Научная статья на тему 'Реабилитация детей с умственной отсталостью методом иппотерапии'

Реабилитация детей с умственной отсталостью методом иппотерапии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1005
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ловыгина Оксана Николаевна, Рахманский Владимир Леонидович, Величко Е. Н., Новоявчев А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реабилитация детей с умственной отсталостью методом иппотерапии»

новятся более социально адаптированными.

Результаты проведенного исследования позволяют говорить о необходимости раннего и комплексного начала реабилитационных мероприятий. Изучение двигательных способностей и определяющих их факторов имеет большое значение для поиска наиболее оптимальных путей и методов повышения эффективности лечебно-оздоровительных мероприятий при нарушении опорно-двигательного аппарата у детей с ДЦП.

ВЫВОДЫ

1. Оценка уровня двигательной сферы и мышечно-суставной чувствительности у детей со спастической дип-легией позволяет говорить о положительном влиянии предложенного комплекса реабилитационных мероприятий. Значительно возросли показатели тыльного и подошвенного сгибания стопы. Выявлена тенденция к улучшению показателей моторики в среднем на 16,5 %.

2. Исследование моторики рук у детей со спастической диплегией показало, что в результате реабилитационных мероприятий наблюдалась устойчивая тенденция к повышению показателей "сгибания - разгибания" в лу-чезапястном суставе на 20,6 % и "супинация - пронация" предплечий на 7,1 %.

3. В работе выявлена положительная динамика функционального контроля у детей со спастической дипле-гией. К концу исследования на 7 % снизилось количество детей, имеющих низкий (нулевой) уровень функционального контроля. Аналогичным образом увеличилось количество детей с высшим, третьим уровнем развития моторики, эмоционально-волевой сферы. Процент детей с первым и вторым уровнем остался без изменений.

4. Изучение способности к самообслуживанию у детей со спастической диплегией выявило более значительные изменения по овладению такими навыками, как самостоятельное купание, одевание, перемещение, питание. Наиболее высокий процент функциональной независимости выявлен по таким разделам самостоятельной деятельности как посещение туалета (86,7 %), контроль мочеиспускания и дефекации (100 %), питание (86,7 %). Количество функционально независимых детей после курса реабилитации увеличилось на 23 %.

Список литературы

1.Шамарин Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. - Калуга, 1996. - С 5-7.

2.Семенова К.А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича. - М.: Антидор, 1999. -214 с.

3.Качесов В.А. Основы интенсивной реабилитации ДЦП. - М., 2001. -116 с.

4.Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. Лечебная физкультура и массаж при детском церебральном параличе. - Л.: Медицина, 1986. - 176 с.

5.Борисова О.И. Физическое воспитание детей в семье. - М.: Знание, 1985. - 64 с.

6.Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи. - К.: Здоровья, 1988. -328 с.

7. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное

пособие / Под ред. Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2003. -464 с.

8.Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: Учебное пособие / Под ред. С.Ф. Курдыбайло. - М.: Советский спорт, 2003. - 184 с.

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ МЕТОДОМ ИППОТЕРАПИИ

О.Н. Ловыгина, В.Л. Рахманский, Е.Н. Величко, А.А. Новоявчев

ВВЕДЕНИЕ

С древнейших времен известно благотворное влияние на здоровье человека общения с лошадьми и езды на них . Еще античный врач Гиппократ утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее и успешнее, если ездят верхом.

В наше время существует такое понятие, как иппо-терапия (от греческого "hippos" - лошадь). Это форма реабилитации, при которой используются гимнастические упражнения на лошади (вольтижировка).

Иппотерапия взята на вооружение как один из методов лечения остеохондроза, сколиоза, заболеваний желудочно-кишечного тракта, связанных с нарушением кинетики, последствий полиомиелита и детского церебрального паралича, ишемической болезни сердца, ожирения, простатита, неврастении и многих других заболеваний [1].

Лечебный эффект достигается за счет естественных циклических вибраций, возникающих в процессе верховой езды, а также благодаря колебаниям, передающимся со спины лошади при ее движении на позвоночник, суставы и окружающие их ткани наездника. В настоящее время создана даже специальная шкала колебаний спины лошади, зависящая от темперамента и характера животного, что позволяет подобрать лошадь для лечения конкретного больного с учетом особенностей его заболеваний.

Наблюдая за пациентами, проходящими курс иппо-терапии, специалисты обнаружили, что при оптимальной нагрузке вокруг позвоночника создается сильный мышечный корсет, улучшается кровообращение, нормализуется обмен веществ в межпозвонковых дисках [2].

