Научная статья на тему 'Внедрение идей и принципов устойчивого развития в российское образование'

Внедрение идей и принципов устойчивого развития в российское образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1760
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«SUSTAINABLE» EDUCATION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / MODERNIZATION OF EDUCATION / ECO-SCHOOLS / ELECTRONIC TECHNOLOGIES / IDEOLOGY / INFORMATION SOCIETY / THE EURASIAN UNION / GLOBALIZATION AND EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немцев Иван Анатольевич

Сделана попытка описать социально-философские и организационные аспекты модели образовательной системы в целях устойчивого развития. Показано, что современное образование работает на модель неустойчивого развития. Образование и воспитание в школе предлагается рассматривать как площадку для формирования устойчивого образа жизни в целях реализации стратегий устойчивого развития. Рассмотрены методы и концепции экологического воспитания и образования, подходящие парадигме устойчивого развития. Делается вывод о необходимости и возможности создания системы образования, направленной на устойчивое инновационное развитие общества. Предлагается концепция школы и такой системы, а также описываются этапы перехода образования на устойчивое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the ideas and principles of sustainable development in the Russian education

The article is an attempt to describe the socio-philosophical and organizational aspects of the model of an educational system for sustainable development. Critical assessment of the existing education system is given it is shown that the modern education is aimed at a model of unsustainable development. Education and training at school is proposed as a platform for sustainable life styles in order to implement sustainable development strategies. It is proposed to transfer to a new system of education: education for sustainable development. The methods and concepts of environmental education are considered as appropriate to sustainable development paradigm. The methodological basis of this study is the dialectical method as the confrontation of traditional education system and the requirements of the transition to a sustainable model of education. Scientific methods are used, such as abstraction, idealization, comparison, modeling, analysis, synthesis, etc. The solution of the investigated problem is based on the statements and conclusions on the studied subjects contained in the writings of modern Russian and foreign authors, researchers and philosophers. It is concluded there is need and possibility to establish a system of education aimed at sustainable innovative development of a society. The conception of school (Eco-schools), and a system (model of environmental education, the introduction of a variety of disciplines, etc.), are proposed as well as gradual steps of transfer of the education to sustainable development.

Текст научной работы на тему «Внедрение идей и принципов устойчивого развития в российское образование»

Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2014. № 4 (28)

УДК 37.014.3

И.А. Немцев

ВНЕДРЕНИЕ ИДЕЙ И ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Сделана попытка описать социально-философские и организационные аспекты модели образовательной системы в целях устойчивого развития. Показано, что современное образование работает на модель неустойчивого развития. Образование и воспитание в школе предлагается рассматривать как площадку для формирования устойчивого образа жизни в целях реализации стратегий устойчивого развития. Рассмотрены методы и концепции экологического воспитания и образования, подходящие парадигме устойчивого развития. Делается вывод о необходимости и возможности создания системы образования, направленной на устойчивое инновационное развитие общества. Предлагается концепция школы и такой системы, а также описываются этапы перехода образования на устойчивое развитие.

Ключевые слова: устойчивое развитие, модернизация образования, экошкола, безбумажные технологии, «устойчивое» образование.

Начало XXI века сопровождается поиском новой модели образования, более актуальной в условиях глобализации и развития науки. Дело в том, что современная модель развития общества устарела и более не отвечает требованиям безопасности человеческой цивилизации, а вместе с ней устарела и модель образования. Новой моделью может стать образование в целях устойчивого развития. Для более глубокого понимания этого вопроса (его социально-философских аспектов) рассмотрим причины появления концепции устойчивого развития и кратко ее охарактеризуем.

Человек - создание природы. Но в то же время человек, на определенном этапе своего развития, становится существом социальным. Он начинает создавать себя, создавать или примыкать к определенному обществу (в том числе и к глобальному, что характерно для XXI века), а главное, начинает изменять среду, в которой обитает. Социальность в человеке в наши дни значительно изменилась: преобразование среды стало первостепенной задачей. Главным фактором этих преобразований является труд. Столь больших масштабов трудовая деятельность и ее последствия достигли сравнительно недавно. Возникло противоречие между природной сущностью человека и его стремлением к социальности, к миру технологий, а не к миру природы. В данном смысле человек преобразует природу как естественную среду в неестественную среду обитания - технизированную, так называемую вторую природу. Соответственно, к естественным биологическим потребностям в пище, чистом воздухе и т.д. добавляются потребности социальные, искусственные (в современности в основном связанные с демонстративным потреблением) -красиво одеться, купить дорогую вещь и т.д. Ориентация общества на технический прогресс (материальная сторона) привела к его духовному обеднению.

Нерациональная и масштабная человеческая деятельность привела к глобальным проблемам, большая часть которых возникла вследствие ухода в социальную среду из среды природной (произошло доминирование соци-

ального в человеке над природным), данный процесс наиболее характерен для ХХ-ХХ1 веков, в условиях глобализации, урбанизации, индустриализации, электрификации. В связи с обострением этих проблем человечество, осознав, что, если общество будет развиваться и дальше в той же неолиберальной, капиталистической модели, это может привести к глобальной катастрофе, которая уничтожит мировую цивилизацию.

