Научная статья на тему 'Образование для устойчивого развития в Западной модели образования'

Образование для устойчивого развития в Западной модели образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
651
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / SOCIETY / EDUCATION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власюк Наталья Николаевна

В статье исследуется концепция образования для устойчивого развития в западной модели образования. Автор рассматривает опыт США, Франции и Великобритании, который показывает, что важнейшим условием внедрения идеологии устойчивого развития в общество через каналы образования является широкое согласие в обществе и взаимопонимание в различных его секторах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власюк Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN THE WESTERN MODEL OF EDUCATION

The paper focuses on the concept of education for sustainable development in the western model of education. The author considers the experience of the U.S., France and Britain, where the most important condition for the ideology of sustainable development is a consensus in society and understanding in its various sectors.

Текст научной работы на тему «Образование для устойчивого развития в Западной модели образования»

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© Н.Н. Власюк

УДК 37.0

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ЗАПАДНОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

Н.Н. Власюк (Новосибирск, Россия)

В статье исследуется концепция образования для устойчивого развития в западной модели образования. Автор рассматривает опыт США, Франции и Великобритании, который показывает, что важнейшим условием внедрения идеологии устойчивого развития в общество через каналы образования является широкое согласие в обществе и взаимопонимание в различных его секторах.

Ключевые слова: общество, образование, устойчивое развитие, образование для устойчивого развития.

В современных условиях резко возрастает значимость разрешения глобальных проблем, угрожающих существованию всего человечества. Многие из этих глобальных проблем появились и актуализировались к настоящему времени вследствие необузданной и неуправляемой экономической деятельности человеческого общества, безо всякой меры извлекающего природную ренту и увеличивающего антропогенную нагрузку на весь земной шар. В связи с этим человечество в настоящее время встало перед насущной необходимостью разработки и внедрения в общественную жизнь концепции разумного социального поведения и развития.

Среди возможных сценариев

совершенствования общества особое место занимает концепция устойчивого развития как важнейший проект развития человечества в XXI в.

Для достижения «устойчивого развития» общества недостаточно мощного индустриального потенциала и быстрого экономического роста. Непременным условием поступательного развития современного общества является постоянное совершенствование системы образования.

В сущности, устойчивое развитие общества является процессом изменений, в котором образование повышает ценность текущего и будущего потенциала как общества в целом, так и потенциала (любого) региона

[1]. Поэтому ядром устойчивости общества является образование, формирующее духовнонравственные ценности и весь комплекс практических знаний и умений, включая и технологии, которыми владеет современное человечество, совместно направленные на развитие совершенства общественных отношений.

Власюк Наталья Николаевна - доцент кафедры иностранных языков ИЕСЭН, Новосибирский государственный педагогический университет.

E-mail: [email protected]

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Официальная кампания, направленная на то, чтобы объединить идею устойчивого развития с системой образования и подготовки кадров, была инициирована ЮНЕСКО в начале 90-х годов прошлого века [2]. Основными компонентами образования для устойчивого развития, согласно документам ЮНЕСКО и ряда международных совещаний (Конференция ООН по окружающей среде и развитию,1992; Всемирный форум по образованию, Дакар, 2000; Всемирный Саммит по устойчивому развитию, Йоханнесбург, 2002

[2]) можно считать:

- образование (обучение);

- подготовка и переподготовка кадров;

- выработка навыков;

- формирование системы ценностей и воспитание;

- информирование и просвещения населения.

Рассмотрим как реализуется образование для устойчивого развития на конкретных примерах США, Великобритании и Франции.

«Образование и устойчивое развитие являются ключевыми для нашего экономического и экологической будущего, -отметил в своей речи на саммите по устойчивому образованию 21 сентября 2010 -министр образования США Арне Дункан, - до сих пор в основном у нас отсутствовало движение воспитывать наших детей чтобы подготовить их к участию в устойчивой экономике » [3].

Есть ли образование для устойчивого развития (ОУР) в Соединенных Штатах?

По мнению американских

исследователей [4] существуют два фактора, препятствующие установлению статуса образования для устойчивого развития (ESD) в Соединенных Штатах. Первый фактор -административная децентрализация

американской системы образования. Нет

ясности, центральной решительной программы для данного образования в традиционных дисциплинах.

Вторым фактором является

номенкулатурное разнообразие ОУР в Соединенных Штатах. ОУР продвигается и проводится под различными названиями. Самым очевидным из них является экологическое образование. Есть также ОУР-проекты, связанные с гражданским образованием, и образованием в традиционных академических дисциплинах (особенно в естественных науках, общественных науках и истории). Даже проекты, которые переписываются по международным принципам ОУР, как правило, носит немного отличающееся название: образование для

устойчивости.

