП) авиакомпаний одни и те же вопросы начали трактоваться по-разному. Как было отмечено на собрании Экспертного совета в области гражданской авиации 26.01.2017, «Создается впечатление, что авиакомпании работают в разных системах отсчёта, где вообще нет общих правил» (Яковлев, 2017).

В ещё большей степени на качестве нормативной базы отразился процесс децентрализации управления авиапредприятиями. Обилие несогласованных между собой обновляемых корпоративных нормативных документов множится каждым поставщиком авиационных услуг, являющимся компонентом АТС по определению. При несогласованности в системе документирования невозможно обеспечить системный подход к оцениванию и управлению состоянием всей системы (АТС), а следовательно, и безопасностью полётов.

Правила расследования (ПРАПИ-98), как основной нормативный документ, регламентирующий расследование авиационных событий в России, остаются практически неизменными более 20 лет, за эти годы утратилась согласованность с международными стандартами, изменения и дополнения в которых происходят почти ежегодно. В результате, неактуальность ПРАПИ-98 проявляется, начиная с определения цели: расследование авиационных событий проводится с «целью предотвращения авиационных происшествий и инцидентов.» (ПРАПИ-98, п.1.2.2.21); «Целями расследования авиационного происшествия или инцидента являются установление причин авиационного происшествия или инцидента и принятие мер по их предупреждению в будущем» (ПРАПИ-98, п.1.1.5). Исходя из эволюции понятий и подходов, в результате развития безопасности полётов, как направления авиационной науки, «расследование авиационных событий проводится с целью установления причинно-следственных связей возникновения, развития и неблагоприятного исхода особой ситуации на борту воздушного судна с последующей разработкой рекомендаций по совершенствованию авиационной системы» (Козлов, 2018, с. 103).

2. Коммерческие полёты в России выполняются в основном на воздушных судах зарубежного производства. Философия, заложенная в них, и эксплуатационные ограничения, установленные разработчиком (производителем), допускают выполнение полётов в некоторых ситуациях и условиях, которые, согласно ПРАПИ-98, классифицируются как авиационный инцидент, то есть как события, подлежащие обязательному расследованию. Поскольку Перечень событий, подлежащих расследованию, по ПРАПИ-98 шире, чем в международном стандарте (в Приложении 13), очевидна разница в классификации авиационных событий, в том числе «авиационных инцидентов» и «серьёзных инцидентов». Отсутствие чёткости в

разграничении категорий событий типа «авиационный инцидент» и «серьёзный инцидент» способствует фактору (и факту) субъективности при классификации и определении причинности авиационных событий, при идентификации ФО, определении порядка их следования и оценивании их значимости. Таким образом, несовершенство нормативных документов предоставляет участникам расследования возможность преднамеренно занижать тяжесть авиационных событий.

Тем самым порождается практика необоснованной переквалификации авиационных событий в сторону снижения тяжести (частично явные авиационные происшествия без человеческих жертв, то есть аварии, классифицируются как серьёзный инцидент, при этом меняется статус расследования и расследующая организация, а событие не попадает в статистику авиационных происшествий. Некоторые серьёзные инциденты классифицируются как обычные инциденты, то есть теряют значимость и глубину анализа причин. Часть инцидентов снимаются с учёта, как «отклонения» (доводятся, в лучшем случае, как «информация» — по определению Росавиации), а значит эти авиационные события расследованию не подлежат, ФО по ним не идентифицируются, риски, обусловленные этими ФО, не анализируются и мероприятия по снижению риска не отрабатываются, то есть создаются или сохраняются условия для «копирования» этих событий.

3. Таким образом реализуется один из способов мотивированного сокрытия части АИ некоторыми поставщиками авиационных услуг. Анонимный экспертный опрос руководителей в области управления безопасностью полётов показывает, что в среднем в России более 60% авиационных событий, подлежащих расследованию, поставщиками авиационных услуг, большей частью — эксплуатантами ВС, скрываются. Более того, вполне реальна парадоксальная ситуация, когда, согласно Перечню необходимого исправного оборудования (Minimum Equipment List, MEL), с некоторыми техническими отказами разрешается дальнейшее выполнение полётов, хотя по ПРАПИ-98 требуется остановка ВС для выполнения обязательного расследования. Обостряется основная дилемма приоритета при выполнении коммерческих полётов: «регулярность полётов» или «безопасность полётов»? Тем более, что ИКАО своим Руководством по управлению безопасностью полётов (РУБП) определяет управление безопасностью полётов как одну из основных бизнес-функций в коммерческой авиации. Неопределённость с техническими отказами усугубляется ещё и тем, что многие ВС зарубежного производства зарегистрированы за рубежом, то есть поддержание лётной годности ВС выполняется по документам страны регистрации ВС, а эксплуатанты ВС зарегистрированы в России. Очевидно, что лётная эксплуатация ВС в России должна выполняться в соответствии с российскими сертификационными требованиями. Признание Россией приоритета международных стандартов в ещё большей степени мотивирует авиационный персонал, в первую очередь, руководителей, игнорировать требования государственных нормативных документов при малейшем их несоответствии международным. Кроме того, российские авиакомпании работают в реальной обстановке конкуренции с зарубежными авиаперевозчиками, не сталкивающимися с описанными проблемами, что снижает и без того невеликие конкурентные возможности отечественной коммерческой авиации. Ситуация с государственным управлением деятельностью гражданской авиации никак не способствует улучшению экономической ситуации на рынке авиационных перевозок - отсюда и снижение финансирования на повышение уровня безопасности коммерческих полётов в России.

