Научная статья на тему 'Внедрение информационных технологий и здоровье пользователя'

Внедрение информационных технологий и здоровье пользователя Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
73
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МИОПИЯ / ЗДОРОВЬЕ / ПРОФИЛАКТИКА / INFORMATION TECHNOLOGY / MYOPIA / HEALTH / PREVENTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фоменко Ольга Ивановна, Туровская Евгения Витальевна

Представлены результаты проведенных медико-социальных исследований самооценки здоровья студентами I и II курса ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России, определена распространенность миопии среди них, используемые средства коррекции и факторы, способствующие ее развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фоменко Ольга Ивановна, Туровская Евгения Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INNRODUCTION OF INFORMATION TECHNOLOGIES AND THE HEALTH OF THE USER

The results of the medical and social studies of self-rated students health 1 and 2 courses SBEI HPE “Astrakhan State Medical Academy” of Ministry of Health, Russia are presented. The prevalence of myopia among them, the means of its correction and the correction factors contributing to its development were determined.

Текст научной работы на тему «Внедрение информационных технологий и здоровье пользователя»

Самойленко Ульяна Юрьевна, воспитатель детского отделения, ГБУЗ АО «Областная клиническая психиатрическая больница», Россия, 414011, г. Астрахань, Началовское шоссе, д. 15, тел.: (8512) 49-13-50, e-mail: okpb@bk.ru.

УДК 004:614.1

© О.И. Фоменко, Е.В. Туровская, 2013

О.И. Фоменко, Е.В. Туровская

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЗДОРОВЬЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России

Представлены результаты проведенных медико-социальных исследований самооценки здоровья студентами I и II курса ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России, определена распространенность миопии среди них, используемые средства коррекции и факторы, способствующие ее развитию.

Ключевые слова: информационные технологии, миопия, здоровье, профилактика.

O.I. Fomenko, E.V. Turovskaya

THE INNRODUCTION OF INFORMATION TECHNOLOGIES AND THE HEALTH OF THE USER

The results of the médical and social studies of self-rated students health 1 and 2 courses SBEI HPE "Astrakhan State Medical Academy" of Ministry of Health, Russia are presented. The prevalence of myopia among them, the means of its correction and the correction factors contributing to its development were determined.

Key words: information technology, myopia, health, prevention.

Введение. Современному этапу развития высшей школы присущ ряд особенностей. Возросшая интенсивность информационного потока обусловила широкое внедрение технических средств и компьютерных технологий в учебный процесс, так как в XXI веке быть профессионалом можно, только хорошо владея информационными технологиями. Информационная технология - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, передачу и отображение информации. Информационные технологии в здравоохранении становятся сегодня точкой роста в сфере информационно-компьютерных технологий и включают в себя: телемедицину, видеоконференц-связь, мобильные решения, электронные истории болезни и др. [3, 5].

Студенты медицинского вуза по сравнению со студентами других высших учебных заведений находятся в более сложном положении, так как их будущая профессия требует достаточно высокого уровня подготовки, что связано с большими нагрузками, кроме того, профессия врача связана с высокой ответственностью за жизнь и здоровье пациентов. Будущие специалисты должны обладать высокой профессиональной квалификацией, быть здоровыми, физически выносливыми, иметь высокую работоспособность. Здоровье молодежи определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества [2, 3, 6].

Внедрение новой техники во все сферы жизни - процесс неизбежный, персональные компьютеры (ПК) стали в последнее время главным инструментом в работе. Но как всякий новый этап в развитии общества компьютеризация несет с собой и новые проблемы [3, 5].

Миопия (близорукость) среди молодежи - одна из наиболее актуальных проблем современности, она прочно занимает ведущее место по причинам первичной инвалидности по зрению среди данного контингента [1, 4]. Миопия - дефект зрения, при котором изображение падает не на сетчатку глаза, а перед ней из-за того, что преломляющая система глаза обладает увеличенной оптической силой и слишком сильно фокусирует (относительно данного передне-заднего размера глазного яблока).

Человек при миопии хорошо видит вблизи, но плохо видит вдаль и должен пользоваться очками или контактными линзами с отрицательными значениями оптической силы. Связано это с большой зрительной нагрузкой, недостаточной двигательной активностью, нарушением эргономических и гигиенических условий труда и быта.

Характерной особенностью труда пользователей ПК является выполнение точных зрительных работ на светящемся экране с непрерывным слежением за динамикой изображения, с различением текста печатных материалов. Их деятельность часто проходит в условиях изменения яркостей в поле зрения, неустойчивости и нечеткости изображения, наличия мельканий, а также недостаточной освещенности рабочей поверхности.

Светотехнические условия являются ведущим фактором при выполнении точных зрительных работ. С увеличением интенсивности и качества освещения повышается функциональный уровень зрительного анализатора, а к числу факторов, снижающих работоспособность зрительного анализатора, следует отнести: снижение и неравномерность освещенности, малый контраст объекта различения с фоном, наличие прямой и отраженной блесткости в поле зрения, мельканий, частую световую реадаптацию глаз.

