Янушевская О. В. Формирование познавательного интереса у обучающихся через участие в конкурсах профессионального мастерства WorldSkills // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№2 (9) апрель - июнь. - URL http://e-journal.omgau.rU/images/issues/2017/2/00362.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК 377.5
Янушевская Ольга Владимировна
Преподавател ь
УКАБ ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Формирование познавательного интереса у обучающихся через участие в конкурсах профессионального мастерства WorldSkills
Аннотация. В статье раскрываются необходимость и способы развития познавательной активности обучающихся, анализируется роль конкурсов профессионального мастерства с использованием методики WorldSkills. Описан опыт участия команды колледжа в региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Омской области.
Ключевые слова: познавательный интерес, профессиональная деятельность, конкурентоспособность, конкурс профессионального мастерства, повышение квалификации, компетенции.
Несмотря на проводимые реформы профессионального образования, в системе подготовки специалистов можно выявить ряд проблем: выпускники не могут быстро адаптироваться к изменениям в обществе, не используют в работе новейшие технологии, не могут в полной мере проводить анализ собственной профессиональной деятельности. Одна из причин указанной проблемы заключается в отсутствии интереса к профессии и к учебной деятельности в целом. Именно поэтому стратегической целью модернизации содержания образования в Омском ГАУ является формирование современного научно-образовательного пространства, ориентированного на повышение качества обучения, престижности профессий сельскохозяйственного труда и конкурентоспособности выпускников [1].
Познавательный интерес является одним из важных мотивов любой деятельности. Он активизирует умственные процессы и формируется под влиянием родителей, педагогов, средств массовой информации, художественной и научно-популярной литературы. Поэтому важной задачей преподавателя является выбор и применение различных средств, направленных на формирование познавательных потребностей, повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности обучающихся.
Наиболее распространенными формами самореализации и самосовершенствования обучающихся являются олимпиады, конкурсы, учебные и производственные практики, проектная и другие виды деятельности [2]. Одним из эффективных способов повышения мотивации к обучению, активизации познавательной деятельности обучающихся становятся конкурсы профессионального мастерства. Это соревнования обучающихся, где им необходимо организовывать собственную деятельность, осуществлять поиск и использовать необходимую информацию, выбирать типовые методы и способы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Именно конкурсы
профессионального мастерства создают оптимальные условия для творческой самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации. Это одна из наиболее действенных форм внеурочной работы, направленной на повышение уровня профессиональной подготовки обучающихся, развитие и популяризацию специальности.
В Университетском колледже агробизнеса сложилась многолетняя практика проведения профессионально ориентированных мероприятий, где конкурсы профессионального мастерства являются обязательным элементом профессиональных недель. В последнее время такие конкурсы были сведены лишь к презентации достижений в учебно-воспитательной деятельности. В связи с введением новых образовательных и профессиональных стандартов, такая форма уже не способствует формированию мотивации обучающихся и повышению результатов профессионального образования.
Сегодня на рынке труда востребованы квалифицированные кадры, умеющие работать по новейшим международным стандартам качества. Чемпионаты WorldSkills - это международные профессиональные конкурсы, где лучшие мастера могут обмениваться опытом, а преподаватели знакомиться с современными технологиями обучения, новыми профессиональными стандартами международного уровня, и влиять на модернизацию системы образования.
Конкурсы профессионального мастерства WorldSkills проходят раз в два года в различных странах. Участниками соревнований становятся квалифицированные рабочие, студенты колледжей и университетов в возрасте до 22 лет, а известные профессионалы, специалисты, мастера производственного обучения и преподаватели - приглашаются в качестве экспертов, оценивающих выполнение задания.
Отбор участников конкурса осуществляется на региональных чемпионатах в 76 странах - членах WorldSkills. Решая задачи, максимально приближенные к реальным условиям, они демонстрируют свои профессиональные способности, индивидуальные и коллективные качества. Результаты выступления команды свидетельствуют не только о квалификации участников, но и об уровне профессиональной подготовки на их родине.
Международное движение WorldSkills стремительно набирает обороты в России. Это даёт возможность молодым людям, которые ещё не до конца определились с выбором профессии, по-новому взглянуть на рабочие профессии и в полной мере раскрыть их потенциал. В тех регионах, где проводятся отборочные соревнования, отмечено увеличение количества абитуриентов, заинтересованных в получении профессионального образования. Рейтинг участия в движении стал одним из индикаторов развития промышленности и уровня профессионального образования в регионе. WorldSkills является самой быстрой и эффективной системой распространения международных профессиональных стандартов по всей России.
