Научная статья на тему 'Социологические аспекты фитнес движения в России'

Социологические аспекты фитнес движения в России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2007
713
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социологические аспекты фитнес движения в России»

Уколова И.В.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИТНЕС - ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ

Возникшая в первой половине ХХ веке социология спорта долгое время рассматривалась как прикладная наука, результаты исследований которой применяются исключительно для решения конкретных проблем.

Социология спорта рассматривает своеобразную и ограниченную область социальной жизни - спортивное движение. Спортивное сообщество отличается от других социальных общностей и образований своей спецификой, связанной с возрастными, психологическими, физическими особенностями, социальным положением занимающихся спортом, интенсивностью занятий. Социологический подход к исследованию проблем спорта должен включать все ключевые параметры, которые используются для рассмотрения социальных явлений и институтов с точки зрения социологии. [1]

Физическая культура и спортивная деятельность оказывают большое влияние на развитие личности спортсмена путем самосовершенствования, саморазвития личности с помощью спорта. Социальный институт спорта постепенно оформился к концу 20 -х годов ХХ века в самостоятельную отрасль социальной жизни. В настоящее время он представляет собой особый социальный институт и отвечает основным требованиям институализации.

Интерес социологов к решению проблем развития феноменов физической культуры и спорта с позиций их институционализации в развитии сущностных сил личности определяется многими обстоятельствами. Современная цивилизация в значительной степени преобразует окружающую среду, социальные институты, самого человека. В этой связи физическая культура оценивается не только как источник общественных нововведений, но и как средство преобразования самой природы человека как общественного индивида. Перечисленные проблемы теоретико-методологического и эмпирического социологического анализа спорта как социального института в системе физической культуры современного российского общества приобретают огромную актуальность, теоретическую и практическую значимость. От их решения во многом зависит и оптимизация развития социальных процессов в стране.[2]

Современный спорт усиливает ощущение пульсации вокруг соревнований, представляя их как единственно подлинный вид физической деятельности, параллельно неся образ воспитательной и гигиенической культуры. Спорт становится личным, индивидуальным делом или игрой свободных, не связанных единой командой, друзей, или удобным способом проведения семейного досуга, в любом случае это удовольствие, развлечение, повод для радости и встреч с друзьями.

Благодаря масс-медиа спорт стал одним из самых значительных феноменов нашего столетия, особой формой современной культуры. Спорт влияет на правила, формы и ценности действующих экономики, политики, этики и эстетики. Спорт, являющийся постоянной практикой физических упражнений для увеличения физической силы и усовершенствования внешнего вида, служит не только совершенствованию тела, но и воспитанию духа.[3]

Современный спорт часто является видом активного отдыха - им занимаются в свободное от работы и семейных забот время. Спортивные занятия стали значительно разнообразнее и приятнее, при этом они формируют особый стиль жизни.

Фитнес-индустрия сегодня во всем мире переживает бум. По оценке экспертов, по темпам развития фитнес-индустрия занимает второе место в мире после высоких технологий. Вложения в здоровье и красоту являются сегодня самыми серьезными и окупаемыми.

Несмотря на относительно небольшое число россиян, пользующихся фитнес-услугами, темпы роста отечественного рынка фитнес-индустрии достаточно высоки.

Основными факторами роста рынка являются рост платежеспособности населения, а также увеличение числа приверженцев здорового образа жизни. Развитие рынка услуг фитнес-клубов происходит за счет трех основных направлений: улучшение качества технического оснащения фитнес-центра, индивидуализация отношения к клиенту, введение новых эксклюзивных или популярных массовых тренировочных программ.

Основной проблемой развития фитнеса в регионах помимо платежеспособности является непонимание потенциальными клиентами того, что занятие фитнесом изменит их жизнь к лучшему. Популярность фитнеса среди одних обуславливает заинтересованность других - отсюда нечто похожее на цепную реакцию. Еще одна проблема - отсутствие полноценных специалистов на местах. [4]

«Официально» фитнес появился в США в 70-х гг. прошлого столетия. В то время тесты физического состояния различных групп населения выявили массу проблем со здоровьем многих американцев. И тогда при президенте США был создан совет по фитнесу, призванный популяризировать его среди населения. [5]

Ухудшается как физическое здоровье человека, так и его психическое и духовное здоровье.

