Научная статья на тему 'Демографический портрет и мотивация к физкультурно-оздоровительным занятиям женщин, посещающих фитнес-центры'

Демографический портрет и мотивация к физкультурно-оздоровительным занятиям женщин, посещающих фитнес-центры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
275
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Демографический портрет и мотивация к физкультурно-оздоровительным занятиям женщин, посещающих фитнес-центры»

Е. М. Чепаков, О. Н. Федорова

Демографический портрет и мотивация к физкультурно-оздоровительным занятиям женщин, посещающих фитнес-центры

Одной из частных проблем системы оздоровительной физической культуры является повышение уровня здоровья и двигательной активности женщин среднего возраста. Женщины среднего возраста играют огромную роль в жизнедеятельности современного общества, беря на себя выполнение многообразных социально значимых (производственных, общественных, политических, семейных, репродуктивных, воспитательных и иных) функций (Виноградов П. А. и др., 1997; Попадьина Л.В., 1999 и др.). При этом очевидно, что одним из решающих условий продуктивного выполнения перечисленных функций является наличие общей высокой работоспособности, базирующейся на крепком соматическом и психическом здоровье, нормальном физическом развитии женщины. Анализ специальной литературы показал, что важнейшим аспектом формирования здорового образа жизни у женщин является стремление хорошо выглядеть, то есть иметь стройную фигуру, красивую осанку, упругие мышцы и хорошее настроение. Отмечается, что с возрастом проблема лишнего веса обостряется (Лойко В.И. с соавт., 1990), вследствие общих инволюционных процессов онтогенеза (Smith Е±., Zook S.^, 1996) и прогрессирующего дефицита двигательной активности (Козлов В.И., 1995). Такая направленность оставляет в тени оздоровительный эффект занятий, который в соответствии с результатами ряда исследований, остается на весьма невысоком уровне (Пикурова А.Г., 2004).

Следует учитывать, что приверженность к двигательной активности во многом зависит от личностных качеств людей (конституциональных, функциональных, психоэмоциональных и других качеств). Причины, мотивы и интересы, которые привели женщин к фитнес-занятиям различны и не сводятся только к корректировке телосложения или желанию похудеть.

Как показало анкетирование, постоянные клиенты фитнесклубов (n= 120) характеризуются следующими особенностями:

• имеют опыт занятий спортом в детском и юношеском возрасте;

• обладают уверенностью в способности заниматься;

• воспринимают физическую нагрузку как удовольствие;

• способны преодолевать различные трудности (болезни, травмы, недостаток времени, усталость и др.).

На практике часто приходится сталкиваться со случаями прекращения занятий или их нерегулярного посещения. Проведенный

319

анализ показал, что к клиентам с высокой степенью риска прекращения занятий относятся люди с низким социально-экономическим статусом, курильщики, страдающие ожирением, с низким уровнем «поддержки» в семье, проживающие (или работающие) далеко от клуба. Аналогичные данные были получены и зарубежными исследователями (Erdman R., 1983; Zarotis, Georgios F., 1999; Boeckh-Behrens W.-U, Buskies W., 2002).

Следует отметить, что, по данным последних зарубежных исследований, около 52-54 % занимающихся фитнесом составляют женщины (Boeckh-Behrens W.-U, Buskies W., 2002). В России, по данным отечественных авторов, около 60 % занимающихся - женщины. Наибольший процент занимающихся в Германии приходится на возраст 25-34 года (37,7 %), затем моложе 25 лет (33,9 %), 3544 лет (15,3 %), и старше 45 лет (13,1 %) (Boeckh-Behrens W.-U, Buskies W., 2002). Та же тенденция наблюдается и в России (Томи-лова С.В., Рапопорт Л.А., 2002).

Нами было проведено анкетирование 120 респондентов, занимающихся в фитнес-клубах и 31 респондент, тренеров-инструкторов фитнес-клубов СПб: «Красота и сила», «Телосложение», «Гармония», «Шестой квартал», «Виктория», «Империя Фитнеса». По данным нашего анкетного опроса возрастные категории распределились следующим образом:

II зрелый возраст (от 36 до 55 лет) - 44,3 %;

I зрелый возраст (от 21 до 35 лет) - 40 %;

юношеский возраст (до 21 года) - 9,9 %;

женщины старше 55 лет - 5,8 %.

Таким образом, женщины среднего возраста от 21 до 55 лет составили самую многочисленную группу занимающихся физическими упражнениями - 84,3 %.

Кроме того, как показало анкетирование, женщины, обращающиеся в фитнес - клубы большей частью имеют высшее образование - 70,1 %; среднее образование - 20 %; неоконченное высшее образование - 9,9 % женщин.

Характер труда женщин посещающих фитнес - клубы также не может не сказываться на количестве и выборе посещаемых занятий.

Умственным трудом заняты - 75,8 % опрошенных респондентов; физическим трудом средней тяжести - 12,6%; тяжелым физическим трудом - 11,6 %; неработающие - менее 1%.

