Научная статья на тему 'Лечебная верховая езда в реабилитации детей с ограниченными возможностями'

Лечебная верховая езда в реабилитации детей с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
811
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕЧЕБНАЯ ВЕРХОВАЯ ЕЗДА / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ДЕТИ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ / ИППОТЕРАПИЯ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / THERAPEUTIC HORSEBACK RIDING / REHABILITATION / DISABLED CHILDREN / CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY / HIPPOTHERAPY / MOTOR CAPABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Китайкина Наталия Александровна, Нарыкина Жанна Константиновна

В статье рассматриваются уровни двигательных возможностей детей с ограниченными возможностями. В ходе исследования выявляются уровни адаптации детей с ограниченными возможностями с использованием лечебной верховой езды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Terapeutic horseback riding in rehabilitation of disabled children

In the article the level of motor capacities of disabled children is considered. The influence of therapeutic horseback riding on the level of disabled children`s adaptation is revealed

Текст научной работы на тему «Лечебная верховая езда в реабилитации детей с ограниченными возможностями»

ББК 75.116.1+74.39 УДК 615.825.4+616-053.2 К 45

ЛЕЧЕБНАЯ ВЕРХОВАЯ ЕЗДА В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

THERAPEUTIC HORSEBACK RIDING IN REHABILITA TION OF DISABLED CHILDREN

Н.А. КИТАИКИНА, Ж.К. НАРЫКИНА

N.A. KITAIKINA, JJ.K. NARYKINA

В статье рассматриваются уровни двигательных возможностей детей с ограниченными возможностями. В ходе исследования выявляются уровни адаптации детей с ограниченными возможностями с использованием лечебной верховой езды.

In the article the level of motor capacities of disabled children is considered. The influence of therapeutic horseback riding on the level of disabled children's adaptation is revealed.

Ключевые слова: лечебная верховая езда, реабилитация, дети с ограниченными возможностями, дети с детским церебральным параличом, иппоте-рапия, двигательные возможности.

Key words: therapeutic horseback riding, rehabilitation, disabled children, children with cerebral palsy, hippotherapy, motor capabilities.

Актуальность представленной работы обусловлена тем обстоятельством, что число лиц с ограниченными возможностями увеличивается в разных странах с каждым годом.

Для специалистов, занимающихся проблемами их реабилитации и интеграции в обществе в нашей стране, изложенные данные представляют несомненный интерес, поскольку занятия верховой ездой, назначаемые в дополнение к медицинской реабилитации, позволяют не только укрепить физическое состояние инвалидов, но и стабилизировать их социальный и психический статус.

Верховая езда - один из самых древних и весьма распространенных способов передвижения человека. Ее благоприятное воздействие на больных и раненых было известно еще в глубокой древности, о чем свидетельствуют записи в трудах античных врачей, целителей средневековья. Однако несмотря на то, что верховая езда знакома человечеству с незапамятных времен, изучением ее целостного влияния на организм человека и возможностей использования в лечебных целях стали заниматься относительно недавно -в конце прошлого столетия.

Верховую езду инвалидов условно делят на иппотерапию, лечебно-педагогическую верховую езду, лечебно-педагогическую вольтижировку, конный спорт, рекреационную верховую езду и конный туризм.

Цель исследования - экспериментально доказать эффективность использования лечебной верховой езды в реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Объект исследования - процесс реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Предмет исследования - лечебная верховая езда в реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Гипотеза исследования - предполагается, что организация занятий по лечебной верховой езде будет способствовать эффективной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Задачи:

1) исследовать уровни двигательных возможностей детей с ограниченными возможностями;

2) выявить уровни адаптации детей с ограниченными возможностями с использованием лечебной верховой езды;

3) доказать эффективность использования лечебной верховой езды в реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Иппотерапия - это нейрофизиологически ориентированная терапия с использованием лошади (от греч. hippos - лошадь). Идущая шагом лошадь служит терапевтическим средством воспроизведения двигательной активности. Когда пациент сидит верхом, его осанка вырабатывается благодаря специфике движений лошади, идущей вперед, а с помощью слабых координационных реакций вырабатываются и тренируются удержание равновесия и компенсаторные мышечные сокращения. Дискриминационная (проприоцеп-тивная) сенсомоторная стимуляция улучшает осанку, так как облегчает нахождение и закрепление наиболее близких к норме двигательных реакций, доступных пациенту. Одновременно такая двигательная коррекция тренирует мускулатуру, устраняя ее непропорциональность, и регулирует мышечный тонус, что также максимально увеличивает объем двигательной активности в суставах.