Одной из стран, где ухудшение состояния здоровья населения приобрело катастрофический характер, является Россия. [6]

Неопровержимым доказательством отсутствия снижения заболеваемости по всем видам болезней служит рост хронических больных, психических и злокачественных заболеваний, рост числа выкидышей у беременных и перинатальной смертности, сокращение продолжительности жизни населения (у мужчин до 54 -57; у женщин до 60 -65 лет).За последнее десятилетие произошло резкое снижение показателей продолжительности жизни (у женщин на 6,1 года, и у мужчин на 11 лет). Уровень рождаемости детей с генетическими отклонениями достиг в стране 17%. [7]

Видится разумным решать эту задачу двумя путями: 1) создание условий

функционирования человеческого организма, наиболее естественных для него, как для биологического вида; 2) повышение адаптационных возможностей путем активизации механизмов адаптации. Решение первой задачи подразумевает формирование т.н. "здорового образа жизни", т.е. обеспечение адекватной и разнообразной двигательной активностью, отказ от вредных привычек (употребление стимуляторов и наркотиков), формирование культуры питания, культуры эмоций, соблюдение разумного режима дня и т.п. Вторая задача решается применением рациональной физической тренировки различных систем человеческого организма. Обусловлено это тем, что, вследствие целостности организма как биосистемы, тренировочное воздействие на отдельные его системы (мышечную, дыхательную, сердечно-сосудистую) приводит к повышению адаптационных возможностей всего организма. [8]

Фитнес не только помогает развить силу, гибкость и выносливость, но и укрепляет здоровье. Лучшей профилактикой многих заболеваний являются регулярные аэробные тренировки. Они заставляют сердце и сосуды постоянно работать, адаптируясь к возрастающим нагрузкам. Поэтому сердечно-сосудистая система тренированного человека работает слаженно и эффективно, обеспечивая кислородом все органы и ткани организма.

Состояние сердца с возрастом постепенно ухудшается. Это показывает "кривая старения", полученная в результате тестирования состояния сердца и сосудов людей в возрасте от 20 до 80 лет. Она наглядно показывает, что средние показатели работы сердечно-сосудистой системы человека ухудшаются каждые десять лет жизни. При этом у тех, кто регулярно тренируется в аэробном режиме, эти показатели снижаются гораздо медленнее.

Занятия фитнесом помогают восстановить умственную работоспособность, улучшить сопротивляемость организма человека вирусам и стрессам, а также уменьшить вероятность подверженности психики самой распространенной болезни - депрессии. [9]

Многие люди не идут в фитнес клубы, используя различные предлоги, такие как: отсутствие времени, стеснительность, удаленность залов от места жительства, и, наконец, просто не верят в успех. Чаще отговорки, но есть и такой контингент, кто искренне считает, что состояние их здоровья не позволяет заниматься фитнесом.

Безусловно, есть такие люди, которым крайне противопоказана физическая нагрузка в силу определенных заболеваний. В тоже время, современные фитнес-технологии позволяют заниматься и следить за своей фигурой больным людям, при этом получать не только пользу для здоровья, но и огромное удовольствие от занятий.

Например, больным астмой приходиться постоянно переживать страх появления приступа. Активные виды аэробики и продолжительные силовые комплексы могут действительно их спровоцировать. Прекрасно поможет в решении проблемы дыхания бодифлекс и пилатес. По мере обретения спортивной формы, если у кого есть желания заниматься более динамичными видами фитнеса, можно начать практиковать фитбол или низкоударную аэробику используя комплексы, где отсутствуют прыжки.

Очень многие женщины страдают пониженным артериальным давлением. Ученые всего мира твердят о том, что занятия спортом нормализуют давление. У гипотоников во время интенсивных физических нагрузок быстро снижается уровень сахара в крови. Страдающим низким давлением людям надо начинать занятия с разминки, но в случае с гипотониками разминка должна быть обязательно: кардио - чтобы как следует оптимизировать работу сердечно-сосудистой системы. Совершено противоположная ситуация складывается с тренингом людей страдающих повышенным давлением. Подойдет фитнес-йога.

Посещению спортивного зала предшествуют долгие сборы, самоуговоры и самоупреки. Причина: 1. Природная лень; 2. Нехватка времени. 3. Недостаточная физическая подготовка; 4. Несоответствие темперамента выбранному виду фитнеса; 5. Занятия фитнесом носят групповой характер: инструктор показывает упражнения, а ученики повторяют их. Постоянно сбиваясь с ритма, занимающийся не получает никакого удовольствия от занятий. [10]

Самое важное в связи с обсуждаемой проблемой состоит, однако, в том, что, поскольку люди довольно высоко оценивают состояние своего здоровья и физического развития, а от занятий физкультурой ожидают главным образом укрепления здоровья и физического совершенствования, эти занятия вряд ли будут для них достаточно привлекательными и значимыми. У них нет оснований для заботы о своем здоровье и физическом совершенствовании, а, значит, и для включения в занятия физкультурой.