Подмечено, что особенно сильный оздоравливаю-щий эффект верховая езда оказывает на детей в возрасте от 5 до 12 лет. Кроме того, верховая езда всесторонне развивает ребенка, делает его смелым, ловким, выносливым, решительным и находчивым.

На Западе иппотерапия как один из методов реабилитации лиц с ограниченными возможностями применяется на протяжении многих лет, в России же этому вопросу, по существу, уделяется мало внимания. Можно сказать, что лечебная верховая езда (ЛВЕ) в РФ стоит на начальном этапе своего развития [3].

В данной работе хотелось бы акцентировать внимание на положительном влиянии лечебной верховой езды на психофизическое развитие детей с умственной отсталостью.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В наше исследование было включено 60 детей с нарушением умственного развития в возрасте от 9 до 12 лет. Критерии включения пациентов в исследование: согласие больных детей и их родителей на участие в программе физической реабилитации с использованием метода иппотерапии; все дети имели диагноз "умственная отсталость" легкой либо умеренной степени; испытуемые дети ранее не занимались спортом.

Дети были разделены на 2 группы. В экспериментальной группе - 30 человек (16 девочек, 14 мальчиков) в качестве оздоровительных мероприятий дополнитель-

но к стандартной терапии применялась специально разработанная программа с использованием лечебной верховой езды (ЛВЕ). В контрольной группе - 30 человек (17 девочек, 13 мальчиков) применялась только стандартная физическая терапия.

Каждый ребенок из экспериментальной группы на протяжении 12 недель на базе Сибирского реабилитационного конно-спортивного центра занимался по специально разработанной реабилитационной программе с использованием иппотерапии. Эта программа включала в себя следующие двигательные режимы: утреннюю гигиеническую гимнастику, занятия лечебной физической культурой (ЛФК) с инструктором по стандартной программе, занятия лечебной верховой ездой и элементы трудотерапии (уход за лошадьми, их кормление и т.д.). Дети контрольной группы - по обычной стандартной программе (УГГ, ЛФК).

Занятия ЛВЕ проводились 2 - 3 раза в неделю по 25 - 30 минут, индивидуально или малыми группами (2 - 4 чел.) на базе Сибирского реабилитационного конноспортивного клуба для инвалидов под руководством специалиста по иппотерапии В.Г. Попова.

В каждой группе обследование детей проводилось дважды: первый раз до проведения курса оздоровительных мероприятий (начальное обследование) и второй раз - после проведения курса (конечное обследование). По некоторым показателям проводились ежемесячные исследования (показатель осанки, становая динамометрия, жизненный индекс). Все данные записывались в протокол.

Для оценки состояния психофизического здоровья исследуемых детей с нарушением умственного развития были использованы следующие методы: оценка морфо-функционального состояния (антропометрическое исследование, оценка состояния системы внешнего дыхания, оценка состояния опорно-двигательного аппарата); экспресс оценка соматического здоровья по Г.Л. Апанасен-ко и оценка психологических характеристик детей, таких как уровень ситуационной тревоги (методика Ч.Д. Спил-бергера, адаптированная Ю.Л. Ханиным) и измерение степени выраженности сниженного настроения - субдепрессии (В. Зунгша, адаптированная Т.Н. Балашовой).

Математическую обработку данных проводили с помощью стандартной компьютерной программы Microsoft Excel.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты оценки морфо-функционального состояния детей с нарушением умственного развития.

Динамика основных анализируемых показателей физического развития в ходе выполнения исследования представлена в таблице 1. Исходно среди сравниваемых экспериментальной и контрольной групп не было выявлено существенных различий ни по одному из параметров.

Таблица 1

Оценка морфо-функционального состояния детей

Показатели Экспериментальная группа n=30 Контрольная группа n=30 Показатели здоровых

До После До После

Вес, кг м д 26,6 + 2,07 25,7+ 1,8 29,2+ 3,0 28,8+2,6 27,1+ 3,2 25,9+2,5 28,5+ 3,04 26,0+2,8 29,24+1,6 29,40+1,2

ОГК, см м д 64,25+ 1,9 63,5+1,7 67,2+ 1,1 64,7+2,1 64,8+ 1,2 62,0+1.5 65,2+ 1,1 62,7+2,1 69,0+0,7 66,01+0,9

Показатель осанки, % 86,9+ 2,3 91,3 +1,9 87,2+ 1,6 88,5 + 1,5 90-100

ЖЕЛ, л м д 1 ,65+1,08 1,44+2,06 1,67+2,1 1,62+1,6 1,64+1,8 1,49+1,07 1,66+1,8 1,54+1,07 1,68+1,32 1,65+1,8

Через 12 недель занятий по вышеописанной реабилитационной программе произошли существенные изменения в морфо-функциональном состоянии экспериментальной группы, а именно: показатели осанки и ЖЕЛ практически стали соответствовать показателям здоровых людей, объем грудной клетки увеличился, хотя и незначительно. В физическом развитии контрольной группы, занимающихся по стандартной программе ЛФК, также наблюдалась некоторая динамика, но не настолько явно выраженная.

