Научная статья на тему 'Исследование некоторых критериев сферы фитнес-услуг'

Исследование некоторых критериев сферы фитнес-услуг Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
628
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ СФЕРЫ ФИТНЕС-УСЛУГИ / ПОСЕТИТЕЛИ ФИТНЕС-ЦЕНТРОВ / УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ ФИТНЕС-УСЛУГ / CRITERIA OF SPHERE OF FITNESS SERVICE / VISITORS OF THE FITNESS CENTERS / MANAGEMENT OF SPHERE OF FITNESS SERVICES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смирнов Станислав Игоревич

В статье рассматриваются некоторые критерии сферы фитнес-услуг, их влияние на потребности посетителей центров. Результаты исследования представляет интерес для руководителей фитнес-центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of some criteria of sphere of fitness services

The article considers some criteria of sphere of fitness services, their influence on demands of visitors of the centers. Results of research are of interest for heads of the fitness centers.

Текст научной работы на тему «Исследование некоторых критериев сферы фитнес-услуг»

сии II Здоровье, риск и безопасность сотрудников ГПС МЧС России : материалы межрегиональной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22 сентября 2005 года I С.-Петерб. ин-т Гос. противопожарной службы МЧС России. - СПб., 2005. - С. 85-94.

4. Стригельская, И. Ю. Психолого-педагогические условия интенсификация боевой и физической подготовки курсантов в вузах ГПС МЧС России II Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России. - СПб., 2003. - С. 67-69.

Контактная информация: ev_damaev@yandex.ru

УДК 796.07; 796.034.2

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ КРИТЕРИЕВ СФЕРЫ ФИТНЕС-УСЛУГ

Станислав Игоревич Смирнов, аспирант,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые критерии сферы фитнес-услуг, их влияние на потребности посетителей центров. Результаты исследования представляет интерес для руководителей фитнес-центров.

Ключевые слова: критерии сферы фитнес-услуги, посетители фитнес-центров, управление сферой фитнес-услуг.

RESEARCH OF SOME CRITERIA OF SPHERE OF FITNESS SERVICES

Stanislav Igorevich Smirnov, the post-graduate student,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

The article considers some criteria of sphere of fitness services, their influence on demands of visitors of the centers. Results of research are of interest for heads of the fitness centers.

Keywords: criteria of sphere of fitness service, visitors of the fitness centers, management of sphere of fitness services.

В данной статье излагаются результаты изучения некоторых критериев сферы фитнес-услуг [1-6]. В Санкт-Петербурге было проведено анкетирование посетителей фитнес-центров города. В ходе данного исследования предполагалось получить информации о том, какие фитнес-услуги являются наиболее привлекательными для посетителей фитнес-центров; какие мотивы и интересы побуждают их к занятиям в фитнес-центре, какова частота их посещений.

Анкета была условно разделена на две части. В первой части анкеты были сформулированы вопросы общего характера для выявления социально-демографических и профессиональных характеристик. Вторая часть - посвящена вопросам организационного и содержательного характера, а также вопросам, непосредственно выявляющих мотивацию занимающихся к тем или иным видам услуг, предоставляемым в фитнес-центрах.

Опрос проводился в фитнес-центрах Санкт-Петербурга: «Нептун», «Планета фитнес», «Спорт лайф», «Икс-фит». Количество участников анкетирования составило 202 человека, в числе которых было 104 женщины и 98 мужчин. Возрастные характеристики респондентов: 16-25 лет - 36,6%; 26-44 лет - 59,9% и старше 45 - 3,5%. Из приведенных данных видно, что основная возрастная группа респондентов составила посетителей в возрасте 26-44 лет.

Профессиональные характеристики респондентов занимающихся фитнесом: работники сферы бизнеса и торговли - 31,6%; работники сферы обслуживания - 32,7%; работники сферы образования - 4,5%; учащаяся молодежь - 22,8%; не работающие и

другие - 8,4%.

Из приведенных данных о профессиональных характеристиках видно, что наибольшее представительство в выборке занимают работники сферы бизнеса, торговли и обслуживания. Практически все участники опроса являются работниками умственного труда, то есть как раз та категория трудоспособного населения, которая остро нуждается в двигательной активности.

