И. А. Хоменко
(Санкт-Петербург)
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ
Современный этап развития системы российского образования предусматривает экзистенциально-гуманистическую направленность подготовки студентов на всех этапах его профессионального становления. Решение этих задач связано с созданием инновационных программ по подготовке специалистов на основе развития их личностной активности
В последнее десятилетие усиливается роль личностной составляющей в профессиональном образовании человека. Образование все в большей степени становится персонифицированным, что влечет за собой повышение ответственности самого человека за свой выбор и те пути, с помощью которых он достигает своих целей. Именно поэтому в современном профессиональном образовании актуализируется экзистенциально-гуманистическая направленность подготовки студентов на всех этапах их профессионального становления. Этот подход обусловливает соотнесение будущих профессиональных проблем со смысложизненными вопросами бытия конкретного человека, а не человека вообще, с необходимостью его понимания как уникальной автономной личности. Экзистенциально-гуманистическая направленность профессиональной подготовки специалиста предполагает сочетание общего гуманистического подхода к ребенку, его семье с обоснованными конструктивными решениями инновационного характера.
Экзистенциально - гуманистический подход в подготовке специалиста выступает как методологическая установка, ориентирующая на осмысление всех технологических решений в связи с гуманистическим взглядом на человека. Этот подход интегрирует традиции отечественной и зарубежной философско-психологической мысли [2]. Он представлен именами широко известных ученых (С. Л. Братченко, Д. Бьюд-женталь, Д. А. Леонтьев, К. Роджерс, Ж. П. Сартр, В. Франкл, К. Ясперс и др.) и состоит, прежде всего, в признании за челове-
ком способности к построению своей жизни и свободы в этом.
Цель данной статьи - показать возможности создания инновационных программ подготовки специалистов на основе избранного методологического подхода и развития личностной активности студентов. В значительной степени это относится к специалистам, которым предстоит взаимодействовать с семьей в различных сферах деятельности. Целесообразность разработки таких программ подтверждается актуализацией научного интереса к проблемам семьи.
Семья как социально-культурный феномен сегодня активно изучается разными науками, что находит отражение в диссертационных исследованиях. Их проблемнодисциплинарный анализ убеждает, что концепт семья относится к междисциплинарным и является значимым для многих сфер социальной жизни и деятельности человека. Можно предположить, что семейная проблематика должна найти отражение в подготовке студентов по самым разным специальностям. Однако, несмотря на несомненную актуальность темы, ее представленность в современных образовательных программах высшей школы пока явно недостаточна, хотя время диктует необходимость расширения спектра компетенций специалистов, работающих в сфере «человек-человек».
Кроме того, недостаточно расширить диапазон формирования профессиональных компетенций выпускника - необходимо сделать его реальным субъектом собственного профессионального пути, научить
делать осознанный выбор, показать многомерность и вариативность подходов к процессу собственного образования. Если студент освоит модель самообразования, он может быть полезен семье не только как узкий специалист, но и как человек-»про-водник», помогающий родителям и ребенку выстроить индивидуальную стратегию обучения.
Для реализации этой задачи в РГПУ имени А. И. Герцена была разработана Инновационная образовательная программа (ИОП) «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере», основной целью которой было принципиальное изменение подхода к проектированию и организации учебного процесса в вузе [3].
Наилучшим образом этому способствует обучение на основе модульного принципа, - когда студент имеет возможность изучать отдельные тематические блоки и, как в конструкторе «Лего», выстраивать свое собственное образование посредством (последовательного или параллельного) освоения различных компетенций. Перечень компетенций, которые студент может освоить за время учебы в вузе, определяется двумя факторами: потребностью вуза, ориентированного на выполнение государственного образовательного стандарта подготовки, и потребностями студента, которые появляются в результате его знакомства с реальной практикой. Именно дефицит знаний (умений), обнаруженный студентом при знакомстве с реальной семьей, служит основой для его «тематического» выбора.
Проектирование такой системы подготовки в РГПУ им. А. И. Герцена потребовало значительного изменения организации учебной деятельности в вузе. Единицей изучения стал образовательный модуль, а не учебная дисциплина, он должен отвечать следующим требованиям:
1. Полидисциплинарный принцип проектирования содержания. Данный принцип стал актуальным в подготовке специалистов, работающих с семьей, так как семья является междисциплинарным явлением, а практика психолого-педагогической помо-
щи семье показывает, что семейные проблемы редко имеют локальный характер.
2. Вариативность содержания дает студенту возможность выбора последовательности и тематики учебных дисциплин.
3. Преемственность. Образовательный модуль должен опираться на знания, полученные студентом на предыдущих ступенях обучения и служить своеобразным «мостиком» для освоения последующих.
4. Мобильность. Структура модуля должна быть такова, чтобы была возможность своеобразной ротации учебных дисциплин, из которых он состоит, а сам модуль, в свою очередь, должен иметь возможность встраивания в существующие образовательные программы - частично или целиком.