Вследствие реализации неолиберальной модели глобализации, а также непрекращающейся деструктивной хозяйственной деятельности человечества (и нарастающей динамики) глобальные проблемы с течением времени только нарастают. Экосистемы земной биосферы не могут и дальше удовлетворять растущие потребности человека. Модели экономики и общественного устройства ХХ века пагубно сказываются на окружающей среде, поэтому человечеству необходим новый - более безопасный путь развития. В последние десятилетия мировым сообществом была сформулирована новая идея уст -ройства будущего общества, смысл которой состоит в решении глобальных проблем человечества, развития человеческой цивилизации и улучшения качества человеческой жизни, сбережения природных богатств для нынешнего и последующих поколений. Данная концепция получила название концепции устойчивого развития (УР). «Глобальный мировой кризис, который сотрясает сегодня страны и континенты, - это особое явление, какого человечество еще не знало... И потому к его анализу, осмыслению и преодолению нужен неординарный подход, пересматривающий все старые догмы и стереотипы» [1].

Наиболее полную формулировку определения устойчивого развития дал А.Д. Урсул: «Устойчивое развитие - это управляемое системно-сбалансированное социоприродное развитие, не разрушающее окружающую природную среду и обеспечивающее выживание и безопасное неопределенно долгое существование цивилизации» [2]. В основе устойчивого развития лежит идея о том, что человечеству необходимо прийти к такой системе, в которой реализуется «удовлетворение потребностей нынешнего поколения, без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [3], т.е. сохраняются возможности природы для поддержки разви -тия человечества в долгосрочной перспективе, с учетом экологической, национальной и глобальной безопасности. Устойчивое развитие имеет свою специфику, которая заключается в том, что «... оно носит "сохраняющий" характер, т.е. допускает в себе лишь те изменения объекта (системы), которые не изменяют его природу как достаточно общую качественную определенность. Понятие устойчивого развития выражает инновационный и в то же время безопасный характер дальнейшего существования человечества. УР в этом смысле объединяет в одно системное целое все формы развития, которые исключают регрессивную ветвь» [4]. Эта идея была рождена в поиске решений возникающих перед человечеством проблем, в особенности проблем экологических. Таким образом, ключевая задача сегодня - реализация стратегий такой формы общественного устройства, которое оградит человечество от самоуничтожения.

Об актуальности УР написано немало статей, поэтому мы не будем останавливаться на этом вопросе подробно. Сосредоточим внимание на одном из

самых перспективных способов реализации идей и принципов устойчивого развития - создания системы государственного «устойчивого» образования через реализацию концепции «экошколы».

Предыстория вопроса такова: в 1990 г. во Франции на международной конференции была принята Таллуарская декларация, закрепившая лидирующую роль университетов и других учреждений высшего образования в развитии и распространении концепции устойчивого развития. Так, в тексте Таллуарской декларации говорится: «Мы, президенты, ректоры и проректоры университетов всего мира, глубоко обеспокоены небывалым масштабом и скоростью загрязнения и разрушения окружающей среды, истощением природных ресурсов. Стабилизация народонаселения, внедрение экологически безопасных промышленных и сельскохозяйственных технологий, лесовозобновление и экологическая реконструкция - это ключевые составляющие справедливого и стабильного будущего для всего человечества, живущего в гармонии с природой.» [5]. В декларацию также вошли действия по реализации устойчивого развития, которые необходимо совершать всем, включенным в науку и образование: пропагандировать УР и информировать общество о глобальных проблемах, формировать ответственное отношение общества к окружающей среде, практиковать экологические программы, вовлекать в экологические программы население и т.д. В 2000 г. в штабе ЮНЕСКО в Париже был принят документ - Международная Хартия Земли □ пропагандирующий устойчивое развитие, устойчивый образ жизни, формулирующий основные ценности и принципы, необходимые человечеству на данном этапе развития для создания устойчивого, мирного и справедливого глобального общества. Хартия Земли формулирует следующие фундаментальные принципы устойчивого развития, связанные непосредственно с образованием: «. 11. Поддерживать справедливость и равенство в отношениях между полами как предпосылку устойчивого развития и обеспечить всеобщий доступ к образованию, здравоохранению и возможностям экономического процветания... 14. Вводить в системы формального и неформального образования знания, ценности и навыки, необходимые для устойчивого развития» [6]. Напрямую с образованием связана социальная компонента концепции УР, которая представляет собой показатель качества жизни населения, включает в себя: социальную справедливость, справедливое распределение благ, ликвидацию нищеты, бесплатное и качественное образование и здравоохранение, высокую продолжительность жизни, хорошее здоровье, открытые возможности для реализации своих способностей, интересов, задатков, соблюдение прав человека, свободный доступ к культуре, обеспечение безопасности, демократическое самоуправление - народовластие.

Для понимания актуальности смены модели образования кратко охарактеризуем современную школу (в модели неустойчивого развития, НУР). Можно констатировать, что проблемы современного образования кроются в том числе и в той модели, в которой оно находится (ориентация на потребление как следствие глобальной идеологии потребления). Современные школы стали частью механизма глобального общества потребления (и, что наиболее опасно, нерационального сверхпотребления). В этой системе рыночной услугой становятся образование, спорт, культура, наука и прочие фундамен-

тальные сферы жизни, которые должны быть доступны для цивилизации. В основе такого общества лежит растрата ресурсов, многие из которых не возобновляются, потребление является целью, а получение профессии, повышение квалификации, личностный рост - лишь средства для удовлетворения искусственной «потребности потреблять». А. Фурсенко на ежегодном молодежном форуме 23 июля 2007 г. сказал, что «недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других» [7], с чем мы не можем согласиться. Ориентация на потребление зачастую приводит к утрате духовных установок, нравственного и интеллектуального потенциала. США - яркий пример направленности образования на поддержку общества потребления. «... Низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране - сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни - вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением.)» [8]. Все вышесказанное укладывается в систему неустойчивого развития, в которой россияне становятся пользователями творчества других народов, потребителями. Необразованные или плохо образованные выгодны наиболее развитым странам - ведь это идеальные покупатели, приносящие большую прибыль, а именно прибыль является конечной целью сложившейся системы. Образование, попав в такую систему, постепенно становится платной рыночной услугой. И новые стандарты образования, введенные в Российской Федерации, ориентированные на профильность обучения, не меняют ситуации в российском образовании.

