Научная статья на тему 'ОЦЕНКА НАВЫКОВ ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ НОВОРОЖДЕННЫМ В РОДИЛЬНОМ ЗАЛЕ НА СИМУЛЯТОРАХ'

ОЦЕНКА НАВЫКОВ ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ НОВОРОЖДЕННЫМ В РОДИЛЬНОМ ЗАЛЕ НА СИМУЛЯТОРАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
78
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Область наук
Ключевые слова
АСФИКСИЯ / НОВОРОЖДЕННЫЕ / НЕОНАТОЛОГИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Герюгова В.В., Новикова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА НАВЫКОВ ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ НОВОРОЖДЕННЫМ В РОДИЛЬНОМ ЗАЛЕ НА СИМУЛЯТОРАХ»

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 739

ной работе в поликлинике [1]. Проверка умений и навыков оказания экстренной и неотложной помощи пострадавшему опирается на теоретические знания. Паспорта станций второго этапа аккредитации по всем специальностям включают базовую сердечно-легочную реанимацию, аналогичные вопросы содержатся в тестовых заданиях [2]. Навыки оказания помощи пострадавшим при остановке кровообращения и асфиксии закладываются на первом курсе и должны закрепляться на всех этапах обучения, чем определяется актуальность данного исследования.

Цель исследования: оценить уровень остаточных знаний студентов 6 курса по вопросам навыков оказания помощи при асфиксии и базовой СЛР для оптимизации подготовки специалистов.

Материалы и методы: на кафедре общей медицинской практики регулярно проводится подготовка студентов 6 курса ко второму этапу аккредитации, включающая в себя отработку умений и практических навыков по пяти станциям и проведение аккредитации выпускников после окончания вуза. Следует отметить, что навыки оказания помощи пострадавшим при асфиксии и остановке кровообращения закладываются с первого курса в разделе дисциплины «Учебная практика». В исследовании приняли участие — 352 выпускника (83%). Проведено тестирование по вопросам оказания помощи при асфиксии и остановке кровообращения, включающее в себя 20 пунктов, составленных в соответствии с Протоколами Европейского совета по реанимации 2015 г. и требованиями Методического центра аккредитации.

Результаты: по данным тестирования выявлены типичные для абсолютного большинства студентов ошибки, связанные с алгоритмами правильных действий при асфиксии. Следует отметить и трудности, касающиеся непосредственно техники выполнения приемов Геймлиха пациентам различного возраста. Так, неправильные действия допущены в 91,8% наблюдений, особенно при оказании помощи детям. Выявлены ошибки при оценке собственной безопасности и состояния пострадавшего. Так 82,1% обучающихся шестого курса сочли необходимым определение пульса и артериального давления перед началом реанимационных действий. Последовательность оказания помощи при остановке кровообращения нарушена в 61,6% случаев. Таким образом, при тестировании, содержащем данные вопросы, порог в 70% преодолели только 6,8% обучающихся.

Выводы: 1. Уровень остаточных знаний студентов 6 курса низкий, что определяет необходимость дополнительной подготовки по разделу базовой СЛР. 2. Для повышения качества теоретической подготовки выпускников необходимо использовать симуляционное оборудование на всех этапах обучения с прохождением аналогичных станций [3]. Литература

1. Орел В.И., Гостимский А.В., Лисовский О.В. и соавт. Контроль практических навыков выпускников ФГБОУ ВО Санкт-петербургский государственный педиатрический медицинский университет в рамках аккредитации. СПб.: Медицина и организация здравоохранения. 2017; 2 (4). С. 10-18.

2. Гостимский А.В., Кузнецова Ю.В., Лисовский О.В. Организация симуляционного обучения в СПБГПМУ. СПб.: Педиатр. 2015; 6 (3). С. 118-122.

3. Лисица И.А., Лисовский О.В., Гостимский А.В. и соавт. Анализ проблем подготовки выпускников к первичной аккредитации специалиста. М.: Виртуальные технологии в медицине. 2019; 2 (22). С. 37.

оценка навыков оказания неотложной помощи новорожденным в родильном зале на симуляторах

Герюгова В. В., Новикова А. А.

