Научная статья на тему 'Внедрение моделей практико-ориентированной подготовки специалистов в среднем профессиональном образовании, в том числе по стандартам WorldSkills'

Внедрение моделей практико-ориентированной подготовки специалистов в среднем профессиональном образовании, в том числе по стандартам WorldSkills Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Парадигма
Область наук
Ключевые слова
WORLDSKILLS / ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА / ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пшенников К.О.

Рассмотрены проблемы индивидуальной подготовки обучающегося к конкурсу профессионального мастерства WorldSkills (молодые профессионалы). Представлены механизмы подготовки обучающихся для подготовки к конкурсам WorldSkills (молодые профессионалы), концептуальные основы индивидуальной работы с обучающимися и практическая реализация индивидуальной образовательной траектории для конкретного обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пшенников К.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение моделей практико-ориентированной подготовки специалистов в среднем профессиональном образовании, в том числе по стандартам WorldSkills»

www.paradigma.science

УДК 378.14.015.62

Пшенников К. О.

Внедрение моделей практико-ориентированной

подготовки специалистов в среднем профессиональном образовании, в том числе по _стандартам WORLDSKILLS_

Аннотация. Рассмотрены проблемы индивидуальной подготовки обучающегося к конкурсу профессионального мастерства WorldSkills (молодые профессионалы). Представлены механизмы подготовки обучающихся для подготовки к конкурсам WorldSkills (молодые профессионалы), концептуальные основы индивидуальной работы с обучающимися и практическая реализация индивидуальной образовательной траектории для конкретного обучающегося.

Ключевые слова: WorldSkills, обучение персонала, обучение, профессиональное образование

Повышение эффективности экономики зависит от подготовки рабочих кадров, их умения грамотно выполнять работы, владения основами знаниями, сознательного, творческого отношения к труду. Многообразие и технологическая сложность приготовление блюд требуют высокого уровня подготовки квалифицированных рабочих кадров. В данной теме представлены механизмы подготовки обучающихся для подготовки к конкурсам WorldSkills (молодые профессионалы). Представлены концептуальные основы индивидуальной работы с обучающимися и практическая реализация индивидуальной образовательной траектории для конкретного обучающегося. В связи с актуальностью вопроса по подготовке к конкурсам профессионального мастерства, особое внимание сегодня уделяется именно этому виду индивидуальной работы. Данная работа предназначена для мастеров производственного обучения и преподавателей, принимающих участие в подготовке обучающихся, а также для студентов, отобранных для конкурсов профессионального мастерства.

Worldskills — международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие навыков мастерства. От традиционных ремесел до многопрофильных профессий в области промышленности, строительства, сферы услуг в 75 странах-участницах движения, WorldSkШs оказывает прямое влияние на рост профессионального образования во всем мире. Чемпионаты WorldSkills проходят раз в два года в различных странах, в них принимают участие как молодые квалифицированных рабочие, студенты университетов и колледжей в возрасте до 22 лет в качестве участников, так и известные профессионалы,

www.paradigma.science

специалисты, мастера производственного обучения и наставники - в качестве экспертов, оценивающих выполнение задания. Конкурсанты отбираются на региональных профессиональных чемпионатах в 75 странах-членах WorldSkШs. Они демонстрируют свои технические способности, индивидуальные и коллективные качества, решая задачи, максимально приближенные к реальным. Результат выступления команды говорит не только о личных профессиональных качествах участников, но и об уровне профессиональной подготовки в образовательных учреждениях на родине участников.

Конкурентоспособный специалист должен отвечать всем требованиям и мировым тенденциям развития рынка рабочей силы, уметь быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни, обладать набором необходимых компетентностей в разных областях человеческой и профессиональной деятельности. На первый план выступают инновационные личностно-ориентированные методы и технологии обучения и воспитания. У каждого образовательного субъекта остаются свои персональные возможности, стремления и желания. Самое главное, он должен уметь продуктивно и качественно самостоятельно работать как в области теории, так и в области практики. Именно на этом делается акцент в учебном заведении. Здесь очень важно наладить консультационную и плановую работу с отдельно взятыми обучающимися. Обучающийся получает грамотную и качественную консультацию с использованием современных информационных технологий. В программе подготовки основное время уходит на формирование умений, навыков и практического опыта по основным трудовым действиям. Консультантами являются мастер производственного обучения, наставник от производства, преподаватель, отвечающий за реализацию МДК и учебной практики. Они обеспечивают алгоритм индивидуального обучения и несут персональную ответственность за организацию и ход этого обучения.

