ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВОВ, ПОБУЖДАЮЩИХ К ЗАНЯТИЯМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ И ТРЕБОВАНИЙ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ МАСТЕРСТВУ ТРЕНЕРА Луценко А.В.
Национальный университет физического воспитания и спорта Украины
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос взаимосвязи мотивов занимающихся к занятиям оздоровительной аэробикой и требований, выдвигаемых к педагогическому мастерству специалистов по данному виду двигательной активности. Основными мотивами, побуждающими к занятиям оздоровительной аэробикой, являются стремление укрепления и сохранения здоровья - 24,57%; желание коррекции фигуры - 24,23 %; желание снизить массу тела - 18,77 %; тренировка основных мышечных групп - 18,09 %; изменение образа жизни - 8,19 %; реабилитация - 6,14 %.
Ключевые слова: оздоровительная аэробика, мотивы занимающихся, требования, педагогическое мастерство, тренер.
Анотація. Луценко А.В. Вимоги до педагогічної майстерності тренера з оздоровчої аеробіки на основі мотивів тих хто займається. У статті розглянуто питання взаємозв’язку мотивів, що спонукають до занять оздоровчою аеробікою та вимог до педагогічної майстерності спеціалістів даного виду рухової активності. Основними мотивами, що спонукують до занять оздоровчої аеробікою, є прагнення зміцнення й збереження здоров’я - 24,57%; бажання корекції фігури -24,23 %; бажання знизити масу тіла - 18,77 %; тренування основних м’язових груп - 18,09 %; зміна способу життя - 8,19 %; реабілітація - 6,14 %.
Ключові слова: оздоровча аеробіка, мотиви тих хто займається, педагогічна майстерність, тренер.
Annotation. Lutsenko A.V. The connection of motives stimulating to take sanitary aerobics and pedagogical skills of coach. The article tells about the issue of interconnection between the clients’ motives and the requirements towards the pedagogical mastery of specialists in this field of motor activity. The basic motives exciting to occupations by improving aerobics, the tendency of strengthening and conservation of health - 24,57 % are; desire of correction of a figure - 24,23 %; desire to lower mass of a body -18,77 %; training of the basic muscular bunches - 18,09 %; change of a mode of life - 8,19 %; an aftertreatment -6,14 %.
Key words: sanitary aerobics, motives, pedagogical mastery, trainer.
Введение.
Возросшая популярность оздоровительной
аэробики на сегодняшний день является тем фактором , который приводит к постоянному увеличению в нашей стране количества фитнес-центров, спортивно-оздоровительных клубов и студий, эффективная деятельность которых, в первую очередь, зависит от их конкурентоспособности. Правильно разработанная концепция клуба, оптимальное соотношение цены и качества предоставляемых услуг, максимальное удовлетворение интересов занимающихся, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов, все это неотъемлемая часть успешного функционирования клуба, а, кроме того, рычаги воздействия на постоянно присущую коммерческим организациям проблему привлечения и удержания клиентов.
Так возникает необходимость изучения мотивов занимающихся оздоровительной аэробикой с целью обеспечения более качественной подготовки тренеров-инструкторов, учитывающей всю специфику их деятельности. До настоящего времени в нашей стране не сложилась четкая система подготовки специалистов в области оздоровительной аэробики, однако резко возросла необходимость в тренерах-инструкторах высокого класса. Исследование такого рода могут быть использованы в ходе подготовки специалистов в области фитнеса.
Мотивы занимающихся оздоровительной аэробикой по данным публикаций весьма разнообразны. В ходе нашего анализа, определилась группа авторов Ю. Усачев (2006г.), Т. Барнавская (2000г.), Е.С. Губарева (2001г.)), результаты исследований которых свидетельствуют о том, что главным мотивом, побуждающим к занятиям оздоровительной аэробикой, является укрепление здоровья, Ю.В Воронова (2006г.) напротив, утверждает, что главной причиной посещения занятий оздоровительной аэробикой является желание коррекции фигуры и снижения массы тела. По данным же Е. Ю. Мельник (1999г.) преобладающим является желание занимающихся получать положительные эмоции от занятий (табл. 1).
Работа выполнена по плану НИР Национального университета физического воспитания и спорта Украины.
Формулирование целей работы.