Складывается парадоксальная ситуация. Эксплуатанты ВС располагают специалистами высокого профессионального уровня, способными к успешной нормотворческой деятельности, но не имеющими на то полномочий. Государственные регулирующие органы располагают полномочиями на разработку и совершенствование авиационного нормативно-право-

вого обеспечения, но не располагают специалистами соответствующего профессионального уровня для нормотворческой деятельности.

4. Располагаемый уровень подготовки персонала, привлекаемого к расследованию событий с ВС зарубежного производства, особенно в государственных структурах, зачастую не соответствует современным условиям и требованиям. Это наиболее актуально для государственных инспекторов с недостаточным уровнем знания английского языка, не имеющих опыта эксплуатации зарубежной техники. Требования по уровню знания английского языка, подобные тем, что предъявляются к пилотам (четвертый уровень по классификации ИКАО), в отношении государственных служащих, осуществляющих сертификационную и надзорную деятельность в гражданской авиации РФ, даже не сформулированы!

В результате обновления нормативно-правовой базы гражданской авиации, в частности, Федеральных авиационных правил (ФАП), ранее обязательное в ФАП-11 сертификационное требование по подготовке расследователей для авиапредприятий оказалось пропущенным (либо намеренно опущенным) в новом ФАП-246. В результате: в комиссии по расследованию авиационных событий одни специалисты (представители государственных органов) не знают техники и особенностей её эксплуатации, другие (представители поставщика услуг) не имеют опыта расследования. К сожалению, от эксплуатантов ВС и других поставщиков услуг в комиссию по расследованию АИ чаще включаются специалисты не по критерию компетентности (профессионального уровня) и требуемой специализации, а по критерию «кто свободен от основной деятельности». Штатные расследователи для авиапредприятия -дополнительные расходы на их подготовку и содержание.

5. На момент формирования комиссии по расследованию авиационных событий, как правило, причина события, ФО и факторы, препятствовавшие развитию события в более тяжкое, не известны, следовательно не известен требуемый профиль и профессиональный уровень специалистов, необходимых для проведения анализа по направлениям деятельности (лётная эксплуатация ВС, инженерно-техническая эксплуатация ВС, аэродромно-техни-ческое, диспетчерское, метеорологическое, орнитологическое и другие виды обеспечения полётов). Это допускает включение в комиссию по расследованию специалистов «не по специальности».

6. Кадровые ресурсы государственных регулирующих органов для расследования АИ и САИ ограничены, поэтому времени, выделяемого на расследование, как правило, не хватает даже при наличии компетентных расследователей. Ситуация обостряется в периоды интенсивных авиаперевозок. Рекомендуемое, а иногда явно целесообразное направление расследователей на место авиационного события далеко не всегда предоставляется возможным. Особенно остро эта проблема проявляется при авиационных событиях с ВС российских эксплуатантов, выполняющих авиаперевозки за рубежом, например, в миссиях ООН.

7. При анализе причин авиационных событий группа «Факторы человека» ограничивается, как правило, «ошибкой пилотирования» или «принятием ошибочного решения командиром ВС», то есть в отчётах о расследовании преобладают «Факторы экипажа», хотя, как обосновал профессор В. В. Козлов, «.пилот, являясь «оператором переднего края», выступает одновременно «наследником дефектов системы», которые порождены неверными решениями, принятыми задолго до происшествия» (Козлов, 2019). В отчётах о расследовании зачастую не учитывается произошедшая эволюция мышления в области безопасности полётов, согласно которой для мировой авиационной общественности является общепринятым преобладание «Организационного фактора» в расследуемых авиационных событиях, а с 2018 г. эволюционная последовательность «Техническая эра» — «Эра человеческих факторов» — «Организационная эра» дополнена «Общесистемной эрой» (рис. 1) фос.9859, 2018).

а> о

О)

с

О

о о

о га

а> ю

0) г

О)

10 о

£ О)

-е--е-

о

Будущее

1950 1970 1990 2000 2010

Рисунок 1. Эволюция классификации причинных факторов в общемировой статистике авиационных событий

(Источник: Doc.9859, 2018)

Статистический анализ причинности расследованных авиационных событий в коммерческой авиации РФ показывает, что «Организационный фактор» в отчётах о расследовании отсутствует среди факторов. Даже если в авиационном событии явно проявляется организационный фактор, в отчёте о расследовании отмечается «Человеческий фактор», без использования официальной классификации «Фактора человека», установленной Руководством по информационному обеспечению автоматизированной системы обеспечения безопасности полётов ВС гражданской авиации РФ (АСОБП), где первая позиция отведена командно-руководящему составу предприятий и организаций гражданской авиации, а не экипажам ВС, которые находятся на третьей позиции.

Раздел «Факторы человека» (Руководство АСОБП, 2002)

а) командно-руководящий состав предприятий и организаций гражданской авиации РФ:

*недостатки подготовки и обучения персонала; Недостаточный контроль; *недостатки в организации работ; *недостатки регламентирующих документов.

б) персонал управления воздушным движением.

в) экипаж ВС:

*неправильные оценки при пилотировании и навигации; *неправильные решения;

* неправильные действия при пилотировании и навигации; *неправильная эксплуатация авиатехники экипажем.

г) персонал инженерно-авиационной службы:

* недостатки в организации работ и контроле;

* нарушение технологии работ;

* недостатки во взаимодействии с другими службами.

д) персонал авиаремонтного предприятия.

е) персонал конструкторского бюро, завода-изготовителя.

