7. Корда ГС. Фізкультурно-оздоровча робота за місцем проживання. - К.: Здоров’я 1985. - 64 с.
8. Латышкевич Л.А. и др. Каникулы - пора спортивная. - К.: Вища школа, 1981.- 184 с.
9. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей// Соч. в 7-ми т. - М.: Изд-во АПН РСФРС, 1957. - Т. 4 - С. 341-350.
10. Макаренко А.С. О моем опыте // Соч. в 7-ми т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958, т.5. _ 254-276 с.
11. Матвеев В.Ф. Ребята с нашего двора. - М.: Знание, 1970.
12. Руссо Ж.Ж. Еміль або про виховання. В кн.. Історія педагогіки. За ред. М.С. Грищенко - К., 1973. - С. 42-47.
13. Сухомлинський В.А. Как воспитать настоящего человека/ / Избр. Произведения: В 5-ти т. К.: Рад. шк., 1979 - Т.2 -С. 159-443.
14. Ушинский К.Д. Воспитание привычек и навыков. Собр. соч. Т.10. - М.: - Л., 1950 - С. 385-481.
Надійшла до редакції 23.12.2006р.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ СТОЛЕТИЯ
Щекина Н.Б., Юшко А. В. Национальный фармацевтический университет
Аннотация. В статье рассматриваются этапы становления официальной политики в области формирования здоровья и здорового образа жизни учащихся во второй половине ХХ столетия. На разных этапах исследуемого периода отношение государства и проводимая им официальная политика в области физического воспитания, здоровья человека и способов его сохранения и укрепления была неоднозначна. Физическое совершенство человека рассматривается как средство достижения цели - построения коммунистического общества. Сама по себе жизнь человека, а тем более его здоровье не входят в число приоритетов государственной политики. Вторая половина исследуемого периода характеризуется все возрастающим вниманием государства к проблеме формирования, укрепления и сохранения здоровья населения.
Ключевые слова: физическое воспитание, здоровье, здоровый образ жизни.
Анотація. Щокіна Н.Б., Ющко О. В. Офіційна політика в області формування здоров’я й здорового способу життя учнів другої половини ХХ сторіччя. У статті розглядаються етапи становлення офіційної політики у галузі формування здоров’я та здорового способу життя учнів у другій половині ХХ сторіччя. На різних етапах досліджуваного періоду відношення держави й проведена їм офіційна політика в області фізичного виховання, здоров’я людини й способів його збереження й зміцнення була неоднозначна. Фізична досконалість людини розглядається як засіб досягнення мети - побудови комуністичного суспільства. Саме по собі життя людини, а тим більше його здоров’я не входять до числа пріоритетів державної політики. Друга половина досліджуваного періоду характеризується всі зростаючою увагою держави до проблеми формування, зміцнення й збереження здоров’я населення.
Ключові слова: фізичне виховання, здоров‘я, здоровий спосіб життя.
Annotation. Shokina N.B., Ushko A.V. Official politics in range of shaping of health and the able-bodied mode of life of pupils of second half XX century. In the article are rating stages of formation in the area of forming health and healthy life-style of the students in the second half of twentieth century. At different stages of the examined term the attitude of the state and an official politics conducted by him in range of physical training, health of the person and means of his conservation and solidifying it was ambiguous.
Physical perfection of the person is considered as an agent of reaching of the purpose - build-ups of a communistic society. In itself human life and furthermore his health do not go into into number of priorities of a state policy. The second half of examined term is characterized by escalating attention of the state to a problem of shaping, solidifying and conservation of health of the population.
Keywords: physical training, health, healthy life-style
Введение.
Состояние физического воспитания и здоровья учащихся в значительной мере зависят от внимания к этим вопросам правительства в лице его министерств и ведомств. Это вопросы финансирования, организации, контроля за выполнением принятых решений. В связи с этим представляется интересным проанализировать официальную политику государства в области формирования здоровья и здорового образа жизни учащихся второй половины ХХ столетия.
