Medical Association. 252. 487-490.
5. Olsen E. 1986, August. How running relieves stress. The Runner. З8-4З, 82.
6. Jacobscn E. (1988) Progressive relaxation Chicago: University of Chicago Press.
7. Вихляєв Ю.М. Корекція функціонального стану студентів технічними засобами./ Монографія. К.: ІВЦ “Видавництво «Політехніка»”, 2006.- 306 с.
Надійшла до редакції 10.0З.2007р.
АНТРОПОЭТИКА КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Гетман В. А., Новицкий Ю. В. Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт»
Аннотация. Предлагается направление в образовательном процессе, основанное на философско-мировоззренческом подходе в формировании мотивационной основы построения здоровья. В формировании здоровья можно выделить концептуальные подходы в построении национальных систем оздоровления; педагогические основы психо-физического воспитания, образования и подготовки к жизнедеятельности человека. Ключевые слова: антропоэтика здоровья, формирование здоровья, образовательное направление, методология здорового образа жизни, технология здорового способа жизни.
Анотація. Гетман В.О., Новицький Ю.В. Антропоетика як інноваційний напрям освітянського процесу. Пропонується напрям в освітянському процесі, який оснований на філософсько-світоглядному підході в формуванні мотиваційної основи побудови здоров’я. У формуванні здоров’я можна виділити концептуальні підходи в побудові національних систем оздоровлення; педагогічні основи психофізичного виховання, освіти й підготовки до життєдіяльності людини.
Ключові слова: антропоетика здоров’я, формування здоров’я, освітянський напрям, методологія здорового способу життя, технологія здорового способу життя. Annotation. Getman V.A., Novitskij Y.V. Anthropoetics as an innovation direction of an educational process. The direction based on philosophical world outlook method in creating motivational base of developing health, is proposed. In formation of health it is possible to allocate conceptual approaches in construction of national systems of improvement; pedagogical bases of psychophysical education, education and preparation for ability to live of the person.
Key words: anthropoetics of health, health creation, educational direction, methodology of healthy lifestyle, technology of healthy living.
Введение
Ретроспективный анализ решения проблем оздоровления человека дает основание утверждать, что в традиционном подходе к построению системы оздоровления через физическое воспитание существует целесообразность, но которая не решает вопросы социального, экологического и техногенного характера, ведущие к антропологической катастрофе. Современный мир, с его ужесточающимися требованиями и условиями выживания, ставит новые, иногда не стандартные и более глобальные требования к формированию принципиальных положений системы оздоровления, направленных на увеличение адаптационного потенциала личности
для устойчивости к воздействию экоцидных факторов цивилизации [4,7]. Все более проявляется парадокс, когда общая целевая функция существования живых систем - выжить и размножиться - заводит человечество в антропологическую и экологическую катастрофу. Поэтому отсутствие современной концептуальной основы универсальной образовательной парадигмы формирования здоровья и методологического подхода в понимании и построении системы оздоровления не позволяет решать необходимые вопросы образовательного характера -подбора и расширения соответствующих учебных предметов и дисциплин. При этом не учитывается философско-мировоззренческие базовые положения здоровья, что не позволяет подходить к решению вопросов наполнения необходимым содержанием существующих учебных дисциплин при формирования новых или интегрированных курсов [6].
Содержание предлагаемого образовательного направления и понятия «антропоэтика здоровья» (антропоэтика состоит от слов греческого происхождения «антропос» - человек и «этикос» -мораль, нравы, характер, темперамент), основано на философской парадигме и методологическом подходе к формированию здоровья. Это достаточно инновационное направление можно отнести к области гуманитарных знаний с главной образовательной задачей формирования системы построения здоровья человека в социальной и природной среде обитания. Как валеологическое направление в виде системных знаний и необходимых умений может быть применено в сфере образования и воспитания человека, а также в государственных структурах системы охраны здоровья и сохранения окружающей среды. За последние годы решение современных проблем формирования системы оздоровления затрагивали в своих работах, в частности, академики В.П.Петленко с группой соавторов [5] и Н.М. Амосов [1]. В их трудах изложены основные обобщающие взгляды на пути построения здоровья и здорового общества через морально-нравственные и интеллектуальные критерии жизнедеятельности человека.
Работа выполнена по плану НИР национального технического университета Украины «КПИ».
Формулирование целей работы.
