ПУТИ УCOBEPШEHCТBOBAHИЯ КPEДИТИQ-MQДУЛЬИQЙ QPГAИИЗAЦИИ УЧEБИQГQ ПPOЦECCA ПО ФИЗИЧECКQMУ BQCПИТAИИЮ CТУДEHТQB (ИЗ ОПЫ^ MAPИУПQЛЬCКQГQ ГQCУДAPCТBEИИQГQ ГУMAИИТAPИQГQ УHИBEPCИТEТA)
Хандога Я. В., Хандога В. И.
Мариупольский государственный гуманитарный университет
Aннотaция. В статье определены пути оптимизации учебного процесса по физическому воспитанию студентов Мариупольского государственного гуманитарного университета. Выявлены причины низкой заинтересованности студентов в физическом самосовершенствовании. Теоретически обоснована и экспериментально подтверждена необходимость обязательного тестирования уровня соматического здоровья студентов вузов
Ключевые слова: кредитно-модульная организация, физическое воспитание, соматическое здоровье.
Aнотaція. Хандога Я.Б., Хандога B.I. Шляхи вдосконалення кредитно-модульної організації навчального процесу з фізичного виховання (з досвіду Maріупольського державного гуманітарного університету). У
статті визначені шляхи оптимізації навчального процесу з фізичного виховання студентів Маріупольського державного гуманітарного університету. Виявлено причини низької зацікавленості студентів у фізичному самовдосконаленні. Теоретично обґрунтована й експериментально підтверджена необхідність обов'язкового тестування рівня соматичного здоров'я студентів вузів.
Ключові слова: кредитно-модульна організація, фізичне виховання, соматичне здоров’я.
Annotation. Khandoga Y.V., Khandoga V.I. The ways of credit-modular system improvement in students’ physical education (based upon Mariupol State University of Humanities). The article carries out the ways of intensification of students’ physical education at Mariupol State University of Humanities. It gives a vivid picture of their attitude towards physical education emphasizing the main reasons of students’ low personal interest in physical self-perfection. The necessity of compulsory testing of the level of students’ somatic health has been confirmed and substantiated in theory and by experiment.
Key words: credit-module organization, physical education, somatic health .
Bведение.
Кардинальные общественно-экономические изменения, которые происходят в государстве в последние годы, требуют трансформации структуры, содержания и направленности физического воспитания студентов вузов, а присоединение Украины к Болонскому процессу и соответственно внедрение кредитно-модульной технологии обучения предусматривает последующую гуманизацию и демократизацию учебного процесса [7,9].
Гуманизация обучения - это построение педагогического процесса с учетом личной заинтересованности студента, формирование и реализация его внутренних потребностей на занятиях по физическому воспитанию.
Учитывая гуманистическую сущность физического воспитания, вполне правомерно считать его оздоровительную направленность главным критерием эффективности всего учебного процесса по этой дисциплине [5].
Одним из направлений реализации этого важнейшего звена государственной политики в сфере образования является целевая комплексная программа " Физическое воспитание - здоровье нации", утверждённая Указом Президента Украины от 1 сентября 1998 года № 963/98. Эта программа разработана в соответствии с законом У краины “О физической культуре и спорте” и определяет необходимые изменения в подходах общества к укреплению здоровья человека как к наивысшей гуманистической ценности. В программе отмечается, что в Украине сложилась критическая ситуация состояния здоровья населения. Резко выросла заболеваемость, в том числе гипертонической болезнью - в три раза, стенокардией - в 2,4 раза, инфарктом миокарда - на 30 процентов [10].
Неудовлетворительное состояние здоровья населения ведет к снижению средней продолжительности жизни на Украине, которая на 10-15 лет короче, чем в США, Японии, Франции и других, экономически развитых странах [4].
На основе специально проведенного наблюдения эксперты “Фонда свободы” сделали прогноз: до 2050 года население Украины, при нынешних темпах снижения, может сократиться на 17 миллионов и составить 32 миллиона.
Прогноз “Фонда Свободы” подтверждается и независимыми наблюдениями, проведенными экспертами ООН по проблемам демографии. Исходя из их выводов, население Украины до 2050 года уменьшится почти на 40%, то есть до 32 миллионов [6]. Т аким образом, оба независимых прогноза совпадают в своих выводах.
