Научная статья на тему 'Учебно-методические комплексы образовательных модулей инновационной программы'

Учебно-методические комплексы образовательных модулей инновационной программы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Головина Инна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-методические комплексы образовательных модулей инновационной программы»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

Продолжаем начатую в предыдущих номерах «Вестника Герценовского университета» (№ 2, № 11 за 2008 г.) публикацию аннотированного списка изданий, выпущенных в рамках инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере». В этом номере вниманию читателей предлагаются аннотации учебно-методических комплексов по образовательным модулям инновационной программы, созданным в 2008 г. Учебно-методические комплексы образовательных модулей были удостоены диплома Х Всероссийского форума «Образовательная среда — 2008» как победившие в творческом конкурсе научных разработок, инновационных решений и программ в области высшего профессионального образования в номинации «Содержание и технологии образования».

Технологии психологической помощи в кризисных и чрезвычайных ситуациях: Учебно-методический комплекс / И. А. Горьковая, А. А. Бака-нова, Т. В. Маликова и др. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

Учебно-методический комплекс разработан для использования при организации учебной деятельности по модулю «Технологии психологической помощи в кризисных и чрезвычайных ситуациях».

В нем представлены материалы по пяти курсам модуля «Теория кризисных ситуаций и состояний», «Технологии проведения психодиагностических исследований кризисных состояний», «Технологии психологического сопрово-

ждения в кризисных состояниях», «Психологическая помощь детям в кризисной ситуации», «Формирование иноязычной социокультурной компетенции в сфере психологической помощи»: учебные программы курсов, методические рекомендации по учебным программам, методические рекомендации для преподавателей и студентов, материалы к промежуточной и итоговой аттестации.

Технологии международной коммуникации в сфере образования и науки: Учебно-методический комплекс / А. Ю. Круглов, Т. Н. Бочкарева, Е. И. Бражник и др. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

Учебно-методический комплекс направлен на освоение основных гуманитарных технологий, связанных с международной коммуникацией, на проектирование и организацию данного вида коммуникации в области образования и науки. Образовательный модуль призван сформировать широкий круг профессиональных

компетенций в сфере международной коммуникации. В сочетании с другими образовательными программами данный модуль обеспечивает инновационный подход в подготовке высококвалифицированных специалистов нового типа для сферы образований, науки и бизнеса.

Технологии проектирования социальной среды: Учебно-методический комплекс / Под общ. ред. С. А. Расчетиной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

В учебно-методическом комплексе представлен модуль «Технологии проектирования социальной среды», ориентированный на обеспечение подготовки специалистов, осуществляющих разработку и реализацию проектов разного уровня сложности, нацеленных на преобразование материальных и духовных объектов соци-

альной сферы, готовых к проектировочной деятельности в разных социокультурных средах и образовательных учреждениях. Данный комплекс может быть полезен практическим работникам, преподавателям, участвующим в подготовке специалистов, аспирантам, студентам.

Технологии гуманитарной экспертизы и социального аудита: Учебнометодический комплекс / Под общ. ред. В. В. Тимченко. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

Модуль способствует пониманию принципов, подходов и методов, используемых при осуществлении гуманитарной экспертизы и социального аудита в бизнесе и в социальной сфере. Освоение учебного материала обеспечивает возможность применять признанные в мировой практике методы участия общественности и представителей профессиональных сообществ в

оценке социальной эффективности деятельности. Профессионал в области гуманитарной экспертизы и социального аудита обладает инструментарием для того, чтобы превратить социально полезную активность организации в реальные доходы, стратегические преференции, устойчивое развитие и долгосрочный успех.

Технологии интеллектуальных коммуникаций: Учебно-методический комплекс / Под общ. ред. А. В. Венковой. — СПб.: Изд-во РГПУ

им. А. И. Герцена, 2008.

В учебно-методическом комплексе представлен вариативный модуль образовательной программы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий. Модуль состоит из четырех курсов, посвященных общей теории коммуникации, истории и современному

состоянию интеллектуальных коммуникаций, интеллектуальной культуре современного мира и академическому фандрейзингу. Комплекс содержит программы, методические рекомендации и материалы для студентов и преподавателей.

Технологии социального партнерства в сфере образования: Учебнометодический комплекс / Е. В. Пискунова, И. Э. Кондракова, М. П. Соло-вейкина и др. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

Модуль «Технологии социального партнер -ства в сфере образования» способствует пониманию принципов и подходов, а также освоению методов и технологий, используемых при проектировании социального партнерства, реализации взаимодействий в социальной сфере.

