Научная статья на тему 'Методические рекомендации по изменению интенсивности занятий степ-аэробикой со студентками вузов'

Методические рекомендации по изменению интенсивности занятий степ-аэробикой со студентками вузов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
98
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Е. В. Попова, Д. С. Софошин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по изменению интенсивности занятий степ-аэробикой со студентками вузов»

этапа его жизни с периодами солнечной активности, поскольку в ряде случаев это также смещает сроки достижения физического АКМЕ [7; 10]. И, безусловно, во всех разделах физической акмеологии необходимо подчеркивать гендерный аспект, т. е. его особенности в зависимости от принадлежности клиента к мужскому или женскому полу [1; 7-9].

Помимо акмеологических знаний в сфере физической культуры, в подготовке вышеназванных специалистов должны присутствовать и основы анатомии опорно-двигательного аппарата с особым акцентом на понятиях брюшного пресса и механизме дыхательных движений. Для того, чтобы характер восстановительных упражнений соответствовал специфике трудового процесса клиента, тренер-инструктор должен владеть методикой анатомического анализа движений по М.Ф. Иваницкому. И, конечно, иметь представление о биологическом возрасте человека и механизмах старения его организма [5; 7].

Список литературы

1. Абрамова Т.Ф. Пальцевая дерматоглифика и физические способности: автореф. дис. ... д-ра биол. наук. - М., 2003. - 20 с.

2. Бердичевская Е.М. Роль функциональной асимметрии мозга в возрастной динамике двигательной деятельности человека: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Краснодар, 1999. - 24 с.

3. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения. - М.: Флинта-Наука, 1998. - 230 с.

4. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.

5. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека. - М.: ФиС, 1985. - 450 с.

6. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. - СПб.: Политехника, 2002. - 160 с.

7. Никитюк Б.А. Интеграция знаний в науке о человеке. - М.: Спортакадем-пресс, 2000. - 440 с.

8. Тамбовцева Р.В. Возрастные и типологические особенности энергетики мышечной деятельности: автореф. дис. ... д-ра биол. наук. - М., 2002. - 20 с.

9. Хрисанфова Е.Н. Конституция и биохимическая индивидуальность человека. - М.: МГУ, 1990. - 160 с.

10. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. - М.: Мысль, 1973. - 212 с.

Е. В. Попова, Д. С. Софошин

Методические рекомендации по изменению интенсивности занятий степ-аэробикой со студентками вузов

На современном этапе модернизации высшего профессионального образования актуальной представляется физическая культура, предусматривающая интегрирование элементов оздоровительных систем на основе научных знаний, поиска рационального соотношения физических нагрузок, которые бы сочетали в себе различные методики фитнес-направлений [2].

Одним из таких направлений является степ-аэробика.

При проведении занятий степ-аэробикой со студентками вуза необходимо ежемесячно определять их уровень физической подготовленности для контроля за соответствием интенсивности предлагаемой нагрузки уровню подготовленности каждого участника тренировочного процесса.

Главным критерием оценки уровня физической подготовленности является тест на работоспособность, которая оценивается с помощью индекса Гарвадского степ-теста (ИГСТ), модифицированного Ауликом И.В. (1990) [1]. Для экспресс-оценки уровня физической подготовленности занимающихся данное тестирование рекомендуется проводить каждый месяц после подготовительной части в рамках тренировочного занятия. После тестирования занятие можно продолжить, снизив при этом интенсивность тренировочной нагрузки. На проведение каждого отдельного тестирования в среднем затрачивается 7-10 минут. Перед началом необходимо провести разъяснительную беседу с занимающимися о целях данного тестирования.

