Научная статья на тему 'Актуальные вопросы формирования здорового способа жизни студентов Донецкого региона'

Актуальные вопросы формирования здорового способа жизни студентов Донецкого региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЯ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / ВЫПУСКНИКИ ШКОЛ / ПЕРВОКУРСНИКИ / УЧИТЕЛЯ / ПРОБЛЕМЫ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОНЯТТЯ / ЗНАННЯ / УМіННЯ / ПіДГОТОВЛЕНіСТЬ / ЗДОРОВЯ / ВИПУСКНИКИ ШКіЛ / ПЕРШОКУРСНИКИ / ВЧИТЕЛі / ПРОБЛЕМИ / КОМПЕТЕНТНіСТЬ / CONCEPTS / KNOWLEDGE / ABILITIES / PREPAREDNESS / HEALTH / GRADUATING STUDENTS OF SCHOOLS / FRESHMEN / TEACHERS / PROBLEMS / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко В. В.

Рассматриваются показатели работы школ Донецкого региона по формированию здорового образа жизни молодежи. Предлагаются формы работы в данном направлении на примере Донецкого института психологии и предпринимательства. Исследуются условия формирования у молодого поколения ЗОЖ в современных условиях. Проведен анализ компетентности преподавания предмета «Основы здоровья и физическая культура» в общеобразовательных учреждениях. Обращается внимание на подготовку родителей по формированию у подрастающего поколения навыков ЗОЖ, так как их бездеятельность, бесконтрольность детей и пагубное влияние западной соцкультуры не способствуют сохранению и укреплению здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actuality of questions of forming of healthy method of life of students of the Donetsk region

The indexes of work of schools of the Donetsk region are examined on forming of healthy way of life of young people. The forms of work are offered in this direction on the example of Donetsk institute of psychology and enterprise. The analysis of competence of teaching of a subject «Bases of health and physical training» in general educational establishments is carried out. It is paid attention to preparation of parents on formation at rising generation of skills of healthy way of life as their divergence, absence of control of children and fatal influence western social culture do not promote preservation and strengthening of health.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы формирования здорового способа жизни студентов Донецкого региона»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО СПОСОБА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ДОНЕЦКОГО РЕГИОНА

Ткаченко В. В.

Донецкий институт психологии и предпринимательства

Аннотация. Рассматриваются показатели работы школ Донецкого региона по формированию здорового образа жизни молодежи. Предлагаются формы работы в данном направлении на примере Донецкого института психологии и предпринимательства. Исследуются условия формирования у молодого поколения ЗОЖ в современных условиях. Проведен анализ компетентности преподавания предмета «Основы здоровья и физическая культура»

© Ткаченко В. В., 2009

в общеобразовательных учреждениях. Обращается внимание на подготовку родителей по формированию у подрастающего поколения навыков ЗОЖ, так как их бездеятельность, бесконтрольность детей и пагубное влияние западной соцкультуры не способствуют сохранению и укреплению здоровья.

Ключевые слова: понятия, знания, умения, подготовленность, здоровье, выпускники школ, первокурсники, учителя, проблемы, компетентность.

Анотація. Ткаченко В.В. Актуальні питання формування здорового способу життя студентів Донецького регіону. Розглядаються показники роботи шкіл Донецького регіону по формуванню здорового способу життя молоді. Пропонуються форми роботи в даному напрямі на прикладі Донецького інституту психології і підприємництва. Досліджуються умови формування в молодого покоління ЗОЖ у сучасних умовах. Проведено аналіз компетентності викладання предмета «Основи здоров'я й фізична культура» у загальноосвітніх установах. Звертається увага на підготовку батьків по формуванню у підростаючого покоління навичок ЗОЖ, тому що їхня бездіяльність, безконтрольність дітей і пагубний вплив західної соцкультури не сприяють збереженню й зміцненню здоров'я.

Ключові слова: поняття, знання, уміння, підготовленість, здоров'я, випускники шкіл, першокурсники, вчителі, проблеми, компетентність.

Annotation. Tkachenko V.V. Actuality of questions of forming of healthy method of life of students of the Donetsk region. The

indexes of work of schools of the Donetsk region are examined on forming of healthy way of life of young people. The forms of work are offered in this direction on the example of Donetsk institute of psychology and enterprise. The analysis of competence of teaching of a subject «Bases of health and physical training» in general educational establishments is carried out. It is paid attention to preparation of parents on formation at rising generation of skills of healthy way of life as their divergence, absence of control of children and fatal influence western social culture do not promote preservation and strengthening of health.

Keywords: concepts, knowledge, abilities, preparedness, health, graduating students of schools, freshmen, teachers, problems, competence.

Введение.

