Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ НАВЫКОВ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПРИ АСФИКСИИ И ОСТАНОВКЕ КРОВООБРАЩЕНИЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ 6 КУРСА'

ОЦЕНКА ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ НАВЫКОВ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПРИ АСФИКСИИ И ОСТАНОВКЕ КРОВООБРАЩЕНИЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ 6 КУРСА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Область наук
Ключевые слова
АСФИКСИЯ / СЕРДЕЧНО ЛЕГОЧНАЯ РЕАНИМАЦИЯ (СЛР) / ПЕРВИЧНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Васильева О.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ НАВЫКОВ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПРИ АСФИКСИИ И ОСТАНОВКЕ КРОВООБРАЩЕНИЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ 6 КУРСА»

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»

Цель исследования: оценить умения и навыки оказания неотложной помощи в команде при моделировании клинических сценариев.

Материалы и методы: на кафедре общей медицинской практики разработаны клинические сценарии по различным разделам педиатрии, неонатологии, детской хирургии, неотложной помощи у детей [3]. Для каждого сценария подготовлены оценочные листы, содержащие 20 пунктов. Все алгоритмы и навыки оказания помощи составлены согласно Клиническим рекомендациям и утвержденным протоколам. В исследование вошли 320 студентов, участвовавших во Всероссийских студенческих олимпиадах по педиатрии. Использовались видеоматериалы и чек-листы за 2018 и 2019 годы.

Роли участников команд определялись на каждом этапе. На выполнение заданий выделялось 10 минут. Дополнительно, после выполнения сценариев участниками, проведено анкетирование экспертов.

Результаты: для оценки коммуникации врачей в команде и взаимодействия с пациентами использовались разработанные анкеты. Ошибки допущены в 41,2% наблюдений. Среди технических навыков наибольшие трудности вызвали сценарии оказания помощи новорожденному в родильном зале и работа с дефибриллятором. Ни одна из команд-участниц не оценила аллерголо-гический анамнез и не провела седацию или обезболивание при выполнении электрической кардиоверсии в ситуациях с пароксизмом суправентрикулярной тахикардии у подростка. При оказании помощи новорожденному наибольшие трудности выявлены в оценке состояния ребенка по шкале Апгар. Также абсолютное большинство студентов допустили ошибки при осмотре ребенка по системе ABCDE. В 89% случаев при оказании помощи при травмах не проводилась оценка безопасности, нарушения в технике наложения жгута при артериальном кровотечении отмечены в 78% наблюдений. Следует отметить допущенные ошибки при проведении расширенной сердечно-легочной реанимации с использованием дефибриллятора — 60%.

Выводы: 1. моделирование клинических сценариев позволяет не только оценить уровень владения техническими навыками, но и командное взаимодействие участников.

2. Работа в команде позволяет выявить типичные ошибки выполнения навыков в условиях реального времени. Литература

1. Гостимский А.В., Лисовский О.В., Селиханов Б.А. Симуляционное обучение клинических ординаторов различных специальностей. СПб.: Оргздрав: новости, мнения, обучение. 2018; 2 (12). С.56-57.

2. Орел В.И., Гостимский А.В., Лисовский О.В. и соавт. Контроль практических навыков выпускников ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет в рамках аккредитации. СПб.: Медицина и организация здравоохранения. 2017; 2 (4). С. 10-18.

3. Гостимский А.В., Кузнецова Ю.В., Лисовский О.В. Организация симуляционного обучения в СПБГПМУ. СПб.: Педиатр. 2015; 6 (3). С. 118-122.

оценка остаточных знаний навыков оказания помощи при асфиксии и остановке кровообращения среди студентов 6 курса

Васильева О. Ю.

Научный руководитель: к.м.н. доцент Лисовский Олег Валентинович Кафедра общей медицинской практики

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Васильева Ольга Юрьевна — студентка 5 курса, педиатрический факультет. E-mail: olenka_vasileva_97@bk.ru

Ключевые слова: асфиксия, сердечно-легочная реанимация (СЛР), первичная аккредитация специалистов.

