Тренеры наших
респондентов
Респонденти
Номера вопросов
Рис 1. Сравнение применения технических средств обучения в тренировочных процессах наших респондентов и их тренеров:
1 - применял ТСО в течение всех этапов спортивного совершенствования;
2- применял только на начальных этапах спортивного совершенствования;
3 - применял только на заключительных этапах спортивного совершенствования;
4 - Вообще не применял ТСО в учебно-тренировочном процессе;
5 - применял ТСО для развития физических качеств.
как это уже будет зависеть от силы заинтересованности и самостоятельно приобретенных знаний молодого специалиста.
Проанализировав, полученные данные мы пришли к выводу, что в учебный процесс в высшие учебные заведения необходимо ввести учебную дисциплину, цель которой - привитие навыков конструирование простейших тренажеров (которые уже изобретены), а также конструирование своих собственных технических устройств и тренажеров.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем конструирования своих собственных технических устройств и тренажеров.
Литература
1. Архипов А. Использование современных технических средств с учетом их эргонометрических особенностей в тренировке квалифицированных спортсменов // IV Международный научный конгресс «Олімпійський спорт і спорт для всіх: проблеми здоров’я, рекреації, спортивної медицини та реабілітації ». - К., 2000. - С.5.
2. Бизин В.Н. Основы построения технических средств обучения и контроля в спорте //Фізична культура, спорт та здоров’я. - Харків, 1997. - С.36-42.
3. Донской Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 288с.
4. Єрмаков С.С., Луцик В.Л. Особливості модернізації тре-нажерних пристроїв //Физическое воспитание студентов творческих специальностей :Сб. научных трудов кафедр физического воспитания вузов художественного профиля Украины и России. - Харьков, 1997. - №4. - С.17.
5. Єрмаков С.С., Мартышевский К.К., Носко Н.А. Тренажеры в волейболе. - К.:ИСМО, 1999. - 160с.
6. Лапутин А.Н. Проблемы совершенствования технического мастерства спортсменов высшей квалификации // Олимп. спорт и спорт для всех: Тезисы V Международного научного конгресса. - Минск: БГАФК, 2001. - С.117.
7. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - К.: Олимпийская литература, 2004. -808с.
Поступила в редакцию 01.11.2007г.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА I-II УРОВНЯ АККРЕДИТАЦИИ
Коломийцева О.Э.
Харьковская государственная академия физической культуры
Аннотация. В статье изложен материал, касающийся вопросов применения системы упражнений профессионально-прикладной направленности в процессе физического воспитания студенток педагогического колледжа. Составлена профессиограмма учителя. На ее основе разработана система профессионально-прикладной физической подготовки для студенток педагогического колледжа. Подтверждена эффективность применения разработанной системы профессионально-прикладной физической подготовки студенток. Ключевые слова: система упражнений профессиональноприкладной направленности, биоэлектрическая активность, студентки, учителя начальных классов.
Анотація. Коломийцева О.Е. Професійно-прикладна фізична підготовка студенток педагогічного вузу I-II рівня акредитації. В статті викладені питання щодо застосування системи вправ професійно-прикладної спрямованості в процесі фізичного виховання студенток педагогічного коледжу. Складена профессі-ограма вчителя. На її основі розроблена система професійно-прикладної фізичної підготовки студенток педагогічного коледжу. Підтверджено ефективність застосування розробленої системи професійно-прикладної фізичної підготовки студенток.
Ключові слова: система вправ професійно-прикладної спрямованості, біоелектрична активність, студентки, вчителя початкових класів.
Annotation. Kolomiytseva О. Professionally-applied physical preparation of students of pedagogical institute of higher of I-II of level of accreditation. The question of using professionally applied trend exercises in the process of physical education of students of pedagogical college are stated in the thesis. It is made professional activity teachers. On its basis the system of professional - applied physical preparation for students of pedagogical college is developed. Efficacyy of application of the developed system of professional
- applied physical preparation of students is confirmed.
