Научная статья на тему 'Развитие государственно-общественного управления в контексте модернизации системы образования города Сургута'

Развитие государственно-общественного управления в контексте модернизации системы образования города Сургута Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ / ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ШКОЛЬНЫЙ СОВЕТ / ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ / УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ / OBJECTIVE-PROGRAMMING (STRATEGIC) PLANNING / QUALITY OF ESTIMATION / MODERNIZATION OF MUNICIPAL SYSTEM OF EDUCATION / DEMOCRATIC APPROACH AND EFFECTIVE FUNCTIONING OF EDUCATION SYSTEM MANAGEMENT / PUBLIC AUTHORITIES / STATE-PUBLIC MANAGEMENT / SCHOOL BOARD / BODIES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT / GOVERNING BOARD / MUNICIPAL BOARD OF EDUCATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стрельцова Надежда Яковлевна

В статье на основе ключевых понятий представлены основные направления модернизации управления муниципальной системой образования города Сургута. В качестве системообразующего механизма выступает государственно-общественное управление как новый ресурс повышения качества управлением образовательным процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стрельцова Надежда Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE-PUBLIC MANAGEMENT DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF MODERNIZATION OF EDUCATION SYSTEM IN SURGUT

The strategic objectives of the Modernization of State-Public Municipal Education System Management in Surgut are highlighted in the given article. The backbone of the article is the State-Public Management Development as a new resource in increasing the quality estimation of Education.

Текст научной работы на тему «Развитие государственно-общественного управления в контексте модернизации системы образования города Сургута»

УДК 37.014.5 ББК 74.04 (2)

Стрельцова Надежда Яковлевна

кандидат педагогических наук, доцент г. Сургут Streltsova Nadezhda Yakovlevna Candidate of Pedagogics,

Associate Professor Surgut

Развитие государственно-общественного управления в контексте модернизации системы образования города Сургута State-Public Management Development in the Context of Modernization of Education System in Surgut

В статье на основе ключевых понятий представлены основные направления модернизации управления муниципальной системой образования города Сургута. В качестве системообразующего механизма выступает государственнообщественное управление как новый ресурс повышения качества управлением образовательным процессом.

The strategic objectives of the Modernization of State-Public Municipal Education System Management in Surgut are highlighted in the given article. The backbone of the article is the State-Public Management Development as a new resource in increasing the quality estimation of Education.

Ключевые слова: модернизация муниципальной системы образования, стратегическое планирование, качество образования, демократический характер управления системой образования, органы самоуправления, государственнообщественное управление, школьный совет, попечительский совет, управляющий совет, муниципальный совет по развитию образования.

Key words: Modernization of Municipal System of Education, objective-programming (strategic) planning; quality of estimation, democratic approach and effective functioning of Education System Management, Public Authorities, State-Public Management, School Board, Bodies of local self-government, Governing Board, Municipal Board of Education Development.

Стратегическая цель государственной политики в области образования -повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

В муниципальной системе образования города Сургута ее реализация осуществляется за счет решения целого ряда приоритетных задач.

1. Осуществляется модернизация управления муниципальной системой образования, представляющая собой комплекс взаимосвязанных нововведений, реализуемых в муниципальной системе образования: - внедряется муниципальная система оценки качества образования; программно-целевое (стратегическое) планирование; - бюджетирование, ориентированное на результат (ведомственные программы, стандарты качества предоставляемых услуг); комплексный мониторинг состояния и развития муниципальной системы образования; новая система оплаты труда педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, учитывающих качество и результативность их деятельности; стимулирование за достижение высоких результатов деятельности.

В рамках модернизации управления муниципальной системой образования в образовательных учреждениях внедряются: интегрированный комплекс «КМ-школа», информационная система управления образовательным процессом «АРМ директор»; созданы сайты образовательных учреждений.

2. Создается сеть опорных инновационных образовательных учреждений (47 - муниципальных, 4 - окружных, 3 - федеральных), инновационным проектам и программам образовательных учреждений оказывается всесторонняя поддержка.

3. Разрабатываются механизмы оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей. Повышается объективность оценки качества образования за счет развития оценочных процедур на основе сочетания внутренней и внешней экспертизы.

4. Обеспечивается инновационный характер базового образования.