Этот метод был признан Немецкой ассоциацией физиотерапевтов. Он предписывается терапевтами и осуществляется физиотерапевтами, имеющими сертификаты иппотерапевтов [3].

Реабилитация с помощью верховой езды входит составной частью в общую программу действий, касающихся конкретного ребенка, так что воспитатель или терапевт должен иметь в виду не только проблематику каждого ребенка, но также различные воспитательные и терапевтические программы, существующие в данном учреждении. Занятия верховой ездой должны быть официально упомянуты в общей идее глобальной программы (это делается, например, на общих обсуждениях).

Возможности лечебной верховой езды:

- стабильность, подчинение определенным правилам (время, место, чистка лошадей), структурам и принципам (посадка, поворот, внутренний повод и т.д.);

- неизбежная концентрация внимания на лошади; обязательное ношение каскетки; своевременное, регулярное (без опозданий) посещение занятий с лошадью;

- обучение письму, маршрутам, жестам, которые все время одинаковы, потому что изучены лошадью;

- глубокая индивидуальная радость и удовольствие, которые надо сдерживать; понимание, что связь с животным может вознаграждаться благодарностью, но привязанность к лошади является постоянной;

- умение сдерживать тревогу и отрицательные эмоции;

- взаимность привязанности: возможность обнять свою лошадь [2].

С учетом конкретных проблем ребенка и возможных результатов занятий верховой ездой реабилитационная программа предусматривала использование возможностей, которые дают удовольствие садиться на лошадь, и одновременно с удовольствием прилагать усилия, что позволяет добиться новых достижений и, следовательно, увеличивает удовольствие от умения владеть лошадью.

Условия наблюдения. По возможности наблюдатель не должен быть участником реабилитационного процесса в ходе занятий верховой ездой. Он должен быть всегда одним и тем же (оценки могут быть различны у разных наблюдателей) и должен придерживаться наблюдаемых фактов, а не своего возможного знакомства с ребенком.

Проблемы, с которыми сталкиваются инвалиды с детским церебральным параличом (ДЦП), порой настолько серьезны, что для многих становятся труднопреодолимыми или не преодолимыми вообще. Сложность приспособления к своему положению порождает психологический дискомфорт. Неуверенность в себе, затруднения в обучении ведут к отдалению от жизни общества, препятствуют трудоустройству таких людей, созданию ими семьи. Поэтому вопрос реабилитации становится основополагающим в их жизни.

Существующие способы реабилитации больных ДЦП, базирующиеся на применении традиционных форм лечебной физкультуры, сопряжены с необходимостью жесткого самоконтроля и болевыми ощущениями. Такая коррек-ционная работа, основанная на постоянном насилии больного человека над собой, вызывает у большинства пациентов скуку и отторжение, поэтому трудно рассчитывать на полноценные результаты.

Иппотерапия, признанная одним из ведущих методов реабилитации, по сути своей также является формой лечебной физкультуры. Своеобразие и сложность этого метода заключаются в единовременном включении в процесс двух живых существ с их характерами, импульсивностью, индивидуальным восприятием друг друга и окружающего мира.

В отличие от других форм ЛФК, в процессе занятий иппотерапией пациент не является пассивным объектом. Он активно взаимодействует с лошадью. У него вырабатывается интерес к занятиям лечебной верховой ездой и огромное желание самому участвовать в реабилитационных мероприятиях. Именно это активное желание является колоссальной движущей силой процесса реабилитации.

Основной механизм воздействия иппотерапии на организм человека основан на концепции лечебно-профилактического влияния двух мощных факторов: психогенного и биомеханического [1]. Под психогенным фактором подразумевается мотивация пациента, его личная заинтересованность в процессе и результате деятельности.

Известно, что среди аномалий у пациентов с ДЦП наиболее часто встречаются задержки развития по типу психического инфантилизма, в основе которых лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер при незрелости последней. Специфика этого типа отклонений связана со сложностями подхода к воспитанию больного ребенка, а также с вынужденным ограничением деятельности и общения, которые обусловлены его двигательной, речевой недостаточностью и другими сопутствующими проблемами. Поэтому пациентам следует создать максимум условий для компенсации патологического развития личности как на индивидуальном уровне, так и на уровне межличностного общения.

Специфическое, ни на что не похожее «психологическое пространство» лечебной верховой езды, полностью отвечает данным требованиям. Потенциальные возможности больного раскрываются с помощью эмоционально стимулирующего прекрасного животного - лошади, и он активно вовлекается в процесс преодоления страха и неуверенности в себе.

