Научная статья на тему 'Внедрение инновационной модели образовательного процесса в учреждении дополнительного образования'

Внедрение инновационной модели образовательного процесса в учреждении дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / INNOVATIVE MODEL / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH POLICY / ТЕХНОПАРК / TECHNO PARK / МОДУЛИ ТЕХНОПАРКА / TECHNO PARK MODULES / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Летучева Людмила Александровна, Соколова Екатерина Владиславовна, Юревич Светлана Николаевна

В статье рассматривается инновационная модель образовательного процесса в учреждении дополнительного образования на основе реализации современных направлений молодежной политики. Проанализированы приоритетные задачи молодежной политики и на этой основе определены принципы деятельности образовательной организации. Описана современная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования образовательный технопарк и составляющие его модули. Представлена ведущая для технопарка образовательная технология проектного обучения, ориентированная на создание проектов как образовательных результатов обучающихся. Рассмотрены вопросы организации самоуправления как эффективного механизма управления образовательным процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Летучева Людмила Александровна, Соколова Екатерина Владиславовна, Юревич Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF THE INNOVATIVE MODEL OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE ADDITIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION

The article touches upon the issue of the innovative model of the educational process in the additional educational institution on the basis of the today’s tendencies of the youth policy. The authors analyse the youth policy priorities and determine the principles of the educational institution activity. The article describes the modern form of the educational process organization in the institution of the additional education educational techno park and its constituting modules. The paper presents the project education as the leading technology of the techno park, oriented on the projects creation, as the students’ educational outcomes.

Текст научной работы на тему «Внедрение инновационной модели образовательного процесса в учреждении дополнительного образования»

4. Stashkevich, I. R., Chashkin, A. M. Professional'noe samoopredelenie molodezhi innovatsion-nogo regiona : problemy i perspektivy (Proceedings of the scientific Conference), Chelyabinsk, 2016, pp. 304-310. (In Russian)

5. Stashkevich, I. R., Basharina, O. V. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2017, no. 4 (16), pp. 65-70. (In Russian)

6. Tamitskii, A. M., Orlova, N. O. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal, 2014, no. 8 (27), ch. 3, pp. 53-54. (In Russian)

7. Kravchuk, L. A. Aktual'nye voprosy sovremennoi pedagogiki (Proceedinhs of the 3rd International scientific conference), Ufa: Leto, 2013, pp. 94-97. (In Russian)

Зайцева Татьяна Михайловна, руководитель отдела диагностики и консультирования областного центра профориентации системы профессионального образования «Формула успеха» ГБУ ДО «ДУМ "Смена"», г. Челябинск, e-mail: dumsmena2@mail.ru

Кадышева Олеся Сергеевна, педагог-психолог областного центра профориентации системы профессионального образования «Формула успеха» ГБУ ДО «ДУМ "Смена"», г. Челябинск, e-mail: dumsmena2@mail.ru

Zaitseva T. M., head of the department, Youth Palace 'Smena', Chelyabinsk, e-mail: dumsmena2@ mail.ru

Kadysheva O. S., pedagogue-psychologist, Youth Palace 'Smena', Chelyabinsk, e-mail: dumsmena2@ mail.ru

Сведения для цитирования: Летучева, Л. А. Внедрение инновационной модели образовательного процесса в учреждении дополнительного образования [Текст] / Л. А. Летучева, Е. В. Соколова, С. Н. Юревич // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 106-113.

УДК 374 ББК 74.200.587

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л. А. Летучева, Е. В. Соколова, С. Н. Юревич

В статье рассматривается инновационная модель образовательного процесса в учреждении дополнительного образования на основе реализации современных направлений молодежной политики. Проанализированы приоритетные задачи молодежной политики и на этой основе определены принципы деятельности образовательной организации. Описана современная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования — образовательный технопарк и составляющие его модули. Представлена ведущая для технопарка образовательная технология проектного обучения, ориентированная на создание проектов как образовательных результатов обучающихся. Рассмотрены вопросы организации самоуправления как эффективного механизма управления образовательным процессом.

Ключевые слова: инновационная модель, образовательный процесс, молодежная политика, технопарк, модули технопарка, проектная технология, самоуправление.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие в обществе, инновационные тенденции в области образования, модернизация системы дополни-

тельного образования актуализируют поиск новых подходов к организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.

