Научная статья на тему 'Внедрение моделей персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, первые успехи и проблемы (на примере, муниципалитетов Ханты-Мансийского округа - Югра)'

Внедрение моделей персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, первые успехи и проблемы (на примере, муниципалитетов Ханты-Мансийского округа - Югра) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11938
637
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / PERSONIFY FINANCING / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT / ВНЕДРЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ / IMPLEMENTATION OF REGULATORY INSTRUMENTS / ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ ЮГРА / KHANTY-MANSIISK AUTONOMOUS DISTRICT UGRA / MUNICIPALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донских С. С.

Цель. Изучение опыта внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, на примере города Сургута и города Югорска, оценка первых успехов функционирования инструмента и выявление возникших в ходе реализации программы проблем. Методы. Исследование базируется на методе системного анализа, в основу положены вторичные данные. Результаты. Выявлены тенденции развития системы сертифицирования дополнительного образования детей в рамках Ханты-Мансийского автономного округа Югры и ключевые недостатки реализуемой программы, влияющей на развитие человеческого потенциала территории. Сертификат на дополнительное образование рассматривается как новый механизм государственного финансирования дополнительного образования детей. Научная новизна. Выявлены закономерности постепенного перехода к административной и финансово-экономической автономности учреждений детского дополнительного образования. Рассмотрены основные проблемы, влияющие на функционирование инструмента сертификатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PASSING RESULTS OF INTRODUCTION OF THE SYSTEM OF CERTIFICATES OF ADDITIONAL EDUCATION IN THE EXAMPLE OF SURGUT AND YUGORSK

Purpose. Observation of the experience of implementing the system of personalized financing of additional education for children, using the example of the city of Surgut and the city of Yugorsk, assessing the first successes in the functioning of this tool and identifying problems that arose during the implementation of the program. Methods. The study is based on the method of system analysis, secondary data are used. Results. The tendencies of development of the system of certification of additional education of children within the framework of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug Ugra and the key shortcomings of the implemented program, which influences on development of the human potential of the territory, are revealed. The certificate for additional education is considered as a new mechanism of state financing of additional education for children. Scientific novelty. Trend of gradual transition to administrative and financial-economic autonomy of institutions of children's additional education are also revealed. There are considered the main problems which affect on the functioning of the certificate tool.

Текст научной работы на тему «Внедрение моделей персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, первые успехи и проблемы (на примере, муниципалитетов Ханты-Мансийского округа - Югра)»

МУНИЦИПАЛИТЕТ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

СОЦИОЛОГИЯ МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛЕЙ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, ПЕРВЫЕ УСПЕХИ И ПРОБЛЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ, МУНИЦИПАЛИТЕТОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО ОКРУГА - ЮГРА)

Донских С. С.

заведующий складом, Югорское УМТСиК, ООО «Газпром Трансгаз Югорск» (Россия), 628263, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Югорск, Сибирский бульвар, д. 15, [email protected]

УДК 336:374

ББК 74.200.58к9

Цель. Изучение опыта внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, на примере города Сургута и города Югорска, оценка первых успехов функционирования инструмента и выявление возникших в ходе реализации программы проблем.

Методы. Исследование базируется на методе системного анализа, в основу положены вторичные данные.

Результаты. Выявлены тенденции развития системы сертифицирования дополнительного образования детей в рамках Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и ключевые недостатки реализуемой программы, влияющей на развитие человеческого потенциала территории. Сертификат на дополнительное образование рассматривается как новый механизм государственного финансирования дополнительного образования детей.

Научная новизна. Выявлены закономерности постепенного перехода к административной и финансово-экономической автономности учреждений детского дополнительного образования. Рассмотрены основные проблемы, влияющие на функционирование инструмента сертификатов.

Ключевые слова: дополнительное образование, персонифицированное финансирование, государственное и муниципальное управление, внедрение инструментов регулирования, Ханты-Мансийский автономный округ -Югра.