Далее: персонал метеорологической службы, аэродромной службы, аэронавигационной информации, горюче-смазочных материалов, организации перевозок, службы авиационной безопасности, спецтранспорта, персонал, эксплуатирующий радиотехническое оборудование и связь, светотехническое оборудование, персонал медико-санитарной службы.

Пренебрежение учением «Человеческий фактор» (Doc 9683; Руководство ИКАО 240; Циркуляр ИКАО 247; Хрестоматия человеческого фактора, 2010; Козлов, 2014; 2019) по причинам:

• некомпетентности участников расследования, то есть по причине необученности;

• по нежеланию использовать научные положения, то есть по причине низкой профессиональной и личной культуры безопасности полётов.

Между тем «Человеческий фактор», как учение, «предполагает не возложение основной ответственности за ошибку (и даже за нарушение) на исполнителя или руководителей, ответственных за функционирование конкретных компонентов авиационной системы, недостатки которых послужили причиной ненадёжности специалиста, а нацеливает на их устранение путём совершенствования самой авиационной системы» (Козлов, 2019, с. 11-12). В результате при расследовании авиационных событий используется не рекомендуемый «системно-иерархический подход», а «обвинительно-примитивистский» и «системно-бессистемный», которые не обеспечивают полноценного объективного расследования (Козлов, 2019, с. 11-12).

«Цель расследования человеческого фактора заключается в распознании причин того, почему те или иные действия ведут к разрушению имеющихся видов защиты и заканчиваются происшествием. Это требует определения соответствующих скрытых недостатков, имеющихся на всех уровнях организации (включая высшие эшелоны руководства) и авиационной системы, частью которой она является» (Doc 9683, с. 2-4-11].

Зачастую при расследовании не выделяется «личностный фактор», используется термин «Человеческий фактор», причем под этим термином пытаются объединить всё, что имеет отношение к деятельности человека, включая организационные и общесистемные факторы. Более того, при определении причинности авиационных событий, термин «ошибка» подменяется «нарушением», без анализа условий, ситуации, хронологии и последовательности действий экипажа, то есть без установления причинно-следственных связей.

9. Мотивация руководства авиапредприятий на сокрытие авиационных событий и на занижение реальной тяжести происходящих событий ради сохранения имиджа авиакомпании, поддержания регулярности коммерческих полётов (при авиационном инциденте ВС, как правило, останавливается, а с экипажем проводятся предусмотренные при авиационном событии обязательные процедуры, в том числе медицинский контроль состояния членов экипажа, то есть экипаж не летает), декларирования высокого уровня БП (во избежание внеплановых проверок предприятия регулирующими и надзорными органами, включая прокуратуру). К сожалению, имеет место мотивация персонала, причастного к авиационному событию, на сокрытие допускаемых ошибок и / или нарушений, то есть естественное стремление уйти от ответственности любыми средствами (Гузий, Майорова, 2018).

«Лица, виновные в умышленном сокрытии авиационного происшествия или инцидента, сведений о них, а равно в искажении информации, в повреждении или уничтожении бортовых и наземных средств объективного контроля и других связанных с авиационным происшествием или инцидентом доказательных материалов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации» (Воздушный кодекс РФ, ст. 87, п. 2).

«Умышленное сокрытие авиационного происшествия, инцидента или сведений о них, либо искажение информации, либо повреждение или уничтожение бортовых и наземных средств объективного контроля, ... влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от четырех до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати до пятидесяти тысяч рублей» (Кодекс РФ об административных правонарушениях, ст. 11.30). Однако редко применяемая на практике административная ответственность, предусмотренная за сокрытие или искажение информации об авиационных событиях, значительно мягче, чем «оргвыводы», применяемые к не всегда справедливо устанавливаемым («назначаемым») виновникам авиационных событий. Свойственное для коммерческой авиации сокрытие («замалчивание») информации об авиационных инцидентах имеет, как правило, субъективные, организационно-психологические причины, объясняемые низкой организационной (корпоративной) культурой безопасности полётов.

Организационные меры по повышению эффективности расследования

авиационных событий

Выявленные причины низкой эффективности расследования авиационных событий носят организационный характер, следовательно, и меры по повышению эффективности расследования должны быть преимущественно организационными, а подход к их разработке должен быть системным, соответствовать обновляемым международным стандартам и нормативно-правовым документам РФ, распространяться на всю АТС в рамках требуемой ИКАО государственной СУБП.

1. Разработка и принятие новой Государственной программы обеспечения безопасности полётов (ГосПБП), согласно требованиям Приложения 19 к Конвенции о международной гражданской авиации. Действующая в настоящее время ГосПБП не может соответствовать SARPs уже потому, что принята была до того, как ИКАО опубликовала требования к ней.

2. Разработка, внедрение и развитие государственной СУБП (согласно международным стандартам и рекомендуемой практике), обеспечивающей интеграцию уже разработанных и внедренных СУБП поставщиков услуг, начиная с эксплуатантов ВС и аэродромов (Гузий, Лушкин, Мишин, 2018). В основу нормативной базы целесообразно включить наиболее полные, постоянно развивающиеся, обновляемые каждые два года, международные стандарты операционной безопасности IOSA.

3. Восстановление ранее существовавшей системы государственной стандартизации, актуализация государственных стандартов (ГОСТов) и отраслевых (ОСТов) на базе стандартов Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) и стандартов предприятий (СТП), разработанных передовыми авиапредприятиями России. Возвращение государственным стандартам статуса «обязательный», как было ранее, а не «рекомендательный», как в настоящее время.

