Проблемы обеспечения экономической безопасности на авиационном транспорте Problems of ensuring economic security on the air transportation
l i 4 московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 4jl ЖУРНАЛ
УДК 338.47 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-11035 Дмитрий Валерьевич Мешанков,
аспирант кафедры «Управление персоналом», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», Москва
Алексей Иванович Тихонов, кандидат технических наук, доцент, Заведующий кафедрой «Управление персоналом» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», [email protected]
Dmitry V. Meshankov, Graduate Student of Department «Human Resource Management», Moscow Aviation Institute (National Research University) Alexey I. Tikhonov,
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Head of Department «Human Resource Management», Moscow Aviation Institute (National Research University)
Аннотация: В данной статье авторы рассматривают вопросы обеспечения экономической безопасности на авиационном транспорте, как одного из аспектов национальной безопасности страны. Современное положение дел говорит о том, что в большей степени безопасность на воздушном транспорте зависит от экономической ситуации как в стране, так и в мире, а также от управленческой политики проводимой руководством. Summary: In this article, the authors consider the issue of economic security in air transport as one of the aspects of a country's national security. The current state of affairs suggests that, to a greater degree, safety in air transport depends on the economic situation both in the country and in the world, as well as on the management policy of the leadership.
Ключевые слова: экономическая безопасность, авиационная безопасность, безопасность полетов, аэропорт.
Keywords: economic security, aviation safety, flight safety, airport.
Экономическая безопасность является одной из ключевых характеристик глобальной экономической системы. Этот параметр наиболее важен для государства, так как определяет возможность реализации его интересов, а также показывает жизненный уровень населения. Тем самым можно говорить о том, что экономическая безопасность -это возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни граждан, дать стимул к развитию личности, ввести социальную и военно-политическую
стабильность в обществе и государстве, найти или создать механизм защиты для готовности противостоять внутренним и внешним угрозам [1].
Таким образом, из приведенных выше определений можно сделать вывод о том, что экономическая безопасность является составной частью понятия национальной безопасности, которая в свою очередь включает в себя все другие аспекты безопасности: оборонную, информационную, экологическую, транспортную и другие [2].
Экономическая безопасность авиационного транспорта представляет собой состояние защищенности объекта, то есть авиационного транспорта от разного рода негативных воздействий и нанесения вреда хозяйственной деятельности, связанной с удовлетворением определенных потребностей в услугах объекта.
На сегодняшний день принято рассматривать экономическую безопасность любого объекта с двух сторон, как уровень его защищенности от внутренней угрозы и от внешней. Так обеспечение безопасности авиаперевозок не будет полным без соблюдения на должном уровне требований по безопасности полетов, а также требований по авиационной безопасности. Безопасность полетов в свою очередь как показатель защищенности объекта от внутренней угрозы зависит от качества функционирования основных составляющих его звеньев, к которым можно отнести: состояние эксплуатируемой авиационной и наземной техники, квалификацию летного и технического состава, а также персонала служб управления воздушным движением и обеспечение полетов.
Что же касается авиационной безопасности, то она направлена на защиту воздушного транспорта от внешнего вмешательства и вытекающих из этого угроз. На сегодняшний день авиационной безопасности отдается большое влияние, особенно это касается гражданской авиации. Здесь для обеспечения безопасности проводится комплекс мер, включающий в себя обеспечение охраны воздушных судов, аэропортов, а также других объектов инфраструктуры, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, бортовых запасов и прочего груза, а также предотвращение и пресечение попыток захвата воздушных судов [3].
В недавнем времени система управления безопасностью претерпела изменения. Изменения коснулись вероятностных угроз на авиационном транспорте. Под угрозой стали принимать организационный (управленческий) фактор. Отметим, что это один из наиболее важных факторов в любой сфере и деятельности. Данный фактор призван, в процессе всей деятельности, связанной с эксплуатацией воздушного транспорта, формировать благоприятную внешнюю и внутреннюю среду, тем самым обеспечивая безопасные перевозки или, наоборот, негативную среду, обусловливающую наличием ряда катастроф, авиакрушений в последние несколько лет [4]. Отметим, что причинами современных катастроф являются: техногенные причины, человеческий фактор, несоблюдение правил безопасности и так далее. Необходимо сказать, что чрезмерное внимание к одной из причин приведет к снижению эффективности мер безопасности на авиационном транспорте в целом.
В теории выделяются следующие фундаментальные принципы управления устойчивостью, безопасностью и эффективностью функционирования воздушного транспорта РФ, каждый из которых отдельно и в целом влияет на управление
приемлемым уровнем безопасности полетов, авиационной безопасностью и безопасностью авиаперевозок. К таким принципам относят [5]:
1. Определение и прогнозирование факторов опасности и рисков;
2. Управление факторами опасности и рисков;
3. Установление степени серьезности факторов опасности и рисков;
4. Контроль и уменьшение факторов опасности и рисков;
5. Установление допустимого уровня рисков;
6. Определение факторов опасности и рисков.