5. Многоуровневость использования. Образовательный модуль должен иметь несколько уровней освоения: на уровне бакалавриата, на уровне магистратуры, в системе постдипломного образования.
6. Ориентация на актуальные ресурсы. Проектирование модуля должно учитывать все виды ресурсов, необходимых для его реализации: кадровые, временные, пространственные, материально-технические и т.д.
7. Компетентностный подход. Овладение конкретными умениями, совокупность которых определяет ту или иную компетенцию.
Все эти принципы могут выступать механизмом реализации экзистенциальногуманистического подхода, предусматривающего актуализацию индивидуальноличностной активности студентов, возможность их самопроявления и самоопределения в различных видах деятельности, самопознание и самопонимание с принятием ответственности за свой выбор.
Опираясь на указанные принципы, кафедра педагогики и психологии семьи разработала магистерскую образовательную программу «Психолого-педагогическое сопровождение семьи», включающую модуль «Технологии психологической помощи семье» [4]. Данная образовательная программа реализовывалась на кафедре с 2007 года, однако в связи с переходом университета на новую (модульную) систему подго-
товки студентов была существенно модернизирована.
С учетом требований кредитно-рейтинговой системы объем модуля составил 15 кредитов, 14 из которых были отведены на учебные дисциплины и один на итоговую аттестацию. Итоговая аттестация заключалась в демонстрации студентами тех компетенций, которые были определены целями модуля.
Для реализации образовательного модуля кафедрой был разработан полный учебно-методический комплекс, состоящий из программ учебных дисциплин модуля, технологических карт по каждой дисциплине, методических рекомендаций для преподавателей и студентов (отдельно), тезауруса, хрестоматии и заданий промежуточной и итоговой аттестации.
Опыт реализации данного образовательного модуля показал, что модульный принцип позволяет больше варьировать содержание обучения студентов.
Конструирование содержания образовательной программы может происходить двумя способами: полидисциплинарным
(«горизонтальным»), когда программа «собирается» из нескольких областей науки, и монодисциплинарным («вертикальным»), когда слушатели осваивают одну область знания (педагогику, психологию и т.д.) более основательно. Углубленная подготовка может быть либо в области освоения конкретных технологий, либо относиться к работе с разными субъектами: родителями, детьми, разными типами семей и т.д., - или иметь «проблемный» принцип, когда студент специализируется на решении конкретной группы проблем (наркомания, миграция, нарушения здоровья и т.д.)
Еще один важный принцип проектирования содержания образовательного модуля необходимо принимать во внимание: со-
отношение теоретической и практической подготовки студентов. На наш взгляд, в современном учебно-методическом комплексе должны присутствовать такие виды заданий и занятий, которые позволили бы студенту познакомиться с реальной практикой, реальными работодателями, реальными проблемами реальных людей. Это позволит будущим выпускникам быстрее найти работу, ближе познакомиться с требованиями к своей профессиональной квалификации, а также определить «область незнания» для дальнейшего самосовершенствования.
Апробация модуля, разработанного на кафедре педагогики и психологии семьи, показала его высокую эффективность: студенты отметили уникальность и практическую ориентированность данного учебнометодического комплекса, что немаловажно для их будущей успешной профессиональной деятельности и личностной самореализации.
Таким образом, подготовка студентов на основе экзистенциально-гуманистической направленности предполагает: гибкость и вариативность процесса обучения; опору на реальное профессиональное поле, в котором студент сможет определить себя; освоение новых технологий работы с семьей, предусматривающих актуализацию личностного потенциала будущего специалиста; возможность проектирования студентами индивидуальных образовательных маршрутов, ориентированных на приоритет человеческого перед профессиональным. В современной образовательной, экономической и социокультурной ситуации экзистенциально-гуманистический подход, по нашему мнению, может стать теоретикометодологической основой для проектирования образовательных программ всех уровней подготовки специалистов.
Литература
1. Компетентностный подход в подготовке кадров в области гуманитарных технологий : учеб.-методич. пособие / под ред. В. Г. Зарубина, Л. А. Громовой. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
2. Лукьянов О. В. и др. Поиск идентичности - экзистенциальный опыт в образовании. - Томск, 2001.
3. Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере : инновационная образовательная программа на 2007-2008 гг. -СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
4. Технологии психологической помощи семье : учеб.-мето-дич. пособие / под ред. И. А. Хоменко. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
5. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
6. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.
7. Bugental J. F. Т., Bracks P. E. The future of existential-humanistic psychotherapy // Psychotherapy. 29(1). 28-23. 1992.
8. Frankl Viktor E. Psychoterapy and Existentialism: Selected Papers on Logotherapy, Washington Square Press. - New York, 1967.
9. May R.., Yalom I. Existential psychotherapy // Current psychotherapies. Itaska, 1995.