Как известно, работа на дисплейных терминалах проводится в диалоговом режиме, ввод информации при помощи клавиатуры, высвечивание на экране дисплея промежуточных и окончательных результатов происходит по требованию пользователя; при необходимости осуществляется корректировка данных, что требует также нервно-психического напряжения, связанного с необходимостью длительного сосредоточенного наблюдения, концентрации памяти и внимания. Исследования показали, что анализ текстовой, цифровой информации на экране дисплея и в рабочих журналах, уяснение смысла, сути задания, принятия самостоятельного решения, введение информации с помощью клавиатуры ПК требуют от пользователя большого внимания, собранности, сосредоточенности и характеризуются большим нервно-эмоциональным, зрительным и мышечным напряжением. Плотность работы достигает 97 %, чего нет ни в одной массовой профессии.

Цель: изучить состояние здоровья и распространенность миопии среди студентов I и II курсов ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России, используемых средствах коррекции зрения, длительности их использования, определить факторы, способствующие прогрессированию близорукости.

Материалы и методы исследования. С помощью специально разработанной программы студентами младших курсов была проведена самооценка здоровья. Затем было проведено анкетирование студентов, страдающих миопией различной степени, с целью получения информации о предпочитаемых средствах коррекции зрения и мерах профилактики.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ состояния здоровья студентов свидетельствует об ухудшении большинства показателей их физического развития, физической подготовленности и показателей их здоровья.

Отмечено большое отставание в выполнении нормативных требований, предусмотренных программой вуза по физической культуре (71,3 % студентов), заметно уменьшилась (с 62,2 до 34,7 %) доля студентов с нормальным физическим развитием и увеличилось (с 18,0 до 26,9 %) число обучающихся, отнесенных к специальной медицинской группе и освобожденных от практических занятий по физической культуре.

Студенты, занимающиеся физкультурой в основной медицинской группе, имеющие среднее или выше среднего физическое развитие, здоровые или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья составляют только 41,3 % (45,5 % - на I курсе и 37,1 % на II курсе).

В группе здоровых студентов или имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья оказалось 24,9 % (27,5 % - первокурсников и 22,4 % студентов II курса). Одно заболевание зарегистрировано у 31,9 % студентов I курса и 30,7 % - II курса. Два и более заболевания - у 46,3 % студентов I курса и у 47,3 % - II курса, то есть почти у половины студентов.

Практически каждый второй студент АГМА по состоянию здоровья был отнесен к определенной категории, так как имел заболевание хронического характера, не позволяющее выполнять физические нагрузки в полном объеме, в соответствии с учебной программой.

Существенно изменился и «нозологический портрет» студентов АГМА: доминирующее место в структуре заболеваемости занимают в настоящее время хронические болезни. На первое место вышли нарушения опорно-двигательного аппарата (26,7 %), на втором месте миопия различной степени (20,8 %).

Студенты, страдающие близорукостью, при выборе средств коррекции отдают предпочтение контактным линзам (44,3 %), пользуются очками (31,7 %), либо попеременно пользуются очками или линзами (21,1 %), вообще не пользуется средствами коррекции зрения (2,9 %). Постоянно пользуются средствами коррекции 34,1 % студентов, только во время занятий - 32,3 % человек, только при чтении и работе за компьютером - 17,1 %. На вопрос о наличии наследственной предрасположенности к миопии 61,6 % студентов ответили, что ни один из родителей не страдает близорукостью.

У абсолютного большинства студентов начало ухудшения зрения наблюдалось в период обучения в школе: у 12,6 % студентов миопия возникла в начальных классах, у 59,1 % - с 5 по 9 класс, у 28,3 % - в старших классах.

На вопрос о количестве часов в сутки, проведенных за чтением, почти половина студентов (47,6 %) ответила - 5-6 часов и более, что свидетельствует о высокой интенсивности учебного процесса и умственной нагрузке в медицинском вузе.

На вопрос анкеты о количестве часов в сутки, проведенных за компьютером ответили: 40,7 % студентов проводят 1-2 часа, 44,5 % - 3-4 часа и 13,9 % - 5-6 часов и только 0,9 % студентов отметили в анкете, что не проводят время за компьютером.

Высокая длительность непрерывного чтения является предрасполагающим фактором для возникновения и прогрессирования близорукости [1, 4].

На вопрос о том, как долго студент непрерывно читает или выполняет работу на близком расстоянии, прежде чем сделать перерыв, 37,6 % ответили, что в среднем не менее 60 мин, 20,3 % - более 60 мин, остальные - от 15 мин - 17,5 %, более 30 мин - 18,3 % студентов.

Сегодня мобильные телефоны стали не только средством общения посредством звонков, но и специальных интернет-программ, позволяющих вести переписку с родственниками и друзьями. На вопрос о количестве часов в день использования мобильного телефона для общения посредством SMS, чата, Skype: 1-2 ч - 45,3 % студентов, 3-4 ч - 28,7 %, 5-6 ч - 14,4 %. 11,6 % студентов ответили, что практически не используют мобильный телефон для переписки.

