Научная статья на тему 'Экологические факторы в процессе социализации молодежи в европейской педагогике'

Экологические факторы в процессе социализации молодежи в европейской педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКАЯ ПЕДАГОГИКА / EUROPEAN PEDAGOGY / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ENVIRONMENTAL VALUES / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ENVIRONMENT / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шульженко Александра Кузьминична

В статье речь идет о роли экологического образования в европейских странах, о его социальной цели. Экологическое образование как социальная проблема призвано способствовать решению экологических проблем, обеспечению устойчивого развития общества, внести важный вклад в развитие личности ребенка, его социализацию, помочь понять экологические ценности, сформировать гуманное, ответственное отношение к природе, к окружающей среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шульженко Александра Кузьминична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL FACTORS IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION OF YOUTH IN EUROPEAN PEDAGOGY

The article deals with the role of environmental education in European countries, and its social purpose. The environmental education as a social problem is aimed to facilitate a solution to environmental problems, to ensure the sustainable development of society, to make an important contribution to the development of the child's personality, his or her socialization. It also helps to understand environmental values, to form a humane, responsible attitude towards nature and the environment.

Текст научной работы на тему «Экологические факторы в процессе социализации молодежи в европейской педагогике»

DOI 10.23859/1994-0637-2018-4-85-19 УДК 37.013.42

Шульженко Александра Кузьминична

Доктор педагогических наук, профессор, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (Елец, Россия) E-mail: schak1972@rambler.ru

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Аннотация. В статье речь идет о роли экологического образования в европейских странах, о его социальной цели. Экологическое образование как социальная проблема призвано способствовать решению экологических проблем, обеспечению устойчивого развития общества, внести важный вклад в развитие личности ребенка, его социализацию, помочь понять экологические ценности, сформировать гуманное, ответственное отношение к природе, к окружающей среде.

Ключевые слова: европейская педагогика, экологическое образование, экологические ценности, социализация, окружающая среда, устойчивое развитие

© mym^eHKO A.K., 2018

Shulzhenko Alexandra Kuzminichna

Doctor of Pedagogical Sciences, Рrofessor, Bunin Yelets State University (Yelets, Russia) E-mail: schak1972@rambler.ru

ECOLOGICAL FACTORS IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION OF YOUTH IN EUROPEAN PEDAGOGY

Abstract. The article deals with the role of environmental education in European countries, and its social purpose. The environmental education as a social problem is aimed to facilitate a solution to environmental problems, to ensure the sustainable development of society, to make an important contribution to the development of the child's personality, his or her socialization. It also helps to understand environmental values, to form a humane, responsible attitude towards nature and the environment.

Keywords: European pedagogy, environmental education, environmental values, socialization, environment, sustainable development

Введение

Во второй половине XX столетия мировое сообщество с тревогой осознало, что в складывающейся экологической ситуации, с учетом экономических прогнозов, высшим долгом каждого человека, желающего блага своей стране и всей планете, является сохранение окружающей среды.

Спасением для разрушаемой природы видится экологическое образование и воспитание, которое способствует пониманию экологических проблем, путей и средств их разрешения. Экологические проблемы затрагивают каждый регион, каждую страну, для них не существует государственных границ, перед ними отступают национальные интересы; они требуют согласованных действий не только правительств, но и всех неправительственных организаций. Изучение опыта зарубежных специалистов значимо для развития экологического образования.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №4

155

Основная часть

Исторический опыт образования в области окружающей среды в Европе свидетельствует о высокой степени схожести тенденций становления образования, которое сегодня называют экологическим. Повышенный интерес к природоохранному образованию в 60-70-е гг. прошлого века повлек за собой смену терминологии, но не содержания, форм и методов. Экологическое образование являлось скорее «новым выражением», а не новой философией [5]. Следует также отметить, что в течение данного периода действительно произошли радикальные перемены в различных аспектах экологического образования. Его «современная» версия просматривается, прежде всего, в осознании природоохранного образования как необходимого и непрерывного образовательного процесса.

Изменения в сфере экологического образования явились результатом социальных и политических проблем. Движения по защите экологических и гражданских прав человека охватили в конце 1960-х гг. многие европейские страны, а «День Земли» в США (1970) стал символом нового качества образования в целом. Появились различные группы, выступающие за защиту окружающей среды, политические партии (партия «зеленых»).