Динамика показателей осанки детей с УО экспериментальной (№1) и контрольной (№2) групп в ходе эксперимента представлена на рисунке 1. До эксперимента средние показатели осанки детей групп №1 и №2 находились в одном диапазоне - 87%, что указывало на наличие признаков нарушения осанки у большей части испытуемых детей. По окончанию эксперимента у детей группы №1 средний показатель осанки приблизился к норме (91,3 + 1,9%), то есть возрос на 4,4 %, а у группы №2, занимающейся по стандартной программе ЛФК, средний показатель осанки увеличился незначительно до 88,5+1,5%, то есть на 1,3 %.

92 91

* ф

. — . - - ♦

■ . г - * * ■---

щ'

90 89 88 87 86 85 84

исходно Ч\з 1 месяц ч/з 2 месяца ч/з 3 месяца - - - - Группа № 1 —■—Группа № 2

Рис. 1. Динамика показателей осанки

Наиболее отчетливая динамика в морфо-функцио-нальном развитии УО детей экспериментальной (№1) и контрольной (№2) групп выявлена при анализе данных спирометрии и становой динамометрии. Различия в полученных данных между двумя группами оказались достоверными для показателей жизненного индекса (р < 0,05) и становой динамометрии (р < 0,05).

Изначально средние показатели становой динамометрии групп №1 и №2 были практически на одном уровне: группа №1 - 179,5 %; группа №2 - 178,8% от собственной массы тела, что является удовлетворительным результатом (рис. 2). После применения в реабилитационной программе ЛВЕ результаты увеличились у экспериментальной группы до 192,5+2,3%, то есть на 13,5 % от исходных показателей. У контрольной группы, занимающейся по стандартной физической программе, показатели становой динамометрии увеличились лишь до 184,6 + 2,4% от собственной массы тела, что составило 5,8 % от исходного результата.

Для оценки динамики функционального состояния системы внешнего дыхания детей экспериментальной и контрольной групп использовались показатели жизненного индекса (ЖИ). Норма ЖИ для мальчиков 55-60 мл/кг для девочек не менее 50 мл/кг. В ходе эксперимента показатели ЖИ детей экспериментальной группы практически приблизились к показателям здоровых. У мальчиков средний показатель ЖИ возрос от 53+3,01% до 57+2,8%, что составило 4%. У девочек этой же группы он увеличился от 48,2+2,1% до 53,6+1,8%, что составило 5,4 %. В конт-

рольной группе увеличение показателей ЖИ значительно ниже: у мальчиков - на 1,7 %, у девочек - на 2,6 %.

. - *

до занятий 1 мес 2 мес 3 мес

.... Группа № 1 —■— Группа № 2

Рис.2. Динамика становой динамометрии детей экспериментальной и контрольной групп

По данным углометрии тенденция положительной динамики результатов наблюдалась при определении объема движений в тазобедренном суставе, а именно -приведение-отведение; определении угла отведения в плечевом суставе и угла разгибания - сгибания в локтевом суставе. В результате применения в реабилитационной программе ЛВЕ измеряемые углы подвижности суставов детей с УО также приблизились к показателям здоровых (табл. 2).

Таблица 2 Оценка объема подвижности суставов

Измеряемый угол Экспериментальная группа п= 30 Контрольная группа п=30 Пока-зате-ли здоро вых

До После До После

Угол приведения - отведения в тазобедренном суставе 760+1,02 870+0,8 760+1,4 800+1,08 900

Угол отведения в плечевом суставе 1450+1,7 1670+1,6 1460+0,9 1570+1,9 1750

Угол сгибания- разгибания в локтевом суставе 129°±2,0 1400+1,6 1280+2,1 1350+1,7 1500

Для оценки соматического здоровья умственно отсталых детей, включенных в эксперимент, была использована комплексная оценка здоровья по Г.А. Апанасенко.

До эксперимента показатели экспериментальной группы были следующие:

• высокий уровень здоровья - отсутствует;

• выше среднего - отсутствует;

• средний уровень - 40%;

• ниже среднего - 40 %;

• низкий уровень - 20 %.

После занятий по разработанной реабилитационной программе уровень соматического здоровья значительно повысился и представлял собой следующую картину:

• высокий уровень - отсутствует;

• выше среднего - 10%;

• средний - 50 %;

• ниже среднего - 36,66%;

• низкий - 3,34 %.

