Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешняя среда предприятия / инновационная система CRM / показатели эффективности руководителя / external environment of the enterprise / innovative CRM system / managerial performance indicators

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенихин Владимир Викторович, Крупнов Юрий Александрович

В статье рассмотрена актуальная проблема использования элементов инновационной системы CRM при подготовке управленческих кадров. Рассмотрена суть CRM, а также основные элементы системы. Оценены результаты использования на примере ООО «Юлтэк Групп». Выявлены направления дальнейшего повышения эффективности подготовки управленцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семенихин Владимир Викторович, Крупнов Юрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF AN INNOVATIVE SYSTEM FOR TRAINING MANAGEMENT PERSONNEL OF A TRADE ORGANIZATION

The article discusses the current problem of using elements of an innovative CRM system in the training of management personnel. The essence of CRM, as well as the main elements of the system, are considered. The results of use were assessed using the example of Yultek Group LLC. Directions for further increasing the efficiency of training managers have been identified.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

134 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №7 (73), 2023 УДК 334

DOI 10.47581/2023/IE-07/Semenixin-Krupnov-01 Семенихин Владимир Викторович, аспирант

e-mail: wheel83@mail.ru

Крупнов Юрий Александрович, д.э.н., профессор

e-mail: yukrupnov@mail.ru

Государственный университет просвещения, г. Москва, Россия

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрена актуальная проблема использования элементов инновационной системы CRM при подготовке управленческих кадров. Рассмотрена суть CRM, а также основные элементы системы. Оценены результаты использования на примере ООО «Юлтэк Групп». Выявлены направления дальнейшего повышения эффективности подготовки управленцев.

Ключевые слова: внешняя среда предприятия, инновационная система CRM, показатели эффективности руководителя

В современной конкурентной среде наибольших успехов добиваются организации, располагающие квалифицированными управленческими кадрами. Наличие подготовленного управленческого персонала является необходимым условием успешной реализации производственных программ и бизнес-планов [1, с. 180]. Хозяйствующие субъекты используют все более современные инструменты подготовки персонала. Этим обусловлена необходимость внедрения в организациях специальных инновационных систем подготовки и развития кадров, соответствующих актуальным требованиям к подготовке управленческого персонала. Инновационность систем состоит в использовании в подготовке новых инновационных подходов, инструментов и механизмов [2, с. 150].

Нестабильная внешняя среда торгового предприятия характеризуется динамичными изменениями в логистических цепочках поставщиков, растущей конкуренцией на рынке, дефицитом некоторых товаров, изменениями в законодательстве и сокращением продолжительности жизненного цикла продукции. Минимизация негативных эффектов, обусловленных вышеуказанными изменениями, обеспечивается принятием быстрых и эффективных управленческих решений. Поэтому современные менеджеры должны соответствовать совокупности требований, которые особенно высоки в тех областях, где быстрое изменение условий среды является нормой, а последствия принятия решений - чрезвычайно важны. В ходе подготовки управленческие кадры должны освоить инновационные приемы хеджирования рисков, а также обеспечения непрерывности и успешности деятельности организации без ущерба качеству реализуемых товаров и услуг [3, с. 37].

Одним из примеров таких систем является Crew Resource Management (управление возможностями экипажа) (далее - CRM). Важно отметить, что в менеджменте существуют ещё два инструмента с аналогичной аббревиатурой. Это Customer Relationship Management (система взаимоотношений с клиентами), и Comprehensive Risk Measure (требования по капиталу для секьюритизированных ценных бумаг).

В настоящей статье рассматривается именно Crew Resource Management. Первоначально она использовалась в отраслях, где цена человеческой ошибки (человеческого фактора) особенно высока (воздушные и морские перевозки, космонавтика) и катастрофы случаются в основном из-за человеческого фактора. В частности, CRM обязателен к применению для подготовки лётного состава авиакомпаний, согласно требованиям ICAO (Международной Организации Гражданской Авиации) с 1998-го года [4, с. 493-495]. Подготовка осуществляется в соответствии с принципами психологии, физиологии и менеджмента [5, с. 243]. За рубежом разработка и внедрение подобных инструментов начались ещё в середине 70-х годов XX века. В СССР изучением данного вопроса задались еще раньше (в 50-х годах), но дальнейшего развития и практической реализации эти исследования не получили. Использование CRM при подготовке кадров в авиации дало ощутимый положительный эффект.

