Научная статья на тему 'Внедрение информационных технологий в образование: достаточность или необходимость?'

Внедрение информационных технологий в образование: достаточность или необходимость? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3655
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATION-ORIENTED SOCIETY / INFORMATION RESOURCES / INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION / ELECTRONIC EDUCATION / INFORMATION COMPETENCE / INFORMATION CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевко Н. Р., Турутина Е. Э.

В статье рассматриваются основные аспекты внедрения IT-технологий в сферу образования и науки, как необходимый инструмент информационного общества. Авторами представлены достижения в сфере электронного образования республики Татарстан, намечены актуальные вопросы информатизации. Особый акцент сделан на необходимости формирования информационной культуры и компетентности будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION: SUFFICIENCY OR NECESSITY?

Main aspects of the introduction of IT-technologies are covered in article in sphere of the education and science as necessary instrument of information society. The author presentes achievements in sphere of the electronic education in the Tartarstan republic, selected actual questions of informatizations. The special accent is made on necessity of the forming of the information culture and competence of future specialists.

Текст научной работы на тему «Внедрение информационных технологий в образование: достаточность или необходимость?»

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ, КАК

НЕОБХОДИМЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Шевко Н.Р.

Резюме

В статье рассмотрены основные направления развития современных информационных технологий, с помощью которых осуществлена оптимизация предоставления услуг путем их перевода в электронный вид и обеспечение эффективного межведомственного взаимодействия между органами федерального, республиканского и муниципального уровней. Автором представлены некоторые статистические данные, а также подведены предварительные итоги внедрения IT-технологий в сферу предоставления услуг населению.

GRANTING THE ELECTRONIC MUNICIPAL FACILITIES, AS NECESSARY INSTRUMENT OF INFORMATION SOCIETY

Shevko N.R.

Summary

In article are covered main directions of the development of modern information technologies, by means of which is realized optimization of the granting the facilities by the way of their translation in electronic type and ensuring the efficient interdepartmental interaction between organs of federal, republican and municipal levels. The Author presents some statistical facts, and sums up the introduction of IT-technology in sphere of the granting the facilities to population.

УДК 37.02

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТАТОЧНОСТЬ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?

Шевко Н.Р. - к.э.н.; Турутина Е.Э. - к.п.н., Казанский юридический институт МВД России, nailya-shevko@rambler.ru

Ключевые слова: информационное общество, информационные ресурсы, информационные технологии в образовании, электронное образование, информационная компетентность, информационная культура.

Keywords: information-oriented society, information resources, information technologies in education, electronic education, information competence, information culture.

Активное и эффективное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования.

Становление информационного общества является одной из приоритетных задач современной России, определяющей дальнейший вектор развития отечественной экономики. Своевременное решение этой задачи позволит заложить фундамент инновационного развития страны. Информационные технологии сегодня играют важную роль в обеспечении взаимодействия между людьми, а также практически во всех системах формирования, передачи и распространения информации. Все более широко используются системы электронных телекоммуникаций. Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) занимают центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Во всех развитых странах современные информационные технологии становятся привычными атрибутами высших учебных заведений и системы начального и среднего образования. Использование обучающих информационных технологий - эффективный метод для систем самообразования, дистанционного обучения.

Информационные технологии играют важную роль в процессах получения и накопления новых знаний. Появляются новые методы, основанные на использовании вновь открывающихся возможностей информационной поддержки науки. Это методы информационного моделирования исследуемых наукой процессов и явлений, позволяющие проводить вычислительный эксперимент. Можно говорить и о методах искусственного интеллекта, позволяющих находить решение плохо формализуемых задач или задач с неполной информацией и нечеткими исходными данными. Разработка и использование методов информационного моделирования глобальных процессов в сочетании с методами космического информационного мониторинга могут обеспечить возможность прогнозирования кризисных ситуаций в регионах с повышенной социальной и политической напряженностью, в районах экологических бедствий, в местах природных катастроф и технологических аварий.

Необходимо поддерживать и внедрять эти технологии в практику учебных процессов школьного, специального и высшего образования, переподготовки и повышения квалификации специалистов.

Развитие и внедрение информационных технологий в образование затронуло все ступени: от детских садов до вузов, включая учреждения дополнительного образования.