В оценке статуса американского ОУР, особую роль играет экологическое образование. База экологического образования распространилась и в формальных и в неформальных образовательных контекстах, и экологическое образование достигло степени господствующего принятия. Много педагогов, занимающихся проектами, связанными с ОУР в Соединенных Штатах, идентифицируют свою работу с экологическим образованием. Хотя, большинство американских практиков экологического образования и ОУР соглашается, что их работа имеет взаимный интерес, пересекается и в педагогических методах, и в подаче материала.

Хотя у Соединенных Штатов в настоящее время нет санкционированной правительством программы для ОУР, такая программа была 13 лет назад. Соединенные Штаты были одной приблизительно из 70 стран, которая созвала национальный совет по устойчивому развитию в ответ на Программу 21, Рио. Этот совет, названный президентским Советом по Устойчивому развитию (PCSD), включал

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

видных представителей правительства, промышленности и неправительственных организаций. К сожалению, работа Совета имела незначительное влияние на

законодательный процесс.

Однако Совет ясно сформулировал детальную идею устойчивого развития, которая и подобна и отлична от представленных в отчете Брундтландт (Мировая Комиссия по Окружающей среде и развитию, 1987) и других влиятельных международных стратегических документах. На самом высоком тематическом уровне идея устойчивого развития США содержит те же самые две темы, которые являются главными в отчете Брундтландт: относительно

преемственности разных поколений и

«тройной связи» окружающей среды, экономики, и социальной сферы. Эти темы ясно видны в заявлении PCSD:

Однако в итоге PCSD ориентировался на механизмы технологического и мирового рынка как средства, которыми будет достигнуто более жизнеспособное будущее. PCSD сделал большой акцент на "стимулах рынка и власти потребителей [которые] могут привести к существенным улучшениям в экологической эффективности с наименьшими затратами (по меньшей стоимости.)" (PCSD, 1999, р. V) [4].

Американский исследователь Орр именовал эту ориентацию как

технологическую устойчивость: вера, что

основные проблемы устойчивого развития могут быть рассмотрены через увеличение эффективности технологических новшеств без потребности в изменении основных

ценностей, которые стимулируют

производство и потребление.

PCSD последовательно использовал фразы образование для устойчивости вместо «образования для устойчивого развития».

Практики и исследователи, которые одобряют «образование для устойчивости», делают акцент на этимологическом значении слова «sustainable», отмечая, что в самом общем виде оно наводит на мысль о способности противодействовать давлению и нажиму со стороны каких-либо сил. К тому же, оно несет меньше идеологической нагрузки, связанной со словом «развитие», «включая меньшее количество намеков неолиберальной экономической политики и расширяющиеся режимы производства и потребления». Развитие, понимаемое традиционно не жизнеспособно.

PCSD ясно сформулировал идею образование для устойчивости, заявляя: «Образование для устойчивости -пожизненный процесс обучения, который приводит к информированности и вовлечению населения, имеющего навыки творчески решать проблемы, научную и социальную грамотность, к участию в ответственных отдельных и совместных действиях, направленных на формирование экологически, экономически преуспевающего, и

равноправного общества нынешнего и будущего поколений» [3].

Принципы, лежащие в основе образования для устойчивости, связаны с пожизненным обучением, практическим основанным на опыте обучением, основанным на сообществе обучением, технологией, семейной причастностью, и личной ответственностью. Такая широкая форма образования для устойчивости не могла быть добавленной к американской образовательной системе; оно должно было бы быть введено повсюду.

Таким образом, американское ОУР находится на сравнительно ранней стадии развития. Несмотря на расширяющуюся основу общественной поддержки, ее рост

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

ограничен отсутствием национальной

программы по ОУР, охватывающей все сектора систематического образования; внутренние идеологические конфликты и исторически двойственное отношение

экологического образования и ОУР. Хотя больше учителей пытается соединить экологическое образование или материалы ОУР в их обучении, есть мало признаков, что они хорошо подготовлены сделать такую работу. И, наконец, неразработанность методологической базы, не позволяют должным образом вводить ОУР в образовательную модель США.

Взвешенную, продуманную и

последовательную политику в области

образования по принципам устойчивого

развития пытаются проводить Франция и Великобритания. В июне 2003 г. правительство Франции одобрило к исполнению Национальную стратегии устойчивого развития, проект, ключевыми понятиями которого являются солидарность и ответственность в деле конкретного осуществления концепции устойчивого развития. Можно выделить два основных направления этой стратегии:

1. Активная направленная

координированная политика государства,

проводимая различными ведомствами.

2. Проведение комплексов практических

мероприятий в постоянном сотрудничестве государственных инстанций с

децентрализованными структурами

(гражданское общество, местные органы самоуправления).

В 2004 г. в силу вступил новый закон об экологическом воспитании, который ввел в официальные школьные программы концепцию устойчивого развития. В начальной школе эта программа базируется на приобретении знаний и навыков, практически

связанных с решением конкретных задач по проблематике окружающей среды. В колледже программа затрагивает практически все учебные дисциплины: историю, географию, технологию, точные науки, гражданское воспитание, спорт, так как все эти предметы несут в себе элементы, позволяющие понять и раскрыть основные проблемы поля концепции устойчивого развития. В лицее в зависимости от типа выбранного диплома подключаются другие дисциплины: экологические и

социальные науки, философия,

профессионально-ориентированные [5].

