УДК: 005.1.:378:574(470.345) ББК: 65.0
Новокрещенова Н.А. Шилкина А.Т.
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Novokreshchenova N.A, Shilkina A. T
THE IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF ENVIRONMENTAL EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT
Ключевые слова: устойчивое развитие, образование, экологическое образование, национальные концепции развития, документы в области экологии.
Keywords: sustainable development, education, environmental education, national concept of development, ecological documents.
Аннотация: в статье проведен анализ существующих в научной литературе подходов к определению понятий «экологическое образование», «экологическое воспитание», исследован комплекс регламентирующих документов и организаций, участвующих в развитии процесса экологического образования. Целью научной статьи является определение предпосылок и направлений развития системы экологического образования в целях обеспечения устойчивого развития. Для достижения цели решаются задачи развития теоретической базы в области устойчивого развития и экологического образования, определение основных компонентов системы экологического образования, анализ существующих нормативно -правовых документов, регламентирующих данную сферу на разных институциональных уровнях.
Abstract: the paper deals with the different approaches to such categories as ecology education, ecology training and sustainable development, the complex of regulating documents and organisations participated in the ecology education process. The aim of the paper is to determine prerequisites and directions of development of the ecology education system with the purpose sustainable development. To achieve this goal there were established such objectives as the development of the theoretical basis in the sphere of sustainable development and ecology education, the determination of the main elements of the ecology education system and its modeling, the analysis of the regulating documents on different institutional levels.
Современное научное сообщество все чаще развивает в своих исследованиях проблемы устойчивого развития Необходимо отметить, что эти проблемы привлекали умы человечества на протяжении длительного времени. Так, ученый-филолог М.М Бахтин в его работе «К философии поступка» говорил о ценностной ориентации человека и ответственности перед обществом и природой и как следствие формирование устойчивых условий его бытия.
Всемирный форум в Рио-де-Жанейро (1992 г) учредил комиссию ООН по устойчивому развитию для проведения текущей работы по повестке дня на 21 век, согласно которой «устойчивое развитие» становится основой формирования нового типа эколого
- экономического роста и развития общества.
В настоящее время разработано и находится в действии большое количество документов, регулирующих и определяющих охрану окружающей среды и экологическое образование (таблица 1).
Одним из первых документов, принятых в РФ, в которых появляется термин «экологическое образование» стал Федеральным закон «Об охране окружающей среды». В нем организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры провозглашается одним из принципов охраны окружающей среды.
Таблица 1 - Документы и мероприятия в области устойчивого развития и экологии
Уровень Содержание документов Название документов/мероприятий
Международный уровень Документы в области устойчивого развития и экологии, принятые на уровне ООН и международных организации, а также утвержденные на международных конференциях Стратегия ООН для образования в интересах устойчивого развития Программные документы конференций ООН по окружающей среде и развитию Международные семинары по экологическому образованию, организованные ООН и ЮНЕСКО
Межгосударственный уровень Документы, нормативные акты и постановления, принятые и действующие в ряде государств Экологической политика ЕС Постановление Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств
Националь ный уровень Законы, постановления и другие нормативные акты, признанные на федеральном уровне страны Конституция Российской Федерации Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года Экологическая доктрина Российской Федерации Концепция общего экологического образования для устойчивого развития в РФ, 2010 Федеральный закон РФ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ Указ от 1 апреля 1996 года № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 1 марта 2002 года № 95 «О Консультативном совете по экологическому образованию и просвещению МПР России» Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года
Региональный уровень Документы, принятые на уровне отдельных регионов и городов Законы "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры", принятые в субъектах РФ Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Охрана окружающей среды и повышение экологической безопасности на 2014-2018 годы" (с изменениями на: 19.12.2014) Постановление Правительства Республики Мордовия от 17 декабря 2014 г. № 618 "Об утверждении Концепции экологической безопасности городского округа Саранск на период проведения в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" Государственная программа Республики Мордовия «Охрана окружающей среды и повышение экологической безопасности на 2014-2018 годы»
Институциональный уровень Документация общественных организаций и объединений Экологические слеты, экоклубы
Согласно данному закону система всеобщего и комплексного экологического образования необходима в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды. Также в законе речь идет об экологическом просвещении, которое рассматривается как распространение экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов, осуществляемое в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством.
Практически одновременно с законом, определяющим принципы охраны окружающей среды, в России была принята Экологическая доктрина. Данный документ был разработан Министерством природных ресурсов Российской Федерации с участием органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных экологических организаций, деловых и научных кругов, что подчеркивает его общественную и практическую ценность.
Согласно доктрине важнейшей задачей государства в настоящее время является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии.