Критерий систематичности и длительности занятий физическими упражнениями важен со всех сторон. Он показывает устойчивый характер отношения посетителей к занятиям в фитнес-центре. Для руководителей и инструкторов он является показателем спроса на предлагаемые услуги. Опрос показал, что более 3-х лет фитнесом занимаются 20,3%, треть респондентов занимается менее года. То есть можно заключить, что респонденты удовлетворены занятиями и продолжают посещать фитнес-центры.

Другой критерий сферы фитнес-услуг дает возможность оценить частоту посещений фитнес-центра. Результаты, полученные в ходе анкетного опроса, представлены в таблице 1

Таблица 1

Частота посещений респондентами фитнес-центра (%)___________________

Род занятий респондентов один раз в неделю два раза в неделю три раза в неделю более 3-х раз в неделю

Работник сферы бизнеса и торговли 6,9 17,3 5,0 2,5

Работник сферы обслуживания 5,0 10,1 12,9 4,0

Работник сферы образования - 1,5 2,0 1,0

Учащаяся молодежь 3,0 13,8 1,5 4,5

Не работающий, другой 5,9 1,5 0,5 0,5

Итого: 20,8 44,2 21,9 12,5

Из таблицы следует, что более 65% респондентов посещают занятия от двух до трех раз в неделю, то есть соблюдают рекомендуемый оптимальный режим двигательной активности.

Рассматривая полученные данные с точки зрения профессионального рода занятий, то из содержания таблицы видно следующее. Наиболее активно посещают фитнес-центр работники сферы бизнеса и торговли, а также учащаяся молодежь.

Результаты изучения мотивации посещения фитнес-центра служат важным критерием функционирования сферы фитнес-услуг. Чтобы организовать деятельность центра важно ясно представлять, что от занятий фитнесом хотели бы получить те или иные группы населения. Анкетный опрос продемонстрировал разнообразие мотивов посещений фитнес-центров. Полученные данные по изучению мотивации посещений фитнес-центров приведены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты исследования мотивации посещения респондентами фитнес-клуба (%)

Род занятий респондентов Критерии

удовлетворение от общения коррекция веса укрепление здоровья профилактика и лечение коррекция фигуры

Работник сферы бизнеса и торговли 12,4 4,5 7,4 5,9 1,5

Работник сферы обслуживания 7,4 5,4 15,8 2,0 2,0

Работник сферы образования 2,0 0,5 1,0 0,5 0,5

Учащаяся молодежь 12,4 5,0 5,0 - 0,5

Не работающий, другой 2,5 5,0 0,5 - 0,5

Результаты опроса по всем группам респондентов свидетельствуют о том, что приоритетными факторами, определяющими мотивацию занятий респондентов в фитнес-центрах, являются: удовлетворение от общения, укрепление здоровья и внешний вид

(коррекция веса). В рейтинге мотивов занятий фитнесом не случайно на первом месте у респондентов стоит мотив «удовлетворение от общения», поскольку посещение фитнес-клуба становится элементом образа жизни, местом встречи с друзьями, коллегами, партнерами по бизнесу и т.д. Если рассматривать полученные данные по профессиональным категориям, то для работников сферы бизнеса выявленная тенденция сохраняется, для большинства этих работников общение является основным мотивом посещения фитнес-центра. Для работников сферы обслуживания приоритетным является мотив «укрепление здоровья». Вполне естественным выглядят результаты опроса среди учащейся молодежи, большинство из них связывает свое посещение фитнес-центров с возможностью общения с друзьями, а такой мотив как «профилактика и лечение» у них отсутствует.

Распределение ответов респондентов на данный вопрос позволяет заключить, что влияние профессиональной деятельности на мотивацию посещения фитнес-центров существует.

В результате анкетного опроса установлено, что 60% респондентов предпочитают групповые занятия фитнесом, 27,2% - самостоятельные и 12,8% - индивидуальные занятия с тренером или инструктором. Полученные данные дают полезную информацию для организации занятий в фитнес-центре.

Еще одним критерием, характеризующим рассматриваемую сферу может служить востребованность разнообразных фитнес-услуг. Это связано в первую очередь с тем, что в настоящее время большинство фитнес-центров предлагает широкий спектр дополнительных услуг. Анкетирование показало, что подавляющее большинство респондентов предлагаемыми дополнительными услугами не пользуются, или пользуются от случая к случаю. Довольно часто такими услугами пользуются работники сферы обслуживания -7,4%. Среди опрошенных оказалось 4,5% респондентов, посещающих центры, в которых дополнительные услуги отсутствуют. В целом по результатам ответов на данный вопрос можно констатировать, что профессиональная область деятельности респондентов на востребованность дополнительных услуг не оказывает большого влияния.

