Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЭРОПОРТОВ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ'

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЭРОПОРТОВ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
491
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная система / безопасность полетов / авиационное происшествие / управление воздушным движением / information system / flight safety / aviation accident / air traffic control

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Д В. Мешанков, А И. Тихонов

Авторы провели исследование основных факторов, обеспечивающих безопасность полетов и препятствующих возникновению возможных авиационных происшествий Предложен и доведен до стадии практической реализации новый проект разработки и внедрения информационной системы управления безопасностью полетов в практику управления воздушным движением на примере частной задачи внедрения информационной системы управления наземным обслуживанием воздушных судов в российских аэропортах, как одной из основных составляющих безопасность полетов. Также был разработан метод оценки экономической эффективности использования и внедрения такой информационной системы при организации эксплуатации авиационной техники военного и гражданского назначения на основе взаимной увязки статического и динамического подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF INFORMATION SYSTEM FOR ENSURING COMPREHENSIVE AIRPORT SECURITY IN EMERGENCY SITUATIONS

The authors conducted a study of the main factors ensuring flight safety and preventing the occurrence of possible aviation accidents. Russian airports as one of the main components of flight safety. Also, a method was developed for assessing the economic efficiency of the use and implementation of such an information system when organizing the operation of military and civil aviation equipment based on the mutual coordination of static and dynamic approaches.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЭРОПОРТОВ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

Источники:

1. Бризицкая А.В. Развитие торгово-экономического сотрудничества России и Китая в новых геополитических условиях // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. - 2019. - №2. - С.25-39.

2. Галкин Л.Г., Залаева С.Ш., Малюгин А.В., Чиненов Е.В., Соловьева Е.Г., Шупило О.М. К исследованию процессов конкурентного взаимоотношения различных рыночных структур в условиях неопределенности и рисков // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2007. № 1 (21). С. 8-16.

3. Маглинова Т.Г. Будущее глобальной экономики // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 7 (65). С. 144-146.

4. Маглинова Т.Г. Российско-китайское экономическое сотрудничество в современных условиях // Вектор экономики. 2020. № 7 (49). С. 14.

5. Мугаева Е.В. Развитие венчурной индустрии в России // Российское предпринимательство. 2012. №9 (107). С.10-14.

6. Россия - Германия: сложное, но неизбежное партнерство [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://24rus.ru/news/economy/185127.html / (Дата обращения 19.06.2021).

7. China remains Russia's biggest trade partner, trade volumes with Belarus, Ukraine down, with UK up [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://www.intellinews.com/china-remains-russia-s-biggest-trade-partner-trade-volumes-with-belarus-ukraine-down-with-uk-up-199376 / (Дата обращения 19.06.2021).

8. Global X China Global Leaders ETF [Электронный ресурс]. URL: https://www.globalxetfs.com.hk /funds/china-global-leaders-etf/?u1m_source=SEM&u1m_medium=cpc&u1m_term=cMna%o20export&utm_content=525079895674& utm_campaign= SEM_China GlobalLeader_EN/ (Data obrashcheniya 19.06.2021).

References:

1. Brizitskaya A.V. Razvitiye torgovo-ekonomicheskogo sotrudnichestva Rossii i Kitaya v novykh geopoliticheskikh usloviyakh // Aziatsko-Tikhookeanskiy region: ekonomika, politika, pravo. - 2019. - №2. - S.25-39.

2. Galkin L.G., Zalayeva S.SH., Malyugin A.V., Chinenov Ye.V., Solov'yeva Ye.G., Shupilo O.M. K issledovaniyu protsessov konkurentnogo vzaimootnosheniya razlichnykh rynochnykh struktur v usloviyakh neopredelennosti i riskov // Vestnik Belgorodskogo universiteta potrebitel'skoy kooperatsii. 2007. № 1 (21). S. 8-16.

3. Maglinova T.G. Budushcheye global'noy ekonomiki // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. 2020. № 7 (65). S. 144-146.

4. Maglinova T.G. Rossiysko-kitayskoye ekonomicheskoye sotrudnichestvo v sovremennykh usloviyakh // Vektor ekonomiki. 2020. № 7 (49). S. 14.

