Научная статья на тему 'Особенности развития студенческого молодежного спорта в современных условиях'

Особенности развития студенческого молодежного спорта в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3319
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / СПОРТ / СПОРТИВНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / СТРАТЕГИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗКУЛЬТУРНООЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лапочкин С.В.

Определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого и динамичного развития физической культуры и спорта, формирования здорового образа жизни и потребностей у населения к регулярным занятиям спортом, повышения эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья и воспитании подрастающего поколения, профилактики негативных социальных проявлений, повышения конкурентоспособности российского спорта, способствует социально-экономическому развитию и улучшению качества жизни и благосостоянию россиян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лапочкин С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития студенческого молодежного спорта в современных условиях»

УДК 796.01

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО МОЛОДЕЖНОГО СПОРТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

С.В. Лапочкин - кандидат психологических наук Набережночелнинский филиал ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма Набережные Челны

FEATURES OF STUDENT'S YOUTH SPORTS DEVELOPMENT IN

MODERN CONDITIONS

S.V. Lapochkin - candidate of psychological sciences Naberezhnye Chelny Branch of FSBEI HPE Povolzhskaya State Academy of

Physical Culture, Sport and Tourism Naberezhnye Chelny

e-mail: nkfk@mail. ru

Ключевые слова: досуговая деятельность, Олимпийские игры, сохранение здоровья, спорт, спортивно-массовые мероприятия, стратегия, физическая культура, физкультурно-оздоровительные мероприятия, физическое здоровье.

Аннотация. Определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого и динамичного развития физической культуры и спорта, формирования здорового образа жизни и потребностей у населения к регулярным занятиям спортом, повышения эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья и воспитании подрастающего поколения, профилактики негативных социальных проявлений, повышения конкурентоспособности российского спорта, способствует социально-экономическому развитию и улучшению качества жизни и благосостоянию россиян.

Keywords: activity; the Olympic games; health preservation, sports; sports-mass actions; strategy; physical training; physical-improving actions; physical health.

Abstract. Definition of ways and ways of maintenance in long-term prospect of steady and dynamical development of physical training and sports, formation of a healthy way of life and requirements to the population to regular playing sports, increases of physical training and sports possibilities use efficiency in strengthening of health and education of rising generation, preventive maintenance of negative social displays, increases of competitiveness the Russian sports, promotes social and economic development and improvement of life and well-being quality of Russians.

Изменения, происходящие в обществе, накладывают определенный отпечаток на процессы связанные с развитием и формированием отношения в среде молодежи к физической культуре и спорту. Значение физической культуры заключается в воспроизводстве физических ресурсов общества, рациональном использовании свободного времени, обеспечении занятости населения, особенно молодежи. В связи с этим она имеет социокультурную специфику, включающую корпоративный логотип, практически неизменный на протяжении многих лет устойчивый позитивный имидж служения общественным интересам. Идеология государственного регулирования физической культуры

и спорта находит отражение в устранении противоречий и декларативных норм в законодательстве федерального и регионального уровней. Совершенствование этой области предусматривает внесение поправок в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в РФ", которые могут быть направлены на:

1) формирование государственного заказа, определяющего полномочия и конкурсные условия в реализации государственных кредитных программ, предоставление льготных и безвозмездных субсидий на развитие инфраструктуры физической культуры;

2) совершенствование правовых основ развития физической культуры, обеспечивающих условия для развития предпринимательства, спонсорства и спортивного фандрайзинга;

3) консультирование по определению прав, обязанностей и ответственности физических и юридических лиц в области физической культуры;

4) координацию работы и разграничение полномочий государственных, общественных и коммерческих органов управления, обеспечивающие конституционные гарантии доступности физической культуры для учащейся молодежи.