России нужны конкурентоспособные специалисты (в том числе в целях устойчивого развития). Но система несовершенна, поэтому зачастую выпускники школ не знают, какое учебное заведение выбрать для поступления (с чем связать свой жизненный путь): в дальнейшем это приводит к проблемам с трудоустройством. Помимо этого, выпускник, на протяжении ряда лет готовившийся к определенной профессии (профили в школе, специальность в вузе), в дальнейшем может оказаться в ситуации, когда его профессия в рыночной системе оказывается невостребованной. Система, нацеленная на 11-летнюю подготовку к сдаче тестов, в результате которой ученики умеют их решать, умеют правильно отвечать на вопросы, но не справляются с простейшими жизненными задачами, не может называться эффективной. Эта система не готовит человека к будущей жизни в стремительно меняющемся глобальном обществе. Для современной школы не характерны также экологическое воспитание и образование.

Включение идей и принципов устойчивого развития в российское образование есть крайняя необходимость для реализации стратегий УР. Никакие меры не помогут государству и человечеству в целом перейти к устойчивому развитию, если сознание большей части общества сохранится на уровне об-

щества нерационального потребления, безответственного к окружающей среде. Данный вопрос поднимался на заседании Европейской Экономической Комиссии ООН в 2005 г., по итогам которой была принята стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития [9], призывающая все страны мира совершить переориентацию образования на образование в целях УР: формировать устойчивый образ жизни в школах и вузах. Это должно стать целенаправленным процессом воспитания в обществе контроля потребления, заботы об окружающей среде, прививания моральных принципов, социальных норм и экологической ответственности. Школа - площадка, через которую проходят все граждане, поэтому очень важно использовать ее для распространения принципов и идей, заложенных в концепции устойчивого развития. «Главной целью образования должно стать воспитание новой личности, ориентированной на систему экологических ценностей, а не на ценности общества потребления. Только общество, состоящее из людей с новым мировоззрением, будет способно развиваться устойчиво... Существенной компонентой новой личности должна стать способность к самоограничению, умеренному потреблению ресурсов и продуктов человеческого труда» [10]. Эффективное образование - ядро реализации стратегий устойчивого развития в России. Только образованное общество, с большим научным потенциалом и высокой квалификацией способно на техническом уровне обеспечить развитие и распространение природосберегающих технологий (3Б-строительство, «зеленое» строительство [11. С. 802], «умные» дома, создание безотходных производств и т.д.), создать действующее законодательство (кодекс Устойчивого развития) и т.д. Необразованная часть общества -лишь потребитель продуктов западного производства. Образование, социальная, экономическая и экологическая компоненты общества неразрывно связаны. Также все это напрямую связано с вопросами национальной (и глобальной) безопасности, с устойчивым развитием (так как проблемы с образованием сейчас приводят к проблемам в социально-экономической сфере потом, что негативно сказывается на будущих поколениях). Карательных мер, штрафов и уголовных преследований за загрязнение окружающей среды становится недостаточно. Поэтому необходимо переходить от системы наказаний к системе воспитания, т.е. экологическое образование и воспитание (как следствие, поведение) должны реализовываться с ранних лет. Для этого необходимо разработать государственную концепцию школы (назовем ее экошкола), направленную на развитие личности, а не на выращивание потребителя [12. С. 158]. Такая школа должна создавать личность через вызов потребности познания, путем реализации ведущих потребностей (согласно «Пирамиде потребностей» А. Маслоу [13]) и формировать психологически здоровую и социально зрелую личность, готовую принимать ответственные решения, в целях создания «устойчивого» общества.

Отметим, что ряд нововведений в российском образовании вполне отвечает принципам устойчивого развития (правда, они относятся к образовательному процессу лишь косвенно). Особо значимым процессом на данном этапе общественного развития является информатизация. Человечество вступает в информационный век, главной чертой этого этапа является развитие и проникновение информационных технологий во все сферы человеческой

жизни. «Информатизация общества приобретает особый смысл и наибольшую значимость, когда мы ведем речь об образовании. Информатизация образовательного учреждения есть гарант повышения качества и доступности образования. Но информационная среда образовательных учреждений России еще молодая и отвечает далеко не всем потребностям школьных сообществ, однако стоит отметить достаточно высокую динамику развития и распространения информационных систем и средств ИКТ в образовательных учреждениях, их внедрение в образовательный процесс. Сначала в школах России появились компьютеры, проекторы, школы обзавелись собственными сайтами в сети Интернет. Затем появляются интерактивные доски, плазменные телевизоры, нетбуки, мобильные классы, электронные учебники, роботы и новейшие приборы для проведения лабораторных работ» [14. С. 142]. И, наконец, информационные системы, □ на наш взгляд, один из самых важных элементов информатизации школ. В России реализуются различные проекты по переходу на безбумажные технологии, например российская информационная система №18сЬоо1 [15], в которой дневники, журналы учителей, отчеты ведутся в электронном виде. Все это, несомненно, работает на становление «устойчивого» образования. Но это лишь малая, техническая часть.