Таким образом, после применения программы реабилитации, включающей ЛВЕ, уровень соматического здоровья значительно улучшился: снизился процент низкого уровня здоровья - с 20 % до 3,34 %; появился уро-

вень - выше среднего (10%), при том, что на начальном этапе он отсутствовал.

Результаты оценки уровня психического здоровья детей с нарушением умственного развития. Оценка психического здоровья детей с УО до и после эксперимента представлена в таблице 3. При стандартной методике лечения не отмечалось явных изменений в состоянии психического здоровья больных с УО: сохранялся высокий уровень ситуационной тревоги (37,9+1,08 баллов) и депрессии (43,3+1,2 баллов).

Результаты психологического тестирования детей с умственной отсталостью с помощью шкалы реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина после курса иппотерапии свидетельствовали о тенденции к снижению показателя ситуационной тревоги - с 35,7+1,02 до 27,8+0,9, то есть на 28,41%, что можно расценивать как повышение стрессоустойчивости. Достоверно снизился и показатель депрессии - с 44,3+1,04 до 38,8+1,5 баллов (р < 0,05), то есть понижение на 14,17%, что свидетельствует о повышении эмоциональной стабильности. В контрольной же группе средний балл ситуационной тревоги остался практически неизмененным - 37, 0 +1,08, а балл уровня депрессии снизился с 44,2+0,9 до 43,3+1,2, что составило всего 2 %.

Таблица 3

Оценка психического состояния

Показатели Контрольная группа (п=30) Экспериментальная группа (п=30)

до после до после

Ситуационная тревога (баллы) 37,2+1,3 37, 0 +1,08 35,7+1,02 27,8+0,9

Уровень депрессии (баллы) 44,2+0,9 43,3+1,2 44,3+1,04 38,8+1,5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате изучения различных литературных источников, а также обследования детей с различной степенью умственной отсталости, были получены данные, по которым можно судить об особенностях избранного контингента. У всех детей, включенных в исследование, имелись: отставание в физическом развитии (снижены показатели антропометрии: масса, ОГК, сила мышц кистей, спины); снижение жизненного индекса; нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, ограничение подвижности суставов); пониженная физическая работоспособность и общая физическая ос-лабленность. При оценке психического состояния выявлены достаточно высокий балл ситуационной тревоги и субдепрессии.

После применения экспериментальной программы реабилитации детей с УО с включением ЛВЕ можно констатировать, что произошли положительные изменения в психофизическом развитии детей с различной степенью умственной отсталости, в программу реабилитации которых была включена ЛВЕ:

а) укрепились мышцы спины, улучшилось состояние позвоночного столба, улучшилась подвижность суставов;

б) значительно повысилась физическая работоспособность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) повысился уровень соматического здоровья.

При стандартной программе реабилитации не отмечалось значительных изменений в состоянии психического здоровья УО детей: сохранялся высокий уровень ситуационной тревоги и депрессии.

Таким образом, результаты проведенного обследования свидетельствуют об эффективности использования иппотерапии в комплексе реабилитации больных с УО.

По сравнению с традиционным восстановительным лечением иппотерапия имеет значительные дополни-

тельные преимущества. Как и лечебная физическая культура она основана на использовании биологической функции живого организма - функции движения, которая имеет для человека не только биологическое, но и социальное значение [4]. Иппотерапия действует на организм как единое целое и по своей сущности не локалистична. Этим объясняется успешность ее применения при различных заболеваниях. Она позволяет значительно улучшить и даже восстановить физическое состояние лиц с ограниченными возможностями, а также способствует решению конкретных психолого-педагогических задач и вопросов психосоциальной реабилитации и интеграции лиц с нарушениями в развитии.

Список литературы

1.Гурвич П. Т. Какие заболевания лечат верховой ездой // Коневодство и конный спорт. - 1997. - №1. - С. 22-23.

2.Гурвич П.Т. Центр лечения верховой ездой //Коневодство и конный спорт. - 1997. - №2. - С. 26-27.

3.Гуревич Д.А. Лечебная верховая езда //Коневодство и конный спорт. -1997. - № 5. - С. 27-28.

4.Гуревич Д.А. Верховая езда как средство лечения и реабилитации в неврологии и психиатрии // Неврология и психиатрия. - 1997. -№8. - С. 65.