Ввиду высокой эффективности CRM постепенно распространилась в метрополитене, медицине, службах спасения [6, с. 25-27], а также других отраслях и сферах. Численность отраслей, в которых CRM применяется для обучения персонала, неуклонно растёт. Обучаемые обретают возможности и навыки управления угрозами и ошибками, а также оперативной оценки действий коллектива. Во многих странах мира CRM активно изучается и совершенствуется, а ее задачи расширяются. Между тем, главной задачей остается формирование определённых поведенческих стереотипов, позволяющих минимизировать количество ошибок, а также выявлять и устранять их.

Вышеуказанные стереотипы оказались востребованными также в сфере торговли. Рассмотрим далее, каким образом должна функционировать рассматриваемая система в сфере оптовой торговли. Начальный курс подготовки CRM должен проходить в несколько этапов, в рамках которых обучающиеся общаются с инструктором, просматривают слайды и видеозаписи, а также участвуют в таком важном этапе подготовки, как командные игры. Это развивает способности действовать слаженно в рамках трудового коллектива. Деловые игры фиксируются при помощи видеосъёмки, и участникам предоставляется возможность проанализировать своё поведение в команде, оценить степень собственной активности, вовлеченности и результативности.

Другим элементом подготовки является тренировка ситуационной осведомлённости (situational awareness), то есть способности неукоснительно следовать правилам при нормальном развитии событий, и быстро коррек-

тировать действия при возникновении нештатной ситуации, включая обоснованное отступление от правил. Особое внимание уделяется анализу непреднамеренных ошибок (slip and lapse errors) и способам борьбы с ними. В зависимости от природы ошибок они подразделяются на следующие виды:

ошибки навыков (неверное применение старых навыков в незнакомых ситуациях);

ошибки знаний (отсутствие нужных знаний);

ошибки правил (выбор неверного правила для конкретной ситуации). Тренировка навыков предотвращения ошибок достигается на основе комплексной стандартизации управленческих процедур, коммуникации и взаимного контроля.

Важной функцией рассматриваемой системы является тренировка навыка анализа преднамеренных ошибок, то есть нарушений действующих регламентов. В CRM нарушения классифицируются следующим образом: недоученность (сотрудник не владеет необходимыми компетенциями); конформизм (стремление не выделяться своими поступками из общей массы, даже если они и верные);

непонимание процедуры (невыполнение верного действия, т.к. оно не понятно, неудобно или нелогично);

новая сложная ситуация, для которой нет известного алгоритма действий (сотрудник осознанно нарушает, т.к. считает решение единственно верным).

Основной метод борьбы с нарушениями состоит в демонстрации обучаемому на личном примере, что если ничто не мешает соблюдать правила, их надо выполнять всегда, даже если это на первый взгляд может казаться иррациональным.

В рамках обучения тщательно анализируется такое понятие, как право на ошибку и обстоятельства, при которых будущие менеджеры могут допускать ошибки. В компании должна сложиться такая атмосфера, при которой сотрудник будет мотивирован сообщать руководству о своих непреднамеренных ошибках, не опасаясь понести за это наказание. При этом все ошибки и нарушения должны подвергаться анализу с участием работника, который их совершил. Необходимо выявить причины этих отклонений от нормы и способы не допустить их повторного проявления.

Примером использования рассмотренных элементов CRM при подготовке управляющих кадров может служить ООО «Юлтэк Групп» -крупная российская оптово-розничная компания, занимающаяся торговлей автомобильными шинами и дисками, а также предоставляющая услуги шиномонтажа. ООО «Юлтэк групп» является дистрибьютером крупнейших отечественных шинных производителей, а также дилером ряда зарубежных шинных брендов. Компания присутствует во всех сегментах российского рынка автомобильных шин и дисков. В портфеле клиентов ООО «Юлтэк групп» ведущие автосалоны, торговые сети, маркетплейсы и государст-

венные структуры. Годовой оборот компании составляет около 5 млрд. рублей. Штат сотрудников компании более 200 человек, около 20% процентов из них — это руководители различного уровня.