Для этого необходимо:
- создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования и просвещения;
- включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса;
- усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности;
- подготовка и переподготовка в области экологии педагогических кадров для
всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения, в том числе по вопросам устойчивого развития Российской Федерации;
- включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в федеральные целевые, региональные и местные программы развития территорий;
- государственная поддержка деятельности систем образования и просвещения, осуществляющих экологическое просвещение и образование;
- разработка стандартов образования, ориентированных на разъяснение вопросов устойчивого развития Российской Федерации;
- развитие системы подготовки в области экологии руководящих работников различных сфер производства, экономики и управления, а также повышения квалификации специалистов природоохранных служб, правоохранительных и судебных органов;
- повышение информированности деловых кругов по вопросам законодательства в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, устойчивого развития Российской Федерации, а также обучение их методам управления с учетом экологического фактора;
- поддержка и публикация материалов по вопросам экологии в средствах массовой информации.
В целях реализации положений Федерального закона «Об охране окружающей среды», касающихся системы всеобщего непрерывного экологического образования и просвещения Министерством природных ресурсов Российской Федерации создан Консультативный совет по экологическому образованию и просвещению.
Основные направления его работы:
- разработка проектов, рекомендаций, предложений по вопросам развития в Российской Федерации системы экологического образования и просвещения в целях обеспечения устойчивого развития;
- подготовка предложений по организации мониторинга, анализа и оценке состояния разных уровней экологического образования и просвещения, экологической
подготовки специалистов разных сфер деятельности, распространения информации о развитии этого направления деятельности в регионах и субъектах Российской Федерации;
- рассмотрение проблем, связанных с развитием экологического образования и просвещения, включая вопросы разработки и реализации межотраслевых, межправительственных, международных соглашений и проектов, федеральных и межрегиональных программ;
- участие в формировании рабочих групп для проработки конкретных вопросов по проблемам развития в Российской Федерации экологического образования и просвещения населения, экологической подго-
товки специалистов.
Наиболее полно основы, сущность и основные направления экологического образования в России в настоящее время определяют два программных документа - Концепция общего экологического образования для устойчивого развития в РФ и Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
Во всех представленных документах, охватывающих международный, национальный и региональный уровень присутствует собственное видение экологического образования. Проведем анализ представленных в них определений и выделим их особенности в таблице 2.
Таблица 2 - Подходы к определению понятия «экологическое образование»
Источник Определение Подход к экологическому образованию
Конференция по вопросам экологического образования (г Карсон-Сити, США, 1970). Экологическое образование - процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением Процесс осознаний и приобретения ценностей
Всемирная конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г) Экологическое образование - комплексная дисциплина, наука о единстве развития природы и общества, гармоничное единение естественных и гуманитарных наук, опыта природопользования в прошлом и настоящем Дисциплина
Семинар по экологическому образованию, организованный Финской национальной комиссией по делам ЮНЕСКО (Турку, Финляндия, 1974 г.) Экологическое образование - это способ достижения целей охраны окружающей среды. Экологическое образование не является отдельной наукой или дисциплиной. Оно должно осуществляться согласно принципу интегрированного образования Инструмент для охраны окружающей среды
Закон США об экологическом образовании Экологическое образование - это образовательный процесс, затрагивающий связь человека с его природным и рукотворным окружением и включающий в себя отношение популяции, загрязнения, распределения ресурсов и их истощения, сохранения, транспортировку, технологию, городское и сельское планирование со всей окружающей средой человечества Образовательный процесс
Постановление Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств Экологическое образование - процесс обучения, воспитания, развития личности и населения, самообразования и накопления опыта, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний по природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельно- Процесс обучения, воспитания, развития личности, самообразования
сти
Продолжение таблицы 2
Законы "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры", принятые в субъектах РФ Экологическое образование - непрерывный, целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм нравственного поведения людей, их обязанностей и ответственного отношения к взаимодействию человека с природной, социальной и техногенной средой, а также на получение специальных знаний и практических навыков по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности Процесс обучения, воспитания, развития личности, самообразования
Vare, 1998 Экологическое образование - это образование, которое вы не получаете из-за того, что идете в школу
Концепция общего экологического образования для устойчивого развития в РФ, 2010 Общее экологическое образование - это гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у учащихся основ экологической образованности - экологического мышления и опыта экологически ориентированных рефлексивно-оценочных и проектных действий как деятельностных средств вхождения в мир экологической культуры и общественных ценностей, самоопределения в них, оценки своих возможностей по участию в решении экологических проблем, исполнение своих правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, нерасточительного потребления природных ресурсов Элемент общего образования
Федеральный закон РФ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ Экологическое образование - система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма Элемент общего образования
Стратегия ООН для образования в интересах устойчивого развития, 2004 Экологическое образование необходимо и далее развивать и дополнять образованием в других областях в рамках комплексного подхода к образованию в интересах устойчивого развития Элемент общего образования
Международные конференции по экологии (в 1972 г - в Стокгольме, в 1977 г - в Тбилиси, в 1982 г - в Найроби, в 1983 г в Вене, в 1987 г- в Таллине, в 1997 г - в Киото, в 2002 г - в Йоханнесбурге и др.) [Хачатрян] Экологическое образование является не только интегральной частью образовательных программ, начиная с дошкольных организаций и кончая вузами и системы переподготовки кадров, но и всех форм общественного влияния на развитие общественного сознания и человеческого поведения; и что экологическое образование должно входить в учебные программы по всем предметам и тем самым способствовать пониманию единства окружающей среды и взаимодействия человека на окружающую Элемент общего образования
природу
Как показывают данные таблицы 2, термин «экологическое образование» широко представлен в различных программных документах, материалах экологических конференций, законодательных актах и нормативных документах, однако, трактуется по-разному: как элемент общего образования, как образовательный процесс, направленный на усвоение определённых компетенций, как процесс воспитания, развития и самообразования личности, а также как дисциплина и даже наука, что подтверждает комплексность данной категории и многообразие ее аспектов.