Научный руководитель: к.м.н. доцент Лисовский Олег Валентинович Кафедра общей и медицинской практики

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Новикова Алена Андреевна — студентка 4 курса педиатрического факультета. E-mail: y.valerie98@gmail.com

Ключевые слова: асфиксия, новорожденные, неонатология.

Актуальность: высокий уровень качества оказания медицинской помощи новорожденным обеспечивается непрерывной подготовкой медицинских работников. Освоение алгоритмов

FORCIPE

ТОМ 3 СПЕЦВЫПУСК 2020

elSSN 2658-4182

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»

работы в родильном зале в симулированных условиях позволяет безопасно овладеть специфическими навыками и использовать их в дальнейшей работе [1]. Предпочтительно, чтобы занятия проводились с использованием специальных манекенов, с видеофиксацией тренировок и последующим анализом результатов обучения [2]. Необходимость понимания особенностей оценки состояния ребенка, ведения контроля времени и знания лечебной тактики, определяют актуальность данного исследования

Цели исследования: оценить особенности подготовки студентов к реанимации новорожденных в родильном зале с последующим внедрением клинических сценариев в процесс обучения.

Материалы и методы: на кафедре общей медицинской практики разработаны клинические сценарии оказания неотложной помощи новорожденным. Для подготовки оценочных листов использовались рекомендации, изложенные в методическом письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Первичная и реанимационная помощь новорожденным детям» от 21.04.2010 года [3]. В работе приняли участие 56 студентов, подготовленных по данному разделу (студенты 5 и 6 курсов), принимавшие участие в олимпиадах по педиатрии 2018-2019 годов. В анализ работы включены видеозаписи и протоколы оценки 14 команд (по 4 человека в каждой), получившие путем жеребьевки клинические задачи по оказанию неотложной помощи новорожденному в родильном зале.

Результаты: распределение ролей и определение лидера перед началом работы происходило самостоятельно, участниками команды. Также распределялись роли врача — неонатолога, врача анестезиолога-реаниматолога и медицинских сестер. Наиболее типичными ошибками оказались начало отсчета времени, оценка состояния ребенка по шкале Апгар. Расположение новорожденного под излучателем тепла головой к врачу выполнили только 35,7% команд. Своевременное и правильное применение ИВЛ выявлено в 14,3% случаев. Следует отметить, что многочисленные ошибки связаны не только с контролем времени и правильностью выполнения навыков, но и последовательностью действий — 42,8% наблюдений. таким образом, максимальное количество баллов (каждый навык и манипуляции оценивались от 0 до 5 баллов) не набрала ни одна команда.

Выводы: 1. Отработка навыков оказания помощи новорожденным в условиях симулированного родильного зала позволяет выявить типичные ошибки и определить возможности распределения ролей. 2. В подготовке неонатологов необходимо учитывать не только качество выполнения отдельных навыков, но и правильную последовательность действий, что может быть достижимо проведением клинических задач в команде.

Литература

Гостимский А.В., Кузнецова Ю.В., Лисовский О.В. Организация симуляционного обучения в СПБГПМУ. СПб.: Педиатр. 2015; 6. (3). С. 118-122.

Типовые клинические сценарии для фантомно-симуляционного обучения. Для интернов и клинических ординаторов. Часть 1. Под ред. А.В. Гостимского, Ю.С. Александровича, В.И. Гордеева / СПб.: Издание ГПМУ, 2015. 44 с.

методическое письмо министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Первичная и реанимационная помощь новорожденным детям» № 15-4/10/2-3204 от 21.04.2010 г.

разработка экономически выгодноЙ модели пневмоторакса для отработки торакоцентеза

Каркошкина Ю. С.

Научный руководитель: к.м.н. ассистент Селиханов Бахрам Атамуратович Кафедра общей медицинской практики

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Каркошкина Юлия Сергеевна — студентка 1 курса Педиатрического факультета. E-mail: YuSKarkoshkina@mail.ru

Ключевые слова: пневмоторакс, торакоцентез, модель торса.

Актуальность: для отработки навыка выполнения торакоцентеза будущим врачам необходимо работать с моделями грудной клетки, имитирующими пневмоторакс или гидроторакс.

FORCIPE

VOL. 3 SUPPLEMENT 2020

ISSN 2658-4174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.