И, наконец, в таблице 3 приведены результаты исследования, связанного с ответами респондентов на один из важных вопросов о выборе того или иного вида двигательной активности в фитнес-центре.

Таблица 3

Предпочтения респондентов в различных видах занятий фитнесом (%)

Виды фитнес-услуг Род занятий респондентов

Работник сферы бизнеса и торговли Работник сферы обслуживания Работник сферы образования Учащаяся молодежь Не работающий, другой

1. Силовые тренажеры 9,9 7,4 1,5 5,0 3,5

2. Аэробика 4,5 3,5 0,5 2,5 1,0

3. Силовой урок 3,0 2,5 0,5 2,5 0,5

4. Аква-аэробика 2,5 3,0 0,5 1,5 -

5. Степ-аэробика 2,0 2,5 - 2,5 1,0

6. Йога 1,0 1,5 - 2,0 0,5

7. Танцы 1,0 1,0 - 3,5 0,5

8. Пилатес 1,5 1,5 - - 0,5

9. Кардиотренажеры 0,5 1,0 - 0,5 -

10. Бокс 1,0 1,0 - - 0,5

11. Стретчинг 0,5 2,5 - 0,5 -

12. Восточные единоборства 0,5 2,5 - 0,5 -

13. Колонетика 1,5 2,5 0,5 1,0 0,5

14. Тай Бо 0,5 0,5 - 0,5 -

15. Флекс 1,0 0,5 0,5 - -

16. Кикбоксинг 1,0 0,5 - 0,5 -

Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время в фитнес-центрах значительно расширился перечень физкультурно-оздоровительных услуг. У потребителей появилась реальная возможность выбора занятий, а у инструкторов центров - возможность более широкого индивидуального подбора видов двигательной активности для каждого конкретного посетителя.

С другой стороны, такая ситуация требует от руководителей центров активнее развивать различные оздоровительные направления в своей организации, подбирая соответствующих инструкторов, обеспечивая занятия необходимым спортивным оборудованием и инвентарем.

Результаты анкетного опроса занимающихся в фитнес-центрах свидетельствуют, во-первых, о том, что респонденты указали 16 видов фитнес-услуг, которые они выбрали для занятий. Во-вторых, наибольшее предпочтение они отдают силовым тренажерам -27,2% от общего числа респондентов, аэробике - 11,9% и силовому уроку - 8,9%. В-третьих, эти же виды фитнес-услуг доминируют в каждой из профессиональных групп, участвовавших в опросе. В-четвертых, результаты опроса дают возможность руководителям управлять процессом формирования предлагаемых услуг, учитывая спрос на рынке фитнес-услуг.

В заключение следует отметить, что выделенные критерии сферы фитнес-услуг, изучение их значений и влияний на спрос и предложение дают эмпирическую базу для принятия управленческих решений руководителями фитнес-центров по функционированию и развитию рассматриваемого физкультурно-оздоровительного направления. Причем изучение критериев сферы фитнес-услуг необходимо, на наш взгляд, осуществлять постоянно, что сделает процесс управления более эффективным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев, В.И. Проблема развития сферы фитнес-услуг в системе высшего образования // Пути модернизации физической культуры студентов : сб. науч-метод. работ. - СПб., 2005. - С. 106-126.

2. Григорьев, В.И. Стратегия формирования индустрии рекреации / В.И. Григорьев, В.С. Симонов. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2006. -208 с.

3. Кингисепп, М. Фитнес-клуб / М. Кингисепп. - М. : БИУ, 2005. - 64 с.

4. Пригода, Г.С. Содержание управления маркетингом предприятий сферы физкультурно-оздоровительных услуг : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пригода Г.С. -СПб., 2006. - 19 с.

5. Сайкина, Е. Г. Фитнес в школе : учеб.-метод. пособие / Е. Г. Сайкина. - СПб. : Утро, 2005. - 170 с.

6. Экономика физической культуры и спорта : учебное пособие / под ред. Е. В. Кузьмичевой. - М. : Физическая культура, 2008. - 480 с.

Контактная информация: prorektor_zao@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.