Key words: systems of professionally applied physical training, physical preparation, bioelectric activity, students, primary school teachers.
Ведение.
Главной целью и результатом обучения студентов высших учебных заведений 1-11 уровня аккредитации является формирование их готовности к профессиональной деятельности. Одной из сторон подготовки студентов к непосредственному выполнению своих профессиональных обязанностей является профессионально - прикладная физическая подготовка (ППФП), в процессе которой успешно формируется умение применять потенциал физической культуры в будущей профессиональной деятельности (Р.Т.Раевский, 1985; С.А.Полиевский, 1989; Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов, 2002).
Проблема подготовки учителя общеобразовательной школы всегда была очень острой. Это связано с социальными условиями жизни общества, которые постоянно изменяются и усложняются, с разными социальными запросами, что вместе выдвигает повышенные требования к формированию новой генерации профессионально подготовленных учителей (А.В.Огнистый, О.И Кривокульский, 2006). Анализ ряда научных исследований (Л.М.Нифонтова, 1985; М.Н.Жуков, 1993; Н.П.Неверова, 1996; МОРипак, 2005) свидетельствуют, что важными для успешной работы педагога общеобразовательной школы являются внимание и память, уровень умственной работоспособности и физической подготовленности, функциональное состояние организма, которое изменяется во время выполнения профессиональных обязанностей.
При этом анализ литературных источников свидетельствует, что процесс профессионально-прикладной физической подготовки студентов гуманитарных Вузов 1-11 уровня аккредитации является одним из актуальних и мало разработанных вопросов современной системы физического воспитания.
Работа выполнена по плану НИР Харьковской государственной академии физической культуры.
Формулирование целей работы.
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать систему профессиональноприкладной физической подготовки студентов педагогического колледжа.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа, обобщения опыта работы учителей начальных классов общеобразовательных школ и педагогических наблюдений за их деятельностью разработать систему профессионально - прикладной физической подготовки для специалистов гуманитарного профиля.
2. Определить уровень физической подготовленности и развития психофизиологических качеств студенток 15-19 лет.
3. Выявить изменения уровня физической под -готовленности и развития психофизиологических качеств под воздействием предложенной системы профессионально - прикладной физической подготовки.
4. Разработать практические рекомендации для преподавателей гуманитарных Вузов 1-11 уровня аккредитации, студентов и учителей школ по внедрению предложенной нами системы ППФП.
Объект исследования - физическое воспитание студенток педагогического колледжа.
Предмет исследования - система применения профессионально-прикладной физической подготовки студенток.
Методы исследований. При решении поставленных задач были использованы методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; анкетный опрос учителей начальных классов; педагогический эксперимент; тестирование физических качеств; методы определения времени сложной зрительно-моторной реакции, пространственной ориентации, кистевой динамометрии, свойств внимания; электромиографические исследования биоэлектрической активности скелетных мышц; методы математической статистики.
Работа выполнена в соответствии со Сводным планом научно-исследовательской работы Государственного комитета молодежной политики, спорта и туризма Украины на 2001-2005г.г. по направлению 2.1.6. “ Комплексный подход к решению задач физического воспитания учащейся молодежи” по проблеме № 2.3.4. “Усовершенствование процесса физического воспитания в учебных заведениях” (№9 государственной регистрации 010Ш006477).
Результаты исследований.
В данной статье приводятся результаты анкетирования учителей начальных классов и показатели электромиографиических исследований биоэлектрической активности мышц студенток педагогического колледжа.
С целью подбора упражнений для ППФП студентов - будущих учителей нами было проведено анкетирование учителей начальных классов. Результаты анкетирования свидетельствуют (рис.1): из общего количества опрошенных наступление умственного утомления ощущают 58,3% респондентов, при этом этот вид утомления чаще всего встречается на 3 - 5 уроках - 51,6%.
