Научная статья на тему 'Применение анималотерапии в медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Мурманском центре социальной помощи семье и детям'

Применение анималотерапии в медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Мурманском центре социальной помощи семье и детям Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1737
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение анималотерапии в медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Мурманском центре социальной помощи семье и детям»

ПРИМЕНЕНИЕ АНИМАЛОТЕРАПИИ В МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В МУРМАНСКОМ ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ

К. Ф. Лях, Н. М. Карпенкова

Исследованиями российских и зарубежных ученых установлено большое значение животных в жизни людей. Исходя из этого, в данной статье показывается, что ани-малотерапия является одним из эффективных методов медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

В наши дни очень остро стоят проблемы реабилитации и лечения людей с ограниченными возможностями, коррекции различных нарушений психики детей и взрослых. Социальная работа с инвалидами включает в себя медико-социальную реабилитацию. Главным результатом медико-социальной реабилитации как направления социальной работы является достижение такого состояния ребенка-инвалида, когда он способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым детям. При этом под социальными функциями (их еще называют социальными умениями) понимаются трудовая деятельность, обучение, способность к чтению, письму, коммуникативная способность и др. Проблемы, с которыми сталкиваются семьи, имеющие детей-инвалидов, порой настолько серьезны, что для многих становятся труднопреодолимыми или непреодолимыми вообще. Сложность приспособления к своему положению порождает психологический дискомфорт. Неуверенность в себе, затруднения в обучении ведут к отдалению от жизни общества. Поэтому вопрос реабилитации детей с ограниченными возможностями становится основополагающим в их жизни. Существующие способы реабилитации детей с ограниченными возможностями, базирующиеся на применении традиционных форм лечебной физкультуры, сопряжены с необходимостью жесткого самоконтроля. Такая коррекционная работа основана на постоянном насилии больного человека над собой, вызывает у большинства пациентов скуку и отторжение [6, с. 6-7].

Анималотерапия — один из методов реабилитации. Анималотерапия используется для лечения достаточно сложных заболеваний, таких как: детский церебральный

паралич (ДЦП), аутизм, гиперактивность, сердечно-сосудистые заболевания и широко развивается не только на Западе, но и у нас в стране. В настоящее время выделяют следующие виды анималотерапии:

— ненаправленная анималотерапия — взаимодействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического значения;

— направленная анималотерапия — целенаправленное использование животных и (или) их символов по специально разработанным терапевтическим программам. Этот вид анималотерапии использует специально обученных животных, а не животных пациента.

Направленная анималотерапия подразделяется на виды, в зависимости от того, какие именно животные используются:

— иппотерапия — это вид анималотерапии, использующий как основное средство общение с лошадьми и верховую езду;

— дельфинотерапия, тюленетерапия — часто используются в медицине и психотерапии [2];

— канистерапия — вид анималотерапии с использованием собак. К работе с пациентами допускаются не все собаки, а только спокойные, не агрессивные, со стабильной психикой [3, с. 19; 5];

— фелинотерапия — терапевтическое воздействие кошек.

Все живые существа могут оказать человеку эффективную психологическую помощь. В анималотерапии используются и другие животные, но гораздо реже, так как прямой терапевтический эффект в этих случаях несколько ниже [3, с. 19].

Зачастую в анималотерапии используются не только сами животные, но и их о6-

© К. Ф. Лях, Н. М. Карпенкова, 2012

разы. В психотерапии используются как лечебное средство и звуки животных. Всемирная организация здравоохранения официально признала огромную пользу животных в реабилитации больных. Для России зоо-терапия пока еще в новинку. Но уже сейчас занятия с собаками, дельфинами, тюленями, лошадьми и даже крысами помогают сотням тяжелобольных детей почувствовать себя лучше.

Преимущества анималотерапии заключаются в том, что, во-первых, для лечения с помощью «лохматого терапевта» нет противопоказаний, за исключением аллергии на шерсть животных. Во-вторых, это целиком природный, натуральный метод лечения и оздоровления, без медикаментов и не дающий побочных реакций. Этот метод достаточно эффективен, проверен многовековой историей лечения болезней.

