УДК 37:613.9 (094.5)
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ КАК ОБЩЕСТВЕННОЙ ЦЕННОСТИ
С.В. ГАРКУША
Черниговский национальный педагогический университет имени Т.Г. Шевченко,
г. Чернигов, Украина
Введение. Мировым сообществом проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, давно отнесены в число глобальных, среди которых фигурируют угроза войны, экологические катастрофы, демографический спад, нехватка ресурсов, последствия научно-технической революции техногенного и антропогенного происхождения и т.п. [6]. Среди причин критического состояния здоровья выделяют социально-экономический и экологический кризисы, неэффективную стратегию здравоохранения и недостатки в системе образования, обуславливающие значительные психоэмоциональные перегрузки и недостаточную двигательную активность детей и молодежи. Неоспоримым является тот факт, что будущее каждой страны, ее политический, экономический и культурный уровни зависят от того, насколько она заботится о здоровье подрастающего поколения, создает благоприятные условия для его полноценного развития, счастливой жизни [5, 8].
На современном этапе реформационных преобразований в Украине здоровье граждан является одним из составляющих национального развития. В связи с этим сохранение и укрепление здоровья молодежи является одной из главных задач социальной программы нашего государства. Для решения этой задачи необходимо сформировать у детей и молодежи устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни, осуществить комплекс здоровьесберегающих мероприятий, направленных на осознание ими ценности своего здоровья [1].
Результаты исследования и их обсуждение. В мире накоплен немалый опыт законодательно-нормативного обеспечения формирования здорового образа жизни, физического развития и охраны здоровья разных слоев населения. Международное сотрудничество государств в области прав человека осуществляется в форме принятия определенных стандартов относительно содержания правового статуса индивида и принятия государствами обязательств соблюдать эти стандарты в своем внутреннем законодательстве и в повседневной деятельности. Организацией Объединенных Наций принят ряд документов (декларации, пакты, соглашения), которые содержат в себе нормы, касающиеся как вопросов прав человека вообще, так и права на сохранение и улучшение здоровья в частности. Первый из этих документов - Всеобщая декларация прав человека - утверждена и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Позднее принимались и другие документы, среди которых следует отметить Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, принятые 16 декабря 1966 г. Эти три международно-правовые акта принято называть "Хартией прав человека".
Вопросы охраны и сохранения здоровья освещены в нормативно-правовых актах Всемирной Медицинской Ассоциации: «Двенадцать принципов организации здравоохранения для любой системы здравоохранения» (01.10.1963 г. с поправками 1983 г.), «Положение о профессиональной ответственности врачей при лечении больных СПИДом» (01.09.1988 г.), «Положение о политике в области детского здоровья» (1987 г.), Декларация о роли врачей в решении экологических и демографических проблем (01.09.1988 г.).
О важности активного участия каждого человека в охране собственного физического здоровья было заявлено в рамках стратегической концепции здоровье для всех, определенной во время Всемирной ассамблеи здравоохранения 1977 года и провозглашенной в Алма-Атинской декларации, принятой на Международной конференции по первичной медико-санитарной помощи 12 сентября 1978 года. Этот документ стал первым шагом на пути к формированию новой политики здравоохранения на глобальном, региональном и национальном уровнях государств - членов Всемирной организации охраны здоровья (ВООЗ). В нем подчеркнуто, что охрана здоровья каждого человека является стержнем стратегии достижения здоровья для всех, и оно зависит от уровня санитарного образования и информированности человека по вопросам сохранения здоровья. С тех пор пропаганда физического здоровья, мобилизация общественного мнения и средств массовой информации, а также поощрение образования по вопросам здоровья и мероприятий по охране здоровья, особенно детей, стали одной из главных задач политики ВООЗ.
В 1991 г. на 41-й Ассамблее Европейского регионального комитета ВООЗ было принято 38 задач в рамках программы «Здоровье для всех к 2000 году». Но еще в 1984 году Представители 32 государств-членов Европейского отделения ВООЗ утвердили первую группу Европейских задач по охране здоровья, что стало беспрецедентным актом солидарности и согласия в области охраны здоровья. Это положило начало Европейской политике относительно программы «Здоровье для всех».
