Научная статья на тему 'Активизация занятий по физической культуре школьников 7-11 лет с помощью оздоровительных видов гимнастики'

Активизация занятий по физической культуре школьников 7-11 лет с помощью оздоровительных видов гимнастики Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1109
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ГИМНАСТИКИ / ФіЗИЧНИЙ СТАН / ОЗДОРОВЧі ВИДИ ГіМНАСТИКИ / HEALTH BUILDING GYMNASTICS / PHYSICAL STATE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дейнеко А. Х.

В статье исследовано отношение к занятиям физической культурой детей 7-11 лет, выявлено их физическое состояние. Предлагается проводить дополнительные уроки по физической культуре, используя элементы спортивных и народных танцев, аэробики и фитнеса, как оздоровительных видов гимнастики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activization of studies of physical culture of pupils 7-11 years old with the help of health building gymnastics

In the article are investigated the attitude of children of 7-11 years old to studies of physical culture and physical state of the pupils 7-11 years old. It is offered to carry out additional lessons on physical training, using elements of sports and national dances, aerobics and fitness, as improving kinds of gymnastics.

Текст научной работы на тему «Активизация занятий по физической культуре школьников 7-11 лет с помощью оздоровительных видов гимнастики»

Проведенные исследования функционального состояния организма детей 8-11 лет с различным уровнем СЗ свидетельствует о том, что по показателям ЧСС, АДС, АДД наблюдается повышение значений на фоне снижения уровня СЗ. А по показателям ЖЕЛ, проба Штанге и Генче достоверное повышение результатов с повышением уровня СЗ. Выводы.

Выявлено, что наибольшее количество детей во всех половозрастных группах были отнесены к НУСЗ, всего лишь один ребенок на начало учебного года имел ВСУСЗ, детей с высоким уровнем СЗ выявлено не было; только для детей с НУСЗ было характерно изменение показателей в течение учебного года; выявлено наличие разницы между показателями физического развития детей с различным уровнем СЗ, так дети с более высоким уровнем физического состояния характеризуются более высоким уровнем физического развития и функциональными возможностями организма.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем физического развития и функционального состояния детей младшего школьного возраста с различным уровнем соматического здоровья.

Литература

1. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровья человека - СПб.: МГП “Петрополис”, 1992. - 123 с.

2. Вовченко И. И. Программирование занятий по оздоровительной ходьбе для детей младшего школьного возраста с различным уровнем физического состояния (24.00.02): Дис.. на соискание учен. степени канд. наук по ФВ и С./ НУФВСУ - К., 2003-204 с.

3. Гнатишин М.С. Здоров’я дівчат - підлітків як генофонд української нації. - Вінниця: ВДМУ, 1994.- 92 с.

4. Зайцев А.Г. Твое здоровье - СПб.: Детство-пресс, 2001. -96 с.

5. http://lib.sportedu.ru/Books/XXPI/2001n3/p41-46.htm

6. http://www.websib.ru/noos/psi/Biblio/child health.html

Поступила в редакцию 10.03.2007г.

АКТИВИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ШКОЛЬНИКОВ 711 ЛЕТ С ПОМОЩЬЮ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ВИДОВ ГИМНАСТИКИ

Дейнеко А. Х.

Харьковская государственная академия физической культуры

Аннотация. В статье исследовано отношение к занятиям физической культурой детей 7-11 лет, выявлено их физическое состояние. Предлагается проводить дополнительные уроки по физической культуре, используя элементы спортивных и народных танцев, аэробики и фитнеса, как оздоровительных видов гимнастики. Ключевые слова: физическое состояние, оздоровительные виды гимнастики.

Анотація. Дейнеко А. Х. Активізація занять з фізичної культури школярів 7-11 років за допомогою оздоровчих видів гімнастики. В статті досліджено відношення до занять фізичної культури дітей 7-11 років, виявлений їхній фізичний стан. Пропонується проводити додаткові уроки з фізичної культури, використовуючи елементи спортивних і народних танців, аеробіки й фітнесу, як оздоровчих видів гімнастики.

