www.paradigma.science
УДК 378.14.015.62
Пшенников К. О.
Внедрение моделей практико-ориентированной
подготовки специалистов в среднем профессиональном образовании, в том числе по _стандартам WORLDSKILLS_
Аннотация. Рассмотрены проблемы индивидуальной подготовки обучающегося к конкурсу профессионального мастерства WorldSkills (молодые профессионалы). Представлены механизмы подготовки обучающихся для подготовки к конкурсам WorldSkills (молодые профессионалы), концептуальные основы индивидуальной работы с обучающимися и практическая реализация индивидуальной образовательной траектории для конкретного обучающегося.
Ключевые слова: WorldSkills, обучение персонала, обучение, профессиональное образование
Повышение эффективности экономики зависит от подготовки рабочих кадров, их умения грамотно выполнять работы, владения основами знаниями, сознательного, творческого отношения к труду. Многообразие и технологическая сложность приготовление блюд требуют высокого уровня подготовки квалифицированных рабочих кадров. В данной теме представлены механизмы подготовки обучающихся для подготовки к конкурсам WorldSkills (молодые профессионалы). Представлены концептуальные основы индивидуальной работы с обучающимися и практическая реализация индивидуальной образовательной траектории для конкретного обучающегося. В связи с актуальностью вопроса по подготовке к конкурсам профессионального мастерства, особое внимание сегодня уделяется именно этому виду индивидуальной работы. Данная работа предназначена для мастеров производственного обучения и преподавателей, принимающих участие в подготовке обучающихся, а также для студентов, отобранных для конкурсов профессионального мастерства.
Worldskills — международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие навыков мастерства. От традиционных ремесел до многопрофильных профессий в области промышленности, строительства, сферы услуг в 75 странах-участницах движения, WorldSkШs оказывает прямое влияние на рост профессионального образования во всем мире. Чемпионаты WorldSkills проходят раз в два года в различных странах, в них принимают участие как молодые квалифицированных рабочие, студенты университетов и колледжей в возрасте до 22 лет в качестве участников, так и известные профессионалы,
www.paradigma.science
специалисты, мастера производственного обучения и наставники - в качестве экспертов, оценивающих выполнение задания. Конкурсанты отбираются на региональных профессиональных чемпионатах в 75 странах-членах WorldSkШs. Они демонстрируют свои технические способности, индивидуальные и коллективные качества, решая задачи, максимально приближенные к реальным. Результат выступления команды говорит не только о личных профессиональных качествах участников, но и об уровне профессиональной подготовки в образовательных учреждениях на родине участников.
Конкурентоспособный специалист должен отвечать всем требованиям и мировым тенденциям развития рынка рабочей силы, уметь быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни, обладать набором необходимых компетентностей в разных областях человеческой и профессиональной деятельности. На первый план выступают инновационные личностно-ориентированные методы и технологии обучения и воспитания. У каждого образовательного субъекта остаются свои персональные возможности, стремления и желания. Самое главное, он должен уметь продуктивно и качественно самостоятельно работать как в области теории, так и в области практики. Именно на этом делается акцент в учебном заведении. Здесь очень важно наладить консультационную и плановую работу с отдельно взятыми обучающимися. Обучающийся получает грамотную и качественную консультацию с использованием современных информационных технологий. В программе подготовки основное время уходит на формирование умений, навыков и практического опыта по основным трудовым действиям. Консультантами являются мастер производственного обучения, наставник от производства, преподаватель, отвечающий за реализацию МДК и учебной практики. Они обеспечивают алгоритм индивидуального обучения и несут персональную ответственность за организацию и ход этого обучения.
Рассмотрим теоретические основы подготовки квалифицированных кадров.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования предполагают формирование у обучающихся определенного уровня профессиональной компетентности, позволяющего выпускнику быть конкурентоспособным на рынке труда и активно внедриться в выбранную им профессиональную сферу с целью дальнейшего профессионального самосовершенствования.