В то же время не стоит забывать и том, что безопасность воздушного транспорта тесно связана с огромным количеством факторов, и в первую очередь экономических. Так на постоянно возникающие проблемы устойчивости, безопасности и эффективности функционирования транспортного комплекса оказывают влияние следующие аспекты:
- Исчерпание национальных технических, технологических, а также управленческих ресурсов, которые влияют на устойчивое развитие транспортного комплекса страны, а также на качественное предоставление транспортных услуг;
- Системные кризисы, глобальные вызовы и угрозы как национальной, так и экономической безопасности страны;
- Усиление глобальной конкуренции и глубокие структурные преобразования мирового хозяйства и экономики рыночных отношений;
- Отсутствие антикризисного управления в предоставлении эффективных, качественных и безопасных транспортных услуг населению и оборонному комплексу;
- Возрастание дефицита человеческого капитала, определяемого требуемым качеством установленного профессионального уровня кадров в системе структурных и инновационных преобразований на транспорте;
- Глобальные вызовы террористической деятельности на транспорте.
Таким образом, экономическое и политическое состояние страны, а также ее роль в мировом сообществе оказывает существенное одинаково важное влияние, как на внешнюю, так и внутреннюю составляющие безопасности воздушного транспорта страны.
В то же время состояние транспорта и его безопасность является одним из звеньев экономической безопасности страны. Так как именно транспорт связывает регионы в единое целое. Дает возможность перевозить товары разного вида по стране. Помогает в продовольственном обеспечении, необходимом для того или иного субъекта. Особенно это актуально для масштабов нашей страны. Имея огромные территории, государству необходимо развивать и улучшать транспортное состояние, вводить новые технологии, помогающие в конструировании, модернизировать уже имеющиеся технологические решения. Тем самым косвенно будет улучшаться и общее состояние экономической безопасности страны.
Экономическая система авиации состоит из огромного множества субъектов экономической деятельности: авиакомпаний и агентств, аэропортов, заводов-производителей, различного рода центров технического обслуживания и т.д. А поскольку каждый из субъектов в рамках рыночной экономики существует самостоятельно в различного рода организационно-правовых формах и вынужден вести свою деятельность в условиях рыночной неопределенности, то существующий мировой экономический кризис лишь способствовал увеличению количества непредвиденных субъектами угроз.
Аналогичные проблемы затронули и авиационную отрасль в целом. Суммарно всё это вывело на первый план необходимость количественных оценок характеристик экономической безопасности.
Безусловно, на первый взгляд затраты на обеспечение безопасности представляют собой один из элементов, которые снижают коммерческую эффективность любой организации и предприятия. Однако если проанализировать не только прямые потери, например, страховые выплаты из прибыли организации, но и также скрытые, которые включают в себя репутационные риски, а, следовательно, и сокращение клиентской базы, затраты на юридические процедуры, выплату штрафов и утечку квалифицированных кадров, то распределение приоритетов касательно обеспечения безопасности на воздушном транспорте должно быть иным.
Однозначно, большое внимание, в идеале, должно уделяться именно затратам на безопасность. Соответственно и распределение денежных средств должно идти в пользу затрат на безопасность. Однако практически признано, что на сегодняшний день рыночные силы имеют недостаточно рычагов воздействия на сознательное повышение уровня авиационной безопасности и безопасности полетов среди компаний. Это связано с тем, что рыночные обратные связи между уровнем безопасности авиаперевозок и доходами авиакомпаний носят лишь краткосрочный характер, и при рассмотрении такого влияния на длительный срок его воздействие практически отсутствует. А потому в отношении контроля и обеспечения безопасности воздушного транспорта необходим жесткий государственный контроль.
Чтобы рассмотреть реальное положение дел в области авиационной безопасности был проведен сравнительный анализ затрат аэропортов РФ на обеспечение авиационной безопасности, данные по которому представлены в таблице 1, а также изучены и сравнены размеры аэропортовых сборов с авиакомпаний на данные цели (рис. 1) [6].
Рпс. 1 Сравнение величины сборов аэропортов Росспп на авпацнонную безопасность (ру&. т мвм) Так, исходя из данных, наглядно представленных на рисунке 1, видно, что средняя величина аэропортового сбора на авиационную безопасность составляет 200 руб./мвм, а самый высокий сбор в аэропортах России выявлен в Санкт-Петербурге (Пулково) - 330,5 руб./т мвм. Высокая ставка объясняется тем, что данный аэропорт единственный в городе федерального значения. Необходимо отметить, что пассажиропоток здесь составляет
более 18 миллионов пассажиров в год. А в рейтинге аэропорт занимает четвертое место по количеству обслуживаемых пассажиров в России после московского авиаузла.
Теперь более подробно рассмотрим траты на обеспечение авиационной безопасности ряда аэропортов нашей страны в 2018 году, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Обеспечение авиационной безопасности е аэропортах России
(тыс. ру5.)