Ключові слова: фізичний стан, оздоровчі види гімнас-

тики.

Annotation. Deineko A.H. Activization of studies of physical culture of pupils 7-11 years old with the help of health building gymnastics. In the article are investigated the attitude of children of 7-11 years old to studies of physical culture and physical state of the pupils 7-11 years old. It is offered to carry out additional lessons on physical training, using elements of sports and national dances, aerobics and fitness, as improving kinds of gymnastics. Key words: health building gymnastics, physical state.

Введение.

В современных условиях возрастает роль поиска оптимальных средств и методов в сфере физической культуры, направленных на укрепление здоровья человека, одним из которых являются оздоровительные виды гимнастики. Они представляют собой систему специально подобранных упражнений, многообразие которых позволяет успешно решать задачи всестороннего физического воспитания, оздоровления, повышения работоспособности и поддержания жизнедеятельности человека. Они способствуют развитию основных физических качеств, формированию правильной осанки, точности и красоты движения.

В настоящее время здоровье человека рассматривается в тесной взаимосвязи с уровнем его двигательной активности, генетическими предпосылками, энергетическим потенциалом и образом жизни (Ю.В. Васьков, 2004).

Младший школьный возраст является важным периодом физического развития ребенка. В этом возрасте формируется осанка, приобретаются различные навыки, интенсивно развиваются двигательные качества: скоростно-силовые, гибкость и ловкость. В младшей школе закладывается фундамент для дальнейшего общего физического развития ребенка.

Не вызывает сомнений утверждение о наличии тесной зависимости между здоровьем детей, подростков и их двигательной активностью (А. Г Сухарев, 1991; ГЛ. Апанасенко, 1992; Андреева Е.В., 2002; Суворова Т.И., 2003).

Т.Ю. Круцевич (2003) указывает, что принцип оздоровительной направленности физического воспитания конкретизируется в физкультурно - оздоровительных технологиях, в том числе в оздоровительных видах гимнастики.

Как отмечает М. Л. Журавин (2002), главное назначение оздоровительных видов гимнастики заключается в том, чтобы укреплять здоровье человека, поддерживать на высоком уровне его физическую и умственную работоспособность в учебе, труде, повышать активность в трудовой и общественной деятельности.

Работа выполнена согласно плану НДР Харьковской государственной академии физической культуры.

Формулирование целей работы.

Цель исследования: выявить основные направления активизации занятий по физической культуре школьников 7-11 лет с помощью оздоровитель-

ных видов гимнастики.

Задачи:

1. Изучить отношение к занятиям физической культурой детей младшего школьного возраста;

2. Выявить физическое состояние детей 7-11 лет.

Результаты исследований.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических качеств детей. Формирование интереса детей младшего школьного возраста к занятиям физической культурой является необходимым условием дальнейшего полноценного развития организма. Воспитывать с раннего детства потребность в таких занятиях - значит формировать реальную базу для здорового образа жизни в дальнейшем (Сухарев, 1991). Поэтому для нас так важно было исследовать отношение детей младшего школьного возраста к занятиям физической культурой, а также выявить их физическое состояние.

Нами было проведено анкетирование детей 7-11 лет (116 человек). Исследование проходило на базе школы №67 Ленинского района г. Харькова в

октябре - ноябре 2006 года.

С помощью анкетирования изучалось отношение учащихся к занятиям физической культурой, их заинтересованность спортом, рассматривались заболевания и посещаемость уроков физической культуры. Вопросы анкеты отображены в таблице 1.

По результатам анкетирования детей 7-11 лет было выявлено, что более 20% детей имеют различного рода заболевания, 25% опрошенных указывают на заболевания дыхательной системы (гайморит - 4%, бронхит - 17%, бронхиальная астма - 2%, тонзиллит - 2% и др.). Нарушения деятельности сердечно - сосудистой системы присущи 12% учащихся (гипертония - 4%, гипотония - 4%, артроз - 4%). Заболевания желудочно-кишечного тракта наблюдаются у 7 % опрошенных (гастрит - 4%). Регулярно посещают занятия по физической культуре - 68% учащихся. Большинство ребят отмечают, что пропуски общеобразовательных занятий связаны с проблемой заболеваний (32%).