4. Официальный профессиональный перевод и издание в русскоязычной версии международных стандартов операционной безопасности IOSA, аналогично русскоязычным версиям документов ИКАО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Разработка новых Правил расследования АП и инцидентов, соответствующих Международным стандартам и рекомендуемой практике, либо полный отказ от ПРАПИ-98, с переходом на общепринятые в мировой авиационной отрасли правила расследования, изложенные в Приложении 13 к Конвенции о международной гражданской авиации и в консо-

лидированных с ним документах ИКАО. Расширение полномочий поставщиков услуг по самостоятельному расследованию авиационных инцидентов с представлением результатов расследования (отчетов) регулирующему органу.

6. Разработка и введение в действие Перечня должностных лиц (специалистов, непосредственно выполняющих функции в СУБП) поставщиков услуг и регулирующих органов, на которых распространяются требования:

• обязательное профильное (авиационное) образование;

• уровень знания английского языка, соответствующий должностным обязанностям;

• обязательное периодическое обучение в сертифицированных образовательных учреждениях вопросам системного управления безопасностью полётов, расследования авиационных событий и инспектирования безопасности полётов.

7. Расширение сертификационных требований к поставщикам услуг с введением в штат должности «авиационный психолог» с обязательной соответствующей подготовкой.

8. Разработка для поставщиков услуг «Формата данных о факторах опасности и результатах анализа риска для безопасности полётов», согласно п. 13 Постановления Правительства РФ № 1215 от 18.11.2014.

9. Введение единой для всех поставщиков авиационных услуг методики анализа и количественного оценивания риска для безопасности полётов, обусловленного идентифицируемыми факторами опасности, по аналогии с методикой, разработанной для СУБП эксплуа-танта ВС (Гузий, Капустин, Лушкин, Фокин, 2019).

10. Разработка и введение в формат Архива материалов расследований инцидентов и производственных происшествий (Руководство пользователя АМРИПП, 2014) формы «Реестр рисков», обусловленных факторами опасности, идентифицируемыми поставщиками услуг (во исполнение требований Постановления Правительства РФ № 1215 от 18.11.2014).

11. Обязательное обучение сотрудников государственных регулирующих и надзорных органов в области человеческого фактора и СУБП.

12. Мониторинг текущего уровня безопасности полётов поставщиков авиационных услуг в рамках государственной СУБП с предварительной разработкой и введением в действие Формы дифференцированной отчетности поставщиков услуг перед регулирующим органом об эффективности корпоративных СУБП (о текущем уровне безопасности полётов), в которой предусмотреть (как минимум):

• единый перечень показателей уровня безопасности полётов для поставщиков авиационных услуг, сертифицированных в России;

• единое в государстве, адаптированное для всех пользователей, методическое обеспечение процедур оценивания уровня безопасности полётов всеми поставщиками услуг;

• введение научно обоснованного приемлемого уровня безопасности полётов через целевые и пороговые уровни показателей безопасности полётов для поставщиков услуг, начиная с эксплуатантов ВС и аэродромов;

• рейтинговое ранжирование поставщиков услуг по достигнутому уровню безопасности полётов (по степени соответствия задаваемому приемлемому уровню).

13. Внедрение в практику и ужесточение предусмотренной законодательством РФ ответственности за сокрытие авиационных событий и/или данных об авиационных событиях.

14. Оптимизация производственных отношений между государственными регулирующими, надзорными органами и поставщиками авиационных услуг.

15. Формирование и развитие национальной, профессиональной и организационной культуры безопасности полётов.

Перечисленные меры нуждаются в разработке соответствующего научного и методического обеспечения с привлечением отраслевых научных и образовательных учреждений гражданской авиации, то есть требуются соответствующие организационные, интеллектуальные и финансовые ресурсы и время на их реализацию. Поэтому, исходя из свойственной для отечественной гражданской авиации инертности в государственном регулировании, с целью исключения случаев сокрытия информации об авиационных событиях, а также о ФО, реально или потенциально обусловливающих риск для безопасности полётов, отдельные эксплуатанты ВС-члены IATA, руководствуясь требованиями и рекомендациями стандартов операционной безопасности IOSA, в инициативном порядке разрабатывают и предпринимают меры по повышению эффективности расследования авиационных событий в рамках корпоративных СУБП (Гузий, Мишин, Майорова, 2017).

Меры по повышению эффективности расследования авиационных событий

1. Устранение несовершенства государственной нормативно-правовой базы системного управления безопасностью полётов и восполнение научно-методической базы процедур управления безопасностью путём разработки корпоративных документов (стандартов предприятия), в которых регламентируется процесс расследования (дорасследования) авиационных событий в рамках СУБП авиапредприятия и предусматривается:

— порядок действий персонала авиапредприятия при подозрении на авиационное событие (подозрение на выход за эксплуатационные ограничения в полёте, подозрение на столкновение с птицами в полёте или с животными на земле, подозрение на низкий коэффициент сцепления или посторонние предметы на взлётно-посадочной полосе, рулёжных дорожках и местах стоянок);

— оформление установленным порядком особого мнения члена комиссии по расследованию, назначенного от эксплуатанта ВС (при наличии разногласий по причинам авиационного события, по ФО, повлиявшим на развитие авиационного события, по оценке значимости и ранжированию приоритетности идентифицированных ФО);

— при поверхностном (не полном) анализе авиационного события в официальном отчёте о расследовании: проведение дорасследования (дополнительного расследования) авиационного события с реализацией системного подхода с целью более глубокого анализа события и динамики его развития, идентификации ФО и факторов предотвращения авиационного события (выявление «слабого звена» и «барьеров» в эксплуатируемой АТС), установления причинно-следственных связей, разработки эффективных целенаправленных мер по снижению риска для безопасности полётов до приемлемого уровня;

• оперативная (или превентивная) разработка целенаправленных корректирующих воздействий на выявленное в АТС «слабое звено» и на идентифицированные ФО, - дополнительно к рекомендациям, содержащимся в официальном отчёте о расследовании авиационного события, проведенном государственным регулирующим органом (предварительные корректирующие действия по снижению риска обычно отрабатываются эксплуатантами ВС ещё до окончания официального расследования авиационного события);

• увеличение количества событий, подлежащих расследованию, сверх Перечня авиационных событий, определенных Приложением 1 ПРАПИ-98.

