УДк 796:378
Е. М. БАТЕНКО
Омский государственный технический университет, г. Омск
влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности студентов
В статье рассмотрены вопросы влияния физической культуры на уровень физической подготовленности студентов. Применение разработанных педагогических воздействий на занятиях физической культурой способствуют развитию уровня физической подготовленности. Проведено тестирование физической подготовленности у студенток, позволившее определить ее уровень. В статье представлены результаты анкетирования по выявлению значимости физической культуры и спорта в жизни студенток.
ключевые слова: спорт, анкетирование, физическая культура, студенты, значимость в жизнедеятельности.
Бесплодность давней и, по сути, непрекращающейся до сегодняшнего дня дискуссии относительно содержания базовых дефиниций феноменов «спорт» и «физическая культура» в настоящее время вполне очевидна. Научный анализ неизбежно начинается с общих определений. От их точности зависит прочность основания, на котором строится соответствующая теория как системно представленное знание. Это обстоятельство придает проблеме исходных дефиниций особую остроту. За отсутствием четкости базовых определений спорта и физической культуры, что, на первый взгляд, можно было бы в случае спортивно-физкультурных наук считать признаком неблагополучия частного порядка, стоит общее неблагополучие, то есть отсутствие четкости в понимании сути спорта и физической культуры как таковых [1].
Поступление в вуз сопровождается переходом в новую систему образования, новую социальную среду, изменением роли и статуса бывшего выпускника средней школы. Для обеспечения успешной образовательной деятельности первокурсник должен изменить свое состояние таким образом, чтобы возникло динамическое равновесие, адекватное новым условиям. Процесс адаптации к учебному процессу в вузе строится на основе взаимодействия студента-адапта и образовательной среды [2].
В государственном образовательном стандарте высшего образования на учебную дисциплину «Физическая культура» предусмотрено выделение 408 часов, этого объема физической активности для студентов недостаточно. Выход из создавшейся ситуации один — формирование у студентов мотивации к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом. Для этого необходимо воспитание потребности в повседневной физической активности. Организация же самостоятельных занятий требует от студентов теоретических и методических занятий. Необходимо, чтобы студенты четко представляли конечную цель занятий — оздоровление, культура и красота тела и движений, рассматривали такие занятия, как средство активного отдыха, вос-
становление работоспособности во время и после напряженной умственной деятельности [3].
Здоровье — это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе. Существует более 400 определений здоровья. На бытовом уровне понятие «здоровье» означает обычно отсутствие болезней [4].
Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, по определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — означает состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
В век научно-технического прогресса не нужно забывать, насколько и внешняя среда может навредить здоровью. Любой человек должен поставить себе цель с каждым днем укреплять свое здоровье, следить за ним, а этому помогает физическая культура.
И. Ф. Харламов считал, что физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек и здорового образа жизни [5].
Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, физическая культура является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки. В настоящее время в высшем учебном заведении начинают складываться гуманистические
воспитательные системы. При этом каждая общая система образования должна отводить должное место физическому воспитанию и спорту. Это необходимо для установления равновесия и укрепления взаимосвязей между составляющими элементами образования.
Учебные занятия в совокупности с правильно организованными практическими занятиями являются залогом продуктивного и эффективного физического воспитания. Поэтому ежедневные физические упражнения способствуют укреплению здоровья и повышению умственной и физической работоспособности студентов.
Цель физической культуры — реализовать возможности физического развития людей, всестороннего совершенствования свойственных каждому человеку физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность: обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к трудовой и другим общественно важным видам деятельности.
В последние десятилетия неизмеримо выросла значимость физической культуры в жизни человека. Пребывание на занятиях, приготовление домашних заданий, чтение книг, занятия у компьютера, настольные электронные игры, отдых у телевизора — все эти формы времяпрепровождения происходят в статическом положении и негативно отражаются на многих системах организма студента: сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной. Эта проблема осложняется постоянным увеличением учебной нагрузки и стрессового состояния, переживаемого студентами во время сессии.
Сегодня обычный рабочий день у студента составляет учебную нагрузку в среднем 4 — 5 пар, плюс дополнительные занятия, отработка задолженностей, подготовка к экзаменам. В связи с этим отмечается дефицит двигательной деятельности, который может вызвать ряд серьезных изменений в организме. Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление недостаточной двигательной активности у студентов при продолжительном напряженном умственном труде — это активный отдых и организованная физкультурная деятельность [6].
