признать Айдагский цеолит, который, успехом применен как в условиях
являясь местным природным сырьем птицефабрик, так и фермерских хозяйств
Азербайджана, более доступен, дешево республики.
обходится, экономичен и может быть с
ЛИТЕРАТУРА: 1. Бессарабов Б.Ф., Мельникова И.И. и др. Болезни птиц. Санкт-Петербург, Лань, 2007, с. 367-370. 2. Бессарабов Б.Ф., Алексеев С.А. и др. Лабораторная диагностика клинического и иммунобиологического статуса у сельскохозяйственной птицы. Москва, Колос, 2001, с. 88-96. 3. Каденкова Н.В., Корнилова О.А. Японские перепела. Москва, Аквариум, 2005, с. 28-31. 4. Коровин Р.Н., Грошева Г. Л. Лабораторная диагностика болезней птиц (справочник), Москва, ВО Агропромиздат, 1989, с. 227-231. 5. Подобед Л.И. ИМК-идеальное минеральное питание для птиц. Ж. Птицеводство, 2012, № 9, с.28-30). 6.Снегов А. Все о перепелах. Лучшие породы, разведение, содержание, уход. Москва, «Астрель», 2012, с. 60-73. 7. Федорова Н.П. Анатомические и физиологические особенности сельскохозяйственных птиц. Москва, 1961. с. 21-25.
КЛЕТОЧНАЯ УСТАЛОСТЬ И ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЛАСТИ КОНЕЧНОСТЕЙ У ПЕРЕПЕЛОК-НЕСУШЕК
Тагиев А.А., Алиев А.А., Зейналова З.А.
Резюме
Скармливание Айдагского цеолита, отхода мрамора, ИМК-3 перепелкам-несушкам нормализует кальциевое питание, профилактирует травматизм и ломкость костей, способствует твердости скорлупы яиц. Среди использованных минералов более предпочтительным является Айдагский цеолит, который более доступен и экономичен.
CELLULAR FATIGUE AND PATHOLOGICAL PROCESSES IN EXTREMITIES AT QUAILS
LAYERS
Tagiyev A.A., Aliyev A.A., Zeynalova Z.A. Summary
Feeding of Aydagsky zeolite departing marble, IMK-3 to quails layers normalizes calcic food, considerably reduces traumatism cases among birds, prevents fragility and fragility of bones, promotes increase in thickness of a shell of eggs. Among the minerals used in experience the most preferable should recognize Aydagsky zeolite, which being it is more available and economic.
УДК 00.007
ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Турутина Е.Э. - к.п.н.; *Матросов Е.В. - студент; **Шакирова А.З.- аспирант Казанский юридический институт МВД России, *Институт социально-гуманитарных знаний,г.Казань ** Казанский государственный университет культуры и искусств e-mail: [email protected],
Ключевые слова: средство обучения, образовательные ресурсы сети Интернет, информационные технологии в образовании, информационные ресурсы, информационное общество, IT-технологии.
Key words: learning tool, educational resources on the Internet, information technology in education, information resources, information society, IT-technologies.
Понятие «средство обучения» используется в дидактике для обозначения одного из компонентов процесса обучения наряду с другими компонентами. Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции преподавателя. Они помогают возбудить и поддержать познавательные процессы учащихся, улучшают наглядность учебного материала. Делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную
информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе.
Владение навыками работы с компьютерными средствами обучения -настоятельная потребность для
современного человека, связанного с системой образования. Он может не только воспользоваться предлагаемыми
средствами, но и должен уметь оценить их качество, выбрать наиболее подходящее для достижения поставленных целей с учетом возраста обучающихся и т.д.
Современный этап развития образования связан с широким использованием современных
информационно-коммуникационных технологий и возможностей,
предоставляемых глобальной сетью Интернет. Информатизация
образовательного процесса представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами,
информационными технологиями и информационной продукцией.
Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Благодаря внедрению информационных технологий в
образовании создаются новые возможности для всех участников образовательного процесса: от сокращения времени на поиск и доступ к необходимой информации, ускорения обновления содержания образования до повышения уровня индивидуализации образования, его личностной ориентации.
