Научная статья на тему 'Физическая акмеология и другие биологические дисциплины в системе современного дополнительного физкультурного образования'

Физическая акмеология и другие биологические дисциплины в системе современного дополнительного физкультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая акмеология и другие биологические дисциплины в системе современного дополнительного физкультурного образования»

3. Ионов И.И. Развитие межполушарного взаимодействия на занятиях ип-потерапией: сб. материалов IV межрегион. конф. «Иппотерапия. Инвалидный конный спорт. Опыт и перспективы» 1-2 мая 2011, СПб.

4. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон № 181 -ФЗ от 24 ноября 1995 г.

5. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федер. закон № 329-ФЗ от 4 декабря 2007 г.

6. Роберт Н.С. Эффективная комплексная реабилитация пациентов с ограниченными возможностями на основе лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта. - М., 2005.

7. Соболева И.В., Давлидгильдеев Р.З. Оздоровительная и терапевтическая верховая езда в Южном федеральном университете: сб. материалов IX Международной научно-практической конференции «Иппотерапия. Адаптивный конный спорт. Опыт и перспективы», 2-3 мая 2016, СПб.

8. Спинк Дж. Развивающая лечебная верховая езда. Принципы создания и оценка работы терапевтической команды / пер. с англ. - М.: Московский конноспортивный клуб инвалидов, 2001.

Т. В. Панасюк, Е. Н. Комиссарова

Физическая акмеология и другие биологические дисциплины в системе современного дополнительного физкультурного образования

В последнее десятилетие, в отличие от предыдущих, когда физическая культура взрослого населения страны ограничивалась участием в редких массовых заводских или институтских забегах, кроссах, воскресных футбольных матчах, клубах любителей бега или походах выходного дня, большое распространение получили оздоровительные центры, фитнес-клубы, ставящие своей целью физическое совершенствование лиц зрелого возраста, профессиональная деятельность которых неблагоприятно влияет на их телосложение и здоровье. Одновременно в стране сформировалась социальная прослойка (так называемый «средний класс»), которая не только нуждается в таких занятиях, но и в состоянии их достойно оплачивать. Поэтому возникла большая потребность в кадрах специалистов для работы инструкторами тренажерных залов, тренерами-инструкторами по различным видам аэробики, аквааэробики, силового атлетизма и личными тренерами для индивидуальной работы с клиентом или семьей. В настоящее время подготовка вышеперечисленных специалистов в основном проводится в сфере дополнительного профессионального образования на базе центров повышения квалификации при институтах физической культуры (ИФК). Контингент слушателей таких курсов весьма разнообразен, начиная от выпускников ИФК и различных факультетов педагогических вузов (вплоть до дошкольного воспитания) и кончая лицами с

общим средним образованием, испытывающим большую склонность к двигательной деятельности. Поэтому в подготовке таких специалистов, наряду со специальными дисциплинами большое место должно занимать преподавание анатомо-физиологических закономерностей развития взрослого организма, его индивидуально-типологических особенностей, предрасположенности к тому или иному роду двигательной деятельности, реагированию на физические нагрузки.

В начале 90-х гг. ХХ в. из психологических наук выделилась ак-меология, признанная как учебная, а затем и научная дисциплина, предметом которой стало изучение закономерностей достижения личностью высшей точки развития (АКМЕ), зрелости ее во всех сферах, максимальное развитие способностей и дарований, в том числе (в первую очередь) в профессиональной сфере [3; 4; 6]. Подобно ей, на базе физической (биологической) антропологии, в соединении с теорией физического воспитания, необходимо создать новый учебный предмет - физическую акмеологию, которая бы освещала вопросы оптимизации телесного и двигательного развития человека, не являющегося спортсменом, после завершения его ростовых процессов.

В первом разделе физической акмеологии должны быть изложены общие закономерности физического и моторного развития человека зрелого возраста (20-55 лет у женщин и 21-60 лет у мужчин), определены средние сроки физического АКМЕ. Далее необходимо дать представление о типологии как телосложения, так и нервной системы, т. е. о соматической и нейродинамической конституции, объяснить, как они связаны с биохимическими процессами в организме человека [7; 9]. Исходя из этого, описать конституциональные особенности физической работоспособности человека в зонах аэробной и анаэробной мощности и аргументировать оптимальный выбор двигательной деятельности для клиента того или иного типа конституции [8].

Далее нужно изложить особенности связи двигательных способностей человека с такими понятиями, как кожные узоры (дерматоглифика) и функциональная асимметрия мозга. Это важно, поскольку двигательное развитие левшей отличается рядом специфических особенностей, требующих существенной корректировки тренировочного процесса [2]. Кроме того, личности, лидирующие в мире бизнеса благодаря своим выдающимся психоэмоциональным параметрам, имеют весьма своеобразные дактилотипы (преобладание дуговых узоров), которые негативно связаны с большинством двигательных качеств, и также требуют особого тренировочного подхода [1].

Далее необходимо дать понятие о хронобиологии в развитии человека, т.е. о связи успешности функционирования его организма в зависимости от соотношения года его рождения и современного

254

этапа его жизни с периодами солнечной активности, поскольку в ряде случаев это также смещает сроки достижения физического АКМЕ [7; 10]. И, безусловно, во всех разделах физической акмеологии необходимо подчеркивать гендерный аспект, т. е. его особенности в зависимости от принадлежности клиента к мужскому или женскому полу [1; 7-9].

Помимо акмеологических знаний в сфере физической культуры, в подготовке вышеназванных специалистов должны присутствовать и основы анатомии опорно-двигательного аппарата с особым акцентом на понятиях брюшного пресса и механизме дыхательных движений. Для того, чтобы характер восстановительных упражнений соответствовал специфике трудового процесса клиента, тренер-инструктор должен владеть методикой анатомического анализа движений по М.Ф. Иваницкому. И, конечно, иметь представление о биологическом возрасте человека и механизмах старения его организма [5; 7].

Список литературы

1. Абрамова Т.Ф. Пальцевая дерматоглифика и физические способности: автореф. дис. ... д-ра биол. наук. - М., 2003. - 20 с.

2. Бердичевская Е.М. Роль функциональной асимметрии мозга в возрастной динамике двигательной деятельности человека: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Краснодар, 1999. - 24 с.

3. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения. - М.: Флинта-Наука, 1998. - 230 с.

4. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.

5. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека. - М.: ФиС, 1985. - 450 с.

6. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. - СПб.: Политехника, 2002. - 160 с.

7. Никитюк Б.А. Интеграция знаний в науке о человеке. - М.: Спортакадем-пресс, 2000. - 440 с.

8. Тамбовцева Р.В. Возрастные и типологические особенности энергетики мышечной деятельности: автореф. дис. ... д-ра биол. наук. - М., 2002. - 20 с.

9. Хрисанфова Е.Н. Конституция и биохимическая индивидуальность человека. - М.: МГУ, 1990. - 160 с.

10. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. - М.: Мысль, 1973. - 212 с.

Е. В. Попова, Д. С. Софошин

Методические рекомендации по изменению интенсивности занятий степ-аэробикой со студентками вузов

На современном этапе модернизации высшего профессионального образования актуальной представляется физическая культура, предусматривающая интегрирование элементов оздоровительных систем на основе научных знаний, поиска рационального соотношения физических нагрузок, которые бы сочетали в себе различные методики фитнес-направлений [2].

Одним из таких направлений является степ-аэробика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.