PASSING RESULTS OF INTRODUCTION OF THE SYSTEM

OF CERTIFICATES OF ADDITIONAL EDUCATION §

IN THE EXAMPLE OF SURGUT AND YUGORSK 0-

d

x

Donskikh S. S. |

t

Warehouse Manager, Yugorskoye UMTSiK, OOO Gazprom Transgaz Yugorsk (Russia), 628263, Russia, Khanty-Mansi Autonomous tq

Area - Yugra, Yugorsk, Sibirskiy boul., 15, [email protected] ©

Донских С. С.

Purpose. Observation of the experience of implementing the system of personalized financing of additional education for children, using the example of the city of Surgut and the city of Yugorsk, assessing the first successes in the functioning of this tool and identifying problems that arose during the implementation of the program.

Methods. The study is based on the method of system analysis, secondary data are used.

Results. The tendencies of development of the system of certification of additional education of children within the framework of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra and the key shortcomings of the implemented program, which influences on development of the human potential of the territory, are revealed. The certificate for additional education is considered as a new mechanism of state financing of additional education for children.

Scientific novelty. Trend of gradual transition to administrative and financial-economic autonomy of institutions of children's additional education are also revealed. There are considered the main problems which affect on the functioning of the certificate tool.

Key words: additional education, personify financing, state and municipal management, municipality, implementation of regulatory instruments, Khanty-Mansiisk autonomous district - Ugra.

Значительное внимание вопросу повышения охвата детей дополнительными образовательными программами стало уделяться в связи с изданием Указа Президента России от 7 мая 2012 г № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [1] и Распоряжения Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [2].

На сегодняшний день дополнительное образование является неотъемлемой частью системы общего образования как наиболее объединяющий инструмент, способствующий межведомственному взаимодействию, для других элементов образовательного пространства.

В русле современных рыночных отношений изменениям подвергается и сфера образования. В частности финансирование данной сферы является одним из ключевых вопросов, так как уровень образованности отдельного человека и общества в целом оказывает существенное влияние на развитие экономики и потенциала страны. Именно поэтому развитие системы дополнительного образования включено в разряд приоритетов федеральной, региональной и муниципальной политики.

В связи с этим происходит внедрение нового механизма государственного финансирования дополнительного образования детей - именных сертификатов на дополнительное образование, которые должны обеспечить равный доступ в систему образования при ведущей роли государства в финансовом обеспечении образования [3, с. 7].

В современных исследованиях указывается ряд проблем, связанных с подсистемой дополнительного образования: снижение имиджа учреждений дополнительного образования детей (финансирование по остаточному принципу); связанная с часами и поурочными планами система обучения (деятельность педагогов дополнительного образования оценивается в преподавательских часах).

Персонифицированное финансирование направлено на обеспечение гарантий обеспечения услугами

стандартного содержания и качества для получателей дополнительного внешкольного образования вне зависимости от места проживания, возможностей бюджета муниципалитета и иных факторов [4, с. 5-7].

В данных условиях введение именных сертификатов в сфере детского дополнительного внешкольного образования стало элементом совершенствования механизма его финансирования. Вводя именные сертификаты, государство инициирует постепенный переход к административной и финансово-экономической автономности учреждений детского дополнительного внешкольного образования [5, с. 183].

Таким образом, именной сертификат - это обязательство государства или органов местного самоуправления полностью или частично оплатить определённый объем образовательных услуг Он представляет собой свидетельство, удостоверяющее право на получение услуги в учреждениях детского дополнительного внешкольного образования за счет средств бюджета.

Одним из аргументов в пользу описываемой системы является конкурентная составляющая для поставщиков услуг, а, следовательно, заинтересованность учебных заведений в улучшении результатов, т.к. образовательные заведения с плохой репутацией получатели услуг не обратятся, что приведет к снижению финансирования из государственного бюджета.

Сертификат - это персональная гарантия государства перед конкретным ребенком в том, что независимо от того, какие кружки или секции выберет ребенок, в какой бы организации (муниципальной, частной, у индивидуального предпринимателя) он на них не записался, за его образование заплатит государство;

Донских С. С.

