Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 737
Цель исследования: 1) разработка алгоритма для обучения сердечно-легочной реанимации студентов первого курса; 2) привлечение тьюторов для обучения первокурсников по новому алгоритму.
Материалы и методы: в ходе исследования 64 студента первого курса под контролем преподавателей обучались базовой сердечно-легочной реанимации по оценочному листу для аккредитации выпускников лечебного факультета. После усвоения навыка студенты отрабатывали его поодиночке, а также в командах по два человека. Затем тьюторами проводилось занятие по новому алгоритму, разработанному на основе аккредитационного чек-листа и ориентированному на взаимодействие в команде. Сравнивалась степень освоения материала, умение слаженно работать в команде и ориентироваться в экстремальной ситуации, а также правильное выполнение манипуляций на разных этапах обучения. Также нами было разработано приложение к алгоритму, в котором были подробно и доступно рассмотрены такие аспекты оказания помощи, как перевод пострадавшего в устойчивое боковое положение, действия при подозрении на травму шеи, и т. д [2].
Результаты: после обучения по аккредитационному чек-листу студенты, в среднем, выполнили 90,6% пунктов верно; после применения нового алгоритма — 94,7%. До изучения первокурсниками разработанного алгоритма отсутствовал навык командной работы, а при изменении условий задачи студенты терялись и не могли выполнить необходимые манипуляции. При работе с новым алгоритмом данных проблем уже не возникало. Приложение к алгоритму позволило студентам лучше понять основные принципы выполнения базовой сердечно-легочной реанимации.
Выводы: разработанный нами алгоритм соответствует как требованиям к выполнению базовой сердечно-легочной реанимации [3], так и требованиям к знаниям студентов первого курса. Он содержит основные этапы базовой сердечно-легочной реанимации, а также аспекты, отсутствующие в аккредитационном чек-листе, но полезные для применения в реальной жизни. Это позволяет повысить уровень знаний студентов. В нашем исследовании мы сделали упор на необходимость введения тьюторства как элемента непрерывного медицинского образования.
Литература
1. Гостимский А.В., Лисица А.И. и соавт. Подготовка тьюторов для обучения студентов младших курсов как переходный этап освоения чек-листов для прохождния первичной аккредитации специалистов. М.: Виртуальные технологии в медицине. 2019; 2 (22). С. 36-а.
2. Мороз В.В., Бобринская И.Г., Васильев В.Ю. и соавт. Сердечно-легочная реанимация. М.: ФНКЦ РР, МГМСУ, НИИОР. 2017. 68 с.
3. Приказ Минтруда России от 21 марта 2017 г. № 293н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)».
внедрение клинических сценариев как эффективный метод оценки навыков оказания неотложной помощи в команде
Бута А. А.
Научный руководитель — к.м.н., доцент Лисовский Олег Валентинович Кафедра общей медицинской практики
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Контактная информация: Бута Арина Андреевна — студентака 3 курса педиатрического факультета. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: навыки, командная работа, коммуникация.
Актуальность: профессиональные стандарты всех специальностей содержат перечень необходимых навыков, которые должны отрабатываться на симуляторах [1]. Однако, оценка как технических, так и коммуникативных навыков проводится по оценочным листам, не учитывая возможность взаимодействия в команде. Так, при аккредитации проводится оценка изолированных навыков или манипуляций, а в клинической практике происходит взаимодействие спасателей и, что особенно важно, работа с родственниками и сопровождающими [2].
forcipe
том 3 спецвыпуск 2020
elSSN 2658-4182
Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»
Цель исследования: оценить умения и навыки оказания неотложной помощи в команде при моделировании клинических сценариев.
Материалы и методы: на кафедре общей медицинской практики разработаны клинические сценарии по различным разделам педиатрии, неонатологии, детской хирургии, неотложной помощи у детей [3]. Для каждого сценария подготовлены оценочные листы, содержащие 20 пунктов. Все алгоритмы и навыки оказания помощи составлены согласно Клиническим рекомендациям и утвержденным протоколам. В исследование вошли 320 студентов, участвовавших во Всероссийских студенческих олимпиадах по педиатрии. Использовались видеоматериалы и чек-листы за 2018 и 2019 годы.
Роли участников команд определялись на каждом этапе. На выполнение заданий выделялось 10 минут. Дополнительно, после выполнения сценариев участниками, проведено анкетирование экспертов.
Результаты: для оценки коммуникации врачей в команде и взаимодействия с пациентами использовались разработанные анкеты. Ошибки допущены в 41,2% наблюдений. Среди технических навыков наибольшие трудности вызвали сценарии оказания помощи новорожденному в родильном зале и работа с дефибриллятором. Ни одна из команд-участниц не оценила аллерголо-гический анамнез и не провела седацию или обезболивание при выполнении электрической кардиоверсии в ситуациях с пароксизмом суправентрикулярной тахикардии у подростка. При оказании помощи новорожденному наибольшие трудности выявлены в оценке состояния ребенка по шкале Апгар. Также абсолютное большинство студентов допустили ошибки при осмотре ребенка по системе ABCDE. В 89% случаев при оказании помощи при травмах не проводилась оценка безопасности, нарушения в технике наложения жгута при артериальном кровотечении отмечены в 78% наблюдений. Следует отметить допущенные ошибки при проведении расширенной сердечно-легочной реанимации с использованием дефибриллятора — 60%.
Выводы: 1. моделирование клинических сценариев позволяет не только оценить уровень владения техническими навыками, но и командное взаимодействие участников.
2. Работа в команде позволяет выявить типичные ошибки выполнения навыков в условиях реального времени. Литература
1. Гостимский А.В., Лисовский О.В., Селиханов Б.А. Симуляционное обучение клинических ординаторов различных специальностей. СПб.: Оргздрав: новости, мнения, обучение. 2018; 2 (12). С.56-57.
2. Орел В.И., Гостимский А.В., Лисовский О.В. и соавт. Контроль практических навыков выпускников ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет в рамках аккредитации. СПб.: Медицина и организация здравоохранения. 2017; 2 (4). С. 10-18.
3. Гостимский А.В., Кузнецова Ю.В., Лисовский О.В. Организация симуляционного обучения в СПБГПМУ. СПб.: Педиатр. 2015; 6 (3). С. 118-122.
оценка остаточных знаний навыков оказания помощи при асфиксии и остановке кровообращения среди студентов 6 курса
Васильева О. Ю.
Научный руководитель: к.м.н. доцент Лисовский Олег Валентинович Кафедра общей медицинской практики
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Контактная информация: Васильева Ольга Юрьевна — студентка 5 курса, педиатрический факультет. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: асфиксия, сердечно-легочная реанимация (СЛР), первичная аккредитация специалистов.
Актуальность: современные образовательные стандарты определяют необходимость каждому выпускнику пройти процедуру первичной аккредитации для допуска к самостоятель-
FORCIPE
VOL. 3 SUPPLEMENT 2020
ISSN 2658-4174