Научная статья на тему 'Концепции устойчивого развития в экологическом воспитании молодежи Великобритании'

Концепции устойчивого развития в экологическом воспитании молодежи Великобритании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
578
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГИЯ / ОБЩЕСТВО / СТРАТЕГИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / ИЗМЕНЕНИЯ / РЕФОРМЫ / CRISIS / ENVIRONMENTAL EDUCATION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ECOLOGY / SOCIETY / STRATEGY / CONCEPTION / CULTURE / CHANGES / REFORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корякова Анна Николаевна

Статья посвящена анализу современных подходов экологического воспитания для устойчивого развития в Великобрита­нии. Для успешной реализации такой системы образования и воспитания необходим учет взаимосвязи экологических, эко­номических и социальных факторов развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корякова Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Main Ideas of Sustainable Development Conception in Environmental Education of the Youth in Great Britain

The article is devoted to the analysis of the approaches to environmental education providing sustainable development in the UK. The successful achievement of the aims of environmental education for sustainable development requires consideration of the inter­action of ecological, economic and social aspects of life.

Текст научной работы на тему «Концепции устойчивого развития в экологическом воспитании молодежи Великобритании»

Концепции устойчивого развития в экологическом воспитании молодежи Великобритании

А. Н. Корякова

Статья посвящена анализу современных подходов экологического воспитания для устойчивого развития в Великобритании. Для успешной реализации такой системы образования и воспитания необходим учет взаимосвязи экологических, экономических и социальных факторов развития.

Ключевые слова: кризис, экологическое воспитание, устойчивое развитие, экология, общество, стратегия, концепция, изменения, реформы.

The Main Ideas of Sustainable Development Conception in Environmental Education

of the Youth in Great Britain

А. N. Koryakova

The article is devoted to the analysis of the approaches to environmental education providing sustainable development in the UK. The successful achievement of the aims of environmental education for sustainable development requires consideration of the interaction of ecological, economic and social aspects of life.

Key words: crisis, environmental education, sustainable development, ecology, society, strategy, conception, culture, changes, reforms.

К началу третьего тысячелетия человечество подошло в состоянии кризиса цивилизации - экологического, экономического, демографического и социального. Особенно остро стоит проблема загрязнения окружающей среды. На протяжении многих лет состояние окружающей среды не улучшается, несмотря на значительные усилия, предпринимаемые развитыми странами. Потре-бительско-технологический подход к природе, отношение к ней как к бесплатному неисчерпаемому источнику богатств привели к неустойчивости взаимодействия природы и общества.

Важнейшим импульсом для создания «устойчивой цивилизации» явилась конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в Рио-де-Жанейро в 1992 г. и определившая новую культурную концепцию для всех народов мира. На ней была разработана «Повестка дня на 21 век», включающая эколого-политический каталог мероприятий и план действий на грядущее столетие [2]. В данном документе ранее разделяемые сферы - экологическая и социальная - признаются как факторы, дополняющие друг друга. Конференция показала, что окружающая среда и социально-экономическое развитие больше не могут рассматриваться как изолированные области.

«Повестка дня на 21 век» указала на необходимость повышения восприимчивости людей, их активности, степени участия в поиске решения проблем сохранения окружающей среды.

Концепция устойчивого развития видится сегодня основой перспективного образования, которое понимается гораздо шире, чем традиционное экологическое образование, и превращает-

ся в обязательную международно-правовую государственную цель.

За последнее десятилетие приобрела популярность концепция образования для устойчивого развития (ОУР), пропагандируемая на Всемирном Саммите (Йоханнесбург, 2002 г.), где была объявлена Декада образования для устойчивого развития, важнейшей задачей которого является развитие системы непрерывного экологического образования.

Сегодня система экологического образования и воспитания выступает одним из основных факторов перехода к устойчивому развитию и призвана обеспечить экологическое сознание, способное, наряду с чистым обретением знаний, формировать общественное мнение, политическую волю граждан, а также вызывать доверие в социуме. В сущности, речь идет об обеспечении через систему образования нового, ориентированного на будущее, экологического мышления. Воспитание для обеспечения устойчивого развития становится концепцией, ориентиром для всех экономических, законодательных, образовательно-политических проектов и должно служить масштабом их оценки.

