Научная статья на тему 'Экзистенциально-гуманистическая направленность подготовки специалистов к работе с семьей'

Экзистенциально-гуманистическая направленность подготовки специалистов к работе с семьей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ / МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА / EXISTENTIAL-HUMANISTIC APPROACH / TRAINING OF SPECIALISTS / COOPERATION WITH PARENTS / MODULAR LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хоменко Ирина Алексеевна

Современный этап развития системы российского образования предусматривает экзистенциально-гуманистическую направленность подготовки студентов на всех этапах его профессионального становления. Решение этих задач связано с созданием инновационных программ по подготовке специалистов на основе развития их личностной активности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Existential-humanistic orientation of specialists' training for cooperation with parents

Present stage of Russian education system development provides for existential-humanistic trends in students' training at all phases of their professional becoming. These problems solution is connected to the making of innovation syllabus of specialists' training based on delopment of their individual activities

Текст научной работы на тему «Экзистенциально-гуманистическая направленность подготовки специалистов к работе с семьей»

И. А. Хоменко

(Санкт-Петербург)

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ

Современный этап развития системы российского образования предусматривает экзистенциально-гуманистическую направленность подготовки студентов на всех этапах его профессионального становления. Решение этих задач связано с созданием инновационных программ по подготовке специалистов на основе развития их личностной активности

В последнее десятилетие усиливается роль личностной составляющей в профессиональном образовании человека. Образование все в большей степени становится персонифицированным, что влечет за собой повышение ответственности самого человека за свой выбор и те пути, с помощью которых он достигает своих целей. Именно поэтому в современном профессиональном образовании актуализируется экзистенциально-гуманистическая направленность подготовки студентов на всех этапах их профессионального становления. Этот подход обусловливает соотнесение будущих профессиональных проблем со смысложизненными вопросами бытия конкретного человека, а не человека вообще, с необходимостью его понимания как уникальной автономной личности. Экзистенциально-гуманистическая направленность профессиональной подготовки специалиста предполагает сочетание общего гуманистического подхода к ребенку, его семье с обоснованными конструктивными решениями инновационного характера.

Экзистенциально - гуманистический подход в подготовке специалиста выступает как методологическая установка, ориентирующая на осмысление всех технологических решений в связи с гуманистическим взглядом на человека. Этот подход интегрирует традиции отечественной и зарубежной философско-психологической мысли [2]. Он представлен именами широко известных ученых (С. Л. Братченко, Д. Бьюд-женталь, Д. А. Леонтьев, К. Роджерс, Ж. П. Сартр, В. Франкл, К. Ясперс и др.) и состоит, прежде всего, в признании за челове-

ком способности к построению своей жизни и свободы в этом.

Цель данной статьи - показать возможности создания инновационных программ подготовки специалистов на основе избранного методологического подхода и развития личностной активности студентов. В значительной степени это относится к специалистам, которым предстоит взаимодействовать с семьей в различных сферах деятельности. Целесообразность разработки таких программ подтверждается актуализацией научного интереса к проблемам семьи.

Семья как социально-культурный феномен сегодня активно изучается разными науками, что находит отражение в диссертационных исследованиях. Их проблемнодисциплинарный анализ убеждает, что концепт семья относится к междисциплинарным и является значимым для многих сфер социальной жизни и деятельности человека. Можно предположить, что семейная проблематика должна найти отражение в подготовке студентов по самым разным специальностям. Однако, несмотря на несомненную актуальность темы, ее представленность в современных образовательных программах высшей школы пока явно недостаточна, хотя время диктует необходимость расширения спектра компетенций специалистов, работающих в сфере «человек-человек».

Кроме того, недостаточно расширить диапазон формирования профессиональных компетенций выпускника - необходимо сделать его реальным субъектом собственного профессионального пути, научить

делать осознанный выбор, показать многомерность и вариативность подходов к процессу собственного образования. Если студент освоит модель самообразования, он может быть полезен семье не только как узкий специалист, но и как человек-»про-водник», помогающий родителям и ребенку выстроить индивидуальную стратегию обучения.

Для реализации этой задачи в РГПУ имени А. И. Герцена была разработана Инновационная образовательная программа (ИОП) «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере», основной целью которой было принципиальное изменение подхода к проектированию и организации учебного процесса в вузе [3].

Наилучшим образом этому способствует обучение на основе модульного принципа, - когда студент имеет возможность изучать отдельные тематические блоки и, как в конструкторе «Лего», выстраивать свое собственное образование посредством (последовательного или параллельного) освоения различных компетенций. Перечень компетенций, которые студент может освоить за время учебы в вузе, определяется двумя факторами: потребностью вуза, ориентированного на выполнение государственного образовательного стандарта подготовки, и потребностями студента, которые появляются в результате его знакомства с реальной практикой. Именно дефицит знаний (умений), обнаруженный студентом при знакомстве с реальной семьей, служит основой для его «тематического» выбора.

Проектирование такой системы подготовки в РГПУ им. А. И. Герцена потребовало значительного изменения организации учебной деятельности в вузе. Единицей изучения стал образовательный модуль, а не учебная дисциплина, он должен отвечать следующим требованиям:

1. Полидисциплинарный принцип проектирования содержания. Данный принцип стал актуальным в подготовке специалистов, работающих с семьей, так как семья является междисциплинарным явлением, а практика психолого-педагогической помо-

щи семье показывает, что семейные проблемы редко имеют локальный характер.