Если на первых этапах (до 1960-х гг.) экологическое образование сосредоточивало свое внимание на сохранении окружающей среды, будучи озабоченным физическими ресурсами, а не их экологическим качеством, и характеризовалось целым рядом таких недостатков, как отсутствие специально подготовленных преподавателей, ведущих обучение в русле приоритета экологической грамотности, воспитание натуралистов, а не экологических деятелей, способных мыслить критически, то на «современной» стадии пришло осознание необходимости нового подхода - междисциплинарного, выходящего за рамки естествознания [3] и ставящего во главу угла качество окружающей среды [6].

Гражданину Будущего требуются «глубокие знания в естествознании, чтобы понять последствия различных действий человека, знания в области философии, гуманитарных наук, искусства, чтобы оценить их» [4].

В последней четверти прошлого века экологическое образование широко обсуждается в образовательной среде европейских стран; остро стоит вопрос о том, что должно включать в себя экологическое образование и какова его социальная цель.

В этих условиях мировое сообщество объединяется под эгидой программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), главная цель которой - помочь людям правильно понять экологические ценности и учитывать их в своей повседневной жизни.

Ключевой инициативой в области координации и стимулирования национальных и международных программ экологического образования и воспитания является Международная программа экологического образования (International Environmental Education Programme). С 1975 г. она охватила более 160 стран и содействовала экологической подготовке более 30 тыс. человек.

Участие в международных проектах способствует осознанию глобальной сущности экологического неблагополучия, пониманию того, что преодоление требует координации усилий всех стран; переход современной цивилизации к устойчивому развитию предполагает гармонизацию социально-экономического и экологического развития, учет интересов будущих поколений людей, что возможно лишь путем ра-

156 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №4

дикальных изменений не только в экономике, технологии, культуре, но, прежде всего, в содержании образования.

В настоящее время в Европе занимаются активной разработкой и апробацией педагогических подходов и методов, направленных на достижение цели образования и воспитания для обеспечения устойчивого развития. Подготовка к экологическому воспитанию начинается с раннего возраста.

Однако следует признать, что система просвещения и информирования функционирует недостаточно эффективно. Общество еще не в достаточной степени осознает связь между экономическим ростом и окружающей средой. Согласно «Повестке на XXI век» необходимо, чтобы информация об устойчивом развитии поступала к людям тогда, когда она им нужна, и в понятной форме. Правительствам стран следует использовать широкие консультации с общественностью для определения того, в каких дополнительных знаниях нуждается население. Исследования подобного рода организуются на государственном уровне.

Так, предметом изучения британской Комиссии по устойчивому развитию стали школьные знания об устойчивом развитии. Отвечая на вопрос «Какую информацию, полученную на школьных занятиях, вы можете отнести к проблеме устойчивого развития?», учащиеся (1998 г.), в числе других, указали причины и последствия загрязнения окружающей среды (90 %), сохранение природного разнообразия (78 %), экономический рост в стране (58 %), взаимосвязь экономического роста и экологии (56 %), бедность в Британии (48 %).

По мнению Комиссии, уровень знаний выпускников по проблеме устойчивого развития достаточно высок, но члены комиссии обеспокоены вопросом о том, как эти знания будут использованы за порогом школы. Согласно Британской стратегии устойчивого развития, «образование должно обеспечить каждое новое поколение знанием и пониманием проблем устойчивого развития. Для того, чтобы устойчивое развитие стало реальностью, отдельным личностям, обществу, правительству, экономическим структурам необходимо получить навыки и принять обязательства жить и вести себя «устойчиво, понимая, зачем это нужно» [2].

В Великобритании разрабатывается и принимается Программа под названием «Правительственная стратегия экологического образования в Англии и Уэльсе». Основное обязательство, указанное в данной программе, - убедить детей, молодежь, взрослых в том, что все, что они делают в повседневной жизни, имеет влияние на каждого в отдельности в этой стране и во всем мире. План действий содержит основные цели:

- образование для устойчивого развития;

- природоохранный аспект деятельности правительства;

- природоохранный аспект во всей сфере образования;

- местное и глобальное природоохранное партнерство.