В настоящее время все большее значение приобретает необходимость систематического отслеживания и анализа экологических ценностных представлений как на уровне государств, так и в рамках международных исследований. Использование мирового опыта в условиях взаимосвязи, взаимозависимости стран современного мира становится перспективным подходом в решении глобальных экологических проблем.

Организованная в Великобритании Комиссия по устойчивому развитию регулярно отслеживает

степень реализации ключевых директив «Повестки 21», касающихся, в первую очередь, образования. Целью социологического исследования 2008 г. было выявление уровня включенности идей устойчивого развития в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ в Соединенном Королевстве [8].

В результате исследования выявлено соотношение основных факторов устойчивого развития в школьной политике. Прослеживаются все четыре ключевые идеи концепции, однако преимущество отдается таким сферам, как социальное равенство и сохранение окружающей среды. Вопросы экономического процветания и глобального развития - на последнем месте.

Таблица 1

Аспекты школьной политики в области устойчивого развития_

Социальное равенство 83 %

Сохранение окружающей среды 73 %

Экономическое процветание через разумное использование ресурсов 52 %

Глобальное развитие 39 %

Исследование также позволило сделать вывод тию, является проблема сохранения окружающей о том, что главной изучаемой школьниками среды. Данный аспект отметили все 250 школ,

проблемой, относящейся к устойчивому разви- участвующих в опросе.

Таблица 2

_Изучение в школах основных аспектов устойчивого развития_

Сохранение окружающей среды 100 %

Глобальное развитие 96 %

Социальное равенство 92 %

Экономическое процветание через разумное использование ресурсов 65 %

Удалось оценить и потенциал учебных дисциплин в изучении проблем окружающей среды.

Таблица 3

_Учебные предметы, затрагивающие вопросы окружающей среды_

География 88 %

Естествознание 78 %

Внеклассное обучение 68 %

Санитарно-просветительское обучение 45 %

Религиозное обучение 14 %

В связи с тем, что основной идеей устойчиво- циально-экономической деятельности, предпола-го развития является баланс экологической и со- гается изучение данных аспектов во взаимосвязи.

Таблица 4

Учебные предметы, затрагивающие вопросы взаимовлияния экологического _и социально-экономического факторов развития_

География 86 %

Естествознание 80 %

Внеклассное обучение 74 %

Санитарно-просветительское обучение 56 %

Религиозное обучение 12 %

Следует отметить, что внеклассное обучение, не являясь отдельной учебной дисциплиной, обладает в обоих случаях высоким потенциалом в

продвижении идей устойчивого развития. Это подтверждают и следующие данные:

Таблица 5

Виды внешкольной деятельности, охватывающие тематику устойчивого развития

Проекты 76 %

Клубы 65 %

Конкурсы 50 %

Программы международного обмена 21 %

Выпускникам школ был задан вопрос о том, какие действия они считают «устойчивыми», и как часто их выполняют.

Таблица 6

Действия

Регулярно Иногда Редко Никогда

Стараюсь пользоваться общественным транспортом или ходить пешком 56 % 20 % 14 % 10 %

Не оставляю включенным свет 49 % 20 % 17 % 14 %

Участвую в волонтерских мероприятиях по защите окружающей среды 25 % 37 % 28 % 10 %

Покупаю продукцию, не наносящую вреда окружающей среде 22 % 32 % 27 % 18 %

Делаю благотворительные взносы 20 % 47 % 30 % 3 %

Результаты опроса указывают на преобладание природоохранных действий подростков, что свидетельствует о сформированности навыков экологического поведения и верном курсе учебно-воспитательного процесса.

Британская правительственная комиссия по образованию для устойчивого развития, работающая над содержанием и задачами учебно-воспитательного процесса, еще в 1998 г. представила первый доклад, детализирующий программу работы до 2010 г. [6]. Одним из основных положений доклада является утверждение приоритета экологического образования в Национальной программе, равно как гражданского и культурологического. Эти сферы отмечены как особо значимые в подготовке подрастающего поколения и требующие особого внимания.