В анималотерапии предпочтение отдается «социализированным» домашним животным: лошадям, кроликам, кошкам, собакам, хомячкам, свинкам, — всем тем, кто научился «прилично себя вести» в человеческом обществе. Л. А. Ивахненко, психолог Мурманского центра социальной помощи семье и детям (МЦСПСиД), и Л. П. Мусинова, тренер Мурманского океанариума, предположили, что морские животные (тюлени), обитающие в Мурманском океанариуме, тоже могут сыграть важную роль в коррекции психики и поведения детей. Тюлени могут разнообразить эмоции ребенка, качественно изменить состояние психических и когнитивных процессов. Тюлени не содержатся ни в одном океанариуме России, а их воздействие на процесс реабилитации сходно с дельфинами.

Введя в реабилитационный процесс такую инновационную методику, как «тюле-нетерапия», Л. А. Ивахненко, Л. П. Мусинова предположили, что она может явиться одним из эффективных направлений кор-рекционного воздействия на эмоциональную сферу и личность аутичного ребенка в целом. Л. А. Ивахненко и Л. П. Мусинова разработали систему занятий, направленных на снижение симптоматики эмоционально-поведенческих расстройств детей с ограниченными возможностями средствами «тюленетерапии».

Показаниями для использования «тюленетерапии» в коррекционной работе могут являться следующие личностные нарушения у детей:

1) отклонения в развитии психоэмоциональной сферы (эмоциональная деприва-ция, переживание эмоционального отверже-

ния, чувства одиночества, трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции);

2) нарушение коммуникативно-рефлек-сивных процессов (наличие конфликтных межличностных отношений, внутрисемейных ситуаций, негативная «Я-концепция», низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самоприятия).

Основными функциями «тюленетерапии» являются:

1) катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний);

2) регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);

3) коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки) [4, с. 15].

Терапевтические эффекты, которые позволяет получить система занятий по «тюленетерапии» заключаются в снижении влияния двух патогенных факторов на развитие ребенка:

1. Нарушение возможности активно взаимодействовать со средой:

— помогает установить контакт между педагогом и ребенком;

— помогает укрепить отношения с педагогом и другими людьми, способствует установлению и развитию межличностных отношений;

— помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребенка;

— формирует ценные практические навыки — умение наблюдать, слушать и слышать ит. д.;

— улучшается речевая функция;

— улучшается сенсомоторная функция: дети с плохой координацией движений прикладывают больше усилий для того, чтобы научиться передвигаться по помосту, действовать с различными предметами. Постепенно координация таких детей совершенствуется ;

— животные оказывают сильное влияние на понимание пространственно-временных соотношений;

— животные способствуют умственному развитию ребенка. Помимо разнообразных сведений о животных, имеющих познавательное значение, беседа о них включает характеристику эмоционально-образного со-

Серия «Социологические науки»

держания, тем самым происходит обогащение словаря детей.

2. Снижение уровня аффективного дискомфорта в контактах с миром:

— позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка — успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать; сеансы «тюленетерапии» позволяют создать условия для эмоционального диалога, часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью животных безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряженность;

— животные помогают развивать эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на общение с животными — одна из важнейших способностей детей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку; развиваются эмпа-тические способности;

— взаимодействие с животными увлекает и оказывает сильное успокаивающее действие на большинство гиперактивных детей;

— замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, развивают навыки взаимодействия с другими людьми;

— ребенок испытывает положительное переживание достигнутого успеха при освоении различных способов взаимодействия;

— животные, имея большое влияние на физиологию человека, благотворно воздействуя через телесный уровень также и на эмоциональное состояние ребенка, способствует тем самым лечению психосоматических заболеваний;

— в занятиях используется музыкальное сопровождение. У детей формируется чувство ритма, которое позволяет им глубже откликнуться на музыку, смену характера, как бы пропустить ее через себя.

Причины эффективного терапевтического действия «тюленетерапии» на детей с ограниченными возможностями:

— невербальная природа делает «тюле-нетерапию» универсальным средством коммуникации;

— «тюленетерапия» обладает уникальной способностью мощно воздействовать на тело и психику вне зависимости от интеллектуального уровня ребенка и внешних условий;

— «тюленетерапия» стимулирует ощущения, пробуждает чувства и эмоции, ускоряет физиологические и психологические

процессы, повышает физический и психический тонус;

— структура общения с животными обладает потенциалом для самоорганизации ребенка или группы детей;

— «тюленетерапия» влияет на формирование произвольности поведения;

— «тюленетерапия» облегчает обучение, приобретение навыков;

— «тюленетерапия» обладает функциональным, эстетическим и адаптационным воздействием.