В настоящее время информационные технологии используются в
образовательном процессе в следующих направлениях: при подготовке и
проведении занятий; для создания авторских мультимедийных пособий [4]; в рамках индивидуальной и групповой научной деятельности обучающихся; в управлении образовательным процессом.
Можно выделить три уровня информационных объектов, которые могут быть использованы в образовательном процессе, это, прежде всего информация, полученная из Интернета, во-вторых, это ресурсы доступные в электронном пространстве и, в-третьих, это программные средства, разработанные непосредственно самим преподавателем.
В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к образовательным ресурсам,
опубликованным в Сети, и возможность оперативного общения всех участников образовательного процесса. В течение последних лет в рамках программ и проектов, направленных на создание и развитие единого образовательного информационного пространства, были выполнены мероприятия, позволившие по-новому позиционировать информационные технологии в сфере образования.
Под образовательными Интернет-ресурсами обычно понимаются ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения (образовательные и учебно-методические материалы) на определенной ступени образования и для определенной предметной области, а также предназначенные для информационного обеспечения системы образования, деятельности образовательных учреждений или органов управления образованием.
Использование образовательных Интернет-ресурсов создает условия для создания единого информационно-образовательного пространства,
обеспечивает пользователям доступ к отечественным и зарубежным источникам информации, предоставляет разным группам учащихся возможность выбора формы обучения и уровня образования, открывает новые перспективы для индивидуализации обучения, выбора профессии, позволяет существенно улучшить формы открытого образования и использование дистанционных технологий обучения в режиме on line [6]. Для осуществления этих целей создана система взаимосвязанных образовательных
порталов, серверов и сайтов в области образования, условия для доступа к ресурсам библиотек, учебных заведений, работы в режиме видеоконференции и т.д.
Использование образовательных ресурсов сети Интернет открывает широкие возможности доступа к информационным ресурсам и технологиям при проведении учебного процесса, проверки уровня знаний по дисциплинам; проведения различного уровня социологических опросов, оперативной обработки и обобщения результатов массовых социологических исследований, подготовки и повышения квалификации кадров.
В последнее время проведена огромная работа по сбору и систематизации образовательных ресурсов на федеральных образовательных порталах, основным из которых является портал «Российское образование» (http://www.edu.ru). Для многих учащихся и преподавателей он служит основной «точкой входа» в образовательный сегмент Интернета. Однако до сих пор многие преподаватели, обучающиеся, представители
общественности остаются в неведении относительно многих полезных и эффективных в обучении Интернет-ресурсов. Более того, по-прежнему значительная часть преподавателей, сотрудников органов управления образованием негативно относится к Сети как к «информационной свалке», используемой учащимися в основном для поиска готовых рефератов и других материалов сомнительного качества.
Указанные обстоятельства
обусловливают актуальность задачи формирования и широкого
распространения образовательных
ресурсов, размещенных в сети Интернет и ориентированных на использование в системе общего образования. В сети Интернет существует достаточно много каталогов и порталов, использование которых было бы целесообразным в системе общего образования.
Использование таких каталогов и информационных ресурсов сети Интернет целесообразно для:
• оперативного и рентабельного обеспечения преподавателей, обучаемых актуальной своевременной и достоверной
информацией, соответствующей целям и содержанию образования;
• организации разных форм деятельности обучаемых, связанных с самостоятельным овладением знаниями;
• применения современных информационных и коммуникационных технологий (технологий мультимедиа [3], виртуальной реальности, гипертекстовых и гипермедиа-технологий) в учебной деятельности;
• объективного измерения и прогноза результативности обучения;
• управления учебной деятельностью учащегося, адекватно его уровню знаний, умений и навыков, а также особенностям его мотивации к учению;
• создания условий для индивидуального самостоятельного обучения;
• постоянного и оперативного общения преподавателей, обучаемых нацеленного на повышение эффективности обучения;
• организации эффективной и продуктивной деятельности учреждений образования в соответствии с принятыми в стране нормативными положениями и содержательными концепциями.