В конце прошлого и начале этого столетия отсутствие научно обоснованных критериев и норм размещения государственного заказа на физическую культуру на фоне неустойчивого функционирования экономики, налоговой политики, регулирующих предпринимательскую и инвестиционную деятельность, было нерациональным использование имеющихся ресурсов и стимулов, аберрация функциональной составляющей ее статуса, в целом предопределивших ее кризисное состояние. На практике это привело к снижению качества учебного процесса, свертыванию в ряде вузов спортивной работы, разрушению имеющейся инфраструктуры и сокращению преподавательского состава [3]. В этот период были приняты важные юридические акты: Государственная программа РФ "Здоровье нации", утвержденная решением правительства № 13-127 от 7.12.1999 г.; Концепция охраны здоровья населения РФ на период до 2005 г.; приказ Минобразования РФ "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации" № 2715/227; комплексная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в С.-Петербурге на 2003-2006 гг."; и ряд других, как на федеральном уровне, так и на региональных. Острота рассматриваемой проблемы требует оперативного проведения разнообразных по масштабам и сложности социально-экономических, правовых и организационных реформ, внедрения эффективных программ и проектов ее антикризисного развития [4].

Совершенствование правовой базы, связанное с упорядочением отраслевых нормативных актов, является основой социально-экономического механизма, обеспечивающего эффективное развитие отрасли, модернизацию ее инфраструктуры и содержания учебно-воспитательного процесса. Наиболее перспективным стратегическим механизмом развития физической культуры на макроуровне является межотраслевая политика по реконструкции ее из затратной отрасли в равноправного партнера реального сектора экономики. Размещение государственного заказа и соответствующее финансирование физической культуры на федеральном, территориальном и отраслевом уровнях в единстве с рыночными механизмами развития, несомненно, обеспечат реализацию не только ее традиционных материально-преобразующих, профессионально-прикладных и воспитательных функций, но и урегулированных правовыми нормами корпоративных функций, характерных для молодежной субкультуры, а именно:

1) адаптивную, обеспечивающую оперативность приспособления физической культуры к динамично меняющимся условиям;

2) интегративную, связанную с повышением креативности учебно-воспитательного процесса путем усиления взаимосвязи социально-экономического, когнитивного и человекотворческого процессов;

3) ценностно-ориентирующую, определяющую личностный смысл физкультурно-спортивной деятельности путем оптимизации субъектно-объектных связей;

4) программирующую, обеспечивающую культурную преемственность высшей школы в реализации физкультурных традиций;

5) дифференцирующую, определяющую целевой отбор педагогических средств, методов и организационных форм физической культуры;

6) консолидирующую, объединяющую студентов по формам и внутренним мотивам физкультурно-спортивной деятельности при реализации воспитательных целей.

На протяжении длительного времени вместо коренной модернизации системы повышения человеческого потенциала в соответствии с требованиями современной жизни осуществляются косметические преобразования. Для создания общенациональной модели физкультурно-спортивного движения, решения проблем укрепления физического здоровья людей необходима единая стратегия действий различных министерств и ведомств, общественных организаций, финансово-промышленных объединений, компаний, коммерческих структур, ученых и специалистов. Эта стратегия должна быть направлена на создание максимально благоприятных условий для оздоровления граждан России в трудовых коллективах, в образовательных учреждениях, по месту жительства, в местах отдыха [1].

В ходе решения проблемы изменения статуса физической культуры была принята «Концепция развития физической культуры и спорта на период до 2005 года», разработанная Госкомспортом России совместно с Минобразованием России и Минздравом России, которая в сочетании с концепциями «Охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года», «Государственной политики в области здорового питания до 2005 года» и «Демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года» должна была стать основой для формирования общероссийской модели здорового образа жизни людей. Мероприятия, предусмотренные в этих документах, оказали определенной влияние на изменение ситуации в спорте и массовой физической культуре. В настоящее время разработана стратегия развития физической культуры и спорта до 2020 года в соответствии с поручением Президента Российской Федерации. Это концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, в ней определена роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России [6].

В стране создается эффективная система мониторинга физической подготовленности и развития, физического здоровья различных категорий и групп населения, и в первую очередь детей и учащейся молодежи. Результаты мониторинга должны дать материал для оперативного анализа ситуации и разработки программы, направленной на формирование здорового образа жизни граждан [2].

Деятельность по формированию здорового образа жизни необходимо рассматривать комплексно, решать программными методами на федеральном уровне, силами многих министерств и ведомств, согласовывая с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации, направлениями структурной научно-технической политики, прогнозами развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, а также результатами анализа экономического, социального и экологического состояния страны.

Необходимо сохранить и восстановить лучшие традиции отечественного физкультурно-спортивного движения, продолжить поиск новых высокоэффективных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом.