Физическое утомление, в большинстве случаев, проявляется на 4-5 уроках, о чем свидетельствует 56,6% ответов. Для контролирования учебного процесса во время проведения урока учитель все 35 - 40 мин находится в положении стоя. Поэтому значительная часть учителей жалуются на утомляемость мышц ног и спины - 46,7 та 36,7% соответственно, ощущают напряжение в мышцах плечевого пояса 11,6% респондентов. При этом 50,0% учителей говорят об усугублении физического утомления к концу рабочего дня.
Для улучшения самочувствия учителя применяют пешеходные прогулки - 41,5% и утреннюю гимнастику - 15,9%. Результатами анкетирования также установлено, что более 50,0% учителей выказали желание иметь больше знаний и умений по применению физических упражнений профессиональноприкладного характера в своей профессиональной и бытовой жизнедеятельности.
Таким образом, изучение характера трудовой деятельности учителей начальных классов определи-
У мственное утомление, которое ощущается, преимущественно, на 3-5 уроках
Восстановление ^ продолжается до вечера
- 50%,
до утра следующего дня
- 43,3%
Утомление мышц спины - 36,7%
Физическое утомление, которое ощущается, преимущественно, на 4-5 уроках
С Л
Самочувствие учителей, которое зависит, прежде всего, от поведения
детей - 31,4%
Г Л
г
Факторы,
сопровождающие
профессиональную
деятельность
учителя
Утомление мышц ног -46,7%
Наблюдаются ^ отклонения в работе кардио-респираторной и нервной систем, ЖКТ, органов зрения, ОДА
12
Утомление мышц рук -
11,6%
Выявили желание углубить знания и умения из раздела ПИФИ 53% учителей
учителеи
■V
_Г
Рис. 1. Факторы, сопровождающие профессиональную деятельность учителя.
ло требования к психофизической подготовленности и умственной работоспособности студенток - будущих учителей и легло в разработку системы ППФП.
Разработка новых и усовершенствование традиционных технологий физического воспитания и оздоровления человека неразрывно связаны с уровнем знаний о структуре и физиологических процессах в нервно-мышечном аппарате. Эти знания могут быть углублены при помощи использования метода электромиографии - регистрации электрической активности скелетных мышц.
Анализ результатов первичных исследований биоэлектрической активности скелетных мышц студенток позволил констатировать, что при выполнении упражнения с моделированной нагрузкой при удержании исходного положения (стоя, наклон туловища вперед) амплитуда колебаний в широчайшей мышце спины составила 227,3 мкВ. После 10-ти сек выполнения упражнения и в момент вынужденного отказа амплитуда колебаний достоверно выросла соответственно на 12,45% и 22,42% от исходного уровня (р < 0,001). Время выполнения упражнения с моделированной нагрузкой (удержание предложенной нагрузки весом 75% от максимальной - 43,3 гк с помощью станового динамометра) составило, в среднем, 42,6с.
В двуглавой и трехглавой мышцах плеча на фоне удержания исходного положения (рука отведе-
на в сторону, удержание гири весом 2кг) амплитуда колебаний составила 126,32 и 87,69 мкВ соответственно. В момент прекращения выполнения упражнения (десятикратное сгибание-разгибание предплечья с весом 2кг) достоверно выросла, соответственно на 51,14% и 24,17% от исходного уровня (р < 0,001). Следует отметить, что при всех моментах влияния нагрузки амплитуда колебаний в двуглавой мышце плеча больше, чем в трехглавой.