Развивается вариативность образовательных услуг (обучение организовано в очной, очно-заочной, индивидуальной формах, в форме экстерната, семейного и дистанционного обучения, а также на основе индивидуальных учебных планов, растет востребованность в услугах дополнительного образования, увеличивается количество образовательных учреждений, оказывающих услуги дополнительного образования, в том числе платные). Формируется образовательная среда, обеспечивающая доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивающая их социализацию, реализуется проект «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» («Школа для всех и для каждого»).

5. Продолжается оптимизация и реструктуризация сети муниципальных образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития.

6. Обновляются механизмы финансирования образовательных учреждений. Осуществлен переход к нормативно-подушевому финансированию системы образования.

7. Расширяется участие общественности в делах школы, развивается государственно-общественный характер управления образованием.

На сегодняшний день важнейшую роль в процессе модернизации муниципальной системы образования играют органы самоуправления, реализующие государственно-общественный характер управления.

Актуальность развития государственно-общественного управления в сфере образования города Сургута обусловлена необходимостью:

- изменения целевых установок на перемены, мотивации на инновационную трансформацию системы управления в сфере образования;

- поддержания конкурентоспособности муниципальной системы образования в регионе;

- обеспечения соответствия качества образования общественным потребностям;

- обеспечения более полной открытости и прозрачности системы образования, деятельности муниципальных образовательных учреждений;

- возрастающей значимостью участия общественности в управлении образовательными учреждениями;

- притока новых ресурсов, инвестиционной привлекательности образования.

Стратегия развития государственно-общественного управления в муниципальной системе образования г. Сургута основана на нормативно-правовой базе федерального и регионального уровней с учетом тенденций развития и практики использования различных форм ГОУ в муниципальной системе образования, опыта регионов-участников и закреплена в «Основных направлениях развития муниципальной системы образования на 2007-2010 гг.» [5].

В статье 2 Федерального закона РФ «Об образовании» провозглашен один из принципов государственной политики в области образования - демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений [1].

Но в то же время приходится констатировать, что эти законодательные нормы до сих пор носят в ряде образовательных учреждений декларативный характер, и управление строится в традиционном командно-административном подходе, за исключением очень небольшого числа образовательных учреждений, где элементы общественного участия инициативно введены в систему управления.

Жизнедеятельность учреждения на уровне управленческих решений в 99% школ определялась директором либо учредителем и вышестоящими уровнями государственного управления.

Причины такого положения дел вполне объяснимы:

- низкая управленческая культура и инновационная пассивность отдельных руководителей образования, в том числе и по вопросам демократизации внутришкольного управления;

- отсутствие на местах научно обоснованных рекомендаций по данной проблеме, а также средств на развитие современных управленческих технологий;

- отсутствие на протяжении долгого времени или некачественное стратегическое планирование (программ развития, проектов, концепций), представляющее систему мер для создания и поддержания конкурентных преимуществ в городе, регионе;

- нежелание администрации школ делиться своими полномочиями с общественностью и т. д.

Однако в условиях динамичного и быстрого становления рыночной экономики, правового государства, гражданского сознания и общественной активности в самых разных сферах жизни реализация приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на основе стратегического партнёрства государства, общества и бизнеса становится фактором качественного изменения сферы образования (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.) [4].

Закон Ханты-Мансийского АО - Югры «О государственно-общественном управлении в сфере общего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» обеспечил правовую основу развития государственно-общественного управления в системе образования ХМАО - Югры и эффективную реализацию на территории округа одного из ключевых принципов государственной политики Российской Федерации в области образования - принципа демократического, государственно-общественного характера управления образованием [6].

Введение Закона направлено на усиление общественного участия в образовании и управлении им, рост влияния общества на качество образования и его доступность для всех слоев населения, повышение эффективности деятельности сферы общего образования, ее открытости для населения автономного округа.

Реализация Закона предусматривает формирование нормативной базы и инструктивно-методических документов, регламентирующих процесс введения и деятельность новых органов государственно-общественного управления. Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 10.08.2007 № 204-п создан государственно-общественный совет по общему образованию

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утверждены Положение о государственно-общественном совете по общему образованию и Региональная Программа внедрения государственно-общественного управления в общем образовании на 2008-2009 гг. Цель программы - полномасштабное и эффективное функционирование государственно-общественного управления на всех уровнях системы образования округа, превращение его норм и практик в устойчивую традицию, черту уклада жизни системы образования [2].

