ПРОФЕССИОНАЛЬНО -ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОК ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К РАБОТЕ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ
Халайджи С.В.
Одесский национальный политехнический университет
Аннотация. В статье на основе данных многолетних исследований обосновывается необходимость повышения физической надежности и готовности к эффективной профессиональной деятельности специалистов-женщин, работающих в энергетическом комплексе, профессиональная деятельность которых проходит в экстремальных условиях и сопровождается большой напряженностью и нервно-физическими загрузками. В результате педагогического эксперимента автор показывает, что эффективно решить эту проблему помогают занятия профессионально-прикладной физической подготовкой осуществляемые в период вузовского образования.
Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка психофизиологическаяи психофизическая подготовленность студентку энергетический комплекс
Анотація. Халайджі С.В. Професійно-прикладна фізична підготовка студенток енергетичних спеціальностей до роботи в енергетичному комплексі. У статті на основі даних багаторічних досліджень обґрунтовуєть ся необхідність підвищення фізичної надійності і готовності до ефективної професійної діяльності фахівців-жінок, що працюють в енергетичному комплексі, професійна діяльність яких проходить в екстремальних умовах і супроводжуєтьсявеликим напруженням і нервово-фізичними навантаженнями. У результаті педагогічного експерименту автор показує, що ефективно вирішити цю проблему помагають заняття професійно-прикладною фізичною підготовкою що здійснюється у період навчання у вузі.
Ключові слова: професійно-прикладна фізична підготовка психофізіологічна і психофізична підготовленість студентки енергетичний комплекс
Annotation. Khalaydzhi S.V. Professionally applied physical education of students studying at energetic specialties to the work in power- engineering complex. In this article the necessity in rising of physical reliability and readiness to efficient professional activity of the female specialists working in energetic complex and who’s professional activity is going under extreme conditions and is accompanied by a huge stress and emotionally-physical burden is based. This basement is made on the many years’ data. Holding on to the experiment the author shows that lectures of professionally-applied physical preparation, held during the university studies are efficient in solving this problem.
Key words: professionally-applied physical training, psycho physiological and psychophysical training, female students, power-engineering complex.
Введение.
Современный энергетический комплекс - одно из приоритетных направлений развития Украины Это сложная система, в которую входит 4 атомных электростанции, 44 тепловые электростанции, на которых установлены Ш4 энергоблока мощностью от 15G до SGG мВт. Эффективная его работа обеспечивает стабильное развитие многих отраслей хозяйства и определяет экономический потенциал Украины
Для успешного функционирования такого стратегически важного комплекса необходим соответствующий уровень физической надежности и готовности работающих в нем специалистов
Специальными исследованиями установлено, что в энергетическом комплексе У краины работает более 3GG тысяч специалистов, треть из которых составляют женщины Однако статистика свидетельствует; что женщины не в полной мере физически готовы к выполнению своих производственных функций
Исследования показывают [1, 2, 3, 4 и др.], что необходимое обеспечение требуемой дееспособности работающих в разных отраслях специалистов, наиболее эффективно достигается в процессе специального использования профессионально направленных средств физической культуры получивших название профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).
Детальное изучение специальной научной литературы показало, что вопросы ППФП энергетиков в период вузовскогообразования обоснованы недостаточно что делает актуальной разработку такой технологии, особенно применительно к женскому контингенту в вузах, готовящих бу дущихэнергетиков
Работа выполнена по плану НИР Одесского национального политехническогоуниверситета Формулирование целей работы.
Задачами нашего многолетнего исследования была разработка эффективной программы ППФП студенток энергетическогоинститута в период их обучения в вузе и проверка ее эффективности в процессе педагогического эксперимента.
Организация исследования. Для решения поставленных задач были проведены профессиографические исследований, опрос руководителейкрупных энергопредприятий Украины и России (более 1GG чел.), инженерного состава Хмельницкой АЭС, экспертов в области ППФП, а также массового опроса студентовэнергетиче-ского института ОНПУ, проходивших практику на предприятиях энергетического комплекса. На основании этих исследований была разработана программа ППФП [5], эффективность которой определялась в процессе педагогическогоэксперимента.
В сравнительном педагогическом эксперименте приняло участие 68 студентокэнергетическогоинститу-та ОНПУ, которые были разделены на 2 группы - экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) по 34 студент-
© Халайджи С.В., 2GG9
ки. Первая занималась по программе ППФП, вторая - по программе общекондиционнойфизической подготовки.
Действенность разработанной и предложенной программы апробировалась нами в процессе двух лет
Результаты исследо вания.
В начале и в конце эксперимента у студентокЭГ и КГ снимались показатели специальной психофизиологической, психофизическойи общекондиционнойфизической подготовленности характеризующие их физическую надежность и готовность к будущейпрофессиональной деятельности
В процессе исследования установлено, что в начале эксперимента показатели психофизиологической подготовленностистудентокэкспериментальной и контрольной групп существенно не различались (1 меньше
0,93 при р > 0,07).
К концу эксперимента они улучшились но в разной степени
По всему комплексу показателей психофизиологической подготовленности студенток контрольных групп они улучшились на 9,76%, а у студентокэкспериментальных групп - на 19,01%. Разница изменений результатов существенна, составила 9,25% (1 = 2,9 ; р < 0,05).
Результаты сдвигов отдельных показателей психофизиологической подготовленности студенток контрольной и экспериментальной групп в процессе педагогическогоэксперимента приведены на рис 1.