Государственное образование признано решающим инструментом повышения осознания молодежью проблемы устойчивого развития, предоставления навыков и знаний «устойчивого» поведения, необходимых в повседневной жизни, и формирования «устойчивой культуры» с раннего возраста.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №4

157

Согласно Программе, принципы устойчивого развития должны стать ядром всей системы образования и воспитания, начиная с детского сада и заканчивая университетом.

Для внедрения принципов в образовательную систему предпринимаются определенные шаги:

- разрабатывается веб-сайт «Устойчивые школы», который станет полноценным источником рекомендаций и практической поддержки учителям, директорам и управленцам;

- в соответствии с программой «Гражданское образование» ученики узнают, что улучшает, а что вредит окружающей среде, и как их деятельность влияет на жизнь других людей. «Гражданское образование» призывает молодых людей вносить посильный вклад в жизнь школы, общества и мыслить глобально;

- интернациональный сайт «Глобальные ворота» (Global Gateway), организованный Британским Советом (British Council), дает возможность людям всего мира, заинтересованным в развитии образования, общаться и творчески сотрудничать, а также убеждает, что образование не имеет национальных границ, а молодежь - это по-настоящему «глобальные» граждане;

- местные программы «Здоровые школы» призваны обеспечить поддержку в организации таких школ, в которых дети смогут учиться в здоровой окружающей среде, совершенствуя не только учебные навыки, но и навыки устойчивого поведения;

- внедряемый план «Школьный транспорт» окажет поддержку местным школам и властям в реализации «школьных путешествий» (Traveling to School Action Plan), суть которых - в актуализации пеших и велосипедных прогулок до школы и дома, с целью сокращения вредного воздействия выхлопных газов автомобильного транспорта;

- правительство работает над тем, чтобы в ближайшей перспективе были организованы повсюду детские центры «Эко-старт», осуществляющие экологическое воспитание детей дошкольного возраста;

- так называемые «Зеленые школы» призваны максимально использовать природную среду в качестве источника познания, обучения и воспитания и включать занятия на природе и о природе в учебные планы и программы;

- все школьные строительные проекты, независимо от масштаба и стоимости, должны представлять модель «Школа Будущего» и соответствовать оценке «очень хорошо» с точки зрения экологичного стандарта.

Ученые-экологи Великобритании, входящие в состав Комитета по образованию, пришли к выводу о том, что для того, чтобы экологическое образование стало действенным звеном в обеспечении устойчивого развития, требуется более широкий подход к разработке экологических программ и проектов. Для этого, по их мнению, главной целью экологического образования должно стать развитие интереса к экологическим знаниям и природоохранной деятельности. У выпускника средней школы следует сформировать не только устойчивый интерес к экологии, но и привить ему любовь к этой науке, чтобы у него возникло желание сделать ее своей профессией.

В связи с появлением различных подходов к обучению, для реализации стратегии устойчивого развития организации, занимающиеся исследованием в области эколо-

158 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №4

гического образования, активно работают над экологическими образовательными проектами, используя приоритетные идеи тех или иных подходов. Сфера образования и воспитания для устойчивого развития существенно расширяется, благодаря целенаправленной деятельности различных общественных организаций. Среди них выделяется общественный фонд «Живая Земля» (The Living Earth) в Лондоне.

Следует отметить работу Британского Экологического Общества (British Ecological Society), основанного в 1913 г. Сегодня оно насчитывает более 5000 членов из разных стран мира, совместно занимающихся разработкой экологических проектов, публикацией новейших результатов исследований в области образования для устойчивого развития, а также апробацией и внедрением их в образовательный процесс на всех уровнях обучения.

Британским Экологическим Обществом разработан проект ежегодного конкурса «Молодой эколог года» (The Young Ecologist of the Year), который предполагает тесное сотрудничество учеников между собой и ученика с учителем. По итогам участия в различных мероприятиях, относящихся к природоохранной деятельности, и результатам текущих конкурсов, собственных достижений выбирается особо отличившийся ученик. В конкурсе обращается внимание на личность ученика, его работу. Конкурс проводится при информационной поддержке средств массовой информации и финансируется из фондов коммерческих и государственных организаций.