ВОЗМОЖНОСТИ И РЕАЛИИ В ОПРЕДЕЛЕНИИ И ОЦЕНКЕ МОТИВАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.П. Кветков

Никто не сомневается в том, что общее школьное образование (до начала профессиональной деятельности) является введением в жизнь. "Школа будущего, -как блестяще определил ее академик Борис Гершунс-кий, - это школа творческой мысли и действия, а не школа зубрежки впрок. В ней ученик не только готовится к будущей жизни. Он уже живет. Система управления школой должна быть такой, чтобы жизнь эта была насыщена разносторонним содержанием, чтобы она была справедливой и совестливой, чтобы уже в школьные годы каждый ощущал себя неповторимой личностью, чудом природы, ее органической частью и был счастлив этим" [1]. В равной степени это профессиональное определение может быть отнесено к общеобразовательной школе вуза - естественному продолжению школьных университетов. Соединить школьное образование с вузовским - миссия огромного потенциального значения. Междисциплинарность общемедицинских знаний, повторяющая высокую итеративность самой медицины как науки о жизни, здоровье и болезнях, делает эти знания перспективными для "насыщения разносторонним содержанием" не только школьной и студенческой, но и всей последующей жизни обучаемых.

Медицинские знания межпредметны по своей сущности и, как никакие другие, наряду со специальным назначением, обеспечивают формирование интегративно-го мышления и эрудиции. Убедительно высказался по этому поводу известный в мире педагог, философ и публицист С.И. Гессен в своей книге "Основы педагогики. Введение в прикладную философию": "Отделите, например, медицину от совокупности научного знания, порвите ее многообразные нити, которые связывают ее с физикой, химией, зоологией, политической

экономией, статистикой и историей, психологией и педагогикой, и из науки, изучающей живого человека, она выродится в узкую технику врачевания..." [2].

Трудно переоценить нравственный потенциал медицины - милосердие, дефицит которого в обществе неизбежно приводит к угрожающим последствиям. Стихийно или закономерно, но в сегодняшней полурыночной российской действительности среди познавательных потребностей лучшей части молодежи все более уверенно доминирует потребность в "хорошем образовании", которое они связывают с надеждами на личные успехи, престиж, и грядущие профессиональные достижения, на успешные межличностные коммуникации, самоутверждение и самореализацию [27].

В процессе наших исследований для определения и анализа мотивов обретения общемедицинских знаний, умений и навыков немедиками достаточная ориентация была получена при анонимном анкетировании студентов по завершению учебной программы "Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей". В качестве примера можно привести результаты одного из опытов такого анкетирования с использованием дифференцированного вопросника [3].

В этом опыте анкетирования участвовали студенты 2-3-го курсов пяти факультетов.

Вопрос первый. Для чего необходимы медицинские знания студентам немедицинского вуза? Явное большинство выбрало ответы "Для общего образования", "Для овладения умениями и навыками доврачебной медицинской помощи", "Для собственного здоровья", "Для здоровья семьи". Меньшинство выбрало также "Для гуманистического мировоззрения". При этом существенной разницы между факультетами не отмечалось.

Вопрос второй. Какие связанные со здоровьем представления формируются при получении медицинских знаний у студентов немедицинского вуза? Большинство анкетируемых выбрало "Представления общемедицинские" и "Представления о жизни, здоровье, болезни и смерти, норме и патологии".

Экстремальные же для здоровья "ситуации" оказались важными и "пугающими" для многих: "Представления об актуальных проблемах ишемической болезни сердца, инфаркта, инсульта, гангрены, рака и других наиболее опасных болезней" и "Представления эпидемиологические в связи с профилактикой ВИЧ/СПИДа, вирусных гепатитов, сифилиса и других заболеваний, передающихся половым путем, туберкулеза и других инфекций".

"Представления о долголетии в связи с предупреждением болезней и неприятием зависимости от никотина, алкоголя и наркотиков" не могли быть выбраны большинством, вероятно, по трем причинам: либо 20-летние анкетируемые еще не думают о долголетии, либо ревностно и по-разному относятся к никотину и алкоголю, либо "напуганы" отнесением никотина и алкоголя к одной графе зависимости вместе с наркотиками.

Вопрос третий. Какая связанная со здоровьем культура повышается при получении медицинских знаний у студентов немедицинского вуза? Практически все выбрали "Культуру общемедицинскую" и "Культуру гигиеническую".

Вопрос четвертый. Сколько учебных (аудиторных) часов может быть выделено в общеобразовательном (культурном) блоке немедицинского вуза на учебный курс "Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей"? Как и следовало ожидать, лишь немногие студенты стали "вмешиваться" в часовое наполнение курса: "36 часов", "100 часов", "180 часов". Нашлись однако студенты, которые дополнили перечень вариантов ответа рубрикой "Больше 180 часов".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.