БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН
бенке с анализом содержания; наблюдение за поведением матери в значимых ситуациях и др. В случае необходимости осуществляется проектирование коррекционных мероприятий, которые включают консультирование, индивидуальную и групповую психотерапию, психологическую коррекцию ма-теринско-детского взаимодействия. Содержание и формы психологического вмешательства зависят от возраста ребенка и выявленных при диагностике особенностей материнской сферы женщины. Коррекция материнской сферы включает в себя изменение иррациональных установок, освоение матерью недостающих форм опыта, изменение эмоциональной окраски имеющихся субъективных переживаний, тренинг взаимодействия с ребенком средствами тактильного контакта и т. п.
При возникновении послеродовой депрессии необходима психологическая работа с семьей, помощь в оптимальном распределении материнских функций. Для матери полезно найти те моменты взаимодействия с ребенком и такие переживания при этом, которые доставляют ей удовольствие, и наладить контакт с ребенком, опираясь на них. При трудностях с грудным кормлением следует учитывать, что, наряду с его пользой для ребенка и развития материнско-детского взаимодействия, существует возможность деструктивного влияния на динамику материнской сферы насильственного стимулирования грудного вскармливания. В каждом случае необходимо учитывать конкретные особенности ситуации.
Психосоциальная работа с женщинами предусматривает процедуру оформления "социальной истории" клиентки, т. е. требует сбора информации об особенностях личности женщины и ее образа жизни, социальных ролях, ценностях и стереотипах поведения, о типе запроса и возможных вариантах помощи. Иными словами, в индивидуальной психосоциальной работе с женщиной особое значение придается ее индивидуальности. В функции консультанта, оказывающего психосоциальную помощь женщине, входит: 1) составление индивидуального портрета (диагностическая функция); 2) определение возможностей и средств психологической помощи (психотерапевтическая функция); 3) переадресация клиентки к нужному специалисту (диспетчерская); 4) сообщение клиентке нужных ей знаний о ее проблеме и путях ее разрешения (информационная функция).
В случаях, когда женщины обнаруживают характерные признаки кризиса, в "социальной истории'' клиентки указывается наличие: события, вызывающего стресс; способа переживания горя; чувства потери, опасности или унижения; контроля происходящего; изменений в первичном ходе жизни; показателей определенности будущего; длительного страдания (от 2 до 6 недель). При таком наборе показателей наиболее эффективны телесно ориентированные методы психотерапии, телесно-фокусированная визуализация, кризисная интервенция, мнемореабилитация.
4-20071
В идеальном варианте работы специалиста по психосоциальной работе с будущей матерью он созерцает женщину, которая с радостью осваивает новую для себя социальную роль и способна видеть затруднения в реализации материнской сферы и вовремя обращаться за помощью.
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ АУТИЗМОМ
В. Л. Цыбенко
Центр психического здоровья детей и подростков, г. Волгоград
Аутизм является первазивным расстройством, нарушающим развитие практически всех сторон психики ребенка; частота раннего детского аутизма (РДА) составляет 3-6 случаев на 10 тыс. детей, а удовлетворительная социальная адаптация во взрослом возрасте наблюдается менее чем у 30 % детей с РДА [1-5].
В Волгоградский центр психического здоровья детей и подростков с 1999 г. за помощью обратились 52 семьи, имеющие детей от 3 до 12 лет, которым был поставлен диагноз РДА ^.84.0 и F.84.1). Длительность наблюдения за этими детьми составляла от 1 до 6 лет, при этом более половины (55,8 %) наблюдались достаточно длительно - более 3 лет.
Проведенное исследование позволило сделать следующие основные выводы:
1. Реабилитация детей с РДА предполагает оказание им медицинской (в первую очередь, психиатрической и психотерапевтической), педагогической и социальной помощи с акцентом на психологическое консультирование. При этом психологическая помощь должна учитывать специфику имеющегося у аутичных детей искажения развития, что предусматривает холдинг-терапия. Последнее (при достаточно низкой эффективности других психологических, медицинских и педагогических подходов) обусловливает перспективность применения данного метода при работе с детьми, страдающими ранним детским аутизмом.
2. Включение в холдинг поведенческой психотерапии, недирективной игровой терапии, арт-терапии и семейной терапии позитивно влияет не только на эмоциональную сферу аутичного ребенка, но и обучает его социальному взаимодействию и развивает мелкую моторику, что обусловливает более высокую медико-психологическую и социальную реабилитацию детей с ранним детским аутизмом при применении модифицированного (авторского) варианта по сравнению с классическим вариантом холдинга (предложенного М. Вэлчем и апробированного в РФ О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг). Поэтому модифицированный вариант холдинг-терапии может рассматриваться в качестве "базисного" метода оказания психологической помощи аутичным детям. Наиболее частой причиной отказа от про-
БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН
| 4-2007
ведения холдинг-терапии (или проведение ограниченного числа занятий) служило то, что родителям было тяжело признаваться в любви к своему больному ребенку (в первую очередь, это наблюдалось в тех случаях, когда дети были усыновлены); даже тяжесть самого РДА являлась более редким основанием для прекращения холдинга.