2. Вариативность содержания дает студенту возможность выбора последовательности и тематики учебных дисциплин.

3. Преемственность. Образовательный модуль должен опираться на знания, полученные студентом на предыдущих ступенях обучения и служить своеобразным «мостиком» для освоения последующих.

4. Мобильность. Структура модуля должна быть такова, чтобы была возможность своеобразной ротации учебных дисциплин, из которых он состоит, а сам модуль, в свою очередь, должен иметь возможность встраивания в существующие образовательные программы - частично или целиком.

5. Многоуровневость использования. Образовательный модуль должен иметь несколько уровней освоения: на уровне бакалавриата, на уровне магистратуры, в системе постдипломного образования.

6. Ориентация на актуальные ресурсы. Проектирование модуля должно учитывать все виды ресурсов, необходимых для его реализации: кадровые, временные, пространственные, материально-технические и т.д.

7. Компетентностный подход. Овладение конкретными умениями, совокупность которых определяет ту или иную компетенцию.

Все эти принципы могут выступать механизмом реализации экзистенциальногуманистического подхода, предусматривающего актуализацию индивидуальноличностной активности студентов, возможность их самопроявления и самоопределения в различных видах деятельности, самопознание и самопонимание с принятием ответственности за свой выбор.

Опираясь на указанные принципы, кафедра педагогики и психологии семьи разработала магистерскую образовательную программу «Психолого-педагогическое сопровождение семьи», включающую модуль «Технологии психологической помощи семье» [4]. Данная образовательная программа реализовывалась на кафедре с 2007 года, однако в связи с переходом университета на новую (модульную) систему подго-

товки студентов была существенно модернизирована.

С учетом требований кредитно-рейтинговой системы объем модуля составил 15 кредитов, 14 из которых были отведены на учебные дисциплины и один на итоговую аттестацию. Итоговая аттестация заключалась в демонстрации студентами тех компетенций, которые были определены целями модуля.

Для реализации образовательного модуля кафедрой был разработан полный учебно-методический комплекс, состоящий из программ учебных дисциплин модуля, технологических карт по каждой дисциплине, методических рекомендаций для преподавателей и студентов (отдельно), тезауруса, хрестоматии и заданий промежуточной и итоговой аттестации.

Опыт реализации данного образовательного модуля показал, что модульный принцип позволяет больше варьировать содержание обучения студентов.

Конструирование содержания образовательной программы может происходить двумя способами: полидисциплинарным

(«горизонтальным»), когда программа «собирается» из нескольких областей науки, и монодисциплинарным («вертикальным»), когда слушатели осваивают одну область знания (педагогику, психологию и т.д.) более основательно. Углубленная подготовка может быть либо в области освоения конкретных технологий, либо относиться к работе с разными субъектами: родителями, детьми, разными типами семей и т.д., - или иметь «проблемный» принцип, когда студент специализируется на решении конкретной группы проблем (наркомания, миграция, нарушения здоровья и т.д.)

Еще один важный принцип проектирования содержания образовательного модуля необходимо принимать во внимание: со-

отношение теоретической и практической подготовки студентов. На наш взгляд, в современном учебно-методическом комплексе должны присутствовать такие виды заданий и занятий, которые позволили бы студенту познакомиться с реальной практикой, реальными работодателями, реальными проблемами реальных людей. Это позволит будущим выпускникам быстрее найти работу, ближе познакомиться с требованиями к своей профессиональной квалификации, а также определить «область незнания» для дальнейшего самосовершенствования.

Апробация модуля, разработанного на кафедре педагогики и психологии семьи, показала его высокую эффективность: студенты отметили уникальность и практическую ориентированность данного учебнометодического комплекса, что немаловажно для их будущей успешной профессиональной деятельности и личностной самореализации.

Таким образом, подготовка студентов на основе экзистенциально-гуманистической направленности предполагает: гибкость и вариативность процесса обучения; опору на реальное профессиональное поле, в котором студент сможет определить себя; освоение новых технологий работы с семьей, предусматривающих актуализацию личностного потенциала будущего специалиста; возможность проектирования студентами индивидуальных образовательных маршрутов, ориентированных на приоритет человеческого перед профессиональным. В современной образовательной, экономической и социокультурной ситуации экзистенциально-гуманистический подход, по нашему мнению, может стать теоретикометодологической основой для проектирования образовательных программ всех уровней подготовки специалистов.

Литература

1. Компетентностный подход в подготовке кадров в области гуманитарных технологий : учеб.-методич. пособие / под ред. В. Г. Зарубина, Л. А. Громовой. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

2. Лукьянов О. В. и др. Поиск идентичности - экзистенциальный опыт в образовании. - Томск, 2001.

3. Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере : инновационная образовательная программа на 2007-2008 гг. -СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

4. Технологии психологической помощи семье : учеб.-мето-дич. пособие / под ред. И. А. Хоменко. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

5. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

6. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.

7. Bugental J. F. Т., Bracks P. E. The future of existential-humanistic psychotherapy // Psychotherapy. 29(1). 28-23. 1992.

8. Frankl Viktor E. Psychoterapy and Existentialism: Selected Papers on Logotherapy, Washington Square Press. - New York, 1967.

9. May R.., Yalom I. Existential psychotherapy // Current psychotherapies. Itaska, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.