В четырехглавой и двуглавой мышцах бедра в начале выполнения упражнения (удержание «угла» сидя без опоры на спину) амплитуда колебаний составила соответственно 123,76 мкВ и 81,08 мкВ. После 10-ти секунд удержания «угла» она достоверно выросла на 30,10% и 29,66% соответственно, а в момент прекращения работы на фоне выраженного утомления выросла соответственно на 35,93% и 54,35% от исходного уровня (р < 0,001). Таким образом, как в начале, так и в конце выполнения нагрузки в четырехглавой мышце бедра зафиксирована большая амплитуда колебаний, чем в двуглавой. Показатель статической выносливости, определяемый как время удержания «угла» составил, в среднем, 38,4 с. На наш взгляд значительный рост амплитуды колебаний в широчайшей мышце спины и мышцах бедра уже после 10-ти сек выполнения упражнений с моделированной нагрузкой может свидетельствовать об
их быстрой утомляемости, и как следствие - неоптимальном функциональном состоянии. Незначительные показатели статической силы и выносливости этих мышц могут свидетельствовать о том, что студентки не в состоянии мобилизировать свои волевые усилия для преодоления утомления, а также о том, что сила самих мышц недостаточно развита и этот факт требует внимания со стороны преподавателей физического воспитания.
Нами был проведен корелляционный анализ для определения взаимосвязи показателей развития отдельных физических качеств и биоэлектрической активности исследуемых мышц. Анализируя полученные данные, удалось установить слабую отрицательную взаимосвязь между показателями статической выносливости мышц спины (время удержание заданной нагрузки) и биоэлектрической активности широчайшей мышцы спины в начале (г1) и после 10-ти с выполнения работы (г2), г1=-0,21; г2=-0,48, при р>0,05. Установлена отрицательная взаимосвязь между показателями статической выносливости мышц бедра (время удержания «угла») и показателями биоэлектрической активности четырехглавой мышцы бедра после нагрузки: г=-0,29, при Р>0,05. Обнаружена отрицательная взаимосвязь между показателями прыжка в длину с места и показателями ЭМГ активности четырехглавой мышцы бедра вначале и после 10-ти с выполнения нагрузки соответственно: г=-0,60; г=-0,37, при р>0,05.
Эксперимент проводился на протяжении учебного года. Во время его проведения в экспериментальных группах проводились следующие формы занятий в режиме дня: утренняя гимнастика, физкультурные минутки, физкультурные паузы, самостоятельные занятия ППФП. Все упражнения, которые применялись в этих формах, были знакомы, а изучение их проходило на учебном занятии по физическому воспитанию комплексного характера. По ходу выполнения данных упражнений обязательно сообщались теоретические сведения о возможности применения их в учебной и повседневной жизни студента. В комплексы утренней гимнастики, которые выполнялись непосредственно перед началом занятий, входили упражнения: ходьба на месте (можно не отрывая носки от пола с активным движением рук, 1 - 1,5 мин); на потягивание (2 упражнения по 6 - 8 повторений); упражнения для мышц плечевого пояса и спины (различные варианты отведения рук, сведения - разведения плеч, наклонов, круговых движений тазом, 3 - 4 упражнения по 5 - 6 повторений); упражнения для мышц ног (приседания, отведения ног, прыжки, 2 - 3 упражнения по 5 - 6 повторений); упражнения на внимание (игры типа «Запретное движение», «Трава, кусты, деревья»); завершался комплекс дыхательными упражнениями (1 - 2 упражнения с повторением 2 - 3 раза); включались также упражнения для глаз; гимнастика для лица. Общая продолжительность утренней гимнастики доходила до 10 - 15мин. В учебном занятии комплексного характера 20 мин отводилось для выполнения упраж-