Если показатели работоспособности (ИГСТ) меньше 55 ед., то в этом случае необходимо увеличить количество упражнений общего воздействия вне степ-платформы и локального характера в силовой части занятия из положений лежа и сидя. Если показатели ИГСТ -55-60 ед., то мы рекомендуем увеличить высоту степ-платформы или добавить бег и прыжки вне степа, а также выполнять упражнения локального характера в силовой части занятия из положений сидя и стоя. Если же показатели ИГСТ больше 60 ед., то необходимо увеличить количество комбинаций шагов на степ-платформе и вне ее, кроме того, выполнять упражнения локального характера в силовой части из положений стоя, сидя или лежа с использованием степ-платформы

Для оценки роста уровня подготовленности девушек дополнительно рекомендуется использовать тесты на силовую выносливость основных групп мышц и гибкость.

Тестирование силовой выносливости мышц туловища (спины и брюшного пресса) и ног, гибкости позвоночного столба, мышц, сгибающих бедро и икроножных мышц в первую очередь необходимо для профилактики травм, так как в процессе занятий степ-аэробикой занимающиеся получают большую нагрузку на позвоночник, тазобедренные и коленные суставы. Тестирование силовой выносливости мышц рук помогает тренеру в определении рекомендуемой амплитуды движений. Кроме того, тестирование силовой выносливости основных групп мышц помогает определить тренировочную нагрузку во время силовой части занятия.

Тестирование силовой выносливости основных групп мышц и гибкости необходимо проводить каждые три месяца. Подсчет при

тестировании силовой выносливости основных групп мышц каждого участника тестирования производится преподавателем, впоследствии каждый может производить подсчет самостоятельно или при помощи партнера, а преподаватель должен следить за техникой выполнения упражнения. Между тестами необходимо провести небольшую растяжку работающих групп мышц, а перед проведением теста на гибкость тестируемым необходимо дать возможность подготовиться. На проведение тестирования каждого участника в среднем затрачивается 8-10 минут. В соответствии с проведенными исследованиями нами был дан перечень рекомендаций по изменению тренировочной нагрузки в зависимости от показателей силовой выносливости основных групп мышц, из которого преподаватель может выбрать наиболее приемлемые для каждой студентки.

Так, если показатели силовой выносливости мышц ног меньше 40 раз, брюшного пресса меньше 25 раз, спины < 45 раз, а плечевого пояса < 30 раз, то в этом случае необходимо уменьшить время выполнения движений на степ-платформе, уменьшить амплитуду движений руками, а упражнения локального характера в силовой части занятия выполнять из положений лежа и сидя. Если показатели силовой выносливости мышц ног были 40-50 раз, брюшного пресса - 25-35 раз, спины - 45-55 раз, плечевого пояса 30-40 раз, то рекомендуется увеличить высоту степ-платформы или добавить бег и прыжки вне степа, увеличить амплитуду движения руками, а упражнения локального характера в силовой части занятия выполнять из положений сидя и стоя. Если показатели силовой выносливости мышц ног были больше 50 раз, брюшного пресса 35 раз, спины 55 раз, плечевого пояса 40 раз, то необходимо, по нашему мнению, увеличить количество комбинаций шагов на степ-платформе и вне ее, выполнять упражнения локального характера в силовой части занятия из положений стоя, сидя или лежа с использованием степ-платформы.

При планировании нагрузки необходимо учитывать не только развитие работоспособности, силовой выносливости основных групп мышц и гибкости занимающихся девушек, но и уровень их координационных способностей.

Определение уровня координационных способностей занимающихся необходимо для выяснения готовности каждого участника тренировки к более сложным изменениям в хореографии. Альтернативой усложнения координационного содержания занятия является увеличение его интенсивности за счет добавления высоты степ-платформы или бега и прыжков вне степа.

Уровень координационных способностей наиболее удобно определять по методике, разработанной Меньшиковым Н.К. (1975) [3] и модифицированной нами к степ-платформе.

Определять уровень координационных способностей необходимо каждые три месяца для занимающихся степ-аэробикой первый год и каждые два месяца для тех, кто занимается более одного года, по мере усложнения хореографического рисунка программ.