Для исследуемого периода характерны гонка вооружений, тоталитарный режим, приоритет государственных интересов. Как следствие этого - финансирование и развитие народного образования, физической культуры, здравоохранения, тех министерств и ведомств, которые обязаны заботиться о здоровье детей и молодежи, по остаточному принципу. Цель воспитания заключалась в подчинении личных интересов интересам государственным. Соответственно свою основную задачу школа видела в воспитании учащихся в духе коммунистической идеологии, в которой человеку, его здоровью не отводилось должного внимания, общественное было выше личного. К концу второго тысячелетия такое положение стало одной из причин катастрофического состояния здоровья нации и крайне неблагоприятных условий, в которых здоровье формируется.
В Советском Союзе, в свое время, был накоплен заслуживающий внимания опыт организации спортивно-массовой, оздоровительной деятельности. В первые послевоенные годы стандарты и уровни известного комплекса ГТО вызывали у молодежи интерес и желание их выполнять. Вопросы здоровья учащихся были предметом заботы правительства, но о необходимости формирования здорового образа жизни стали говорить на государственном уровне только в конце 80-х годов. Несмотря на то, что зависимость здоровья от образа жизни, которая составляет порядка 50% является аксиомой, эта связь не нашла отражения в соответствующих документах о школе. Отсутствие целенаправленной, систематической работы по охране, укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни повлияло на формирование потребительского, беспечного отношения к собственному здоровью как неизменной данности. Недооценивалась роль физической культуры в укреплении здоровья, профилактике заболеваний. В лучшем случае предпринимались попытки оздоровления учащихся, охраны их здоровья в рамках физического и гигиенического воспитания. Достигалось это за счет различных форм физической культуры, режимных требований к занятиям и отдыху учащихся, контроля
за состоянием помещений для занятий (температурный режим, влажность, освещенность), закаливания [5]. Однако это лишь отдельные компоненты здорового образа жизни и сами по себе решить задачу оздоровления школьников они не могли.
Работа выполнена по плану НИР Национального фармацевтического университета.
Формулирование целей работы.
Цель работы - анализ официальной политики государства в области формирования здоровья и здорового образа жизни учащихся второй половины ХХ столетия.
Результаты исследований.
Анализ архивных материалов начала исследуемого периода свидетельствует, что проверка состояния физического воспитания двух тысяч школ Украины показала улучшение работы по физическому воспитанию по сравнению с предыдущим периодом. Однако общее состояние физического воспитания было признано неудовлетворительным и не отвечающим требованиям постановлений партии и правительства [4]. Во многих школах не было учебных программ по физической культуре (Тернопольская, Днепропетровская, Волынская области). Роль физического воспитания учащихся недооценивалась директорами школ, отделами народного образования, физическая культура как предмет не стал составной частью учебного процесса, только 15% школ имели спортивные залы, также отмечалась низкая квалификация учителей, не обеспечивающих качественную работу. Позже, в 1955 г. Министерство просвещения Украины, рассматривая состояние санитарно-гигиенического режима в школах, учебную нагрузку и медицинское обслуживание учащихся, указало на необходимость контроля за анализами воды, воздуха, освещением, режимом питания, правильностью осанки учащихся. Впервые в комплексе рассматривались отдельные элементы здорового образа жизни, хотя и в контексте гигиенического воспитания [4]. В этом же году в приказе Министерства просвещения УССР №346 от 14.09.55 г. “О мерах по улучшению гигиенического воспитания учащихся в школах Украины” отмечаются недостатки роботы в этой области и обращалось внимание на необходимость пропаганды гигиенических знаний, организации бесед с родителями об охране здоровья и контроле за состоянием работы по оздоровлению учащихся [4]. В объяснительной записке к учебному плану 1959 года восьмилетней общеобразовательной школы говорилось о том, что физическое воспитание имеет целью обеспечение нормального физического развития, формирование двигательных навыков, ознакомление с правилами личной гигиены и способствует формированию волевых качеств. Все перечисленные компоненты входят в современную трактовку структуры здорового образа жизни. Однако, несмотря на возрастающее внимание к вопросам здоровья школьников, архивные документы свидетельствуют, что и в конце 50-х годов Комитет по физической культуре и спорту Украины, рассматривая состояние физичес-
кого воспитания учащихся, также как и Министерство просвещения признал его неудовлетворительным, тогда как физическое воспитание - основной компонент здорового образа жизни школьников [5]. Такой вывод был сделан на основании обследования 3 тысяч учащихся 518 школ Украины [4]. Отмечался низкий уровень проведения занятий, частые замены уроков физической культуры другими уроками, низкий уровень квалификации учителей физической культуры. А медицинский осмотр 1,831040 учащихся в 1956 году выявил 27 тысяч больных ревматизмом, сколиозом, 4% освобожденных от занятий по состоянию здоровья [4]. В связи с этим были намечены следующие мероприятия по улучшению физического воспитания в школах: занятия по физическому воспитанию должны вести квалифицированные специалисты; введение раздельного обучения; увеличение количества уроков физической культуры до 3-х раз в неделю; оценка по физической культуре должна войти в аттестат зрелости. [4]. Отметим, что в конце 50-х годов в республике насчитывалось 1570 спортивных залов.