Конкретизируем идеи и принципы устойчивого развития к школьному образованию в виде ряда принципов и рекомендаций УР-трансформаций образовательного процесса.

Целью школьного образования (в модели устойчивого развития) могло бы стать формирование у учащихся интеллектуально-личностных, поведенческих качеств, знаний, умений, навыков, позволяющих индивиду адаптироваться в стремительно меняющейся социо-природной среде. Добиться наличия у индивида общей и профессиональной компетентности, дипломатичности, коммуникабельности. Важно также добиться соответствия психологического возраста личности - календарному. Со стороны экологического воспитания важно дать детям понять, как себя нужно вести, чтобы не наносить вред окружающей среде, и почему это так важно.

Есть множество способов включить идеи УР непосредственно в образование, частично это реализуется, наверное, в большинстве школ, однако такие включения не систематичны, не имеют единой методики, соответствующей формируемым стратегиям УР, поэтому не дают должного эффекта. Так, например, многие школы в летний период организуют экологические трудовые лагеря, направленные на воспитание у детей стремления к чистоте и порядку, на понимание роли и сложности труда, связанного с уборкой мусора. С уверенностью можно предположить, что не во всех образовательных учреждениях, где проводятся такие лагеря, целью будет именно экологическое воспитание. Трудовые лагеря школьников зачастую позиционируются как способ заработать (так как находятся в модели НУР). В таком случае практически полностью теряется воспитательная функция экологических лагерей. Считаем, что подобные лагеря, субботники и т.д. должны сопровождаться проведением экологических акций, проектов, конкурсов, а также инициатив (без оплаты труда) по озеленению и благоустройству (модель УР). Эти мероприятия должны входить в план работы каждого образовательного учреждения.

Образование в целях УР может быть реализовано и в виде спецкурсов. Ряд школ и университетов России в 2000-х гг. опробовал введение курса по «устойчивому развитию» (есть даже соответствующие институты и факультеты). Считаем, что данный курс в современных реалиях должен быть обязательным предметом, а не рассматриваться как курс по выбору или как одна из тем на уроках географии. Курс позволит сформировать экологическую культуру обучаемых. Упор в нем необходимо сделать на проблемы конкретного района, прилегающего к каждой школе (и всем школьным сообществом конкретного населенного пункта - на общие экологические проблемы этого населенного пункта), таким образом, точечно будут решаться экологические проблемы всей страны. Включение детей в изучение локальных экологических проблем (практикум природоохранной деятельности) и поиски путей их решения позволят сформировать экологически ответственную личность. Практикум на этих курсах - его важнейшая часть, ведь важны не столько экологические знания, сколько формирование экологического поведения. Познавая теорию, дети научатся давать правильные ответы на вопросы, связанные с экологией и безопасностью окружающей среды, но не научатся алгоритмам действий по ее защите. Только теоретическое обучение не может обеспечить устойчивое развитие. Но и практика должна существенно отличаться от проводимых ныне принудительных субботников (борьба со следствиями, а не причинами), которые в лучшем случае вызывают у детей неприязнь к труду, а в худшем - ко взрослым (за которыми приходится убирать) и экологическому поведению в целом. Дети задают справедливый вопрос: почему я должен за кем-то убирать. Тут начинает играть роль теория: должны объясняться причины ухудшения экологической обстановки, рассматриваться способы борьбы именно с причинами.

Образованию в целях УР необходим ряд новых обязательных дисциплин. Так, в начальной школе большое значение имело бы введение занятий по плаванию, так как это благоприятно сказывается на здоровье и физическом развитии детей. В старших классах для эффективной социализации учащихся и понимания ими механизмов коммуникации полезной оказалась бы дисциплина практическая (либо социальная) психология (уроки социальных ситуаций). Этика межполовых отношений также важна в старшей школе. Половое воспитание - залог здоровья школьников и профилактика беспорядочной половой жизни.

Большой интерес для образования в целях устойчивого развития представляет концепция биорегионализма. Формируются знания о своем регионе через экскурсии, походы, исследовательские работы, анкеты и т.д. На таких занятиях учащиеся могут заниматься составлением карт местности, фотографированием, туризмом и т.д.

Полезными на уроках и во внеурочной деятельности окажутся ролевые игры, например «Общественность против строительства завода», тимбилдин-ги (мероприятия на сплочение детских коллективов), социальные и экологические проекты и т.д.

Принципы устойчивого развития необходимо внедрять и на обычных уроках (так как принципы УР межпредметны): где-то в виде моральных принципов и экологической ответственности (на уроках обществознания,

биологии), где-то в виде теорий и гипотез (уроки географии, химии, биологии). Важным для получения результата является наличие дополнительных курсов в виде создания социальных проектов, волонтерских движений, комитетов по озеленению. Однако и здесь есть подводные камни: если, скажем, учитель биологии будет запугивать учащихся глобальными проблемами, он создаст у них образ обреченной Земли, в то время как при переориентации процесса образования на УР необходимо создавать образ Земли «устойчивой». Все подобные нюансы при составлении образовательных программ и методик важно рассматривать на государственном уровне, до их внедрения в школьное образование.