5. Mugayeva Ye.V. Razvitiye venchurnoy industrii v Rossii // Rossiyskoye predprinimatel'stvo. 2012. №9 (107). S. 10-14.

6. Rossiya - Germaniya: slozhnoye, no neizbezhnoye partnerstvo [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa - URL: https://24rus.ru/news/economy/185127.html / (Data obrashcheniya 19.06.2021).

7. China remains Russia's biggest trade partner, trade volumes with Belarus, Ukraine down, with UK up [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa - URL: https://www.intellinews.com/china-remains-russia-s-biggest-trade-partner-trade-volumes-with-belarus-ukraine-down-with-uk-up-199376 / (Data obrashcheniya 19.06.2021).

8. Global X China Global Leaders ETF [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa - URL: https://www.globalxetfs.com.hk /funds/china-global-leaders-etf/?utm_source=SEM&utm_medium=cpc&utm_term=china%20export&utm_content= 525079895674&utm_campaign= SEM_China GlobalLeader_EN/ (Data obrashcheniya 19.06.2021).

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-11295

Д.В. Мешанков - аспирант кафедры «Управление персоналом», Московский авиационный институт, [email protected],

D.V. Meshankov - postgraduate student of Department «Human Resource Management», Moscow Aviation Institute;

А.И. Тихонов - к.т.н., заведующий кафедрой «Управление персоналом», доцент, Московский авиационный институт, [email protected],

A.I. Tikhonov - Candidate of Technical Sciences, Head of Department «Human Resource Management», Associate Professor, Moscow Aviation Institute.

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЭРОПОРТОВ

В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ IMPLEMENTATION OF INFORMATION SYSTEM FOR ENSURING COMPREHENSIVE AIRPORT SECURITY IN EMERGENCY SITUATIONS

Аннотация. Авторы провели исследование основных факторов, обеспечивающих безопасность полетов и препятствующих возникновению возможных авиационных происшествий Предложен и доведен до стадии практической реализации новый проект разработки и внедрения информационной системы управления безопасностью полетов в практику управления воздушным движением на примере частной задачи внедрения информационной системы управления наземным обслуживанием воздушных судов в российских аэропортах, как одной из основных составляющих безопасность полетов. Также был разработан метод оценки экономической эффективности использования и внедрения такой информационной системы при организации эксплуатации авиационной техники военного и гражданского назначения на основе взаимной увязки статического и динамического подходов.

Abstract. The authors conducted a study of the main factors ensuring flight safety and preventing the occurrence of possible aviation accidents. Russian airports as one of the main components of flight safety. Also, a method was developed for assessing the economic efficiency of the use and implementation of such an information system when organizing the operation of military and civil aviation equipment based on the mutual coordination of static and dynamic approaches.

Ключевые слова: информационная система, безопасность полетов, авиационное происшествие, управление воздушным движением.

Keywords: information system, flight safety, aviation accident, air traffic control.

Современное состояние российской экономики сопровождается интенсивным развитием отечественной военной и гражданской авиации. Современные аэропорты оснащаются новой перспективной авиационной техникой. На прошедшем 20-25 июля 2021 г. Международном авиакосмическом салоне МАКС-21 были представлены отечественные новинки авиастроения: среднемагистральный лайнер МС-21-310 с российскими авиадвигателями ПД-14; региональный турбовинтовой самолет Ил-114-300, легкомоторный самолет ЛМС-901, являющийся преемником знаменитого «кукурузника» Ан-2. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) подписала ряд договоров о поставке авиакомпаниям - заказчикам 58 ближнемагистраль-ных самолётов «Sukhoi Superjet 100». Государственная корпорация «Ростех» представила на Авиасалоне МАКС-21 более полутысячи единиц высокотехнологичной продукции. Было презентовано более 50 новинок - самолетов, вертолётов, беспилотных летательных аппаратов, элементов авионики, авиадвигателей. В числе самых востребованных экспонатов, несомненно, был новый тактический самолёт Компании «Сухой» -Checkmate. Планируется, что он получит наименование Су-75, и встанет в строй боевых самолетов Российских Вооруженных Сил наряду с истребителем 5-го поколения Су-57. Появление в небе над г. Жуковский новейших российских гражданских и военных самолетов стало важным событием, поистинне, мирового масштаба. Результаты успешно прошедшего Авиасалона МАКС-21 превысили все оптимистические ожидания отечественных авиастроителей. Российские компании подписали соглашения с зарубежными партнёрами на сумму более 230 млрд. руб., и это доказывает, что отечественная авиакосмическая промышленность уверенно развивается и сохраняет лучшие традиции национальной конструкторской школы.