Следует отметить, что внутренние меры по повышению эффективности расследования повышают уровень безопасности полётов эксплуатанта ВС, но могут снизить регулярность выполнения полётов, то есть доходность воздушных перевозок. Тем самым обусловливается конфликт интересов (целей) среди должностных лиц в руководстве эксплуатанта ВС.

Решению основной дилеммы управления способствует позитивная корпоративная (организационная) культура безопасности полётов.

2. Назначение и подготовка внештатных расследователей (исследователей) из числа наиболее компетентных и опытных специалистов с охватом всех направлений деятельности эксплуатанта ВС, с присвоением этим специалистам статуса «расследователя — эксперта» в качестве морального, а возможно и материального стимулирования.

3. Проведение эксплуатантом ВС параллельного (служебного) расследования (аналитического исследования) авиационных событий с разработкой и реализацией предупредительных мероприятий в оперативном порядке, сразу после события, без перерыва в летной работе (если нет решения регулирующего органа о прекращении или приостановке летной деятельности эксплуатанта), задолго до окончания официального расследования.

4. Разработка, внедрение и развитие корпоративной системы добровольных сообщений, дополняющей систему обязательных донесений, в целях совершенствования информационного обеспечения СУБП (Гузий, Лушкин, Майорова, 2015).

5. Объективное оценивание всех расследуемых (исследуемых) авиационных событий по степени их опасности, согласно ПРАПИ-98, а идентифицированных ФО — по уровню обусловливаемых ими рисков.

6. Внесение расширенного объёма информации о всех расследованных событиях, исследованных ФО и разработанных корректирующих действиях в корпоративную базу данных (информационную систему) СУБП эксплуатанта ВС.

7. Разработка и заполнение формы реестра рисков информацией об идентифицированных ФО, о результатах анализа и управления риском.

8. Разработка и внедрение методического обеспечения процедур:

• оценивание и прогнозирование уровня безопасности полётов по информации об авиационных событиях (по обобщённому и частным показателям, отражающим статистическую вероятность или частоту авиационных событий);

• определение целевых и пороговых уровней показателей безопасности полётов;

• идентификация ФО и анализ обуславливаемых ими рисков;

• количественное оценивание риска для безопасности полётов;

• анализ эффективности СУБП.

9. Разработка и реализация Программы внутреннего дифференцированного обучения всех категорий персонала, включая высшее звено управления, вопросам СУБП, с обязательным включением тем:

• нормативно-правовое обеспечение СУБП и её плановое развитие;

• организация и проведение расследования (исследования) событий и участие в комиссиях по расследованию АС;

• информационное обеспечение СУБП, в том числе по линии системы обязательных донесений и системы добровольных сообщений;

• анализ и управление риском для безопасности полётов;

• методическое обеспечение процедур в СУБП эксплуатанта ВС;

• культура безопасности полётов эксплуатанта ВС (Гузий, Лушкин, 2016; Гузий, Лушкин, Мишин, 2016).

9. Внешнее обучение персонала в областях человеческого фактора, расследования авиационных событий, инспектирования, авиационной психологии и СУБП.

10. Переход от «некарательной» производственной среды и дисциплинарной практики к «справедливой» в отношении к ошибкам и нарушениям в действиях персонала фос.9859, 2018).

11. Интеграция СУБП эксплуатанта ВС с компонентами СУБП других поставщиков услуг, начиная с эксплуатантов аэродромов (Гузий, Лушкин, Мишин, 2018; Aerodrome Standards, 2019).

12. Формирование оптимальных производственных отношений между подразделениями поставщиков услуг.

13. Формирование и развитие позитивной организационной (корпоративной) культуры безопасности полётов поставщиков услуг (Горюнова, 2016).

Заключение

Таким образом, организационно-психологическим анализом эффективности расследования наиболее массовых в гражданской авиации авиационных событий (авиационных инцидентов и серьёзных авиационных инцидентов) выявлены системные недостатки и причины низкого качества процесса расследования, а следовательно и низкой эффективности рекомендаций по повышению уровня безопасности полётов, по предотвращению авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами.

Предлагаемые к реализации меры по повышению эффективности расследования имеют, главным образом, организационный характер и направляются на:

— приведение нормативно-правового обеспечения государственной СУБП в соответствие международным стандартам и рекомендуемой практике ИКАО и IATA, применительно ко всем компонентам АТС;

— совершенствование системы представления, сбора и хранения информации о текущем состоянии авиационно-транспортной системы и факторов опасности, обуславливающих риск для безопасности полётов гражданской авиации;

— восстановление и актуализацию государственной системы стандартизации в авиационной отрасли России;

— разработку, унификацию и стандартизацию единого научно-методического обеспечения процедур СУБП всех поставщиков авиационных услуг, начиная с эксплуатантов воздушных судов и аэродромов;

— обобщение и распространение положительного опыта эксплуатантов воздушных судов по решению проблем нормативно-правового и научно-методического обеспечения процедур расследования авиационных событий при практической реализации системного управления безопасностью полётов;

— функциональное сопряжение государственной СУБП с СУБП поставщиков авиационных услуг;

— обучение персонала государственных регулирующих и надзорных органов, а также персонала авиапредприятий, начиная с руководителей, в области человеческого фактора и СУБП;

— развитие национальной, профессиональной и организационной (корпоративной) составляющих культуры безопасности полётов.