В ООО «Юлтэк Групп» подготовка персонала всегда рассматривалась как неотъемлемая часть развития компании. В 2020-м году руководством было принято решение об использовании качественно новых способов подготовки управляющих кадров внутри организации. В связи с COVID-19, спадом покупательской активности, и последующим уходом с российского рынка ряда зарубежных производителей основной акцент в работе компании был сделан на повышении качества оперативного управления [7, с. 49-50]. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта подготовки кадров в крупном бизнесе, была выбрана система CRM. В рамках ее внедрения были проведены следующие основные мероприятия:

внедрение сессии ежеквартальных командных игр для руководящих сотрудников департамента;

разработка чек - листов (контрольных карт) для каждой штатной единицы оптового департамента;

стандартизация ряда контрольно-аналитических процедур; установка единых каналов коммуникаций между сотрудниками, введение стандартов общения и временных лимитов на предоставление различной информации;

поощрение взаимного контроля между руководителями внутри департамента;

80 70 60 50 40 30 20 10 0

76

53

30

10

—5

среднее кол-во Количество обязательных Усреднённый процент Седнее кол-во "рабочих" подчинённых на одного "контрольных операций" в просроченной клиентов на одного

руководителя ДОП (чел.) течении дня (шт.) дебиторской менеджера ДОП (шт.)

задолженности (%)

2019 год ЕЭ2022 год

Рис. 1. Достигнутые показатели менеджмента в департаменте оптовых

продаж в 2019 и 2022 гг.

Источник: Универсальный ежегодный управленческий отчёт ООО «Юлтэк групп»

ежемесячные мастер-классы от ведущих менеджеров компании с различными кейсами методик и передачей личного опыта руководящим сотрудникам департамента;

создание в департаментах аналитических комиссий и участие представителей комиссий в общефирменном аналитическом комитете;

введение системы мотивации за доведения до вышестоящего руководства информации о собственных ошибках и отклонениях от принятых правил.

Реализация мероприятий позволила повысить ключевые показатели руководителей департамента оптовых продаж компании [8, с. 5-7] (рисунок 1).

Как видно из рисунка 1, в период 2019-2022 гг. основные показатели существенно улучшились, а просроченная дебиторская задолженность уменьшилась в 6 раз. Этим обусловлен существенный рост объема реализованной продукции (рисунок 2).

400 000 -

342 834

350 000 -

0

2019 год 2022 год

Рис. 2. Количество реализованных шин в 2019 и 2022 гг. (шт.) Источник: Универсальный ежегодный управленческий отчёт ООО «Юлтэк групп»

Как видно из рисунка 2, реализация шин увеличилась в течение трех лет с 167 тыс. до почти 343 тыс. штук. В результате годовой оборот в оптовой торговле шинами вырос до более, чем 2,3 млрд. рублей (рисунок 3).

200 000 150 000

2 500 000 000

2 343 700 835

2 000 000 000

1 500 000 000

1 000 000 000

500 000 000

799 010 117

2019 год 2022 год

Рис. 3. Годовой оборот в сфере оптовой торговли в 2019 и 2022 гг. (руб.)

Источник: Универсальный ежегодный управленческий отчёт ООО «Юлтэк групп»

Анализ результатов практической деятельности компании показал, что предпринимательский успех был, в значительной степени, обеспечен за счет повышения качества управленческих кадров, подготовленных с использованием инновационной системы CRM. Благодаря новой системе подготовки в коллективе сложилась благожелательная трудовая атмосфера. Сотрудники не испытывают страха получить взыскание за любую незначительную ошибку, а наоборот, склонны к обсуждению и анализу собственных просчетов, что имеет явный производственный и оздоровительный социальный эффект [9, с. 77]. По мнению аудиторов и экспертов эффект от внедрения инновационной системы не исчерпан, а перечень направлений подготовки должен быть расширен. В частности, деятельность менеджеров должна отвечать требованиям антимонопольного законодательства. В условиях снижения присутствия иностранных компаний и увеличения роли государства в экономике необходимо более внимательно подходить к деятельности компаний и их руководства, не допуская злоупотребления доминирующим положением на рынке, а также поощряя корпоративный комплаенс [10, с. 141].

Полученный опыт подготовки кадров может быть перенесен на руководителей среднего звена и использован в удаленных подразделениях компании.

Список литературы

1. Крупнов Ю.А. Экономика организаций (предприятий). Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по программе государственного образовательного стандарта для студентов экономических специальностей (060400 «Финансы и кредит») / Крупнов Ю.А.; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Фил. Российского гос. Социального ун-та в г. Дедовск, Московский гос. обл. ун-т. Москва, 2010, 223 с. EDN: QUDWKD

2. Спивак В.А. Лидерство // Учебник для ВУЗов. 2-е издание. Юрайт. 2023. С. 150-152.