Объем обеспечения сертификата определяется не ограничением числа кружков или занятий, он определяется непосредственно в рублях. В этом отношении государство определяет объем средств, которые готово персонально направить на оплату образования каждого ребенка [6].

Используя сертификат, ребенок (его родители) может самостоятельно формировать свою образовательную траекторию. После выбора программы на ее оплату направляется часть средств сертификата, далее ребенок использует остаток для выбора другой программы. Оплата за счет средств родителя предполагается только, если остаток на сертификате меньше стоимости программы и только в объеме разницы стоимости;

Для выбора программ формируется и ведется реестр-навигатор по программам, в который допускаются не только программы муниципальных учреждений, но и негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей, которые обеспечивают соблюдение требований законодательства к образовательной деятельности.

Чтобы семьи смогли выбрать и получить за бюджетный счет самую, с их точки зрения, полезную и интересную программу для своих детей, в Российских регионах в 2016 году был запущен пилотный проект по персонифицированному финансированию дополнительного образования [6].

Данные финансовые механизмы в системе дополнительного образования создаются для решения нескольких задач. Они должны ориентироваться на результаты, привлечь разнообразных поставщиков образовательных услуг и поддерживать баланс интересов. С одной стороны, поддержать реализацию важных для государства программ технической и научно-исследовательской направленности (которые требуют современного оборудования и зачастую дороги для семей); с другой - обеспечить семьям доступность самых разнообразных программ дополнительного образования, в том числе тех, которые традиционно выбирают родители: спорт, искусство, иностранные языки.

В 2016 и 2017 годах был проведен конкурс субъектов Российской Федерации для отбора пилотных проектов. По его результатам проект разворачивается в девяти регионах: республиках Саха (Якутия) и Бурятия, в Республике Татарстан, в Ханты-Мансийском автономном округе, в Вологодской, Тульской, Астраханской, Тюменской областях и в Пермском крае [7].

В связи с тем, что работа в направлении практического внедрения персонифицированной системы финансирования началась относительно недавно, частные сравнительные исследования по промежуточным результатам внедрения на муниципальном уровне практически отсутствуют. В связи с этим целью данной работы является выявление основных тенденций во

внедрении системы сертификатов в некоторых муниципалитетах Ханты-Мансийского автономного округа -Югра с приведением примеров по другим регионам.

По данным сайта Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016 году апробация персонифицированной системы финансирования дополнительного образования детей была проведена в городе Сургуте. В основном данная работа была нацелена на выстраивание правовой и организационной системы управления проектом в рамках системы образования муниципального образования [7].

Так, в рамках подготовительного этапа апробации персонифицированной системы финансирования дополнительного образования детей г.Сургута были проведены следующие мероприятия:

1. Определение перечня направленностей дополнительного образования, оплачиваемых за счет средств сертификата дополнительного образования - техническая, естественнонаучная, социально-педагогическая, художественная;

2. Определение поставщиков образовательных услуг из числа муниципальных и негосударственных организаций (МБОУ ДО «Станция юных техников», МБОУ ДО станция юных натуралистов, МБОУ ДО «Центр детского творчества», МБОУ ЦНТТ ДО «Информатика+», МБОУ ДО «Центр индивидуального развития», АНО «Центр тренинга и консультирования «Веста», ЧУ ДПО Центр гуманитарного образования «Лингва»);

3. Определение уполномоченных организаций:

• МКУ «ИМЦ» - в части включения детей в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования, ведения реестра выданных сертификатов дополнительного образования, принятия решений об актуальности сертификатов дополнительного образования.

• МАОУ ДО «Центр плавания «Дельфин» - в части осуществления платежей по возмещению затрат поставщиков образовательных услуг, включенных в реестр поставщиков услуг дополнительного образования, по договорам об обучении, заключенным между родителями (законными представителями) детей и поставщиками образовательных услуг, включенными в реестр поставщиков услуг дополнительного образования, при заключении которых использовались сертификаты дополнительного образования, обеспеченные средствами персонифицированного финансирования дополнительного образования.