Литература

Байнетов, С. Д., Пономаренко, В. А., Макаров, Р. Н. (ред.). (2010). Хрестоматия человеческого

фактора в авиации через призму безопасности полетов. Т. 1. М. Воздушный кодекс и Федеральные авиационные правила (2016). М.: Авиатека.

Глобальный план обеспечения безопасности полетов 2017-2019. Изд. 2. фос.10004) (2016). Монреаль: ИКАО.

Горюнова, Л. Н. (2016). Корпоративная культура безопасности персонала особо опасных и технически сложных объектов: Практические советы по внедрению. В сб.: Сборник трудов Общества независимых расследователей, 28 (117-126). М.

ГОСТ Р 55585-2013 (2014). Система управления безопасностью полетов воздушных судов. Термины и определения. М.: Стандартинформ.

Гузий, А. Г., Капустин, А. Г., Лушкин, А. М., Фокин, А. В. (2019). Методология количественного оценивания риска для безопасности полетов в самолетном сегменте коммерческой авиации. Научный вестник МГТУ ГА, 22(4), 33-42.

Гузий, А. Г., Лушкин, А. М. (2016). Подготовка персонала авиапредприятий в области системного управления безопасностью полетов. Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций, 3, 89-94.

Гузий, А. Г., Лушкин, А. М., Майорова, Ю. А. (2015). Теория и практика применения добровольных сообщений в информационном обеспечении процесса управления риском. В сб.: Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев, А. Н. Занковский (отв. ред.). Современные тенденции развития психологии труда и организационной психологии (680-687). М.: Институт психологии РАН.

Гузий, А. Г., Лушкин, А. М., Мишин, А. В. (2016). Система управления безопасностью полетов в гражданской авиации: Монография. М.: ИД Академия Жуковского.

Гузий, А. Г., Лушкин, А. М., Мишин, А. В. (2018). Интеграция СУБП эксплуатанта воздушных судов с компонентами СУБП других поставщиков авиационных услуг. В сб.: Сборник трудов Общества независимых расследователей авиационных происшествий. Выпуск 30 (52-56). М.

Гузий, А. Г., Майорова, Ю. А. (2018). Организационно-психологическое исследование причин дефицита информации об авиационных событиях. В сб.: А. А. Обознов, А. Л. Журавлева (ред.) Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики (291-309). М.: Институт психологии РАН.

Гузий, А. Г., Мишин, А. В., Майорова, Ю. А. (2017). Качество расследования авиационных инцидентов и организационные меры авиапредприятия по его повышению. В сб.: А.Л.Журавлев, В. А. Кольцова (отв. ред.). Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития (2329-2336). М.: Институт психологии РАН.

Гузий, А. Г., Онуфриенко, В. В. (2005) Методология активного управления уровнем безопасности предстоящих полетов в авиакомпании. В сб.: Труды общества независимых расследователей авиационных происшествий. Выпуск 17 (52-62). М.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (2016). М.: Проспект.

Козлов, В. В. (2014). Теория и практика расследования авиационных событий, связанных с действиями пилота (специалиста). В сб.: Сборник трудов Общества независимых расследователей авиационных происшествий. Выпуск 26 (103-128). М.

Козлов, В. В. (2019). Изучение человеческого фактора при расследовании авиационных событий. М.: Белый ветер.

Постановление Правительства РФ от 18.11.2014г. № 1215 (2016). «О порядке разработки и применения СУБП воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими».

Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации (ПРАПИ-98) (1998). М.: Авиаиздат.

Приложение 19 к Конвенции о международной гражданской авиации. Управление безопасностью полетов. Изд. 2. (2016). Монреаль: ИКАО.

Приложение 6 к Конвенции о Международной гражданской авиации (2010). Эксплуатация воздушных судов. Часть1. Международный коммерческий транспорт. Самолеты. Монреаль: ИКАО.

Руководство по информационному обеспечению автоматизированной системы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации (АСОБП) (2002). М.: Аэронавигационное консалтинговое агентство.

Руководство по обучению в области человеческого фактора (Doc. 9683-AN) (1998). Монреаль: ИКАО.

Руководство пользователя архива материалов расследований инцидентов и производственных происшествий Росавиации (АМРИПП Росавиации) (2014). М.: ФАВТ.

Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в Гражданской Авиации Российской Федерации» (ФАП-128) (2014). М.: Минтранс России.

Федеральные авиационные правила «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие перевозки, требованиям Федеральных авиационных правил» (ФАП-246) (2015). М.: Минтранс России.

Циркуляр ИКАО 240-А№/144. (1993). Человеческий фактор. Сб. материалов №7. Изучение роли человеческого фактора при авиационных происшествиях и инцидентах. Монреаль: ИКАО.

Циркуляр ИКАО 247-А№/148. (1993). Человеческий фактор. Сб. материалов № 10. Человеческий фактор в управлении и организации. Монреаль: ИКАО.

Яковлев, А. (2017). Нормативно-правовой вакуум требует заполнения. Из выступления на годовом собрании Экспертного совета в области гражданской авиации 26.01.2017. URL: http://www.aex.ru/docs/4/2017/2/22/2567/

Aerodrome Standards. Aerodrome Design and Operations. (2019). ICAO-COSCAP.