Необходимо стимулировать поиск и внедрение новых эффективных форм спортивного досуга. Особое внимание должно быть привлечено к анализу и решению проблем развития физкультурно-спортивного движения среди различных категорий российских граждан.

Приоритет во всей работе, связанной с развитием физкультурно-спортивного движения, должен быть отдан физическому воспитанию и формированию здорового образа жизни дошкольников, учащихся образовательных школ и СПО, студенческой молодежи.

Недостатки физического воспитания и развития спорта среди подростков, детей и молодежи объясняются комплексом нерешенных вопросов, среди которых слаборазвитая материально-техническая база; ограниченный объем учебного времени, отведенного на обязательные занятия по физическому воспитанию; издержки в профессиональной подготовке педагогических кадров, в содержании и формах физкультурно-оздоровительной работы, особенно среди дошкольников; ориентация педагогической деятельности на количественные показатели; отсутствие традиций семейного физического воспитания; несогласованность действий органов народного образования, здравоохранения, физической культуры и спорта и др. [4].

Вместе с тем фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детские годы. Ухудшающееся здоровье молодого поколения диктует необходимость заняться этой проблемой безотлагательно. Основные усилия должны быть направлены на:

- повышение ответственности родителей за здоровье детей;

- поиск и рациональное использование целевых и спонсорских финансовых возможностей в интересах развития детского и молодежного спорта;

- совершенствование программно-методического и организационного обеспечения физического воспитания в учебных заведениях;

- внедрение новых эффективных форм организации занятий;

- создание индустрии недорогих, но практичных и гигиеничных товаров и тренажеров для занятий физической культурой;

- массовое издание популярной литературы, видеокассет и компьютерных программ;

- создание при образовательных учреждениях комплексных физкультурно-спортивных центров, включающих спортивный зал, бассейн, плоскостные сооружения.

Физическое воспитание реализуется через урочные формы занятий; дополнительные (факультативные) занятия, в том числе с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья; через физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня; внеклассные, внеакадемические формы занятий (спортивные секции, занятия в спортивных школах, самостоятельные занятия); спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Все это обеспечивает каждому дошкольнику, учащемуся и студенту двигательную активность не менее 8-10 часов в неделю.

Концепция семейного активного отдыха признана приоритетной во многих странах и это позволяет решить ряд проблем по вовлечению в активные занятия физической культурой детей и молодежи, особенно проведение детьми досуга совместно с родителями. Для этого на уровне Правительства Российской Федерации и субъектов Федерации разрабатываются и реализуются специальные программы формирования зон отдыха для городов и районных центров России. В эту зону отдыха должны входить сеть спортивно-оздоровительных учреждений, региональных оздоровительных трасс и троп, вдоль которых формируется типовая или нестандартная инфраструктура (спортивные городки, экостадионы, туристско-оздоровительные комплексы) [1].

К организации досуговой деятельности следует более активно привлекать профсоюзные, молодежные и женские общественные объединения.

Практика показывает, что физическая культура и спорт являются эффективным средством профилактики асоциального поведения в молодежной среде. В этой связи с 2002 г., совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, активно начата работа по реализации комплекса неотложных мер по развитию детско-юношеских клубов физической подготовки, спортивных школ и дворцов спорта для детей и юношества с учетом социальных нормативов и норм.

Занятия детей, подростков и молодежи в клубах не только улучшат их здоровье и физическую подготовку, но и обеспечат им более интересный и содержательный досуг. Необходимо создать в стране дополнительно необходимое количество клубов, оснастить их спортивным оборудованием и инвентарем, педагогическими кадрами и учебными программами.

Средства физической культуры и спорта могут быть эффективно использованы и на этапе исправления молодежи, уже совершившей противоправные действия. Для их решения надо организовать необходимые условия в местах заключения, обеспечить их спортивным инвентарем и оборудованием [5].