Основные цели освоения модуля достигаются посредством развития социальных и поли-культурных компетенций в сфере социального партнерства, коммуникативных компетенций в области социального взаимодействия, форми-

рования правовой культуры обучающихся, развития умений проектирования социального взаимодействия и решения практических задач в области социального партнерства.

Освоение модуля обеспечивает возможность эффективной деятельности в области социального партнерства — проектирования различных моделей социального взаимодействия, формирования умений осуществлять основные организационные мероприятия при решении управленческих задач в социальной сфере.

Технология волонтерской деятельности в социальной сфере: Учебнометодический комплекс / Под общ. ред. С. Н. Малявина. — СПб.: Изд-во

РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

Образовательный модуль нацелен на формирование компетентностей у студентов при подготовке специалистов-руководителей волонтерских групп. Весь материал ориентирован на решение практических вопросов, связанных с востребованностью на рынке труда специалистов гуманитарных технологий, связанных с органи-

зацией и функционированием волонтерского движения. Обучение по образовательному модулю поможет решить актуальные для современной России проблемы социальной защищенности населения в области гражданской взаимопомощи на основе добровольного безвозмездного труда.

Технологии профилактики девиантности в социальной сфере: Учебно-методический комплекс / Под общ. ред. Я. И. Гилинского, К. Ю. Белоусова. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

В учебно-методическом комплексе образовательного модуля представлены учебные программы, методические рекомендации преподавателю и студенту по изучению учебных дисциплин «Девиации в социальной сфере: правовые аспекты», «Преступность как вид девиантности», «Технологии социального контроля над девиантностью», «Психология девиантности подростков», «Девиации в сексуальной сфере: социальные и правовые вопросы». Образовательный модуль «Технологии профилактики девиантности в социальной сфере» направлен на формирование комплекса профес-

сиональных компетенций, составляющих неотъемлемую часть профессиональной подготовки юристов, социологов, психологов, преподавателей общественных дисциплин. Содержание и учебно-методическое обеспечение курсов способствуют всестороннему изучению проблем генезиса, последствий, социального контроля девиантности. Отдельное внимание уделяется вопросам психологии девиантного поведения, особенностям девиаций в сексуальной сфере, технологиям медиации, использующимся при разрешении конфликтов, связанных с девиантным поведением.

Технологии конструирования гендера: Учебно-методический комплекс / Под общ. ред. И. С. Клециной. — СПб.: Изд-во РГПУ

им. А. И. Герцена, 2008.

В учебно-методическом комплексе представлены методические материалы, необходимые для освоения гуманитарных технологий в сфере гендерных отношений. Данное пособие предназначено для студентов и магистрантов,

которые стремятся повысить свою гендерную компетентность. Настоящее издание также может быть полезно преподавателям высших и средний учебных заведений, государственным и муниципальным служащим.

Технологии извлечения, обработки и анализа информации: Учебнометодический комплекс / И. К. Архипов, Л. Н. Беляева, А. А. Виландеберк и др. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

Учебно-методический комплекс «Технологии извлечения, обработки и анализа информации» предназначен для широкого круга магистрантов и специалистов, для профессиональной деятельности которых необходимы компетенции в области извлечения информации и знаний, владение методологиями исследования текстовых, дискурсивных, социолингвистических и экспертных составляющих процесса ана-

лиза и накопления информации. Образовательная программа направлена на подготовку специалистов, способных решать задачи поиска, извлечения и обогащения информации, презентации и распространения информации. Она может реализовываться как часть подготовки магистра в рамках конкретного направления, либо как самостоятельный образовательный модуль.

Технологии модерации в сфере социального взаимодействия: Учебно-методический комплекс / И. Б. Терешкина, С. А. Векилова, Н. В. Солнцева, Н. Н. Суртаева. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

Учебно-методический комплекс нацелен на повышение уровня психолого-педагоги-ческой подготовленности специалистов помогающих профессий через овладение ими технологиями модерации, которые состоят из знаний и умений установления и управления эффективной коммуникацией, бесконфликтного общения с различными субъектами социального взаимодействия, а также оказания помощи в координации реального общения людей, их совместной жизнедеятельности и самореализации личности. В издании отражен авторский подход к проектированию входящих в него учебных дисциплин. Содержание

УМК построено по модульному принципу, что позволяет слушателям осваивать учебные дисциплины как последовательно, так и параллельно. Отдельные дисциплины модуля могут встраиваться в систему существующих профессионально-образовательных программ подготовки бакалавров и магистров, а также в систему программ дополнительного образования и повышения квалификации работников социально-культурной сферы. Подробные методические разработки могут быть полезны студентам и преподавателям на разных уровнях профессионального и постдипломного образования.