В разработке, реализации, финансировании образовательных программ экологического образования участвуют как члены экологических организаций, так и представители широких слоев общественности, что является одним из важнейших факторов для обеспечения устойчивого развития. Например, компания группы «Шелл» («Шелл Интернэшнл») оказывает содействие в подготовке, издании и распространении специального руководства для молодежи, освещающего деятельность в сфере обеспечения устойчивого развития (Youth Action Guide on Sustainable Development). В этом руководстве собраны материалы международных семинаров по указанной тематике. В продолжение многих лет «Шелл» проводит кампанию «За лучшую Великобританию» (Shell Better Britain Campaign). Комитет по образованию кампании снабжает учителей материалами по вопросам экологии.

Основная цель, стоящая перед педагогами сейчас, - построить устойчивое будущее через интерконтинентальное образовательное сотрудничество и взаимодействие общественных и частных организаций и разработку креативных решений.

В России вопросы устойчивого развития еще не стали приоритетными в массовом сознании граждан. Социологические исследования свидетельствуют об ослаблении чувства сопричастности граждан к делам страны. Опрос, проведенный Институтом социологии РАН, дал такие результаты:

- почти половина респондентов назвала наиболее важной с точки зрения личных интересов ответственность за себя и своих близких (49,9 %);

- готовность участвовать в решении общих дел выразили лишь 6,2 %;

- нести ответственность за то, что происходит в стране и обществе, готовы 9,7 %.

Обеспокоенность общества экологическими проблемами также довольно низкая.

Состояние окружающей среды назвали самой беспокоящей проблемой 14%. На шкале угроз государственности проблема окружающей среды заняла одно из последних мест, после таких проблем как инфляция, коррупция, кризис сельского хозяйства,

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №4

159

промышленности и т.д. Вместе с тем опрос показал, что при оценке угроз непосредственно своей семье проблема загрязнения воздуха и почвы в районе проживания оказалась на первом месте - 77,5 % опрошенных, тогда как оценка других угроз в данном случае ниже, чем с точки зрения общегосударственных интересов. Из этого следует, что загрязнение окружающей среды, в отличие от других угроз, пока воспринимается большинством граждан как преимущественно «местная проблема».

Обнадеживающим фактом является то, что достаточно большой процент граждан РФ осознает серьезность глобальных угроз для человечества. Первые места в сознании россиян занимают:

1) СПИД и другие опасные вирусные заболевания - 70,3 %;

2) наркомания - 67,3 %;

3) ухудшение состояния окружающей среды - 54,3 %;

4) истощение ресурсов сырья и топлива - 39,3 %;

5) продовольственный кризис - 35,7 %.

Заслуживает внимания тот факт, что на вопрос «Должна ли Россия участвовать в международных соглашениях по защите окружающей среды, если это может нанести вред российской экономике?» положительно ответили 58,8 % респондентов, отрицательно - 19,8 % [1].

В 1994 году, по совместному решению ЮНЕП и ряда правительственных и неправительственных организаций РФ, был создан Российский национальный комитет содействия Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕПКОМ). Основным направлением его деятельности является реализация международных конвенций и экологических программ на территории нашей страны, развитие международных связей, ведение информационно-разъяснительной работы среди широких слоев населения.

Российские педагоги и ученые в области экологического образования и воспитания получили возможность посетить ряд стран Европы (Финляндию, Швецию, Англию, Голландию) и США. Практическим результатом таких командировок явилось обогащение содержания и внедрение новых образовательных технологий и моделей образования: энвайронментального образования, природных школ и многое др.

Одной из основных задач ЮНЕПКОМа является доведение имеющейся информации до всех заинтересованных учреждений в России, предоставление всем организациям и физическим лицам возможности обмена интересующей их информацией и опытом в вопросах окружающей среды и устойчивого развития.

Начиная с 1995 года ЮНЕПКОМ активно способствует установлению партнерских отношений между учителями, работающими в области экологического образования, и учеными ведущих образовательных центров страны - авторами методик преподавания, направленных на воспитание у учащихся активной гражданской экологической позиции.

Практика участия педагогов в международных семинарах также способствует вхождению в единое образовательное пространство. Среди энтузиастов экологического образования, проводивших семинары в России (г. Санкт-Петербург), известны: Джуди Фридман (США), обучающий детей правильному обращению с природными ресурсами, Мэрилин Бардси (Швеция) с идеей популяризации природных школ,

160 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №4

Джеймс Хайдсон (Великобритания), пропагандирующий образование для устойчивого развития, и др.