Цель исследования - определить основные требования к педагогическому мастерству тренера
Таблица 1 Мотивы занимающихся оздоровительной аэробикой
Автор Укрепление здоровья Коррекция фигуры Эмоциональные Социальные Развитие физических качеств
Усачев (2006г.) 58 % 27 % 15% - -
Бернавская (2000г.) 47 % - - - -
Губарева (2001г.) 33.5% 28% - - -
Мельник(1999г.) 16.6% 15.6% 18.5% - 24.2%
Воронова(2006г.) 21.25% 58.75% 8.75% 11.25% -
по оздоровительной аэробике на основе мотивов занимающихся.
Задачи исследования:
1. Изучить вопросы мотивации занимающихся оздоровительной аэробикой и требований к тренеру по данным научно-методической литературы.
2. Исследовать мотивы занимающихся к занятиям оздоровительной аэробикой.
3. Определить требования к педагогическому мастерству тренера на основе полученных данных о мотивах занимающихся.
Результаты исследования.
Для определения основных мотивов, побуждающих к занятиям оздоровительной аэробикой, было проведено анкетирование, в котором приняли участие 100 человек занимающихся различными направлениями оздоровительной аэробики в фитнес-центре «Софийский».
Определено, что основными мотивами, побуждающими к занятиям оздоровительной аэробикой, являются стремление укрепления и сохранения здоровья - 24,57%; желание коррекции фигуры -
24,23 %; желание снизить массу тела - 18,77 %; тренировка основных мышечных групп - 18,09 %; изменение образа жизни - 8,19 %; реабилитация - 6,14 % (рис. 1).
Эти данные дают основания для определе- 3.
ния специальных требований к педагогическому мастерству тренера по оздоровительной аэробике с учетом специфики интересов занимающихся в фитнес-центре « Софийский»: 4.
1. Знание вопросов обеспечения сохранения здоровья.
2. Владение методикой использования упражнений с целью коррекции фигуры и снижения мас- 5.
сы тела.
3. Знание основ рационального питания, различных режимов питания, особенности диетических программ.
4. Знание психологии занимающихся с целью эффективного приобщения к системе здорового образа жизни.
По данным Т.Лисицкой, Л.Сидневой (2002г.) обобщенная модель специалиста-тренера включает три компонента: социальный, профессиональный и мотивационный. Главная роль при этом отводится компоненту психоэмоциональных качеств: отзывчивости, требовательности, дисциплинированности и др. Определенные нами требования относятся к профессиональному компоненту, при этом широкий спектр требований к профессиональному мастерству тренера по оздоровительной аэробике можно свести к оптимальному минимуму:
1. Иметь хорошую физическую форму, что обеспечит совершенную технику выполнения упражнений, а также станет визуальным стимулом для занимающихся.
2. Тренер должен постоянно быть в курсе новейших течений, изучая специальную литературу, посещая лекции и семинары ведущих специалистов в этой области и использовать полученные знания и умения в ходе своей трудовой деятельности.
Уметь составлять программы тренировок с учетом поставленных целей и задач, особенностей контингента занимающихся, а также принципам оздоровительной тренировки.
Организовывать занятие и занимающихся рационально используя время, пространство, а также специфические приемы вербального и невербального управления в ходе тренировки. Поддерживать дружественную атмосферу в коллективе при этом, соблюдая субординацию в
6%
■ Укрепление и сохранение здоровья □ Коррекция фигуры
НСнижение массы тела о Тренировка основных мышечных групп
И Изменение образа жизни 0 Реабилитация
Рис. 1. Распределение мотивов, побуждающих к занятиям оздоровительной аэробикой (данные указаны в
процентах).
отношениях с клиентами, обеспечивать высокую эмоциональность каждого занятия и поддерживать мотивационную основу занимающихся.
Так, важнейшей задачей, стоящей перед высшим образованием в области оздоровительной аэробики и фитнеса в ближайшее время, является разработка и внедрение механизмов обеспечения качества образовательного процесса, в том числе и на основе совершенствования содержания образования. На сегодняшний день общество нуждается в создании такой системы подготовки и образования специалистов по оздоровительной аэробике, которая обеспечивала бы всесторонность знаний в области физического воспитания, особенности и специфику оздоровительной аэробики и обеспечивала условия для формирования творческой личности, обладающей преобразующим интеллектом.
Выводы.
1. Анализ публикаций показал, что занимающиеся начинают и продолжают длительное время посещать тренировки оздоровительной аэробикой из совершенно разных побуждений, таких как: медицинские (исправление осанки, улучшение функционального состояния), эстетические (снижение массы тела, коррекция фигуры), личностные (знакомства), развлечение, повышение работоспособности, нормализация психического состояния. Соотношение данных мотивов в исследованиях различных авторов значительно отличаются.