4. Определение категорий получателей образовательных услуг по сертификату дополнительного образования:

• дети без ограниченных возможностей здоровья от 5 до 8 лет;

• дети с ограниченными возможностями здоровья от 5 до 10 лет.

Донских С. С.

Были внесены соответствующие изменения в муниципальную программу «Развитие образования на 20142030 годы в городе Сургуте» в части мероприятий по персонифицированному финансированию дополнительного образования детей в 2016 году, а также разработано и утверждено распоряжение Администрации города от 15 сентября 2016 г. № 1723 «Об апробации системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в муниципальном образовании городской округ город Сургут» [8, п. 2].

Утверждены Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Кроме того, подписано Соглашение о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из бюджета ХМАО - Югры бюджетам муниципальных образований ХМАО - Югры на реализации мероприятий по апробации системы персонифицированного финансирования в ХМАО - Югре в 2016 году.

Указанные документы позволили апробировать финансовый механизм персонифицированного финансирования с выдачей детям сертификатов, в том числе детям с особыми потребностями, обеспечить доступ к бюджетному финансированию негосударственных поставщиков образовательных услуг.

Организационный этап апробации персонифицированной системы финансирования дополнительного образования детей включал в себя:

• контроль заключения договоров об обучении между поставщиками образовательных услуг и родителями (законными представителями) детей в установленном порядке;

• контроль заключения соглашений о предоставлении субсидии на иные цели на возмещение затрат поставщиков образовательных услуг по договорам, при заключении которых использовались сертификаты дополнительного образования, обеспеченные средствами персонифицированного финансирования дополнительного образования, муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования «Центр плавания «Дельфин» на 2016 год;

• организация участия в курсах повышения квалификации, а также серии семинаров для участников апробации.

Далее, распоряжении Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пункте 4 значится: «Рекомендовать органам местного самоуправления городских округов, муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принять участие в апробации системы персонифицированного финансирования в 2016 году.»[9, п. 4]. В связи с этим с 1 сентября 2017 года на базе центра «Прометей» была введена система сертификатов дополнительного образования, доступная вне зависимости от места

жительства ребенка и социально-экономического статуса семьи. В рамках данной системы в приоритете находятся потребности ребенка в развитии над сохранением статуса кво в системе дополнительного образования.

С 1-го сентября 2017 года были выданы 700 сертификатов, в т.ч. 10 сертификатов, выделенных для детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья). Так же определен номинал сертификата, который эквивалентен 12662 рублей для детей с ОВЗ и чуть меньше для детей, которые относятся к общей группе на период 4 месяца (с сентября по декабрь) [10].

В настоящий момент система сертификатов проходит тестовый период, который продлится до конца года. Сертификат номиналом в среднем 12 тысяч рублей дает право ребенку от 5 до 18 лет выбрать один или даже несколько кружков, что зависит от стоимости программы. Такая система позволяет компенсировать часть стоимости секций, а в случае недостаточности средств - доплатить недостающую сумму.

Так же с 1-го сентября заработала окружная система (сайт), использую которую можно выбрать предполагаемую программу, определить ее стоимость и остаток средств на предоставленном сертификате, а так же приобрести саму программу. Специалисты «Прометея» оказывают помощь в оформлении необходимых документов, в получении логина и пароля для регистрации [11].

По сертификатным заявкам в детско-юношеском центре лидируют робототехника, английский язык, танцы и шахматы. Всего по сертификатам работают 38 программ, что предоставляет достаточно большой выбор.

С 1-го октября по сертификатам начнут работать частные-образовательные учреждения, а в январе к системе присоединится детская школа искусств, но только по общеразвивающим программам.