Интересен факт, что более 80% опрошенных знают о пользе занятий физкультурой и спортом,

Таблица 1

Анкета для учащихся младших классов школы № 67 г. Харькова

Класс_____________________

Дата рождения________________________________________________

Сколько раз болел в прошедшем учебном году (2005-2006 гг.)?_________________

Посещаешь ли ты уроки физической культуры?

I. Регулярно 2. Не регулярно

Нравятся ли тебе уроки физической культуры?

3. Да 4. Нет

Какие разделы учебной программы по физическому воспитанию тебе нравятся?

5. Легкая атлетика 6. Гимнастика 7. Спортивные игры 8. Футбол Знаешь ли ты о пользе занятий физической культурой?

9. Да 10. Нет

Посещаешь ли ты спортивную секцию в школе?

II. Да 12. Нет

Какую спортивную секцию ты будешь посещать в этом учебном году?

13. Спортивные танцы 14. ОФП 15. Мини-футбол Посещаешь ли ты спортивные соревнования?

16. Да 17. Нет

С кем ты ходишь смотреть соревнования?

18. С родителями 19. С друзьями

Что бы ты посоветовал другу, который не занимается физической культурой и спортом? 20. Заниматься спортом 21. Укреплять здоровье 22. Делать зарядку

а 88% детей с интересом посещают уроки физической культуры.

В разделе заинтересованность детей 7-11 лет различными видами спорта (из учебной программы), следует обратить внимание на то, что наибольшей популярностью среди учеников пользуются

спортивные игры (23%-72%), футбол (22%-42%), гимнастика (11%-35%) и легкая атлетика (1%-42%). На рисунке 1 отображены приоритеты учебной программы по физической культуре у детей 7-11 лет.

Опрос младших школьников позволил выявить их отношение и интерес к занятиям физкульту-

___Г

■И

и

Ег

□ 1 Посещение спортивной секции в прошлом учебном году

П 2 Не посещение спортивной секции в прошлом учебном году

□ 3 Спортивные танцы

□ 4 О Ф П

□ 5 Мини-футбол

Рис. 2. Проявление интереса к занк"*ссш в спортивных секциях школы № 67 г. Харькова у детей 7-11 лет

Таблица 2

Результаты тестирования

0

2 А

2 Б

3

4

рой: спортивные соревнования посещают 33%-60% детей; с родителями на соревнования приходят 28%-56%; с друзьями - 22%-69%; в спортивных секциях школы занимаются 14%-40% учеников.

Результаты проведенного анкетирования показали, что, не смотря на пропуски занятий по различным причинам, большинство детей с удовольствием посещают уроки физической культуры, увлекаются различными видами спорта, с интересом наблюдают за изменениями в спортивном мире.

Проявление интереса к занятиям в спортивных секциях школы №67 г.Харькова у детей 7-11 лет отображено на рисунке 2.

В период младшего школьного возраста наиболее интенсивно развиваются скоростно-силовые и координационные способности, а также отмечается значительное ускорение темпов развития всех систем организма.

Для выявления физического состояния детей 7-11 лет было проведено тестирование. Тестирование проводилось согласно условиям проведения государственных тестов, по общепринятой методике.

В результате тестирования были выявлены следующие показатели физической подготовленности занимающихся.

Комплексный тест для 3 -х классов: прыжок в длину с места предусматривает результат от 80 до 160 см. Результаты наших исследований этого же теста таковы: max результат - 140 см; min результат - 80 см. В 5-х классах этот же тест предусматривает результат: от 110 см до 175 см. У нас получились такие результаты: max - 180 см; min - 110 см.

По результатам этого теста мы можем утверждать, что уровень развития скоростно-силовых качеств у исследуемой группы детей недостаточен, однако наблюдается тенденция улучшения этих показателей у более старших детей.