Рассмотрим теоретические основы подготовки квалифицированных кадров.

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования предполагают формирование у обучающихся определенного уровня профессиональной компетентности, позволяющего выпускнику быть конкурентоспособным на рынке труда и активно внедриться в выбранную им профессиональную сферу с целью дальнейшего профессионального самосовершенствования.

Результатом освоения программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих является:

-овладение обучающимися общими профессиональными компетенциями,

www.paradigma.science

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

-проявлять к профессии устойчивый интерес, -организовывать собственную деятельность,

-исходя из цели и способов ее достижения, анализировать рабочую ситуацию,

-осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности,

-нести ответственность за результаты своей работы, -осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, -работать в команде,

-эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами; Видом профессиональной деятельности «Поварское дело» с профессиональными компетенциями:

- выполнять подготовительные работы для реализации блюд.

- производить блюда различной сложности

- выполнять сложные операции по приготовлению пищи

- контролировать качество готовой продукции

- искать пути решения при сложных ситуациях

Большая часть учебных часов занятий,для подготовки к WSR отводится на практические работы, что способствует более полному освоению материала. Вся работа проводятся в учебной лаборатории, где обучающиеся путем проб и ошибок достигают нужного результата, определяют область их применения, актуальность и сложность в исполнении.

Практические работы междисциплинарных курсов включают в себя разработку технологических карт, технико-технологических карт -инструкционно-технологических карт по технологии общественного питания, расчетов расхода материалов, стоимости блюд, составление схем и таблиц, согласно тем программы.

На первом году обучения предусматривается индивидуальное и групповое знакомство; выявление индивидуальных образовательных и личностных запросов; проведение различных мероприятий социально -профессионального характера. На первом курсе закладываются основы индивидуальной работы с обучающимися, работа по формированию личностной мотивации и адаптации. Проводится мониторинг усвоения содержания обучения с целью проанализировать феномен жизнестойкости и смысла жизни с точки зрения молодых людей.

Ознакомление студентов с WSR, в каких компетенциях они могут себя показать, и что ждет студентов в будущем.

На втором курсе обучения оказывается помощь в выборе компетенции. Разработка программы работы, оказывается персональная помощь обучающемуся в выборе конкретной базы практики для дальнейшего получения профессиональной компетентности по изучаемому модулю. Так же проводится психологические тренинги.

На третьем курсе, учитывая уровень профессиональной подготовки и сформированности личностных и профессиональных качеств. Помощь оказывается непосредственно на рабочих местах. Всё сводится к подготовке и успешному выступлению на конкурсе.

Рассмотрим профессиональную подготовку обучающихся БПОУ УР «Сарапульский индустриальный техникум»

Учебная практика обучающихся. Основой подготовки рабочего высокой квалификации является овладение профессиональным мастерством, которое формируется у обучающихся профессиональных образовательных учреждений в процессе всего обучения и прежде всего производственного. В соответствии с учебными планами и программами производственное обучение по профессии проводится в учебной мастерской и на производствах общественного питания. Учебная практика - основной обязательный этап производственного обучения. Он предусматривает качественное освоение первоначальных приемов и методов выполнения работ, соблюдение мер безопасности, правильной организации рабочего места, формирование навыков работы, планирования и регулирования трудового процесса. Успешное обучение возможно только при всестороннем совершенствовании всего учебно-воспитательного процесса, где важная роль принадлежит техническим средствам обучения, компьютерным технологиям, сети интернет. Практические занятия по обучению включают вводный инструктаж, практическое освоение обучающимися показанных мастером приемов и операций с текущим инструктированием и заключительный инструктаж. Уроки учебной практики проводятся по разработанным технологическим картам практического занятия.