Так, в Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4 сент. 2014 г. № 1726-р (далее — Концепция), миссия дополнительного образования определена как социокультурная практика развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства [1]. В Концепции отмечается, что «дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей» [1]. Концепция выделяет функции дополнительного образования детей, в частности, «функцию «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» [1]. В Концепции выделена роль дополнительного образования в развитии личности ребенка: формирование «ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен» [1].

Обновление миссии, функций, роли дополнительного образования в развитии личности диктуют новые принципы взаимодействия участников дополнительного образования, новые требования к содержательному и технологическому компонентам образовательного процесса, а также инновационные подходы к управлению образовательным процессом в учреждении дополнительного образования.

Педагогический коллектив Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом учащейся молодежи "Магнит"» (ГБУДО «ДУМ "Магнит"») г. Магнитогорска разработал и последовательно внедряет инновационную модель образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.

Системообразующим компонентом инновационной модели образовательного процесса выступает целевой компонент. Учитывая специ-

фику деятельности ГБУДО «ДУМ "Магнит"», связанную с тем, что основными потребителями дополнительных услуг выступают обучающиеся профессиональных образовательных организаций, мы обратились к документам, регулирующим государственную молодежную политику в Российской Федерации.

Перспективы развития любого государства связаны с молодым поколением, его положением в обществе. Мобильность, инициативность, восприимчивость к новому — вот тот потенциал, которым обладает молодежь. Сегодня молодежная политика становится предметом повышенного внимания. Ее роль зафиксирована в таком стратегическом государственном документе, как Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Основная цель молодежной политики обозначена в этом документе как «развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России» [2]. Кроме того, целями государственной молодежной политики являются: «содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи; недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста; создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества; расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха; реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи» [2].

Ключевой документ «Основы государственной молодежной политики до 2025 года» [3], утвержденный Правительством РФ в конце 2014 г., гласит, что приоритетными задачами государства в сфере работы с молодыми людьми являются:

- патриотическое воспитание молодежи; формирование российской идентичности, единства российской нации, содействие межкультурному и межконфессиональному диалогу; формирование у молодежи традиционных семейных ценностей и ценностей здорового образа жизни;

- создание системы поддержки молодежной волонтерской деятельности;

- развитие международного и межрегионального молодежного сотрудничества; поддержка и взаимодействие с общественными организациями и движениями;

- вовлечение молодежи в инновационную, предпринимательскую деятельность, научно-техническое творчество; содействие профориентации и карьерным устремлениям молодежи;

- приобщение молодежи к занятиям творческой деятельностью, к работе средств массовой информации;

- развитие молодежного самоуправления [3].

Эти задачи согласуются с данными анализа

по выполнению мероприятий программы развития ГБУДО «ДУМ "Магнит"» на 2014-2018 гг. Таким образом, целевой компонент ориентирует образовательный процесс, осуществляемый в учреждении дополнительного образования на основные задачи, определенные в Основах государственной молодежной политики до 2025 г

Практическую реализацию инновационной модели образовательного процесса мы предполагаем осуществлять в рамках образовательного технопарка. «Образовательный технопарк—прогрессивная форма организации образовательной деятельности в условиях развития высоких технологий, где сосредоточены: практико-ориенти-рованная исследовательская, изобретательская и творческая деятельность, интеграция науки и производства, профессиональные пробы, современные технологии, успешная профориентация и социализация обучающихся» [4].

В Российской Федерации технопарки начали появляться во второй половине XX в., прежде всего, на базе образовательных организаций высшего образования. В частности, первым технопарком России считается Томский научно-технологический парк, открытый в 1990 г. на базе Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники [5]. В 2015 г. с утверждением ГОСТа Р 56425-2015 «Технопарки. Требования» они становятся «одним из ведущих механизмов государственной политики в части объединения усилий регионов и государства в целом для решения задач социально-экономического развития» [6].