Как было отмечено в Таллуарской декларации, на данном этапе важно распространение идей УР: в этом ключе школа (а именно, школьный курс по устойчивому развитию) - идеальная площадка для информирования. Данный курс в целях УР должен не только ориентироваться на экологическое воспитание, но и способствовать философскому осмыслению школьниками феномена общественного развития, вопросов глобализации, личностного становления и т.д. Ведь экологическое образование само по себе не дает должного эффекта. «В материалах проекта Европейской комиссии "Образование для устойчивого развития в европейских начальных школах" отмечается, что экологическое образование, существующее в Европе несколько десятилетий, не достигло своих целей. Участники данного проекта, охватившего 11 стран, при описании его результатов используют слово «провал». Основные причины провала - переоценка роли экологических знаний и противоречие между предлагаемыми моделями поведения и реальной жизнью, в том числе и школьной практикой. Была отмечена еще одна важная причина низкой эффективности экологического образования - недостаточный уровень интеграции экологических вопросов с социальными, культурными, экономическими и другими» [16]. Таким образом, крайне необходимо опираться не только на экологическую компоненту УР - курсу необходима целостность. Он должен обеспечить понимание учащимися глобальных процессов и причинно-следственных связей. Поэтому, помимо экологической составляющей образования, очень важно создать систему социализации учащихся в целях устойчивого развития. Получить социально адаптированную личность можно через практику социальных проектов, а также через уроки социальных ситуаций (любая стандартная жизненная проблема - обсуждение способов ее решения). К каждому ученику должен быть применен индивидуальный, субъект-субъектный подход, минимизирующий риски в процессе обучения и социализации.

Много внимания в концепции образования для устойчивого развития должно уделяться преодолению барьеров коммуникации, ведь для процесса обучения необходима идеальная коммуникация учителя и учащихся. Можно выделить как минимум три барьера коммуникации:

• Влияние Пирамиды Потребностей (А. Маслоу);

• Особенности возраста детей;

• Сложность изучаемого предмета.

Остановимся подробнее на первом барьере коммуникации. Психолог Абрахам Маслоу предложил следующую классификацию человеческих потребностей [17]:

1. Потребности физиологические (голод, жажда, половое влечение, жизнь и т.д.);

2. Потребности в безопасности (чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности и т.д.);

3. Потребности в принадлежности и любви (принадлежность к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими и т.д.);

4. Потребности уважения, почитания (компетентность, достижение успехов, авторитет, одобрение, признание и т.д.);

5. Познавательные потребности (знать, уметь, понимать, исследовать);

6. Эстетические потребности (гармония, симметрия, порядок, красота, комфорт и т.д.);

7. Потребности в самоактуализации (реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности).

Согласно данной концепции, человеку трудно получить потребность более высокого уровня, если не реализованы потребности более низкого уровня. Обратим внимание на пятый пункт классификации - это познавательные потребности. Но, согласно А. Маслоу, без реализации предыдущих потребностей (физиологические, безопасность, принадлежность и любовь, уважение), учащийся не будет хотеть учиться, так как у него не будет в этом потребности (знать, уметь, понимать и исследовать). Образование в целях устойчивого развития (при достаточном финансировании государством) способно обеспечить реализацию всей пирамиды потребностей в школе.

Так, для реализации первой группы потребностей важно внимание учителя - необходимо регулярно проверять физическое состояние класса. Детям может быть жарко или холодно - необходимо это учитывать. Важным является и качественное разнообразное питание (в идеале, бесплатное), наличие оборудованного медицинского кабинета, центра творчества и развлечений, спортивного и тренажерного зала, бассейна.

Вторая группа потребностей решается как технически (современная охрана, видеонаблюдение, пропускная система), так и психологически (работа психолога с коллективом, обнаружение рисков, конфликтов и их решение). Наличие охраны в школе особо не влияет на спокойствие детей - за это скорее переживают родители, но на подсознательном уровне благодаря охране дети будут чувствовать защищенность.

Третья группа потребностей - это потребности в принадлежности и любви, желание иметь совместный опыт. В этом помогут групповые виды занятий, игровые уроки. При этом учитель должен не отстраняться от группы учащихся, а быть ее частью.

Четвертая группа потребностей - потребности уважения (и самоуважения). Для учителя это значит - хвалить за достижения, не манипулировать, не оскорблять. Реализация третей и четвертой групп потребностей полностью зависит от личных и профессиональных качеств педагогов.

Теперь (в идеале) у класса есть познавательная потребность: учащиеся хотят получать новые знания, умения, навыки, хотят понимать новый мате-

риал. Постепенно на основе познавательной потребности формируются устойчивые познавательные интересы. Но мало вызвать эту потребность, ее нужно удовлетворить. Для этого, опять же, большое значение имеет финансирование образования. Необходимо разнообразное демонстрационное и лабораторное оборудование, модели, карты и схемы, интерактивные доски. Кроме того, важно усвоение знаний.

В «устойчивой» системе образования удовлетворяются и оставшиеся две группы потребностей: эстетические (на территории школы множество растений, дворики для отдыха, фонтаны, ботанический сад, в здании новая мебель, шторы, картины, скульптуры, мягкая мебель; благоустройство территории школы (силами школьного сообщества) - одна из важнейших задач устойчивого развития) и потребность в самоактуализации - ученик хочет реализовать свои цели, способности (в чем ему помогают опытные психологи, учителя, тьюторы).