С 27 февраля по 03 марта 2017г. на территории Омской области был проведен первый Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). В нем приняли участие 83 обучающихся из 31 учебного учреждения СПО. На основании Положения о деятельности регионального координационного центра движения «WorldSkills Russia», регламента и программы чемпионата «Молодые профессионалы» WSR Омской области соревнования проводились по следующим компетенциям [3]:
1. Ремонт и обслуживание легковых автомобилей;
2. Предпринимательство;
3. Программные решения для бизнеса;
4. Токарные работы на станках с ЧПУ;
5. Сухое строительство и штукатурные работы;
6. Поварское дело;
7. Электромонтаж;
8. Парикмахерское искусство;
9. Веб-дизайн;
10. Программирование;
11. Сетевое и системное администрирование;
12. Медицинский и социальный уход;
13. Лабораторный медицинский анализ.
Команда Университетского колледжа агробизнеса приняла участие в соревновании по компетенции «Предпринимательство». Оно представляет собой инновационный трехдневный конкурс, ориентированный на реальные жизненные условия и деловую среду. Для конкурсного задания была определена тема «Здоровый образ жизни». Соревнования проводились по модульному принципу: в командах по два человека участники создавали компании и управляли ими, решая каждый день различные задачи.
На первом этапе (модуль А1: «Наша команда. Бизнес-идея») каждая команда формулировала бизнес-идею. Участники определяли название, разрабатывали эмблему и оформляли плакат, представляющий команду, сильные стороны участников, сущность предстоящей деятельности и факторы успеха. В качестве бизнес-идеи команда УКАБ представила создание предприятия по производству и реализации экологически чистых продуктов из местного сырья «Здоровое питание».
В модуле B1: «Целевая группа» участники команды выбирали потенциальных потребителей предлагаемого продукта, проводили сегментацию и рассчитывали их примерное количество по различным критериям (месту проживания, уровню дохода, интересам, возрасту и другим). Был проведен анализ потенциальных конкурентов будущего бизнеса, выявлены ключевые преимущества создаваемого предприятия, определена география продажи продукции с учетом потребностей рынка г. Омска и Омской области.
На этапе «Планирование рабочего процесса» (модуль C1) команда разрабатывала описание этапов создания бизнеса и производственного процесса (от приобретения сырья до продажи готового продукта). Были представлены схемы и условия работы с поставщиками, клиентами, описание материально-технической базы, кадрового и финансового обеспечения деятельности, а также анализ развития бизнеса (антикризисный план).
При выполнении задания модуля D1: «Маркетинговое планирование» команды разрабатывали детальный маркетинговый план, который отражал выбранную стратегию (анализ рынка, показатели, инструменты маркетинга). Участники рассчитывали бюджет проекта, определяли функциональные обязанности членов команды, оценивали возможности самостоятельного выполнения плана.
В модуле E1: «Устойчивое развитие» командой было представлено исследование возможности применения принципов устойчивого развития в деятельности. При этом были отражены аспекты экологической, энергетической, социальной и экономической устойчивости с учетом особенностей Омского региона. Кроме этого, была проведена оценка устойчивости спроса на предлагаемый продукт.
На этапе «Финансовые показатели» (модуль F1) команда осуществляла расчеты показателей, доказывающие прибыльность бизнеса (затраты, себестоимость, окупаемость, рентабельность, точка безубыточности и другие), а также характеризовала источники финансирования стартового этапа проекта с учетом текущей финансовой ситуации в Омском регионе.
В завершающем модуле G1: «Презентация компании» каждая команда представляла итоговые результаты работы (бизнес-план) в формате PowerPoint. Презентация содержала наиболее важные элементы всех этапов.
Кроме основных модулей командам необходимо было выполнить специальные задачи в виде «специальных этапов». Так на этапе «Реклама» каждая группа представляла будущий продукт с использованием различных рекламных средств. В специальном модуле «Английский» разрабатывалось коммерческое предложение. Участники команды должны были оформить и представить его жюри на английском языке. Данные задания носили «спонтанный» характер (их содержание заранее не было известно) и требовали от участников оперативного реагирования.