нений профессионально-прикладного характера. Эти упражнения подбирались в соответствии с профес-сиограммой учителя. Использовались упражнения на развитие статической силы и выносливости мышц спины и брюшного пресса (поочередное и одновременное поднимание ног и туловища в положении лежа на спине и их различные модификации; то же лежа на животе; упражнения с гантелями, резиновыми жгутами, гимнастическими скамейками; упражнения с фиксацией различных статических положений, например, удержание «угла» в положении виса; упражнения с «надавливанием» на что-либо). Дозировка: упражнения с удержанием положения или надавливанием на что-либо выполнялись 5 - 6 с при развитии общей силы и 10 - 12 с при развитии силовой выносливости двумя - тремя сериями по 4 - 6 упражнений; количество повторений в упражнениях с преодолением собственной силы тяжести начиналось с максимально возможного, каждые две недели прибавляя, по возможности, два раза. Использовались упражнения для развития силы мышц верхнего плечевого пояса и ног (упражнения с сопротивлением партнера; различные приседания, приседания с выпрыгиваниями, наклоны с предметами и без; сгибание-разгибание рук в висе на низкой перекладине; сгибание-разгибание рук в упоре лежа; сгибание - разгибание рук в локтевых суставах с гантелями, резиновыми жгутами; одновременное и поочередное поднимание гантелей с заведением за голову; круговые движения кистями с гантелями и т.д.). Дозировка: упражнения с преодолением собственной силы тяжести выполнялись, начиная с максимально возможного количества, прибавляя каждые три недели, по возможности, по два раза; упражнения с предметами выполнялись 10 - 15 раз по два подхода в каждом из 2 - 3 упражнений. Для улучшения функционального состояния кардио -респираторной системы применялись дозированная ходьба, бег на средние дистанции с возможностью перехода на ходьбу, дыхательные упражнения. Применялись упражнения, способствующие оттоку крови к головному мозгу (предлагалось подняться на носки и резко опуститься на пятки; общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа); упражнения на раздражение вестибулярного аппарата (бег с изменением направления движения, с наклоном вперед по свистку; прыжки с поворотами на 90 -360?; наклоны головы с открытыми и закрытыми глазами, удержание заданных поз с закрытыми глазами); упражнения на внимание. В комплексы физкультурных минуток включались упражнения на снятие «острого утомления» с мышц шеи, спины, кистей рук, а также упражнения, способствующие притоку крови к головному мозгу, самомассаж. В самостоятельных занятиях использовались те же упражнения, что и в основной части аудиторного занятия, только с большим объемом нагрузки.
После проведения педагогического эксперимента было выявлено статистически достоверное уменьшение амплитуды колебаний на десятой секун-
де выполнения упражнения с моделированной нагрузкой в широчайшей мышце спины, четырехглавой и двуглавой мышцах бедра, а также в начале выполнения упражнения в трехглавой мышце плеча (р < 0,05 - 0,001). Кроме этого меньшая амплитуда колебаний была зафиксирована после выполнения упражнения в мышцах плеча (р < 0,05 - 0,001).
Максимальное время выполнения работы (удержание веса 75% от максимального - 51,0 кг) для мышцы спины составил, в среднем, 58,5 с. При этом обе величины достоверно увеличились в сравнении с первичными данными (р < 0,05 - 0,001). Достоверно увеличился показатель статической выносливости мышц бедра и составил, в среднем, 51,09 с (р < 0,05). Таким образом, под влиянием примененной нами системы упражнений профессионально-прикладной направленности студентки стали выполнять упражнения с предложенной моделированной нагрузкой при меньшей биоэлектрической активности мышц, что говорит об улучшении функционального состояния мышц, которые исследовались.
После проведенного нами эксперимента тенденция корреляционной взаимосвязи изменилась. Между показателями поднимания туловища в сед за 1мин и ЭМГ активностью широчайшей мышцы спины вначале (г1)и после 10-ти с работы (г2) появилась отрицательная взаимосвязь: г1=-0,22; г2=-0,52, при р>0,05, что не наблюдалось до эксперимента. Сохранилась слабая отрицательная взаимосвязь между показателями статической выносливости мышц спины (время удержания заданной нагрузки) и ЭМГ широчайшей мышцы спины вначале нагрузки: г=-0,22, при р>0,05. После эксперимента отрицательная взаимосвязь уменьшилась между результатами прыжков в длину с места и ЭМГ активностью четырехглавой мышцы бедра вначале нагрузки г=-0,47, и после 10-ти с работы г=-0,28, при р>0,05. Также после эксперимента усилилась отрицательная взаимосвязь показателей статической выносливости мышц бедра с биоэлектрической активностью четырехглавой мышцы бедра после нагрузки: г=-0,60, при р<0,05.