Актуальности проблемы формирования здорового способа жизни (ЗОЖ) молодого поколения в настоящее время уделяется много внимания среди специалистов в области физического воспитания, работников сферы здравоохранения, преподавателей, учителей, воспитателей и т.д. Однако, несмотря на весь поток информации, который получает молодое поколение по данному вопросу, существует реальное несоответствие между тем, чему учат и как воспитывают молодежь и тем, что происходит в реальных условиях.

Множество публикаций по этой тематике можно найти в научно-популярной и специальной литературе [1, 2, 3], программах для высших [4, 5], средних и дошкольных учреждений, средствах массовой информации, зарубежных публикациях [6,

7], сети Internet. Многие специалисты указывают на преимущества ЗОЖ, дают советы о средствах и методах укрепления здоровья человека, предлагают методики использования развивающих и реабилитирующих средств и т.д.

Наша система образования в течение 12 лет (согласно утвержденным Министерством образования и науки Украины учебным программам)

[8] должна обеспечивать учащихся знаниями по предметам «Основы здоровья и физическая культура», «Охрана и безопасность жизнедеятельности», «Анатомия», «Биология» и др. А после окончания школы предполагает, что выпускники общеобразо-

вательной школы не только знают и понимают, но и выполняют требования ЗОЖ на практике: занимаются самостоятельной деятельностью по сохранению и укреплению своего здоровья.

Работа выполнена по плану НИР Донецкого государственного университета управления.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования. Анализ уровня формирования у молодежи Донецкой области здорового образа жизни .

Задачи исследования.

1. Проанализировать условия формирования у молодого поколения ЗОЖ в современных условиях.

2. Проанализировать компетентность преподавания предмета «Основы здоровья и физическая культура» в общеобразовательных учреждениях.

3. Раскрыть основные проблемы нашего региона по формированию у молодежи ЗОЖ.

Результаты исследования.

Естественно, преподавание предмета «Физическое воспитание» в высшем учебном заведении, куда поступают выпускники школы, должно базироваться на приобретенном ими уровне знаний и умений. А задачи предмета «Физическое воспитание» строятся на продолжении этих программ и рассчитаны на осознанное, ответственное, бережное отношение молодежи к своему здоровью. Но когда бывшие школьники приходят в спортивный зал вуза, вырисовывается иная и очень негативная картина.

После многолетних наблюдений и анкетирования первокурсников Донецкого института психологии и предпринимательства (в основном это выпускники школ города Донецка и Донецкой области) мы убедились, что преподавание предмета «Основы здоровья и физическая культура» в школах Донецкой области находится на крайне низком уровне. Об этом свидетельствуют следующие показатели:

1. Отсутствие понятийного аппарата, почти у всех выпускников школ, за исключением тех первокурсников, которые раньше занимались в спортивных секциях. Они не видят различий между такими элементарными понятиями как «физическая подготовленность» и «физическое развитие», между «занятиями спортом» и «занятиями физической культурой», между «подготовительные и специальные упражнения» и «общеразвивающие упражнения» и т.п. Это говорит о непонимании важности данного предмета (а именно знаний по предмету «Основы здоровья и физическая культура») и отсутствии знаний в сфере организации своей полноценной жизни. Еще сложнее дело обстоит со специфическими физкультурно-спортивными терминами и понятиями. Так, например, на занятиях по волейболу, вместо передачи мяча они говорят о броске мяча. А на занятиях по теме «Легкая атлетика» первокурсники на вопрос «Чем от-

личается бег от ходьбы?», даже не задумываясь, отвечают: «Скоростью» и т.д. и т.п. Все это свидетельствует о том, что в школе терминологических знаний учащиеся не получили (или не усвоили). Отсутствие знаний по данному предмету четко указывает на реальный уровень подготовки выпускников школы к практическим умениям и навыкам в различных разделах программы по физической культуре, что сразу же подтверждается на практических занятиях. Так, более 80% выпускниц школ нашего региона не владеют техникой игровых видов спорта и многие из них просто боятся мяча. Страх при выполнении упражнений с волейбольным мячом (а тем более - баскетбольным) и элементарное неумение первокурсников, особенно девушек, правильно держать мяч говорит о том, что в школе учащиеся не занимались этими видами учебной программы. И это на протяжении нескольких лет занятий в школе. Баскетбол в школе начинают изучать с 4 класса, волейбол с пятого - т.е. 8 и 7 лет соответственно. На вопрос «Что же вы делали на уроках физической культуры?» девочки отвечают: «Мы сидели на скамейке, пока мальчики играли в футбол (волейбол или баскетбол)»...