Для повышения эффективности школьной системы в целях реализации УР предлагаем кардинально реформировать процесс обучения. А именно, увеличить срок обучения на два года (с 6 до 18 лет; 6 лет - «подготовительное обучение», 18 лет - «высшая школа»). На этапе «подготовительное обучение» проводится работа психологов с поступившим в учебное заведение - ведется индивидуальная работа с детьми, выявляются задатки учащихся, которые впоследствии будут развиты в способности (в течение всего периода обучения в школе). Важно, чтобы ребенку был предоставлен весь спектр дополнительных предметов для развития задатков: музыка и пение, рисование, хореография, поэзия и проза, техническое творчество, театр, черчение и т.д. (как курсы по выбору).

В начальной школе (7-9 лет) происходит развитие социального аспекта -ребенок сближается со сверстниками, организатором культурно-познавательных мероприятий устраиваются регулярные поездки с детьми, а также конкурсы, посещение музеев, праздники, развивающие игры и т.д. (что требует увеличения государственного финансирования образования, но в целях УР это становится необходимостью). К концу этого этапа (9 лет) у учащегося складываются морально-этические нормы. Стоит сказать, что этические установки в школе сейчас - это отношения между людьми, отношения в обществе, в то время как этические установки в школе в модели устойчивого развития должны включать в себя и отношения (через ответственность за текущие поступки) с будущими поколениями, а также отношения с окружающей средой. К концу этапа учебная нагрузка несколько снижается, увеличивается познание через альтернативные источники знаний - литература, кинематограф, посещение музеев. Очень важно использовать достижения возрастной психологии (см., например, [18]) и применять их на практике, например не оценивать критически затруднения в учебе - так формируется уверенность в себе, компетентность.

В 10-14 лет ребенок учится в средней школе. В 10 лет ребенок хочет быть равным со всеми: вводится единая школьная форма, профессиональные педагоги проявляют ко всем индивидуальные субъект-субъектные отношения, избегая сравнений ребенка со сверстниками, а сравнивая его лишь с ним самим в прошлом (см., например, [19]). Даются общие знания

по всем предметам. Курс школьных предметов углубляется и достигает максимума, что позволяет ребенку выбрать «свое». В 15-16 лет (средняя полная школа) у ребенка появляется потребность самоопределиться. Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением, подготовкой к самостоятельной жизни, обретением профессии (начальных профессиональных навыков) - они приобретают личностный смысл. Обучение становится профильным, учебная деятельность - учебно-профессиональной, реализующей профессиональные устремления. Детей знакомят с различными профессиями - вводится предмет «профориентация». Предмет предполагает периодические поездки детей на различные фабрики, предприятия и т.д. В советское время создавались учебно-производственные участки на предприятиях, межшкольные учебно-производственные мастерские и комбинаты. Это давало хороший результат, было бы неплохо это вернуть. Формируется целостная система взглядов, знаний, убеждений, жизненной философии. Крайне важно на этом этапе сформировать философское мировоззрение. По окончании этапа проводятся устные экзамены по всем профильным предметам.

«Высшая школа» - 17-18-й год. Образование на данном этапе из традиционной системы плавно переходит в гуманистическую (нет разделения на мир детства и мир взрослых, принцип диалогизма - взрослый и ребёнок равны, учатся друг у друга и т.д.). На данном этапе обобщаются все знания, полученные учащимся ранее (с акцентом на межпредметность), проходит полноценное профильное и профессиональное обучение, в итоге проводятся устные экзамены. Учащийся получает аттестат высшего школьного образования и базовую специальность.

В целях устойчивого развития государства и общества мы получаем выпускников образованных (практические навыки применения знаний, экологическое образование), воспитанных (экологическое и моральное воспитание), социально адаптированных и творческих. Выпускников, сильные стороны которых (задатки) целенаправленно развиты до возможного максимума. Окончив школу, такой выпускник должен иметь полное представление об окружающем его мире, должен знать о различных профессиях и сделать адекватный выбор будущего места своей работы и, собственно, выбрать подходящее учебное заведение. Ведь на данный момент большинство выпускников школ не самоопределились с жизненным путем и вообще не готовы к взрослой жизни. Педагог должен проделать непростую работу, направленную на то, чтобы из школ выходили умные, целеустремленные дети. Минимумом для каждого ребенка станут базовые знания по всем предметам, осознание экологической ответственности, усвоение моральных норм и правил поведения в обществе. Но в идеале мы получим личность, умеющую устанавливать связь между поколениями (с точки зрения УР), осознавать влияние (уметь прогнозировать последствия) наших действий на будущие поколения, понимать, как функционирует общество и как оно взаимодействует с окружающей средой, уважительно относиться к природе, понимать взаимосвязь экологических проблем локального и глобального масштаба - видеть способы искоренения причин экологических проблем локального уровня. Соотносить свои личные интересы с интересами общества и природы. А главное, видеть мир

как единую систему взаимодействующих частей и понимать, как одни процессы влияют на другие.