Во время работы участники команды использовали различные информационные интернет-источники и средства отражения проработанного материала (флип-чарты, Excel, PowerPoint). Результаты работы по каждому модулю завершались публичной презентацией. Выступление команды должно было занимать не более 8 минут, в случае превышения регламента, презентация останавливалась.
Оценка презентации строилась на основе учета критерия креативности (творчества), способности участников приводить доводы и обоснованные аргументы, отвечать на вопросы жюри (на русском и английском языках), а также с учетом точности и правильности расчетов и достоверности представленных данных. Отдельным критерием в оценке презентации была рефлексия - способность участников отслеживать собственное движение в рамках чемпионата и использовать полученную информацию для решения текущих задач.
Все соревнующиеся команды работали в условиях, приближенных к настоящей работе в офисе, выполняли задачи, требующие наличия предпринимательских навыков. Результаты работы дают представление о творческом потенциале участников и их компетентности. Так, команда УКАБ достаточно хорошо выполнила представление бизнес-идеи, маркетингового плана, рекламы продукта, коммерческого предложения на английском языке. Наиболее сложными оказались задания, требующие расчетов по переменным и постоянным затратам, окупаемости проекта, построении точки безубыточности, упрощенной системе налогов. Недостаток опыта и знаний, несогласованность действий участников команды явились причиной ошибок и несоблюдения временного регламента. К сожалению, наша команда заняла только пятое место.
Для успешного результата необходимо:
- провести тщательный отбор участников из числа обучающихся с учетом наличия необходимых для соревнования знаний и умений, при этом готовить параллельно основной и дублирующий состав;
- обеспечить слаженность команды, учитывая уровень подготовки и психологические особенности участников;
- провести апробацию команд в действии путем участия в серии различных соревнований (тематические конкурсы для первокурсников, внутренние и внешние конкурсы и олимпиады по специальности);
- привлекать к подготовке специалистов разной направленности (в соответствии с содержанием компетенций) и социальных партнеров (работодателей).
Подготовка к конкурсу WorldSkills должна осуществляться планомерно и начинаться заблаговременно. Это обеспечит больший охват участников, высокое качество подготовки и сознательное ответственное отношение обучающихся, что может гарантировать успешное выступление команды на соревновании.
Профессионально-направленные конкурсы, в том числе и с использованием методики WorldSkills, обеспечивают развитие познавательного интереса, творческого и профессионального потенциала обучающихся, совершенствование навыков самостоятельной работы, повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Подготовка к конкурсу требует от преподавателя значительных затрат времени, наличия определенной материально-технической базы, способствует расширению профессиональных знаний и развитию профессиональных умений. Участие в чемпионате позволяет преподавателям знакомиться с технологиями обучения и новыми профессиональными стандартами международного уровня, а работа в качестве эксперта может рассматриваться как повышение квалификации.
Проведение конкурсов WorldSkills способствует популяризации современных рабочих профессий, повышению их престижа в обществе, привлечению молодых инициативных людей к получению таких профессий, привлечению представителей органов власти и бизнес сообщества, родительской общественности к решению стратегических задач развития профессионального образования.
Ссылки на источники:
1. Шумакова, О.В., Развитие аграрного образования: опыт Омского ГАУ [Электронный ресурс] / О.В. Шумакова, и др. // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. - Спецвыпуск №2. - URL :http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-2/31 -spets02/448-00197 [26.03.2017]
2. Едиханова, Г.Г. Формирование познавательных интересов обучающихся [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2016. - №30. - С. 381-383. - URL: https://moluch.ru/archive/134/
3. Регламент Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WORLDSKILLS RUSSIA) Омской области, утвержденный Губернатором Омской области В.И. Назаровым -Режим доступа: http://irooo.ru/images/files/meroprijatija/WorldSkills_2017
Olga Yanushevskaya
Instructor
University College of Agribusiness of FSBEIHE Omsk SAU, Omsk
Formation of Informative Interest of Students through Participation in Competitions of
Professional Skills Worldskills
Abstract. The article describes the need for and methods of development of cognitive activity of students, examines the role of competitions of professional skill by using the techniques of WorldSkills. Describes the experience of participating College teams in the regional championship of the "Young professionals" (WorldSkills Russia) Omsk region.
Keywords: cognitive interest, professional activities, competitiveness, competition of professional skill, training, competence.