Несмотря на стремительный рост современных летательных аппаратов, в то же время продолжается постоянная эксплуатация довольно большого парка устаревших воздушных судов прошлых поколений. В этих условиях, существенного увеличения интенсивности воздушного движения, особо важное значение приобретает безопасность полетов, как одного из главных компонентов высокого качества функционирования современной авиационной транспортной системы.

Возможными причинами нарушения режима безопасности полетов являются несовершенство системы профессиональной подготовки специалистов, ошибки летного экипажа и работников наземных служб, недостатки в организации летной работы, службы управления воздушным движением, инженерно-технического состава, конструктивные или производственные недостатки авиационной техники, несовершенство нормативно-технической документации. Все это может привести к возникновению авиационных происшествий. Причем причины и угрозы безопасности полетов, повлекшие за собой авиационные происшествия, часто остаются неустановленными даже при длительном расследовании авторитетными комиссиями. Этим во многом можно объяснить слабую эффективность мероприятий по предотвращению авиационных происшествий на сегодняшний день. Поэтому одним из наиболее важных направлений деятельности по обеспечению безопасности полетов является анализ и изучение причин возникновения авиационных происшествий, а также анализ и изучение экономического ущерба от их последствия в военной и гражданской авиации России.

Особенно важным, ключевым, направлением обеспечения безопасности полетов военной и гражданской авиационной техники является разработка информационной системы управления безопасностью полетов. Главным инструментом решения этой комплексной задачи является интеграция всех составляющих авиационной транспортной системы, обеспечивающее возможность системной перестройки управления воздушным движением на всех уровнях.

Информационная безопасность как составная часть общей системы обеспечения безопасности полетов авиационных объектов в последнее время все активнее привлекает к себе внимание из-за постоянно возникающих проблем, что обусловлено внедрением информационно-компьютерных технологий во все сферы жизнедеятельности человека. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) все чаще предпринимает определенные действия, направленные на решение вопросов обеспечения информационной безопасности объектов гражданской авиации. Вместе с тем, как показывает практика, умышленные деяния, которые направлены на нанесение ущерба информационной безопасности объектов гражданской авиации имеют тенденцию к постоянному росту. Данное обстоятельство обуславливает необходимость построения системы обеспечения информационной безопасности, при этом для решения возникающих проблем, и для достижения максимальной эффективности при организации защиты информации, следует руководствоваться определенными принципами.

Одним из наиболее важных принципов, который может быть применим для любой системы обеспечения безопасности, является принцип непрерывности совершенствования и развития системы информационной безопасности объектов гражданской авиации. Содержание данного принципа основано на выявлении

слабых мест, потенциальных каналов утечки информации, развитии и обновлении механизмов информационной защиты в зависимости от степени и характера угроз и рисков. По сути, данный принцип подразумевает постоянность тех или иных действий, носящих длительный характер, которые направлены на обеспечение информационной безопасности. Принцип комплексности использования всех способов, средств, форм и методов защиты информации на всех объектах гражданской авиации и на всех этапах производственно-транспортного процесса. Комплексный характер информационной безопасности проистекает из возможных действий злоумышленников, стремящихся получить необходимую служебную информацию.

Также необходимо отметить, что наиболее эффективное обеспечение информационной безопасности реализуется при наличии единого механизма - единой системы обеспечения информационной безопасности. Более того, наличие такой системы позволяет более надежно обеспечивать защиту информации и информационных ресурсов рационально управляя всеми силами и средствами, что в целом определяет качество функционирования системы безопасности. Система информационной безопасности объектов гражданской авиации представляет собой организованную совокупность органов, средств, методов и мероприятий, обеспечивающих надежную защиту информации от несанкционированного доступа. Кроме того, важнейшими условиями обеспечения информационной безопасности являются законность, достаточность, соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, профессионализм сотрудников, отвечающих за вопросы обеспечения информационной безопасности, ответственность, взаимодействие с государственными органами.