2. Отсутствие элементарных знаний основ гигиены подтверждается поведением первокурсников в период подготовки к занятиям по предмету «Физическое воспитание», во время их проведения и после них. Так, опаздывая на занятия по физическому воспитанию, студенты-первокурсники оправдывают его тем, что они были в столовой (буфете или кафе) и о том, что заниматься физическими упражнениями возможно только через 1,5-2 часа после приема пищи они слышат впервые. А ведь это может привести не только к нарушению работы желудочно-кишечного тракта, но и к спортивной травме вследствие заторможенности и рассеянности внимания после приема пищи.

На первые занятия по предмету «Физическое воспитание» большинство бывших выпускников приходят не в спортивной форме, а в джинсах или в повседневной одежде, аргументируя это тем, что если одежда имеет спортивный стиль, ныне очень модный, то она подходит и для занятий физической культурой и тем, что в школе им разрешали так заниматься. Даже при наличии спортивной формы, многие из студентов после занятий в спортивном зале, не снимая ее, идут на последующие аудиторные занятия.

После занятий только минимальное количество студентов принимают водные процедуры в душе. А в высших учебных заведениях, в отличие от школ, души, как правило, работают.

Низкий уровень знаний выпускников школ о значении правильного питания также приводит к негативным последствиям и даже серьезным заболеваниям. Если в школьный период графиком приема пищи и качеством питания руководили

родители и учителя, то после поступления в высшее учебное заведение бывшие школьники не в состоянии, в виду отсутствия знаний и умений, построить и строго придерживаться индивидуального графика питания. А рациональность студенческого питания на первых курсах вообще не выдерживает никакой критики. Необходимо добавить, что и организация правильного режима труда и отдыха не всегда по силам нашим первокурсникам. Об этом свидетельствуют: головные боли, головокружения, сонливость, быстрая утомляемость, понижение артериального давления.

1. Уровень физической подготовленности первокурсников не соответствует их возрастным показателям. Для проверки индивидуального уровня физической подготовленности первокурсников мы используем давно и хорошо известную «Таблицу возрастных оценочных нормативов». После многолетних наблюдений (на протяжении 7 лет) нами был замечен неуклонный спад уровня физической подготовленности наших первокурсников. Так за период 2002-2009 гг. результаты проверки стабильно показывают несоответствие уровня физического развития первокурсников их биологическому возрасту: в 2002-2003 г.г. средний возраст первокурсниц, по результатам тестирования составил - 21-22 года, при истинном биологическом возрасте 17-18 лет, в 2004-2005 году - 23-24 года и 2006-2008 годах 25-26 лет.

Кроме этого мы регулярно проводим оценивание студентов по методике Летунова (ЧСС после трехминутного бега). Результаты этого тестирования также говорят о низком уровне выносливости наших первокурсников.

2. Очень низкий общий уровень состояния здоровья первокурсников. 20% наших девушек по состоянию здоровья относятся к специальной медицинской группе или освобождены от занятий по предмету «Физическое воспитание», а 54% студентов относятся к подготовительной группе.

3. Отсутствие инструкторских навыков первокурсников свидетельствует о неумении организовать себя, в первую очередь, на выполнение элементарных физических упражнений, а тем более группу. Фронтальный метод обучения в школе не способствовал развитию у школьников умений самостоятельной и групповой работе по физическому воспитанию.

4. Неумение рационально спланировать и организовать свое свободное время приводит к ухудшению здоровья студентов, снижению успеваемости, развитию лени и приобретению вредных привычек. Отсутствие навыков самостоятельной организации активной и здоровой рекреативной деятельности показали организация «Дня здоровья» для первокурсников с выездом на Донецкое море и проверка знаний первокурсников по школьной теме «Туризм». 99% выпускников не изучали данный материал и не участвовали в оздоровительных мероприятиях. Эти «тепличные» условия воспитания молодежи в современных условиях школы и

падение социального статуса семьи для учащегося не способствуют формированию у молодежи ЗОЖ. Поэтому несамостоятельность молодых людей в принятии конкретных решений, неумение сохранять собственное мнение вопреки внешнему давлению, безответственность за свои действия лишает студентов способности развивать чувства личной ответственности за свое здоровье (и здоровье окружающих) и ставить цели для достижения личного успеха в будущей деятельности.

В некоторых случаях у студентов наблюдается понимание необходимости сохранения и укрепления своего здоровья (развития, совершенствования или коррекции). Однако по названным причинам, они не занимаются этим важнейшим видом деятельности.

5. Негативная экологическая и социальноэкономическая обстановка нашего промышленного региона также не способствует формированию ЗОЖ у подрастающего поколения. Высокая арендная плата спортивных сооружений, низкий уровень оплаты труда учителей, тренеров и инструкторов, нестабильное экономическое положение в семьях не дает возможности детям и молодым людям заниматься своим физическим развитием в желаемых спортивных секциях, клубах и кружках.