Образовательное учреждение, реализующее муниципальную услугу «Реализация дополнительных обще-развивающих программ» по показателю «качество оказания муниципальных услуг» установлено:

• доля детей, осваивающих дополнительные обще-развивающие программы составила 100 процентов;

• доля детей, ставших победителями и призерами всероссийских и международных мероприятий составила 100 процентов от установленного планового значения;

• в учреждении отсутствуют нарушения, выявленные в результате проверок органами исполнительной власти Ханты-мансийского автономного округа - Югры, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере образования;

• отсутствуют обоснованные жалобы потребителей на качество оказания муниципальной услуги.

Донских С. С.

• По показателю «объем муниципальной услуги» установлено:

• фактический объем муниципальной услуги составляет 224 человеко-часов, что составляет 100 процентов от установленного планового значения [12].

К слову сказать, бесплатные услуги по дополнительному образованию в Югорске были и будут согласно муниципальному заданию. Однако в этом случае именно муниципалитету предстоит решать наполнение программ, которые останутся на бюджетном финансировании, а родителям предоставляется выбор между платными и бесплатными кружками, дополнительным образованием по сертификату или все перечисленное вместе. Соответственно, благодаря данной системе муниципалитет сможет регулировать муниципальный заказ, формируя базу для будущих выпускников, позволяющую обеспечить местный рынок труда наиболее квалифицированными и востребованными кадрами, тем самым развивая человеческий потенциал территории. Кроме того, организация работы по функционированию и развитию сети образовательных учреждений дополнительного образования детей продолжает опираться на следующие критерии достижения целей: количествово детей, посещающих учреждения ДОД; сохранность контингента; доля детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию [13].

Если говорить в целом об опыте внедрения сертификата дополнительного образования в 2016-2017 гг., то он получил положительную оценку граждан, продемонстрировав значительный интерес негосударственных поставщиков услуг, родителей в развитии персонифицированного финансирования данной сферы.

Итак, в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре довольно успешно начала свое функционирование система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, что было показано на примере города Сургута, на основе которого был запущен пилотный проект, и города Югорска, как не столь крупного муниципалитета. В рассматриваемых объектах представлен единый подход к оформлению права семей на выбор услуги дополнительного образования (единая информационная автоматизированная система персонифицированного учета).

Далее, номинальная стоимость сертификатов идентична, т.к. выбран подход денежного выражения сертификата. Так в Астраханской области принято решение воплотить сертификат в количественном эквиваленте программ: два кружка или две общеразвивающие программы дополнительного образования.

Кроме того, в Сургуте и в Югорске в реестре представлены все шесть направленностей дополнительного образования и все программы, реализуемые учреждениями дополнительного образования, не ограничиваясь технической направленностью образования.

По внедрению проекта была успешно пройдена контрольная точка. На текущий момент новая система финансирования дополнительного образования детей запущена в 17 муниципальных образованиях автономного округа, выдано более 20 тысяч сертификатов.

Тем не менее, в ходе апробации возник ряд вопросов, требующих дальнейшего уточнения и, соответственно, решения.

Так, программа не учитывает необходимость развития разносторонних интересов ребенка, побуждая родителей делать выбор в пользу дополнительных занятий, которые будут полезны для будущего получения высшего образования (особенно актуальна данная проблема для многодетных и малоимущих семей, имеющих ограниченные возможности для финансирования дополнительного образования своих детей); программа не предусматривает изменение профиля дополнительного образования в течение года (смена может произойти только в последующий учебный год); программа позволяет присваивать выделяемые средства без оказания услуг; нехватка сертификатов для всех желающих.