В 2003 г. в МЦСПСиД впервые была опробирована методика тюленетерапии. Учитывая специфику содержания арктических видов тюленей, была разработана система занятий, которая исключает контакт ребенка с водой, но вместе с тем включает максимальное взаимодействие детей и животных, это своего рода игра детей с тюленями. Сначала ребята боятся даже прикасаться к животным, но вскоре они становятся лучшими друзьями, и этот метод дает очень хорошие результаты в психологическом плане. Для детей очень важно играть с теплокровными животными, гладить их. Тем более, что в большинстве своем больные дети очень замкнуты и необщительны. В первую очередь специалисты центра руководствовались основным принципом — «не навреди». Главная черта эксперимента — участие в нем двух редких видов морских млекопитающих отряда ластоногих — серых тюленей и морского зайца. Выбранные тюлени — молодые, неагрессивные животные, с признаками хорошей работоспособности и устойчивыми поведенческими реакциями.

В качестве примера исследования была выбрана тема «Эффективность влияния „анималотерапии" на изменение симптоматики эмоционально-поведенческих расстройств детей с синдромом раннего детского аутизма (РДА)». Важной задачей психолога, работающего с аутичными детьми, является разработка системы занятий по снижению симптоматики эмоционально-поведенческих расстройств у детей с РДА, поиск эффективных средств и методик, обогащающих эмоциональный и интеллектуальный опыт детей [1, с. 48].

В настоящее время в практику работы с аутичными детьми внедряются методики анималотерапии, которые включают в себя взаимодействие детей с различными животными: собаками, кошками, дельфинами, тюленями, лошадьми. Новая методика помогла детям, страдающим аутизмом, снять эмоциональное напряжение, снизить

индекс агрессивности, тревожности, растор-моженности, деструктивных форм поведения. Кроме этого, при общении с такими животными, как тюлени, у всех без исключения детей наблюдается сильная мотивация, которая играет важную роль в процессе реабилитации [2, с. 35]. Студенткой Н. М. Карпенковой была проведена исследовательская работа в процессе написания диплома по медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. В данной работе сделана попытка подтвердить, что «тюленетерапия», является одним из эффективных направлений коррекцион-ного воздействия на эмоциональную сферу и личность аутичного ребенка в целом.

Исследование проводилось в Мурманском центре социальной помощи семье и детям (МЦСПСиД). В анкетировании на тему «Нетрадиционные методы лечения» принимали участие 20 респондентов (родители исследуемых детей). Из проведенного анкетирования сделан вывод, что животные могут стать прекрасным дополнением к традиционному лечению детей, у которых диагностированы серьезные заболевания (дети-аутисты и др. случаи). Это позволяет извлечь детей наружу из их личностной «скорлупы» и со временем наладить диалог не только с животными, но и с людьми. Ребенок-аутист получает заряд положительного психоэмоционального воздействия, которое происходит при общении ребенка и животного. К тому же, при взаимодействии с животным почти не нужно пользоваться речью, но все же даже в этом бессловесном общении происходит постоянный «внутренний диалог», который и является «проводником» к возможности речевого общения. Родителями отмечалось снятие эмоционального напряжения у детей (78,4 %), развитие коммуникативных навыков (43,7 %), появление чувства уверенности в себе (46,6 %), улучшение физического

и психического состояния (68,2 %).

р

Следовательно, тюленетерапия вносит свой вклад в формирование у ребенка высших психических функций, в формирова-

ние коммуникативных навыков, в развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы, способствует психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации детей с РДА. Мурманский центр социальной помощи семье и детям ведет работу по оказанию социальной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями. В практике своей работы с детьми используются различные методики. Реабилитационная работа в соответствии с решениями специалистов, членов семьи и самого ребенка-инвалида строится на основе ряда методов: психотерапии, игротерапии, библиотерапии, музыкотерапии, куклотерапии, элементах анималотерапии.