Без соблюдения всех этих условий никакая система информационной безопасности не может обеспечить требуемого уровня защиты от потенциальных и реальных угроз. Таким образом, в основу системы обеспечения информационной безопасности объектов гражданской авиации должны быть положены все возможные силы и средства, для эффективного обеспечения безопасности информации, как части общей политики безопасности объектов транспорта. Вместе с тем, с позиции системного подхода для реализации указанных принципов система защиты информации должна отвечать определенным требованиям. Защита информации об объектах гражданской авиации должна быть централизованной, то есть необходимо учитывать, что процесс обеспечения информационной безопасности должен быть централизован, в то же время как структура системы, реализующей этот процесс, должна соответствовать структуре защищаемого объекта.

Планирование мер информационной безопасности необходимо для организации взаимодействия всех заинтересованных органов управления объектами гражданской авиации, защита информационных ресурсов должна быть конкретной и целенаправленной, то есть необходимо защищать конкретно определенные информационные ресурсы. Также обеспечение информационной безопасности предполагает наличие в системе защиты средств прогнозирования, которые должны охватывать весь технологический комплекс информационной деятельности объектов гражданской авиации. Методы и средства обеспечения информационной безопасности должны надежно перекрывать возможные каналы утечки информации и противодействовать различным способам несанкционированного доступа.

Кроме того, также необходимо отметить, что система обеспечения информационной безопасности объектов гражданской авиации должна быть экономически эффективной. Наряду с основными требованиями к системе обеспечения информационной безопасности объектов гражданской авиации можно также определить рекомендации, реализация которых позволит более надежно организовать защиту информации:

- средства защиты информации должны быть простыми в плане технического использования, а также понятны для пользователей;

- каждый пользователь системы обеспечения информационной безопасности должен иметь минимальный набор привилегий, которые необходимы для работы;

- должна предусматриваться возможность отключения системы обеспечения информационной безопасности только в особых случаях;

- система обеспечения информационной безопасности объектов гражданской авиации должна быть независимой от объектов защиты;

- минимальное распространение информации о наличии систем информационной безопасности объекта гражданской авиации.

Соблюдение указанных требований при создании и функционировании систем информационной безопасности объектов гражданской авиации позволит более надежно обеспечить защиту информации и информационных ресурсов. Необходимо учитывать, что при организации системы обеспечения информационной безопасности существуют два аспекта:

1. Формальный, предполагающий определение критериев, которым должны соответствовать защищаемые информационные технологии.

2. Практический, определяющий комплекс мер информационной безопасности применительно к рассматриваемым информационным технологиям.

В современное время возможности авиационной промышленности, вычислительной техники и средств программирования позволяют поставить вопрос о создании мощной информационной системы управления безопасностью полетов.

Особенность построения такой системы состоит в необходимости решения задачи безопасностью полетов в двух контурах и на трех уровнях.

Первый контур - управление обеспечением безопасности полетов.

Второй контур - управление безопасностью полета.

Первый уровень - управление обеспечением безопасности полетов на стратегическом уровне (центральные органы военного управления, Служба безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации, Главное командование Военно-воздушных сил, Главное командование Воздушно-космических сил, Главное командование Военно-Морского Флота).

Второй уровень - управление обеспечением безопасности полетов на оперативном уровне (авиационное объединение и соединение).

Третий уровень - обеспечение безопасности полетов и управление безопасностью полета на тактическом уровне (авиационная часть).

При этом задачи, решаемые системой безопасности полетов на соответствующих уровнях, могут быть сформулированы следующим образом.

Первый уровень:

- анализ информации о состоянии безопасности полетов;

- расследование авиационных происшествий и серьёзных авиационных инцидентов с повреждением воздушного судна;

- разработка нормативных правовых актов и служебных документов в масштабе авиации Вооруженных Сил Российской Федерации;

- контроль процесса разработки требований к бортовым информационным системам перспективных и модернизируемых воздушных судов;

- организация экспертизы конструкторской документации на предмет соответствия требованиям безопасности полетов;

- надзор за безопасностью полетов и профилактикой аварийности.

Второй уровень:

- сбор и обобщение информации о состоянии безопасности полетов;

- организация и расследование серьезных авиационных инцидентов;

- контроль исполнения нормативных правовых актов и служебных документов в области безопасности полетов в подчиненных частях;

- разработка профилактических мероприятий, реализуемых в объединении;

- адаптация профилактических мероприятий службы безопасности полетов к условиям базирования

частей;

- контроль исполнения профилактических мероприятий в области безопасности полетов в подчиненных частях.