Осознание значимости детей и молодежи в обеспечении устойчивого будущего актуализировало деятельность британских исследователей по разработке новой документации, регламентирующей работу с молодым поколением. Широко обсуждаемая концепция устойчивого развития повлекла за собой ряд вопросов, связанных со значением и причинами включения данного концепта в основу работы с молодежью, а также путями осуществления данного процесса.

По мнению большинства ученых и педагогов, сегодня необходим целостный подход к рассмотрению потребностей, ценностей, прав и обязанностей подростков, подразумевающий построение динамичной системы взаимодействия и взаимозависимости. Особо подчеркивается необходимость обеспечения молодого поколения правдивой, полной информацией о происходящих в современном мире политических, социальных и экономических процессах [3, с. 105].

Одним из значимых документов в области совершенствования воспитательной работы с молодежью в Великобритании является «Трансформация воспитания», разработанная специалистами Совета по экологическому образованию [8]. Ведущее положение данного документа - необходимость воспитания чувства ответственности за свои действия и поступки. Следует добиваться осознания детьми того, что образ жизни отдельного человека, целой нации не только влияет на

ситуацию в мире сейчас, в настоящее время, но и определяет состояние планеты в будущем. Основные идеи концепции устойчивого развития должны стать первостепенными в работе с подрастающим поколением, так как именно на него возлагается в будущем ответственность за принятие значимых для всего человечества решений.

Философия стратегии устойчивого развития прослеживается сегодня во многих правительственных документах, в которых работа с молодежным сектором является ключевой директивой

[5; 6].

Согласно британским правительственным документам, сегодня необходимо актуализировать и поощрять деятельность, которая служит идеям устойчивого развития, что означает работу по достижению лучшего качества жизни каждого человека сейчас и для будущих поколений и что возможно лишь при балансе социальной, экономической и экологической выгоды.

Интерпретация целевых установок концепции устойчивого развития относительно учебно-воспитательного процесса, содержащихся в документах Рио (1992), произведена авторитетными британскими экспертами в области образования и сводится к следующим положениям:

1) достижение признания вопросов окружающей среды и развития во всех секторах общества и их интеграция в образование на всех уровнях;

2) формирование национальных советов по координации экологического образования и оказание помощи образовательным учреждениям в разработке учебно-методических материалов;

3) обеспечение необходимой подготовки учителей и иных специалистов, связанных с внешкольным экологическим образованием;

4) учреждение национальных и региональных центров исследований в области экологического образования;

5) выстраивание партнерских отношений с неправительственными организациями с целью получения их поддержки в реализации приоритетных образовательных проектов;

6) поощрение социального участия в

формировании устойчивого производства и образа жизни [7, с. 26].

Анализ британских публикаций, в том числе электронных, позволяет судить о том, что инициативы Рио в области образования своевременно и широко представлены британской общественности и соответствующим структурам управления, благодаря чему обеспечена реакция на них со стороны центрального правительства страны, местных властей и неправительственных организаций - это отражается в значительном ряде различных видов деятельности по нормотворчеству в сфере образования, прикладным исследованиям, совершенствованию финансирования.

Одним из главных эффективных мероприятий, направленных на совершенствование образовательного процесса, можно считать целенаправленный пересмотр национальных учебных программ, повлекший за собой ряд инноваций, достижение внедрения основополагающих идей устойчивого развития в учебные планы всех стадий обучения.

В Великобритании также отмечен успешный опыт использования альтернативных подходов, нацеленных на изменение отношения учащихся к экологическим проблемам. Весьма популярна практика стимулирования аффективного познания учащихся, развивающая эмоциональное восприятие окружающего мира. Данный подход подразумевает акцентирование внимания детей на этических аспектах экологических проблем, предоставление возможности чувствовать результаты своей деятельности [9].

В основе аффективного подхода прослеживаются положения философской теории о поверхностном и глубинном энвайронментализме.