Для эффективного взаимодействия с семьей сотрудникам МЦСПСиД необходимо пополнить информационный ресурс по анималотерапии в виде книг, видеокассет, электронной библиотеки, методических рекомендаций, организовать консультации для родителей, тренинги, общие собрания родителей. Если по каким-то причинам родители не могут или не решаются завести животное дома, то есть другой вариант. Можно чаще посещать зоопарк или просто ходить на выставки кошек, собак или других животных, купить билеты в цирк. А если нельзя «общаться» с братьями нашими меньшими из-за аллергии, можно наблюдать их на картинках или по телевизору. Вариантов множество: пение птиц в аудиозаписи, фильмы про животный мир, компьютерные программы с имитацией аквариума, фотообои на стены, заставки на компьютер, открытки и календари.

Такие меры будут являться эффективными в медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Система мероприятий по оциальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, разработанная на базе МЦСПСиД, является положительным примером для подобных учреждений страны. Комплексная реабилитационная помощь — важнейший компонент не столько медико-социальной работы, сколько нравственного аспекта жизни.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аршатская О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме / О. С. Аршатская // Дефектология. — 2005. — К? 2. — С. 46 — 56.

2. Бутова Е. Л. Дельфины — друзья и помощники / Е. Л. Бутова // Аутизм и нарушения

развития. — 2005. — № 3: — С. 34 — 38.

3. Кряжева Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей / Н. Л. Кряжева. — Ярославль : Академия Развития, 2000. — 176 с.

4. Мусинова Л. П. Применение зоотерапии в комплексной реабилитации детей с ограниченными

возможностями / Л. П. Мусинова // Актуальные проблемы экологии : материалы 2-й Международной науч.-практ. конф. : в 2 ч. — Караганда : КарГУ, 2003. — Ч. 2. — С. 14—18.

5. Субботин А. В. Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация / А. В. Субботина, Л. Л. Ращевская. - М. : Макцентр, 2004. — 96 с.

6. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева // Дефектология. — 1998. — № 4. — С. 6 — 7.

Поступила 28.11.11.

РОЛЬ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ

А. И. Мустайкина

В статье представлена общая характеристика функций основных субъектов социальной работы с неблагополучными семьями в России, а также аргументирована роль межведомственного взаимодействия в предупреждении и решении их проблем.

В современной России общая организационная модель социальной работы с неблагополучными семьями представляет собой совокупность учреждений, служб и органов различной ведомственной подчиненности и социальной направленности, деятельность которых ориентирована на профилактику семейного неблагополучия и компенсацию его негативных последствий для семьи как малой группы в целом, для супругов, детей и других членов неблагополучных семей, для ближайшего социального окружения, для семьи как социального института, для других социальных институтов (образование, здравоохранение, армия и т. д.), а также для общества в целом.

В общей системе субъектов социальной работы с неблагополучными семьями можно выделить два основных блока учреждений, служб и органов:

1) учреждения, службы и органы социального блока: органы управления социальной защитой населения, учреждения социального обслуживания, кризисные центры для женщин и детей, органы управления образованием и образовательные учреждения, детские дома и школы-интернаты, специальные образовательные учреждения открытого типа, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, орга-

ны службы занятости, органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения, органы по делам молодежи, органы опеки и попечительства;

2) учреждения, службы и органы правоохранительного блока: органы внутренних дел, подразделения по делам несовершеннолетних, специальные образовательные учреждения, подразделения криминальной полиции органов внутренних дел.

Практика социальной работы богата многочисленными примерами эффективной помощи неблагополучным семьям на базе вышеназванных учреждений, служб и органов, подтверждающих, что многие из них проводят серьезную работу в рамках своей компетенции по профилактике семейного неблагополучия и компенсации его негативных последствий. Между тем, анализ той же практики социальной работы с неблагополучными семьями нередко выявляет и факты слабого взаимодействия разноведомственных субъектов социальной работы, отрицательными последствиями которого становятся: дублирование функций, повтор проводимых мер и мероприятий (или, наоборот, игнорирование необходимости их проведения), акцентирование внимания на одних аспектах помощи и недооценка значимости других и т. д. В конечном итоге недостатки межведомственного взаимодей-

А. И. Мустайкина, 2012

ж

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.