В 60-е годы развитие физической культуры определялось постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР и далее УССР “О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта” в котором были подведены итоги работы по физическому воспитанию учащихся и определены пути его совершенствования. Отмечалось, что контроль уровня квалификации учителей и укрепление материальной базы будут способствовать повышению качества занятий по физическому воспитанию учащихся, укреплению их здоровья.
Несмотря на принятые меры, проведенный в 1971 году Министерством образования анализ состояния физического воспитания в школах Украины, свидетельствует о том, что по-прежнему физическая культура является второстепенным предметом, который можно заменить на хозяйственную деятельность. Некачественное проведение медицинских осмотров затрудняет профилактику заболеваний учащихся. Нет объективного анализа состояния физического развития школьников, так как отмечается недостаток соответствующих специалистов [4].
Начало 70-х ознаменовалось завершением перехода к среднему образованию молодежи. В соответствующем постановлении ЦК КП Украины и СМ УССР говорилось о постоянной заботе государства о физическом развитии школьников. В соответствующем приказе Министерства просвещения УССР сказано о том, что советская школа должна давать молодежи глубокие знания о законах развития природы и общества, формировать марксистско-ленинское мировоззрение, воспитывать стремление к активному труду и общественной деятельности, беззаветную преданность, служение Родине, преданность идеям коммунизма [5]. Однако не сказано, что для достижения этих задач необходимо главное - воспитание здорового, физически развитого поколения. Отсутствие в перечне задач школьного об-
разования упоминания о здоровье, физическом развитии, здоровом образе жизни учащихся отражало общее отношение к физической культуре, ценности человеческой жизни, здоровью индивида. Принятая в 1977 году Конституция СССР хоть и давала гарантии реальных возможностей для физического развития населения, однако провозглашенный лозунг “Здоровье людей - общественное богатство” сам по себе повлиять на здоровье не мог. На первом плане по-прежнему государство, а не человек, его здоровье. Человек интересует государство как производитель материальных благ.
Развитие физической культуры в 80-е годы проходило под эгидой сентябрьского Постановления ЦК КПСС и СМ СССР “О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта” (сентябрь 1981 г.), в котором впервые ведущей задачей физкультурного движения, всей системы физического воспитания становиться укрепление здоровья человека, и только потом идет речь о повышении его работоспособности и производительности труда, готовности к защите Родины, формировании моральных качеств, бодрости духа, силы и выносливости. Особо подчеркивается необходимость воспитания здорового и жизнерадостного поколения. Однако ничего не говориться в постановлении о том, что же будет способствовать формированию здоровья. Спорткомитет Украины в связи с этим определил свои приоритеты: повышение социальной значимости роли физической культуры и спорта как средства коммунистического воспитания, гармоничного развития личности, укрепление здоровья и профилактика заболеваний [4]. Выделение физического воспитания учащихся как особо важного в воспитании способствовало созданию материально-технической базы в школах и привело к регулярным занятиям спортом 4,746 тыс. школьников, что составило 74% от их общему числа. [4].
Еще в 1981 году Мадридская конференция министров охраны здоровья европейских стран признала приоритетным образовательное направление сохранения и укрепления здоровья населения. Было определено, что, получение знаний по вопросам охраны здоровья и здорового образа жизни важно для всех групп населения, а важнее всего для школьников, так как они легче всего могут адаптироваться к изменениям в образе жизни и именно от них зависит будущее страны. [1].