В 1986 году в Оттаве состоялась международная конференция по формированию здорового образа жизни, на которой была принята Хартия содействия здоровью. Хартия общепризнана в мире как основной идеологический документ, который определяет пять приоритетных взаимосвязанных направлений формирования здорового образа жизни:
1. Формирование благоприятной для здоровья государственной политики, инициирование целесообразных изменений в этой сфере, во всех соприкасающихся областях для выработки политических решений в пользу здоровья населения.
2. Создание благоприятной среды на основе социоэкологического подхода к здоровью.
3. Активизация молодежного участия и повышение активности общественности (местная территориальная, этническая, религиозная, культурная).
4. Развитие личностных навыков через информирование, специальное образование и обучение людей, чтобы они могли осознанно выбирать собственные модели поведения в отношении здоровья.
5. Переориентация системы здравоохранения в сторону расширения сферы ответственности специализированных медицинских организаций, которые должны выйти за пределы лечебной деятельности и взять на себя проведение профилактики принципиально иного характера, в значительно большем объеме с учетом потребностей здорового образа жизни.
Украина не стояла в стороне нового взгляда на здоровье населения еще с конца 80-х годов. Новые подходы к сфере здравоохранения заложены в основу Комплексной программы профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни населения, утвержденной постановлением Совета Министров Украинской ССР № 305 от 7 декабря 1989 г. Ее выполнение рассчитывалось до 2000 года. Подобные программы разрабатывались, конкретизировались и частично внедрялись на уровне ведомств и административных территорий, предприятий и организаций, но их выполнение сдерживалось в связи с отсутствием необходимого финансирования.
Современность предъявляет требования полной согласованности национального законодательства с нормами и принципами, закрепленными Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Вместе с тем, необходимо определить допустимые формы и методы реализации этих норм и принципов, учитывая особенности развития нашей страны.
Развитая, систематизирована и прозрачная законодательно-нормативная база содействия здоровому образу жизни сама по себе является мощным пропагандистским средством сохранения и укрепления здоровья и должна формироваться на основе следующих принципиальных подходов:
- осознание того, что альтернативного пути сохранения и улучшения здоровья молодого поколения, помимо внедрения здорового образа жизни, не существует;
- законодательно-нормативная база должна согласовываться с подходами и требованиями международного сообщества в этой сфере жизнедеятельности;
- внедрение здорового образа жизни должно основываться на развитой законодательной базе и на приоритетности права;
- законодательная база относительно физического развития детей должна занимать видное место в иерархии права согласно тому месту, которое занимает здоровье в иерархии общечеловеческих ценностей.
В ст. 3 Конституции Украины отмечено, что здоровье человека является высшей социальной ценностью, а согласно ст. 49 каждый человек имеет право на охрану здоровья.
Вторым, по юридической силе (после Конституции) правовым актом о здоровье населения является так называемая Медицинская Конституция Украины - Закон Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» от 19.11.1992 г., где сформулирована концептуальная стратегия формирования здорового образа жизни (ст. 32). В документе понятие "здоровье" определяется в соответствии с требованиями ВООЗ как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических ограничений. То есть национальное законодательство в этом принципиальном вопросе полностью согласовано с позицией мирового сообщества.
В ст. 32 Закона Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» закреплено,
что государство содействует утверждению здорового образа жизни населения путем распространения научных знаний по вопросам охраны здоровья, организации медицинского, экологического и физического воспитания, осуществления мероприятий, направленных на повышение гигиенической культуры населения, создание необходимых условий, в том числе медицинского контроля, для занятия физкультурой, спортом и туризмом, развитие сети лечебно-физкультурных учреждений, профилакториев, баз отдыха и других оздоровительных учреждений, на борьбу с вредными для здоровья человека привычками, установление системы социально-экономического стимулирования лиц, ведущих здоровый образ жизни [3].
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24.02.1994 г., гигиеническое воспитание является одной из главных задач воспитательных учреждений и учебных заведений. Курс гигиенического обучения - обязательная составная часть общеобразовательной и профессиональной подготовки, повышения квалификации кадров.
За 1991-1999 года наработана значительная нормативная база, направленная на поддержку развития физической культуры и спорта в стране. Произошло существенное расширение правового поля сферы физической культуры и спорта. Сегодня ее законодательно-нормативное регулирование осуществляется согласно Закона Украины «О физической культуре и спорте» от 24.12.1993 г., Закона Украины «Об объединении граждан» от 16.06.1992 г., Закона Украины «Об образовании» от 23.05. 1991 г., Закона Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.1999 г., Закона Украины «О профессионально-техническом образовании» от 13.05.1999 г. и других законов и подзаконных нормативных актов.