В целях данной научной работы вос-
пользуемся объединением двух подходов и будем рассматривать экологическое образование как целостную систему являющуюся частью общего образования и включающую в себя непрерывные и целенаправленные процессы воспитания, обучения, самообразования, развития личности, направленные на формирование ценностных ориентаций, правил поведения и норм, приобретение специальных знаний и практических навыков, реализуемых в экологически грамотной деятельности и способствующих достижению целей устойчивого развития.
Таким образом, основу экологического образования составляют (рисунок 1):
Ценностный компонент - формирование ценностных ориен-таций, связанных с преодолением потребительской позиции по отношению к природе и направленных на развитие экологической культуры и общественных ценностей
г
Нормативный компонент - формирование норм нравственного поведения, правовых и эстетических норм, принципов обязанностей и ответственного отношения к взаимодействию человека с природной, социальной и техногенной средой
-ч
Познавательный компонент - приобретение экологических знаний, умений и навыков по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности
Рисунок 1 - Компоненты экологического образования
Таким образом, основными направлениями экологического образования являются :
- учебные курсы в рамках школьных или вузовских программ;
- дополнительное образование - факультативы и кружки;
- воспитательная работа;
- методическая деятельность - издание буклетов, брошюр, пособий;
- проведение экологических акций, фестивалей и праздников;
- экологический и познавательный туризм;
- научно-практические конференции и конкурсы по вопросам экологии;
- проведение научных экологических
исследований и экспедиций;
- экологические сборы, детские и молодежные лагеря;
- экологические фильмы и программы, социальная реклама.
В заключение необходимо отметить, что реализация положений Концепции способствует развитию системы экологического образования и воспитания.
Экологическое образование является одной из первоочередных задач в сфере охраны окружающей среды.
Для развития экологического образования и просвещения необходимы:
1. Формирование экологической культуры населения.
2. Создание системы непрерывного
экологического образования и просвещения населения, включая все возрастные и социальные категории, в том числе включение вопросов экологии, сохранения окружающей среды, рационального использования природных ресурсов в академические программы всех учебных заведений.
3. Разноуровневая поддержка деятельности системы непрерывного экологического образования и просвещения населения.
4. Распространение публикаций, способствующих повышению экологической осведомленности широких масс.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РоссииШскоиП Федерации на период до 2020 года. - Режим доступа http://base.garant.ru/19436
2. Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации // Приложение к журналу «Вестник экологического образования в России». - 2000. - № 1. - 20 с.
3. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?base= LAW&n=129117 &req=doc
4. Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 1 марта 2002 года № 95 «О Консультативном совете по экологическому образованию и просвещению МПР России». - Режим доступа: http://base.garant.ru/2158651/
5. Экологическая Доктрина Российской Федерации. - Режим доступа: http:// www. mnr. gov. ru/re gulatory/ detail.php? ID=133908
6. United States Public Law 91-516. The Environmental Quality Education Act. Enacted October 30, 1970.
7. Постановление Межпарламентской ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств «О рекомендательном законодательном акте "Об экологическом образовании населения"» (17 февраля 1996 г. № 7-19. г Санкт-Петербург). - Режим доступа: http ://www.busel.org/texts/cat9ut/id5cwifne. htm
8. Моисеев, Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования // Экология и жизнь. - 2010 - № 8. - С. 4-6.
9. Моргун, Д.В., Ягодин, Г.А. Экологическое образование для устойчивого развития как интегральное направление модернизации образования // Наука - образованию. - 2012. - № 1. - С. 89-100.