Третий уровень:

- сбор информации о состоянии безопасности полетов (опасные факторы, инциденты и т.д.);

- расследование авиационных инцидентов;

- исполнение и контроль исполнения нормативных правовых актов и служебных документов в области безопасности полетов;

- выполнение и контроль выполнения профилактических мероприятий по безопасности полетов;

- разработка профилактических мероприятий части и адаптация обще-профилактических мероприятий под условия части;

- организация всеобъемлющего анализа информации средств объективного контроля и его выполнение;

- контроль эксплуатации технических систем управления безопасностью полета воздушного судна;

- контроль организации управления безопасностью полета в группе руководства полетами.

Очевидно, с позиций системного подхода, необходимо иметь концептуальные положения и механизмы обеспечения безопасности полетов на всех этапах жизненного цикла воздушного судна, в том числе и на этапе его создания (разработки тактико-технических требований, проектировании, изготовления и летных испытаний воздушного судна). К сожалению, на сегодняшний день реализуется только подход к обеспечению безопасности полетов в процессе летной эксплуатации воздушных судов. На остальных этапах их жизненного цикла эта проблема решается фрагментарно, тогда как она должна решаться системно с развитием наработок по безопасности полетов от одного этапа к другому. При этом напрашивается вывод, что основы безопасности полетов воздушных судов закладываются при разработке тактико-технических характеристик, проектировании, изготовлении и летных испытаниях воздушных судов, а в процессе эксплуатации эти свойства проявляются в той или иной степени, существенно зависящей от уровня организации летной эксплуатации.

Таким образом, идеология новой концепции безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации должна быть основана на реализации информационных технологий при решении задач управления обеспечением безопасности полетов и управления безопасностью конкретного полета, при этом вероятностные и статистические методы необходимо сохранить как элементы, дополняющие систему безопасности полетов.

В целом же решение задачи должно базироваться не на теории вероятности возникновения события, а на теории неопределенности. Теоретически неопределенность возникновения события решается при достаточности и достоверности информации о причинно-следственных связях, обуславливающих какое-либо событие.

Авиационное происшествие является следствием не случайности, а следствием неопределенности в значениях параметров состояния какого-либо из элементов авиационной системы, то есть отсутствием полной и достоверной информации, определяющей возникновение и развитие события. Количество параметров, оценивающих состояние авиационной системы, на современном уровне развития вычислительной техники вполне возможно определить. Следовательно, для решения задачи управления обеспечением безопасности полетов и управления безопасностью конкретного полета необходимо создание единой информационно-аналитической системы безопасности полетов и автоматизированной системы контроля полетных данных на всех этапах жизненного цикла воздушных судов как информационно-технической основы системы управления безопасностью полетов.

Реальные шаги по созданию информационной системы управления безопасностью полетов были предприняты в рамках реализации Федеральной Целевой Программы «Обеспечение безопасности полетов воздушных судов государственной авиации Российской Федерации в 2011-2015 годах», в ходе выполнения мероприятий которой были заложены основы по созданию инфраструктуры Единой информационно-аналитической системы и Автоматизированной системы сбора и регистрации данных в российских аэропортах. В настоящее время выполняется инициативная опытно-конструкторская работа по разработке и созданию программного комплекса Единой информационно-аналитической системы для Системы управления безопасностью полетов авиации гражданского и военного назначения, закончен и принят этап технического проектирования данного изделия. Проводится работа по созданию новой программы в рамках Государственного оборонного заказа в период 2016-2018 годов. Это позволит достичь эффективного функционирования авиационной системы России в целом, обеспечивающего лидирующие позиции нашей страны по вопросам безопасности полетов среди мировых авиационных держав.

Состав и характеристика задач системы управления наземным обслуживанием воздушных судов в аэропортах представлены в виде Таблицы 1. В ней показаны: состав задач, цель каждой задачи, периодичность решения задачи, степень и необходимость автоматизации.

