Научная статья на тему 'Внедрение мероприятии по зоотерапии в процесс комплексной реабилитации детей с ОВЗ в ГБУСО "Ставропольский РЦ"'

Внедрение мероприятии по зоотерапии в процесс комплексной реабилитации детей с ОВЗ в ГБУСО "Ставропольский РЦ" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
228
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение мероприятии по зоотерапии в процесс комплексной реабилитации детей с ОВЗ в ГБУСО "Ставропольский РЦ"»

магнитотерапии и импульснои магнитотерапии головного мозга, дистанционную ударно-волновую терапию, МЭШ-небулайзерную ингаляционную терапию и другие инновационные методы. К числу инновационных технологий последнего десятилетия следует отнести разработку аппаратуры для воздушной криотерапии, аппараты с биоуправлением (биоуправляемая транскраниальная электростимуляция и фоно-педическая электростимуляция). Среди ведущих тенденций технологического развития физиотерапевтической аппаратуры следует отметить повышение ее мобильности, использование современной элементной базы и сенсорных панелей управления, уменьшение габаритных размеров. Аппараты с биологической обратной связью. Биологическая обратная связь (англ. biofeedback) — технология, включающая в себя комплекс лечебных процедур, в ходе которых осуществляется воздействие на пациента посредством внешней цепи обратной связи, организованной преимущественно с помощью микропроцессорной или компьютерной техники с закономерным изменением параметров лечебных физических факторов в зависимости от состоянии и изменении тех или иных характеристик собственных тканей пациента. По современным представлениям, регуляторные изменения в деятельности вегетативной нервной системы, обусловленные сильным и/или хроническим стрессом, представляют собой один из важнейших компонентов патогенеза. Робототизированная физиотерапия. Включает использование для выполнения восстановительных технологий роботов. Сегодня в физиотерапии имеются успешные попытки применения основные компоненты интеллектуальных роботов — от сенсорных систем до систем при-

водов. Тенденциями развития интеллектуальной робототехники в физиотерапии являются миниатюризация, бионическая робототехника, групповое управление. Среди успешно апробированных направлений следует отметить роботы-массажеры, роботы тренажеры и многофункциональные механокинетические системы. На рубеже первого десятилетия ХХ1 века идеи инновационных технологий стали определяющими для политиков, корпораций, населения. Их появление знаменует собой начало новой эры в развитии физиотерапии, расширяет пределы возможностей врачей-физиотерапевтов, поднимают их возможности на новый уровень. Сочетая в себе принципиально новые концепции и оригинальную методологию с беспрецедентным количеством внедряемых революционных технологий, инновационные технологии в полной мере воплощают в себе будущее развитие физиотерапии и курортологии. Анализ научных достижений свидетельствует о том, что основными направлениями развития инновационных технологий в здравницах Северо-Запада являются: - использование сочетаний природных и искусственных лечебных физических факторов в едином технологическом процессе; -развитие оздоровительных технологий населения; -разработки адекватной нормативно-правовой базы и экономической моделей антикризисного функционирования санаторно-курортных учреждений; - поиск и внедрение научно обоснованных инновационных восстановительных технологий в лечебный процесс здравниц. Реализация инновационных технологий позволит кардинально увеличить эффективность санаторно-курортной помощи и существенно улучшить качество жизни пациентов.

ВНЕДРЕНИЕ МЕРОПРИЯТИИ ПО ЗООТЕРАПИИ В ПРОЦЕСС КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ

С ОВЗ В ГБУСО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ РЦ»

Тютина Е.А., Прядко Н.А.

ГБУСО «Ставропольский РЦ», Ставрополь, Россия

В настоящее время ни один из известных видов хобби не приобрел таких грандиозных масштабов, как увлечение домашними животными, которые приносят огромную радость для своих хозяев. Люди, а, особенно, дети тянутся к взаимодействию с миром природы, что на практике чаще всего сводится к общению с домашними питомцами и животными в целом. Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства как и любимые игрушки. Разнообразные ситуации общения с животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, любознательность, формируют навык взаимодействия с ними. Лечение с участием животных или зоотера-пия является одним из перспективных средств в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ и их семьи ограниченны в возможности общения с людьми и соответственно с животным миром, что сужает их представления об окружающем. Зоотерапия позволяет расширить социальные контакты, обогатить знания, умения, навыки в общении с животными. На базе ГБУСО «Ставропольский РЦ» активно внедряется система зоотерапевтиче-ских мероприятий, включенная в процесс комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями и членов их семей, которая направлена на укрепление и улучшение здоровья, развитие адаптивных коммуникативных навыков, социализацию. Зоотерапия в Центре представлена тремя направлениями: анималотерапия, иппотерапия, канистерапия, которые реализуется через: пешие прогулки на лошади с совершением ритуалов приветствия, прощания, кормления животных; выполнение коррекционно-развивающих упражнений; выполнение рисунков животных, коррекционные занятия по работе с их об-

