бике позволила сформировать потребностно-мотивационные ориентации студентов, физические качества как необходимый фундамент для профессиональной деятельности будущих специалистов. Разработанная программа по аэробике с блочно-модульной организацией учебного материала, воздействующей избирательно на составляющие структуры профессионально-прикладной физической подготовленности, позволила оптимизировать процесс прикладной физической культуры в вузе художественно-творческой направленности.
Список литературы
1. Богданова Т.В. Совершенствование физической подготовленности студенток технического вуза средствами аэробики // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - № 9(91). - С. 34-38.
2. Кивихарью И.В. Червякова Е.Э. Оптимизация процесса физического воспитания студенток, обучающихся по художественно-творческой направленности // ХХ юбилейные Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф., 20-21 апр. 2016 г. / под ред. проф. В.Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. - Т.Н. - С. 295-299.
3. Коршунова О.С. Поиск инновационных направлений в образовательном пространстве по дисциплине «Физическая культура» в высшей школе // Молодой ученый. - 2015. - № 5. - С. 599-603.
4. Медведева Е.Н. педагогическое мастерство специалиста по физической культуре и современный подход к технологии его формирования: моногр. - Великие Луки, 2007. - 279 с.
5. Фомин В.С., Левин В.С. Физическая нагрузка - как объект физиолого-педагогического нормирования при занятиях физической культурой и спортом // Состояние и тенденции развития физической культуры и спорта в обществе / Тезисы докл. науч. практ. конф. ВГИФК МГАФК. - Воронеж, 1999. - С. 63-64.
В. А. Ложкин, Ю. В. Еремеева, И. В. Крумпель
Верховая езда - средство реабилитации и социальной интеграции инвалидов
«Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» [4].
«Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности ...» [4].
Особое место в системе реабилитации инвалидов занимает «Физическая реабилитация» - «...восстановление (в том числе коррекция и компенсация) нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей... с использованием
средств и методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта...» [5].
В настоящее время психологи, педагоги, тренеры, работающие в специальных медицинских и образовательных учреждениях, видят одной из основных задач - оптимизацию коррекционно-развивающей работы с инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Все чаще для этого применяют методы зоотерапии в комплексе с методами психотерапии, педагогики и фармации.
Зоотерапия - метод лечения с помощью животных (собак, кошек, кроликов, дельфинов, лошадей и пр.) для решения задач психического и физического развития человека. И конечно же, важное место в этом направлении занимает верховая езда, дающая возможность обращаться к лошади в качестве помощника в медицинской реабилитации и коррекции особенностей инвалидов и детей с ОВЗ. При этом данный метод медицинской реабилитации с элементами физической культуры в научной литературе имеет различную интерпретацию: «Иппотерапия», «Лечебная верховая езда», «Оздоровительная и терапевтическая верховая езда», «Развивающая лечебная верховая езда», «Инвалидный конный спорт» [1; 3; 6; 7; 8].
Придерживаясь мнения Евсеева С.П., считаем, что «на самом деле адаптивную физическую культуру нельзя сводить только к лечению и медицинской реабилитации. Она является не только и даже не столько средством лечения или профилактики конкретных болезней, сколько одной из форм, составляющих полноценную жизнь человека в его новом состоянии, образовавшемся в результате травмы или болезни». «Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры, может быть определена так: максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья ...» Компонентами (видами) адаптивной физической культуры являются: адаптивное физическое воспитание, адаптивная физическая реабилитация, адаптивная двигательная рекреация и адаптивный спорт [2].
В целях единения и конкретизации данных определений, используя общепризнанное словосочетание «Физическая культура и спорт», предлагаем рассмотреть «Адаптивную физическую культуру» и «Адаптивный спорт» с позиции верховой езды.
Адаптивная верховая езда (АВЕ) - одна из разновидностей адаптивной физической культуры (АФК), которая использует весьма необычный «спортивный снаряд» - живую лошадь. Различия между АВЕ и другими видами АФК не заключаются только в использовании лошади, они шире и глубже, так как связаны с дополнительными психологическими, физиологическими и эмоциональными воздействиями. АВЕ направлена на максимальную самореализацию человека в
новых условиях, требующих от больного или инвалида значительно большей активности и самостоятельности. Положительное эмоциональное воздействие от общения и взаимосвязи с лошадью и одновременно достаточно жесткие, тренирующие эффекты, связанные с активной мобилизацией физических и волевых усилий, создают уникальную терапевтическую ситуацию. Немаловажным дополнением всего этого являются оздоровительные природные и гигиенические факторы, а также сопутствующая трудотерапия: уход, кормление, уборка.
Адаптивная верховая езда включает в себя: адаптивное физическое воспитание, адаптивную лечебную верховую езду, адаптивную рекреационную верховую езду.
«Физическое воспитание - процесс, направленный на воспитание (гармонически развитой - доп. нами) личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта...» [5]. Поэтому систему реабилитации и социальной интеграции инвалидов и детей с ОВЗ невозможно представить без адаптивного (базового) физического воспитания (АФВ).
Основная задача АФВ состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим возможностям, твердой уверенности в своих силах, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых физических и психических нагрузок, а также знаний, умений и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями [2].
Адаптивная лечебная (реабилитационная) верховая езда (АЛ-ВЕ) - это активная форма медицинской двигательной реабилитации - лечебная физическая культура (ЛФК), направленная в основном на восстановление (компенсирование) нарушенных (утраченных) функций организма.