Таблица 1 - Состав и характеристика задач подсистемы управления наземным обслуживанием воздушных судов на аэродроме

Название задачи Цель задачи Периодичность решения задачи Степень автоматизации

Получение информации из AODB Получение информации о воздушном судне и список необходимых операций При каждой заявке на обслуживание Высокая степень автоматизации

Получение информации о сотрудниках из базы данных конкретной службы Получение списка свободных сотрудников При каждой заявке на конкретную операцию Низкая степень информатизации

Выбор сотрудника для заданий Выбор приоритетного сотрудника для выполнения задания При каждой заявке на конкретную операцию Низкая степень автоматизации

Передача заданий для конкретной наземной службы Передача информации о необходимой манипуляции с ВС, для конкретной службы При каждой заявке на конкретную операцию Отсутствует

Получение отчётов от конкретной наземной службы Получение информации о проведённых манипуляциях с ВС и их итоге При каждой заявке на конкретную операцию Отсутствует

Составление итогового отчёта Составление отчёта о полном цикле обслуживания ВС на перроне При каждом завершении полного цикла операций Низкая степень автоматизации

Передача отчёта в AODB Передача итогового отчёта в AODB После каждой операции составления итогового отчёта Высокая степень автоматизации

Предлагается создать информационную модель объекта, где представлена информация, описывающая существенные для данного рассмотрения параметры и переменные величины объекта, связи между ними, входы и выходы объекта. Информационная модель подсистемы управления задачами наземного обслуживания ВС представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Информационная модель подсистемы задачами наземного обслуживания воздушного судна

Главной целью в ходе реализации данного проекта является автоматизация процесса обслуживания воздушных судов, за счёт внедрения подсистемы управления задачами наземного обслуживания летательных аппаратов, которая в связи с другими объектами ГГ-структуры аэропортов позволит максимально компьютеризировать весь цикл обслуживания. В результате внедрения данной подсистемы необходимо добиться следующих целей:

• Переход от передачи и получения данных и заданий по радиосвязи к компьютеризированному

способу.

• Оптимизация нагрузки на диспетчера, путём замены части его задач на автоматические действия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

системы.

• Улучшение качества передаваемой информации.

• Реализация удобного механизм для планирования заданий.

• Качественное ускорение большинства процессов, за счёт мгновенной передачи информации, что в свою очередь приводит к ускорению выполнения основного процесса.

• Повышение контроля над стадиями процессов и статусами исполнителей в режиме реального времени.

• Оперативное предоставление необходимой информации в другие системы.

Исходя из вышеперечисленных пунктов можно сделать вывод о том, что, внедрение информационной системы несёт качественный переход в скорости и качестве передачи информации, а также способствует внедрению работы отдела управления наземными службами в общую ГГ-систему аэропорта. В результате внедрения информационной системы управления удалось добиться одного из самых главных пунктов - автоматизированный передачи информации работникам наземных служб, теперь это делает АСУ, в несколько раз быстрее. Также удалось добиться значительного снижения рабочей нагрузки на авиадиспетчеров.

Учитывая изложенное, можно сделать следующие выводы:

1. Информационная безопасность объектов гражданской авиации как общая система мер обеспечения безопасности представляет собой сложный механизм, обеспечение работоспособности которого зависит от слаженности работы органов управления.

2. Обеспечение информационной безопасности объектов гражданской авиации является одним из приоритетных направлений деятельности органов власти и управления отрасли.

3. Надежное обеспечение информационной безопасности является одной из гарантий высокого уровня безопасности полетов, а также безопасности различных организаций воздушного транспорта.

Источники:

1. Федеральная целевая программа «Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 гг.», утвержденная

Постановлением Правительства Российской Федерации 15.04.2014 г. № 303.

2. Зубков Б.В., Аникин Н.В. Авиационное техническое обеспечение безопасности полетов. — М.: Воздушный

транспорт, 1990.

3. Информационный менеджмент и автоматизированные системы управления. Под ред. Калачанова В. Д. - М.:

МАИ, 2002.

4. Калачанов В.Д., Рыбников А.И., Рыжко А.Л. Информационный менеджмент на предприятии. - М.: Доброе

слово, 2006.

5. Калачанов В.Д. Анализ и учет затрат на создание научно-технической продукции. М., 1989.

6. Козочкина O.A. Стратегия развития авиации общего назначения в Российской Федерации // Транспортное дело России. - 2008. - № 5. - С. 104-106.

7. Новожилов Г.В., Неймарк М.С., Цесарский Л.Г. Безопасность полета самолета: Концепция и технология. — М.: Машиностроение, 2003.

8. Организация производства на предприятии. Под ред. Туровца О.Г.- Изд-во «Март», 2002.

9. Мешанков Д.В., Тихонов А.И. Проблемы обеспечения экономической безопасности на авиационном транспорте // Московский экономический журнал. 2019. №1. С. 35.