В условиях чрезвычайной демографической ситуации, роста экономических потерь от заболеваемости и травматизма, интенсификации производства повышаются требования к уровню физического здоровья и профессионально-прикладной подготовке работника. Сохранение здоровья трудящихся - это не только предпосылки для высокой производительности труда, улучшения благосостояния, но и залог устойчивого социально-экономического развития страны. Именно поэтому большое значение приобретают вопросы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в трудовых коллективах. На предприятиях и в организациях всех форм собственности они должны быть направлены на осуществление реабилитационных мероприятий, проведение профессионально-прикладных занятий, послетрудовое восстановление, снижение неблагоприятных воздействий производства на человека, повышение его адаптации к профессиональной деятельности, повышение общего уровня сопротивляемости к различным заболеваниям.

Для решения этих проблем необходимо:

- проведение мониторинга состояния здоровья, физической подготовленности и физического развития работающих, создание на этой основе базы данных, что позволит повысить эффективность физической культуры в укреплении здоровья трудящихся, уменьшить воздействие негативных факторов на работоспособность и самочувствие человека;

- включение производственной физической культуры в систему мероприятий, направленных на улучшение условий труда, снижение профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости;

- обустройство, где позволяют возможности, комнат здоровья, психологической разгрузки, введение в цехах, производствах, на участках, где численность трудящихся достигает 500 человек, должности инструктора производственной физкультуры;

- принятие руководством компаний, фирм, предприятий и учреждений оздоровительных программ, программ развития физической культуры и спорта среди трудящихся и членов их семей;

- создание законодательной и нормативной базы для направления средств предприятий и организаций разных правовых форм на мероприятия по оздоровлению населения. Привлечение средств от прибыли организаций в результате хозяйственной деятельности, на укрепление материальной базы развития физической культуры;

- формирование у трудящихся, руководителей производственных организаций и коллективов понимания важности и необходимости ведения здорового образа жизни.

Развитие физической культуры и спорта для трудящихся должно осуществляться путем формирования соответствующей мотивационной структуры. В стране должна быть разработана Программа сохранения здоровья работающих, коллективные договоры между руководителями и профсоюзными организациями предприятий и учреждений в обязательном порядке должны содержать полноценные разделы с реальными мерами по развитию физкультурно-спортивной и оздоровительной работы в данном трудовом коллективе.

В условиях реформирования Вооруженных сил и правоохранительных органов России первостепенное значение приобретает уровень общефизической, профессионально-

прикладной и спортивной подготовки личного состава, который должен соответствовать подготовленности спортсменов высокого класса. В этих целях в МВД, ФСБ, Вооруженных силах Российской Федерации за последнее время проведен ряд организационно-технических мер.

Происходящие изменения в реформировании Вооруженных сил, появление новой боевой техники и оружия, повышение мобильности армии и усложнение условий выполнения военных задач при сокращении срока службы и времени адаптации призывника в воинской части резко повышают требования к подготовленности молодежи допризывного возраста.

По экспертным оценкам, сегодня среди молодежи допризывного возраста 7% имеют приводы в милицию, 1,5% - судимость, 10% - ослабленное здоровье, 10% - дефицит мышечной массы, более 6% употребляют наркотики. Только 20% молодежи допризывного возраста допускаются к службе с оружием в руках.

По данным Центральной военно-врачебной комиссии Минобороны России, освобожден от призыва по состоянию здоровья практически каждый третий из состоящих на воинском учете. При этом наблюдается динамика ухудшения данного показателя [6].

На сегодняшний день остается актуальной разработка качественно новой системы мероприятий, направленных на физическую подготовку допризывной и призывной молодежи, организацию соревнований по военно-прикладным видам спорта и профессиональную подготовку. В нее должны быть включены всероссийские и окружные смотры-конкурсы по физическому развитию и подготовленности допризывной молодежи, федерально-окружные фестивали допризывной молодежи, оборонно-спортивные игры «Зарница». Должна быть восстановлена работа спортивных, спортивно-технических и спортивно-оборонных клубов и секций, лагерей для молодежи в летнее время, оснащенных необходимым спортивным инвентарем и оборудованием, специалистами и научно-методическим обеспечением.

Снова важной становится роль Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) в развитии технических, военно-прикладных и авиационных видов спорта, в том числе через соответствующие Всероссийские спортивные федерации, в вовлечении граждан в процесс научно-технического творчества, в формировании у молодежи стремления к техническим знаниям и здоровому образу жизни.

