Научная статья на тему 'Электронный Татарстан: достижения и перспективы развития'

Электронный Татарстан: достижения и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
922
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИНТЕРАКТИВНЫЕ УСЛУГИ / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION RESOURCES / MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES / ELECTRONIC GOVERNMENT / INTERACTIVE SERVICES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шевко Н. Р.

В статье рассмотрена сфера применения современных технологий обработки информационных ресурсов на региональном уровне. Электронное правительство, электронные услуги, в том числе государственные, электронная коммерция понятия, прочно вошедшие в нашу жизнь. Автором представлены проблемы внедрения и перспективы развития электронного правительства в Республике Татарстан, приведены некоторые статистические данные, характеризующие эффективность внедрения высоких технологий в сферу оказания государственных услуг в электронном виде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC TATARSTAN: ACHIEVEMENTS AND PROSPECTS

The article is about the use of modern technologies of processing of information resources at the regional level. Electronic government, electronic services, including state, electronic commerce are concepts that become part of our lives. The author presents the problems of introduction and prospects of developing electronic government in the Republic of Tatarstan, there are some statistics that characterize the effectiveness of the introduction of high technologies in the provision of public services in electronic form.

Текст научной работы на тему «Электронный Татарстан: достижения и перспективы развития»

фактором глобальной конкурентоспособности стран мира. Проблема толерантности актуальна для современной России.

TO THE QUESTION OF TOLERANCE TO FREE MINDS

Shafigullin V.A.

Summary

The article talks about having a tolerant attitude to free minds. This attitude is an important rating factor for global competitiveness of the world. The problem of tolerance actual for modern Russia.

УДК 338

ЭЛЕКТРОННЫЙ ТАТАРСТАН: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

РАЗВИТИЯ

Шевко Н.Р. - к.э.н.

Казанский юридический институт МВД России, e-mail: nailya-shevko@rambler.ru

Ключевые слова: информационное общество, информационные ресурсы, современные информационные технологии, электронное правительство, интерактивные услуги.

Keywords: information society, information resources, modern information technologies, electronic government, interactive services.

Глобализация экономики, информатизация общества становятся неотъемлемыми процессами, характеризующими современное общество. Инструментом выступают современные информационные технологии, применяемые со всех сферах деятельности. Предоставление государственных услуг в электронном виде становится необходимым условием образования единого информационного пространства.

Развитие рыночных отношений и расширение международного обмена опытом и информацией стимулируют внедрение новых информационных технологий во все сферы деятельности. Важнейшим направлением информатизации России является создание информационных ресурсов и эффективных механизмов их использования. Информационные технологии как инструмент региональной экономической политики могут применяться как на макро-, так и на микроуровне.

Социальным аспектом использования информационных технологий в качестве инструмента региональной экономической политики является повышение качества защиты населения и предоставление гражданам услуг на всей территории Российской Федерации.

Внедрению системы «Электронное Правительство Республики Татарстан» предшествовали федеральные нормативные акты, во исполнение которых правительство Татарстана издавало региональные. Следующим документом, закрепившим внедрение ИКТ в государственное управление, стала Республиканская целевая программа «Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан («Электронный Татарстан» 2008-2010 годы)» [1]. В Программе был реализован подход по информатизации республики. Цель создания «Электронного Правительства Республики Татарстан» -повышение эффективности деятельности и информационной открытости органов государственной власти республики, а также расширение доступа и упрощение процедур получения гражданами республики и бизнесом государственных услуг [2].

Концепция официального Портала Правительства РТ сформировалась еще в 2005 году в результате подробного изучения web -ресурсов органов государственной власти субъектов РФ, аналогичных зарубежных систем, анализа существовавших на тот момент собственных интернет - сайтов органов власти РТ, определения потребностей потенциального пользователей системы. Сегодня данный портал - это совокупность официальных web - сайтов Кабинета Министров, министерств и ведомств республики, которые предоставляют гражданам и бизнес - сообществу всю необходимую информацию о деятельности Правительства РТ. В составе официального портала в настоящий момент -сайты Кабинета Министров РТ, 18 министерств и еще 65 правительственных органов: ведомств, организаций при Кабинете Министров, территориальных структур федеральных органов государственной власти и других государственных органов. Публикация новостей, фоторепортажей, официальных документов, телефонов и электронных адресов, планов организационных мероприятий, информации о реализации приоритетных национальных проектов позволяет выполнять задачи открытости и прозрачности деятельности Правительства РТ.