ЮНЕПКОМ заботится о расширении экологической осведомленности молодежи не только в рамках школьного образования, основное направление деятельности -обеспечение обязательного экологического просвещения как ценности, имеющей значение непременного компонента в процессе формирования гражданской зрелости каждого молодого человека.

По мнению руководителей ЮНЕПКОМа, важнейшим моментом в воспитании социально-экологической позиции молодежи является общение со сверстниками из других стран, ощущение себя не только гражданами своей страны, но и всей планеты Земля, поэтому ЮНЕПКОМ постоянно участвует в организации и работе молодежных семинаров, конференций, форумов по проблемам окружающей среды, поддерживает работу российских школьников в детских международных исследовательских проектах.

ЮНЕПКОМ является учредителем и организатором первого Всемирного благотворительного фестиваля «Искусство за здоровье детей в здоровом мире», посвященного Всемирному дню окружающей среды.

Руководство ЮНЕПКОМа исходит из того, что эффективность программ по формированию экологического мировоззрения молодежи будет возрастать благодаря максимальному использованию новых средств информации и новейших информационных технологий обучения.

В настоящее время очевидна значительная роль телекоммуникационных и информационных технологий в решении задач вовлечения детей и молодежи в природоохранную деятельность, обучения подрастающего поколения основам экологии. Ведется большая работа по разработке телекоммуникационных образовательных проектов, созданию обучающих и воспитательных сайтов, содержащих огромное количество информации и предлагающих участие в международных on-line форумах всем, кому интересны вопросы, касающиеся проблем экологии.

Выводы

Экологическое образование и воспитание в европейских странах рассматривается как чрезвычайно актуальная социальная проблема, призванная не только способствовать разрешению многочисленных экологических кризисов, построению устойчивого будущего, но и внести важный вклад в развитие личности ребенка, в формирование гуманного и ответственного отношения к природной среде.

Реальная практика экологического образования имеет свою специфику в каждой стране, т.к. зависит от состояния окружающей среды, от методов и приемов научно-экологических исследований, от социально-экономического и культурного уровня развития общества и от множества социально-педагогических факторов и условий.

В определении целей и задач экологического образования практически все государства исходят из того, что необходимо делать акцент на формировании у ребенка ответственного отношения к природе посредством привлечения его к решению доступных экологических задач, в ходе чего происходит социализация человека.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №4

161

Литература

1. Современное российское общество: переходный период. Результаты социологического опроса населения России, проведенного в декабре 1998 г. / под ред. В.А. Мансурова. М., 1998.

2. Achieving a better quality of life: Review of progress towards sustainable development-Government Annual Report, 2002, DEFRA, February, 2003, para 2.13.

3. Hamilton L.S. Education for the Changing Field of Conservation // Science Education. 1967. №51. P. 120-126.

4. Morison R.S. Education for Environmental Concerns. Daedalus, 1967. P. 121-123.

5. Schaefer G. Environmental Education - A New Word or Philosophy of Teaching? New York, 1980.

6. Stapp W.B. Historical Settings of Environmental Education. New York, 1974. P. 42-49.

References

1. Sovremennoe rossiiskoe obshchestvo: perekhodny period. Rezultaty sotsiologicheskogo oprosa naseleniia Rossii, provedyonnogo v dekabre 1998g. pod red. V.A. Mansurova [Modern Russian society: the transition period. The results of a sociological survey of the population of Russia, conducted in December 1998. Ed. by V.A. Mansurov]. Moscow, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Achieving a better quality of life: Review of progress towards sustainable development-Government Annual Report, 2002, DEFRA, February, 2003, para 2.13.

3. Hamilton L.S. Education for the Changing Field of Conservation. Science Education, 1967, no. 51, pp. 120-126.

4. Morison R.S. Education for Environmental Concerns. Daedalus, 1967, pp.121-123.

5. Schaefer G. Environmental Education - A New Word or Philosophy of Teaching? New York, 1980.

6. Stapp W.B. Historical Settings of Environmental Education. New York, 1974, pp. 42-49.

Для цитирования: Шульженко А.К. Экологические факторы в процессе социализации молодежи в европейской педагогике // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №4(85). С. 155-162. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-4-85-19

For citation: Shulzhenko A.K. Ecological factors in the process of socialization of youth in european pedagogy. Bulletin of the Cherepovets State University, 2018, no. 4 (85), pp. 155-162. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-4-85-19

162 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.