Аналитики выделяют следующие проблемные вопросы реализации проекта:

• традиционная система финансирования дополнительного образования из средств бюджета включает только государственные (муниципальные) учреждения - финансируются услуги, определенные учредителем в задании (но по факту чаще всего, предложенные самим учреждением), следовательно набор и качество этих услуг может не совпадать с ожиданиями семей и интересами детей;

• ситуация выбора учащимися видов образовательных услуг увеличивает нагрузку на работу поставщиков услуги. Педагогам и руководителям приходится вносить коррективы в планы занятий, исходя из спроса на те или иные секции, иначе распределить нагрузку;

• финансирование из бюджета по-прежнему распределяется по учреждениям, в связи с этим в настоящее время трудно напрямую направить бюджетные деньги муниципалитета индивидуальным и негосударственным предпринимателям, реализующим программы дополнительного образования. По закону бюджетные средства могут идти только учреждениям подведомственной сети. Закон допускает возможность перечисления бюджетных средств НКО, но - только через организацию-оператора;

• занятия детей не должны ограничиваться программами дополнительного образования на территории того муниципалитета, где живут дети, важно, чтобы семьям была предоставлена возможность выбора. Мобильность детей можно обеспечить на основе межмуниципальных соглашений, используя возможности 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Донских С. С.

• выявлено отсутствие некоторых участников эксперимента по персонифицированному финансированию в реестре популярных программы дополнительного образования, на которые существует конкурс и за которые родители готовы платить деньги. Вместе с тем, в реестре оказывались программы, которые мало востребованы семьями. Иногда в муниципалитетах ограничивались только программами технической направленности или связанными с робототехникой, хотя в реестре должны быть представлены все шесть направленностей дополнительного образования и все программы, реализуемые учреждениями дополнительного образования, негосударственными и некоммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями в регионе;

Апробация пилотного проекта по введению персонифицированного финансирования в систему дополнительного образования детей продолжается. Вероятно, при поиске и обосновании экономических механизмов государственного финансирования образования, необходимо внедрение такого варианта, при котором для всех слоев населения, его социальных и территориальных

групп будет обеспечиваться действительно равный доступ в систему образования при ведущей роли государства в финансовом обеспечении образования.

Одним из возможных вариантов решения возникших при внедрении пилотных проектов вопросов, станет реализация приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденного в 2016 году. В рамках данного проекта предусмотрено создание во всех субъектах российского образования модельных центров дополнительного образования детей, центров по работе с одаренными детьми, навигатора программ дополнительного образования детей.

Таким образом, персонифицированные сертификаты на дополнительные образовательные услуги позволят расширить возможности для получения детьми в возрасте от 5 до 18 лет услуг дополнительного образования, обеспечить равный доступ к бюджетным средствам государственным, муниципальным и негосударственным организациям, предоставляющим услуги дополнительного образования.

Литература:

1. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей: распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Ишина И. В. Модели финансирования образования // Экономика образования. 2003. № 4. С. 7-23.

4. Рождение персонального образования: от Концепции развития дополнительного образования детей - к воплощению в жизнь / под ред. И. В. Абанкиной, С. Г. Косарец-кого, И. Н. Поповой / Федеральный институт развития образования. М., 2015. 129 с.

5. Залозная Г. М., Пальниченко С. А. Совершенствование механизма финансирования детского дополнительно внешкольного образования в условиях реформирования бюджетных учреждений // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. Оренбург. 2012. № 3. С. 182-185.

6. Сертификат на дополнительное образование: первый опыт. [Электронный ресурс]. URL: http://rcdop.edu.ru/ index.php/our-job/rmc/persomfitsirovannoe-finansirovame-dopolnitelnogo-obrazovamya-detej/1054-statya-sertifikat-na-dopolnitelnoe-obrazovanie-pervyj-opyt (дата обращения 28.01.2017)

7. Единый национальный портал дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. URL: http://dop.edu. ra/article/3827/10-detei-yugry-vospolzovaHs-sertifikatami-na-dopolnitelnoe-obrazovanie (дата обращения 27.01.2018)

References:

1. On measures to implement the state policy in the field of education and science: Presidential Decree of 7 May 2012 № 599. Access from the ref.-legal system "ConsultantPlus».

2. On the approval of the Concept for the Development of Additional Education for Children: the RF Government Decree of 4 September 2014 № 1726-d. Access from the ref. - legal system "ConsultantPlus».