A. Многие считают, что сам человек вряд ли что может изменить в состоянии своего здоровья и физического развития.

Б. Следует учитывать уверенность достаточно большой группы респондентов в наличии других средств воздействия на здоровье и физическое развитие человека, к числу которых они относят пассивный отдых, лекарства (особенно гомеопатические), средства народной медицины, физическую работу (на производстве и дома) и др. Причем, они считают, что эти средства с точки зрения своей надежности, эффективности и простоты использования (не требуют каких-то условий, волевых усилий и т.д.) не уступают занятиям фитнесом, а по мнению некоторых, даже превосходят их.

B. Значительное влияние на отношение к физкультурной деятельности тех людей, которые ожидают от нее оздоровительного эффекта, оказывает и то обстоятельство, что для достижения данного эффекта необходимы длительные, регулярные и систематические занятия фитнесом, четкое соблюдение режима дня, отказ от многих вредных привычек. Для многих людей это неприемлемо (из-за того, что у них иная установка на жизнь) и невыполнимо.

Г. Еще одна важная причина слабой ориентации респондентов в своем реальном поведении на физкультурную деятельность как средство оздоровления и физического

совершенствования - низкий статус здоровья и физической подготовленности в общей системе их ценностных ориентации.

Низкий статус здоровья и физического развития в системе реальных ценностей респондентов проявляется и в том, что, как показывают данные социологических исследований и просто наблюдения за поведением людей в повседневной жизни, у них всегда находятся вещи - зарабатывание денег, учеба, подготовка к будущей профессии, развитие культуры, интеллектуальных, творческих, эстетических способностей и др., которые для них имеют более важное значение. Примечательно, что характеризуя значение здоровья в жизни человека, респонденты часто отвечают следующим образом: «Здоровье - это, конечно, важно, но иногда можно и забыть об этом ради дополнительного заработка, развлечений и т. п.».

Основная причина слабой ориентации людей в своем реальном поведении на здоровье и высокий уровень физического развития - отсутствие достаточно существенных не только моральных, но и материальных стимулов, которые побуждают их к постоянной и активной деятельности в этом направлении.

Таким образом, главная причина - отсутствие достаточно сильной мотивации на эти занятия. А это, в свою очередь, обусловлено тем, что в силу ряда указанных выше причин занятия фитнесом оказываются для них менее значимыми, привлекательными по сравнению с другими. Поэтому для действительного приобщения широких слоев населения к активным занятиям фитнесом основные усилия должны быть сосредоточены на устранение именно этих социальных барьеров. [11]

Фитнес уже давно считается одной из самых быстро развивающихся индустрии во всем мире. А в последнее время он стал своего рода субкультурой, имеющей не только коммерческое, но и социальное значение.

С целью изучения мотивации занятий фитнесом в сентябре 2008 года было проведено пилотажное анкетирование 100 респондентов, посещающих спортивные клубы в г. Тольятти.

70% предпочли услуги частных фитнес-клубов, нежели муниципальных, аргументируя это более вежливым отношением обслуживающего персонала. Вежливость и приветливость - очень важный фактор при выборе фитнес-клуба - 15% респондентов, 30% и 31% выбирают высокий профессионализм инструкторов и оборудованность залов. Таким образом, если раньше на первом месте среди наиболее значимых факторов выбора фитнес-клуба были цена, то сейчас этот критерий остаются на предпоследних местах.

Теперь при выборе фитнес-клуба 95% посетителей хотят, чтобы спортивное учреждение имело как высококачественное оборудование так и прекрасное обслуживание, тогда как известное название (1%) менее важно. Согласно клубной статистике, большинство новых клиентов приходят в фитнес-центры по рекомендациям знакомых и друзей.

Вести здоровый образ жизни хотят не только состоятельные люди, а также представители среднего класса, т.к. 42 % считают, что сейчас есть клуб на любой вкус и размер кошелька. 39% думают, что «все-таки желаемый фитнес-центр со всеми удобствами по-прежнему, очень дорогой. Посетители фитнес-клубов отличаются высокой степенью осмысленного отношения к занятиям. Среди них высок процент людей, стремящихся сознательно контролировать уровень и состояние своего здоровья. На мотив «получение знания об уровне физической подготовленности» указали 51 %.

31% посетителей фитнес-центров заняты в сфере экономики, 21% сфере образования - долгая сидячая работа, требующая физической активности.

Возрастная структура посетителей фитнес-клубов распределяется следующим образом: более 50 % посетителей фитнес-клубов составляет взрослая, трудоспособная часть населения в возрасте 25 - 39 лет. Женский контингент фитнес-клубов достигает 59 %.