Свои представления в построении здоровья человека и основные положения концепции формирования системы оздоровления, нами изложены с точки зрения воспитания психоэмоциональной сферы жизнедеятельности, в том числе и в области физической культуры в широких рамках развития данного направления [2, 3]. Поэтому целью нашей работы является обоснование и создание в системе физической культуры, интегрального оздоровительного направления, которое бы формировало мировоззрение для воспитания человека. Данный подход предполагает формирование личности не только для повышения профессиональной или общефункцио-
нальной готовности, а как воспитание человека, формирующего свои потребности, в том числе оздоровительные, через этические нормы отношения к природе и социуму. Без учета выше сказанных положений, говорить о здоровье можно только с позиций анализа функционирования органов и физиологических систем организма.
Результаты исследований.
Результаты исследований: анализ влияния внешних и внутренних факторов на состояние организма позволяет говорить о содержании понятия «антропоэтика здоровья» как о системе применения моральных, этических и нравственных норм, отражающей национальные культурные ценности и особенности, которые направлены на осознанное формирование душевного равновесия, телесного здоровья и гармонии сосуществования с окружающей средой.
Особенностью предлагаемого образовательного направления являются следующие положения:
1. Разработка и реализация инновационных оздоровительных проектов, учитывающих современное состояние экологических и социальных проблем.
2. Значение человека в формировании и сохранении природной среды обитания.
3. Конкретизация требований к интеграционным и системным процессам цивилизации.
В качестве учебно-образовательного, воспитательного направления «антропоэтика здоровья» должна ориентировать человека на овладение методологическим подходом и программированием сложного процесса построения комплекса технологий оздоровления в среде обитания индивидуума, на гармонизацию жизнедеятельности человека с естественными процессами в среде обитания и оптимизацию применения современных технологий цивилизации [4,7]. Ретроспективный анализ позволяет утверждать, что известная и общепринятая система организации физического воспитания и оздоровления человека, построенная на технологиях совершенствования различных двигательных действий, а также на передаче некоторых знаний, умений и навыков профилактики заболеваний далеко не эффективна [1,6]. Обобщенным, базовым недостатком такого подхода в организации оздоровления является его материалистическая направленность, отражаемая конкретными показателями в критериях оценки - метрами, секундами, килограммами и т.п. и, повлекшая, таким образом, возникновение технологий совершенствования систем организма с искусственным их объединением в показатели дееспособности человека в тех же метрах, секундах и килограммах. Это ведет к тому, что человек рассматривается как организм, основу жизнедеятельности которого составляют показатели функционирования его систем. И в нынешнем образовательном процессе мотивационный фактор к занятиям оздоровительной или общефункциональной направленности но-
сит искусственный характер. При этом далеко не всегда человек рассматривается как личность, основу действий которого составляют психические процессы, побуждающие человека к видам жизнедеятельности, вызывающие душевные переживания, соответствующие эмоции и, тем самым, изменения в функционировании систем организма [6, 2]. В противовес директивному характеру формирования оздоровительных потребностей, воспитание и
формирование психоэмоциональной сферы жизнедеятельности дает возможность управлять индивидуальными оздоровительными запросами и потребностями, опираясь на естественные индивидуальные ценностные ориентиры. Отмеченная разобщённость между воспитанием психической стороны, создающей личность и морально-нравственные, этические критерии существования, и материалистической стороной удовлетворения системообразующих факторов жизнедеятельности, привела к разновекторности формирования человека. Это произошло не на основе универсального базисного критерия человеческого бытия - психоэмоциональной составляющей, а как удовлетворение спектра потребностей материалистического характера. История показывает, что результат все мы имеем отрицательный, как в аспектах собственного здоровья и долголетия, так и в сфере глобальных проблем окружающей природы [5, 6].
Прежде всего, для понимания термина «здоровье» с валеологической точки зрения, необходимо рассмотреть критерии его оценки. Издавна считалось, что основным показателем здоровья является долголетие. Но при ближайшем рассмотрении этого тезиса, корреляция качества здоровья с прожитыми годами не всегда просматривается. Можно списать рост смертности людей трудоспособного возраста на постсоветском пространстве на экологические и социальные проблемы. Но относительно высокий возрастной порог смертности в развитых странах, объясняемый достижениями медицины, существует при большой частоте случаев онкологических заболеваний, наркомании, алкоголизма и суицида. Безусловно, правы академики В.П.Пет-ленко, А.И.Субетто и другие специалисты-валеоло-ги, объединившие проблему оздоровления в решение комплекса вопросов экологического, социального характера и человеческого фактора, замыкающего на себя все.
Для фундаментального понимания технологий оздоровления, исходя из концепции, что здоровье это состояние равновесия между адаптационными возможностями организма и условиями меняющейся среды обитания, необходимо раскрывать связь адаптационных резервов человека с его способом жизни. Поэтому логичным является утверждение, что психика как основа приспособительных механизмов, является базисом для формирования индивидуальных программ оздоровления. Она же ответственна за мотивационную сферу выбора деятельности каждого индивидуума.