При ответе на вопрос о проведении профилактических мероприятиях для улучшения зрения 38,1 % ответили, что принимают витаминно-минеральные комплексы, БАДы (биологически активные добавки), фиточаи, которые поддерживают общий жизненный тонус, 33,1 % регулярно делают гимнастику для глаз.

Заключение. Полученные в результате проведенных медико-социальных исследований данные свидетельствовали о высокой интенсивности учебного процесса и умственной нагрузке на студентов младших курсов медицинского вуза.

В то же время длительное чтение и работа за компьютером с редкими перерывами, использование мобильных телефонов для переписки, невысокая доля студентов, занимающихся проведением профилактических мероприятий свидетельствует о том, что у студентов высок риск дальнейшего прогрессирования близорукости. Студенты, страдающие миопией, нуждаются в наблюдении у специалистов, необходимости широкого внедрения различных методов профилактики зрительных нарушений, соблюдении эргономических условий использования информационных технологий.

Негативными последствиями недостаточного внимания к проблемам здоровья студентов могут стать следующие: угроза дальнейшего снижения уровня здоровья участников всего образовательного процесса, ухудшение качества их жизни, существенное снижение способности к учебе и работе, социальных возможностей, снижение качества подготовки высококлассных специалистов в медицинском вузе и уровень их конкурентоспособности на рынке работодателей.

Список литературы

1. Аветисов, Э. С. Близорукость / Э. С. Аветисов. - М. : Медицина, 1999. - 258 с.

2. Долматова, Н. В. Здоровье здорового человека / Н. В. Долматова. - М. : Анапа, 2006. - 132 с.

3. Кожин, А. А. Здоровый человек и его окружение / А. А. Кожин, В. Р. Кучма, О. В. Сивочалова. - М. : Академия, 2006. - 400 с.

4. Марчук, С. А. Профилактика и коррекция зрительных функций у студенческой молодежи / С. А. Марчук - Екатеринбург : Изд-во РГППУ, 2004. - 77 с.

5. Цуранков, В. В. Информационные технологии в улучшении качества услуг здравоохранения / В. В. Цуранков // Вестник КазНМУ. - 2013. - № 3 (1). - С. 243-246.

6. Щепин, О. П. Здоровье населения - основа развития здравоохранения / О. П. Щепин, Р. В. Коротких, В. О. Щепин, В. А. Медик - М. : Национальный НИИ общественного здоровья РАМН, 2009. - 376 с.

Фоменко Ольга Ивановна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф, ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел.: 8-906-179-25-24, e-mail: agma@astranet.ru.

Туровская Евгения Витальевна, кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф, ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел.: 8-906-455-89-37, e-mail: agma@astranet.ru.

УДК 614.2:616-082-085.851.859-036.8-0.53.2(048.8) © Н.Н. Шигаев, М.В. Еругина, 2013

Н.Н. Шигаев12, М.В. Еругина1

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ДНЕВНЫХ И КРУГЛОСУТОЧНЫХ СТАЦИОНАРАХ В ПЕДИАТРИИ

1ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского»

Минздрава России 2ГУЗ «Саратовская областная детская клиническая больница», г. Саратов

В условиях рыночной экономики и модернизации здравоохранения организация деятельности дневных и круглосуточных стационаров в педиатрии не удовлетворяет инвесторов, существующие методики оценки качества медицинской помощи не универсальны и малоэффективны. Анализ данных научных публикаций и нормативно-правовых актов свидетельствует об отсутствии единой технологии контроля, универсальных показателей, критериев качества медицинской помощи.

Ключевые слова: качество медицинской помощи; медицинские стандарты; дневной стационар.

N.N. Shigaev, M.V. Erugina

MEDICAL PRACTICE ORGANIZATION AND PROBLEMS OF EFFECTIVENESS IN ESTIMATION OF MEDICAL AID PROVIDING IN DAY AND DAY-AND-NIGHT HOSPITALS OF PEDIATRICS

In conditions of market economy and modernization of public health care, medical practice organization in day and day-and-night hospitals of pediatrics doesn't satisfy investors; existing methods of estimation of medical aid quality are not universal and are not enough effective. The analysis of data of scientific publications and normative legal documents indicate the absence of unified technology of control, universal data, criteria of medical aid quality.

Key words: medical aid quality, medical standards, day hospital.

С конца ХХ века в СССР, а затем и в России достаточно широкое распространение получила «частичная госпитализация больных» или «полустационары», занимающие промежуточное место между «полными» стационарами и амбулаторно-поликлиническими учреждениями (АПУ). В СССР подразделения «частичной госпитализации» были представлены стационарами на дому, стационарами дневного, вечернего, ночного пребывания и стационарами выходного дня. По назначению учреждения «частичной госпитализации» можно разделить на две группы, первая из которых предполагает краткосрочное активное лечение, долечивание и раннюю реабилитацию; вторая - длительную медико-социальную поддержку и последовательную реабилитацию [9, 25].

Первым нормативно-правовым документом по стационарозамещающим формам оказания медицинской помощи был приказ, регламентирующий деятельность дневных стационаров в нашей стране. В нем была выделена категория больных, не нуждающихся в круглосуточном медицинском наблюдении и лечении, которым недостаточно амбулаторной медицинской помощи, и предложены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.