Несмотря на то, что по числу граждан, занимающихся спортом, Россия значительно уступает США и европейским странам, темпы роста отечественного рынка фитнес-услуг стремительны.

Цена на фитнес-услуги в России продолжает оставаться высокой. Но эксклюзивность финтес-услуг и заоблачные цены отходят в историю. В условиях конкуренции клубы вынуждены уменьшать ценовой прессинг, а клиентская база прирастает за счет освоения новых регионов

При выборе направлений фитнеса лидируют тренажерный зал и аэробика: 35% и 30% соответственно. Далее 20%-танцевальный класс, 5% выбирают бассейн. В клубе, где есть бассейн - цены соответственно выше, даже если респонденты его не посещают. 50% респондентов нравится работа их инструкторов, это достаточно большой процент, тем не менее, многие владельцы фитнес-клубов говорят о недостаточной подготовленности инструкторов и говорят об этом, как о проблеме институциализации фитнес-движения.

Основным мотивом посещения фитнес-клуба для большинства посетителей является стремление поддерживать хорошую форму - 19% и снизить вес- 20%. Желающих похудеть больше среди женщин, чем среди мужчин. Мотивация посещения занятий по финтнесу у 40% мужчин связана с достижением большей уверенности в себе, ощущением собственной значимости, у 38% женщин среди мотивов большую роль играет приобретение друзей и знакомых. Таким образом, кроме оздоровительной, фитнес выполняет еще и социальную функцию, так как фитнес-центр - это место общения людей (7%), которые много работают, и у них мало личного времени.

Исследование показало, что посетители фитнес-клубов воспринимают окружающих, как людей своего круга, их занятия «напоминают дружескую тусовку, весело и интересно - 51%. На возможность приобретения партнеров по бизнесу указало 20 % мужчин и 12 % женщин. 21% говорят, что их интерес не ограничивается только к спорту, ходят туда, чтобы себя показать и на других посмотреть. Для 31% занимающихся фитнес - клуб как клуб единомышленников, единая семья, т.е. нет никаких моральных установок, что кто-то тут бизнесмен или простой рабочий.

Фактически в последние годы в России этот рынок характеризуется проникновением фитнес-движения в нашу страну. Это явление требует всестороннего анализа, поскольку фитнес-движение складывается стихийно, без учета реальности российской действительности.

Многочисленные социологические и маркетинговые исследования, проводимые крупными фитнес-компаниями показывают, что развитие фитнес-движения теснейшим образом связано с ростом среднего класса и формированием цивилизованного рынка труда, при котором физические кондиции и работоспособность становятся неотъемлемыми требованиями к профпригодности работника. [12]

Таким образом, в последние годы в сфере физической культуры происходят динамические изменения, затрагивающие концептуальные вопросы физической культуры. Это связано с тем, что в новых социально-экономических условиях растет рынок физкультурно-оздоровительных услуг, существенно влияющий на содержание и формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности. Эти динамические процессы требуют дальнейшего всестороннего изучения.

Литература

1. Аристова, Л.В. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта / Л.В. Аристова // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 5.

2. Барышева, Н.В. Физическая культура и здоровый образ жизни: учебное пособие / Н.В. Барышева, П.А. Виноградов, В.И. Жолдак. - Самара, 2007.

3. Захаров М.А. Социология спорта: учебно-методическое пособие / М.А. Захаров. -2-е изд., перераб. и доп. - Смоленск: СГАФКСТ, 2008. - 216с.

4. Лисицкая, Т.С. Социологический анализ доминирующих мотиваций занимающихся в фитнес-клубах / Т.С. Лисицкая, С.И. Кувшинникова // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 2.

5. Моченов, В.П. Социологический анализ современных тенденций развития физической культуры в Российской Федерации / В.П. Моченов // Матер. докл. науч.-практ. конф. - М., 2005.

6. Столяров, В.И. Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения / В.И. Столяров // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 2007. - Вып. 2.

7. Столяров, В.И. От гуманистической теории спорта - к теории гуманизации соперничества / В.И. Столяров // Теория и практика физ. культуры. - 2004. - № 5.

8. «Все о фитнес-клубах России» - www.sportland-club.ru

9. «Учебник персонального тренера по фитнесу» - onfit.ru

10. «Последние тенденции развития фитнес-индустрии» - http://www.ideafit.com.

11. «Причины низкой физической активности в России» - http://aerobica.ru/index.htm

12. «Фитнес: работа и образ жизни» - http://www.drsquat.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.