Целесообразными к использованию в общем среднем образовании могут оказаться самые разные информационные ресурсы сети Интернет. Наибольшее количество информационных ресурсов нацелено на использование
преподавателями и обучающимися в ходе учебного процесса. Другие
образовательные ресурсы предназначены для внеучебной самостоятельной работы. Выделяются ресурсы справочного и энциклопедического характера, а также средства измерения, контроля и оценки результатов учебной деятельности.
Организация самостоятельной
(индивидуальной или групповой) деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого обучаемого и одновременно способствующих
формированию социальных качеств личности.
Термин «самообразование» означает такую организацию учебного процесса, при которой преподаватель разрабатывает учебную программу, главным образом базирующуюся на самостоятельном обучении. Такая среда обучения характеризуется тем, что обучающийся в основном, а зачастую и совсем отделен от преподавателя в пространстве или во времени, в то же время, студенты и преподаватели имеют возможность осуществлять диалог между собой с помощью средств телекоммуникации. Самообразование позволяет учиться жителям регионов, где нет иных возможностей для профессиональной подготовки или получения качественного высшего образования, нет университета нужного профиля или преподавателей требуемого уровня квалификации.
Основные принципы
самообразования: установление
интерактивного общения между
обучающимся и обучающим без обеспечения их непосредственной встречи, самостоятельное освоение определенного массива знаний и навыков по выбранному курсу и программе при заданной информационной технологии [5].
Главной проблемой развития самообразования является создание новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения. В этой среде ярко проявляется то обстоятельство, что обучаемые не просто пассивные потребители информации, а в процессе обучения они создают собственное понимание предметного содержания обучения.
Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации, умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в удобное для него время.
Используя информационные ресурсы сети Интернет, преподаватели смогут более эффективно управлять познавательной деятельностью обучающихся [1]. Оперативно отслеживать результаты обучения, принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня обученности и качества знаний
учащихся, целенаправленно
совершенствовать педагогическое
мастерство, иметь оперативный адресный доступ к требуемой информации учебного, методического и организационного характера. Преподаватели, занимающиеся разработкой собственных информационных ресурсов, приобретают дополнительную возможность использования фрагментов образовательных ресурсов,
опубликованных в сети, делая необходимые ссылки и соблюдая авторское право.
Эффективность любого вида обучения зависит от ряда составляющих: технической базы, эффективности разработанных методических материалов, технологий обучения, используемых при организации обучения. Такими
необходимыми составляющими пробивал себе дорогу метод автоматизированного обучения. Теоретические проработки, выполненные при становлении метода автоматизированного обучения, можно и необходимо использовать и при разработке других методов обучения на основе компьютерной техники, с учетом использования дополнительных
дидактических возможностей современного уровня развития техники и телекоммуникаций [1].
Дидактическая роль и функции применения каждого средства обучения закладываются еще на этапе проектирования и изготовления последних. Можно выделить следующие основные дидактические принципы применения компьютерных средств обучения:
• компенсаторность - облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени и сил обучающегося на понимание и изучение материала;
• информативность - передача необходимой и дополнительной для обучения информации;
• интегративность - рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом;
• достоверность - возможность подготовки качественного обучающего материала для неограниченной по численности аудитории;
• наглядность - использование возможностей современного компьютера в представлении обучающего или информационного материала;
• виртуальность - возможность демонстрации смоделированных процессов или событий, которые не могут быть представлены реально;
• инструментальность - рациональное обеспечение определенных видов деятельности обучающегося и преподавателя;
• интерактивность - возможность реализации принципа индивидуализации обучения и обязательной деятельности обучающегося;
• опосредованность - управление процессом усвоения через представленные в компьютерных средствах обучения алгоритмы и обучающий материал. Этот принцип имеет две стороны: положительную - исключение субъективизма преподавателя; отрицательную - потеря речевого компонента при обучении и значительное уменьшение времени непосредственного общения с преподавателем;
• независимость - возможность использования компьютерных средств обучения в удобное время и в удобном месте;
• массовость - предоставление возможности преподавателю проведения обучения и контроля для неограниченного количества обучающихся, которые работают в компьютерной среде в соответствии с личностно-ориентированной моделью обучающегося;
• технологичность - возможность получения статистической обработки результатов обучения и контроля, предъявления последних в удобной форме и в любое время как обучающемуся, так и преподавателю [5];
• при организации занятий, как в традиционной форме, так и с использованием компьютерных средств обучения, преподаватель должен выполнить ряд общих дидактических требований;
• проведение анализа целей занятия, его содержания и логики изучения материала;
• тщательная подготовка обучающего и контролирующего материала: четкое формулирование всех определений изучаемой предметной области, выделение главных положений, которые должны быть
усвоены обучающимися (факты, гипотезы, законы, закономерности), разработка необходимого дидактического материала;
• выбор необходимых средств обучения в соответствии с целями занятия;
• разработка методики применения выбранных средств обучения.