Содержательно и функционально образовательный технопарк опирается на модель «взрослого» индустриально-технологического парка. В самом общем виде современный технопарк — это «комплекс инфраструктурных объектов, основная цель которого — мотивировать ком -пании и людей создавать инновационные технологии, а также помогать и тем и другим реализовывать эти инновации в успешных продуктах» [4]. Технопарк позволяет объединить три важных составляющих: науку, производство и образование.

Следует заметить, что для создания образовательного технопарка в ГБУДО «ДУМ "Магнит"» имеются определенные предпосылки. ГБУДО «ДУМ "Магнит"» объединяет обучающихся профессиональных образовательных

организаций среднего профессионального образования южных территорий Челябинской области (охватывает шесть учреждений СПО). Дом учащейся молодежи реализует ведущие направленности дополнительного образования (художественную, техническую, физкультур-но-спортивную, туристско-краеведческую, социально-педагогическую) на принципах: профессионально-личностное самоопределение, творчество, успех. Эти принципы положены в название технопарка, а их интеграция отражает ведущий признак образовательного технопарка (объединение трех составляющих: науки, производства и образования).

Структурно образовательный технопарк представляет собой интегративное взаимодействие четырех модулей, обеспечивающих создание условий для успешной социализации, творческого развития, профессионального самоопределения и успешной самореализации молодежи.

Модуль «СОЦИОПАРК» создает условия для воспитания чувства патриотизма, вовлечения молодежи в добровольческую деятельность, реальное гражданское действие. Проблема гра-жданско-патриотического воспитания молодежи в соответствии со Стратегией национальной безопасности и госпрограммы по патриотическому воспитанию занимает важную роль в обеспечении как национальной безопасности России, так и безопасности конкретного человека.

Особенностью современного патриотического воспитания является его действенный характер. Пример тому — деятельность патриотического клуба «Звезда». Клуб создан в Доме учащейся молодежи «Магнит» с целью духовно-нравственного и патриотического воспитания учащейся молодежи, повышения ее социальной активности и гражданской ответственности. Задачами клуба являются: развитие интереса обучающихся к истории Отечества и родного края; воспитание любви к Родине, желания служить Отечеству; популяризация среди молодежи военно-прикладных видов спорта; подготовка студентов профессиональных образовательных организаций южных территорий Челябинской области к службе в армии.

Основные направления деятельности патриотического клуба «Звезда» раскрываются через организацию и проведение таких мероприятий, как: уроки мужества, воспитательные дела военно-патриотической направленности, массовые патриотические акции молодежи; научно-практические конференции обучающихся ПОО по исследовательской и краеведческой

деятельности; экскурсии, походы по местам исторической и трудовой славы; соревнования по военно-прикладным видам спорта.

Особое внимание в Доме учащейся молодежи «Магнит» уделяется поддержке молодежных инициатив. Подобной молодежной инициативой стало создание клуба волонтеров «Магнит добра». Направления деятельности волонтеров-участников клуба: работа с социально незащищенными группами населения (пожилые люди); служба в больницах в качестве аниматоров — больничных клоунов; участие в городских акциях против терроризма, за здоровый образ жизни.

В планах волонтеров — сопровождение детей и подростков, в том числе детей-сирот; организация свободного времени детей и подростков, проведение концертов, театральных выступлений, конкурсов, праздников; защита окружающей среды.

Участвуя в волонтерской деятельности, помогая другим, молодые люди на деле убеждаются в необходимости здорового образа жизни, важности нахождения и определения смысла собственной жизни. Так была поддержана еще одна молодежная инициатива — создание дискуссионного клуба «Вас это касается...». Деятельность клуба связана с просветительской работой, направленной на профилактику наркомании, популяризацию здорового образа жизни, спорта, создание положительного образа молодежи. Члены клуба — активные участники городских акций «Дыши свободно», «Знать, чтобы жить» и др. В процессе деятельности у обучающихся формируется гуманизм, милосердие, ответственность за себя и судьбу страны.

Модуль «ЭТНОПАРК» решает задачи укрепления и сплочения, единства российской нации, сохранения родного языка, формирования уважения к историческому и культурному наследию страны, к культуре других народов и их традиций. Народная художественная культура, представленная устным народным творчеством, народными музыкой, танцами, декоративно-прикладным творчеством, фольклорным театром и другими видами художественного творчества российского этноса, нашла отражение в содержании кружков и объединений Дома учащейся молодежи «Магнит». У обучающихся большой популярностью пользуется фольклорный коллектив «Марена», башкирский ансамбль, кружок традиционных ремесел «Теплый ключ».