«Поверхностное экологическое движение» характеризуется как занимающееся «борьбой против загрязнения и истощения природных ресурсов», его цель - «здоровье и благосостояние людей в развитых странах» [4; 3].

«Глубинные» экологи утверждают, что именно такое, поверхностное созвездие суждений, ценностей и восприятий современного индустриального мира и стало причиной экологического кризиса, выход из которого возможен при условии изменения ценностных установок личности.

Для перехода к устойчивому развитию требуется становление экологического воспитания, основанного на холлистическом, системном видении мира, способствующего развитию экологического сознания.

Необходимо расширение границ идентификации, воспитание чувства единения с природой,

появляющегося в результате культивирования эмоциональных элементов познания окружающего мира.

Когнитивный процесс познания окружающей среды не включает качественного, глубокого опыта познания мира. Необходим учет такого компонента познания, как «до-интеллектуальный» - интуитивный, предполагающий монизм, осознание нераздельности, взаимосвязи с миром природы.

По мнению британских специалистов, этическая составляющая должна стать платформой экологического воспитания, направленного на формирование экологической культуры личности, навыков экоцентрической практической деятельности. Важно не только когнитивное, «классное» обучение, но и эмоциональный опыт, получаемый в процессе деятельности в природе.

Это целостное осознание окружающего мира, эстетические чувства и экологическая ответственность являются основой экологического сознания, формирование которого имеет большое значение в воспитании экологической культуры детей и прививается через целенаправленное обучение.

За рубежом все более популярной формой экологического воспитания становится экострои-тельство учебных заведений. Следует отметить, что школьные и дошкольные учреждения - это именно те учреждения, с которых должно начинаться экологическое воспитание будущих граждан.

Понятие «зеленое строительство» имеет множество определений, но цели его конкретны: рациональное использование водных, земельных и энергоресурсов, применение переработанных материалов [9]. Воспитательный аспект экострои-тельства заключается, прежде всего, в воздействии самой среды экологичных зданий и сооружений, прилегающих ландшафтов.

Ряд школ Великобритании успешно работает в данном направлении. Здания учебных заведений и прилегающие территории используются как модели окружающей среды. В качестве примера можно привести начальную школу Ливерпуля, построенную с учетом новейших технологий экостроительства: большие участки стеклянной крыши, отопительные системы с терморегуляторами, система сбора дождевой воды для хозяйственных нужд, ветряная турбина, «зеленые коридоры» на территории [8]. Следует отметить, что многие современные экошколы Соединенного Королевства обретают статус «устойчивые школы», в связи с чем разрабатываются не только стратегии разумного использования ресурсов

жизнедеятельности, но и планы преобразования политики учебного заведения в пользу устойчивого развития.

Таким образом, опыт Великобритании еще раз доказывает, что трансформация экологического воспитания с ориентиром на устойчивое развитие должна осуществляться на основе компромисса экологической, экономической и социальной сферы, достигаемого становлением нового, экологического мировоззрения, являющегося ядром экологической культуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Именно экологическое воспитание должно стать главным механизмом распространения идей устойчивого развития, принятого мировым сообществом.

Библиографический список

1. Программа действий. Повестка дня на 21 век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро. -Женева, Швейцария. Публикация Центра «За наше общее будущее», 1993.

2. Социально-педагогические основы воспитания экологической культуры детей и подростков в условиях модернизации образования. - М. , 2006. - 150 с.

3. Gayford, Chris, «Environmental Education in Schools: An Alternative Framework». - Canadian Journal of Environmental Education, Vol. 1, 1996, p.105.

4. Naess, Arne, «The Shallow and the Deep, LongRange Ecology Movement. - The Deep Ecology Movement: An Introductory Anthology. - North Atlantic Books, 1995, p.3.

5. Achieving a better quality of life: Review of progress towards sustainable development. - Government Annual Report 2002, DEFRA, February 2003.

6. A better quality of life: a strategy for sustainable development for the United Kingdom, DETR, 1999, p.8.

7. Human Nature Articles. - Vol. 5. - № 2, December 2000.

8. http://www.britishecologicalsociety.org

9. http://www.eco-projects.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.