На сайтах министерств и ведомств внедрена единая технология, и вне зависимости от профиля государственного органа пакет предоставляемой информации идентичен. Пользователю предоставляется возможность ознакомление как с биографической справкой министра и его заместителей, функциями и задачами ведомства, так и с контактами сотрудников, планами работы ведомства на предстоящую неделю, внутренними документами. При этом набор информации не ограничивается обязательными пунктами: каждое министерство или ведомство активно внедряет дополнительные разделы, исходя из своей специфики.

На Портале Правительства РТ работает и Интернет - приемная - это инструмент, который позволяет гражданам и организациям обращаться с

вопросами и предложениями в любой государственный орган. Пользователь может с помощью специального сервиса контролировать, на какой стадии рассмотрения находится его обращение. Портал Правительства РТ обновляется ежедневно.

Таким образом, на данный момент Портал Правительства РТ представляет собой центральную точку доступа внешнего пользователя к информационным ресурсам органов исполнительной власти Республики Татарстан и, соответственно, средством оперативного и достоверного информирования о деятельности Правительства республики.

Очередным и самым сложным этапом развития на сегодня становится интерактивный уровень внедрения услуг, который позволяет гражданам и экономическим субъектам решать различные вопросы, связанные с деятельностью государственных структур, в режиме online. Перед разработчиками поставлена задача размещения на порталах государственных услуг интерактивных форм, которые позволили бы пользователю в процессе получения услуги осуществлять первоначальное интерактивное взаимодействие с государственными органами.

Самый молодой проект «Электронного правительства» - Портал муниципальных образований РТ [4]. Вслед за объединением на Портале Правительства РТ сайтов министерств и ведомств, начали создаваться типовые сайты муниципальных образований городов и районов РТ. Принцип единой платформы доказал свою состоятельность при реализации предыдущих проектов электронного правительства республики. К концу 2007 года был реализован уникальный ресурс - сайты 43 муниципальных районов, объединенных в единую.

Портал находится в постоянном динамическом развитии, в первую очередь, за счет реализации на сайтах районов дополнительных разделов. Чаще всего это публикация информации о реализации национальных проектов в районе, и информация, которая носит прикладной характер и потому наиболее привлекательная для пользователя, - это справочники предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства, справочники учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты конкретного муниципального района. Все перечисленное придает ресурсу насыщенность, полезность для пользователя.

На Портале республики действует Единая Интернет - приемная. Для граждан и организаций - это, как правило, возможность обратиться с вопросами напрямую к администрации района. Для администрации -возможность быстро и незамедлительно принимать и рассматривать обращения, удобная система регистрации обращений и отправки ответов авторам.

Внедрение комплексного проекта «Электронное Правительство РТ» значительно оптимизирует процессы предоставления государственных услуг гражданам Татарстана за счет использования информационно -

коммуникационных технологий. Этот проект позволил ликвидировать межведомственный барьер, что очень важно. Республика добилась повышения эффективности органов государственной власти при выработке и принятии каких-либо решений в сфере социально-экономического развития РТ.

В области предоставления электронных услуг в Республике Татарстан в 2013 / 2012 году [3]:

предоставлено 185/158 электронных услуг для населения и бизнеса;

более 25,7 млн.раз /16 млн. раз татарстанцы воспользовались электронными услугами, в том числе:

- 18,7 млн./10 млн. электронных запросов;

- 1,2 млн./728 тыс. электронных заявлений;

- более 2,3 млн. оплат на сумму более 1,6 млрд. рублей / более 1,8 млн. платежей на сумму 738 млн. руб. (65% безналичных).

На Портале uslugi.tatar.ru - более 858 тыс. личных кабинетов, в том силе 594 тыс. зарегистрированы в 2013 году. 5,21 млн. уникальных посетителей, 97,9 млн. просмотров страниц Портала.

В 2012 году на портале uslugitatarstan.ru зафиксировано более 2,12 млн. уникальных посетителей, просмотревших более 57 млн. страниц, из них 256 тыс. создали на портале личные кабинеты.