3. Для семей с аутичными детьми характерны различные нарушения семейных взаимоотношений и воспитания ребенка, при этом гиперпротекция и расширение сферы родительских чувств способствуют активным занятиям с ребенком и повышению эффективности оказываемой ему психологической помощи, а неустойчивый стиль воспитания, неразвитость родительских чувств и гипо-протекция негативно сказываются на реабилитационных мероприятиях, и именно эти нарушения должны в первую очередь коррегироваться в рамках семейной психотерапии.
4. Оптимизация оказания психологической помощи детям с ранним детским аутизмом (и соответственно их более успешная реабилитация) предполагают организацию регулярных совместных встреч их родителей ("круглых столов") для обмена собственным опытом, или чтобы те родители, чьи дети достаточно долго и с хорошим эффектом получают холдинг-терапию, на собственном примере объяснили другим родителям эффективность холдинга; активизацию деятельности педагогов-воспитателй дошкольных и школьных учреждений (с информационным обеспечением их о специфики работы с аутичными детьми); активизацию роли Центров помощи семьи (с более широким проведением в первую очередь семейной психотерапии); расширение подготовки специалистов (психологов и психотерапевтов), владеющих холдинг-терапией.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каган В. Е. Аутизм у детей. - Л.: Медицина, 1981. - 206 с.
2. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М.: Теревинф, 2000. - 336 с.
3. Тиганов А. С., Башина В. М. // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 2005. -Т. 105, № 8. - С. 4-13.
4. Klin A., Chawarska K, Paul R, et al. // Am. J. Psychiatry. - 2004. - Vol. 161, № 11. - P. 1981-1988.
5. Lotter V. // Social Psychiat. - 1966. - № 1. -Р. 124-137.
ОПЫТ РАБОТЫ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ БРИГАДЫ В ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ
Ю. В. Цыбуля
ГУЗ "Волгоградская областная клиническая психиатрическая больница № 2"
В отечественной психиатрии в последние го-
ды происходят значительные изменения: появляются новые технологии, направленные на улучшение психического здоровья пациентов; улучшаются условия пребывания больных; в процесс оказания им помощи все более вовлекаются медицинские психологи, социальные работники, юристы. Это связано с возрастающей необходимостью целостного подхода к личности пациента, что ведет к более широкому использованию психосоциальных моделей.
В настоящее время как за рубежом, так и в нашей стране накоплен опыт бригадной формы оказания помощи пациентам с психическими расстройствами. Данный метод предполагает содружественную работу психиатра, психотерапевта, медицинского психолога и специалиста социальной работы. Синдромально-нозологический диагноз и терапия определяются врачом-психиатром и врачом-психотерапевтом, психосоциальный аспект лечебно-реабилитационной программы разрабатывается совместно с медицинским психологом и социальным работником. За лечение в целом отвечает лечащий врач. Такой подход дает возможность учесть клинические, личностные и социальные аспекты.
В психотерапевтическом отделении ГУЗ "Волгоградская областная клиническая психиатрическая больница № 2" (ВОКПБ № 2) подобный полипрофессиональный подход применяется с 2003 г.
Все врачи-психотерапевты, работающие в отделении, имеют первичную специализацию по психиатрии и опыт работы психиатрами, поэтому наличие в бригаде врача-психиатра является излишним. Психотерапевты применяют как психофармакологические методы лечения заболеваний, так и психотерапевтические - групповую реконструктивную психотерапию, когнитивно-поведенческую терапию, арт-терапию, гештальт-терапию, трансактный анализ, гипнотерапию и другие методы.
При поступлении пациента в отделение после установления диагноза определяется план лечения, необходимость привлечения медицинского психолога и специалиста социальной работы. Практически все пациенты проходят общепсихологическое обследование. Кроме того, широко используются личностные тесты (опросники Г. Айзенка, ММР1, Личко и др.), а также проективные тесты.
В психотерапевтическом отделении ВОКПБ № 2 медицинские психологи, наряду с психодиагностикой, проводят также психокоррекционную работу с пациентами, участвуют при проведении групповой психотерапии, арт-терапии. Групповая терапия проводится в малых группах, 3-4 раза в неделю, длительностью до 1,5 ч, в течение 3-4 недель. В рамках групповых занятий используются: групповая дискуссия, психодрама, проективный рисунок. В процессе групповой психотерапии реализуются основные задачи личностно-ориентированной психотерапии. Медицинский психолог, работая с группой вместе с врачом-психотерапевтом, направляет ее на решение