Наконец, следует рассмотреть вопрос о подготовке учителей. Обучение в педагогических вузах, к сожалению, идет крайне непрогрессивно (в современных условиях). Никаких установок на устойчивое развитие в большинстве вузов не дается. Поэтому, для того чтобы получить педагога во благо популяризации и формирования у нового поколения сознания, соответствующего устойчивому развитию, крайне необходимо скорректировать процесс обучения в современном педагогическом вузе. Для этого необходимо сформировать у будущих учителей устойчивый образ жизни и способы передачи такого образа ученикам. Необходимо включить в программу педагогических вузов обязательные курсы по устойчивому развитию, дать понять студентам значимость их будущей профессии, их миссию в жизни нашей страны, в том, что они в силах изменить ее к лучшему, изменяясь в лучшую сторону самим и воспитывая поколения школьников.

Географическое положение России в мире, ее природный и человеческий потенциал позволяют говорить о больших возможностях страны в реализации стратегии устойчивого развития, но это возможно лишь при усилении роли государства в общественных процессах, при формулировании государством четкой цели: к чему народу идти и каким образом это будет осуществ -ляться. Обеспечить реформирование образования - несложная задача, если мы действительно хотим, чтобы наши дети были образованными, а государство сильным и процветающим, «устойчивым». Но для этого государство должно выступить в роли идеолога. Без сильной и идейной государственной власти реализация УР невозможна.

Внедрение идей устойчивого развития в школы способно сделать обучение целостным, практико-ориентированным. Но для того чтобы переориентация школьного образования на УР давала эффект, необходимо не просто проведение социальных и экологических акций, субботников, моральных установок на уроках (то, что есть сейчас). Необходима, во-первых, идеологическая работа: формирование устойчивого мышления и устойчивого образа жизни (соответствующих ценностей), а во-вторых, системная работа по социализации учащихся и их экологическому образованию и воспитанию, по внедрению практик экологических моделей поведения. Необходимо помнить, что УР это не только экологическая безопасность, но и экономическая и социальная, поэтому в переориентации школы должны играть роль все эти аспекты.

В условиях евразийской интеграции (и будущей, возможной, унификации образования) очень важно принять новую, устойчивую модель образовательных учреждений. Идеи УР должны быть не только известны, но и широко распространены в обществе, должны быть люди, имеющие образование в области устойчивого развития и у этих людей должна быть определенная власть. Популяризация идей УР в обществе должна происходить в форме специальных видеороликов на телевидении, издания научно-популярной литературы, проведения муниципальных, государственных и международных акций, посвященных УР и привлекающих внимание к решению глобальных проблем человечества и локальных проблем регионов. Но именно школа ста-

нет самой продуктивной площадкой для распространения и прививания устойчивого образа жизни. Поэтому переориентация образования на устойчивое развитие - это актуальный вопрос XXI века.

Литература

1. Назарбаев Н.А. Ключи от кризиса // Российская газета. Центральный выпуск. 2009. 2 февр.

2. Урсул А.Д. Устойчивое развитие: концептуальная модель // Национальные интересы. 2005. № 1.

3. Словарь Лопатникова. [Электронный ресурс]. URL: http://slovar-lopatnikov.ru/slovar/ u/ustojchivoe-razvitie/ (дата обращения 31.12.2013)

4. Урсул А.Д. Национальная идея и глобальные процессы: безопасность, устойчивое развитие, ноосферогенез // NB: Национальная безопасность. 2013. № 2

5. The Talloires Declaration. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ulsf.org/ pro-grams_talloires_td.html (дата обращения 31.12.2013)

6. The Earth Charter [Электронный ресурс]. URL: http://www.earthcharterinaction.org/ con-tent/pages/Read-the-Charter.html (дата обращения 31.12.2013)

7. Вступительное и заключительное слово на общественных слушаниях «Закон о добровольности единого государственного экзамена. Какой человек нужен России?» [Электронный ресурс]. URL: http://www.smolin.ru/duma/audition/2008-03-05.htm (дата обращения 3.06.2014)

8. Арнольд В.И. Новый обскурантизм и российское просвещение. М.: ФАЗИС, 2003. 60 с.

9. Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития. 2005 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iseu.by/mA2_100229_1_67497.pdf (дата обращения 13.06.2014)

10. Основные положения стратегии устойчивого развития России / под ред. А.М. Шеле-хова. М., 2002. 161 с.

11. Немцев И.А. Устойчивость территорий в Евразийском Союзе как реализация социальной компоненты устойчивого развития. Наука и образование: векторы развития: Материалы I Международной научно-практической конференции. 25 ноября 2013 г. / гл. ред. М.П. Нечаев. Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2013. 884 с.

12. Немцев И.А. Школа развития личности. Молодежь и наука XXI века: Материалы XII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. В 4 т. Красноярск, 17 мая 2011 г. / отв. за выпуск В.И. Пихути-на. Красноярск, 2011. Т. 1. 258 с.

13. Maslow A. H. Motivation and Personality. New York: Harper & Row, 1954.

14. Немцев И.А. Перспективы информатизации общеобразовательного учреждения с использованием информационной системы netschool. Инфо-Стратегия 2013: Общество. Государство. Образование: Сборник материалов конференции. Самара, 2013. 424 с.

15. Что такое Net.School? [Электронный ресурс]. URL: http://www.net-school.ru/prod_about.php (дата обращения 11.12.2013)

16. Рябова Н., Новикова Т. Обучение демократии. В поисках гармонии. Образование для устойчивого развития. Экодом. Минск, 2007

17. Maslow A. H. Motivation and Personality. New York: Harper & Row, 1954.

18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 7-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 456 с.

19. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Кн.2: Психология образования. 608 с.