Технологии управления конфликтом: Учебно-методический комплекс / М. С. Игнатенко, Г. В. Елизарова, К. Ю. Белоусов и др. — СПб.:

Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

В издании рассматриваются вопросы подготовки специалистов в области конфликтологии, освоения технологий разрешения и управления конфликтным взаимодействием. Представлены рабочие программы модуля и учебных дисциплин, методиче-

ские указания для студентов и рекомендации для преподавателей.

Книга адресована студентам и преподавателям вузов, руководителям образовательных учреждений, бизнес-объединений, слушателям системы дополнительного образования.

Социально-реабилитационные технологии: Учебно-методический комплекс / Под общ. ред. В. З. Кантора. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

Учебно-методический комплекс может служить базой формирования профессиональной компетентности в области проектирования и реализации — в разных институциональных условиях — технологий социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, лиц с расстройствами поведения и лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию. Содержание и структура работы отражают логику построения соответствующего образовательного модуля, который в структурном плане представляет собой единство четырех взаимосвязанных и взаимодополняющих учебных дисциплин, состоящих, в свою очередь, из нескольких учебных элементов, также соотнося-

щихся друг с другом по комплементарному принципу. В итоге в представленном учебнометодическом комплексе раскрываются методологические основы социально-реабилитационных технологий, технологии (ре)абилитации лиц с нарушениями сенсорной, интеллектуальной, речевой или двигательной сферы, технологии социальной реабилитации лиц, страдающих алкогольной и наркозависимостью, и лиц с личностными расстройствами, а также технологии социальной реабилитации детей-сирот, несовершеннолетних правонарушителей, лиц, вышедших из мест лишения свободы, и лиц пожилого и преклонного возраста.

Технологии в условиях кризисного социального взаимодействия: Учебно-методический комплекс / Под общ. ред. Г. И. Грибановой. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

Учебно-методический комплекс призван помочь будущим магистрам в приобретении теоретических и практических знаний, необходимых для выработки и принятия самостоятельных стратегических решений в условиях кризисного социального взаимодействия. Учебнометодический комплекс содержит разработки и

рекомендации, которые могут быть использованы преподавателями высших учебных заведений, учителями, студентами и бакалаврами других образовательных направлений, а также государственными служащими федерального, регионального и муниципального уровней.

Технологии работы с социотекстом: Учебно-методический комплекс / В. А. Рабош, К. С. Пигров, А. П. Валицкая и др. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

Модуль построен на современной междисциплинарной основе, ориентирован как на студентов гуманитарных, так и социально-экономических, естественнонаучных и технических специальностей, поскольку формирует тип многофакторного и кластерного мышления, владение современными социокоммуникативными практиками и стратегиями на основе того методологического арсенала, который выработан новейшей философией, лингвистикой и коммуникативистикой.

Содержание предлагаемого учебного моду-

ля строится в трех аспектах: понимание личностных социальных установок и социокоммуни-кативных процессов, освоение инструментов (технологий) формирования социотекста и непосредственно конструирование социокультурного действия. В учебно-методическом комплексе представлены программы, исследующие современные технологии работы с социотекстом, обладающие определенным потенциалом воздействия на социальные коммуникации и социальное проектирование.

Технологии формирования корпоративной культуры: Учебно-

методический комплекс / А. А. Грачев, П. А. Бавина, Л. А. Громова и др. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

Учебно-методический комплекс направлен на освоение гуманитарных технологий, связанных с формированием корпоративной культуры. Материал комплекса актуален в связи с современным подходом к управлению, в соответствии с которым в центре находится управление человеческими ресурсами. В соответствии с этим УМК может использоваться в системе до-

полнительного образования и магистерской подготовки специалистов по психологии, социальной работе, социологии, менеджменту, экономике. Кроме этого, отдельные дисциплины УМК могут использоваться в качестве курсов по выбору и факультативов в системе подготовки бакалавров.