В процессе вводного и текущего инструктажей используются учебные плакаты, учебные видеоролики, инструкционно-технологические карты и другие наглядные средства обучения. Обучение приемам в мастерской проводится методом последовательного выполнения специально разработанных упражнений. При показе приемов и операций обучающимся объясняют на что нужно обратить внимание, что следует запомнить. Убедившись, что обучающиеся осмыслили показанные приемы, можно переходить к самостоятельному выполнению упражнений. Практические задания обучающиеся выполняют по технологическим картам под непосредственным руководством и контролем мастера.

В зависимости от размеров учебной мастерской и выполняемых упражнений обучение первоначальным навыкам может быть фронтальным

(все обучаемые выполняют одну операцию или прием) или групповым (звеньевым). Оценивание выполненного задания проводится по 5 балльной системе. Критерии качества соответствуют требованиям качества.

В конце занятия проводится заключительный инструктаж: мастер отмечает положительные моменты в освоении упражнений, разбирает допущенные ошибки и их причины, указывает меры предупреждения ошибок, дает оценку результатов освоения приемов каждым обучающимся и задания к выполнению очередных упражнений. Оценка умений и навыков должна быть объективной и справедливой. Необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся (природная медлительность, робость, застенчивость, излишняя самоуверенность, торопливость, физические и другие недостатки).

Производственная практика обучающихся. После прохождения учебной практики и междисциплинарных курсов обучающиеся уходят на производственную практику, где закрепляют умения, приобретают практические навыки профессиональных компетенций, согласно рабочей программы производственной практики и сдают государственный экзамен. Практику проходят на предприятиях общественного питания. Обучающиеся работают в составе бригад квалифицированных рабочих. Приобретают навыки и практический опыт выполнения. Выполняют, принимают участие или наблюдают за спецификой данного производства, изучают документацию, выполняют те или иные задания, отдают блюда, делают заготовки и т.д. По окончании производственной практики обучающиеся сдают экзамен квалификационный по профессиональному модулю.

В процессе обучения ежегодно в рамках профессиональной недели проводятся конкурсы профессионального мастерства, где определяются лучшие обучающиеся по квалификации среди обучающихся 2,3 курсов. Для проведения профессиональной недели разрабатывается общее Положение о проведении и по каждому мероприятию отдельно.

Основные цели конкурса: определение качества и уровня теоретической и практической подготовки обучающихся, ее соответствия требованиям федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования; выявление наиболее одаренных и талантливых обучающихся, дальнейшего совершенствования, закрепления и углубления знаний и умений, полученных в процессе теоретического и профессионального обучения, стимулирование творческого роста;

Основные задачи конкурса: повышение интереса у обучающихся к выбранной профессии и ее социальной значимости; расширение круга профессиональных умений и навыков по выбранной профессии; совершенствование навыков самостоятельной работы и развития профессионального мышления; воспитание стремления к достижению более высоких результатов при получении профессии; стимулирование

профессионального роста обучающихся, совершенствование творческого потенциала; подготовка обучающихся к участию в региональных чемпионатах профессионального мастерства WorldSkills Russia.

Практический этап включает в себя выполнение практического задания по профессии, согласно квалификации в условиях учебной мастерской.

Конкурс проводится в мастерской учебного заведения.

В конкурсе принимают участие все обучающихся с каждой группы.

Каждый участник конкурса обязан перед началом конкурса пройти инструктаж по технике безопасности;

Перед выполнением практического задания участники конкурса могут предварительно ознакомиться с технологией выполнения работ.

Для выполнения практического задания конкурса всем его участникам предоставляются равноценно оборудованные места;

Создание безопасных условий для выполнения заданий конкурса, инструктаж и контроль соблюдения участниками конкурса норм и правил охраны труда возлагается на руководителя модельного центра и мастера.

При грубых нарушениях норм и правил охраны труда, несоблюдении технологии выполнения практического задания участник конкурса решением жюри может быть отстранен от участия в конкурсе.

По результатам конкурса жюри принимает решение об участии победителей в конкурсах регионального чемпионата профессионального мастерства World SkillsRussia.

Рассмотрим проблемы индивидуальной подготовки обучающегося к конкурсу профессионального мастерства WorldSkills (молодые

профессионалы).

В современных условиях становится актуальной проблема модернизации профессионального образования через внедрение в образовательный процесс индивидуальных образовательных маршрутов. Конкурентоспособный специалист должен отвечать всем требованиям и мировым тенденциям развития рынка рабочей силы, уметь быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни, обладать набором необходимых компетентностей в разных областях человеческой и профессиональной деятельности.