10. Мешанков Д.В., Тихонов А.И. Обеспечение национальной безопасности на авиационном транспорте за счет использования отечественных систем бронирования авиабилетов // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. №1-2. С. 103-107.

11. Мешанков Д.В. Организационно-экономические методы противодействия контрафакту авиационных изделий и запчастей // Московский экономический журнал. 2021. №2. С. 62.

12. Мешанков Д.В. Анализ проблем обеспечения безопасности полетов и оценки убытков в результате авиационных происшествий в военной и гражданской авиации России // Вестник академии знаний. 2021. № 44 (3) С. 25-29.

13. Стадник С.В. Инновационное развитие системы управления безопасностью полетов государственной авиации. - автореферат диссертации на соискание ученой ст. канд. экон. наук. - М.: 2013. - 29 с.

14. Щетинин А.В. Разработка методов и средств информационного обеспечения системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов. - автореферат диссертации на соискание ученой ст. канд. техн. наук. - М.: 2009. - 28 с.

15. Матвеев Г. Н. Метод упреждающего управления безопасностью полетов воздушных судов в авиационных предприятиях. - автореферат диссертации на соискание ученой ст. канд. техн. наук. - М.: 2010. - 32 с. References:

1. Federal'naya celevaya programma «Razvitie aviacionnoj promyshlennosti na 2013 - 2025 gg.», utverzhdennaya Postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii 15.04.2014 g. № 303.

2. Zubkov B.V., Anikin N.V. Aviacionnoe tekhnicheskoe obespechenie bezopasnosti poletov. - M.: Vozdushnyj transport, 1990.

3. Informacionnyj menedzhment i avtomatizirovannye sistemy upravleniya. Pod red. Kalachanova V. D. - M.: MAI, 2002.

4. Kalachanov V.D., Rybnikov A.I., Ryzhko A.L. Informacionnyj menedzhment na predpriyatii. - M.: Dobroe slovo, 2006.

5. Kalachanov V.D. Analiz i uchet zatrat na sozdanie nauchno-tekhnicheskoj produkcii. M., 1989.

6. Kozochkina O.A. Strategiya razvitiya aviacii obshchego naznacheniya v Rossijskoj Federacii // Transportnoe delo Rossii. - 2008. - № 5. - S. 104-106.

7. Novozhilov G.V., Nejmark M.S., Cesarskij L.G. Bezopasnost' poleta samoleta: Koncepciya i tekhnologiya. - M.: Mashinostroenie, 2003.

8. Organizaciya proizvodstva na predpriyatii. Pod red. Turovca O.G.- Izd-vo «Mart», 2002.

9. Meshankov D.V., Tihonov A.I. Problemy obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti na aviacionnom transporte // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2019. №1. S. 35.

10. Meshankov D.V., Tihonov A.I. Obespechenie nacional'noj bezopasnosti na aviacionnom transporte za schet ispol'zovaniya otechestvennyh sistem bronirovaniya aviabiletov // Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki i prava. 2019. №1-2. S. 103-107.

11. Meshankov D.V. Organizacionno-ekonomicheskie metody protivodejstviya kontrafaktu aviacionnyh izdelij i zap-chastej // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2021. №2. S. 62.

12. Meshankov D.V. Analiz problem obespecheniya bezopasnosti poletov i ocenki ubytkov v rezul'tate aviacionnyh proisshestvij v voennoj i grazhdanskoj aviacii Rossii // Vestnik akademii znanij. 2021. № 44 (3) S. 25-29.

13. Stadnik S.V. Innovacionnoe razvitie sistemy upravleniya bezopasnost'yu poletov gosudarstvennoj aviacii. -avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj st. kand. ekon. nauk. - M.: 2013. - 29 s.

14. Shchetinin A.V. Razrabotka metodov i sredstv informacionnogo obespecheniya sistemy upravleniya bezopasnost'yu poletov grazhdanskih vozdushnyh sudov. - avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj st. kand. tekhn. nauk. - M.: 2009. - 28 s.

15. Matveev G. N. Metod uprezhdayushchego upravleniya bezopasnost'yu poletov vozdushnyh sudov v aviacionnyh predpriyatiyah. - avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj st. kand. tekhn. nauk. - M.: 2010. - 32 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.