Научная статья на тему 'Физическое развитие и функциональное состояние детей младшего школьного возраста с различным уровнем соматического здоровья'

Физическое развитие и функциональное состояние детей младшего школьного возраста с различным уровнем соматического здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1816
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / УРОВНИ СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / СОМАТИЧНЕ ЗДОРОВ'Я / РіВЕНЬ СОМАТИЧНОГО ЗДОРОВ'Я / ФіЗИЧНИЙ РОЗВИТОК / ФУНКЦіОНАЛЬНі ПОКАЗНИКИ / SOMATIC HEALTH / LEVELS OF SOMATIC HEALTH / PHYSICAL DEVELOPMENT / FUNCTIONAL PARAMETERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гончарова Н. Н.

В статье охарактеризованы уровни соматического здоровья детей младшего школьного возраста по показателям физического развития и функциональным возможностям. Определена взаимосвязь между повышением характеристик и уровнем соматического здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical development and functional condition of children of junior school age with a various level of somatic health

In the article are characterized the levels of junior schoolchildren's somatic health on physical development parameters and functional ability. The interrelation between increase of characteristics and a level of somatic health is determined.

Текст научной работы на тему «Физическое развитие и функциональное состояние детей младшего школьного возраста с различным уровнем соматического здоровья»

оздоровительной физкультуры к программе «Фитнесс»). - Тольятти, 1998. -92с.

Поступила в редакцию 10.03.2007г.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ

СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Гончарова Н.Н.

Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

Аннотация. В статье охарактеризованы уровни соматического здоровья детей младшего школьного возраста по показателям физического развития и функциональным возможностям. Определена взаимосвязь между повышением характеристик и уровнем соматического здоровья.

Ключевые слова: соматическое здоровье, уровни соматического здоровья, физическое развитие, функциональные показатели.

Анотація. Гончарова Н.М. Фізичний розвиток і функціональний стан дітей молодшого шкільного віку з різним рівнем соматичного здоров’я. В статі охарактеризовані рівні соматичного здоров’я дітей молодшого шкільного віку за показниками фізичного розвитку та функціональних можливостей. Визначено взаємозв’язок між покращенням характеристик та рівнем соматичного здоров’я.

Ключеві слова: соматичне здоров’я, рівень соматичного здоров’я, фізичний розвиток, функціональні показники.

Annotation. Goncharova N.N. Physical development and functional condition of children of junior school age with a various level of somatic health. In the article are characterized the levels of junior schoolchildren’s somatic health on physical development parameters and functional ability. The interrelation between increase of characteristics and a level of somatic health is determined.

Key words: somatic health, levels of somatic health, physical development, functional parameters.

Введение.

Здоровье школьников всегда было и будет под пристальным вниманием общества, ведь здоровье школьников сегодня - здоровье нации в будущем [3].

Данные специальной научно-методической литературы свидетельствуют о том, что среди детей дошкольного и школьного возраста практически здоровыми являются около 14-15%. По данным [4] 60% детей младшего школьного возраста имеют высокий уровень нарушения адаптационных систем организма. Общее состояние здоровья учащихся школ ухудшается, наблюдается снижение порога жизнестойкости, выносливости, а также сокращение резервных сил организма.

Уже в детском возрасте наблюдается хронический дефицит двигательной активности, который является причиной нарушений физического развития.

Это объясняет причину необходимости определения уровня соматического здоровья детей школьного возраста, осуществление его диагностики и в соотвецтвии с этим избирательно применять

средства физического воспитания в процессе занятий и дифференцировать нагрузку.

Ряд ученых, рассматривали методы, повышения уровня соматического здоровья, средствами физического воспитания.Так одним из средств повышения уровня соматического здоровья Е.В. Да-виденко, В.П. Семененко определяют проведение закаливающих процедур [5]. И.И. Вовченко [2] эффективным средством повышения соматического здоровья детей младшего школьного возраста определена оздоровительная ходьба.

Вспециалной литературе уделялось большое внимание вопросам взаимосвязи уровня соматического здоровья и другими характеристиками организма детей. Так, освещались вопросы уровней двигательной активности детей младшего школьного возраста с различным уровнем соматического здоровья. Взаимосвязь уровня соматического здоровья (СЗ) и состояние психики рассмотрено Г. Г. Князевым [6].