В Великобритании, так же как и во Франции, признается, что стартовым механизмом для запуска соответствующих образовательных инноваций стали документы, принятые в Рио-де-Жанейро в 1992 г.

В качестве важнейшего условия внедрения идеологии устойчивого развития в общество через каналы образования и просвещения британские эксперты У. Скотт, Ф. Фэйд и С. Тух [6] рассматривают широкое согласие в обществе и взаимопонимание в различных его секторах. По-видимому, именно наличие, в известной мере, таковых принципов в современном британском обществе -согласия и взаимопонимания - обусловило определенный успех в рассматриваемой сфере в Великобритании и во Франции.

В британской системе образования довольно четко выделяется четыре следующих сектора: школьный, высшего образования,

неформальный образовательный, переподготовки специалистов и повышения квалификации. Идеология устойчивого развития внедряется в Великобритании на всех уровнях образования, начиная со школьного. В числе основных каналов ее распространения остается относительно традиционное для страны экологическое образование. Одно из самых известных толкований образования для

2(6) 2012

устойчивого развития приводится в докладе именно Совета по экологическому образованию, в котором оно трактуется как «знание, необходимое для поддержки и улучшения качества нашей жизни и качества жизни последующих поколений. Это то, что вооружает людей, их группы, бизнес и правительства знаниями о том, как жить и действовать устойчиво, а также дает им понимание экологических, социальных и экономических условий обеспечения устойчивости» [6].

Таким образом, исходя из опыта западных стран можно выделить следующие важные аспекты по обучению устойчивому развитию для России:

- оно должно стать обязательным циклом, входящим в общую образовательную сетку по межпредметному принципу;

- должны быть выработаны ключевые определения в терминологии, чтобы избежать разночтения и недостаточного понимания в области устойчивого развития;

- знания, необходимые для обеспечения на деле устойчивого развития, предполагают развитие и поддержку всех секторов общества, правительственных и неправительственных организаций, достаточное освещение в СМИ, более широкое вовлечение гражданского общества на основе согласия и

ISSN 2226-3365

взаимопонимания;

- разработка концепции образования для устойчивого развития должна стать методологической основой реализации концепции устойчивого развития.

В целом, план действий по обеспечению взаимодействия процессов образования и устойчивого развития в РФ должен быть направлен на:

- содействие внедрению идеологии устойчивого развития в мировоззрении и модели поведения населения;

- содействие превращению образования в один из ключевых элементов долговременной стратегии развития страны;

- формирование институциональных основ образования для устойчивого развития в РФ и ее субъектах;

- формирование научно-методических основ образования для устойчивого развития и внедрения его во все структуры общего, профессионального и неформального образования в стране;

- обеспечение государственной поддержки формирования правовой и материально-технической базы образования для устойчивого развития;

- приоритетное обеспечение подготовки преподавателей для сферы образования для устойчивого развития.

www.vestnik.nspu.ru

СТИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Власюк Н.Н. Образование как фактор адаптации общества к устойчивому развитию: методологические основания проблемы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2011. - № 4. - С. 7-15.

2. Образование в интересах устойчивого развития в международных документах и соглашениях.

- Москва: ЭКО-Согласие, 2005. URL: http://lib.irk.ru/otdels/oek/doc/Uchimsya%20myslit.pdf

(дата обращения: 28.08.2010).

3. U.S. Department of Education, Office of the Under Secretary, Proceedings Report From the Sustainability Education Summit, September 20-21, 2010, Washington, D.C., 2011. URL: www2.ed.gov/.../reports/.../sustainability/su. (дата обращения 08.03.2012).

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Noah Feinstein. Climate Change and Sustainable Development:The Response from Education , 2009. URL: http://dpu.dk/RPEHE and http://edusud.dk 2009 (дата обращения 11.03.2012).

5. Просперини Я. Франция в поисках новой этики образования // Наука и образование в интересах устойчивого развития. - М., 2006. - С. 212-217.

6. Мазуров Ю.Л., Малахова С.М. Образование в области устойчивого развития в Великобритании. URL: http://www.geogr.msu.ru/ESD (дата обращения: 21.06.2007).

UDC 37.0

EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN THE WESTERN MODEL OF EDUCATION

N.N. Vlasjuk (Novosibirsk, Russia)

The paper focuses on the concept of education for sustainable development in the western model of education. The author considers the experience of the U.S., France and Britain, where the most important condition for the ideology of sustainable development is a consensus in society and understanding in its various sectors.

Keywords: society, education, sustainable development, education for sustainable development.

Vlasjuk Natalia Nikolaevna - the associate professor of faculty of foreign languages of Institute of natural social and economic sciences, Novosibirsk State Pedagogical University E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.