3. Ishina I. V. Models of financing of education // Economics of education. 2003. № 4. P. 7-23.

4. The birth of personal education: from the Concept of the development of additional education for children - to be implemented / ed. I. V. Abankina, S. G. Kosaretsky, I. N. Pop-ova / Federal Institute for Educational Development. M., 2015. 129 p.

5. Zaloznaya G. M., Palnichenko S. A. Perfection of the mechanism of financing of children's extra-school education in the conditions of reforming budget institutions // Proceedings of the Orenburg State Agrarian University. Orenburg. 2012. № 3. P. 182-185.

6. Certificate for additional education: first experience. [e-resource]. URL: http://rcdop.edu.ru/index.php/our-job/ rmc/personifitsirovannoe-finansirovanie-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej/1054-statya-sertifikat-na-dopolnitelnoe-obrazovanie-pervyj-opyt (date of reference 28.01.2017)

7. A single national portal for additional education for children. [e-resource]. URL: http://dop.edu.ru/article/3827/10-detei-yugry-vospolzovalis-sertifikatami-na-dopolnitelnoe-obra-zovanie (date of reference 28.01.2017)

Донских С. С.

Литература:

8. Об апробации системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в муниципальном образовании городской округ город Сургут: распоряжение администрации города Сургута от 15 сентября 2016 г. № 1723. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

9. О проведении апробации системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре: распоряжение правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 июня 2016 г. № 353-рп. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Сведения о функционировании системы общего образования в городе Югорске. Официальный сайт администрации города Югорска. [Электронный ресурс]. URL: http://adm.ugorsk.ru/regulatory/opendata/otkrytye-dannye-dlya-adminov.php?ELEMENT_ID=45516 (дата обращения 15.02.2018)

11. Информация о приеме учащихся в образовательную организацию. Официальный сайт муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр Прометей». [Электронный ресурс]. URL: http://86prometey.edusite.ru/p107aa1.html (дата обращения 16.02.2018)

12. Результаты оценки эффективности и результативности выполнения муниципальных заданий за 2017 год на оказание муниципальных услуг: Приложение 1 к приказу начальника правления образования от 29 января 2018 г. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://adm. ugorsk.ru/regulatory/D0CPA/4630/64967/ (дата обращения 11.03.2018)

13. План работы Управления образования администрации города Югорска на I квартал 2018 года. Официальный сайт администрации города Югорска. [Электронный ресурс]. URL: http://adm.ugorsk.ru/regulatory/ plan/4575/63217/ (дата обращения 11.03.2018)

References:

8. Approbation of the system of personified financing of additional education for children in the municipal entity city of the city of Surgut: the order of the administration of the city of Surgut of 15 September 2016 № 1723. Access from the ref.-legal system "ConsultantPlus».

9. About approbation of the system of personified financing of the additional education of children in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra: the order of the government of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra of 24 June 2016 № 353-og. Access from the ref. - legal system "ConsultantPlus».

10. Information on the functioning of the general education system in the city of Yugorsk. Official site of the administration of the city of Yugorsk. [e-resource]. URL: http://adm.ugorsk. ru/regulatory/opendata/otkrytye-dannye-dlya-adminov. php?ELEMENT_ID=45516 (date of reference 28.01.2017)

11. Information on admission of students to the educational organization. The official site of the municipal budgetary institution of additional education "Children and Youth Center Prometey». [e-resource]. URL: http://86prometey.edusite.ru/ p107aa1.html (date of reference 16.02.2018)

12. Results of the assessment of the effectiveness and effectiveness of municipal tasks for 2017 for the provision of municipal services: Appendix 1 to the order of the head of the board of education of 29 January 2018 № 4. [e-resource]. URL: http://adm.ugorsk.ru/regulatory/D0CPA/4630/64967/ (date of reference 28.01.2017)

13. Work plan of the Department of Education Administration of the city of Yugorsk for the I quarter of 2018. Official site of the administration of the city of Yugorsk. [e-resource]. URL: http://adm.ugorsk.ru/regulatory/plan/4575/63217/ (date of reference 11.03.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.