Учёными установлено, что здоровье человека только на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % — от наследственных факторов, на 20 % — от экологии, а на 50 % — от самого человека. Таким образом, здоровье в большей степени зависимо от образа жизни, который каждый человек выбирает себе сам.
Знания о здоровье, здоровом образе жизни студенты получают на лекциях по физической активности, в Интернете и других медиа-средствах, но физическое развитие происходит на занятиях по физической культуре, в спортивных секциях, самостоятельно и на активном отдыхе.
Вовлечение обучающихся в регулярные занятия физической культурой и спортом существенно влияет на физическое развитие, содействует укреплению здоровья. Под уровнем оценки физической подготовленности в рамках учебной программы подразумеваются показатели выполнения контрольных нормативов обучающимися, в том числе такие нормативы, как прыжок в длину с места, максимально возможный наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамье, челночный бег
4 х 10 м, 100 м, кросс 1000 м, поднимание туловища из положения лежа за 30 секунд, подтягивание на перекладине.
Необходимо рассмотреть вопрос о формировании физической подготовленности студентов младших курсов в процессе обучения. С этой целью было проведено анкетирование по теме: «Физкультура и спорт в моей жизни». Анкетирование имело анонимный характер, на материале группы студентов, с использованием интернетресурса (п = 18).
Получены следующие результаты проведенного анкетирования:
1. Выполняешь ли ты по утрам утреннюю гимнастику?
Да — 1 человек, нет — 3 человека, редко — 15 человек.
2. Сколько времени в день ты проводишь на свежем воздухе?
До 1 часа — 2 человека, 1,5 — 2 часа — 7 человек, 2 и более часа — 9 человек.
3. Выполняешь ли ты дома физические упражнения?
Да — 1 человек, нет — 10 человек, редко — 8 человек.
4. Во сколько ты ложишься спать?
До 22 часов — 1 человек, до 23 часов — 6 человек, от 23 и более часов — 10 человек.
5. Сколько времени ты проводишь перед компьютером?
До 1 часа — 11 человек, от 1 до 3 часов — 7 человек, от 3 и более часов — 0 человек.
6. Как часто ты болеешь?
1 раз в год — 9 человек, 1 раз в семестр — 8 человек, каждый месяц — 1 человек.
7. Посещаешь ли ты спортивные секции?
Да — 4 человека, нет — 10 человек, редко — 4 человека.
8. Регулярно ли ты посещаешь занятия физкультуры?
Да — 17 человек, нет — 0 человек, редко — 1 человек.
9. Часто ли ты пропускаешь занятия физкультуры?
Да — 1 человек, нет — 10 человек, редко — 7 человек.
10. Если пропускаешь, то по какой причине?
Респонденты отвечали по причине болезни или
«забыл форму».
11. Нравятся ли тебе занятия физкультуры?
Да — 18 человек.
12. Сколько времени в неделю занимаешься в спортивной секции?
До 1 часа — 1 человек, от 1 до 3 часов — 0 человек, от 3 и более часов — 4 человека.
13. Нравится ли на занятиях физкультуры играть в спортивные игры?
Да — 18 человек.
14. Продолжительность занятий спортом (спортивные секции)?
1 год — 1 человек, 2 года — 3 человека, 3 и более лет — 2 человека.
15. Занимаются ли в твоей семье спортом?
Да — 11 человек, нет — 7 человек.
16. Почему ты занимаешься в спортивных секциях?
Респонденты отвечали, что физические нагрузки повышают настроение, любят принимать участие в соревнованиях.
Анализируя результаты анкетирования, делаем вывод, что спортивные секции регулярно посещают
4 человека и 1человек редко. Посещают спортивные секции более 3 лет — 2 человека, 2 года — 3 человека, 1 год — 1 человек. Из 18 студенток, только у четырех девушек недельная физическая нагрузка составляет более 15 часов, не считая прогулок на свежем воздухе, утренней гимнастики, а у остальных — 3 часа физической активности на занятиях физической культуры, не считая прогулок на свежем воздухе и утренней гимнастики.