Следующим шагом в совершенствовании физического воспитания учащихся было принятие Целевой комплексной программы “Физическое воспитание детей дошкольного возраста, учащихся и студенческой молодежи в УССР на 1982-1985 гг.”, в которой предусматривалось внести изменения и дополнения в учебные программы по физической культуре общеобразовательных школ с целью повышения интереса к занятиям и укрепления здоровья. Связано это было с тем, что школьники имели поверхностные знания о своем организме, не были знакомы с секретами здоровья и долголетия. Вопросы
здоровья остались за пределами внимания школы и самих детей. Здоровье не стало ни общественной, ни педагогической категорией. Тогда, как в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы записано, что “социалистическое общество кровно заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. В Программе предполагалось больше внимания уделять вопросам гигиены и формирования у школьников знаний в области медицины, о своем организме, формированию умений поддерживать его в порядке.
С 1991 года вступила в действие Конвенция ООН о правах ребенка и Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, требующие определенных конкретных правительственных действий для создания благоприятных условий развития детей, что повлияло на отношение государства к вопросам охраны здоровья детей и подростков.
Этапной, в плане пересмотра роли физической культуры в жизни человека, стала “Государственная программа развития физической культуры и спорта в Украине” (22.06.94 г.), принятая в соответствии с Законом “О физической культуре и спорте”. Недооценка роли физической культуры и спорта в деле оздоровления и воспитания детей и молодежи, снижение уровня жизни, гиподинамия, состояние окружающей среды привели к тому, что значительно ухудшилось физическое развитие людей и их здоровье, не удовлетворяются потребности детей и молодежи в двигательной активности, снизилась средняя продолжительность жизни человека. 80% детей и подростков имеют отклонения в физическом развитии, а каждый третий юноша в 1993 году по состоянию здоровья не был призван в армию. Это последствия того, что в школе мало внимания уделялось физической культуре, двигательной активности школьников. Недооценивалась роль физической культуры и спорта в утверждении здорового образа жизни. Основная задача принятой программы - дальнейшее укрепление здоровья населения на принципах здорового образа жизни, Впервые речь идет не только о здоровье человека, но и указывается каким образом его можно формировать, сохранять и укреплять - придерживаясь здорового образа жизни. Однако в мероприятиях по реализации программы предполагается разработка и внедрение методических рекомендаций основ здорового образа жизни только для детей и учащихся районов повышенного радиационного загрязнения. В соответствии с законом “О физической культуре и спорте”, при наличии в общеобразовательных школах финансовых возможностей, специалистов и учебно-методической базы, рекомендовано вводить 3-й час занятий по физической культуре, в том числе за счет вариативной части учебных планов. Все это шаги вперед, но в 1983 году также были введены несовершенные требования, нормы и стандарты, что не только не повлияло на
улучшение состояния физического воспитания учащихся, но и ликвидировало мотивацию и стимулы физического совершенствования детей и молодежи. Это привело к снижению физических возможностей учащихся 80-х годов в сравнении с их сверстниками 50х, а более половины школьников имеют неудовлетворительную физическую подготовку. Как свидетельствуют архивные материалы, введение третьего урока физической культуры предполагалось еще в 1958 году [5], но и сегодня вопрос находится в стадии решения. Группа ученых, изучив выборочно состояние физического воспитания в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, профтехучилищах, вузах Украины, также пришла к выводу, что ухудшение состояния здоровья и снижение уровня физической подготовленности детей и молодежи неуклонно прогрессирует.
В условиях, когда снижение духовного потенциала, здоровья молодежи становится реальностью, необходимость ориентации на формирование духовных потребностей, здоровых привычек, физического закаливания и в целом здорового образа жизни является приоритетным в разработке концепции воспитания. А физическое воспитание - утверждение здорового образа жизни как неотъемлемого элемента общей культуры личности, основой которого является полноценное физическое развитие личности, формирование ее физических способностей, укрепление здоровья, гармонии тела и духа, человека и природы - фундаментом этой концепции.