3. Валова Ю.И. Стресс-менеджмент как технология управления конфликтом в организации //Инновационная экономика и современный менеджмент. 2021. № 1(32). С.34- 37

4. Kanki B., Chidester T., Anca J. Crew Resource Management // 3rd Edition. Elsevier, London, UK. 2019. P. 3-180. P. 493-500.

5. Садовникова Н.О., Юсупов Д.К., Сеногноева Н.А. Стресс-совладющее поведение у пилотов гражданской авиации // В сборнике. Акмелогия профессионального образования. Материалы 17-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург. 2021. С. 243-247.

6. Окань Д.С. CRM просто о несложном // Методические рекомендации для пилотов https://denokan.livejournal.com/178498.html С.20-73.

7. Капустина И.В., Григорьева К. А. Импорт автокомпонентов как фактор лабильности рынка автомобилестроения. // BENEFICIUM. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Санкт-Петербург. 2022. С. 49-56.

8. Универсальный ежегодный управленческий отчёт ООО «Юлтэк групп». Москва. 2023. С. 5-7.

9. Филинов-Чернышев Н.Б. Разработка и принятие управленческих решений // Учебник и практикум для ВУЗов. 3-е издание. Юрайт. 2023. С. 7494.

10. Крупнов Ю.А. Совершенствование системы оценки результативности контроля и надзора за соблюдением условий конкуренции. В сборнике: Предиктивный характер научных исследований и практика их реализации в условиях глобального кризиса в экономике и обществе. Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. 2020. С. 141-143. EDN: DFRTVD

11. Объективные и субъективные факторы экономического роста/ Круп-нов Ю.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 6 (56). С. 54-59.

12. Антимонопольное регулирование рекламы в сети интернет/ Кирпич-никова Н.Н., Крупнов Ю.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 8 (50). С. 36-41.

13. Развитие информационной системы стратегического планирования/ Крупнов Ю.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 6 (56). С. 60-66.

14. Государственно - частное партнерство: мотивация сотрудничества/ Крупнов Ю.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 7 (57). С. 50-56.

15. Совершенствование антимонопольного регулирования в сфере торговой деятельности/ Титков В.И., Крупнов Ю.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 1 (51). С. 211217.

Semenikhin Vladimir V. postgraduate e-mail: wheel83@mail.ru

Krupnov Yuriy A., Doctor of Economic Sciences, Professor

e-mail: yukrupnov@mail.ru

State University of Education, Moscow, Russia

IMPLEMENTATION OF AN INNOVATIVE SYSTEM FOR TRAINING MANAGEMENT PERSONNEL OF A TRADE ORGANIZATION Abstract. The article discusses the current problem of using elements of an innovative CRM system in the training of management personnel. The essence of CRM, as well as the main elements of the system, are considered. The results of use were assessed using the example of Yultek Group LLC. Directions for further increasing the efficiency of training managers have been identified. Key words: external environment of the enterprise, innovative CRM system, managerial performance indicators.

УДК 334

Семёнова Юлия Евгеньевна, к.э.н, доцент,

доцент кафедры «Экономики предприятия природопользования и учетных систем»

(e-mail: semenjulia69@mail.ru)

Стручинская Анастасия Алексеевна, студент,

(e-mail:nastyamiracle114@gmail.com)

Российский государственный гидрометеорологический университет, г.Санкт-Петербург, Россия

ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЕ КРИПТОВАЛЮТЫ - РЕШЕНИЕ

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме - высокому негативному воздействию добычи и использования криптовалют на экологию планеты. Приводятся конкретные цифры и факты, иллюстрирующие масштабы этого влияния, а также инновационные решения, призванные сделать использование криптовалют экологичным. Объясняются ключевые особенности этих платформ и преимущества их технологий с точки зрения влияния на окружающую среду.

Ключевые слова: криптовалюта,окружающая среда, энергопотребление, экология, Proof-of-Stake, Proof-of-Work.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Популярность криптовалют растет с каждым годом. Однако их использование несет серьезные экологические риски. Растущее потребление электричества на майнинг противоречит глобальным целям по сокращению выбросов парниковых газов и переходу к "зеленой" энергетике. Так, по разным оценкам, ежегодно на майнинг Биткоина расходуется от 150 до 200 ТВтч электроэнергии. Для сравнения, это примерно столько, сколько по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.