В контексте поставленной проблемы значительный интерес вызывает изучение особенностей динамики показателей физического развития, функциональных особенностей дитей с различным уровнем СЗ.

Исследование проведено согласно сводному плану НИР Государственного комитета Украины по физической культуре и спорту в рамках темы 3.2.11.5 п «Автоматизированные системы контроля физического состояния детей школьного возраста».

Формулирование целей работы.

Цель исследования - изучение показателей физического развития и функциональных возможностей организма детей младшего школьного возраста, с различным уровнем соматического здоровья.

Задачи исследования: 1.Проанализировать распределение детей младшего школьного возраста по уровням соматического здоровья; 2.Охарактери-зовать изменение показателей физического развития и функциональных возможностей организма детей в течение учебного года; 3 .Определить различия в показателях физического развития и функциональных возможностей организма детей с разным уровнем соматического здоровья.

Методы и организация исследования. По общепринятым методикам мы определяли длину тела, массу тела, обхватные размеры (грудной клетки (ОКГ), плеча (ОП), талии (ОТ), бедра (ОБ)), частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление систолическое (АДС) и диастолическое (АДд), кистевую динамометрию учеников. Проводились функциональные пробы Штанге, Генче. Определялся уровень работоспособности по результатам пробы Руфье. Основу исследования составила методика Г. Л. Апанасенко [1]. В исследовании принимали участие 166 учеников 8-11 лет.

Результаты исследований.

Полученные данные, представленные в таблице 1, отображают динамику изменения показателей соматического здоровья учеников начальных

Таблица 1

Уровень соматического здоровья учеников 8-11 лет в течении учебного года (по методике Г.Л. Апанасенко), %

на начало года на конец года

8 лет 9 лет 10 лет 11 лет 8 лет 9 лет 10 лет 11 лет

низкий 69,56 68,42 70,21 58,82 61,29 76,19 70 69,70

ниже среднего 26,08 13,20 21,27 23,53 35,48 21,43 22,67 24,24

средний 4,34 11,32 8,51 17,65 3,23 2,38 3,33 6,06

выше среднего 7,06

классов, в течение учебного года.

Данные таблицы сведетельствуют о том, что в начале учебного года наибольшее количество детей имеющих низкий (НУСЗ) и ниже среднего уровня соматического здоровья (НСУСЗ) наблюдалось у детей 8 лет. Причина данного положения может быть связана с началом обучения в школе, которое характеризуется снижением объема двигательной активности и увеличением статической. Наличие большого числа учеников отнесенных к среднему уровню соматического здоровья (СУСЗ) у детей 11летнего возраста, а также наличие детей 9 летнего возраста с выше среднего уровнем СЗ, возможно, связано с процессом адаптации школьника к обучению в школе.

В конце учебного года ситуация несколько изменилась, у школьников 8 лет снизилось количество детей отнесенных к НУСЗ, в то время как во всех остальных возрастных группах данный показатель увеличился. Также наблюдается увеличение количества детей имеющих НСУСЗ во всех возрастных группах. В конце учебного года, детей с высоким и выше среднего уровня соматического здоровья выявлено не было.

В теченее учебного года произошли достоверные изменения показателей физического развития детей младшего школьного возраста с различным уровнем соматического здоровья: - у девочек 8 лет с НУСЗ наблюдается достоверное увеличение длины тела (р<0,5) с 129,56±6,67 см до 133,58±2,80 см; - у мальчиков 8 лет с НУСЗ наблюдается достоверное увеличение обхватных размеров талии 55,35±6,49 см до 57,08±5,40 см на конец учебного года.

Анализ показателей физического развития детей, имеющих различные уровни соматического здоровья. У мальчиков 10 лет масса тела достоверно выше у детей отнесенных к НУСЗ и составила 34,80±4,75 кг по сравнению с детьми, отнесенными к НСУСЗ - 29,24±2,68 кг. Аналогичная ситуа -ция наблюдается у девочек 10 лет, так достоверно более высокие показатели массы тела наблюдаются у детей с НУСЗ и уменьшаются с повышением уровня СЗ.