В системе подготовки допризывной молодежи следует предусмотреть:

- увеличение объемов физкультурно-спортивной активности в образовательных учреждениях;

- проведение летних сборов допризывной молодежи в военно-спортивных лагерях;

- разработку специализированных нормативов физической подготовленности;

- разработку и проведение системы комплексных общенациональных и региональных соревнований для допризывной молодежи.

Для повышения уровня физической подготовленности военнослужащих необходимо:

- увеличить объем часов на общефизическую, профессионально-прикладную физическую и спортивную подготовку;

- разработать современные нормативные требования, учебно-тренировочные программы и методики физической подготовки;

- создать эффективную систему спортивных соревнований, способствующих вовлечению в активные занятия спортом максимального числа военнослужащих;

- при переходе на контрактную армию разработать свои спортивные нормативы для военнослужащих разных родов Вооруженных сил;

- рассмотреть вопрос о присвоении очередного воинского звания при условии выполнения военнослужащими соответствующих нормативов физической подготовки.

Физическая культура и спорт являются наиболее эффективным средством социальной адаптации и физической реабилитации инвалидов, однако используется это средство

недостаточно. Физическое воспитание среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов направлено на реабилитацию, социальную адаптацию и интеграцию их в жизнь средствами физической культуры и спорта. В настоящее время в Российской Федерации около 150 тыс. инвалидов охвачены регулярными занятиями адаптивной физической культурой и спортом, что составляет менее 3% от общей численности инвалидов в стране.

В стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 года предусматривается увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, занимающихся регулярно адаптивной физической культурой и адаптивным спортом, от общей численности данной группы населения с 2,9% в 2007 году - до 16% в 2015 году и до 25% в 2020 год [6].

К числу основных проблем дальнейшего развития физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов следует отнести:

- создание соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом на спортивных сооружениях и в местах массового отдыха;

- открытие спортивных школ в системе дополнительного образования для детей-инвалидов;

- разработка и производство специализированного инвентаря и оборудования;

- подготовка тренеров, преподавателей и специалистов по адаптивной физической культуре;

- разработка и издание специализированных методик и программ;

- подготовка спортсменов-инвалидов к международным соревнованиям, в том числе Паралимпийским играм.

Подготовка должна осуществляться на тех же условиях, что и подготовка спортсменов к Олимпийским играм.

Литература

1. Барчуков, И. Физическая культура и физическая подготовка / И. Барчуков, Ю. Назаров. - М., 2007. -

432 с.

2. Дышко, Б.А. Спортивный инжиниринг набирает обороты / Б.А. Дышко // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 4. - С. 63.

3. Рожков П.А. Развитие физической культуры и спорта в современном мире: организационно -управленческие, финансовые и нормативно-правовые проблемы / П.А. Рожков. - М. : Советский спорт, 2002. -С. 12-16.

4. Соловьев, А.А. Спорт и вузы : актуальные российские проблемы и зарубежные подходы : лекция в рамках учебных курсов «Образовательное право» и «Спортивное право» / А.А. Соловьев. - М., 2008. - 47 с.

5. Стратегия развития физической культуры и спорта до 2020 года [Электронный ресурс]. - М., 2009. -Режим доступа : http://www.infosport.ru/strategiya/.

6. Физическая культура : учебник / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев. - М., 2008. - 176 с.

Literature

1. Barchukov, I. Physical culture and physical training / I. Barchukov, Y. Nazarov. - M., 2007. - 432 p.

2. Dyshko, B.A. Sports engineering grows / B.A. Dyshko // Theory and practice of physical culture. - 2003. -No. 4. - P. 63.

3. Rozhkov, Р.А. Physical culture and sport in modern world: organizational and administrative, financial and standard and legal problems / Р.А. Rozhkov. - M. : Soviet sports, 2002. - P. 12-16.

4. Solov'ev, A.A. Sport and higher education institutions: actual Russian problems and foreign approaches : lecture within training courses «The educational right» and «The sports law» / A.A. Solov'ev. - M., 2008. - 47 p.

5. Strategy of physical culture and sport development of till 2020 [Electronic resource]. - M., 2009. - Access mode : http://www.infosport.ru/strategiya/.

6. Physical culture : textbook / N.V. Reshetnikov, U.L. Kislitsyn, R.L. Paltiyevich, G.I. Pogadayev. - M., 2008. - 176 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 24.04.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.