Материалы заседания Ученого совета университета 29 августа 2008 г.
И. А. Хоменко,
заведующая кафедрой педагогики и психологии семьи
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ
В инновационной образовательной программе нашли отражение все стратегические направления развития университета по повышению качества высшего профессионального образования. Модульное построение образовательных программ, ориентированных на достижение профессиональных компетентностей, позволило перейти на новые методологические позиции в подготовке магистров: вариативность, междис-циплинарность и технологичность, ориентация на самостоятельность студентов и расширение их профессиональных связей с реальными и потенциальными работодателями, академическая и коммуникативная мобильность, возможность индивидуализации процесса обучения.
Знакомство с отчетами разных подразделений университета позволило выделить общие и специфические достижения и проблемы в процессе реализации инновационной образовательной программы. Основные результаты участия кафедры педагогики и психологии семьи в инновационной образовательной программе можно разделить на группы: технологические, организационные, психологические и социальные.
Среди технологических достижений следует прежде всего отметить новаторство в проектировании образовательных программ: разработку новых концептуальных подходов и методов, форм аттестации, вариативность, продуктивность. За время работы в рамках инновационной образовательной программы были значительно обновлены практически все учебные дисциплины и практики, освоены дистанционные технологии обучения студентов, создано несколько модульных образовательных программ для профессиональной переподготовки специалистов. Модульный принцип показал свою эффективность не только в работе со студентами, но и в работе с практиками. Это было, например, высоко оценено нашими коллегами из разных регионов на конференции «Образование и
семья», организованной нами в марте этого года. Апробация модуля «Технологии психологической помощи семье» в Академии постдипломного педагогического образования выявила эксклюзивность наших подходов как в технологическом, так и в методологическом плане, что было активно востребовано слушателями. Аналогичная ситуация возникла и в процессе обучения слушателей по программе «Толерантность», реализуемой нашим университетом: многие участники высказывали пожелание продолжить обучение по данной технологии. Опыт создания инновационного продукта также позволил выйти на иной уровень участия в проектах: от университетских и городских — к региональным и федеральным (гранты, сотрудничество с регионами).
К числу организационных достижений можно отнести освоение нового принципа построения учебного процесса: ориентацию на реальный компетентностный подход, когда и студенты, и преподаватели уже в начале изучения дисциплины четко понимают, какие конкретные компетенции приобретет слушатель, а учебный процесс имеет ярко выраженный практико-ориентиро-ванный характер — работу с реальными проблемами, встречи с реальными работодателями, знакомство с реальной практикой применения изучаемых технологий. Кроме того, модульный принцип организации учебного процесса позволил выйти на разные аудитории, познакомиться со студентами других факультетов (в рамках курсов по выбору) и лучше понять свои сильные и слабые стороны. Немаловажным достижением также стало формирование новых творческих коллективов, взаимодействие с другими подразделениями университета. Особенно продуктивно это происходило в рамках повышения квалификации.
К числу психологических достижений отнесем изменение мышления участников инновационной образовательной программы, повышение мотивации, инициативность в соз-
СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
дании нового продукта, сплочение команды. Для нашей кафедры это был хороший повод выстроить новую систему взаимодействия — дифференцированную по интересам, способностям и потребностям членов кафедры. Кроме того, реальная продуктивность преподавателей и обучение в рамках повышения квалификации способствовала росту их уверенности в своих силах.
Что касается социальных достижений, то можно с уверенностью сказать, что разработка и популяризация инновационной образовательной программы позволили обрести новые профессиональные и общественные связи со СМИ, общественными организациями, администрациями районов Санкт-Петербурга, другими регионами России, а также с конкретными работодателями.
Существенно возрос научный и методический авторитет РГПУ им. А. И. Герцена: от специалистов разных уровней (от преподавателей до руководителей департаментов Минобрнауки России) поступают позитивные отзывы о разработанной университетом продукции.
Вместе с тем, несмотря на явные положительные результаты, мы столкнулись с рядом проблем, которые необходимо обозначить.
1. Проблема внедрения разных модульных программ в учебный процесс.
Несмотря на уникальность, инноваци-онность и разнообразие вновь созданных образовательных модулей, их ориентированность на рынок современных образовательных услуг, в части их содержания отмечается отсутствие методологического единства в наборе тех учебных дисциплин, из которых складывается конкретный модуль (нередко модуль представляет собой набор отдельных дисциплин весьма разнообразной тематики); преобладание дисциплин с теоретической направленностью содержания; наличие или отсутствие вариативной части модуля; разнообразие в подходах к итоговой аттестации по модулю (выделение 1 кредита для отчетности либо его распределение в рамках других дисциплин). Кроме того, разное количество учебных дисциплин, включенных в состав модуля (от 4 до 15), с разной трудоемкостью затрудняет
возможность их включения в другие образовательные программы. Необходимо обеспечить унификацию системы требований к разработке образовательных модулей (по значимости учебных дисциплин, по трудоемкости, по количеству кредитов) с целью их адаптивности к образовательным программам.
2. Проблема реализации принципа меж-дисциплинарности и практико-ориентиро-ванности обучения. Новые тенденции в развитии системы образования, отраженные в модели «Российское образование — 2020», требуют привлечения к учебному процессу и аттестации выпускников реальных и потенциальных работодателей. Однако механизм этого привлечения пока не определен. Это существенно затрудняет знакомство студентов с реальной практикой их будущей профессиональной деятельности. Многие вопросы такого рода сейчас решаются исключительно за счет личных связей преподавателей.
3. Проблема компенсации затрат и поощрения инициативы сотрудников.
Мы пришли к выводу, что процесс создания инноваций — дело очень затратное и по времени, и по материально-техническим ресурсам, и по финансовым. В процессе работы выявляется много неучтенных расходов, что влечет за собой либо понижение качества выполняемых работ, либо истощение ценных сотрудников. Поэтому необходимо создать новую систему оценки труда преподавателей и новую систему распределения учебных поручений. В зависимости от того, к какой деятельности склонен сотрудник, он и должен получать адекватную нагрузку и адекватное своим усилиям поощрение. Человеческий капитал — самое ценное, что есть в университете. Система поощрения инициативы должна быть максимально открыта и информационно доступна. Критерии оценки труда преподавателя должны быть предельно понятными.
4. Проблема технической оснащенности. Переход на новые технологии обучения невозможен без сильной технической базы и ее сопровождения. Особенно остро стоит вопрос нехватки современного оборудова-
Материалы заседания Ученого совета университета 29 августа 2008 г.
ния (видеокамер, электронных досок) и стабильно работающего Интернета. Необходимо создать возможность интерактивного общения всех разработчиков и руководителей основных направлений инновационной
образовательной программы — это сэкономило бы много времени и сил, освободило бы аудиторный фонд и ускорило бы продвижение университета в инновационном развитии.