Реализация принципа демократического, государственно-общественного характера управления образованием на муниципальном уровне до 2008 года в Сургуте обеспечивалась деятельностью коллегиальных органов, в составе которых участники образовательного процесса, руководители образовательных учреждений различной ведомственной принадлежности и форм собственности, представители общественных организаций, предприятий и организаций города: Совет директоров (1990 г.), Коллегия департамента образования (1997 г.), Общегородское родительское собрание (2005 г.).

Основные принципы реализации государственно-общественного управления в сфере образования города согласуются с принципами, сформулированными в окружном законодательстве:

1) законность, реализация и защита прав участников образовательного процесса;

2) приоритетность для систем управления образованием качества образования и качества жизни обучающихся;

3) добровольность участия и самодеятельность общественности в государственно-общественном управлении;

4) преемственность всех уровней управления: регионального, муниципального и уровня образовательного учреждения;

5) сохранение разумного баланса государственной и общественной составляющих в системе государственно-общественного управления, их обязанностей, прав, полномочий и ответственности на всех уровнях управления в сфере образования.

Механизмы реализации муниципальной и региональной стратегии по расширению общественного участия в управлении образованием определены на коллегии департамента образования «О развитии форм государственнообщественного управления в образовательных учреждениях города» в 2008 г.

- внедрение новых форм государственно-общественного управления в образовательных учреждениях,

- предоставление публичной отчетности образовательными учреждениями широкой общественности,

- расширение общественного наблюдения при проведении оценочных процедур.

В течение 2007-2008 гг. департаментом образования и образовательными учреждениями города разработаны и приняты следующие нормативные правовые документы:

- Положение о муниципальном совете по развитию образования.

- Примерная структура публичного доклада образовательного учреждения для предоставления общественности.

- Положение об управляющем совете образовательного учреждения.

- Положение о попечительском совете образовательного учреждения.

Основной формой государственно-общественного управления, действующий в тридцати четырех образовательных учреждениях города, является совет школы1.

Результатом реализации обсуждаемого Закона в городе является создание управляющих и попечительских советов образовательных учреждений:

• попечительские советы2 созданы в 7 образовательных учреждениях;

• управляющие советы3 - в 6 образовательных учреждениях.

1 «Школьный совет», «совет образовательного учреждения» и т. п. - внутренний орган самоуправления учреждения, компетенция которого определяется уставом учреждения.

2 Попечительский совет - «внешнее» по отношению к школе, самостоятельное юридическое лицо, создающееся обычно в виде некоммерческой организации - АНК, фонд, некоммерческое партнёрство и др.

3 Управляющий совет - коллегиальный орган государственно-общественного управления, решающий задачи стратегического управления учреждением.

Полномочия управляющих советов включают такие существенные функции, как утверждение программы развития, утверждение по представлению директора школы бюджетной заявки, сметы бюджетного финансирования и сметы расходования средств, полученных школой от уставной, приносящей доход деятельности и из иных внебюджетных источников, утверждение отчета директора школы по итогам финансового и учебного года и представление его учредителю, выделение представителей из числа членов управляющего совета в состав экспертных комиссий по лицензированию и аккредитации школы.

В ряде образовательных учреждений одновременно действует несколько органов самоуправления.

Публичная отчетность в сфере образования города представляется как форма регулярного информирования общественности о состоянии дел и результатах функционирования и развития сферы образования и образовательных учреждений в виде подготовки и распространения особого документа - публичного доклада. Публичные доклады представляются в СМИ, размещаются на сайтах Администрации города и образовательных учреждений. Департамент образования представляет открытый доклад с 2005 года, образовательные учреждения - с 2006 года.

В 2008 году сформирован новый орган - Муниципальный Совет по развитию образования.

В организационную структуру государственно-общественного управления образованием в городе включены представители органов местного самоуправления; управления образовательными учреждениями; общественного управления и самоуправления различных уровней.

Государственно-общественное управление образованием обусловлено единством основных направлений:

- демократизация деятельности органов государственной власти и управления образованием;

- развитие самоуправляющихся ассоциаций участников образовательной деятельности (профессиональных ассоциаций педагогов, органов ученического и родительского самоуправления всех уровней);

- организация общественных органов управления образованием, в которых представлены все слои населения.