На первый план выступают инновационные личностно-ориентированные методы и технологии обучения и воспитания, поскольку у каждого образовательного субъекта были и остаются свои персональные возможности, стремления и желания. Всё зависит от ресурса и возможностей отдельной образовательной организации. Чтобы составить собственный учебный план, у обучающегося должна быть сформирована культура понимания ситуации и выбора. Он должен ясно представлять свои образовательные потребности и возможности на основе существующих предложений. Переход обучающегося на индивидуальную образовательную

программу происходит по правилам, которые устанавливает учебное заведение. Для этого существует свой нормативный пакет документов. Правила и требования должны предусматривать:

-оценку педагогическим коллективом готовности обучающегося к переходу на индивидуальную программу;

-желание перейти на обучение по индивидуальной программе и осознание ответственности принимаемого решения;

-согласие родителей, в случае, если обучающемуся нет 18-ти лет. Индивидуальная образовательная программа реализуется различными способами, в зависимости от того, чем предстоит заниматься обучающемуся. В арсенале педагогов сегодня есть урочная, внеурочная деятельность, а также деятельность обучающегося вне техникума.

Если набирается несколько обучающихся, в этом случае может быть организовано индивидуальное обучение. Это обучение направлено на отработку отдельного самостоятельного профессионального модуля.

Здесь не принципиально, где обучается студент. Самое главное, он должен уметь продуктивно и качественно самостоятельно работать как в области теории, так и в области практики. Именно на этом делается акцент в техникуме.

Самостоятельная работа является одной из основных форм индивидуального обучения. Оно может предполагать самый различный уровень самостоятельности, в зависимости от ресурса студента. Здесь ни для кого не секрет, что современные обучающиеся крайне плохо владеют опытом самостоятельной продуктивной работы. Здесь очень важно наладить консультационную и плановую работу с отдельно взятым обучающимся. В зависимости от запроса, студент получает грамотную и качественную консультацию с использованием современных информационных технологий. Затем, в зависимости от того, какую профессию он получает, педагоги определяют степень практико-ориентированности процесса, и в зависимости от этого выстраивают образовательную траекторию. Если это программа для рабочего, основное время уходит на формирование умений, навыков и практического опыта по основным трудовым действиям.

В нашем случае - это: мастер производственного обучения, наставник от производства, преподаватель, отвечающий за реализацию МДК и учебной практики. Они обеспечивают алгоритм индивидуального обучения и несут персональную ответственность за организацию и ход этого обучения. В их обязанности входят:

-оценка готовности к переходу на индивидуальное обучение; -выбор совместно с обучающимся индивидуального образовательного маршрута;

-контакты с местами прохождения практик (местами выполнения учебных модулей, расположенных вне учебного заведения);

-регулярные встречи и консультации, обсуждение прохождения индивидуального образовательного маршрута; -корректировка образовательного маршрута;

-контакты с родителями (законными представителями) обучающегося; -оформление результатов (внесение оценок, баллов и другой информации о достижениях в документацию).

Использование программ индивидуального обучения предполагает наличие в ней следующих организационно-педагогических условий:

-наличие психологической и социальной службы, позволяющей принимать ответственные решения относительно условий обучения отдельных обучающихся;

-комплекты рабочих модульных программ, позволяющих создавать УМК с учетом индивидуальных особенностей обучающегося;

-наличие связей с профильными предприятиями города, обеспечивающих индивидуальное использование образовательных ресурсов на их базе;

-техническая оснащенность учебных лабораторий и мастерских техникума, внедрение новых информационных технологий. Цели деятельности наставника:

-индивидуальное сопровождение обучающегося от замысла его деятельности, предполагающей высокий уровень мотивации, выбор специализации в рамках профессии и пр., к оформлению образа конкретного специалиста по конкретной компетенции;

-содействие обучающимся в выборе и реализации их индивидуальных образовательных траекторий в рамках учебного заведения;

-содействие в приобретении практического опыта и осуществления эмоционально-ценностных отношений в форме личностных и профессиональных ориентаций и коммуникаций. Задачи наставника:

- выявление степени подготовленности студента в отношении заявленного вида деятельности;

-установление контакта и взаимодействия в ходе обучения; -создание пространства для профессиональной подготовки; -формирование профессиональных и общих компетенций; Цели обучающегося:

- Принять участие в региональном чемпионате профессионального мастерства WorldSkills (молодые профессионалы) конкурентоспособным специалистом, отвечать всем требованиям и мировым тенденциям развития рынка рабочей силы, уметь быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, обладать набором необходимых компетенций в разных областях человеческой и профессиональной деятельности.