Свидетельством все возрастающего интереса к проблеме сохранения и укрепления здоровья населения стал еще один документ, появление которого связано с сохранением тенденции роста заболеваемости и ухудшения состояния здоровья населения. Речь идет о целевой комплексной программе “Физическое воспитание - здоровье нации”, в которой определяются приоритетные направления государственной политики на 1999-2ОО5 гг. В самом названии документа здоровье ставиться в прямую зависимость от состояния физического воспитания. Исторический и международный опыт свидетельствуют, что физическая культура и спорт являются неотъемлемой составляющей формирования общей и профессиональной культуры личности и должны обеспечивать здоровый образ жизни, влияющий на повышение работоспособности, сохранение и укрепление здоровья, активное долголетие человека. К достоинствам программы можно отнести то, что, во-первых, речь идет о здоровье нации в целом, а не отдельных слоев населения. Во-вторых, здоровье нации ставиться в прямую зависимость от физического воспитания, а не от каких- либо других факторов. В-третьих, подчеркивается необходимость подготовки нового поколения кадров, повышения их профессионализма на всех уровнях деятельности в сфере физического воспитания и спорта.
В условиях становления украинского государства, культурного и духовного возрождения на-
ции, неизбежного влияния неблагоприятных факторов возрастает значимость воспитания здорового поколения. Однако в Украине государственная политика в лице Министерства просвещения отличается непоследовательностью и противоречивостью в отношении физической культуры в школе.
Закон Украины “Об образовании”, государственная программа “ Образование (Украина ХХ! столетие)” предполагают заботу государства о сохранении и укреплении здоровья детей. Так, в статье 23 Закона “Об образовании” ответственность за “ обеспечение здоровых и безопасных условий обучения, труда, воспитания в учебно-воспитательных учреждениях” ложиться на руководителя учебно-воспитательного учреждения [2]. Государственная национальная программа “Образование “(Украина ХХ1 век) указывает на необходимость введения ранней меди-ко-психолого-педагогической диагностики детей, содействие их физическому, психическому здоровью, формированию у младших школьников основ гигиены и здорового образа жизни. Однако физическая культура не выделена как один из центральных элементов той новой, общей, цивилизованной культуры, которую должна давать молодым генерациям национальная система образования и воспитания. Пренебрежение первоочередной ролью физической культуры и спорта в физическом и духовном развитии детей и молодежи является ошибкой тех, кто отвечает за выбор стратегии обновления Украины, повышения уровня здоровья населения, продолжительности и качества жизни. Забота о физической культуре в школе должна стать одним из главных приоритетов государственной политики.
В концепции 12-летнего общего среднего образования (2001) говорится, что за 9 лет независимости Украины произошли существенные изменения. Образование в ХХ1 веке - это образование для человека. Стержнем его является развивающая, культурообразующая доминанта, воспитание ответственности личности, которая способна к самообразованию и саморазвитию, умеет использовать приобретенные знания и умения для творческого разрешения проблем, критически мыслить, обрабатывать разнообразную информацию, стремиться изменить к лучшему свою жизнь и жизнь своей страны. Качество развития человека, уровень образованности и культуры населения приобретают решающее значение для развития державы. Интеллект, национальное самосознание нации, ее духовное и физическое здоровье как личностно значимые качества приобретают все возрастающее значение. В числе задач общеобразовательной школы - сохранение и укрепление морального и физического здоровья школьников. В содержании общего образования среди приоритетов комплексная реализация оздоровительной функции школьного образования. Ее повышение предполагает нормативную отработку двигательного режима 12летней школы, введение во всех классах 3-х уроков физической культуры. Особое значение в основной
школе (5 - 9 классы) придается формированию здорового образа жизни. Идеи культуры физического и психического здоровья должны найти отражение в содержании различных предметов на уровне практического утверждения в сознании учащихся необходимости бережного отношения к своему здоровью и здоровью других как высшей ценности. Помимо этого во всех классах целесообразно введение интегрированного курса “Основы здоровья”. Построение моделей учебно-воспитательного процесса в 12-летней школе строится на основе заботы о здоровье детей. Анализ этого документа свидетельствует о том, что он создавался на основе личностно-ориентированного подхода, при котором главной целью воспитания является сохранение индивидуальности личности, максимального