Результатом освоения программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих является:
-овладение обучающимися общими профессиональными компетенциями,
www.paradigma.science
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
-проявлять к профессии устойчивый интерес, -организовывать собственную деятельность,
-исходя из цели и способов ее достижения, анализировать рабочую ситуацию,
-осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности,
-нести ответственность за результаты своей работы, -осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, -работать в команде,
-эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами; Видом профессиональной деятельности «Поварское дело» с профессиональными компетенциями:
- выполнять подготовительные работы для реализации блюд.
- производить блюда различной сложности
- выполнять сложные операции по приготовлению пищи
- контролировать качество готовой продукции
- искать пути решения при сложных ситуациях
Большая часть учебных часов занятий,для подготовки к WSR отводится на практические работы, что способствует более полному освоению материала. Вся работа проводятся в учебной лаборатории, где обучающиеся путем проб и ошибок достигают нужного результата, определяют область их применения, актуальность и сложность в исполнении.
Практические работы междисциплинарных курсов включают в себя разработку технологических карт, технико-технологических карт -инструкционно-технологических карт по технологии общественного питания, расчетов расхода материалов, стоимости блюд, составление схем и таблиц, согласно тем программы.
На первом году обучения предусматривается индивидуальное и групповое знакомство; выявление индивидуальных образовательных и личностных запросов; проведение различных мероприятий социально -профессионального характера. На первом курсе закладываются основы индивидуальной работы с обучающимися, работа по формированию личностной мотивации и адаптации. Проводится мониторинг усвоения содержания обучения с целью проанализировать феномен жизнестойкости и смысла жизни с точки зрения молодых людей.
Ознакомление студентов с WSR, в каких компетенциях они могут себя показать, и что ждет студентов в будущем.
На втором курсе обучения оказывается помощь в выборе компетенции. Разработка программы работы, оказывается персональная помощь обучающемуся в выборе конкретной базы практики для дальнейшего получения профессиональной компетентности по изучаемому модулю. Так же проводится психологические тренинги.
На третьем курсе, учитывая уровень профессиональной подготовки и сформированности личностных и профессиональных качеств. Помощь оказывается непосредственно на рабочих местах. Всё сводится к подготовке и успешному выступлению на конкурсе.
Рассмотрим профессиональную подготовку обучающихся БПОУ УР «Сарапульский индустриальный техникум»
Учебная практика обучающихся. Основой подготовки рабочего высокой квалификации является овладение профессиональным мастерством, которое формируется у обучающихся профессиональных образовательных учреждений в процессе всего обучения и прежде всего производственного. В соответствии с учебными планами и программами производственное обучение по профессии проводится в учебной мастерской и на производствах общественного питания. Учебная практика - основной обязательный этап производственного обучения. Он предусматривает качественное освоение первоначальных приемов и методов выполнения работ, соблюдение мер безопасности, правильной организации рабочего места, формирование навыков работы, планирования и регулирования трудового процесса. Успешное обучение возможно только при всестороннем совершенствовании всего учебно-воспитательного процесса, где важная роль принадлежит техническим средствам обучения, компьютерным технологиям, сети интернет. Практические занятия по обучению включают вводный инструктаж, практическое освоение обучающимися показанных мастером приемов и операций с текущим инструктированием и заключительный инструктаж. Уроки учебной практики проводятся по разработанным технологическим картам практического занятия.
В процессе вводного и текущего инструктажей используются учебные плакаты, учебные видеоролики, инструкционно-технологические карты и другие наглядные средства обучения. Обучение приемам в мастерской проводится методом последовательного выполнения специально разработанных упражнений. При показе приемов и операций обучающимся объясняют на что нужно обратить внимание, что следует запомнить. Убедившись, что обучающиеся осмыслили показанные приемы, можно переходить к самостоятельному выполнению упражнений. Практические задания обучающиеся выполняют по технологическим картам под непосредственным руководством и контролем мастера.
В зависимости от размеров учебной мастерской и выполняемых упражнений обучение первоначальным навыкам может быть фронтальным
(все обучаемые выполняют одну операцию или прием) или групповым (звеньевым). Оценивание выполненного задания проводится по 5 балльной системе. Критерии качества соответствуют требованиям качества.