Nemtsev Ivan A. Siberian Federal University (Zelenogorsk, Russian Federation)

IMPLEMENTATION OF THE IDEAS AND PRINCIPLES OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN EDUCATION

Keywords: sustainable development, modernization of education, eco-schools, electronic technologies, «sustainable» education, ideology, information society, the Eurasian Union, globalization and education

The article is an attempt to describe the socio-philosophical and organizational aspects of the model of an educational system for sustainable development. Critical assessment of the existing education system is given it is shown that the modern education is aimed at a model of unsustainable development. Education and training at school is proposed as a platform for sustainable life styles in order to implement sustainable development strategies. It is proposed to transfer to a new system of education: education for sustainable development. The methods and concepts of environmental education are considered as appropriate to sustainable development paradigm. The methodological basis of this study is the dialectical method as the confrontation of traditional education system and the requirements of the transition to a sustainable model of education. Scientific methods are used, such as abstraction, idealization, comparison, modeling, analysis, synthesis, etc. The solution of the investigated problem is based on the statements and conclusions on the studied subjects contained in the writings of modern Russian and foreign authors, researchers and philosophers. It is concluded there is need and possibility to establish a system of education aimed at sustainable innovative development of a society. The conception of school (Eco-schools), and a system (model of environmental education, the introduction of a variety of disciplines, etc.), are proposed as well as gradual steps of transfer of the education to sustainable development.

References

1. Nazarbaev N.A. Klyuchi ot krizisa [Keys to the crisis]. Rossiyskaya gazeta, 2009, 2nd February.

2. Ursul A.D. Ustoychivoe razvitie: kontseptual'naya model' [The sustainable development: a conceptual model]. Natsional'nye interesy, 2005, no. 1.

3. Slovar' Lopatnikova [The Lopatnikov Dictionary]. Available at: http://slovar-lopatnikov.ru/slovar/u/ustojchivoe-razvitie/. (Accessed: 31st December 2013).

4. Ursul A.D. Natsional'naya ideya i global'nye protsessy: bezopasnost', ustoychivoe razvitie, noos-ferogenez [The national idea and global processes: security, sustainable development, noospherogene-sis]. Natsional'naya bezopasnost' - National Security, 2013, no. 2, pp. 1-66. DOI: 10.7256/23060417.2013.2.541

5. The TalloiresDeclaration. Available at: http://www.ulsf.org/programs_talloires_td.html. (Accessed: 31st December 2013)

6. The Earth Charter. Available at: http://www.earthcharterinaction.org/content/pages/Read-the-Charter.html. (Accessed: 31st December 2013)

7. Opening and closing remarks at the public hearings "Law on voluntary unified state exam. What people need Russia?" Available at: http://www.smolin.ru/duma/audition/2008-03-05.htm. (Accessed: 3rd June 2014). (In Russian).

8. Arnold V.I. Novyy obskurantizm i rossiyskoe prosveshchenie [New Russian obscurantism and enlightenment]. Moscow: FAZIS Publ., 2003. 60 p.

9. The UNECE Strategy for Education for Sustainable Development. 2005 Available at: http://www.iseu.by/rn/12_100229_1_67497.pdf. (Accessed: 13th June 2014). (In Russian).

10. Shelekhov A.M. (ed.) Osnovnye polozheniya strategii ustoychivogo razvitiya Rossii [The main provisions of the sustainable development strategy in Russia]. Moscow, 2002. 161 p.

11. Nemtsev I.A. [Stability of territories in the Eurasian Union as the implementation of social components of sustainable development]. Nauka i obrazovanie: vektory razvitiya. Materialy IMezhdunarod-noy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Science and education: the vectors of development. Proc. of the 1st International Scientific and Practical Conference]. Cheboksary: Ekspertno-metodicheskiy tsentr Publ., 2013. 884 p. (In Russian).

12. Nemtsev I.A. [The school of personality development]. Molodezh' i naukaXXI veka: Materialy XII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh [The Youth and Science of the 21st Century: Proc. of the 12th All-Russian scientific-practical conference of students, graduate students and young scientists]. Krasnoyarsk, 2011, vol. 1, 258 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Maslow A. H. Motivation and Personality. New York: Harper & Row, 1954.

14. Nemtsev I.A. [Prospects for Informatization of educational institution using the information system netschool]. Info-Strategiya 2013: Obshchestvo. Gosudarstvo. Obrazovanie: Sbornik materialov konferentsii [Info Strategy 2013: The Company. State. Education: Proc. of the conference]. Samara, 2013. 424 p. (In Russian).

15. Chto takoe Net.School? [What is Net. School?]. Available at: http://www.net-school.ru/prod_about.php. (Accessed: 11th December 2013)

16. Ryabova N., Novikova T. Obuchenie demokratii. Vpoiskakh garmonii. Obrazovanie dlya ustoy-chivogo razvitiya. Ekodom [Education democracy. In search of harmony. Education for Sustainable Development. Ecodom]. Minsk, 2007

17. Maslow A. H. Motivation and Personality. New York: Harper & Row, 1954.

18. Mukhina V.S. Vozrastnayapsikhologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo [Psychology: phenomenology of development, childhood, adolescence]. Moscow: Akademiya Publ., 2003. 456 p.

19. Nemov R.S. Psikhologiya. V 3-kh kn. [Psychology. In 3 vols.]. Moscow: VLADOS Publ., 2001, vol. 1, 608 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.