развития ее духовного и физического потенциала. Как видим, четко прослеживается смена ориентиров в образовательной политике государства - от доминанты интересов общества до приоритета личностного развития. Однако, несмотря на обращенность всей системы образования и воспитания к личности ребенка, состояние здоровья детей и подростков продолжает ухудшаться, увеличивается число наркоманов, вич-инфицированных, беспризорных среди детей. Все это следствие крайне неблагоприятных политических, социальноэкономических условий жизнедеятельности, кризиса духовности. В этой сложной ситуации особое значение приобретает образование - основа развития личности, общества, нации и государства, залог его будущего. Оно определяет любую сферу жизнедеятельности общества. Цель образования заключается в создании условий для развития личности и творческой самореализации каждого гражданина Украины. Заметим, что в цели образования, изложенной в национальной доктрине образования ничего не говориться о здоровье подрастающего поколения и способах его сохранения, а ведь это условие выживания нации [3]. Положительным, однако, является то, что в программе выделен самостоятельный раздел образования и физического воспитания. Приоритетной задачей системы образования является воспитание человека в духе ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как наивысшей общественной ценности. Вся система образования за счет использования средств физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы закладывает основы для обеспечения и развития физического, психического и духовного здоровья каждого члена общества. Для этого необходимо обеспечить комплексный подход к гармоническому формированию всех составляющих здоровья, совершенствование физической и психологической подготовки к активной жизни и профессиональной деятельности, использование разнообразных форм двигательной активности и других способов физического совершенствования. Все это в комплексе позволит достичь существенного снижения заболеваемости детей, подростков и молодежи, и, главное - стимулировать у людей разного возраста
стремление к здоровому образу жизни.
Выводы.
Таким образом, можно сделать сказать о том, что на разных этапах исследуемого периода конца ХХ века, отношение государства и проводимая им официальная политика в области физического воспитания, здоровья человека и способов его сохранения и укрепления была неоднозначна. Начало периода характеризуется отношением к человеку как строителю коммунистического общества. Его физическое совершенство рассматривается как средство достижения цели - построения коммунистического общества. Сама по себе жизнь человека, а тем более его здоровье не входят в число приоритетов государственной политики. Забота о здоровье учащихся не была основной задачей образовательного процесса, главным для которого являлось воспитание коммунистической идейности и целеустремленности, а здоровье было предметом заботы школы лишь в рамках гигиенического воспитания. Такое положение наряду с воздействием других неблагоприятных факторов в последующем привело к катастрофическому состоянию здоровья населения Украины. Вторая половина исследуемого периода характеризуется все возрастающим вниманием государства к проблеме формирования, укрепления и сохранения здоровья населения, о чем свидетельствуют архивные документы. Существенным, на наш взгляд является и тот факт, что проблемы охраны здоровья детей, формирования здорового образа жизни решаются не только медиками и гигиенистами, как это было в 50 - 60 годы, а и педагогами, психологами, экологами, что свидетельствует о глобальном характере проблем и необходимости координации усилий в их преодолении. Однако недостаточное финансирование сфер образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, недопонимание значимости проблемы сохранения здоровья нации приводит к тому, что все позитивные начинания остаются только на бумаге, и говорить об улучшении качества здоровья и жизни пока нет оснований. Анализ состояния здоровья детей и молодежи на рубеже тысячелетий свидетельствует о том, что оно настолько неудовлетворительное, что снижает уровень национальной безопасности страны, ее оборонный потенциал.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем формирования здоровья и здорового образа жизни учащихся.
Литература
1. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье.- 2-е изд., доп.,перераб. - М.: ФиС, 1990. - 208 с., ил.
2. Закон України про освіту / Бюлетень законодавства і юридичної практики України. - 1999. - №9.- С.31-35.
3. Національна доктрина розвитку освіти / www.rada.com.ua.
Архивные материалы
4. Центральный государственный исторический архив: фонд 166, опись 15, д. 8041; фонд 5090, описи 1, 3, д. №1436, 1617.
5. Государственный архив Харьковской области: фонд 4695, описи 1, 4, 7, д.№ 102, 155, 169, 1070.
Поступила в редакцию 20.12.2006г.