Программы по сохранению национальных культур, языков, традиционного жизненного уклада, промыслов и ремесел народов России,

реализуемые в ГБУДО «ДУМ "Магнит"», содействуют межкультурному и межконфессиональному диалогу, формированию у молодежи традиционных семейных и национальных ценностей.

Модуль «АРТ-ПАРК» призван развить творчество молодых. Творчество — это целенаправленная деятельность человека, несущая преобразующую силу (С. С. Гольдентрихт). Подготовка творческого специалиста является социальным заказом общества, поскольку уникальность творчества заключается в том, что результатом творческой деятельности выступает, с одной стороны, творческий продукт (сочинение, эссе, исследование, «полезная модель», музыкальное, хорегра-фическое произведение и пр.), с другой, — креативность как качество личности.

Творческая деятельность разнообразна по содержанию и средствам. Эффективным средством развития творчества выступает искусство. В Доме учащейся молодежи «Магнит» работают объединения вокального, театрального, хореографического искусства, декоративно-прикладного творчества, инструментального исполнительства.

Разновидностью творческой деятельности выступает исследовательская деятельность, позволяющая выявлять проблемы, самостоятельно их анализировать, искать реальные пути решения, развивать у обучающихся способность к активному преобразованию действительности. Научное общество, работающее в Доме учащейся молодежи «Магнит», открыто для всех обучающихся профессиональных образовательных организаций г. Магнитогорска и южных территорий Челябинской области. В основу исследовательской деятельности положена интерактивная форма «Исследовать — Действовать — Знать — Уметь», что развивает у молодого поколения инициативность, критическое мышление, выявляет и поддерживает молодые таланты. Сегодня молодые люди на конференциях и форумах обсуждают такие темы, как государство и институты в современном мире, внедрение новых технологий, управление и лидерство, предпринимательство и стартапы, исторические ценности, социальные инициативы и волонтерство, творчество и креативные индустрии, саморазвитие, профессиональный рост и карьера, семья, здоровье. Члены научного общества ДУМ «Магнит» неоднократно занимали призовые места на научно-практических конференциях различного уровня.

Способность к самостоятельному творческому мышлению, к инициативной творческой

деятельности не развивается сама по себе. Творчество как качество личности или продукт деятельности является результатом решения творческой задачи, ситуации, проблемы. Не менее важным является создание притягательно-комфортной творческой среды, в которой хотелось бы работать и становиться профессионалом.

Развитие арт-парка мы связываем с совершенствованием технических видов деятельности. Объединения «Робототехника», «ТРИЗ», «Техническое конструирование и моделирование» включают обучающихся в такие виды деятельности, как проектирование, опытно-конструкторские разработки, моделирование, рационализаторство, изобретательство. Организация технического творчества в качестве своей главной цели преследует получение новых технических решений, создание новой техники и технологий, использование достижений науки для совершенствования производства. Здесь же осуществляются меры по профориентации молодежи, осуществляется свободный выбор профессии, реализуются профессиональные пробы, простраивается профессиональная карьера.

Модуль «АГРОПАРК» — это то инновационное направление деятельности, которое только предстоит освоить коллективам профессиональных образовательных организаций южного региона Челябинской области. Создание агропарков является одним из направлений образовательного проекта «Темп» и предполагает создание на базе сельских школ площадок для знакомства школьников с современными возможностями агропромышленного комплекса. Обучающимся предстоит создать проекты сельскохозяйственного назначения (например, проекты декоративно-творческого направления: «Красивый огород», «Добрый сад», «Ум -ная теплица»), новые модели оборудования, эффективные технологические решения и представить их на конференции научного общества обучающихся в секции «Полезная модель». Деятельность агропарков призвана познакомить обучающихся сельских колледжей и школьников с современными агротехнологиями и производствами, открыть дополнительные возможности профессиональной ориентации, побудить молодежь жить и работать в селе.