Состояние экологии, стрессы, малоподвижный образ жизни, приводят к значительному ухудшению здоровья и, как следствие, физической подготовленности молодежи. Демографическая ситуация Украины представляет серьезную опасность, которая ведет к резкому ослаблению политического, экономического и оборонного потенциала государства [1]. По данным главного организационно мобилизационного управления Г енштаба ВС Украины из 60 тысяч юношей, которых призывают на военную службукаждый год, только 15,5
тысяч считаются практически здоровыми. По данным Министерства образования и науки У краины, почти 90% украинских детей, учеников и студентов имеют отклонения в состоянии здоровья, более 50% -неудовлетворительную физическую подготовленность Количество детей-инвалидов в Украине увеличилось с 1999 года на 28,5 тысяч и на данный момент составляет 150,3 тыс. детей, более 78% из них - дети 7-14 лет [3].
Приведенная статистика указывает на негативные явления, которые складываются с годами в украинской нации с проблемами здоровья и долголетия и не может не настораживать.[2].
Именно поэтому приоритет здоровья должен стать системообразующим фактором и идеологической основой всей мегасистемы физического воспитания студенчества На принципах приоритета здоровья должны формироваться теоретическое и практическое содержание учебной программы по физическому воспитанию, а также разрабатываться технологии кредитно-модульной системы ее преподавания. Эффективная реализация этого направления может быть осуществлена при условиях внедрения в вузах обязательного тестирования класса соматического здоровья студентов [4].
Но анализ исследований и последних публикаций позволяет определить несоответствие преподавания физического воспитания в ВУЗе современным требованиям общества.
Еще одна проблема, с которой сталкивается преподаватель на пути реализации оздоровительногуманистической концепции физического воспитания - низкая заинтересованность студентов в физическом самосовершенствовании [8].
В связи с этим, необходимо широко использовать инновационные технологи в организации учебного процесса, что предполагает активное участие студента в процессе обучения (а не пассивное усвоение информации).
Работа выполнена в соответствии с планом НИР Мариупольского государственного гуманитарного университета.
Формулирование целей работы.
Цель исследования - определить пути усовершенствования кредитно-модульной организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов Мариупольского государственного гуманитарного университета.
Методы исследования: анализ и обобщение литературных источников, документации; анкетирование; контент-анализ; опрашивание; педагогические наблюдения; экспресс-оценка уровня соматического здоровья.
Организация исследования. С целью оптимизации учебного процесса по физическому воспитанию, студентам Мариупольского государственного гуманитарного университета было предложено письменно дать оценку современному процессу физического воспитания.
Исследования были организованы в сентябре 2006г. на базе Мариупольского государственного гуманитарного университета и проводятся в настоящее время.
В исследованиях приняли участие 224 студента1-II курсов.
Результаты исследования.
Предварительные исследования позволили выявить причины низкой заинтересованности студентов в физическом самосовершенствовании. Наиболее существенными, которые обратили на себя внимание, были следующие: “отсутствие информации о собственном состоянии здоровья” - так считают 89 % респондентов, “отсутствие поощрения, если результат теста выше, чем на отлично” - 70 %, “отсутствие стимула для занятий физической культурой’ - 45 %.
После проведения исследования мотивационной сферы на основе анкетирования и опрашивания студентов нами была разработана инновационная технология кредитно-модульной организации педагогического процесса и в сентябре 2008 года в рабочую программу занятий по физическому воспитанию были внесены коррективы. Во-первых, в первом семестре отдельным модулем, который предшествовал всем остальным, было предусмотрено тестирование класса соматического здоровья по методике Г.Л. Апанасенко. Во-вторых, при оценке результатов тестирования физической подготовленности была введена система бонусов.
Занятия были организованы следующим образом. Студенты получали текстовый материал с описанием методики и таблицами оценки класса соматического здоровья, а также анкету обследования. На последующих занятиях непосредственно проводились антропометрические измерения, оценка сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Инструктаж проводился как в начале обследования, так и непосредственно перед каждым измерением. Далее студенты вносили показатели в анкету обследования и самостоятельно выполняли расчеты: индекса массы тела, жизненного, силового индекса, индекса Робинсона, а также оценивали (в баллах) время восстановления ЧСС после 20 приседаний. Таким образом, студенты были не просто субьектом исследования и сторонними наблюдателями процесса, а принимали активное участие в определении уровня собственного здоровья.
Студент, который овладел методикой экспресс-оценки уровня соматического здоровья получал 10 баллов.