Актуальность: современные образовательные стандарты определяют необходимость каждому выпускнику пройти процедуру первичной аккредитации для допуска к самостоятель-

FORCIPE

VOL. 3 SUPPLEMENT 2020

ISSN 2658-4174

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 739

ной работе в поликлинике [1]. Проверка умений и навыков оказания экстренной и неотложной помощи пострадавшему опирается на теоретические знания. Паспорта станций второго этапа аккредитации по всем специальностям включают базовую сердечно-легочную реанимацию, аналогичные вопросы содержатся в тестовых заданиях [2]. Навыки оказания помощи пострадавшим при остановке кровообращения и асфиксии закладываются на первом курсе и должны закрепляться на всех этапах обучения, чем определяется актуальность данного исследования.

Цель исследования: оценить уровень остаточных знаний студентов 6 курса по вопросам навыков оказания помощи при асфиксии и базовой СЛР для оптимизации подготовки специалистов.

Материалы и методы: на кафедре общей медицинской практики регулярно проводится подготовка студентов 6 курса ко второму этапу аккредитации, включающая в себя отработку умений и практических навыков по пяти станциям и проведение аккредитации выпускников после окончания вуза. Следует отметить, что навыки оказания помощи пострадавшим при асфиксии и остановке кровообращения закладываются с первого курса в разделе дисциплины «Учебная практика». В исследовании приняли участие — 352 выпускника (83%). Проведено тестирование по вопросам оказания помощи при асфиксии и остановке кровообращения, включающее в себя 20 пунктов, составленных в соответствии с Протоколами Европейского совета по реанимации 2015 г. и требованиями Методического центра аккредитации.

Результаты: по данным тестирования выявлены типичные для абсолютного большинства студентов ошибки, связанные с алгоритмами правильных действий при асфиксии. Следует отметить и трудности, касающиеся непосредственно техники выполнения приемов Геймлиха пациентам различного возраста. Так, неправильные действия допущены в 91,8% наблюдений, особенно при оказании помощи детям. Выявлены ошибки при оценке собственной безопасности и состояния пострадавшего. Так 82,1% обучающихся шестого курса сочли необходимым определение пульса и артериального давления перед началом реанимационных действий. Последовательность оказания помощи при остановке кровообращения нарушена в 61,6% случаев. Таким образом, при тестировании, содержащем данные вопросы, порог в 70% преодолели только 6,8% обучающихся.

Выводы: 1. Уровень остаточных знаний студентов 6 курса низкий, что определяет необходимость дополнительной подготовки по разделу базовой СЛР. 2. Для повышения качества теоретической подготовки выпускников необходимо использовать симуляционное оборудование на всех этапах обучения с прохождением аналогичных станций [3]. Литература

1. Орел В.И., Гостимский А.В., Лисовский О.В. и соавт. Контроль практических навыков выпускников ФГБОУ ВО Санкт-петербургский государственный педиатрический медицинский университет в рамках аккредитации. СПб.: Медицина и организация здравоохранения. 2017; 2 (4). С. 10-18.

2. Гостимский А.В., Кузнецова Ю.В., Лисовский О.В. Организация симуляционного обучения в СПБГПМУ. СПб.: Педиатр. 2015; 6 (3). С. 118-122.

3. Лисица И.А., Лисовский О.В., Гостимский А.В. и соавт. Анализ проблем подготовки выпускников к первичной аккредитации специалиста. М.: Виртуальные технологии в медицине. 2019; 2 (22). С. 37.

оценка навыков оказания неотложной помощи новорожденным в родильном зале на симуляторах

Герюгова В. В., Новикова А. А.

Научный руководитель: к.м.н. доцент Лисовский Олег Валентинович Кафедра общей и медицинской практики

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Новикова Алена Андреевна — студентка 4 курса педиатрического факультета. E-mail: y.valerie98@gmail.com

Ключевые слова: асфиксия, новорожденные, неонатология.

Актуальность: высокий уровень качества оказания медицинской помощи новорожденным обеспечивается непрерывной подготовкой медицинских работников. Освоение алгоритмов

FORCIPE

ТОМ 3 СПЕЦВЫПУСК 2020

elSSN 2658-4182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.