2. По данным наших исследований определено, что основными мотивами, побуждающими к занятиям оздоровительной аэробикой, являются стремление укрепления и сохранения здоровья - 24,57%; желание коррекции фигуры -
24,23 %; желание снизить массу тела - 18,77 %; тренировка основных мышечных групп - 18,09 %; изменение образа жизни - 8,19 %; реабилитация - 6,14 %
3. Для обеспечения эффективной работы фитнес-центров и спортивных клубов необходимо изучение мотивов занимающихся с последующей разработкой на этой основе конкретных требований к тренеру с учетом контингента, непосредственно с которым будет осуществляться работа.
Дальнейшие исследования будут направлены на разработку практических приемов построения и проведения занятий с учетом мотивов конкретных групп занимающихся.
Литература.
1. Бернавская Т. Коррекция физического состояния женщин второго зрелого возраста на основе использования специализированных тенажерных комплексов //Олімпійський спорт і спорт для всіх: проблеми здоров’я, рекреації, сп. медицини та реабілітації: IV Між нар. наук. конгрес.-К., 2000.-С.564.
2. Воронова Ю.В. Особливості мотивації жінок, які займаються у фізкультурно-оздоровчих групах // Чернігівський держ. пед. ун-т. ім. Т.Г.Шевченка. Вісник Чернігівського держ. пед. ун-ту .Вип..35.-Чернігів, 2006.-С.50-53.
3. Губарева Е.С. Развитие педагогической технологии в оздоровительных видах гимнастики: Атореф. дис. канд.пед. наук. К., 2001. - 20 с.
4. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: В 2 т. Т I. Методика проведения. - М.: Федерация аэробики России, 2002. -216 с.
5. Мельник Е.Ю. Физическая активность в фитнесе для укрепления здоровья женщин (по результатам анкетирования) //Педагогіка, психологія та медико-біол. проблеми фіз.. виховання і спорту.- Харків,1999.-№7.-С.33-39.
6. Таран Ю.І. Порівняльний аналіз ефективності різних видів оздоровчої гімнастки для жінок 20-35 років(24.00.02).: Автореф. дис канд..пед.наук./УДУФВС.-К.,1998.-16с.
7. Усачев Ю. Особистісно-середовищні аспекти формування фізкультурно-оздоровчих пріоритетів фітнес-аудиторії // Теорія і методика фізичного виховання і спорту.- 2006.-№4.-С.37-40.
Поступила в редакцию 06.08.2007г.
МІНІ-ФУТБОЛ: ДОСЛІДЖЕННЯ ПОКАЗНИКІВ СТРУКТУРИ ФІЗИЧНОЇ ПІДГОТОВЛЕНОСТІ 11 - 14-РІЧНИХ ГРАВЦІВ
Максименко І. Г.
Луганський національний педагогічний університет імені Тараса Шевченка
Анотація. В статті наведено показники розвитку основних фізичних якостей футболістів, здобуті експериментальним шляхом, на які слід орієнтуватися в міні-футболі в процесі фізичної підготовки гравців віком 11 -14 років. Встановлено батарею тестів для визначення рівня розвитку основних фізичних якостей у футзалі. Рівень фізичної підготовленості гравців 11-14 років рекомендується оцінювати на основі використання контрольних вправ.
Ключові слова: гравці, фізичний, якості, показники, рівень, тест, вік, кваліфікація.
Аннотация. Максименко И. Г. Мини-футбол: исследование показателей структуры физической подготовленности 11 - 14-летних игроков. В статье приведены показатели развития основных физических качеств футболистов, полученные экспериментальным путем, на которые необходимо ориентироваться в мини-футболе в процессе физической подготовки игроков в возрасте 11-14 лет. Установлена батарея тестов для определения уровня развития основных физических качеств в фут-зале. Уровень физической подготовленности игроков 1114 лет рекомендуется оценивать на основе использования контрольных упражнений.
Ключевые слова: игроки, физический, качества, показатели, уровень, тест, возраст, квалификация. Annotation. Maximenko I.G. Mini-football: the research of structure of physical state of 11-14-year players. The main physical qualities parameters of 11-14-year mini-football players, which were determined by the experiment, are given in the article. The battery of tests for a level detection of development of the basic physical qualities in mini-football is established. The level of physical readiness of players of 11-14 years is recommended to be estimated on the basis of use of control exercises.
Key words: players, physical, qualities, parameters, level, test, age, qualification.
Вступ.
Загальновідомо, що фізична підготовка є однією з пріоритетних складових процесу спортивної підготовки у будь-якому виді спорту [2, 6, 7]. Високий рівень фізичної підготовленості поряд із