Общие правовые, организационные, социальные и экономические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта регулируются Законом Украины «О физической культуре и спорте» от 24 декабря 1993 г. Согласно ст. 4 этого Закона государственная политика в сфере физической культуры и спорта основывается на принципах признания физической культуры и спорта как приоритетного направления гуманитарной политики государства, признание физической культуры как важного фактора всестороннего развития личности и формирования здорового образа жизни, признание спорта как важного фактора достижения физического и духовного совершенства человека, формирования патриотических чувств у граждан и позитивного международного имиджа государства, обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, участников и зрителей спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий, содействие непрерывности и последовательности занятий физической культурой и спортом граждан различных возрастных групп и т.п.
Статья 7 Закона Украины "О физической культуре и спорте" определяет показатели состояния развития физической культуры и спорта. В этот перечень включаются показатели уровня: физического здоровья различных групп населения, привлечения граждан к занятиям массовым спортом, привлечения инвалидов к занятиям физкультурно-спортивной реабилитацией, привлечения детей и молодежи, в том числе детей и молодежи с инвалидностью, к занятиям в детско-юношеских спортивных школах; достижений спортсменов Украины на международных спортивных соревнованиях; обеспеченности кадрами сферы физической культуры и спорта; финансового и материально-технического обеспечения сферы физической культуры и спорта, создания условий для доступа инвалидов к спортивным сооружениям [4].
Важным документом является Указ Президента Украины от 27 апреля 1999 года «О мерах по развитию духовности, защиты морали и формирования здорового образа жизни», которым утверждены основные направления государственной деятельности в указанной сфере, создан Всеукра-инский координационный совет по вопросам развития духовности, защиты морали и формирования здорового образа жизни граждан [6]. Для выполнения данного указа Кабинет Министров Украины разработал Национальную программу патриотического воспитания населения, формирования здорового образа жизни, развития духовности и укрепления нравственных устоев общества, утвержденной постановлением № 1697от 15 сентября 1999 года. Среди основных задач Программы следует выделить такие: предотвращение негативного воздействия на сознание граждан информации, которая содержит элементы жестокости, бездуховности, насилия, порнографии, пропагандирует табакокурение, наркоманию, пьянство, антисоциальное поведение; внедрение в общественное сознание преимуществ здорового образа жизни, формирования национального культа социально активной, физически здоровой и духовно богатой личности.
Учитывая усиление негативных тенденций в социально-экономической сфере, состоянии здоровья населения Украины (почти 90% детей, учащихся и студентов имеют отклонения в здоровье,
более 50% - неудовлетворительную физическую подготовку, около 70% взрослого населения -низкий и ниже среднего уровни физического здоровья), а также то, что физическая культура и спорт могут стать наиболее экономически выгодным и эффективным средством профилактики заболеваемости населения государства, укрепления генофонда нации и организации содержательного досуга и отдыха, 1 сентября 1998 года Указом Президента Украины была утверждена Целевая комплексная программа «Физическое воспитание - здоровье нации», рассчитанная до 2005 года. Основными ее задачами стали: содействие духовному и физическому развитию молодежи, развитие физической культуры и спорта в стране с учетом перехода к рыночным условиям хозяйствования, обеспечение переориентации физкультурно-спортивной отрасли на укрепление здоровья населения средствами физического воспитания, физической культуры и спорта и создания для этого соответствующей материально-технической базы, формирование у жителей Украинского государства активной социальной ориентации на здоровый образ жизни, обеспечение передовых позиций в международном спортивном движении, спорте высших достижений, содействие развитию олимпийского движения в Украине, повышение авторитета Украинского государства среди стран мирового сообщества средствами спорта. Указом Президента Украины с 1999 года начато проведение Всеукраинских летних спортивных игр с четырехлетним циклом. К участию в Играх 1999 привлечено более 4 млн. жителей Украины.
Проблемы содействия здоровью в процессе обучения детей и подростков, формирование у них навыков здорового образа жизни во время учебы в школе регулируются Законом Украины «Об общем среднем образовании» от 13 мая 1999 г. Так, статья 5 этого Закона среди задач общего среднего образования определяет необходимость воспитания сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других граждан как наивысшей социальной ценности, формирование гигиенических навыков и принципов здорового образа жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся.