Исследуя показатели ловкости (челночный бег 4Ч9 м), мы получили следующие результаты: 2-й класс - max - 16.0 с, min - 10,0 с; 3-й класс max - 14,5 с, min - 13,0 с; 4-й класс - maх - 16,0 с, min - 10,9 с; 5-й класс max - 14,0 с, min - 9,8 с. Сравнивая их с показателями комплексного государственного теста, мы видим, что полученные результаты значительно ниже, чем предложенные школьной программой.

Результаты теста на гибкость (наклон туловища вперед из положения сидя) показали, что во 2м классе результаты соответствуют показателям ориентировочного комплексного теста школьной программы, а в 3, 4, 5-х классах они даже выше.

Результаты данного тестирования отображены в таблице 2.

Выводы:

1. По результатам анкетирования было выявлено, что дети 7-11 лет с интересом посещают уроки физической культуры, знают о пользе занятий физкультурой и спортом. Наибольшей популярностью среди учеников пользуются спортивные игры, футбол, гимнастика и легкая атлетика.

2. По показателям тестирования школьников (2-5-х классов) были выявлены относительно низкие параметры физического состояния и двигательной подготовленности занимающихся. Полученные данные свидетельствуют о необходимости активизации занятий физической культурой.

3. С целью улучшения физической подготовленности детей 7-ІІ лет, мы предлагаем проводить дополнительные уроки по физической культуре, используя элементы спортивных и народных танцев, аэробики и фитнеса, как оздоровительных видов гимнастики.

Дальнейшие исследования предполагают изучение влияния оздоровительных видов гимнастики

на исследуемую возрастную группу детей.

Литература

1. Апанасенко Г. Л. Проблемы управления здоровьем человека // Наука в олимпийском спорте. - І999. - Спец. выпуск. - с. 56-60.

2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988.-208с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Васьков Ю.В., Пашков И.М. Рабочая тетрадь учителя І-4 классы. - Харьков: Торсинг, 2004. - с. 4-5.

4. Дубогай А.Д. Психолого-педагогические основы формирования здорового образа жизни школьников младших классов. - К., І99І. - ^3S.

5. Гимнастика./ Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова /: М. Асаdema, 2002. - с. 9-ІІ.

6. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, І99І. с. 272.

7. Теория и методика физического воспитания. / Под ред. Т.Ю. Круцевич, Т.І : Методика физического воспитания различных групп населения. - Киев: Олимпийская литература, 2003. - с. 390-393.

S. Основи здоровх я і фізична культура /Програма для загальноосвітніх навчальних закладів І-ІІ класи/ - Київ: «Початкова школа», 200І.

Поступила в редакцию І0.03.2007г.

МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВА СИСТЕМА ОЦІНКИ ЗНАНЬ МАЙБУТНІХ ФАХІВЦІВ З ОЗДОРОВЧОЇ ФІЗИЧНОЇ КУЛЬТУРИ

Демінська Л.О.

Донецький державний інститут здоров’я, фізичного виховання і спорту

Анотація. В даній статті автор розглядає зміст кредитно-модульної системи навчання студентів і модульно-рейтингову систему оцінки знань, їх значення в процесі професійної підготовці майбутніх спеціалістів з оздоровчої фізичної культури.

Ключові слова: модуль, кредит, рейтинг, студент, інноваційні технології, самостійна робота.

Аннотация. Деминская Л.А. Модульно-рейтинговая система оценки знаний будущих специалистов по оздоровительной физической культуре. В данной статье автор рассматривает содержание кредитно-модульной системы обучения студентов и модульно-рейтинговую систему оценки знаний, их значение в процессе профессиональной подготовке будущих специалистов по оздоровительной физической культуре.

Ключевые слова: модуль, кредит, рейтинг, студент, инновационные технологии, самостоятельная работа. Annotation. Deminskaya L.A. Module-rating system of estimation of knowledge of future specialists on a health physical culture. In the given article an author examines maintenance of the credit-module departmental teaching of students and module-rating system of estimation of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.