Задачи обучающегося:

-закалка выносливости, концентрации внимания, аккуратность; -развивать умения планировать и составлять графики работы; -в совершенстве освоить профессиональные и общие компетенции; -научиться соблюдать правила техники безопасности и санитарные нормы при выполнении каменной кладки.

-привить чистоплотность на рабочем месте.

Необходимо провести анализ постоянно используемой документации при подготовке к конкурсам формата WorldskШs, чтобы в дальнейшем всю работу по подготовке участников к чемпионату привести к определённым алгоритмам, методикам и технологиям. Для этого рассмотрим содержание некоторых обязательных документов при работе со стандартом Worldskills, независимо от того, где и как он проходит.

План индивидуальной подготовки обучающихся.

После отбора на участие в конкурсе Worldskills начинается индивидуальная подготовка обучающихся - кандидатов по разработанному и утвержденному плану. Учитываются индивидуальные особенности и способности обучающегося, его психологическая устойчивость и выносливость, физическая подготовка. Умение и навыки владения кухонным инвентарем и оборудованием. План подготовки разрабатывается совместно с обучающимися - кандидатами. Для подготовки отбираются окончательно 2 обучающихся. Занятия проводятся после учебных занятий и частично с освобождением от занятий при подготовке в лаборатории в составе квалифицированных рабочих..

Практика показала, что в дальнейшем предстоит большая и трудоёмкая работа для всех без исключения педагогов, занимающихся подготовкой конкурсантов, чтобы наши участники в дальнейшем смогли демонстрировать достойные, стабильно высокие результаты. Необходимо провести анализ используемой документации при подготовке к конкурсам Worldskills. Всю работу по подготовке участников к чемпионату привести к определённым алгоритмам, методикам и технологиям.

Совершенно однозначных подходов к этому процессу нет. Всё зависит от ресурса и возможностей отдельной образовательной организации, индивидуальных особенностей конкурсантов. Чтобы составить собственный учебный план, у обучающегося должна быть сформирована культура понимания ситуации и выбора. Он должен ясно представлять свои образовательные потребности и возможности на основе существующих предложений. Самостоятельная работа является одной из основных форм индивидуального обучения. Она может предполагать самый различный уровень самостоятельности, в зависимости от ресурса конкурсанта. Современные обучающиеся крайне плохо владеют опытом самостоятельной продуктивной работы. Обучающийся должен получать грамотную и качественную консультацию с использованием современных

информационных технологий, так же конкурсант должен самостоятельно изучать литературу по своей специальности (журналы,интернет).

Основное время уходит на формирование умений, навыков и практического опыта по основным трудовым действиям. Базы учебной мастерской образовательного учреждения недостаточно. Необходимо наладить связи с работодателями. Организовать для обучающихся обучение в предприятиях общественного питания. Закрепить к ним наставника с целью овладеть современными технологиями, инструментами и механизмами. Конкурентоспособный специалист должен в совершенстве обладать набором необходимых компетентностей в разных областях человеческой и профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Миняева Н.М., Таспаева М.Г. Опыт работы по подготовке студентов колледжа к чемпионату профессионального мастерства по стандартам WORLDSKILLS RUSSIA // Среднее профессиональное образование. 2017. № 8. С. 38-42.

2. Петров А.А. Значение и роль демонстрационного экзамена по стандартам ВОРЛДСКИЛЛС в системе профессионального образования // Научно-методический журнал "Наука и образование: новое время". 2017. № 3 (4). С. 77-78.

3. Серегин А.С. Организация производственных практик студентов автомобильного колледжа в соответствии со стандартами WORLDSKILLS // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2017. № 4. С. 94-99.

Пшенников Кирилл Олегович

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Новокуйбышевский гуманитарно-технологический колледж»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.