Как видно из рис. 1, наиболее существенная разница изменений показателей экспериментальной и контрольной групп наблюдается в показателях уровня состояния здоровья в ЭГ их улучшение - 34,41 %, в КГ -7,54 %, разница - 26,87%, вестибулярной устойчивости в ЭГ - 32,85 %, в КГ - 21,72 %, разница - 11,13%, по показателям состояния ССС в ЭГ - 19,86, в КГ - 10,95 %, разница - 8,91 %. По остальным показателям разница в пользу ЭГ составила от 7,16 % до 1,6 %.
Средние улучшение показателей психофизической подготовленностистудентокконтрольной группы составили за время эксперимента 4,6 %, в экспериментальной - 12,97 %. Разница - 8,37 % в пользу последней существенна (1 = 3,7 при р < 0,05).
показатели подготовленности
□ Контрольная группа □ Экспериментальная группа
Рис. 1. Результаты изменения психофизиологической подготовленности студентов контрольной и экспериментальной групп (женщин) в процессе педагогического эксперимента:
1 - состояние здоровья, 2 - вестибулярная устойчивость 3 -состояние дыхательной системы, 4 -состояние ССС, 5 -состояние нервно-мышечного аппарата, 6 - адаптационные механизмы, 7 - аэробные возможности организма
Изменения отдельных показателей психофизической подготовленностистудентокэкспериментальных и контрольных групп представлены на рис. 2.
В обеих группах они улучшились, но в КГ в значительно меньшей степени, чем в ЭГ. Разница в пользу ЭГ во всех случаях существенна.
В частности, как следует из рис. 2, наибольшую разницу в изменении показателей мы наблюдаем в пользу экспериментальной группы в оперативном мышлении (на 10,8 %), распределении (на 20,82 %), объеме и переключении внимания (на 13,94 %), в показателях статической (на 15,24 %), динамической (на 16,59 %) выносливости мышц плечевого пояса.
По показателям сдвигов общекондиционнойфизической подготовленностистудентовсравнительные результаты экспериментальной и контрольной групп оказались аналогичными. У студентокконтрольной группы улучшение показателей произошло на 5,98 %, у студентовэкспериментальной группы - на 12,10 %.
25
20
% 15
10
5
0
1 23456789 10 11
показатели
□ Контрольная группа □ Экспериментальная группа
Рис. 2. Результаты изменения психофизической подготовленности студентов контрольной и экспериментальной групп (женщин) в динамике педагогического эксперимента:
1 - быстродействие, 2 - оперативное мышление, 3 -распределение внимания, 4 - объем, переключение внимания, 5 - устойчивость концентрированноговнимания, 6 - общая динамическая выносливость, 7 - общая ловкость, 8 - скорость, 9 - статическая выносливость мышц плечевого пояса, 10 - динамическая выносливость мышц верхнего плечевого пояса, 11 - комплекс специальных психофизических качеств
Анализируя изменения всех показателей физической надежности и готовности студенток экспериментальной и контрольной групп за время педагогического эксперимента, которые представлены в табл.1, мы установили, что они значительно больше улучшились (на 14,69 %) у студенток занимавшихся по предложенной нами программе ППФП, чем у студенток занимавшихся по базовой программе физического воспитания, у которых их улучшение составило лишь 6,78 %.Разница изменений существенна, составляет 7,91 % при 1=3,18.
Таблица 1
Результаты улучшения всех показателей физической надежности и готовности студенток эксперименталь-
ной и контрольной группы за время эксперимента
Составляющие физической надежности и готовности Изменения Разница изменений показателей 1
контрольная группа экспериментальная группа
Психофизиологическая 9,76 19,01 9,25 2,9
Психофизическая 4,60 12,97 8,37 3,70
Общекондиционная 5,98 12,10 6,12 2,79
У средненныйинтегральный показатель 6,78 14,69 7,91 3,13
Выводы.
На основании проведенных исследований можно сделать вывод, что экспериментальная проверка эффективности нашего авторского варианта программы ППФП студентокэнергетических специальностей полностью подтвердила ее действенность по всем исследовавшимся параметрам физической надежности и готовности к профессии энергетика Осуществление ППФП студентокэнергетических специальностей позволяет существенно улучшить физическую готовность и надежность к активной жизнедеятельности и высокопродуктивнойра-боте в экстремальных условиях энергетическогопроизводства Изданное на базе программы пособие для студентов энергетических специальностей [6] наряду с программой может быть рекомендовано для вузов, готовящих специалистов энергетическогопрофиля.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем профессионально-прикладной физической подготовки студентокэнергетических специальностей к работе в энергетическом комплексе
Литература
1. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка //Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов/Р.Т. Раевский, С.М. Канишевский - О.: Наука и техника, 2008. - С.194-224.
2. Егорычев А.О. Психолого-педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов Монография /А.О. Егорычев. - М.: ФГУП. Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им И.М. Губкина, 2003. - 110 с.
3. Філінков В.І. Система професійно-прикладної фізичної підготовки фахівців машинобудівельноїпромисло-вості. Автореф. дис. ... к. фіз. вих: 24.00.02 /ЛДІФК. - Львів, 2003. - 24 с.
4. Краснов В.П. Фізичне виховання: психофізичні вимоги до фахівців агропрому: Навч посіб. для вищ. навч. закл. - К.: Аграрна освіта, 2000. - 133 с.
5. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка Учеб. Программа для вузов ІІІ и IV уровня аккредитации, готовящих специалистов для энергетического комплекса /Р.Т. Раевский, С.В. Халай-джи. - О.: Наука и техника, 2005. - 56 с.
6. Раевский Р.Т. Професійно-прикладна фізична підготовка : Навч. посібник для студ вищих навч. закладів /Р.Т. Раєвський, С.В. Халайджі. - О.: Наука і техніка, 2006. - 138 с.
Поступила в редакцию 19.11.2008г.