Между тем, в нормативно-правовых актах молодежь, как самостоятельный объект деятельности по формированию здорового образа жизни, начала выделяться только с 2004 года после проведения парламентских слушаний о положении молодежи в Украине. По результатам слушаний Верховной Радой Украины было принято постановление О рекомендациях парламентских слушаний о положении молодежи в Украине «Формирование здорового образа жизни украинской молодежи: состояние, проблемы и перспективы» от 03.02.2004 г., где рекомендовано подготовить предложения по законодательному ограничению курения и употребления алкоголя в общественных местах, рекламы соответствующих торговых марок, времени и мест продажи алкоголя, усиление ответственности за продажу табачных и алкогольных изделий несовершеннолетним и направления поступлений от налогообложения этих изделий на поддержку программ формирования здорового образа жизни молодежи.
3 ноября 2010 состоялись вторые парламентские слушания о положении молодежи в Украине (по итогам 2009 года) по теме «Молодежь за здоровый образ жизни». Результатом работы стало принятие Рекомендаций парламентских слушаний о положении молодежи, где указано, что опасность здоровью нации требует внесения кардинальных изменений в формирование и реализацию государственной социальной, молодежной политики, разработку и принятие на государственном и местном уровнях таких политических и управленческих решений, которые позволили бы государству более ответственно относиться к здоровью своих граждан и повысить ответственность за их состояние здоровья. Указано, что в соответствии с Программой экономических реформ на 20102014 годы, формирование здорового образа жизни молодежи следует выделить как приоритетное направление государственной молодежной политики; укрепить материально-техническое и финансовое обеспечение учреждений, общественных объединений, в частности молодежных и детских общественных организаций, деятельность которых направлена на улучшение здоровья и формирование здорового образа жизни детей и молодежи, принять Общегосударственную целевую социальную программу по развитию физической культуры и спорта на 2012-2016 гг. с выработкой новых стратегических подходов основанных принципах здорового образа жизни и т.п.
Здоровый образ жизни определяется как один из компонентов деятельности в Межотраслевой комплексной программе «Здоровье нации» на 2002-2011 гг. утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 10 января 2002 г. В ней предусмотрена разработка и внедрение системы просвещения населения по активной социальной ориентации на здоровый образ жизни путем формирования традиций и культуры здорового образа жизни, престижа здоровья, привлечения граждан к активным занятиям физической культурой и спортом для сохранения здоровья и активного долголетия. Среди основных мероприятий определены гигиеническое воспитание населения
с использованием телевидения, радио, литературы, театра, кино, которое должно способствовать формированию идеологии здорового образа жизни (в том числе духовной, физической и психической составляющей здоровья), и разработка современных эффективных профилактических технологий.
Значительным шагом в формировании здорового образа жизни детей и молодежи является утвержденная постановлением Кабинета Министров Украины «Государственная программа развития физической культуры и спорта на 2007-2011 годы» от 15 ноября 2006 г. В этом документе определено, что в Украине сложилась критическая ситуация в сфере физической культуры и спорта. Лишь 13 % населения вовлечены в занятия физической культурой и спортом. Мировой опыт свидетельствует, что двигательная активность человека в течение всей жизни предотвращает заболевания и улучшает состояние здоровья. По интегральному показателю здоровья населения -средней ожидаемой продолжительностью жизни человека, Украина занимает одно из последних мест в Европе. Также требует срочного решения проблема развития спорта высших достижений и подготовки резерва для национальных сборных команд.
Основными задачами Программы являются: проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы во всех учебных заведениях, по месту жительства, работы и в местах массового отдыха граждан, а также физкультурно-оздоровительной и реабилитационной работы среди инвалидов, обеспечение развития олимпийских, паралимпийских, дефлимпийских и неолимпийских видов спорта путем поддержки детского, детско-юношеского, резервного спорта, спорта высших достижений, спорта инвалидов и спорта ветеранов, повышение уровня нормативно-правового, кадрового, материально-технического, финансового, научно-методического, медицинского, информационного обеспечения, участие в международной деятельности.