Одним из направлений внедрения техноло-
гий оздоровления, на современном этапе стандартизации образования, можно предложить подход на основе технологий фитнесса. Рассматривая фитнесс как достаточно интегративную и гибкую систему применения физических упражнений с решением локальных задач соответствующих направлений (общефункционального, оздоровительного, спортивного или прикладного) и, которая вошла в общемировой понятийный аппарат системы физической культуры и спорта, оздоровления и образования, целесообразно проанализировать её на предмет возможной эффективности в решении оздоровительных задач [4, 7].
Прежде всего, оздоровление с помощью фитнесс-программ опирается на индивидуальный подход к удовлетворению потребностей личности на основе сформированного индивидуально значимого мотивационного фактора. Мотив и побуждение к реализации индивидуально поставленной оздоровительной цели говорят о значительной роли эмоциональной составляющей психической сферы в оздоровлении человека. Система построения физического воспитания с зачетными директивными показателями функционирования организма, отражаемыми в метрах, секундах и т.п. не вписывается в качестве системообразующего фактора оздоровления. Исходя из этого, разрабатывая различные проекты и схемы оздоровительных систем, за точку отсчета алгоритма действий необходимо брать психо-эмоциональную сферу жизнедеятельности человека [2, 3].
Поэтому для разработки и реализации практических технологий антропоэтики здоровья как комплексного направления, мы предлагаем за основу оздоровительных программ брать три основных принципа, позволяющих подходить к пониманию содержания “здоровье”, в многообразии его определений, только как к рабочему. Это даст возможность оценивать его адаптировано к современному состоянию природы, социума и отдельного человека.
1. Познание путей оздоровления человека возможно только при условии осознавания индивидом себя составной частью окружающего.
2. Формирование здоровья человека возможно только при условии познания механизмов восстановления, сохранения и гармонизации процессов природы.
3. В состоянии здоровья человек может быть только в гармонии с изменяющейся средой обитания и на основе познания её закономерностей.
Исключение одного из перечисленных принципов из построения оздоровительных программ приведёт к потере общей основы формирования алгоритма системы.
Поэтому образовательная цель антропоэтики здоровья заключается в создании принципиально новой оздоровительной парадигмы мировозрения человека. Как главное требование целеобразования данного философско-мировоззренческого направления - соорганизация существующих учебных дисцип-
лин, а также формирование новых и интегрированных курсов, подчиненных требованиям единой концепции, опирающейся на методологические подходы и философские основы систем оздоровления различных национальных школ.
Выводы.
В формировании здоровья можно выделить следующие основные направления:
1. Философско-мировозренческие основы здоровья живых организмов и их систем.
2. Концептуальные подходы в построении национальных систем оздоровления.
3. Методология формирования здорового образа жизни.
4. Технология построения здорового способа жизни.
5. Педагогические основы психофизического воспитания, образования и подготовки к жизнедеятельности человека.
Необходимость формирования таких направлений подтверждается:
- постоянным процессом ухудшения состояния окружающей среды в результате неадекватно-потребительского воздействия человека;
- наличием признаков антропологической катастрофы в большинстве стран;
- низкой эффективностью существую -щей системы физического воспитания в решении проблем оздоровления человека;
- ужесточением качественных и количественных параметров жизнедеятельности человека при истощении ресурсных возможностей организма;
- несоответствием техногенной среды обитания природным условиям и биоритмам существования человеческой популяции;
- отсутствием интегральной технологии оздоровления на основе соподчиненности резервов организма;
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем образовательного процесса.
Литература
1. Амосов Н.М.Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья.
- М.: АСТ, 2002. - 590 с.
2. Гетман В.А., Новицкий Ю.В. Философские аспекты здорового образа и способа жизни (антропоэтика здоровья). / Вестник Балтийской Педагогической Академии. С-Пб. -2006, Вып. 66. - С. 53 - 63.
3. Гетман В.О., Новицький Ю.В. Методологія та технологія здорового способу життя людини майбутнього. / Проблеми гуманізації навчання та виховання у вищому навчальному закладі освіти: Матеріали Четвертих ірпінських міжнародних науково-педагогічних читань. - Ірпінь: Національна академія ДЕС. України, 2006. - С. 375 - 377.
4. Зинченко А. П. Игровая педагогика (система педагогических работ Школы ГП.Щедровицкого).-Тольятти, 2000. -184с.
5. Петленко В.П. с соавт. Валеология человека. Здоровье -Любовь - Красота. - С-Пб.: РЕТЯОС - 1996-1997. - Том 1
- 5.
6. П.Тейяр де Шарден. Феномен человека. «Наука». -М; 1987. -240с.