Проведенные нами исследования позволили разработать следующие рекомендации. Если показатели уровня развития координационных способностей (ККД) больше 4 ед., то следует уделить особое внимание ознакомлению занимающейся со степ-платформой и изучению базовых шагов. Если отдельные элементы программы сложны для разучивания, то необходимо использовать при обучении метод разучивания по частям. Если показатели ККД -4,0-3,0 ед., то необходимо продолжить занятия на данном уровне координационной сложности или перейти на более сложный уровень, исключив при этом движения руками для упрощения новой более сложной программы. Если же показатели ККД меньше 3,0 ед., то рекомендуется перейти на следующий, более сложный, координационный уровень.

Для осуществления текущего контроля за функциональным состоянием занимающихся и определения величины нагрузки на тренировочных занятиях следует контролировать ЧСС девушек в течение занятия. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, занятия с оздоровительной направленностью должны проводиться на уровне 65-85 % от максимальной допустимой ЧСС для данной возрастной группы.

Для определения границ «рабочего пульса» при выполнении нагрузки различной интенсивности следует проводить предварительный расчет пульса индивидуально в соответствии с формулой M. Karvonen [4].

Необходимо ежемесячно определять вес тела занимающихся девушек для индивидуального подбора высоты степ-платформы.

Ежемесячный контроль за составом тела необходим для того, чтобы проследить наметившиеся тенденции в изменениях состава тела и вовремя исключить нежелательные для девушек изменения обхватов проблемных зон.

Для определения состава тела и динамики показателей обхватов проблемных зон занимающихся необходимо проводить антропометрию. Для более тщательного анализа результатов измерений мы рекомендуем использовать специальную компьютерную программу, разработанную сотрудниками СПб НИИФК Шаробайко И.В., Малининым А.В.

В соответствии с проведенными исследованиями нами были даны рекомендации по изменению интенсивности предлагаемой нагрузки по экспериментальной методике в зависимости от веса тела студенток. Так, если показатели веса тела занимающейся боль-

ше идеального, то высота степ-платформы не должна быть выше 10 см, а интенсивность занятий можно повысить за счет добавления бега и прыжков вне степа. Если же показатели веса тела равняется или меньше идеального, то необходимо увеличить высоту степ-платформы. Идеальный вес был определен индивидуально для каждой занимающейся по формуле: идеальный вес равен рост занимающейся (см) минус 110.

Необходимо уделять особое внимание силовым упражнениям, направленным на развитие групп мышц проблемных зон девушек разного телосложения.

Студенткам, близким к андроидному типу телосложения, при выполнении силовых упражнений в партере необходимо особое внимание уделять упражнениям, направленным на развитие мышц груди, рук и плечевого пояса. Девушкам, близким к гинекоидному типу телосложения, - силовым упражнениям, направленным на развитие мышц бедра.

Список литературы

1. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. - 2-е изд. - М.: Медицина, 1990. - 192 с.

2. Бакшева Т.В. Эффективность интегрирования силовых фитнес-программ в системе физического воспитания студентов вуза // Вестник СевероКавказского федерального университета. - Изд-во: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. - С. 147-152.

3. Меньшиков Н.К. Развитие профессиональных способностей лтчиков средствами физической подготовки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Л.: 1975. - 46 с.

4. Sova R. Water walking // National aquatics journal. - Indianapolis. - 1992. -№ 2. - P. 2-3.

А. А. Потапчук

Состояние здоровья юных спортсменов: проблемы и перспективы

Детско-юношеская популяция в России составляет около 30 млн человек. За последние 20 лет произошло значительное ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Отмечаются такие негативные тенденции, как феномен децелерации, трофологи-ческий синдром, феминизация, психосоматическая астенизация, дисгармонические, метаболические и диспластические нарушения, переход острых форм заболеваний в хронические и рецидивирующие (Потапчук А.А., 2015).

В структуре хронических болезней «лидируют» заболевания органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, обменно-эндокринные болезни, заболевания нервной системы. Распростра-

259

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.