Учитывая вышесказанное, преподаватель «Физического воспитания» высшего учебного заведения вынужден организовывать деятельность студентов по формированию здорового образа жизни, начиная с уровня 5-го класса общеобразовательной школы.

Однако, не смотря на тяжелейшие условия современности, настоящие учителя-профессионалы в области физической культуры отдают свое свободное время, знания и опыт делу формирования ЗОЖ у наших детей. Они понимают, что сформировать личность готовую активно заниматься своим развитием за два-три урока в неделю НЕВОЗМОЖНО.

И поэтому используют все возможные формы активизации здоровой жизнедеятельности детей. Выпускники данных учителей приходят в институт с вполне сформированными взглядами, убеждениями и привычкой регулярно заниматься любой спортивной деятельностью. Эти студенты, как правило, не пропускают занятий в институте, отлично учатся, принимают участие в студенческих научных конференциях, проявляют желание не только участвовать в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, но и защищают честь института на всех спортивных соревнованиях по различным видам спорта. Кроме того, при организационной поддержке преподавателей физического воспитания эти студенты подготовили и провели 2 пеших туристических похода по рекам Волчья и Кальмиус, водный поход по реке Северский Донец по маршруту «Изюм - Свя-тогорск - Щурово» и 2 морских парусных похода по маршрутам: «Белосарайская коса - Бердянская коса - Обиточная коса - Белосарайская коса » (2007 г.), «Белосарайская коса - г. Керчь - мыс Казантип - Бердянская коса - Белосарайская коса » (2008 г.).

Эта школа туризма была для них не только базой для получения туристических знаний, умений и навыков, но и стала действительно школой здорового образа жизни.

Выводы.

1. Обратить внимание на подготовку родителей

по формированию у подрастающего поколения навыков ЗОЖ, так как их бездеятельность, бесконтрольность детей и пагубное влияние западной соцкультуры не способствуют сохранению и укреплению здоровья.

2. На курсах повышения квалификации прове-

рить компетентность учителей нашего региона по вопросам формирования ЗОЖ (объем знаний, умений и навыков для здоровой самоорганизации своей жизнедеятельности и воспитанников).

3. Формирования ЗОЖ у молодежи - основная

проблема современности. Об этом свидетельствуют следующие показатели: отсутствие понятийного аппарата; отсутствие элементарных знаний основ гигиены; низкий уровень физической подготовленности первокурсников; очень низкий общий уровень состояния здоровья первокурсников; отсутствие инструкторских навыков; неумение рационально спланировать и организовать свое свободное время; негативная экологическая и социально-экономическая обстановка.

Решению задачи формирования ЗОЖ у студентов нашего вуза способствовали применение личностно-ориентированного подхода к каждому студенту, создание творческой, инициативной, активной группы (состоящей из студентов и преподавателей) и четко спланированная организация физкультурно-оздоровительной работы в институте. Привлечение первокурсников к традиционным физкультурно-оздоровительным и спортивномассовым мероприятиям вуза, к занятиям в спортивных секциях и танцевальных кружках, а также организованное времяпровождение студентов в свободное время и в общежитии будет способствовать формированию навыков ЗОЖ и выработает у них привычку заботиться о себе и о своем будущем поколении не на словах, а на деле.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем формирования здорового способа жизни студентов.

Литература:

1. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: Метод. пособие / Е.А. Бабенкова. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 206 [2] с.: ил.

2. Дыхан Л.Б., Кукушин В.С., Трушкин А.Г Педагогическая валеология. Уч. пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 528 с.

3. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. - 3-е изд., доп. и перераб. - Мн.: Выш. шк., 1991. - 287 с.

4. Теория и методика физического воспитания. Учебник для высших учебных заведений физического воспитания и спорта. В 2 томах. Под редакцией Т.Ю. Круцевич. - К.: Издательство «Олимпийская литература». 2003. Том 1.

5. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: Физкультура и спорт, 1991. -224 с.

6. Паффенбаргер Ральф С., Ольсен Еріх Здоровий спосіб життя (російською мовою) К.: Вид. «Олимпийская литература» 1999. - 320 с.

7. Р. С. Уэйнберг, Д. Гоулд Основы психологии спорта и физической культуры. К.: «Олимпийская литература» 2001 - 335 с.

8. Міністерство освіти і науки України, Програма для загальноосвітніх навчальних закладів, Фізична культура 5-12 класи, Навчально-практичне видання. К.: ІРПІНЬ 2005 - 272 с.

Поступила в редакцию 24.04.2009.

dgizfvs-nayka@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.