Республика Татарстан в числе трех пилотных регионов Российской Федерации наряду с Томской областью и Пермским краем участвовала в

проекте апробации и внедрения в образовательных учреждениях отечественного пакета свободного программного обеспечения (ПСПО). По официальным данным, в 2008 году была полностью завершена установка пакетов свободного программного обеспечения в образовательных учреждениях Республики Татарстан, выбранных для установки и апробации ПСПО - это 259 городских и 364 сельских школ (всего 623 школы) [1].

В 2011 году в республике реализованы крупные проекты по обеспечению школ компьютерным и мультимедийным оборудованием. В общеобразовательные учреждения поставлено 6 тыс. стационарных компьютеров для учащихся, 212 мобильных компьютерных классов для начального звена, 3850 проекционных комплектов, 3302 интерактивных комплекта [2]. Для организации беспрепятственного доступа к сети Интернет во всех предметных кабинетах школ с численностью учителей 6 и более человек в 2011 году были установлены 8910 точек доступа 'Ш-й. Тем самым в школах было организовано 100-процентное покрытие беспроводными сетями передачи данных 'ш-й. В 206 школах с численностью преподавательского состава 5 и менее человек была создана структурированная кабельная система, которая позволяет осуществлять выход в Интернет из любого предметного кабинета [2].

425 крупных школ Республики Татарстана с численностью свыше 290 учащихся были подключены к сети Интернет в рамках развития Государственной интегрированной системы телекоммуникаций Республики Татарстан (ГИСТ) с применением волоконно-оптических линий связи в течение 2011 года. Тем самым решается проблема расширения пропускной способности каналов связи при наличии большого количества одновременных подключений к сети Интернет. В Республике Татарстан разработана и внедрена во все образовательные учреждения, включая средние и начальные общеобразовательные учреждения, детские сады и органы управления образованием, информационная система «Электронное образование в Республике Татарстан» (ИС). Доступ к ИС осуществляется в рамках ГИСТ через 'еЬ-браузер. В рамках ИС создана иерархическая структура пользователей, позволяющая разграничить доступ работников системы образования к различным модулям системы согласно их функциональным обязанностям. В ИС на текущий момент реализованы ряд модулей.

В их числе электронные журналы и дневники с функцией БМБ-оповещения родителей как составные части электронного документооборота всех школ Республики Татарстан. Данная функция обеспечивает тесное взаимодействие учителя с родителями и своевременно информирует родителей об оценках, полученных детьми.

Кроме этого, созданы и успешно работают сайты всех школ, а также детских садов и органов управления образованием и учреждений

дополнительного образования для предоставления актуальной, оперативной информации. Также подключена система доступа образовательных учреждений к цифровым образовательным ресурсам сети Интернет. В данную систему вошли 400 цифровых ресурсов по всем предметам учебного плана, разработанных при участии ученых и ведущих педагогов республики, а также предметные ссылки на бесплатные образовательные ресурсы сети Интернет и доступ за счет средств республиканского бюджета к крупнейшему платному электронному изданию «КМ-Образование».

В республике функционирует система электронной подачи заявлений. Данная функция позволяет подать заявление быстро, делает услугу прозрачной и доступной.

В рамках создания единого образовательного коммуникационного пространства функционируют виртуальные сообщества и факультативы.

В 2012 году к системе «Электронное образование в РТ» подключено 90 тыс. учителей, более 460 тыс. учащихся и 350 тыс. родителей. 100% учителей ежедневно работают с электронными журналами в школе и дома. Сформирован электронный фонд учебной литературы школ в рамках портала «Электронное образование в Республике Татарстан» [2].

Немало сделано, но останавливаться на достигнутом нельзя. В ближайшее время и в кратчайшие сроки предстоит провести аудит и обновление парка компьютерной техники в учебных заведениях, а также учреждениях дополнительного и профессионального образования, внедрить электронный документооборот для эффективного взаимодействия Министерства и учреждений образования.

Процесс информатизации образования затронул не только и не столько технический аспект, сколько проблему готовности преподавательского состава к внедрению IT-технологий, использованию их в учебном процессе, а также формированию информационной компетентности будущих специалистов [3].

Внедрение новых форм обучения (например, blended learning, в рамках которого сочетаются традиционное (аудиторное) обучение и виртуальное обучение на основе сетевых учебных курсов, Интернет-ресурсов, электронных библиотек, учебно-методических мультимедийных материалов и др). Такая форма объединяет преимущества обоих типов обучения: наличие прямых социальных контактов при традиционном обучении способствует развитию социальных компетенций, в то время как гибкость и эффективность электронного обучения в ходе online-фаз позволяет развивать информационные компетенции.