В конце занятия проводится заключительный инструктаж: мастер отмечает положительные моменты в освоении упражнений, разбирает допущенные ошибки и их причины, указывает меры предупреждения ошибок, дает оценку результатов освоения приемов каждым обучающимся и задания к выполнению очередных упражнений. Оценка умений и навыков должна быть объективной и справедливой. Необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся (природная медлительность, робость, застенчивость, излишняя самоуверенность, торопливость, физические и другие недостатки).
Производственная практика обучающихся. После прохождения учебной практики и междисциплинарных курсов обучающиеся уходят на производственную практику, где закрепляют умения, приобретают практические навыки профессиональных компетенций, согласно рабочей программы производственной практики и сдают государственный экзамен. Практику проходят на предприятиях общественного питания. Обучающиеся работают в составе бригад квалифицированных рабочих. Приобретают навыки и практический опыт выполнения. Выполняют, принимают участие или наблюдают за спецификой данного производства, изучают документацию, выполняют те или иные задания, отдают блюда, делают заготовки и т.д. По окончании производственной практики обучающиеся сдают экзамен квалификационный по профессиональному модулю.
В процессе обучения ежегодно в рамках профессиональной недели проводятся конкурсы профессионального мастерства, где определяются лучшие обучающиеся по квалификации среди обучающихся 2,3 курсов. Для проведения профессиональной недели разрабатывается общее Положение о проведении и по каждому мероприятию отдельно.
Основные цели конкурса: определение качества и уровня теоретической и практической подготовки обучающихся, ее соответствия требованиям федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования; выявление наиболее одаренных и талантливых обучающихся, дальнейшего совершенствования, закрепления и углубления знаний и умений, полученных в процессе теоретического и профессионального обучения, стимулирование творческого роста;
Основные задачи конкурса: повышение интереса у обучающихся к выбранной профессии и ее социальной значимости; расширение круга профессиональных умений и навыков по выбранной профессии; совершенствование навыков самостоятельной работы и развития профессионального мышления; воспитание стремления к достижению более высоких результатов при получении профессии; стимулирование
профессионального роста обучающихся, совершенствование творческого потенциала; подготовка обучающихся к участию в региональных чемпионатах профессионального мастерства WorldSkills Russia.
Практический этап включает в себя выполнение практического задания по профессии, согласно квалификации в условиях учебной мастерской.
Конкурс проводится в мастерской учебного заведения.
В конкурсе принимают участие все обучающихся с каждой группы.
Каждый участник конкурса обязан перед началом конкурса пройти инструктаж по технике безопасности;
Перед выполнением практического задания участники конкурса могут предварительно ознакомиться с технологией выполнения работ.
Для выполнения практического задания конкурса всем его участникам предоставляются равноценно оборудованные места;
Создание безопасных условий для выполнения заданий конкурса, инструктаж и контроль соблюдения участниками конкурса норм и правил охраны труда возлагается на руководителя модельного центра и мастера.
При грубых нарушениях норм и правил охраны труда, несоблюдении технологии выполнения практического задания участник конкурса решением жюри может быть отстранен от участия в конкурсе.
По результатам конкурса жюри принимает решение об участии победителей в конкурсах регионального чемпионата профессионального мастерства World SkillsRussia.
Рассмотрим проблемы индивидуальной подготовки обучающегося к конкурсу профессионального мастерства WorldSkills (молодые
профессионалы).
В современных условиях становится актуальной проблема модернизации профессионального образования через внедрение в образовательный процесс индивидуальных образовательных маршрутов. Конкурентоспособный специалист должен отвечать всем требованиям и мировым тенденциям развития рынка рабочей силы, уметь быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни, обладать набором необходимых компетентностей в разных областях человеческой и профессиональной деятельности.