Технологии гармонизации межвозрастных отношений: Учебно-методический комплекс / Т. А. Барышева, Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок и др. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

Учебно-методический комплекс нацелен на повышение уровня педагогического творчества, опытно-экспериментальной, исследовательской работы и проектной деятельности в области социальной коммуникации. Пособие представляет собой разработку образовательной программы по развитию и формированию компетенций в

сфере гуманитарных технологий гармонизации межвозрастных отношений. Содержание УМК построено по модульному принципу, что позволяет слушателям осваивать учебные дисциплины как последовательно, так и параллельно. Предлагаемые учебные дисциплины могут встраиваться в различные образовательные программы.

Технологии взаимодействия человека с высокотехнологичной информационной средой: Учебно-методический комплекс / Под ред. В. П. Соломина, Е. З. Власовой. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

В учебно-методический комплекс включены инновационные авторские материалы, основанные на личных разработках преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена и предназначенные для решения профессиональных задач

высшего педагогического образования в условиях высокотехнологичной информационной среды. Материалы могут быть использованы как студентами, так и преподавателями педагогических вузов.

Технологии адаптации мигрантов: Учебно-методический комплекс / И. П. Лысакова, М. А. Антошинцева, Л. Н. Бережнова и др. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

Учебно-методический комплекс разработан с целью повышения уровня компетентности будущих и практикующих специалистов в области технологий адаптации мигрантов. Содержание УМК построено по модульному принципу, что позволяет слушателям осваивать учебные дисциплины как последовательно, так и параллельно, а также формировать уникальный пакет компетенций по итогам освоения модуля. Предлагаемые учебные дисциплины могут как встраиваться в различные образовательные программы, ориентированные на изучение проблем межкультурной коммуникации, освоения второго языка и адаптации

мигрантов, так и изучаться в составе дополнительного образовательного модуля. Содержание и система аудиторной и внеаудиторной работы по каждой дисциплине и по всему модулю в целом имеет практико-ориентиро-ванную направленность, результаты освоения модуля отражаются в формируемом студентом профессиональном портфолио. Наличие методического навигатора по модулю, подробные методические рекомендации будут полезны студентам, преподавателям и учителям средних школ в различных сферах образовательной и профессиональной деятельности.

Технологии разрешения социально-психологических проблем развития детей группы риска: Учебно-методический комплекс / Л. А. Ре-гуш, Е. В. Алексеева, Н. Г. Ермакова и др. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

Учебно-методический комплекс направлен на обучение технологии разрешения социальнопсихологических проблем детей группы риска. Знакомит с психологическими проблемами различных групп риска и вооружает инструментом проектирования в разрешении этих проблем на

основе технологии развивающего диалога, интерактивного обучения, консультирования и др. Дает возможность получить дополнительную квалификацию или специализацию психологов в области социально-психологической помощи детям группы риска.

Технологии социокультурной тодический комплекс / Под общ. ред. им. А. И. Герцена, 2008.

Учебно-методический комплекс посвящен остро актуальным проблемам адаптации коренных народов Севера, принадлежащих к неевропейскому культурно-цивилизационному типу, к современной социокультурной ситуации. В ос-

адаптации на Севере: Учебно-ме-И. Л. Набока. — СПб.: Изд-во РГПУ

нове учебных курсов, входящих в состав модуля, лежит принцип конвергенции образовательной и культуро-экологической деятельности, ориентированной на сохранение базовых ценностей уникальных этнических культур север-

ных народов. В основе программы образовательного модуля лежит комплексная модель адаптационного процесса, включающая его различные аспекты — этнокультурологический, этносоциологический, этнокоммуникативный, лингвокультуральный, ментально-коррекционный. Данная модель носит принципиально междисциплинарный характер и реализуется на

основе использования этнологического, культурологического, социологического, филологического, лингвистического и математического знания. Методической базой предлагаемых программ учебных курсов являются гуманитарные технологии как практико-ориентированная система методов воздействия на социокультурные процессы.

Технологии современного фандрейзинга в социальной сфере: Учебно-методический комплекс / Под ред. Н. А. Пашкус. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

В учебно-методическом комплексе собраны материалы по дисциплинам, обеспечивающим формирование профессиональных компетенций в области технологий современного фандрей-зинга в социальной сфере. Учебно-методический комплекс включает инновационные разработки и новые технологические подходы к организации образовательного процесса и закрепления практических навыков студентов. Учебно-методический комплекс предназначен для

студентов специальности «Социально-экономическое образование» и магистрантов, обучающихся по программам «Экономика, социология и статистика образования» и «Институциональная экономика», а также студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей, интересующихся различными аспектами фандрей-зинговой деятельности и управления некоммерческими организациями.

Материал подготовлен И. В. Головиной, менеджером инновационной образовательной программы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.