В результате анализа функциональных показателей деятельности сердечно- сосудистой и дыхательной системы, была определена следующая динамика изменения данных показателей. Достоверное повышение (р <0,05) показателей АДС в течение года наблюдается у девочек 9 лет с НСУСЗ. А так же

выявлено снижение показателей (р<0,05) ЧСС у мальчиков 9 лет с НУСЗ с 99,79±8,89 удЧмин-1 до 93,75±9,93 удЧмин-1.

Наибольшие изменения произошли в возрастной группе 10 лет, где у девочек с НУСЗ в течение учебного года произошло достоверное повышение (р<0,05) показателей ЖЕЛ, АДД, результатов проб Генче и Штанге. У мальчиков с НУСЗ достоверно повысились показатели ЖЕЛ с 1647,06±248,91 мл. до 1658,33±218,53 мл.

При анализе ЧСС в возрастных группах, а так же по уровню здоровья было выявлено наличие достоверных отличий. Так более низкие (р<0,05) значения ЧСС были характерны для учеников имеющих более высокий уровень СЗ. У девочек 8 лет с НУСЗ - 99,33±11,05 удЧмин-1 а у школьниц с НСУСЗ - 85,60±6,59 удЧмин-1. У девочек 9 лет с НУСЗ - 93,25±9,55 удЧмин-1, с НСУСЗ

85,71±6,47 удЧмин-1.

В показателях АДС отмечается повышение значений на фоне снижения уровня СЗ. У детей в возрастной группе 9 лет, как у мальчиков, так и у девочек отнесенных к НУСЗ более высокие показатели АДС (р<0,05), чем у детей с НСУСЗ и составили соответственно у девочек 102,45±7,36 мм. .рт. ст. и 93,67±2,31 мм..рт.ст., а у мальчиков 99,00±7,77 мм..рт.ст. и 84,50±4,20 мм..рт.ст.

По показателям АДд только в возрастной группе 10 лет у мальчиков было выявлено наличие достоверных отличий (р<0,05) между детьми с НУСЗ у которых показатель составил 62,25±6,14 мм..рт.ст. и НСУСЗ -54,86±4,71 мм..рт.ст.

Анализ ЖЕЛ выявил, что у мальчиков 8 лет и девочек 10 лет с НУСЗ показатели ЖЕЛ более низкие (р<0,05) чем у детей с НСУСЗ и составили соответственно у девочек 1400,00±219,63 мл и 1544,44±269,77 мл., а у мальчиков 1365,22±142,57 мл.

Проба Генче (задержка дыхания на выдохе) показала у мальчиков 10 лет с НСУСЗ более высокие (р<0,5) показатели 29,65±7,02 с по сравнению с НУСЗ - 22,89±6,31 с.

Анализ результатов пробы Штанге (задержка дыхания после вдоха) показал наличие достоверных отличий только в возрастной группе 9 лет у мальчиков. Так у детей с НСУСЗ показатели были ниже 21,79±2,71 с по сравнению с СУСЗ, где показатель составил 35,32±5,12 с.

Проведенные исследования функционального состояния организма детей 8-11 лет с различным уровнем СЗ свидетельствует о том, что по показателям ЧСС, АДС, АДД наблюдается повышение значений на фоне снижения уровня СЗ. А по показателям ЖЕЛ, проба Штанге и Генче достоверное повышение результатов с повышением уровня СЗ. Выводы.

Выявлено, что наибольшее количество детей во всех половозрастных группах были отнесены к НУСЗ, всего лишь один ребенок на начало учебного года имел ВСУСЗ, детей с высоким уровнем СЗ выявлено не было; только для детей с НУСЗ было характерно изменение показателей в течение учебного года; выявлено наличие разницы между показателями физического развития детей с различным уровнем СЗ, так дети с более высоким уровнем физического состояния характеризуются более высоким уровнем физического развития и функциональными возможностями организма.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем физического развития и функционального состояния детей младшего школьного возраста с различным уровнем соматического здоровья.

Литература

1. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровья человека - СПб.: МГП “Петрополис”, 1992. - 123 с.