Дети, которые занимаются ЛВЕ, ощущают удовлетворение от осуществленного достижения, у них наблюдается улучшение самоконтроля, повышается самоуважение, оценка своего физического образа. При этом занятия воспринимаются как развлечение, игра, удовольствие, а не как лечение.

В качестве биомеханического фактора в данной ситуации рассматривается влияние колебаний, возникающих и идущих от спины лошади в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Эти колебания вызывают поочередно рефлекторное напряжение и относительное расслабление почти всех групп мышц. Это обусловливает частичное (а в некоторых случаях и выраженное) урегулирование мышечного тонуса, уменьшение объема и амплитуды непроизвольных движений, улучшение координации, что, в свою очередь, улучшает статико-локомоторные функции.

К тому же трехмерное движение спины идущей шагом лошади соответствует движениям человека при ходьбе, и приспособление всадника к ритму покачивания спины движущейся под ним лошади инициирует нормальные сенсомоторные стереотипы: у всадника появляется возможность пережить ощущения нормального прямохождения. Понятно, насколько важен такой опыт нормального психомоторного развития для детей с ДПЦ, лишенных этого опыта на ранних этапах постнатального онтогенеза,

При любой форме ДЦП у человека серьезно нарушается ощущение и переживание пространства и себя в этом пространстве, его восприятие. Иппо-терапия в существенной степени решает проблемы ориентации ребенка в пространстве своего тела и в пространстве в целом.

Погружаясь в новую для себя систему движений на лошади, ребенок заново простраивает систему пространственно-временных отношений, сопоставляя ее с условиями своего нового статуса.

Немаловажным фактором в процессе занятий иппотерапией является также коррекция патологических проявлений несогласованности межполу-шарного взаимодействия. Характер воздействия в процессе верховой езды подразумевает трехмерное движение с постоянным пересечением средней линии тела, что является самым естественным способом задействования обоих полушарий. Это в существенной мере восполняет пробел в такого рода активности, тренируемой при нормальном развитии в младенчестве на стадии ползания.

На основе оценок двигательного, речевого и интеллектуального развития проводится комплексная оценка степени тяжести клинических проявлений по шести уровням, которая позволяет с достаточно высокой степенью объективности оценить возможности реабилитационной программы и поставить реальные цели.

Оценив степень тяжести клинических проявлений, необходимо четко поставить цель и задачи реабилитационного процесса.

Целью реабилитационного процесса является переход на более высокий уровень возможностей больного.

Добиваться этой цели в процессе реабилитации следует с помощью правильно и корректно поставленных задач для каждого конкретного пациента.

Курс иппотерапевтических занятий с пациентом обычно проводится в четыре основных этапа.

На I, адаптационном, этапе происходит знакомство пациента с инструктором и лошадью, отрабатывается посадка на лошадь и спешивание. В зависимости от тяжести состояния пациента в ходе адаптационного периода могут ставиться самые различные задачи. На этом этапе идет подготовка к решению основных коррекционных задач. В некоторых случаях адаптация может растянуться во времени, что потребует от инструктора проявления максимума профессиональных и человеческих качеств.

На II этапе происходит создание общего функционального базиса занятий. В этот период у пациента формируется равновесие и посадка, затем подключаются дыхательные упражнения.

III этап реабилитационного курса включает собственно реабилитационные мероприятия, основными направлениями которых являются:

- снижение спастичности;

- увеличение силы паретичных мышц;

- увеличение объема активных и пассивных движений;

- восстановление или формирование отсутствующих двигательных навыков и т.д.

Эти мероприятия планируются и проводятся индивидуально в зависимости от диагноза по предварительно отработанной схеме.

На IV, заключительном, этапе реабилитационного курса происходит закрепление результатов.

Для экспериментальной проверки разработанных уровней адаптации детей с ограниченными возможностями на конноспортивной базе УСС Факел с 2006 по 2008 гг были организованы занятия по лечебной верховой езде детей с детским церебральным параличом.

Исследование проходило в три этапа:

На первом этапе исследования (октябрь 2006 г. - ноябрь 2006 г.) проводился анализ и оценка научно-методической литературы по влиянию верховой езды (иппотерапии) на детей с ограниченными возможностями. Проводились первичные исследования.

На втором этапе исследования (декабрь 2006 г. - февраль 2008 г.) были выявлены уровни адаптации детей с ограниченными возможностями с применением иппотерапии. Занятия проводились с группой из 6 человек, в возрасте от 2 до 22 лет. Проведение занятий лечебной верховой ездой проходило три раза в неделю, в крытом манеже и открытом поле конноспортивной базы.

На третьем этапе исследования (май 2008 г.) доказывалась эффективность выявленных уровней адаптации детей с ограниченными возможностями с применением иппотерапии.