Оценка уровня здоровья студентов 1-11 курсов показала, что 25% - имеют низкий уровень здоровья, 42,4 % - уровень здоровья ниже среднего, 27,2 % - средний уровень здоровья, 4,5 % - уровень здоровья выше
среднего, а студентов с высоким уровнем уровень здоровья не было выявлено вообще. Эти данные еще раз подтверждают тот факт, что теоретическое и практическое содержание учебной программы по физическому воспитанию, должно базироваться на приоритетах здоровья.
Что касается «поощрения, если результат теста выше, чем на отлично», то с целью повышения мотивации студентов к физическому самосовершенствованию, нами была разработана система бонусов. Если студент показал результат, который превышает тот, за который начисляется 10 баллов, ему делают такие надбавки: в беге на 30м и челночном беге - 1 балл за каждую 0,1 с улучшения времени; в беге на 800 и 1000м -1 балл за каждые 5 с улучшения времени; в прыжках в длину с места - 1 балл за каждые 5 см увеличения дальности прыжка; в поднимании туловища в сед и поднимании прямых ног в висе - 1 балл за каждое дополнительное упражнение; в наклоне туловища вперед из положения сидя - 1 балл за каждый 1 см улучшения достижения; в подтягивании на перекладине - 1 бал за каждое дополнительное подтягивание; в прыжках через скакалку - 1 балл за каждый последующий прыжок; в приседании на одной ноге - 1 балл за каждое дополнительное приседание; в прыжках вверх с места - 1 балл за каждый сантиметр увеличения высоты прыжка.
Таким образом, кредитно-модульная организация учебного процесса по физическому воспитанию позволила студентам увеличить количество набранных баллов за счет сильнейших физических качеств, тем самым повысить уровень успеваемости.
Выводы.
Несмотря на то, что исследования продолжаются в настоящее время, уже по окончании первого семестра представляется возможным сделать вывод о том, что инновационная технология организации педагогического процесса позволила усовершенствовать кредитно-модульную организацию физического воспитания студентов Мариупольского государственного гуманитарного университета.
Информирование студентов о состоянии соматического здоровья, а также система бонусов при оценке результатов тестирования физической подготовленности стали мощным стимулом для повышения заинтересованности студентов в физическом самосовершенствовании, что также способствует улучшению здоровья.
Перспективы дальнейших исследований. Разработать индивидуализированную программу для повышения уровня здоровья и экспериментально проверить ее эффективность.
Литература
1. Апанасенко Г.Л. Валеология: первые итоги и ближайшие перспективы // Теория и практика физической культуры - 2001. - № 6. - С. 2-8.
2. Батуев А.С. Психическое и физическое здоровье молодежи // Валеология - 2000. - № 1. - С. 44-47.
3. Верблюдов І.Б. Оптимізація індивідуальної тренувально-оздоровчої програми для студентів вищих
педагогічних навчальних закладів: Дис...к. наук з ф. в. та спорту / 24.00.02. - Харків, 2007. - С. 5 - 6.
4. Здоровье и образование: Материалы Международного конгресса валеологов / Под ред. В.В. Колбанова -СПб., 1999. - 250 с.
5. Зеленюк О., Бикова А. Трансформація навчальної дисципліни “Фізичне виховання” у контексті Болонської декларації // Молода спортивна наука України: Зб. наук праць з галузі фізичної культури та спорту. Вип. 10: У 4-х т. - Львів: НФВ “У країнські технології”, 2006. - Т. 3 - С. 373 - 378.
6. Міхільов О.Д. Валеологічне мислення - життєвий імператив людства XXI століття // Формування і збереження здоров’я підростаючого покоління як обов’язковий компонент системи національної освіти. -К.: ІЗМН, 1997. - С.
7. Наказ Міністерства освіти і науки України від 04.07.05 № 4.1- 2036 “Про основні завдання вищих
навчальних закладів на 2005 - 2006 навчальний рік”: Вища школа, № 4. - 2005 - С. 88 - 95.
8. Пилипей Л.П., Остапенко Ю.О. Експериментальна оцінка проектування засобів професійно-прикладної фізичної підготовки студентів Української академії банківської справи Національного банку України // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: наукова монографія за ред. проф. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2007. - № 11. - С. 172 - 175
9. Приходько В.В. Болонський процес і майбутнє вузівського фізичного виховання // Теорія і практика фізичного виховання - 2004. - № 2. - С. 31-36.
10. Цільова комплексна програма „Фізичне виховання - здоров’я нації”. - К., 1998. - 48 с.
Поступила в редакцию 14.04.2008г.