2. Вовченко И. И. Программирование занятий по оздоровительной ходьбе для детей младшего школьного возраста с различным уровнем физического состояния (24.00.02): Дис.. на соискание учен. степени канд. наук по ФВ и С./ НУФВСУ - К., 2003-204 с.

3. Гнатишин М.С. Здоров’я дівчат - підлітків як генофонд української нації. - Вінниця: ВДМУ, 1994.- 92 с.

4. Зайцев А.Г. Твое здоровье - СПб.: Детство-пресс, 2001. -96 с.

5. http://lib.sportedu.ru/Books/XXPI/2001n3/p41-46.htm

6. http://www.websib.ru/noos/psi/Biblio/child health.html

Поступила в редакцию 10.03.2007г.

АКТИВИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ШКОЛЬНИКОВ 711 ЛЕТ С ПОМОЩЬЮ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ВИДОВ ГИМНАСТИКИ

Дейнеко А. Х.

Харьковская государственная академия физической культуры

Аннотация. В статье исследовано отношение к занятиям физической культурой детей 7-11 лет, выявлено их физическое состояние. Предлагается проводить дополнительные уроки по физической культуре, используя элементы спортивных и народных танцев, аэробики и фитнеса, как оздоровительных видов гимнастики. Ключевые слова: физическое состояние, оздоровительные виды гимнастики.

Анотація. Дейнеко А. Х. Активізація занять з фізичної культури школярів 7-11 років за допомогою оздоровчих видів гімнастики. В статті досліджено відношення до занять фізичної культури дітей 7-11 років, виявлений їхній фізичний стан. Пропонується проводити додаткові уроки з фізичної культури, використовуючи елементи спортивних і народних танців, аеробіки й фітнесу, як оздоровчих видів гімнастики.

Ключові слова: фізичний стан, оздоровчі види гімнас-

тики.

Annotation. Deineko A.H. Activization of studies of physical culture of pupils 7-11 years old with the help of health building gymnastics. In the article are investigated the attitude of children of 7-11 years old to studies of physical culture and physical state of the pupils 7-11 years old. It is offered to carry out additional lessons on physical training, using elements of sports and national dances, aerobics and fitness, as improving kinds of gymnastics. Key words: health building gymnastics, physical state.

Введение.

В современных условиях возрастает роль поиска оптимальных средств и методов в сфере физической культуры, направленных на укрепление здоровья человека, одним из которых являются оздоровительные виды гимнастики. Они представляют собой систему специально подобранных упражнений, многообразие которых позволяет успешно решать задачи всестороннего физического воспитания, оздоровления, повышения работоспособности и поддержания жизнедеятельности человека. Они способствуют развитию основных физических качеств, формированию правильной осанки, точности и красоты движения.

В настоящее время здоровье человека рассматривается в тесной взаимосвязи с уровнем его двигательной активности, генетическими предпосылками, энергетическим потенциалом и образом жизни (Ю.В. Васьков, 2004).

Младший школьный возраст является важным периодом физического развития ребенка. В этом возрасте формируется осанка, приобретаются различные навыки, интенсивно развиваются двигательные качества: скоростно-силовые, гибкость и ловкость. В младшей школе закладывается фундамент для дальнейшего общего физического развития ребенка.

Не вызывает сомнений утверждение о наличии тесной зависимости между здоровьем детей, подростков и их двигательной активностью (А. Г Сухарев, 1991; ГЛ. Апанасенко, 1992; Андреева Е.В., 2002; Суворова Т.И., 2003).

Т.Ю. Круцевич (2003) указывает, что принцип оздоровительной направленности физического воспитания конкретизируется в физкультурно - оздоровительных технологиях, в том числе в оздоровительных видах гимнастики.

Как отмечает М. Л. Журавин (2002), главное назначение оздоровительных видов гимнастики заключается в том, чтобы укреплять здоровье человека, поддерживать на высоком уровне его физическую и умственную работоспособность в учебе, труде, повышать активность в трудовой и общественной деятельности.

Работа выполнена согласно плану НДР Харьковской государственной академии физической культуры.

Формулирование целей работы.

Цель исследования: выявить основные направления активизации занятий по физической культуре школьников 7-11 лет с помощью оздоровитель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.