Создание нового органа государственно-общественного управления обеспечит:

- открытый характер управления системой образования;

- более широкое вовлечение общественности в формирование и реализацию образовательной политики города;

- регулирование отношений, возникающих между органами представительной и исполнительной власти в части их полномочий по реализации государственной политики и обеспечения государственных гарантий в области образования, образовательными учреждениями и обществом - участниками образовательного процесса (представителями педагогической, родительской, ученической общественности), представителями населения по вопросам создания условий для организации образовательного процесса и перевода системы образования в новое качественное состояние.

Департамент образования стимулирует развитие в городе институтов гражданского общества, создавая условия для:

- развития опорных муниципальных площадок по апробации новых форм государственно-общественного управления;

- диссеминации опыта образовательных учреждений (проведение круглых столов, участие в выставках, отчеты опорных площадок);

- участия в конкурсах инновационных программ и проектов, представляемых образовательными учреждениями на получение грантов Губернатора в номинации «Самоуправление и государственно-общественное управление в образовательном учреждении» (МОУ ДОД «Центр детского творчества», МОУ СОШ № 6).

Реализация Закона получила ресурсную поддержку в городе в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В муниципальную программу «Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в г. Сургуте на 2006-2007 гг. и на 2008-2010 гг.» включена Подпрограмма «Реализация

федерального комплексного проекта модернизации образования», предусматривающая мероприятия по созданию и внедрению государственно-общественного управления в муниципальных образовательных учреждениях. Организованы муниципальные конкурсы «Социально-активная школа», «Я-Сургут-Югра-Россия» с целью оказания финансовой поддержки проектов и программ [7].

Для исследования состояния, проблем и перспектив внедрения моделей государственно-общественного управления в общеобразовательных учреждениях города было проведено анкетирование. Результаты социологического опроса показали, что в 80% образовательных учреждений, где уже функционируют новые модели, введение оценивают как положительный факт. Также вхождение в состав управляющих и попечительских советов представителей учащихся отмечен как позитивный факт.

Несомненно, что развитие государственно-общественного управления в сфере образования уже сегодня способствует повышению качества образования, эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств, инвестиционной привлекательности сферы образования, её гибкости в реагировании на потребности общества и рынка труда.

Библиографический список

1. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N. 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).

2. Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 16 октября 2006 № 104-оз «О государственно-общественном управлении в сфере общего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (с изменениями от 28 июня, 13 декабря 2007 г.)

3. Мельникова, Л. С. Государственно-общественное управление образованием в системе повышения квалификации руководителей общеобразовательных учреждений : Дис. канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2004.

- 180 с.

4. Основные направления развития муниципальной системы образования в городе Сургуте на 2007-2010 годы / ред. Стрельцова Н. Я. - Сургут : Изд-во МОУ ДО «Центр развития образования», 2006. - 60 с.

5. Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 10 августа 2007 г. N. 204-п «О создании государственно-общественного совета по общему образованию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».

6. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N. 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.»

7. Решения Думы города Сургута № 296-IV ДГ от 29.11.2007 «О программе по реализации приоритетного национального проекта «Образование» в городе Сургуте на 2008-2010 годы».

Bibliography

1. Federal Law of the Russian Federation N. 3266-1, July 10, 1992 «About Education» (with amendments and additions).

2. Resolution of Khanty-Mansiysk Administration N. 204, August 10, 2007 «About the creation of state and public council on general education in Khanty-Mansy Autonomous Okrug - Ugra».

3. Melnikova, L. S. State and public Education Management in Upgrading Courses for Leaders of Educational Institutions. : PhD diss. : 13.00.01 : Moscow. 2004. - 180.

4. State Duma’s Resolution N. 1756, December 29, 2001 «About the conception of modernization of Russian system of Education till 2010».

5. The main strategies of the Development of Municipal System of Education in Surgut in 2007-2010 / N. Streltova. - Surgut : MEC EE «Center of Education Development», 2006. - 60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Law of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra. № 104, October 16, 2006, «About state and public Management in the sphere of General Education of Khanty-Mansy Autonomous Okrug - Ugra» (with amendments on June 28, December 13, 2007).

7. Surgut Duma’s Resolution № 296-IV, 29.11.2007 «About Program of Priority National Project «Education» Implementation in Surgut in 2008-2010».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.