Annex 13 To the Convention on International Civil Aviation. Aircraft Accident and Incident Investigation (2010). Montreal: ICAO.

IOSA Standards Manual. 13th Ed. (2019). IATA.

Safety Management Manual. Fourth Edition (SMM). Doc.9859 - AN/460. (2018). Montreal: ICAO.

Поступила 30.10.2019

ORGANIZATIONAL PSYCHOLOGY

Organizational and psychological aviation events in russian commercial aviation investigation effectiveness analysis

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Anatoliy GUZIY

The "Utair" Airline, Russian Federation

Juliya MAYOROVA

Moscow University of psychology and social Sciences, Russian Federation

Alexandr MISHIN

Dmitriy SHIRYAEV

The "Utair" Airline, Russian Federatiohe

Abstract. The subject of the research is the organizational, social and psychological problems of aviation events with, Russian commercial aviation aircraft investigation. Purpose. The purpose of the study is to improve the aviation events investigation effectiveness in the safety management system of civil aviation. The article presents the results of organizational and psychological analysis of the most mass aviation events type with aircraft investigation effectiveness — aviation incidents that are "harbingers" of severe aviation accidents. Methodology. The analysis is based on the official reports on the aviation events investigation in commercial aviation in Russia for 2009—2018. The investigation quality, depth and results of the implementation of the inquiry commission's recommendations were assessed. Systemic shortcomings, that authors refer mainly to organizational ones are identified. The influence of a subjective factors set on the course and results of the aviation incidents investigation is shown. The reasons of low-quality investigation of aviation events in commercial aviation and, as a consequence, — low efficiency of measures for flights safety level increase through an exception of "Photocopying" dangerous situations and decrease in aviation events frequency are revealed. Implications for practice. The article presents the organizational measures developed by the authors to improve the efficiency of the investigation within the framework of the developed state safety management system and developing safety management system of aviation service providers. Dependence of efficiency of aviation incidents investigation on level of organizational flights safety culture development is shown.

Keywords: safety, aviation events, incidents, investigation, shortcomings, causes, measures.

References

Aerodrome Standards (2019). Aerodrome Design and Operations. ICAO-COSCAP. Annex 13 To the Convention on International Civil Aviation (2010). Aircraft Accident and Incident Investigation. ICAO.

Address: Moscow, Vnukovo district, Tsentralnaya st., 8B, «La-5». E-mail: anatoliy.guziy@utair.ru

Bajnetov, S. D., Ponomarenko, V. A., Makarov, R. N. (2010). Hrestomatiya chelovecheskogo faktora v aviacii cherez prizmu bezopasnosti poletov. V 2-x tomax. T. 1. [Anthology of the human factor in aviation through the prism of safety]. M.

Cirkulyar IKAO 240-A№/144 (1993). Chelovecheskij faktor [Human factor]. Sb. materialov 7. Izuchenie roli chelovecheskogo faktora pri aviacionnyx proisshestviyah i incidentax. Montreal: IKAO.

Cirkulyar IKAO 247-A№/148 (1993). Chelovecheskij faktor [Human factor]. Sb. materialov 10. Chelovecheskij faktor v upravlenii i organizacii. Montreal: IKAO.

Federalnyeaviacionny^epravila«Trebovaniyakyuridicheskimliczam,individualnympredprinimatelyam, osushhestvlyayushhim kommercheskie vozdushnye perevozki. Forma i poryadok vydachi dokumenta, podtverzhdayushhego sootvetstvieyuridicheskix licz, individualnyh predprinimatelej, osushhestvlyayushhih kommercheskie perevozki, trebovaniyam Federalnyh aviacionnyx pravil» (FAP-246) (2015). M.: Mintrans Rossii.

Federalnye aviacionnye pravila "Podgotovka i vypolnenie poletov v Grazhdanskoj Aviacii Rossijskoj Federacii"(FAP-128) (2014). M.: Mintrans Rossii.

Globalnyj plan obespecheniya bezopasnosti poletov (2016). [The global safety plane]. 2017—2019. Izd.2. (Doc 10004). IKAO.

Goryunova, L. N. (2016). Korporativnaya kultura bezopasnosti personala osobo opasnyh i tehnicheski slozhnyh obyektov: Prakticheskie sovety po vnedreniyu [Safety corporate culture of personnel of especially dangerous and technically difficult objects: Practical advice on implementation]. In Sbornik trudov Obshhestva nezavisimyh rassledovatelej. Vypusk28 (117-126). M.

GOST R 55585-2013 (2014). Sistema upravleniya bezopasnostyu poletov vozdushnyh sudov. Terminy i opredeleniya. M.: Standartinform.

Guzij, A. G., Kapustin, A. G., Lushkin, A. M., Fokin, A. V. (2019). Metodologiya kolichestvennogo ocenivaniya riska dlya bezopasnosti poletov v samoletnom segmente kommercheskoj aviacii [Methodology of quantitative assessment of safety risks in the aircraft segment of commercial aviation]. Nauchnyj vestnik MGTU GA, 22(4), 33-42.

Guzij, A. G., Lushkin, A. M. (2016). Podgotovka personala aviapredpriyatij v oblasti sistemnogo upravleniya bezopasnostyu poletov [Training of airline personnel in the field of system safety management]. In Problemy bezopasnosti i chrezvychajnyh proisshestvij. Vyp. 3 (89-94). M.: VINITI.