Компьютерные средства все чаще используются в процессе обучения, поскольку становятся технологической основой современного образования, учебных занятий, способствуют развитию новых методов организации и ведения учебного процесса.
Выделим наиболее значимые с точки зрения дидактических принципов цели, которые наиболее эффективно реализуются с использованием компьютерных средств обучения:
• индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
• возможность поэтапного продвижения обучающегося к поставленной цели по различной степени сложности обучения;
• осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок;
• осуществление самоконтроля и самокоррекции;
• осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала и самоподготовки обучающихся;
• высвобождение учебного времени за счет выполнения на компьютере трудоемких расчетов или типовых операций;
• повышение наглядности представления учебной информации, а при необходимости - демонстрация в развитии, во временном и пространственном движении, представление графической интерпретации исследуемых процессов и явлений [4];
• моделирование и имитация изучаемых объектов или исследуемых процессов или явлений;
• проведение лабораторных работ в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента;
• создание и использование информационных баз данных, необходимых в учебной деятельности, и обеспечение доступа к распределенным
информационным ресурсам компьютерной сети;
• усиление мотивации обучения (за счет новых видов деятельности, например использования игровых ситуаций);
• вооружение обучающихся методикой усвоения учебного материала;
• развитие определенного вида мышления (например, нагляднообразного, теоретического);
• формирование умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации [6].
Внедрение любой новой
образовательной технологии и средств обучения - непростая задача. Образовательные технологии и технические средства обучения не могут быть плохими или хорошими сами по себе, лучше или хуже, при сравнении одних с другими. Получение эффективности, интенсивности, активизации или индивидуализации образовательного процесса и
от того, как они используются, какие задачи при их применении решаются. Каждое инновационное средство обучения имеет свои сильные и слабые стороны, поэтому гибкая комбинация хорошо
зарекомендовавших и инновационных средств обучения, уравновешенный баланс разнообразия - лучший способ их использования и достижения целей повышения качества обучения.
Перспективные информационные технологии обеспечивают принципиально новый уровень обобщения, передачи, трансформации, аккумулируемой или извлекаемой из различных форм информационных ресурсов, создаваемых и используемых в процессе
жизнедеятельности общества. Цель государственной политики в сфере информации - построение
информационного пространства, в рамках которого будут реализованы права граждан на информацию.
коммуникации зависит в большей степени
ЛИТЕРАТУРА: 1. Красильникова, В. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании//Учебное пособие. - Оренбург: ОГУ, 2012. 2. Носкова, Т.Н. Аудиовизуальные технологии в образовании. - СПб.: СПбГУКиТ, 2004. 3. Полат Е.С. Дистанционное обучение// Учебное пособие. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. 4. Турутина Е.Э. Использование мультимедийных презентаций в учебной и профессиональной деятельности// Учебное пособие. - Казань: КЮИ МВД РФ.- 2012. 5. Турутина Е.Э. Дидактические принципы использования компьютерных средств обучения// Современные материалы, техника и технология: материалы 4-й Международной научно-практической конференции (25-26 декабря 2014 года)// Юго-Зап. гос. ун-т., ЗАО «Университетская книга». -Курск, 2014. 433-441с. 6. Шевко Н.Р. Проблемы определения информационной компетенции на современном этапе// Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины. 2012. Том 212. С. 503-507.
ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Турутина Е.Э., Матросов Е.В., Шакирова А.З.