Образовательный технопарк, таким образом, дает обучающимся возможность «прожить» различные виды деятельности, в том числе и современные виды профессиональной деятельности, в различных режимах: ознакомительном, учебном, исследовательском, проектном, творческом, производственном. Тем самым

создается коворкинг — пространство для технологических стартапов молодых.

Особенностью образовательного технопарка как современной формы организации образования выступает его технологическое наполнение. В рамках технопарка используются различные оптимальные для решения имеющихся задач образовательные технологии:

- когнитивные, связанные с организацией информационных процессов;

- активно-деятельностные, связанные с воспроизведением информации, ее интерпретацией (постижением смысла изучаемого через установление связи между явлениями и процессами, овладением способами приложения знаний в новых или измененных условиях) и творческой активностью, требующей создания условий обучения, вызывающих интерес;

- гуманистические, активизирующие эмоциональную сферу личности, актуализирующие личностную значимость информации, восполняющие недостаток социального знания о самом себе как субъекте деятельности (драматизация, групповая дискуссия, работа в малых группах, тренинг и др.). Но есть и сквозная, ведущая технология — технология проектного обучения, позволяющая создавать проект как личностно и общественно значимый образовательный продукт.

Выбор проектной технологии в качестве ведущей в образовательном технопарке не случаен, поскольку технология проектного обучения выступает примером эффективной деятельност-ной технологии. Дж. Дьюи, американский ученый-педагог и философ, дал обоснование проектного метода обучения, выразив его ведущую идею лозунгом «Обучение посредством делания». Образовательный процесс, по мнению Дж. Дьюи, должен строиться вокруг определенной проблемы, актуальной для науки и общества на данный момент и значимой для обучающегося.

В практике современного образования используются различные виды проектов: исследо-вательско-творческие, игровые, практико-ориен-тированные, информационно-ориентированные, творческие и др. По количеству участников проекты могут быть коллективными и индивидуальными. Однако, несмотря на дифференциацию, все проекты, вне зависимости от вида, сохраняют основные этапы технологии. Данные этапы исследователи обозначают как шесть «П»: проблема; проектирование или планирование; поиск информации; продукт; презентация; портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.). Анализ этапов позволяет заключить, что при реализации

проектной деятельности используется комплекс методов, воздействующих на познавательную, эмоциональную и поведенческую сферы личности обучающихся, а также учитывается ее витальный (жизненный) опыт.

Ценность проектной технологии, таким образом, заключается в том, что она выступает способом организации самостоятельной деятельности обучающихся и направлена на создание новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость. Для развития обучающихся важны особенности (В. С. Безрукова, Т. Г. Новикова, А. С. Прутченков), которыми обладает проектная технология:

1) ориентация на развитие творческого, критического мышления обучающихся, на формирование умений самовыражения, самопрезентации, рефлексии, а также воспитание у них познавательной самостоятельности, целеустремленности, ответственности и инициативности;

2) наличие личностно или социально/профессионально значимой для обучающихся проблемы, решение которой требует от них исследовательского поиска, умения использовать не только готовые знания, но и несистематизированную информацию (т. е. умения работать с информацией);

3) построение образовательного процесса не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что, несомненно, повышает его мотивацию в учении;

4) направленность на результат. Деятельность обучающихся завершается вполне реальным практическим результатов — проектом, оформленным и представленным тем или иным образом. Таким образом, внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренним результатом выступает опыт деятельности, а именно: знания, умения, качества личности, ценностные ориентации и компетенции, сформированные у обучающихся;

5) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого обучающегося на свой уровень развития;

6) целостность образовательного процесса обеспечивается тем, что выбранная для проекта тема «проецируется» педагогом на различные виды деятельности. Таким образом, происходит интеграция знаний различных предметных областей, формируется целостное видение картины окружающего мира, развивается познавательный интерес, позволяющий обучающемуся «прожить» и осмыслить тему-проблему в разных видах деятельности, усвоить большой объ-

ем информации, установить связи между предметами и явлениями;

7) командная организация труда при реализации проектной технологии учит работать сообща, в команде, распределяя трудовые функции и ответственность. Следует учитывать и тот факт, что зачастую обучающиеся не могут самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в образовательном процессе ГБУДО «ДУМ "Магнит"» проектная деятельность носит характер сотрудничества, предполагая не только взаимодействие обучающихся, но и взаимодействие «обучающиеся — педагоги дополнительного образования».