Многие респонденты ведут активный образ жизни: выполняют утреннюю гимнастику, много времени проводят на свежем воздухе и интересуют их больше дворовые игры, нежели компьютерные. 100 % обучающихся посещают занятия физической культуры и всем она нравится. Все обучающиеся любят на занятиях заниматься спортивными играми. Многие студенты отмечают, что в их семье занимаются спортом братья и сёстры или родители. На вопрос: «Почему ты занимаешься в спортивных секциях?», — респонденты отвечали, что физические нагрузки повышают настроение и что они любят принимать участие в соревнованиях.
Оценить общую физическую подготовленность студентов можно с помощью самых разнообразных тестов. Однако, в связи с тем что полученные результаты тестирования оцениваются лишь путем сравнения, целесообразно выбирать тесты, широко представленные в теории и практике физического воспитания студентов.
В исследовании приняли участие студентки I и II курсов основной медицинской группы.
В учебной программе предусмотрена сдача контрольных нормативов, с помощью которых можно определить уровень физической подготовленности. Были выбраны тесты для проверки скоростно-си-ловых качеств, гибкости, выносливости, быстроты: челночный бег 4 х 10 м, прыжок в длину с места, наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, поднимание туловища за 30 секунд, бег 30 м.
Результаты исследования подтвердили, что студентки, занимающиеся дополнительно физическими упражнениями, имеют более высокий уровень физической подготовленности по всем показателям физических качеств. Развитие физических качеств зависит от продолжительности занятий физической культурой и спортом. На низком и ниже среднего уровнях — контрольный норматив «Прыжок в длину с места» — у восьми студенток. Наиболее высокие результаты были показаны в упражнении «Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек» и в беге на 30 м. На низком и ниже среднего уровнях — показатели норматива «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье» — у пяти человек.
Для повышения уровня физической подготовленности и увеличения объема двигательной активности необходимо:
— регулярное выполнение утренней гимнастики;
— добросовестное отношение к занятиям физической культуры;
— выполнение домашнего задания, направленного на развитие физических качеств;
— дополнительно заниматься физическими упражнениями во внеурочное время.
выводы. Нам удалось достичь поставленной цели и проследить важность значения для студентов занятий спортом. По результатам исследования отчетливо прослеживается, что дополнительные самостоятельные занятия физической культурой и спортом также способствуют формированию важных качеств личности: настойчивости в достижении цели, упорству. Положительные результаты этих занятий благотворны для развития важных психических качеств и регуляции психоэмоциональных состояний студентов [6, 7].
Таким образом, основным показателем эффективности стимулирования физического самосовершенствования студентов являются высокие результаты, достигнутые в процессе дополнительных самостоятельных занятий.
Стимулами для физического самосовершенствования студентов являются:
— высокий уровень достигнутых результатов в физическом самосовершенствовании;
— признание однокурсниками достигнутых высоких результатов в физическом самосовершенствовании;
— овладение студентами на высоком уровне эффективными приемами и методами физического самосовершенствования.
Библиографический список
1. Власенко П. С., Байковский Ю. В. К вопросу об определении понятий «Спорт» и «Физическая культура» // Олимпийский спорт и спорт для всех: материалы XX Международного конгресса: в 2 ч. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2016. Ч. 1. С. 49-51.
2. Волханская Г. П. Адаптация первокурсников СибГУФК к учебной деятельности в вузе / Актуальные вопросы совершенствования учебно-тренировочного процесса: материалы III науч.-практ. конф. преподавателей и аспирантов. Омск: Изд-во СибГУФК, 2011. С. 7-8.
3. Бабушкин Е. Г., Барановский В. А., Вериго Л. Н. [и др.]. Физическая культура: в 2 ч. Омск: Изд-во ОГИС, 2012. Ч. 1. 127 с.
4. Бальсевич В. К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации (материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006-2026 гг.) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 5. С. 2-6.
5. Харламов И. Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 1999. 520 с.
6. Лях В. И., Зданевич A. A. Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 классы. М.: Просвещение, 2010. 128 с. ISBN 978-5-09-024337-7.
7. Ахметов А. М. Организационно-методические аспекты подготовки спортсменов / Материалы V науч.-практ. конф. преподавателей и аспирантов, посвященной 60-летию факультета спорта. Омск: Изд-во СибГУФК, 2017. 172 с.
БАТЕнкО Евгений Михайлович, старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт». Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.06.2017 г. © е. М. Батенко