Выводы.
Проведенные исследования позволили составить профессиограмму учителя и на ее основе разработать систему профессионально - прикладной физической подготовки для студенток педагогического колледжа. Исследованиями подтверждена эффективность применения разработанной нами системы профессионально - прикладной физической подготовки студенток, что позволяет рекомендовать преподавателям физического воспитания, студенткам, а также учителям дополнять различные формы занятий предложенными нами физическими упражнениями профессионально - прикладного характера.
Перспективы дальнейших исследований предполагают проведение факторного анализа профессиональной деятельности студенток, совершенствование системы ППФП студенток педагогического колледжа и изучение возможностей ее применения для студентов других учебных заведений.
Література
1. Жуков М.Н. Содержание и методика профессиональноприкладной физической подготовки учителей предметников в педагогических вузах: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - М., 1993. - 20 с.
2. Неверова Н.П., Акинина М.П., Амарян П.С., Кленов К.А., Устинкина Л.Е. Динамика здоровья студентов педагогического вуза и учителей по данным математического анализа ритма сердца, антропометрических и психофизиологических показателей // Физиология человека. - 1996.
- Т. 22. - № 2. - С. 104 - 107.
3. Огнтстий А.В., Кривокульский О.І., Огниста К.М. Основи професійно-прикладної фізичної підготовки студентів гуманітарного профілю. Методичні рекомендації. - Тернопіль: ТНПУ, 2005. - 44с.
4. Раевский РТ. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов: Учебное пособие. - М.: Высш. шк., 1985. - 136 с.
5. Ріпак М.О. Фізична культура і здоров’я жінки-вчительки: Методичний посібник із самоосвіти педагога. - Л.: НВФ «Українські технології», 2005. - 165 с.
Поступила в редакцию 05.11.2007г.
РЕСУРСИ СИСТЕМНОГО ПІДХОДУ У ФІЗИЧНОМУ ВИХОВАННІ МАЙБУТНІХ ФАХІВЦІВ У ВИЩІЙ ШКОЛІ
Кошева Л.В.
Донбаська державна машинобудівна академія
Анотація. У статті викладені підходи, що обґрунтовують необхідність системного використання засобів фізичного виховання для формування особистісних якостей фахівця, які підвищують його конкурентноздатність. Засоби фізичного виховання справляють значний вплив на формування рівня корпоративної культури у студентському колективі й формують корпоративні якості майбутніх спеціалістів. Механізм впливу засобів фізичного виховання на рівень корпоративної культури має системний характер й усі системні властивості. Ключові слова: сінергія, засоби фізичного виховання, корпоративна культура.
Аннотация. Кошевая Л.В. Ресурсы системного похода в физическом воспитании будущих специалистов в высшей школы. В статье изложены подходы, обосновывающие необходимость системного использования средств физического воспитания для формирования личностных качеств специалиста повышающих его конкурентоспособность. Средства физического воспитания оказывают значительное влияние на формирование уровня корпоративной культуры в студенческом коллективе и формируют корпоративные качества будущих специалистов. Механизм влияния средств физического воспитания на уровень корпоративной культуры имеет системный характер и все системные свойства.
Ключевые слова: синергия, средства физического воспитания, корпоративная культура.
Annotation. Coshevaya L.V. Resources of system hike in physical education of future specialists in high school. In clause the approaches proving necessity of system use of means of physical training for formation of personal qualities of the expert raising its competitiveness are stated. Agents of physical training render appreciable effect on formation of a level of corporate crop in student’s collective and shape corporate qualities of the future specialists. The mechanism of effect of agents of physical training on a level of corporate crop has systemic character and all systemic properties.
Key words: synergy, facility of physical education, corporative culture.
Вступ.
Високий рівень вимог до сучасних фахівців, продиктований ринковими умовами, викликає необхідність використання значних резервів як особистості фахівця, так і виробничого колективу фірми -