На первый план выступают инновационные личностно-ориентированные методы и технологии обучения и воспитания, поскольку у каждого образовательного субъекта были и остаются свои персональные возможности, стремления и желания. Всё зависит от ресурса и возможностей отдельной образовательной организации. Чтобы составить собственный учебный план, у обучающегося должна быть сформирована культура понимания ситуации и выбора. Он должен ясно представлять свои образовательные потребности и возможности на основе существующих предложений. Переход обучающегося на индивидуальную образовательную
программу происходит по правилам, которые устанавливает учебное заведение. Для этого существует свой нормативный пакет документов. Правила и требования должны предусматривать:
-оценку педагогическим коллективом готовности обучающегося к переходу на индивидуальную программу;
-желание перейти на обучение по индивидуальной программе и осознание ответственности принимаемого решения;
-согласие родителей, в случае, если обучающемуся нет 18-ти лет. Индивидуальная образовательная программа реализуется различными способами, в зависимости от того, чем предстоит заниматься обучающемуся. В арсенале педагогов сегодня есть урочная, внеурочная деятельность, а также деятельность обучающегося вне техникума.
Если набирается несколько обучающихся, в этом случае может быть организовано индивидуальное обучение. Это обучение направлено на отработку отдельного самостоятельного профессионального модуля.
Здесь не принципиально, где обучается студент. Самое главное, он должен уметь продуктивно и качественно самостоятельно работать как в области теории, так и в области практики. Именно на этом делается акцент в техникуме.
Самостоятельная работа является одной из основных форм индивидуального обучения. Оно может предполагать самый различный уровень самостоятельности, в зависимости от ресурса студента. Здесь ни для кого не секрет, что современные обучающиеся крайне плохо владеют опытом самостоятельной продуктивной работы. Здесь очень важно наладить консультационную и плановую работу с отдельно взятым обучающимся. В зависимости от запроса, студент получает грамотную и качественную консультацию с использованием современных информационных технологий. Затем, в зависимости от того, какую профессию он получает, педагоги определяют степень практико-ориентированности процесса, и в зависимости от этого выстраивают образовательную траекторию. Если это программа для рабочего, основное время уходит на формирование умений, навыков и практического опыта по основным трудовым действиям.
В нашем случае - это: мастер производственного обучения, наставник от производства, преподаватель, отвечающий за реализацию МДК и учебной практики. Они обеспечивают алгоритм индивидуального обучения и несут персональную ответственность за организацию и ход этого обучения. В их обязанности входят:
-оценка готовности к переходу на индивидуальное обучение; -выбор совместно с обучающимся индивидуального образовательного маршрута;
-контакты с местами прохождения практик (местами выполнения учебных модулей, расположенных вне учебного заведения);
-регулярные встречи и консультации, обсуждение прохождения индивидуального образовательного маршрута; -корректировка образовательного маршрута;
-контакты с родителями (законными представителями) обучающегося; -оформление результатов (внесение оценок, баллов и другой информации о достижениях в документацию).
Использование программ индивидуального обучения предполагает наличие в ней следующих организационно-педагогических условий:
-наличие психологической и социальной службы, позволяющей принимать ответственные решения относительно условий обучения отдельных обучающихся;
-комплекты рабочих модульных программ, позволяющих создавать УМК с учетом индивидуальных особенностей обучающегося;
-наличие связей с профильными предприятиями города, обеспечивающих индивидуальное использование образовательных ресурсов на их базе;
-техническая оснащенность учебных лабораторий и мастерских техникума, внедрение новых информационных технологий. Цели деятельности наставника:
-индивидуальное сопровождение обучающегося от замысла его деятельности, предполагающей высокий уровень мотивации, выбор специализации в рамках профессии и пр., к оформлению образа конкретного специалиста по конкретной компетенции;
-содействие обучающимся в выборе и реализации их индивидуальных образовательных траекторий в рамках учебного заведения;
-содействие в приобретении практического опыта и осуществления эмоционально-ценностных отношений в форме личностных и профессиональных ориентаций и коммуникаций. Задачи наставника:
- выявление степени подготовленности студента в отношении заявленного вида деятельности;
-установление контакта и взаимодействия в ходе обучения; -создание пространства для профессиональной подготовки; -формирование профессиональных и общих компетенций; Цели обучающегося:
- Принять участие в региональном чемпионате профессионального мастерства WorldSkills (молодые профессионалы) конкурентоспособным специалистом, отвечать всем требованиям и мировым тенденциям развития рынка рабочей силы, уметь быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, обладать набором необходимых компетенций в разных областях человеческой и профессиональной деятельности.