Оо еспеч ение авиациотой о езопасности (шс. руо.)
Москва (Шереметьево) 1 569 613
Москва (Домодедово) 1 305 700
Москва (Внуково) 1 159 000
Санкт-Петербург (Пулково) 1 074 564
Екатеринбург (Кольцово) 434 752
Самара (Кл/румоч) 313 770
Вл:а диво сток 824 580
Н обо снонр ск (Толмач ёво) 406 111
Краснодар 649 320
Казань 1 042 340
Уфа 552 345
Как можно заметить, самые большие расходы по данной статье приходятся на Москву, Санкт-Петербург, Казань и Владивосток. В первую очередь это связано с тем, что через аэропорты данных городов проходит большее количество пассажиров, осуществляется большее количество рейсов. Аэропорты Москвы и Санкт-Петербурга на сегодняшний день крупнейшими и самыми загруженными аэропортами России, а обеспечивающими воздушное сообщение городов федерального значения с другими городами, как нашей страны, так и всего мира. Наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, не уступает качеству предоставления услуг в перевозке пассажиров и казанский аэропорт - один из крупнейших аэропортов России. На протяжении пяти последних лет он является лучшим региональным аэропортом России и стран СНГ по версии Skytrax, а также обладателем 4 звезд в рейтинге Skytrax (независимый рейтинг качества услуг в разных аэропортах мира) и имеет пассажиропоток более 2,5 миллионов человек в год.
Что же касается Дальнего востока, то аэропорт Владивостока имеет стратегическое значение в авиатранспортной системе региона, поскольку является одним из небольшого числа международных аэропортов нашей страны. Среди аэропортов Дальнего Востока именно аэропорт Владивостока имеет самый большой пассажиропоток - более 2-х миллионов человек в год при 45 разных направлениях. На сегодняшний день абсолютное большинство в страны Азии осуществляется с аэропорта города Владивосток. С каждым годом аэропорт развивается, приобретается новая специальная и аэродромная техника, вводятся новые услуги.
Вышеперечисленные аэропорты являются показательными для остальных аэропортов России. При таком внимательном отношении к пассажироперевозкам, а именно, увеличении затрат на безопасность, определенно уменьшается риск катастроф. Каждому аэропорту, даже не с самым большим пассажиропотоком, необходимо правильно структурировать бюджет, а большее внимание уделять затратам на авиационную безопасность.
Количество авиаперевозок увеличивается с каждым годом. Следовательно, с увеличением количества перевозок увеличиваются угрозы транспортной безопасности, а вместе с тем и угрозы экономической безопасности. Поэтому необходимо, чтобы государство и регионы в отдельности уделяли свое внимание авиационной безопасности, развивая отрасль в целом. Отметим, что для обеспечения повышения безопасности необходимо четкое планирование расходов, улучшение процесса авиаперевозок и добросовестное отношение каждого сотрудника, задействованного в данном процессе, к своей деятельности.
Список литературы
1. Гусева М.В. Анализ состояния и прогноз развития авиационного транспорта России. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://creativeconomy. щ/НЬ/5868
2. Роя Г.В. Организационно-методические основы обеспечения экономической безопасности гражданской авиации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.dslib.net/economika-xoziajstva/organizacionno-metodicheskie-osnovy-obespechenij a-jekonomicheskoj -bezopasnosti.html
3. Беззубов Д.О. Фундаментальные основы экономической безопасности авиационных предприятий в системе национальной безопасности. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://elibrary. ru/item.asp?id=30525542
4. Золотарева Д. А. Экономическая оценка обеспечения безопасности авиаперевозок. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/ekonomicheskaya-otsenka-obespecheniya-bezopasnosti-aviaperevozok
5. Никулин Н.Ф. Главные противоречия в системе государственного обеспечения полетов в Граждаской авиации РФ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.aex .ru/docs/4/2014/2/5/1981/print/
6. Тарифы (сборы) на услуги в аэропортах РФ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.aviaport.ru/directory/airports/taxes/
7. Мешанков Д.В. Обеспечение кадровой безопасности в московских аэропортах. В книге: Гагаринские чтения - 2018Сборник тезисов докладов XLIV Международной молодёжной научной конференции. 2018. С. 130-131.
8. Фатихова Э.Р., Краев В.М., Тихонов А.И. Обеспечение связанности территорий Российской Федерации за счет авиационных пассажирских перевозок // Московский экономический журнал. 2018. № 4. С. 14.
9. Дудинских А.В., Краев В.М., Тихонов А.И.Обеспечение связанности территорий Российской Федерации с помощью авиационных грузовых перевозок // Московский экономический журнал. 2018. № 4. С. 6.
10. Золотарева Д.А. Экономическая оценка обеспечения безопасности авиаперевозок // Научный вестник МГТУ ГА. - 2012. № 181. С. 29-36.