7. Теппер Ю.Н. Основы антропотехнической подготовки (от
оздоровительной физкультуры к программе «Фитнесс»).
- Тольятти, 1998. -92с.
Поступила в редакцию 10.03.2007г.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ
СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Гончарова Н.Н.
Национальный университет физического воспитания и спорта Украины
Аннотация. В статье охарактеризованы уровни соматического здоровья детей младшего школьного возраста по показателям физического развития и функциональным возможностям. Определена взаимосвязь между повышением характеристик и уровнем соматического здоровья.
Ключевые слова: соматическое здоровье, уровни соматического здоровья, физическое развитие, функциональные показатели.
Анотація. Гончарова Н.М. Фізичний розвиток і функціональний стан дітей молодшого шкільного віку з різним рівнем соматичного здоров’я. В статі охарактеризовані рівні соматичного здоров’я дітей молодшого шкільного віку за показниками фізичного розвитку та функціональних можливостей. Визначено взаємозв’язок між покращенням характеристик та рівнем соматичного здоров’я.
Ключеві слова: соматичне здоров’я, рівень соматичного здоров’я, фізичний розвиток, функціональні показники.
Annotation. Goncharova N.N. Physical development and functional condition of children of junior school age with a various level of somatic health. In the article are characterized the levels of junior schoolchildren’s somatic health on physical development parameters and functional ability. The interrelation between increase of characteristics and a level of somatic health is determined.
Key words: somatic health, levels of somatic health, physical development, functional parameters.
Введение.
Здоровье школьников всегда было и будет под пристальным вниманием общества, ведь здоровье школьников сегодня - здоровье нации в будущем [3].
Данные специальной научно-методической литературы свидетельствуют о том, что среди детей дошкольного и школьного возраста практически здоровыми являются около 14-1З%. По данным [4] 60% детей младшего школьного возраста имеют высокий уровень нарушения адаптационных систем организма. Общее состояние здоровья учащихся школ ухудшается, наблюдается снижение порога жизнестойкости, выносливости, а также сокращение резервных сил организма.
Уже в детском возрасте наблюдается хронический дефицит двигательной активности, который является причиной нарушений физического развития.
Это объясняет причину необходимости определения уровня соматического здоровья детей школьного возраста, осуществление его диагностики и в соотвецтвии с этим избирательно применять
средства физического воспитания в процессе занятий и дифференцировать нагрузку.
Ряд ученых, рассматривали методы, повышения уровня соматического здоровья, средствами физического воспитания.Так одним из средств повышения уровня соматического здоровья Е.В. Да-виденко, В.П. Семененко определяют проведение закаливающих процедур [5]. И.И. Вовченко [2] эффективным средством повышения соматического здоровья детей младшего школьного возраста определена оздоровительная ходьба.
Вспециалной литературе уделялось большое внимание вопросам взаимосвязи уровня соматического здоровья и другими характеристиками организма детей. Так, освещались вопросы уровней двигательной активности детей младшего школьного возраста с различным уровнем соматического здоровья. Взаимосвязь уровня соматического здоровья (СЗ) и состояние психики рассмотрено Г. Г. Князевым [6].
В контексте поставленной проблемы значительный интерес вызывает изучение особенностей динамики показателей физического развития, функциональных особенностей дитей с различным уровнем СЗ.
Исследование проведено согласно сводному плану НИР Государственного комитета Украины по физической культуре и спорту в рамках темы 3.2.11.5 п «Автоматизированные системы контроля физического состояния детей школьного возраста».
Формулирование целей работы.
Цель исследования - изучение показателей физического развития и функциональных возможностей организма детей младшего школьного возраста, с различным уровнем соматического здоровья.
Задачи исследования: 1.Проанализировать распределение детей младшего школьного возраста по уровням соматического здоровья; 2.Охарактери-зовать изменение показателей физического развития и функциональных возможностей организма детей в течение учебного года; 3 .Определить различия в показателях физического развития и функциональных возможностей организма детей с разным уровнем соматического здоровья.
Методы и организация исследования. По общепринятым методикам мы определяли длину тела, массу тела, обхватные размеры (грудной клетки (ОКГ), плеча (ОП), талии (ОТ), бедра (ОБ)), частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление систолическое (АДС) и диастолическое (АДд), кистевую динамометрию учеников. Проводились функциональные пробы Штанге, Генче. Определялся уровень работоспособности по результатам пробы Руфье. Основу исследования составила методика Г. Л. Апанасенко [1]. В исследовании принимали участие 166 учеников 8-11 лет.
Результаты исследований.
Полученные данные, представленные в таблице 1, отображают динамику изменения показателей соматического здоровья учеников начальных