Такие формы, как Интернет-тестирование, мультимедиакурсы, Интернет-тренажеры, блогосфера и т.д. прочно вошли в практику работы системы высшего и среднего профессионального образования. Но для качественного их использования и внедрения необходимы преподаватели,

обладающие необходимым уровнем знаний и умений в сфере высоких технологий.

В настоящее время необходимость применения информационных технологий в образовании является реалией современного общества. Внедрение IT-технологий в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного опыта. Кроме этого, активное и эффективное внедрение ИКТ в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей современным требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования.

ЛИТЕРАТУРА: 1. http://edu.tatar.ru. 2. http://mic.tatarstan.ru. 3. Шевко Н.Р. Проблемы определения информационной компетентности на современном этапе / Н.Р. Шевко // Ученые записки КГАВМ им. Н.Э. Баумана: материалы всероссийской научно-практической конференции. Том 212. - Казань, 2012. С. 503-507.

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТАТОЧНОСТЬ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?

Шевко Н.Р., Турутина Е.Э.

Резюме

В статье рассматриваются основные аспекты внедрения IT-технологий в сферу образования и науки, как необходимый инструмент информационного общества. Авторами представлены достижения в сфере электронного образования республики Татарстан, намечены актуальные вопросы информатизации. Особый акцент сделан на необходимости формирования информационной культуры и компетентности будущих специалистов.

INTRODUCTION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION: SUFFICIENCY OR NECESSITY?

Shevko N.R., Turutina E.E.

Summary

Main aspects of the introduction of IT-technologies are covered in article in sphere of the education and science as necessary instrument of information society. The author presentes achievements in sphere of the electronic education in the Tartarstan republic, selected actual questions of informatizations. The special accent is made on necessity of the forming of the information culture and competence of future specialists.

УДК: 619:614.95+636.084.57

ЗООГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭКСТРУДИРОВАННОГО

ГРУБОГО КОРМА

*Ямаев Э.И. - гл. зоотехник; Данилова Н.И. - д.б.н., доцент;

Софронов В.Г. - д.в.н., профессор, зав. кафедрой * Департамент АПК ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс», г. Казань Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана

e-mail: danai58@yandex.ru

Ключевые слова: экструдированный грубый корм, ферментация полиферментным препаратом «НИСТ», механоактивация в дезинтеграторе, экструдирование, питательность экструдированного грубого корма.

Keywords: ekstrudirovanny rough forage, fermentation the polyfermental preparation "NIST", mechanoactivation in a disintegrator, extruding, nutritiousness of an ekstrudirovanny rough forage.

В настоящее время в Республике Татарстан имеется проблема утилизации древесных отходов, полученных при вырубке леса, утилизация которых стоит больших энергетических и финансовых затрат [2]. Одним из способов применения их в животноводстве можно предложить использование опилок в качестве грубого корма [1, 3], однако наиболее физиологичным будет применение не в натуральном виде, а при экструдировании. Именно поэтому целью нашей работы стало использование сухой смеси, содержащей 70-80% древесных отходов, 2030% зерна и отходы технического производства (жмыхи или шроты), которые ферментируют полиферментным препаратом «НИСТ», из расчета 1,5 кг на 1 тонну смеси, при температуре 50-55°С, затем подвергают механоактивации в дезинтеграторе, а экструдирование проводят при температуре 110-160°С и давлении 40-80 атм.

Ферментация полиферментным препаратом позволяет расщепить высокомолекулярные соединения до низкомолекулярных, так протеин до ди-, монопептидов и отдельных аминокислот, крахмал - до сахарозы, глюкозы и фруктозы, целлюлозу - до целлобиозы, мальтозы и глюкозы, пектины - до тетра-, три-, ди- и моногалактоуроновых кислот, ксиланы -до арабинозы, галактозы, ксилозы и глюкоуроновых кислот, жиры - до свободных жирных кислот, фитаты - до фосфора, кальция, магния, цинка, меди и железа, расщепленных в виде свободных молекул с образованием инозита, что облегчает их усвоение организмом животных.

Процесс механоактивации компонентов экструдированного грубого корма в дезинтеграторе приводит к их дальнейшему измельчению, гомогенизации и увеличению реакционной способности с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.