Важным шагом в сфере формирования здорового образа жизни стало принятие Концепции Общегосударственной целевой социальной программы «Здоровая нация» на 2009-2013 гг. от 21 мая 2008 г. В преамбуле Концепции констатируется, что особой угрозой будущему страны является нынешнее состояние здоровья и образ жизни детей и молодежи. Такая ситуация представляет реальную угрозу генофонду нации, безопасности Украины и стала приоритетной проблемой общегосударственного значения, которая требует адекватного решения. В этом документе заложена возможность двух различных подходов и указано, что первый вариант реализации программы возможен через использование традиционной модели здравоохранения, но существуют серьезные опасения, что это не даст положительного результата. Другой путь - через формирование современной модели предотвращения заболеваемости на основе скоординированных межотраслевых мероприятий по внедрению здорового образа жизни и профилактики в соответствии с мировыми стандартами за счет объединения ресурсов государства, местных общин, общественных организаций и частных структур. Указано, что по данным Всемирной организации здравоохранения, экономический эффект от выполнения программ здорового образа жизни достигает соотношения «выгоды-затраты» как 8:1. Именно поэтому в большинстве передовых стран мира профилактика и стимулирование людей к ведению здорового образа жизни является приоритетным направлением государственной политики [6, 8].
На очередном заседании Общественного гуманитарного совета, посвященного вопросу развития физической культуры и спорта в Украине в контексте формирования здорового образа жизни, Президент Украины особое внимание обратил на здоровье детей. Он отметил, что в последние годы не наблюдалось даже тенденции к улучшению состояния здоровья детей. По сравнению с 2003 годом показатель заболеваемости детей в 2009 году увеличился почти на 15%, причем прогрессируют хронические заболевания сердечнососудистой, эндокринной и нервной систем. Причиной этого стало неправильное питание, недостаточная двигательная активность, злоупотребление алкоголем и табакокурением. Уже выросло целое поколение «пивной» молодежи. Каждый пятый ребенок рождается с отклонениями в здоровье. К сожалению, периодически поступает информация о смерти детей на уроках физкультуры или непосредственно за школьной партой. Это в определенной степени связано с тем, что в Украине недостаточная или даже отсутствует подлинная и современная система пропаганды здорового образа жизни. Украине нужен целый комплекс разнообразных агитационных мероприятий по привлечению населения всех возрастов к активному образу жизни. Нужно формировать семейные традиции физкультурно-спортивного отдыха, потому что здоровье и продолжительность жизни определяется в первую очередь именно образом жизни каждого человека, его поведением и отношением к собственному здоровью [5].
В 2011 году разработано Национальную стратегию развития образования в Украине на 20122021 годы. Во втором разделе документа отмечается, что образование и физическое воспитание -
основа для обеспечения здоровья граждан. Также представлены данные о том, что сегодня в Украине функционирует 1687 детско-юношеских спортивных школ разных форм собственности и подчинения, в которых насчитывается более полумиллиона воспитанников в возрасте от 6 до 18 лет. К занятиям в спортивных школах также привлечены 6,5 тыс. детей-инвалидов разных нозологий. 191 спортивная школа имеет статус специализированной школы олимпийского резерва. Специализированные учебные заведения спортивного профиля действуют в 13 регионах страны (из них 9 высших училищ физической культуры, 3 училища олимпийского резерва, 4 лицея-интерната спортивного профиля и 2 школы-интерната спортивного профиля). В специализированных учреждениях развиваются 37 олимпийских видов спорта и занимается 5 500 спортсменов. Каждый пятый воспитанник этих заведений входит в состав национальных сборных команд Украины по олимпийским видам спорта [7].
Согласно с Единым календарным планом физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий с целью массового привлечения детей и подростков к регулярным занятиям физической культурой и спортом и повышения их двигательной активности систематически проводятся спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия по всей Украине («Старты надежд», «Игры Чемпионов» и др.).
Проблемным вопросом остается финансирование и современное оснащение специализированных учебных заведений спортивного профиля, а также определение новой методологии физического воспитания детей и молодежи.
В п. 3.4 Национальной стратегии развития образования в Украине на 2012-2021 годы указано, что ядром государственной гуманитарной политики по национальному воспитанию должно быть обеспечение гражданского, патриотического, нравственного, трудового воспитания, формирования здорового образа жизни, социальной активности и ответственности. Реализация этих задач предполагает, помимо прочих, формирование здорового образа жизни как составляющей воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей и молодежи, обеспечение сбалансированного питания, диспансеризацию, увеличение двигательной активности учащихся школьного возраста до 12 часов в неделю за счет уроков физической культуры, спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы во внеурочное время, совершенствование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в учреждениях системы образования и других ведомств (расширение количества спортивных кружков, секций и клубов с обязательным кадровым, финансовым, материально-техническим обеспечением их деятельности).