разами. Кратко охарактеризуем вышеуказанные направления. Анима-лотерапия - вид терапии, использующий символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки, а также настоящие животные, общение с которыми безопасно. С целью выявления уровня готовности ребенка к общению с животным (лошадью и собакой) предварительно специалистами Центра проводятся индивидуальные занятия с элементами анималотерапии. Иппотерапия (лечебная верховая езда) оказывает положительное воздействие на физическое, психическое состояние и эмоциональный фон детей с ОВЗ, а также членов их семей. Ощутимым результатом таких занятий является и то, что дети начинают говорить, выражать свои эмоции. Канистерапия (терапия при помощи собак) предполагает осуществление комплексных занятий, строящихся по схеме: специалист-кинолог-собака-ребенок-родитель. Занятия с участием собаки способствуют развитию двигательной активности, снятию эмоционального и мышечного напряжения, созданию атмосферы взаимодействия собаки и ребенка, развитию когнитивной сферы, расширению круга общения ребенка через взаимодействие с другими взрослыми, сверстниками и собаками, снятию страхов перед собаками. Использование зоотерапии в комплексной реабилитации детей с ОВЗ на базе Центра является эффективным методом реабилитации и активной мотивационной составляющей. Включение комплекса зоотерапевтических мероприятий в реабилитацию детей с ОВЗ является новой социальной услугой в работе Центра, которая осуществляется на основе разработанной программы и направлена на раскрытие компенсаторных возможностей ребенка, социальную адаптацию детей, формирование позитивного отношения к социальной среде родителей, содействие в формировании активной жизненной позиции.

ОЦЕНКА УРОВНЯ СКРЫТОЙ ДЕПРЕССИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

И МЕТОДЫ ЕЕ КОРРЕКЦИИ

Униченко A.B., Паначук А.Ю.

НМЦ «Мединтех», Киев, Украина.

По результатам предварительных опросов нами было установлено, что не менее 60% старшеклассников подвержены депрессивным расстройствам. Поэтому очевидно, что разработка эффективных технологий оценки уровня скрытой депрессии, а также методов профилактики и коррекции психических расстройств и расстройств поведения у старшеклассников является одной из важнейших задач современной психологии, что позволит не только снизить уровень психологической напряженности в старших классах, но и повысить их когнитивные способности. Для оценки уровня скрытой депрессии и эффективности разработанных методов ее коррекции мы провели анонимное исследование (с письменного согласия учеников) уровня скрытой депрессии у 60 добровольцев старших классов г. Киева. Оценка уровня скрытой депрессии выполнялась на основе психометрической шкалы Бека. Показатель уровня депрессии по шкале Бека рассчитывались следующим образом: каждый пункт графы оценивался от 0 до 3 в соответствии с нарастанием тяжести симптома. Суммарный балл, оценивающий уровень депрессии может быть в пределах от 0 до 62. Результаты теста интерпретируются в соответствии с набранными суммарно баллами, на основе ключа: 0-9 — отсутствие депрессивных симптомов; 10-15 — легкая депрессия; 16-19 — умеренная депрессия; 20-29 — выраженная депрессия; 30-62 — тяжёлая депрессия. Практически все школьники, участвующие в эксперименте имели от 10 до 18 баллов. Для разработки эффективной технологии кор-

рекции депрессивных состояний старшеклассников нами были предложено провести курс процедур на основе эндоназального дыхания синглетно-кислородной смесью с одновременным воздействием на крылья носа постоянным магнитным полем по запатентованной методике. Для проведения эндоназального дыхания применялся аппарат для синглетно-кислородной терапии МИТ-С. Время процедуры составляет 9 минут. Процедуры проводились через день, на курс назначается 12 процедур. Цель исследования: разработка технологии оценки уровня и способа коррекции скрытой депрессии у старшеклассников на основе применения магнитного воздействия на крылья носа в сочетании с эндоназальным дыханием синглетно-кислородной смеси (ЭД СКС). Задачи исследования: 1. Оптимизация методов оценки уровня скрытой депрессии у старшеклассников. 2. Разработка технологии и оценка эффективности метода коррекции скрытой депрессии у старшеклассников на основе применения постоянного магнитного поля на крылья носа в сочетании с эндоназальным дыханием синг-летно-кислородной смеси. В рамках пилотного проекта, нами был выполнен анализ заполненных психометрических шкал Бека до и после проведения коррекционных процедур. Для определения наиболее эффективного метода коррекции скрытой депрессии у старшеклассников набиралась группа из 60 добровольцев, которые были разделены случайным образом на 2 группы по 30 школьников: 1 группа (30 школьников) - процедуры проводились «плацебо». Вместо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.