В различных положениях на лошади пациенту необходимо приспосабливаться к её ритмичным движениям, которые способствуют отработке двигательных навыков, укрепляют мышцы, улучшают кровообращение, расслабляют и снижают мышечный тонус [7].
Выделены факторы воздействия АЛВЕ на организм человека: психогенные и биомеханические, соотношение которых зависит от конкретного случая и решаемой задачи. Так, психогенные факторы -положительные психоэмоциональные воздействия, являются основными при лечении неврозов, детского церебрального паралича (ДЦП), умственной отсталости, раннего детского аутизма, а биомеханические, связанные с активной мобилизацией физических и волевых усилий - при лечении постинфарктных больных, больных с нарушениями осанки, сколиозами, остеохондрозами и другими физическими недостатками [6; 7].
Адаптивная рекреационная (прогулочная) верховая езда (АРВЕ) для инвалидов это активный (двигательный) отдых, получение радости и удовольствия от конных прогулок и организации досуга на природе, в том числе и от трудотерапии.
В процессе АРВЕ, на фоне удовольствия и радости, улучшения настроения и самочувствия, больной неосознанно развивает физические качества, совершенствует двигательные навыки, восстанавливает умственную и физическую работоспособность.
Бывает, инвалиды испытывают усталость от бесконечных терапевтических процедур, у них может возникнуть апатия, чувство «за-леченности», что приводит к отказу от терапии. Достичь сотрудничества с ним гораздо легче, когда пациент контактирует с лошадью. В этом состоит уникальность использования АРВЕ: она дает такую мотивацию, как никакая другая терапия [8].
Таким образом, адаптивная физическая культура - адаптивное физическое воспитание - адаптивная верховая езда: адаптивная лечебная верховая езда; адаптивная рекреационная верховая езда -призваны стать для человека с ограниченными возможностями здоровья первой ступенью на сложном пути самоактуализации и самореализации своих творческих возможностей и достижения выдающихся результатов, «... не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и даже превышающих их. Достаточно вспомнить такие имена, как Тамерлан, Франклин Рузвельт, Алексей Маресьев, Валентин Дикуль, Святослав Федоров, Ольга Скороходова и многие другие...» [2]. Этот список можно дополнить многими именами и наших соотечественников - паралимпийцев, для которых «Адаптивный спорт» стал «смыслом жизни».
Поэтому кратко в заключении - об «Адаптивном спорте» и, в частности, «Адаптивном конном спорте», который необходимо рассматривать отдельно и в соответствии с российским законодательством [5].
«Спорт», как социальное явление, а следовательно, и «Адаптивный спорт» имеет составные части:
• «Адаптивный массовый (конный) спорт» - «Спорт для всех»;
• «Адаптивный детско-юношеский (конный) спорт» - «Этап спортивной подготовки»;
• «Адаптивный (конный) спорт высших достижений».
Список литературы
1. Дремова Г.В. Социальная интеграция и реабилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе иппотерапии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1996.
2. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учеб. / под общ. ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2003. - 448 с.
3. Ионов И.И. Развитие межполушарного взаимодействия на занятиях ип-потерапией: сб. материалов IV межрегион. конф. «Иппотерапия. Инвалидный конный спорт. Опыт и перспективы» 1-2 мая 2011, СПб.
4. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон № 181 -ФЗ от 24 ноября 1995 г.
5. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федер. закон № 329-ФЗ от 4 декабря 2007 г.
6. Роберт Н.С. Эффективная комплексная реабилитация пациентов с ограниченными возможностями на основе лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта. - М., 2005.
7. Соболева И.В., Давлидгильдеев Р.З. Оздоровительная и терапевтическая верховая езда в Южном федеральном университете: сб. материалов IX Международной научно-практической конференции «Иппотерапия. Адаптивный конный спорт. Опыт и перспективы», 2-3 мая 2016, СПб.
8. Спинк Дж. Развивающая лечебная верховая езда. Принципы создания и оценка работы терапевтической команды / пер. с англ. - М.: Московский конноспортивный клуб инвалидов, 2001.
Т. В. Панасюк, Е. Н. Комиссарова
Физическая акмеология и другие биологические дисциплины в системе современного дополнительного физкультурного образования
В последнее десятилетие, в отличие от предыдущих, когда физическая культура взрослого населения страны ограничивалась участием в редких массовых заводских или институтских забегах, кроссах, воскресных футбольных матчах, клубах любителей бега или походах выходного дня, большое распространение получили оздоровительные центры, фитнес-клубы, ставящие своей целью физическое совершенствование лиц зрелого возраста, профессиональная деятельность которых неблагоприятно влияет на их телосложение и здоровье. Одновременно в стране сформировалась социальная прослойка (так называемый «средний класс»), которая не только нуждается в таких занятиях, но и в состоянии их достойно оплачивать. Поэтому возникла большая потребность в кадрах специалистов для работы инструкторами тренажерных залов, тренерами-инструкторами по различным видам аэробики, аквааэробики, силового атлетизма и личными тренерами для индивидуальной работы с клиентом или семьей. В настоящее время подготовка вышеперечисленных специалистов в основном проводится в сфере дополнительного профессионального образования на базе центров повышения квалификации при институтах физической культуры (ИФК). Контингент слушателей таких курсов весьма разнообразен, начиная от выпускников ИФК и различных факультетов педагогических вузов (вплоть до дошкольного воспитания) и кончая лицами с