На основании изученного материала выявлены уровни двигательных возможностей детей, занимающихся в группе иппотерапии.

Для того чтобы определить исходные данные двигательных возможностей детей с детским церебральным параличом, занимающихся лечебной верховой ездой, мы распределили их по уровням (см. табл. 1).

Из таблицы видно, что каждый ребенок находится на определенном уровне.

В ходе проводимых занятий в течение 2006-2008 гг. были использованы комплексы упражнений для детей с ДЦП, занимающихся лечебной верховой ездой.

Таблица 1

Оценка двигательных возможностей детей с ДЦП на лошади в начале исследования

№ п/п Пол, возраст Начальный уровень

1 Жен., 2 года 1-й уровень

2 Жен., 5 лет 1-й уровень

3 Муж., 5 лет 2-й уровень подуровень «Б»

4 Муж., 6 лет 4-й уровень подуровень «Б»

5 Муж., 6 лет 4-й уровень подуровень «Б»

6 Жен., 22 года 6-й уровень подуровень «А»

Для того чтобы определить влияние разработанных комплексов упражнений на двигательные возможности детей с детским церебральным параличом, занимающихся лечебной верховой ездой, мы определили их уровни (см. табл. 2).

Таблица 2

Оценка двигательных возможностей детей с ДЦП на лошади в конце исследования

№ п/п Пол, возраст Начальный уровень

1 Жен., 2 года 2-й уровень подуровень «А»

2 Жен., 5 лет 2-й уровень подуровень «А»

3 Муж., 5 лет 3-й уровень подуровень «А»

4 Муж., 6 лет 5-й уровень подуровень «Б»

5 Муж., 6 лет 5-й уровень подуровень «Б»

6 Жен., 22 года 6-й уровень подуровень «В»

Из таблицы видно, что разработанные комплексы упражнений положительно влияют на двигательные уровни детей с ДЦП, занимающихся лечебной верховой ездой. Для того чтобы проследить динамику показателей детей с ограниченными возможностями, мы сравнили уровни каждого испытуемого в начале и в конце эксперимента (см. рис. 1).

7,0 6,0 5,0

I 4,0

ой о

А. 3,0 ^

2,0 1,0 0,0

6,1

6,3

5,2

5,2

4,2

3,1

2,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2,1 2,2

1,0

1,0

□ Первый год

□ Второй год

Жен., 2 Жен., 5 Муж., 5 Муж., 6 Муж., 6 Жен., 22 года лет лет лет лет года

Рис. 1. Динамика двигательных возможностей детей с ДЦП, занимающихся лечебной верховой ездой

Из диаграммы видно, что применение комплексных упражнений в иппо-терапии благоприятно влияет на адаптацию детей с ограниченными возможностями. У первого и второго испытуемых прослеживается динамика с уровня 1 на уровень 2 подуровень «А». У третьего испытуемого прослеживается динамика с уровня 2 подуровня «Б» на уровень 3 подуровень «А». У четвертого и пятого испытуемых прослеживается динамика с уровня 4 подуровня «Б» на уровень 5 подуровень «Б». У шестого испытуемого прослеживается динамика с уровня 6 подуровня «А» на уровень 6 подуровень «В».

В процессе продолжения занятий лечебной верховой ездой отмечались изменения как в физической, так и эмоциональной сфере учащихся. Это выражалось в активном желании продолжать занятия, улучшении настроения. После вводных занятий дети стали проявлять желание освоить более быстрый аллюр (рысь), что доказывает их стремление к дальнейшему обучению. Кроме того, родители учащихся детей подчеркивали повышение мотивации детей на различные виды физической активности и другой деятельности.

Улучшение в физической и эмоциональной сфере отмечали и медицинские специалисты, которые вели непосредственный контроль состояния здоровья учащихся.

После завершения комплексной программы обучения лечебной верховой ездой, все участники эксперимента выразили желание продолжить курс лечебной верховой езды.

Литература

1. Джосвик, Ф. Вопросы и ответы. Пособие по терапевтической верховой езде [Текст] / Ф. Джосвик, Н. Киттредж, Л. Макковен, Вудз С. Маккариэнд / Пер. с англ. - М.: Московский конноспортивный клуб инвалидов, 2000. - 232 с.

2. Матеас, П. Адаптивная (реабилитационная) верховая езда [Текст]: учебное пособие университета Paris-Nord. Перевод с фр. / П. Матеас. - М.: Московский конноспортивный клуб инвалидов, 2003. - 200 с.

3. Штраус, И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды [Текст] / И. Штраус. - Москва, 2000. - 102 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.