Поскольку проекты являются инновационной, творческой деятельностью, для управления ими используется проектное управление — такой тип управления, при котором успешное решение сложной задачи осуществляется в условиях ограничений по ресурсам времени за счет использования своих инструментальных средств. Технология проектного управления предполагает прохождение этапов:

- выбор проекта, его инициация (обоснование проблемы, актуальности, обсуждение целей, издание приказа по запуску);

- планирование проектной деятельности (назначение руководителя проекта, создание творческих групп, разработка плана, определение критериев оценки результатов реализации проекта, просчет рисков, выделение бюджета);

- исполнение проекта (декомпозиция/детализация задач, координация работы участников и координация ресурсов, анализ и контроль хода проекта, полученных промежуточных результатов);

- завершение проекта (презентация, приемка выполненных работ, их оценка, при необходимости доработка, документальное оформление результатов, формальное закрытие проекта).

Эффективная работа технопарка, реализация деятельностной концепции образования, проектной технологии обучения невозможна без развития самоуправления в образовательной организации. Самоуправление помогает обучающимся почувствовать противоречивость социальных отношений, сформировать собственную социальную позицию, пробудить лидерский потенциал, ощутить сопричастность к решению главных задач, стоящих перед молодыми людьми.

Самоуправление как форма организации жизнедеятельности коллектива обучающихся ГБУДО «ДУМ "Магнит"» обеспечивает развитие их инициативы и самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно

значимых целей. Органом самоуправления выступает совет лидеров, в состав которого включаются лидеры объединений и проектных команд.

Развитие самоуправления связано с реализацией таких специфических самоуправленческих функций, как: самоактивизация, организационное саморегулирование и коллективный самоконтроль. Это означает, что совет лидеров Дома учащейся молодежи «Магнит» видит свои задачи в том, чтобы приобщить как можно большее число членов коллектива к управленческой деятельности; повысить авторитетность актива, способность актива влиять на коллектив, готовность варьировать его организационную структуру, обеспечивая смену социальных ролей; совершенствовать самоанализ деятельности органами самоуправления для выявления реальных проблем и их решения.

Следует оптимизировать модель самоуправления обучающихся Дома учащейся молодежи «Магнит» с учетом молодежных инициатив; уточнить практику реального участия лидеров молодежного самоуправления в деятельности совета образовательного учреждения (ГБУДО «ДУМ "Магнит"»); обновить программы и технологии обучения лидеров молодежного самоуправления; разработать совместные программы с различными социальными партнерами Дома учащейся молодежи; придать действенность молодежным средствам массовой информации, работающим на базе ГБУДО «ДУМ "Магнит"»; создать собственный сайт молодежного самоуправления (рубрику «Мы это сделали»).

Таким образом, разработанная и внедряемая нами инновационная модель образовательного

процесса в форме образовательного технопарка открывает новые возможности для развития обучающихся. Образовательный технопарк отражает общий смысл молодежной политики — создание в обществе условий и стимулов для жизнедеятельности новых поколений, для развития и реализации задатков, способностей и талантов молодых людей в целях социально-экономического и политического прогресса российского общества.

Технопарк как способ организации образовательной деятельности, как развивающая деятель-ностная среда не навязывает молодому человеку путь развития, а предоставляет возможность самому определить траекторию индивидуального развития и совершенствования. Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориенти-рованном и технологическом подходе к обучению и воспитанию, наилучшим образом отражает сущность и задачи технопарка, способствует развитию творческой деятельности обучающихся и педагогов, обеспечивает качественные результаты педагогической деятельности. Опыт показывает, что участие обучающихся в проектной деятельности приводит к позитивным изменениям в познавательном развитии, в личностном росте, в изменении межличностных отношений. Обучение навыкам самоуправления пробуждает внутреннюю мотивацию обучающихся, вызывает желание участвовать в общественной жизни, ре-ализовывать свои права и свободы. Результативность инновационной модели образовательного процесса может оцениваться по степени удовлетворенности молодежи теми условиями, которые созданы в образовательной организации.

Библиографический список

1. Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 4 сент. 2014 г. № 1726-р]. — Режим доступа: ИИр://минобрнауки.рф.

2. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации [Электронный ресурс] : [утверждена распоряжением Правительства РФ от 18 дек. 2006 г. № 1760-р]. — Режим доступа: http://rusla.ru/rsba/provision/strateg_gos_moloz_polit.pdf.

3. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : [утверждены распоряжением Правительства РФ от 29 нояб. 2014 г. № 2403-р]. — Режим доступа: http://nasha-molodezh.ru/wp-content/uploads/osnovi-mgp-2014.pdf.

4. Гостомельский, А. Как создаются технопарки [Электронный ресурс] / А. Гостомельский — Режим доступа: http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=1c771f7a-fcee-413f-a3ee-c9c8097f2015.

5. Хайкина, Е. М. Развитие технопарков в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Е. М. Хайкина, Ю. С. Сизова. — Режим доступа: http://moluch.ru/archive/118/32679.

6. ГОСТ Р 56425-2015. Технопарки. Требования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200121795.

For citation: Letucheva, L. A. Introduction of the innovative model of the educational process in the additional educational institution [Text] / L. A. Letucheva, E. V. Sokolova, S. N. Yurevich // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 2 (18). — P. 106-113.

INTRODUCTION OF THE INNOVATIVE MODEL OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE ADDITIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION

L. A. Letucheva, E. V. Sokolova, S. N. Yurevich

The article touches upon the issue of the innovative model of the educational process in the additional educational institution on the basis of the today's tendencies of the youth policy. The authors analyse the youth policy priorities and determine the principles of the educational institution activity. The article describes the modern form of the educational process organization in the institution of the additional education - educational techno park and its constituting modules. The paper presents the project education as the leading technology of the techno park, oriented on the projects creation, as the students' educational outcomes.

Key words: innovative model, educational process, youth policy, techno park, techno park modules.

References

1. Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detei, available at: http:// minobrnauki.rf.

2. Strategiya gosudarstvennoi molodezhnoi politiki v Rossiiskoi Federatsii, available at: http:// rusla.ru/rsba/provision/strateg_gos_moloz_polit.pdf.

3. Osnovy gosudarstvennoi molodezhnoi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda, available at: http://nasha-molodezh.ru/wp-content/uploads/osnovi-mgp-2014.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Gostomel'skii A. Kak sozdayutsya tekhnoparki, available at: http://www.ras.ru/digest/showd-news.aspx?id=1c771f7a-fcee-413f-a3ee-c9c8097f2015.

5. Khaikina E. M., Sizova Yu. S. Razvitie tekhnoparkov v Rossiiskoi Federatsii [Elektronnyi resurs] / E. M. Khaikina, available at: http://moluch.ru/archive/118/32679.

6. GOST R 56425-2015. Tekhnoparki. Trebovaniya, available at: http://docs.cntd.ru/docu-ment/1200121795.

Летучева Людмила Александровна, и. о. директора ГБУДО ДУМ «Магнит», Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: dum_magnit@mail.ru

Соколова Екатерина Владиславовна, педагог-организатор ГБУДО ДУМ «Магнит»

Юревич Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО МГТУ им. А. Г. Носова, Челябинская обл., г. Магнитогорск

Letucheva L. A., acting director, Youth Palace 'Magnit', Magnitogorsk, Chelyabinsk region, e-mail: dum_magnit@mail.ru

Sokolova E. V., teacher, Youth Palace 'Magnit' Yurevich S. N., candidate of pedagogical sciences, associate professor, Nosov Magnitogorsk state technical university, Magnitogorsk, Chelyabinsk region, e-mail: yurevich_sn@mail.ru

Сведения для цитирования: Маслов, С. В. Автоматизированное обеспечение оценивания социализованности и (или) патриотичности [Текст] / С. В. Маслов, С. Г. Молчанов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 113-122.

УДК 377 ББК 74.200.50

АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНИВАНИЯ СОЦИАЛИЗОВАННОСТИ И (ИЛИ) ПАТРИОТИЧНОСТИ

С. В. Маслов, С. Г. Молчанов

Описывается опыт разработки автоматизированного обеспечения оценивания и фиксации дельты увеличения/уменьшения числового значения выраженности позитивной социализованности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.