Задачи обучающегося:
-закалка выносливости, концентрации внимания, аккуратность; -развивать умения планировать и составлять графики работы; -в совершенстве освоить профессиональные и общие компетенции; -научиться соблюдать правила техники безопасности и санитарные нормы при выполнении каменной кладки.
-привить чистоплотность на рабочем месте.
Необходимо провести анализ постоянно используемой документации при подготовке к конкурсам формата WorldskШs, чтобы в дальнейшем всю работу по подготовке участников к чемпионату привести к определённым алгоритмам, методикам и технологиям. Для этого рассмотрим содержание некоторых обязательных документов при работе со стандартом Worldskills, независимо от того, где и как он проходит.
План индивидуальной подготовки обучающихся.
После отбора на участие в конкурсе Worldskills начинается индивидуальная подготовка обучающихся - кандидатов по разработанному и утвержденному плану. Учитываются индивидуальные особенности и способности обучающегося, его психологическая устойчивость и выносливость, физическая подготовка. Умение и навыки владения кухонным инвентарем и оборудованием. План подготовки разрабатывается совместно с обучающимися - кандидатами. Для подготовки отбираются окончательно 2 обучающихся. Занятия проводятся после учебных занятий и частично с освобождением от занятий при подготовке в лаборатории в составе квалифицированных рабочих..
Практика показала, что в дальнейшем предстоит большая и трудоёмкая работа для всех без исключения педагогов, занимающихся подготовкой конкурсантов, чтобы наши участники в дальнейшем смогли демонстрировать достойные, стабильно высокие результаты. Необходимо провести анализ используемой документации при подготовке к конкурсам Worldskills. Всю работу по подготовке участников к чемпионату привести к определённым алгоритмам, методикам и технологиям.
Совершенно однозначных подходов к этому процессу нет. Всё зависит от ресурса и возможностей отдельной образовательной организации, индивидуальных особенностей конкурсантов. Чтобы составить собственный учебный план, у обучающегося должна быть сформирована культура понимания ситуации и выбора. Он должен ясно представлять свои образовательные потребности и возможности на основе существующих предложений. Самостоятельная работа является одной из основных форм индивидуального обучения. Она может предполагать самый различный уровень самостоятельности, в зависимости от ресурса конкурсанта. Современные обучающиеся крайне плохо владеют опытом самостоятельной продуктивной работы. Обучающийся должен получать грамотную и качественную консультацию с использованием современных
информационных технологий, так же конкурсант должен самостоятельно изучать литературу по своей специальности (журналы,интернет).
Основное время уходит на формирование умений, навыков и практического опыта по основным трудовым действиям. Базы учебной мастерской образовательного учреждения недостаточно. Необходимо наладить связи с работодателями. Организовать для обучающихся обучение в предприятиях общественного питания. Закрепить к ним наставника с целью овладеть современными технологиями, инструментами и механизмами. Конкурентоспособный специалист должен в совершенстве обладать набором необходимых компетентностей в разных областях человеческой и профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Миняева Н.М., Таспаева М.Г. Опыт работы по подготовке студентов колледжа к чемпионату профессионального мастерства по стандартам WORLDSKILLS RUSSIA // Среднее профессиональное образование. 2017. № 8. С. 38-42.
2. Петров А.А. Значение и роль демонстрационного экзамена по стандартам ВОРЛДСКИЛЛС в системе профессионального образования // Научно-методический журнал "Наука и образование: новое время". 2017. № 3 (4). С. 77-78.
3. Серегин А.С. Организация производственных практик студентов автомобильного колледжа в соответствии со стандартами WORLDSKILLS // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2017. № 4. С. 94-99.
Пшенников Кирилл Олегович
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Новокуйбышевский гуманитарно-технологический колледж»