Вместе с тем, процесс перевода оказания услуг в электронный вид столкнулся и с рядом проблем. К ним относятся недоверие населения к использованию сервисов в сети Интернет, отсутствие мер ответственности органов государственной власти и местного самоуправления за неэффективное использование информационных систем, несовершенство законодательной базы, создающее препятствие для оказания услуг в электронном виде, недоступность на региональных порталах федеральных сервисов подачи электронных заявлений на получение федеральных услуг, а также элементарная компьютерная безграмотность людей пожилого возраста. Кроме того, законодательство все еще обязывает предоставлять документы «личного хранения» при получении государственных и муниципальных услуг приводит к тому, что по одной услуге в разных муниципалитетах от заявителя требуют разный пакет документов.

Таким образом, государственные информационные ресурсы являются элементом имущества государственной собственности. Внедрение и развитие государством электронных услуг позволяет населению взаимодействовать с органами государственной власти и органами местного самоуправления при помощи сети Интернет, не выходя из дома. При помощи таких услуг государство в значительной степени позволяет населению удовлетворять необходимые потребности

Использование информационных технологий несомненно улучшит качество и доступность предоставляемых государственных услуг, упростит процедуры и сократит сроки их оказания, сделает информацию о

деятельности органов государственной власти более открытой, обеспечит эффективный межведомственный и межрегиональный информационный обмен.

В нашей стране в целом и в Республике Татарстан, в частности, уже создана основополагающая база, позволяющая пользоваться необходимыми населению услугами через Интернет. Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры будет способствовать повышению эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Республиканская целевая программа «Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан («Электронный Татарстан» 2008-2010 гг.)» [Электронный ресурс]: утверждена Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 513 от 17.07.2008 г. URL: http://kitaphane.tatarstan.ru/rus/legal_info/newz/eltat.htm. 2. Юртаев А. Н. Электронное правительство: концептуальные подходы к построению. Казань: Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина, 2006. 184 с. 3. uslugi.tatar.ru. 4. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (в действ.ред.)// СПС КонсультантПлюс.

ЭЛЕКТРОННЫЙ ТАТАРСТАН: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Шевко Н.Р.

Резюме

В статье рассмотрена сфера применения современных технологий обработки информационных ресурсов на региональном уровне. Электронное правительство, электронные услуги, в том числе государственные, электронная коммерция - понятия, прочно вошедшие в нашу жизнь. Автором представлены проблемы внедрения и перспективы развития электронного правительства в Республике Татарстан, приведены некоторые статистические данные, характеризующие эффективность внедрения высоких технологий в сферу оказания государственных услуг в электронном виде.

ELECTRONIC TATARSTAN: ACHIEVEMENTS AND PROSPECTS

Shevko N. R.

Summary

The article is about the use of modern technologies of processing of information resources at the regional level. Electronic government, electronic services, including state, electronic commerce are concepts that become part of

our lives. The author presents the problems of introduction and prospects of developing electronic government in the Republic of Tatarstan, there are some statistics that characterize the effectiveness of the introduction of high technologies in the provision of public services in electronic form.

УДК 00.007

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОСТРАНСТВА

Шевко Н.Р. - к.э.н.; Турутина Е.Э. - к.п.н.

Казанский юридический институт МВД России, e-mail: nailya-shevko@rambler.ru

Ключевые слова: информационное пространство, информационные технологии в образовании, информационные ресурсы, информационное общество, IT-технологии,

Keywords: information space, information technology in education, information resources, information society, IT-technologies.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированное на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Современное образовательное учреждение стремится к интеграции в высокотехнологичную среду.

Информационные технологии, применяемые в образовании, относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем всех ступеней и уровней. Информатизация образовательного процесса представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями и информационной продукцией. Благодаря внедрению ИТ в образовании создаются новые возможности для всех участников образовательного процесса: от сокращения времени на поиск и доступ к необходимой информации, ускорения обновления содержания образования до повышения уровня индивидуализации образования, его личностной ориентации.

С точки зрения учебного процесса внедрение информационных технологий привело к тому, что информационная среда образовательной системы представляет собой многоуровневую систему представления информации на различных носителях и в различных знаковых системах, среди которых находятся и традиционные и инновационные технологии.

В настоящее время информационные технологии используются в образовательном процессе в следующих направлениях:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.