Выводы. Экономические трудности, ухудшение экологических условий, значительное снижение уровня жизни большей части населения, сокращение государственной и особенно общественной системы спортивных организаций для школьников и молодежи, переход специалистов в другие сферы деятельности, сокращение материально-технической базы спорта и системы соревнований, которые произошли в государстве, значительно повлияли на состояние здоровья детей и молодежи.
Украина уже сделала первые шаги на пути к созданию необходимой законодательной базы для формирования здорового образа жизни. Однако нерешенной остается проблема обеспечения выполнения требований действующего законодательства по содействию здоровому образу жизни и охране здоровья со стороны всех субъектов общественных отношений (органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, общественных организаций). Досадно констатировать, но сегодня в Украине нормативная база недостаточно эффективна из-за невыполнения действующих законов. Многие нормативные положения дублируются, некоторые из них носят декларативный характер, а большое количество разрозненных документов лишь усложняет работу соответствующих ведомств и министерств. Особенно негативно эта ситуация проявляется на местном и региональном уровнях, когда количество отчетов по каждой программе требует значительных затрат рабочего времени и отвлекает специалистов от практической работы. Не сформированными также остаются межотраслевой и многоуровневый подход в этой сфере, что приводит к распылению усилий и ресурсов.
Вышеуказанное дает основания говорить о необходимости усовершенствования действующего законодательства Украины в сфере формирования здорового образа жизни с целью внедрения благоприятной государственной политики, что будет свидетельствовать об уровне готовности государства решать существующие проблемы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронин, Д.Е. Формирование здоровьесберегающей компетентности студентов высших учебных заведений средствами физического воспитания [Текст]: автореф. дис. на соискание учен. степени канд. пед. наук : спец. 13.00.07 / Д.Е. Воронин- Херсон, 2006. - 20 с.
2. Государственная программа развития физической культуры и спорта на 2007-2011 года [Электронный ресурс] // Постановление Кабинета Министров Украины от 15 ноября 2006 г. №1594. — Режим доступа: http ://zakon2.rada. gov.ua/laws/show/1594-2006-п
3. Закон Украины Основы законодательства Украины о здравоохранении. - Режим доступа: http ://zakon. nau.ua/doc/?uid=1085.165.32&nobreak=1
4. Закон Украины О физической культуре и спорте [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zakon.nau.ua/doc/?code=3808-12
5. Здоровье людей — богатство страны / Заседание гуманитарного совета // Олимпийская Арена. - 2010. - №9. - Режим доступа: http://www. olimparena.org/index.php?option=com_content&task=view&id=740&Itemid=792
6. Молодежь за здоровый образ жизни: ежегодный доклад Президенту Украины, Верховному Совету Украины, Кабинету Министров Украины о положении молодежи в Украине (по итогам 2009 г.) / М-во Украины по делам семьи, молодежи и спорту. Гос. ин-т разв. семьи и молодежи; [редкол.: Н.Ф.Романова (глава) и др.]. - К.: ТОВ «Основа», 2010. - 156 с.
7. Проект Национальной стратегии развития образования в Украине на 2012-2021 года. - Режим доступа: http://mgu.com.ua/index.php?option=com content &view=article&id=655:-2012-2021-&catid=23&Itemid=89
8. Об утверждении Концепции Общегосударственной целевой социальной программы "Здоровая нация" на 2009-2013 года / Распоряжение Кабинета Министров Украины от 21 мая 2008 г. № 731-р. - Режим доступа: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/731-2008-р.
THE NORMATIVE-LEGAL ASPECTS OF FORMING AND MAINTAINANCE OF HEALTH OF CHILDREN AND YOUNG PEOPLE AS TO THE PUBLIC VALUE
S. GARKUSHA Summary
In the article international and national normatively-legal documents are analyzed in relation to the problem of forming of healthy way of life and maintenance of health of children and young people in Ukraine.
Keywords: health, healthy way of life, technology, law.
© TapKyma C.
Поступила в редакцию 04 апреля 2012г.