Резюме
Современное образовательное учреждение стремится к интеграции в высокотехнологичную среду. В статье рассматриваются основные аспекты внедрения IT-технологий в сферу образования, как необходимый инструмент информационного общества. На современном этапе развития образования одним из способов активизации учебной деятельности обучаемых является внедрение в образовательный процесс компьютерных средств обучения.
THE GUIDING PRINCIPLE OF ELECTRONIC MEANS LEARNING IN THE INFORMATION
EDUCATIONAL PROCESS
Turutina E.E., Matrosov E.V., Shakirova A.Z.
Summary
Modern educational institution seeks to integrate a high-tech environment. The article discusses
the main aspects of the implementation of IT- technologies in education as a necessary tool of the information society. At the present stage of development of education one of the ways of enhancing learning activities is to introduce learners to the educational process of learning software.
УДК 636.2.034:636.2.0S2.
ПОЛИМОРФИЗМ ГЕНА ГИПОФИЗАРНОГО ФАКТОРА ТРАНСКРИПЦИИ У БЫКОВ-ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
*Тюлькин С.В. - к.с.-х.н., зав. отдела; **Хатыпов И.И. - вед. специалист; ***Муратова А.В. - руководитель отдела; Ахметов Т.М. - д.б.н., доцент; Равилов Р.Х. -д.в.н., профессор, зав. кафедрой; *Вафин Р.Р. - д.б.н., науч. консультант * Татарская межрегиональная ветеринарная лаборатория, г. Казань **ООО УК «Просто молоко», г. Казань ***ООО «АМС Медиа», г. Москва Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: бык-производитель, полиморфизм, ПЦР-ПДРФ, ДНК, генотип, ген
PIT1.
Key words: stud bull, polymorphism, PCR-RFLP, DNA, genotype, gene PIT1.
Ввиду увеличения спроса на мясную и молочную продукцию на сегодняшний день актуальной проблемой является изучение генетической информации о полиморфизме маркеров, являющихся генами-кандидатами, влияющими на обменные процессы у крупного рогатого скота [2].
В качестве потенциального маркера, связанного с хозяйственно-полезными признаками, у крупного рогатого скота могут рассматриваться аллели А и В гена гипофизарного фактора транскрипции или фактора гормона роста (Р1Т1).
Коровы чёрно-пёстрой породы с генотипом АА гена Р1Т1 по среднему надою за месяц (508,9 кг) превосходили животных с другими генотипами (АВ и ВВ) на 16,3-20 кг (Р<0,05). В группе коров с генотипом АА присутствовали особи с молочной продуктивностью более 550 кг молока в месяц, тогда как в группах животных с другими генотипами таких особей не выявлено. Относительно показателей процентного содержания жира и белка в молоке коров с разными генотипами Р1Т1 статистически достоверных различий не выявлено [1].
Аллель ЬРи-1-Ит/[ В у коров голштинской породы положительно ассоциировался с тремя исследуемыми параметрами продуктивности: удой,
жирномолочность и белковомолочность. В группе животных с генотипом bPit-1-Hinfl ВВ по всем трём исследуемым признакам наблюдались наибольшие значения показателей, в то время как для групп животных с генотипом bPit-1-Hinfl АА отмечены наименьшие значения [3].
Всё выше сказанное говорит о высокой значимости изучения
полиморфизма гена P1T1 у крупного рогатого скота.
Материал и методика
исследований. Для проведения
исследований было отобрано 70 чистопородных и помесных по голштинской породе быков-производителей в ГУП ГПП «Элита» Высокогорского района Республики Татарстан.
Для проведения ДНК-диагностики у крупного рогатого скота были отобраны пробы крови. Кровь, полученную у быков-производителей, вносили в пробирки с 100 мМ ЭДТА до конечной концентрации 10 мМ. ДНК из крови выделяли комбинированным аммиачным способом.
Генотипирование быков по гену P1T1 проводили методом ПЦР-ПДРФ. ПЦР проводили на программируемом 4-канальном амплификаторе «Терцик» (Россия) в объёме 20 мкл, содержащий буфер (60 мМ трис-HCl (рН 8,5); 1,5 мМ MgCl2; 25 мМ KCl; 10 мМ меркаптоэталол;