Занятость современной женщины на работе и дома, уровень здоровья и физической подготовленности, высокая стоимость абонементов в фитнес - клубах и прочее не всегда позволяет достаточно активно посещать занятия. Анализ анкетных данных о предпочтительном двигательном режиме в недельном цикле выявил, что 76,8 % респондентов предпочли бы трехразовые и более

320

занятия в недельном цикле, но с приемлемым для себя двигательным режимом, 41,9 % респондентов определили двухразовые посещения занятий в недельном цикле; 27,9 % опрошенных - могут позволить себе трехразовые занятия; 23,2 % респондентов - четырехразовые и более, 7 % респондентов отдали предпочтение одноразовым занятиям в недельном цикле. Тренеры-инструкторы определили двухразовое посещение занятий, как необходимый минимум в недельном цикле, а трех-, четырехразовые занятия - оптимумом двигательной активности в недельном цикле. Причем с возрастом интенсивность занятий должна постепенно снижаться, а продолжительность и количество занятий увеличиваться (Череми-син В.Н., 1979).

Известно, что главным принципом оздоровительной физической культуры является адекватность содержания физической активности и ее условий индивидуальному состоянию человека и соответствие характера и особенностей выполнения упражнений мотивам и потребностям занимающихся (Бальсевич В.К., 1990; Ильин Е.П., 1994).

Факторы и мотивы, которые привели женщин к занятиям физическими упражнениями, были разделены на пять основных групп, побуждающих женщин заниматься в фитнес-клубах:

I фактор - «Здоровье» - определяют три мотива: улучшение физической подготовленности, улучшение деятельности ССС, улучшение состояния ОДА.

II фактор - «Внешний вид» - объединяет мотивы: общее снижение веса тела, коррекция фигуры, увеличение мышечной массы.

III фактор - «Социальный» - определяют мотивы: расширение круга знакомых, приобретение новых друзей, уважение окружающих, повышение самооценки.

IV - «Психологический» - составляют мотивы: снятие напряжения, достижение расслабления.

V - «Познавательно-развивающий» - определяют мотивы: знание об уровне своей физической подготовленности, овладение новыми навыками контроля над своим телом.

В проведенном нами анкетировании женщинам предлагалось проранжировать пять указанных факторов, побудивших их к занятиям в фитнес-клубе. Наивысшему рангу присваивалось 5 баллов, наименьшему - 1 балл. Ранги могли совпадать, если мотив имел для респондента одинаковое значение. Следует отметить, что с возрастом происходят некоторые сдвиги в иерархии мотивов.

Так молодые женщины отдали приоритет «внешнему виду» -I место (4,5±0,11 балла); 2 место - «здоровье» (4,3±0,09); 3 место -мотивы «социального» фактора (2,4±0,15 балла); 4 место - «психологический» фактор (2,1±0,06) и 5 место - «познавательноразвивающий» фактор (1,5±0,1 балла).

321

Женщины старше 35 лет фактор «здоровье», по пятибалльной шкале, оценили 4,8±0,05 балла - 1 место; 2 место - фактор «внешний вид» (3,9±0,14); 3 место - «психологический» (2,4±0,15); 4 место - «социальный» (2,1 ±0,12 балла), а на 5 место, как молодые женщины и тренеры-инструкторы, женщины среднего возраста поставили «познавательно-развивающий» фактор (1,5±0,1 балла).

Тренеры-инструкторы предложенные факторы расположили по мере значимости следующим образом: 1 место - «здоровье» (4,4±0,08); 2 место - «внешний вид» (3,5±0,2); 3 место - «социальный» (2,7±0,14 балла); 4 место - «психологический» (2,4±0,05); 5 место - «познавательно-развивающий» фактор (1,5±0,04 балла).

Так, у женщин старше 35 лет основным побудительным мотивом является укрепление здоровья, а для более молодых женщин фактор «внешний вид» имеет первостепенное значение. На третье место женщины I возрастной группы ставят социальный фактор, как и тренеры-инструкторы, а женщины II возрастной группы - психологический (расслабление, снятие напряжения).

Следует помнить, что мотивация - это непостоянная величина, она меняется в зависимости от среды (Уэйберг Р.С., Гоулд Д., 1998; Шевандрин Н.И., 1995). Создание положительной среды (условий) в значительной степени повышает уровень мотивации.

Таким образом, у женщин среднего возраста главным мотивом физической активности является поддержание работоспособности и уровня здоровья, желание не стареть раньше времени, стремление служить примером для молодежи. Из этого следуют и частные целевые установки на формирование мотиваций к систематическим, регулярным физическим нагрузкам. Они подразумевают дисциплину занятий, соблюдение режима труда и отдыха, правильности питания, ограничение или отказ от вредных привычек.

Люди с высоким уровнем мотивации имеют тенденцию «перерабатывать», выполняя подчас с небольшими паузами отдыха до двух-трех занятий аэробики, тренировку на тренажерах, занятия аквааэробикой, что может не соответствовать их адаптационным возможностям. В данной ситуации специалисты должны вести разъяснительную работу об оптимальных нагрузках в оздоровительной физической культуре, осуществлять постоянный контроль над восстановительными процессами и индивидуальной переносимостью нагрузок. В настоящее время существует свыше 150 разновидностей аэробики (Шипилина И.А., 2004). Практически опробовать все направления, чтобы выбрать наиболее подходящее для себя, вряд ли удастся, поэтому важнейшей задачей тренера является оказание помощи в подборе наиболее эффективных, соответствующих возрасту, потребностям, уровню подготовленности и склонности к определенным видам физических упражнений, направлений фитнеса.

322

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.