Guzij, A. G., Lushkin, A. M., Majorova, Yu. A. (2015). Teoriya i praktika primeneniya dobrovolnyh soobshhenij v informacionnom obespechenii processa upravleniya riskom [Theory and practice of voluntary messages application in information support of risk management process]. In L.G.Dikaya, A. L. Zhuravlev, A. N. Zankovskij (Eds.). Sovremennye tendencii razvitiya psihologii truda i organizacionnoj psihologii. M.: Institut psihologii RAN.

Guzij, A. G., Lushkin, A. M., Mishin, A. V. (2016). Sistema upravleniya bezopasnostyu poletov v grazhdanskoj aviacii. Specialnyj kurs obucheniya rukovoditelej [Safety management system in civil aviation. Special Executive training course]. M.: ID Akademiya Zhukovskogo.

Guzij, A. G., Lushkin, A. M., Mishin, A. V. (2018). Integraciya SUBP ekspluatanta vozdushnyh sudov s komponentami SUBP drugix postavshhikov aviacionnyh uslug [Integration of the aircraft operator's SMS with the SMS components of other aviation service providers]. In Sbornik trudov Obshhestva nezavisimyh rassledovatelej aviacionnyh proisshestvij. Vypusk 30 (52-56). M.

Guzij, A. G., Majorova, Yu. A. (2018). Organizacionno-psihologicheskoe issledovanie prichin deficita informacii ob aviacionnyh sobytiyah [Organizational and psychological study of the reasons for the lack of information about aviation events]. In A. A. Oboznov, A. L. Zhuravlev (Eds). Aktualnye problemy psihologii truda, inzhenernoj psihologii i ergonomiki. Vypusk 8 (291-309). M.: Institut psihologii RAN.

Guzij, A. G., Mishin, A. V., Majorova, Yu. A. (2017). Kachestvo rassledovaniya aviacionnyh incidentov i organizacionnye mery aviapredpriyatiya po ego povysheniyu [The quality of investigation of aviation incidents and organizational measures of the airline to improve it]. In A. L. Zhuravlev, V. A. Kolczova (Eds). Fundamentalnye iprikladnye issledovaniya sovremennojpsihologii: rezultaty i perspektivy' razvitiya (2329-2336). M.: Institut psihologii RAN.

Guzij, A. G., Onufrienko, V. V. (2005). Metodologiya aktivnogo upravleniya urovnem bezopasnosti predstoyashhih poletov v aviakompanii [Methodology of active safety level management of upcoming flights in the airline]. In Trudy obshhestva nezavisimyh rassledovatelej aviacionnyx proisshestvij. Vypusk 17 (52-62). M.

IOSA Standards Manual. 12th Edition (2019). IATA.

Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah (2016). M.: Prospekt.

Kozlov, V. V. (2014). Teoriya i praktika rassledovaniya aviacionnyh sobytij, svyazannyx s dejstviyami pilota (specialista) [Theory and practice of aviation events investigation that are associated with the actions of the pilot (specialist)]. In Sbornik trudov Obshhestva nezavisimyh rassledovatelej aviacionnyh proisshestvij. Vypusk26 (103-128). M.

Kozlov, V. V. (2019). Izuchenie chelovecheskogo faktora pri rassledovanii aviacionnyh sobytij [The study of the human factor in the investigation of aviation events]. M.: Belyj veter.

Postanovlenie Pravitelstva RF ot 18.11.2014g. № 1215 (2014). «O poryadke razrabotki i primeneniya SUBP vozdushnyh sudov, a takzhe sbora i analiza dannyh o faktorax opasnosti i riska, sozdayushhih ugrozu bezopasnosti poletovgrazhdanskih vozdushnyh sudov, hraneniya etix dannyx i obmena imi».

Pravila rassledovaniya aviacionnyh proisshestvij i incidentov s grazhdanskimi vozdushnymi sudami v Rossijskoj Federacii (PRAPI-98) (1998). M.: Aviaizdat.

Prilozhenie 19 k Konvencii o mezhdunarodnoj grazhdanskoj aviacii (2016). Upravlenie bezopasnostyu poletov. Montreal: IKAO.

Prilozhenie 6 k Konvencii o Mezhdunarodnoj grazhdanskoj aviacii (2010). Ekspluataciya vozdushnyh sudov. Chast 1. Mezhdunarodnyj kommercheskij transport. Samolety. Montreal: IKAO.

Rukovodstvo po informacionnomu obespecheniyu avtomatizirovannoj sistemy obespecheniya bezopasnosti poletov vozdushnyh sudov grazhdanskoj aviacii Rossijskoj Federacii (ASOBP) (2002). M.

Rukovodstvo po obucheniyu v oblasti chelovecheskogo faktora (Doc 9683-AN/) (1998). Montreal: IKAO.

Rukovodstvo polzovatelya arxiva materialov rassledovanij incidentov i proizvodstvennyh proisshestvij Rosaviacii (AMRIPP Rosaviacii) (2014). M.: FAVT.

Safety Management Manual. Fourth Edition (SMM). Doc.9859 - AN/460 (2018). Montreal: ICAO.

Vozdushnyj kodeks i Federalnye aviacionnye pravila 2016 (2016). [Air code and Federal aviation regulations 2016]. M.: Aviateka.

Yakovlev, A. Normativno-pravovoj vakuum trebuet zapolneniya [The regulatory vacuum needs to be filled]. Iz vystupleniya na godovom sobranii Ekspertnogo soveta v oblasti grazhdanskoj aviacii 26.01.2017. Retrieved from: http://www.aex.ru/docs/4/2017/2/22/2567/

Received 30.10.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.